На страже Заполярья. 1948 год. Июль.
18 июля 1S48 г., № 168 (3164). С Т Р А Ж Е З А ПО Л Я Р Ь Я ПУТЬ СЛАВЫ И ПОБЕД > Сегодня, в День Воздушного флота па шей социалистической Родины, в памяти североморских авиаторов вновь возникают картины нгдат.нс1^ бс*евого прошлого, вспомипаотся сланная истерия создания нашего флота, а вместе с ней и история зарожд-шия морокой авиации в Заполярье. Летчики-севсроморцы с удсвлетгорением отмечают, что опп честно выполняли н выполняют сейчас свои воинекии долг пе ред Ро.тииюй, ватщгщая неприкосновенность границ социалистического Отечества. Вместе о Северным флотом сштавллась и наша авиация, росло ее мощь. Впа- чале это была горсточка летчиков, всего звено самолетов во главе с талантливым авиатором старшим лейтенантом Степано вым. Эго звено и положило начало созда нию североморской авпащгп. Осваивая искусство полетов в Заполярье, летчикь не только настойчиво лились, но вместе с тем и помогали рагхучипмстроить аэродромы, общежития, служебные здания. Большевистская партия. Советское пра вительство и лично товарищ Сталин !пк»яв ляют повсс'днешую отеческую заботу о мо лодом флоте, об авианж. С судостроитель ных В'ффей поступает все больше п боль ше боевых вораблей, с авиационных заво дов наши летчики получают первоклассные отечественные самолеты. К началу Великой Отечественной воины военно-воздушные силы Северного флота благодаря заботе большевпсгсш! партии и лично товарищ* Сталина, выросли в мощ ную боевую единицу, способную решать па суше и па море оперативно-тактические задачи. С первых дней войны перед авпаппеГ Северного флота встала ответственная за дача—вместе с частями Советской Армии ж кораблями флота пршрыть важнейший заполярный порг Мурманск, связывающий налгу Родину с внешним миром, защищать базы и корабли флота от атак вражеских бомбардировщиков. Противник, как извест но, еше до воины сосредоточил в Порвегпи крупные силы авиации л своего флота. Чтобы противостоять немецким захватчи ка^ от североморских авиаторов потребо вались, особенно на первом этапе, огром ное напряжение, высокое мастерство, от вага, нужество з стой-ко^ть. Западная Лица, Петсамо, Киркенес, Вар- дэ, Луостари — таковы пункты, где над сушей и над морем бились с фашистами се вероморские летчики, защищая свою Ро дину. В этих боях во всю ширь развернул ся вогинъгй талант первого героя Отечест венной войны в Заполярье летчика-истре бителя Б. Ф. Сафонова. В минимально ко роткое время он уничтожил боаее десяти гражооких самолетов. Не было на Севере участка фропта, нал которым бы пе дрались в те дни паши лет чики. Пх героическая защита города Мур манска, баз флота войдет ярчайшей стра ницей в историю флотской авиации. При меняя передовую и развивающуюся со ветскую военную тактику, североморцы беспощадно били немецких захватчиков. За два месяца боев над Мурманском лет чики только одной части сбили несколько вражеских машин. Година высоко оцрпила героизм и мастерство летчиков. Уже в 1942 году Борис Ф.чжтпотозич Са-донов принял в свои руки Гвардейское знамя. Трудно перечислить все участки боевой деятельности авнашпт флота в годы вой ны. Летчики вели воздушные бои с прен иями бомбардировщиками и обеспечивали атаки наших торпедных катеров на ком муникациях врага, подавляли немецкие батареи, штурмовали аэродромы против- Герой Советского Союза генерал-полковник авиации М . САМОХИН . подряд, и североморцы, израсходовав бое запас и горючее, вынуждены были воз вращаться на аэродром, заправлялись п снова вступали в этот бой. Бессменно гу дели над караванами наши самолеты. На прасно Геббельс и вся его лживая пропа ганда лаяли о гибели советской авиации. Ее удары не только не сокращались, а с каждым днем все нарастали. Только Герой Советского Союза Борис Сафонов уже к этому времени имел на своем счету 22 сбитых самолета противника. Талантливый летчик и создатель тактики воздушного боя в Заполярье, он умело руководил воздушными операциями. Сафонов был пер вым среди летчиков — участников войны награжден второй медалью «Золотая Звез да». В конце 1942 года Красная Армия от оборонных боев переходит в решительное наступление. Вместе с бойцами Советской Армии наступали и североморские летчики. Используя каждый день летной погоды, чти поднимались со свор аэродромов г 'рали курс на Запад, к вражеским портам г базам. В январе 1943 года налги торпедо- ’’осцы стали настоящей грозой для немец кого флота. Неся потерю га потерей, пр 0 гнвиик значительно усилил охрану прово- тимых им кюйеозв. Он увеличил число ко- заблей эскорта, посылал на канвой боль шие группы истребителей, но пп то, иг трутое не спасало фашистов от ударов се вероморских летчиков. 14 января совершил свой бессмертны'" подвиг Агатреп Б.глптьгоков. Он решил, как пламенный патриот своей Рогдины, атако вать самый крупный транспорт. Летчик знал, что на его самолет противник обру шит весь огонь, но герой не остановился перед смертельной опасностью. Багатырков. презирая смерть, пошел ва самопожертво вание во имя победы над врагом. Ранней была заполярная весна 19»4? года. Рано начались бои в Баренцевом мо ре и северном небе. С первых дней апреля появляются немецкие «охотники». Фашист ское командование посылает на Север своих хваленых ассов, воевавших до того на многих фронтах Европы. Одним из таких ассов был и Мюллер, сбитый летчиком-са- фоновцем Героем Советского Союза Бокий 19 апреля 1943 года. Весной значительно активизируются ▼очетвия торпедоносцев. 25 апреля совер шает героический подвиг экиттаж капитана Киселева. Он не свернул с боевого курса, когда по нему открыли огонь 11 военпых кораблей, отбил атаку истребителей противника. Отважный североморец на го рящем самолете атаковал транспорт водо измещением 10.000 тонп и потопил его. Подобный подвиг совершил летчик Сыро мятников. Бессмертные подвиги Бапггыркова, Ки селева и многих других; выковали тради ции североморских торпелоноспев. Этим тратиттиям оставались верны летчики до последних дней войны, а сейчас, в мирных условиях, умножают их славу. Нельзя н* остановиться на боевых дей ствиях летчикол-разведчиков. Именно бла годаря их упорной, пастойчивой боевой работе по разведке вражеских коммуника ций, командование получало в нужный момент важные сведения и посылаю груп пы авиапии для нанесения ударов по не мецким кораблям. Имеиа мастеров воздуш ной разведки летчиков Елькииа, Велбиц- Весиой 1942 года морская пехота Се верного флота высадилась крупным десан том и перешла в наступление, которое, как известно, сорвало хвастливые планы нем цев. Североморская авиация штурмовыми ударсюгп по войскам противника помогала десапппикам. Особенно отличились тогда «чайки» ьо главе с командиром Хряшко- вым. Мапевреппые, опи сбрасывали бомбы и по 3 — 4 .раза заходили на цель, ползшая врага градом пуль. Умелыми действпямл 1 отличились летчики Алексеев, Афанасенко w другие. В одном из боев лейтенант V . I кого, Суворова с любовью и уважением вика, гремпли базы немцев, топили кораоли ^ „ ^ ’ 1 произносятся североморскими авиаторами, да переходе, помогали наземным частям * t отражать натиск врага. Вся боевая дея- Вдохновленные первомайским приказом цельность североморской авиации проходи- Верховного Главнокомандующего товарища да рука об руку с Армией и Флотом. ,-Сталина летчики-североморцы в*1943 году усилигдют боевую деятельность. Над про сторами Баренцева моря появляется новая боевая машипа «Ильюшин» — прекрас ное творение советской авиационной тех ники. Штурмовики сразу стали грозой для немецких конвоев. «Илы» наносят ряд сокрушительных бомбоштурмовых ударов по базам и кораблям противника. • 22 августа группа штурмовиков под команловапием майора Михайлова нанесла сокрушительный удар по аэродрому про тивника Луостари. Подобных ударов немцы не испытывали раньше. «Ильюшины» прорвались сквозь огонь и начали беспо- Игнатьев таранил «Ме-109». Это был пер- щадНуЮ штурмовку, в результате которой вый таранный удар североморских летчи- па аэродроме было отмечено множество jrca. ! пожаров. Горели вражеские самолеты. Кяризу с воздушными боями над сушей, ! Выполняя исторические приказы штурмовкой, североморские летчики при- Верховного Главнокомандующего товарища крьлши караваны, идущие в СССР с воен- Сталина, североморские летчики наносят ными материалами. По 4 — 6 вылетов в ряд сокрушительных ударов. По поводу их день тогда совершали летчики. Случалось славных побед Илья Эренбург писал: ияогда так, что бон длился несколько часов •«Дети России! Вы в небе Севера: весшики бури! В близкий час великого торжества вас обнимает благодарная Родина». Эти слова прекрасно говорят о боевой работе наших летчиков. 19|44 год был годом бурной боевой дея тельности войск Карельского фронта, ко раблей и частей флота, авиации. Немцам “ советские воины не давали покоя ни днем, ни ночью. На суше их били бойцы Совет ской Армии, в море— корабли и авиация. Такие мастера торпедных и штурмовых ударов и воздушных боев, как тт. Сини цын, Дорошин, Осыка, Гуляев, Катунип, Сахаров, Стрельников, Коломнец, Адонкип, Павлов, беспощадно уничтожали врага. Начиная с 10 сентября летчики-северо морцы поддерживают наступление частей Красной Армии и моряков Северного фло та. Грозное возмездие гитлеровцам несли на своих крыльях североморцы. Великий Сталин вдохповлял советских летчиков на новые подвиги во славу освобождения на шей Родины. В наступательных боях наши летчики проявляли мужество и героизм. Подвиги героев Сьгромятникова, Скнарева, Асеева, Колбаса, Е.луш и многих других вошли в историю обороны и освобождения Совет ского Заполярья. Они подобно Баштырко- ву, Горбачеву и Катунину умножили слав ные боевые традиции североморцев, отдали свои жизни за честь и независимость Ро- »иттьт. Стремительным и неудержимым было паступлепие в Заполярье. 15 октября войска Карельского фронта вместе с моря ками флота освободили древнюю Печенгу. л. через 10 дней овладели портом и городом Киркенес. Североморские летчики в этих ооях дрались вместе с пехотой и моряками флота. Печеита, Киркелес, Вардэ — таков путь, который совершили североморские летчики за годы войны. Путь славы, путь оолыпих побед, путь удостоенный трех благодарностей великого Сталина за от личные боевые действия! В боях за Советскую Родину в ротах североморских летчиков выросли, закали лись и стали зрелыми воинами сотни за мечательных авиаторов. В Военно-Воз- тушньгх Силах выросло и воспиталось бо лее 42 Героев Советского Союза._А одному из североморцев — Борису Сафонову — присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Война послужила серьезной проверкой морально-политических качеств и воин ского мастерства североморских летчиков. Испытание огнем наши летчики выдер жали с честью. Вера в победу, безгранич ная любовь и преданность Родине, партии, великому Сталину, готовность пойти на любые жертвы во имя победы — вот что воодушевляло летчиков на подвиги. Из войны североморская авиация вышла еще более сильной, а ее летчики обогатились большим военным опытом. Однако ни прошлые победы, ни успехи 'в боевой подготовке не вскружат нам голо ву. Летчики помнят, что наш народ хочет видеть свои Военно-Морские Силы, в том числе и морскую авиацию, еще более силь ными и могучими, достойными советской державы. Поэтому нам пужно неустанно учиться. И летчики-североморцы совер шенствуют повседневно свое боевое ма стерство. Сегодня можно назвать множест во фамилий летчиков, которые идут в авангарде боевой и политической учебы. К таким товарищам нужно отнести летчи ков, штурманов, воздушных стрелков тт. Запаленова, Быстрова, Васина, Заве рюха, Наконечного, Павлова, Верещегина, Рожкова, Барабанова, Ястребова, Киричен ко, Черданцева, механиков, мотористов, техников и инженеров тг. Нессен, Шер- шецкого, Пахомова» Никитина, Пяткова, Сидорова, Живаева, Герасева, Углового, которые безупречно обеспечивают учобу в воздухе. Мы, большевики, не можем останавли ваться на достигнутом. Нам не дозволено зазнаваться и кичиться своими успехами. Министр Вооруженных Сил требует от нас быть всегда в боевой готовности. Чтобы выполнить приказ Маршала Советского Союза товарища Булганида, нам нужно много и много учиться и, прежде всего, настойчиво укреплять дисциплину и орга низованность в своих рядах. Североморским летчикам Родина довери ла охрану заполярных границ. Закаленные в боях Отечественной войны, с каждым днем повышая свои знания, североморские летчики сегодня в День Воздушного флота обращаются к товарищу Сталину со сло вами горячей благодарности и клянутся еще настойчивее повышать свое мастерст во и неустанно крепить мощь флота и авиации. НА СНИМКЕ: гвардии капитан Николай Запалено*. Фото М. Бутакова. Наследники сафоновских традиций В синеве июльского неба серебрятся на солнце юркие краснозвездные истребители. Над аэродромом стоит несмолкаемый ро кот моторов, то тут, то там раздаются су хие пулеметные очереди. Гвардии капитан Заиалепов с микрофо ном в руках стоит на центральном посту управления полетами. Его взгляд обращен в небо. Оп наблюдает за пилотажем свлих питомцев. Лицо командира напряжено. Вог один самолет пошел на боевой разворот. Когда летчик заканчивает маневр, Запале- нов связывается с самолетом по радио, на зывает его позывной. — Энергичней надо, смелее, — на путствует он своего подчиненного. И снова всматривается в небо. Снижается летчик Грибовский. Он вы лавливает самолет. Все идет нормально. Но у самой земли машина неожиданно взмыла, летчик сел с перелетом. Николай Иванович Запаленов, наблюдавший за его посадкой, недоволен. Командир решил рассказать летчику и показать, ток это надо делать в воздухе. До стоянки шли молча. Когда Залаленов сел в кабину, летчик сосредоточенно на блюдал за его действиями. Разбор его ошибки был похож на урок инструктора летной школы. — Теперь вы понимаете, в чем дело? — Ясно, товарищ командир, — ответил летчик и хотел было просить разрешения проделать то же самому. — Кстати, вы, кажется, если мне не изменяет память, раньше летали на другой машине? — Летал, — подтвердил Грибовский. — Ну, этот самолет вы тоже норовите сажать на три точки с хода. Неправильно и нехорошо. Завтра полюям вместе, а по ка идите отдыхать. В следующий раз командир поднялся на спарке с Грибовским. Первая посадка хотя и была лучше предыдущей, но Залаленов остался недоволен. Тут же оп сказал по переговорному аппарату: — Не бойтесь, сажайте ее только па колеса не отрывайте глаз от земли. Вторую и третью посадку Грибовский выполнил отлично. Он понял и исправил свою ошибку. • Когда закончился рабочий день, летчи ки собрались на разбор. Докладывал гвар дии капитан Голодников. Этс старый лет чик, С большим л^тадтом. Он се годня буксировал конус. Он говорит о том, какие ошибки допускали летчики, кто грамотно атаковывал конус, о тех, кто творчески строил свой маневр, не упрощал учебу. I Гвардии капитан Запаленов горячо под-] держал Голодникова. Он так и сказал лет чикам: — Нужно, чтобы каждый воздушный боец видел перед собой не мертвое полот нище конуса, которое можно поразить, а иногда и нет. Конус — это наш действи тельный «противник». Так"учил нас Са фонов. И каждый должен представлять се бе, что этот «противник» уклоняется от ваших атак, а вы должны его обязательно поразить, — закончил свою мысль Николай Иванович. + * * — Как у вас со стрельбами? — обра тился командир к летчику Кононову. — Неважно, товарищ командир. Стре лял как будто нормально, а пробоин нет. — То-то и .оно, что нет. А мазать нельзя, — предупредил Запаленов Кононо ва. И тут же, обращаясь к командиру зве на Воронцову, добавил: — Надо учить. А если чего не сможете сделать сами, приходите ко мне. Этих слов Воронцову и Кононову было достаточно. В свободное время они вместе тренировались на земле. Командир учил летчика брать правильное упреждение, строить маневр самолета. Когда все вопро сы были выяснены, Кононов выполнил стрельбу с земли по конусу. Теперь его можно было выпустить в воздух. Воронцов с разрешения командира поднялся в воз дух вместе с Кононовым. Два истребителя пошли в зону стрельб.' они быстро нашли цель. • — Идем в атаку, — сказал командир Кононову. Дистанция до цели сокращалась. — Смотрите внимательно и запомните, как проектируются детали, — учил лет чика командтгр звена. Самолеты снова за шли в атаку. Командир назвал дистанцию и посовето вал запомнить. — С этой дистанции надо открывать отопь, — заключил Воронцов, когда истребители вышли из атаки. .Наглядная учеба помогла Кононову исправить свои ошибки и в первый же летный день он поразил конус. Теперь оп с каждым днем стреляет вое лучше. Сейчас, когда в Заполярье стоит хоро шая погода, сафоновцы используют каж дый день до предела. Если нельзя летать иа боевых самолетах, летают на учебны:. У командира Запалснова всегда три ваэи- апта плановых таблиц: для хорошей пого ды. для незначительно 4 облачности и на случай, если над аэродромом нет высоты. ...Раннее утро. Запаленов уточняет мв- теообстановку и об’ясняет летчиком очд- редную задачу. Быстро запускаются моторы, и самоле ты парами уходят с аэродрома. Они кра сивым плотным строем проходят над лет ным полем. Чуть заметным покачиванием крыльев командир дает сигнал отделиться звену и или к месту боя. Это— «против* ник». Сам командир набирает высоту я наблюдает за воздушным боем. Вот гвардии капитан Запаленов заметил, как летчик Коковин, не Ьабрав высоты, хочеть атако вать с хода. — Наберите высоту и зайдите с выгод ной позиции, а потом атакуйте, — попра вляет его по радио командир. Коковин быст ро набирает высоту и идет в атаку. В бою летчики пилотировали энергично, и Запа ленов остается доволен их действиями. Но, когда он подал команду: «Конец боя, сбор», в воздухе произошла некоторая неувязка: звенья пристраивались медленно. Запале нов знает, что подобная медлительность в бою приводила к печальным последст виям. И на разборе полетов он подробно остановился на этом. — У Коковина вначале созрело реше ние атаковать с хода, не имея преимуще ства в высоте. Это неверно. Высота — прежде всего. Сафонов нас учил: «Кто хо зяин высоты, тот и побеждает». И мы должны ее уметь завоевывать. ' Этот урок правильно усвоил Коковин. В следующий воздушный бой он дерзко атаковал «противника». Командир части, глядя на эту атаку, сказал: - — Растут на глазах. Это хорошо. Подразделение гвардии капитана Зада- ленова заметно выделяется быстрым ро стом мастерства летчиков, порядком, .»рга- ниэованностью. Добился этого командир в результате большого труда по bochhtv шло подчиненных. И каждый летчик, механик и техник делает все для того, чтобы с каждым днем улучшать показатели боевой учебы. Взаимная выручка в подразделении помо гает точно выдерживать плановые табли цы. Здесь не было пи одного срыва поле тов. Летчики гвардии капитана Запаленова неуклонно растут. Опи умножают слазпые сафоновские традиции, стремятся летать так, как летал Борис Сафонов. Напитан В. ЛАГОШНЫЙ. Т Р У Ж Е Н И К И А Э Р О Д Р О М А После шя напряженной летной работы механик гвардии сталзший сержант Нико лай Дешсин осматривал шасси самолета. Он прошкал взглядом всюду, тянулся отверт кой до деталей, расположенных в самых труднодоступных местах. — Ваша машина завтра летает, — со общил механику техник звена офицер Мак симою. — Будет летать! — уверенно заявил коммунист Лешкин. — А как с регулировкой уборки и вы пуска? — офицер внимательно осмотрел систему и оказал: — Надо снимать всю ферму! — Так точно. — в голове механика уже был готов план работы, и он подробно изложил его Максимову... — Действуйте, — согласился офицер и вскочил на автомашину, на которой уезжал со стоянки технический состав, чтобы от дохнуть перед предстоящим напряженным днем полетов. Николай приступил к работе. Он снимал одну делаль за другой, снимал не опеша, аккуратно укладывая части ли брезент. Солнце уже было высоко, когда из стоянку вкатилась автомашина. Первым с нее спрыгнул офицер Максимов. Оп подо шел к Николаю. — Товарищ техник звена, самолет к 1 пллету готов, — доложил гвардеец-комму нист Дешкин. На посеревшем и забрызган- j ном черными каплями масла лице его поя вилась еле заметная улыбка. — Идите отдыхать, — довольный ре зультатами осмотра, сказал техник звена. Но Дешкин попросил: — Разрешите обслуживать полеты, то варищ капитан. Это только один пример из долголетней практики коммуниста Николая Дешкина. С техником звена офицером Михаилом Максимовым Николай работал еще до при бытия на Север. Вместе ош приехали и в Заполярье. Это для обоих имеет большое значение: непрерывная совместная служба позволила им хорошо понять друг друга. В Дешкине Максимов видит своего надежного помощника, отличного авиационного спе циалиста, в Максимове Николай нашел своего учителя и хорошего советчика. Обоих их об’едипяет одпо качество — партийное отношение к порученному долу, сознание ответственности перед Ро диной за каждое свое действие. Офицер Максимов — хороший организа тор. Но он пе сторонится самой сбьькиовоп- ной «черновой» работы. Когда механику приходится тяжело, когда речь идет о вы полнении плановой таблицы, коммунист Максимов, руководитель и организатор под чиненных, работает, пе считаясь пи с чем. Довылета оставалось два часа, механики готовили самолеты. Все шло хорошо. Н о вгг к технику звена подбежал механик Рао-ошн и, еле переводя дыхание, доло жил: «Магнето... Магнето плохо работает...» Максимов спокойно выслушал доклад и послал Рассохина за запасным агрегатом. Спокойствие техника звена ободрило меха* ника. Несколько минут спустя Максимов уже откручивал болты, а Рассохин помогал ему, быстро подавая все необходимое. — Зачем волноваться, — говорил офи цер механику. — Магнето плохо стало ра ботать не по вашей вине, а вот обнаружить это надо бы чут-чуть пораньше. Все труд но предусмотреть, но предупредить отказ мотора мы не только можем, а просто обя заны. Вылет состоялся точно по плановой таб лице, а магнето, установленное в мини мально короткое время, и до сих пор работает безотказно. Много трудится на земле дружный кол лектив технического состава звена офице ра.-коммуниста Михаила Максимова. Всякое бывает у нпх: ость и трудности, насту пают и такие минуты, когда требуется ра ботать круглые сутки. Но все это преодоле вается по-партпйпому, по-комсомольски и, как результат, летчики никогда пе оби* жаются на работу скромных п честных тружеников. Капитан И. БЕРЕЗКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz