На страже Заполярья. 1948 год. Июль.

18 июля 1S48 г., № 168 (3164). С Т Р А Ж Е З А ПО Л Я Р Ь Я ПУТЬ СЛАВЫ И ПОБЕД > Сегодня, в День Воздушного флота па­ шей социалистической Родины, в памяти североморских авиаторов вновь возникают картины нгдат.нс1^ бс*евого прошлого, вспомипаотся сланная истерия создания нашего флота, а вместе с ней и история зарожд-шия морокой авиации в Заполярье. Летчики-севсроморцы с удсвлетгорением отмечают, что опп честно выполняли н выполняют сейчас свои воинекии долг пе­ ред Ро.тииюй, ватщгщая неприкосновенность границ социалистического Отечества. Вместе о Северным флотом сштавллась и наша авиация, росло ее мощь. Впа- чале это была горсточка летчиков, всего звено самолетов во главе с талантливым авиатором старшим лейтенантом Степано­ вым. Эго звено и положило начало созда­ нию североморской авпащгп. Осваивая искусство полетов в Заполярье, летчикь не только настойчиво лились, но вместе с тем и помогали рагхучипмстроить аэродромы, общежития, служебные здания. Большевистская партия. Советское пра­ вительство и лично товарищ Сталин !пк»яв­ ляют повсс'днешую отеческую заботу о мо­ лодом флоте, об авианж. С судостроитель­ ных В'ффей поступает все больше п боль­ ше боевых вораблей, с авиационных заво­ дов наши летчики получают первоклассные отечественные самолеты. К началу Великой Отечественной воины военно-воздушные силы Северного флота благодаря заботе большевпсгсш! партии и лично товарищ* Сталина, выросли в мощ­ ную боевую единицу, способную решать па суше и па море оперативно-тактические задачи. С первых дней войны перед авпаппеГ Северного флота встала ответственная за­ дача—вместе с частями Советской Армии ж кораблями флота пршрыть важнейший заполярный порг Мурманск, связывающий налгу Родину с внешним миром, защищать базы и корабли флота от атак вражеских бомбардировщиков. Противник, как извест­ но, еше до воины сосредоточил в Порвегпи крупные силы авиации л своего флота. Чтобы противостоять немецким захватчи­ ка^ от североморских авиаторов потребо­ вались, особенно на первом этапе, огром­ ное напряжение, высокое мастерство, от­ вага, нужество з стой-ко^ть. Западная Лица, Петсамо, Киркенес, Вар- дэ, Луостари — таковы пункты, где над сушей и над морем бились с фашистами се­ вероморские летчики, защищая свою Ро­ дину. В этих боях во всю ширь развернул­ ся вогинъгй талант первого героя Отечест­ венной войны в Заполярье летчика-истре­ бителя Б. Ф. Сафонова. В минимально ко­ роткое время он уничтожил боаее десяти гражооких самолетов. Не было на Севере участка фропта, нал которым бы пе дрались в те дни паши лет­ чики. Пх героическая защита города Мур­ манска, баз флота войдет ярчайшей стра­ ницей в историю флотской авиации. При­ меняя передовую и развивающуюся со­ ветскую военную тактику, североморцы беспощадно били немецких захватчиков. За два месяца боев над Мурманском лет­ чики только одной части сбили несколько вражеских машин. Година высоко оцрпила героизм и мастерство летчиков. Уже в 1942 году Борис Ф.чжтпотозич Са-донов принял в свои руки Гвардейское знамя. Трудно перечислить все участки боевой деятельности авнашпт флота в годы вой­ ны. Летчики вели воздушные бои с прен­ иями бомбардировщиками и обеспечивали атаки наших торпедных катеров на ком­ муникациях врага, подавляли немецкие батареи, штурмовали аэродромы против- Герой Советского Союза генерал-полковник авиации М . САМОХИН . подряд, и североморцы, израсходовав бое­ запас и горючее, вынуждены были воз­ вращаться на аэродром, заправлялись п снова вступали в этот бой. Бессменно гу­ дели над караванами наши самолеты. На­ прасно Геббельс и вся его лживая пропа­ ганда лаяли о гибели советской авиации. Ее удары не только не сокращались, а с каждым днем все нарастали. Только Герой Советского Союза Борис Сафонов уже к этому времени имел на своем счету 22 сбитых самолета противника. Талантливый летчик и создатель тактики воздушного боя в Заполярье, он умело руководил воздушными операциями. Сафонов был пер­ вым среди летчиков — участников войны награжден второй медалью «Золотая Звез­ да». В конце 1942 года Красная Армия от оборонных боев переходит в решительное наступление. Вместе с бойцами Советской Армии наступали и североморские летчики. Используя каждый день летной погоды, чти поднимались со свор аэродромов г 'рали курс на Запад, к вражеским портам г базам. В январе 1943 года налги торпедо- ’’осцы стали настоящей грозой для немец­ кого флота. Неся потерю га потерей, пр 0 гнвиик значительно усилил охрану прово- тимых им кюйеозв. Он увеличил число ко- заблей эскорта, посылал на канвой боль­ шие группы истребителей, но пп то, иг трутое не спасало фашистов от ударов се­ вероморских летчиков. 14 января совершил свой бессмертны'" подвиг Агатреп Б.глптьгоков. Он решил, как пламенный патриот своей Рогдины, атако­ вать самый крупный транспорт. Летчик знал, что на его самолет противник обру­ шит весь огонь, но герой не остановился перед смертельной опасностью. Багатырков. презирая смерть, пошел ва самопожертво­ вание во имя победы над врагом. Ранней была заполярная весна 19»4? года. Рано начались бои в Баренцевом мо­ ре и северном небе. С первых дней апреля появляются немецкие «охотники». Фашист­ ское командование посылает на Север своих хваленых ассов, воевавших до того на многих фронтах Европы. Одним из таких ассов был и Мюллер, сбитый летчиком-са- фоновцем Героем Советского Союза Бокий 19 апреля 1943 года. Весной значительно активизируются ▼очетвия торпедоносцев. 25 апреля совер­ шает героический подвиг экиттаж капитана Киселева. Он не свернул с боевого курса, когда по нему открыли огонь 11 военпых кораблей, отбил атаку истребителей противника. Отважный североморец на го­ рящем самолете атаковал транспорт водо­ измещением 10.000 тонп и потопил его. Подобный подвиг совершил летчик Сыро­ мятников. Бессмертные подвиги Бапггыркова, Ки­ селева и многих других; выковали тради­ ции североморских торпелоноспев. Этим тратиттиям оставались верны летчики до последних дней войны, а сейчас, в мирных условиях, умножают их славу. Нельзя н* остановиться на боевых дей­ ствиях летчикол-разведчиков. Именно бла­ годаря их упорной, пастойчивой боевой работе по разведке вражеских коммуника­ ций, командование получало в нужный момент важные сведения и посылаю груп­ пы авиапии для нанесения ударов по не­ мецким кораблям. Имеиа мастеров воздуш­ ной разведки летчиков Елькииа, Велбиц- Весиой 1942 года морская пехота Се­ верного флота высадилась крупным десан­ том и перешла в наступление, которое, как известно, сорвало хвастливые планы нем­ цев. Североморская авиация штурмовыми ударсюгп по войскам противника помогала десапппикам. Особенно отличились тогда «чайки» ьо главе с командиром Хряшко- вым. Мапевреппые, опи сбрасывали бомбы и по 3 — 4 .раза заходили на цель, ползшая врага градом пуль. Умелыми действпямл 1 отличились летчики Алексеев, Афанасенко w другие. В одном из боев лейтенант V . I кого, Суворова с любовью и уважением вика, гремпли базы немцев, топили кораоли ^ „ ^ ’ 1 произносятся североморскими авиаторами, да переходе, помогали наземным частям * t отражать натиск врага. Вся боевая дея- Вдохновленные первомайским приказом цельность североморской авиации проходи- Верховного Главнокомандующего товарища да рука об руку с Армией и Флотом. ,-Сталина летчики-североморцы в*1943 году усилигдют боевую деятельность. Над про­ сторами Баренцева моря появляется новая боевая машипа «Ильюшин» — прекрас­ ное творение советской авиационной тех­ ники. Штурмовики сразу стали грозой для немецких конвоев. «Илы» наносят ряд сокрушительных бомбоштурмовых ударов по базам и кораблям противника. • 22 августа группа штурмовиков под команловапием майора Михайлова нанесла сокрушительный удар по аэродрому про­ тивника Луостари. Подобных ударов немцы не испытывали раньше. «Ильюшины» прорвались сквозь огонь и начали беспо- Игнатьев таранил «Ме-109». Это был пер- щадНуЮ штурмовку, в результате которой вый таранный удар североморских летчи- па аэродроме было отмечено множество jrca. ! пожаров. Горели вражеские самолеты. Кяризу с воздушными боями над сушей, ! Выполняя исторические приказы штурмовкой, североморские летчики при- Верховного Главнокомандующего товарища крьлши караваны, идущие в СССР с воен- Сталина, североморские летчики наносят ными материалами. По 4 — 6 вылетов в ряд сокрушительных ударов. По поводу их день тогда совершали летчики. Случалось славных побед Илья Эренбург писал: ияогда так, что бон длился несколько часов •«Дети России! Вы в небе Севера: весшики бури! В близкий час великого торжества вас обнимает благодарная Родина». Эти слова прекрасно говорят о боевой работе наших летчиков. 19|44 год был годом бурной боевой дея­ тельности войск Карельского фронта, ко­ раблей и частей флота, авиации. Немцам “ советские воины не давали покоя ни днем, ни ночью. На суше их били бойцы Совет­ ской Армии, в море— корабли и авиация. Такие мастера торпедных и штурмовых ударов и воздушных боев, как тт. Сини­ цын, Дорошин, Осыка, Гуляев, Катунип, Сахаров, Стрельников, Коломнец, Адонкип, Павлов, беспощадно уничтожали врага. Начиная с 10 сентября летчики-северо­ морцы поддерживают наступление частей Красной Армии и моряков Северного фло­ та. Грозное возмездие гитлеровцам несли на своих крыльях североморцы. Великий Сталин вдохповлял советских летчиков на новые подвиги во славу освобождения на­ шей Родины. В наступательных боях наши летчики проявляли мужество и героизм. Подвиги героев Сьгромятникова, Скнарева, Асеева, Колбаса, Е.луш и многих других вошли в историю обороны и освобождения Совет­ ского Заполярья. Они подобно Баштырко- ву, Горбачеву и Катунину умножили слав­ ные боевые традиции североморцев, отдали свои жизни за честь и независимость Ро- »иттьт. Стремительным и неудержимым было паступлепие в Заполярье. 15 октября войска Карельского фронта вместе с моря­ ками флота освободили древнюю Печенгу. л. через 10 дней овладели портом и городом Киркенес. Североморские летчики в этих ооях дрались вместе с пехотой и моряками флота. Печеита, Киркелес, Вардэ — таков путь, который совершили североморские летчики за годы войны. Путь славы, путь оолыпих побед, путь удостоенный трех благодарностей великого Сталина за от­ личные боевые действия! В боях за Советскую Родину в ротах североморских летчиков выросли, закали­ лись и стали зрелыми воинами сотни за­ мечательных авиаторов. В Военно-Воз- тушньгх Силах выросло и воспиталось бо­ лее 42 Героев Советского Союза._А одному из североморцев — Борису Сафонову — присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Война послужила серьезной проверкой морально-политических качеств и воин­ ского мастерства североморских летчиков. Испытание огнем наши летчики выдер­ жали с честью. Вера в победу, безгранич­ ная любовь и преданность Родине, партии, великому Сталину, готовность пойти на любые жертвы во имя победы — вот что воодушевляло летчиков на подвиги. Из войны североморская авиация вышла еще более сильной, а ее летчики обогатились большим военным опытом. Однако ни прошлые победы, ни успехи 'в боевой подготовке не вскружат нам голо­ ву. Летчики помнят, что наш народ хочет видеть свои Военно-Морские Силы, в том числе и морскую авиацию, еще более силь­ ными и могучими, достойными советской державы. Поэтому нам пужно неустанно учиться. И летчики-североморцы совер­ шенствуют повседневно свое боевое ма­ стерство. Сегодня можно назвать множест­ во фамилий летчиков, которые идут в авангарде боевой и политической учебы. К таким товарищам нужно отнести летчи­ ков, штурманов, воздушных стрелков тт. Запаленова, Быстрова, Васина, Заве­ рюха, Наконечного, Павлова, Верещегина, Рожкова, Барабанова, Ястребова, Киричен­ ко, Черданцева, механиков, мотористов, техников и инженеров тг. Нессен, Шер- шецкого, Пахомова» Никитина, Пяткова, Сидорова, Живаева, Герасева, Углового, которые безупречно обеспечивают учобу в воздухе. Мы, большевики, не можем останавли­ ваться на достигнутом. Нам не дозволено зазнаваться и кичиться своими успехами. Министр Вооруженных Сил требует от нас быть всегда в боевой готовности. Чтобы выполнить приказ Маршала Советского Союза товарища Булганида, нам нужно много и много учиться и, прежде всего, настойчиво укреплять дисциплину и орга­ низованность в своих рядах. Североморским летчикам Родина довери­ ла охрану заполярных границ. Закаленные в боях Отечественной войны, с каждым днем повышая свои знания, североморские летчики сегодня в День Воздушного флота обращаются к товарищу Сталину со сло­ вами горячей благодарности и клянутся еще настойчивее повышать свое мастерст­ во и неустанно крепить мощь флота и авиации. НА СНИМКЕ: гвардии капитан Николай Запалено*. Фото М. Бутакова. Наследники сафоновских традиций В синеве июльского неба серебрятся на солнце юркие краснозвездные истребители. Над аэродромом стоит несмолкаемый ро­ кот моторов, то тут, то там раздаются су­ хие пулеметные очереди. Гвардии капитан Заиалепов с микрофо­ ном в руках стоит на центральном посту управления полетами. Его взгляд обращен в небо. Оп наблюдает за пилотажем свлих питомцев. Лицо командира напряжено. Вог один самолет пошел на боевой разворот. Когда летчик заканчивает маневр, Запале- нов связывается с самолетом по радио, на­ зывает его позывной. — Энергичней надо, смелее, — на­ путствует он своего подчиненного. И снова всматривается в небо. Снижается летчик Грибовский. Он вы­ лавливает самолет. Все идет нормально. Но у самой земли машина неожиданно взмыла, летчик сел с перелетом. Николай Иванович Запаленов, наблюдавший за его посадкой, недоволен. Командир решил рассказать летчику и показать, ток это надо делать в воздухе. До стоянки шли молча. Когда Залаленов сел в кабину, летчик сосредоточенно на­ блюдал за его действиями. Разбор его ошибки был похож на урок инструктора летной школы. — Теперь вы понимаете, в чем дело? — Ясно, товарищ командир, — ответил летчик и хотел было просить разрешения проделать то же самому. — Кстати, вы, кажется, если мне не изменяет память, раньше летали на другой машине? — Летал, — подтвердил Грибовский. — Ну, этот самолет вы тоже норовите сажать на три точки с хода. Неправильно и нехорошо. Завтра полюям вместе, а по­ ка идите отдыхать. В следующий раз командир поднялся на спарке с Грибовским. Первая посадка хотя и была лучше предыдущей, но Залаленов остался недоволен. Тут же оп сказал по переговорному аппарату: — Не бойтесь, сажайте ее только па колеса не отрывайте глаз от земли. Вторую и третью посадку Грибовский выполнил отлично. Он понял и исправил свою ошибку. • Когда закончился рабочий день, летчи­ ки собрались на разбор. Докладывал гвар­ дии капитан Голодников. Этс старый лет­ чик, С большим л^тадтом. Он се­ годня буксировал конус. Он говорит о том, какие ошибки допускали летчики, кто грамотно атаковывал конус, о тех, кто творчески строил свой маневр, не упрощал учебу. I Гвардии капитан Запаленов горячо под-] держал Голодникова. Он так и сказал лет­ чикам: — Нужно, чтобы каждый воздушный боец видел перед собой не мертвое полот­ нище конуса, которое можно поразить, а иногда и нет. Конус — это наш действи­ тельный «противник». Так"учил нас Са­ фонов. И каждый должен представлять се­ бе, что этот «противник» уклоняется от ваших атак, а вы должны его обязательно поразить, — закончил свою мысль Николай Иванович. + * * — Как у вас со стрельбами? — обра­ тился командир к летчику Кононову. — Неважно, товарищ командир. Стре­ лял как будто нормально, а пробоин нет. — То-то и .оно, что нет. А мазать нельзя, — предупредил Запаленов Кононо­ ва. И тут же, обращаясь к командиру зве­ на Воронцову, добавил: — Надо учить. А если чего не сможете сделать сами, приходите ко мне. Этих слов Воронцову и Кононову было достаточно. В свободное время они вместе тренировались на земле. Командир учил летчика брать правильное упреждение, строить маневр самолета. Когда все вопро­ сы были выяснены, Кононов выполнил стрельбу с земли по конусу. Теперь его можно было выпустить в воздух. Воронцов с разрешения командира поднялся в воз­ дух вместе с Кононовым. Два истребителя пошли в зону стрельб.' они быстро нашли цель. • — Идем в атаку, — сказал командир Кононову. Дистанция до цели сокращалась. — Смотрите внимательно и запомните, как проектируются детали, — учил лет­ чика командтгр звена. Самолеты снова за­ шли в атаку. Командир назвал дистанцию и посовето­ вал запомнить. — С этой дистанции надо открывать отопь, — заключил Воронцов, когда истребители вышли из атаки. .Наглядная учеба помогла Кононову исправить свои ошибки и в первый же летный день он поразил конус. Теперь оп с каждым днем стреляет вое лучше. Сейчас, когда в Заполярье стоит хоро­ шая погода, сафоновцы используют каж­ дый день до предела. Если нельзя летать иа боевых самолетах, летают на учебны:. У командира Запалснова всегда три ваэи- апта плановых таблиц: для хорошей пого­ ды. для незначительно 4 облачности и на случай, если над аэродромом нет высоты. ...Раннее утро. Запаленов уточняет мв- теообстановку и об’ясняет летчиком очд- редную задачу. Быстро запускаются моторы, и самоле­ ты парами уходят с аэродрома. Они кра­ сивым плотным строем проходят над лет­ ным полем. Чуть заметным покачиванием крыльев командир дает сигнал отделиться звену и или к месту боя. Это— «против* ник». Сам командир набирает высоту я наблюдает за воздушным боем. Вот гвардии капитан Запаленов заметил, как летчик Коковин, не Ьабрав высоты, хочеть атако­ вать с хода. — Наберите высоту и зайдите с выгод­ ной позиции, а потом атакуйте, — попра­ вляет его по радио командир. Коковин быст­ ро набирает высоту и идет в атаку. В бою летчики пилотировали энергично, и Запа­ ленов остается доволен их действиями. Но, когда он подал команду: «Конец боя, сбор», в воздухе произошла некоторая неувязка: звенья пристраивались медленно. Запале­ нов знает, что подобная медлительность в бою приводила к печальным последст­ виям. И на разборе полетов он подробно остановился на этом. — У Коковина вначале созрело реше­ ние атаковать с хода, не имея преимуще­ ства в высоте. Это неверно. Высота — прежде всего. Сафонов нас учил: «Кто хо­ зяин высоты, тот и побеждает». И мы должны ее уметь завоевывать. ' Этот урок правильно усвоил Коковин. В следующий воздушный бой он дерзко атаковал «противника». Командир части, глядя на эту атаку, сказал: - — Растут на глазах. Это хорошо. Подразделение гвардии капитана Зада- ленова заметно выделяется быстрым ро­ стом мастерства летчиков, порядком, .»рга- ниэованностью. Добился этого командир в результате большого труда по bochhtv шло подчиненных. И каждый летчик, механик и техник делает все для того, чтобы с каждым днем улучшать показатели боевой учебы. Взаимная выручка в подразделении помо­ гает точно выдерживать плановые табли­ цы. Здесь не было пи одного срыва поле­ тов. Летчики гвардии капитана Запаленова неуклонно растут. Опи умножают слазпые сафоновские традиции, стремятся летать так, как летал Борис Сафонов. Напитан В. ЛАГОШНЫЙ. Т Р У Ж Е Н И К И А Э Р О Д Р О М А После шя напряженной летной работы механик гвардии сталзший сержант Нико­ лай Дешсин осматривал шасси самолета. Он прошкал взглядом всюду, тянулся отверт­ кой до деталей, расположенных в самых труднодоступных местах. — Ваша машина завтра летает, — со­ общил механику техник звена офицер Мак­ симою. — Будет летать! — уверенно заявил коммунист Лешкин. — А как с регулировкой уборки и вы­ пуска? — офицер внимательно осмотрел систему и оказал: — Надо снимать всю ферму! — Так точно. — в голове механика уже был готов план работы, и он подробно изложил его Максимову... — Действуйте, — согласился офицер и вскочил на автомашину, на которой уезжал со стоянки технический состав, чтобы от­ дохнуть перед предстоящим напряженным днем полетов. Николай приступил к работе. Он снимал одну делаль за другой, снимал не опеша, аккуратно укладывая части ли брезент. Солнце уже было высоко, когда из стоянку вкатилась автомашина. Первым с нее спрыгнул офицер Максимов. Оп подо­ шел к Николаю. — Товарищ техник звена, самолет к 1 пллету готов, — доложил гвардеец-комму­ нист Дешкин. На посеревшем и забрызган- j ном черными каплями масла лице его поя­ вилась еле заметная улыбка. — Идите отдыхать, — довольный ре­ зультатами осмотра, сказал техник звена. Но Дешкин попросил: — Разрешите обслуживать полеты, то­ варищ капитан. Это только один пример из долголетней практики коммуниста Николая Дешкина. С техником звена офицером Михаилом Максимовым Николай работал еще до при­ бытия на Север. Вместе ош приехали и в Заполярье. Это для обоих имеет большое значение: непрерывная совместная служба позволила им хорошо понять друг друга. В Дешкине Максимов видит своего надежного помощника, отличного авиационного спе­ циалиста, в Максимове Николай нашел своего учителя и хорошего советчика. Обоих их об’едипяет одпо качество — партийное отношение к порученному долу, сознание ответственности перед Ро­ диной за каждое свое действие. Офицер Максимов — хороший организа­ тор. Но он пе сторонится самой сбьькиовоп- ной «черновой» работы. Когда механику приходится тяжело, когда речь идет о вы­ полнении плановой таблицы, коммунист Максимов, руководитель и организатор под­ чиненных, работает, пе считаясь пи с чем. Довылета оставалось два часа, механики готовили самолеты. Все шло хорошо. Н о вгг к технику звена подбежал механик Рао-ошн и, еле переводя дыхание, доло­ жил: «Магнето... Магнето плохо работает...» Максимов спокойно выслушал доклад и послал Рассохина за запасным агрегатом. Спокойствие техника звена ободрило меха* ника. Несколько минут спустя Максимов уже откручивал болты, а Рассохин помогал ему, быстро подавая все необходимое. — Зачем волноваться, — говорил офи­ цер механику. — Магнето плохо стало ра­ ботать не по вашей вине, а вот обнаружить это надо бы чут-чуть пораньше. Все труд­ но предусмотреть, но предупредить отказ мотора мы не только можем, а просто обя­ заны. Вылет состоялся точно по плановой таб­ лице, а магнето, установленное в мини­ мально короткое время, и до сих пор работает безотказно. Много трудится на земле дружный кол­ лектив технического состава звена офице­ ра.-коммуниста Михаила Максимова. Всякое бывает у нпх: ость и трудности, насту­ пают и такие минуты, когда требуется ра­ ботать круглые сутки. Но все это преодоле­ вается по-партпйпому, по-комсомольски и, как результат, летчики никогда пе оби* жаются на работу скромных п честных тружеников. Капитан И. БЕРЕЗКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz