На страже Заполярья. 1948 год. Июль.
f НА С Т Р А Ж Е З А ПО Л Я Р Ь Я *17 моля 1948 г., № 167 (3163). К Дню Воздушного флота СССР А Т А Е А С М Е Л Ы Х Это было в гро?ные январские дни 1943 года. На морских коммуникациях противника развертывалась ожесточеппая борьба. Нем* цы, не располагая в Заполярье достаточным количеством дорог для пополнения своих потрепанных чаете 1 па сухопутном участке фронта, усилили перевозки военных грузов я айвой силы по морю. Корабли Северного флота 1 авиация наносили мощные удары но .врагу на его морских путях. Частые, следовавшие один за длутпм снежньп заряды и плохая видимость за трудняли действия североморской авиапии л особенно самолетов-торпедоносцев. Одна- Ео летчики, горя жгучей н-онааиетыо к не мецким захватчикам, использовали каждый чае летпой погоды и нередко в трудных ме теорологических условиях выискивали ко рабли противника я наносили по ним ощу тительные удары. Наасогда войдет в историю североморской авиация 14-е января 1943 года. В этот день отважные экипажи торпедоносцев ка питана Киселева и капитана Баштыркоаа нанесли мощный удар по вражеским кораб лям. В жестокой схватке с врагом экипаж кглгатапа Багатьгркоза погиб смертью храб рых. но до конца выполнил свой воинский долг, потопив огромный транспорт против ника. Командование Северным флотом получило данные о том что курсом на Киркеяиес го южных портов Норвегии идет крупный кон вой противника. Погода не благопрнятстао- вала вылетам, но вражеские корабли уже находились на последнем переходе. Было принято решение во что бы то ни стало нанести по немецким кораблям торпедный удар. • ' На выполнение задания и вылетели эки пажи Киселева и Баштыркова. Это были опытные летчики, летавшие в любых усло виях и имевшие уже по нескольку прави тельственных наград. Потому-то им и по ручили вьшолпить ответственное задание. Андрей Баштырков был строгим и требо вательным к себе -коммуштстом^—офицером сталинской авиации. Он пе терялся ни при каких обстоятельствах бо'таш обеташркл. Умелый и находчивый воин, он всегда вы ходил га боя победителем. Однажды в почием полете самолет Баш тыркова при подходе к цели атаковали ноч ные истребители противника. Можно было без особого прицеливания сбросить бомбы и уйти на полном газу на свой аэродром. Но не таков Баштырков. Два часа он кружился в темноте над логовом врага, ускользая от атак «Мессершмиттов». Бесстрашный пилот дерзостью, хитростью победил врага. Когдг истребители, израсходовав горючее, ушли Баштьгжов беспрепятственно пошел па цель и метко уложил свои бомбы. Подстать своему комапдиру был штурман самолета комсомолец сержант Владимир Ни колаевич Гаврилов. В начале Отечественной нойны он окончил авиациоппое учплище по классу штурманов и прибыл на Северный фл^г в одну из авиационных частей. Моло дой, жизнерадостный юноша всей силой комсомольского сердца ненавидел фашистов, посягнувших на ваиту Родоту, на •родной н любимый его город — город Ленина. Оп рвался в бой, чтобы мстить врагу за все кровавые злодеяния. — Владимир всегда стремился в бой, — рзсск.апывают о Говрилотю боевые друз^. — В нелетные дни он не мог сидеть спо койно. Он как бы родился для войны, во всем подражал своему командиру, в боях проявлял мужество и героизм, любил риско ванные схватки с врагом. Достойными боевыми соратниками Баш тыркова и Гаврилова были воздушный стре лок-радист старшина Михаил Кузьмин и воздушный стрелок матрос Николай Шпун тов. Вся эта боевая четверка составила дружный и спаянный экипаж торпедоносца. Вылетев на поиск конвоя противника, экипажи получили радиограмму, уточнив шую местонахождение цели. Пе раз Киселев н Баштырков летали в этот район па бомбо метание, но обнаружить с вотдуха в этот сумрачный день камуфлированные под тол берега вражеские корабли было нелегко. Наконец, конвой был обнаружен с оооттх самолртов. О ржапт Гаврилов доложпл: «Два корабля, справа по борту!». Вглядевшись внимательно, летчики увидели еще два I транспорта, два миноносца, четыре сторо- |жевика и два небольших судна, класс кото рых опознать не удалось. В это время небо неожиданно просветле ло. Самолеты оказались в освещенной ча сти моря. На берегу замигали жолто -6 рлыс огни световой сигнализации: немецкие бе реговые посты предупреждали^онвой о над вигающейся угрозе. Но наши самолеты уже лежали на боевом курсе. Немецкие транспорты и сторожевики от крыли сильный огонь по самолетам. В бой включились и береговые батареи врага. Но как ни неистовала вражеская артиллерия, как блшко ни рвались евтряды, северомор цы смело шли вперед, выдерживая скорость, высоту, направление. Вот. достигнув нужной цгтяишш, штур ман Киселева Покало нажимает кнопку сбрасывателя, и торпеда с шумам устреми лась к вражескому транспорту. Раздался огромный взпыв, и транспорт водоизмеще нием в 6.000 тонн начал тонуть. ( Одновременно с Киселевым ринулись в атаку капитан Баштырков и его верный друг Владимир Гаврилов. Десятки зажига тельных, бронебойных пуль и осколков снарядов впились в их машину. Самолет уже горел во Баштыркс© твердой, уверен ной рукой вел торпедоносец к цели, выдер живая курс, проложенный штурманом Вла димиром Гавриловым. Точно огненный смерч. североморский торпедоносец неудержимо несся вперсдГ Почти в упор штурмап Гаврилов метпул торпеду. Грузный фашистский трапспорт водоизмещением в 8.000 тонн начал нтти ко дну. — Когда мы в глубине фиорда ofaapy- жилп вражеский конвой, — рассказывал об этом вылете капитан Киселев, — Батпгыр- ков встал со мной в линию фроптз, разомк нувшись на полукилометровую дпетапншо. Транспорт, который я избрал для атаки, те был самым крупным в кешхое, полотому, как его оберегали сторожевики и мшюног- !Ы, я решил, что на номнаходится наиболее ценный груз. Бапггыркову па выбор оста вались три других транспорта. Легче всего ему было атаковать меньшие суда, шедшие в отдалении от эскорта. Огневое сопротивле ние их было слабое. Атакуя же транспорт водоизмещением в 8 тысяч топп; окружен ный боевыми кораблями и шедший у са мого берега, Баштырков рисковал попасть под губительный огонь корабе.тьпой л бгрс* хвои артиллерии. К тому же, он мог пе .твать, чтопосле того, клк я выйду из ата ки, весь огонь сосредоточится на его само лете, Но летчик-большевик, ставивший превыше всего интересы Родшы п честь офицера сталинской авиации, Андреи Гхг;и- тьгрюов и его верный товарищ Владшир Гопрплав пошли ш цель, наиболее долин ную нх удара. Храбрые соколы всем сердцем и всей ду шой понимали: нет иного выхода, кроме бесстрашной борьбы с врагом. П опи без раздумья пошли па подвиг, сделавший бес смертными их славные имепа. Андрей Баштырков и его штурмап комсо молец Владимир Гавтжлов, стр'ики-радисты Михаил Кузьмин и Николай Шлуптов до конца в ы п о л н и л и свой долг перед Родшот. Указем Президиума Верховного Совета СССР от 221 февраля 1943 года капиталу Баш- тыркову и сержанту Гаврилову посмертно присвоено звапле Героя Советского Союза, а Кузьмин и Шпунтов награждены орде нами. Пусть подвиг славных героев будет всег да служить для североморцев примером. Пусть каждый учится у этих храбрецов стойкости, бесстрашию и отваге. Капитан Н. ЗУЕВ. Отличными успехами в боевой и политической подготовке встречают День Воздушного флота механик старшина Сергей Рудяков и моторист старший матгрос Иван Сарычев. Обслуживаемый ими самолет всегда в боевой готовности, в воздухе выполняет учебные задания без малейших перебоев. НА СНИМ КЕ: старшина С. Рудаков и старший матрос И. Сарычев за осмотром тросов управления самолета. Фото М. Бугакова. Три тысячи часов в воздухе Шестнадцать лет тому назад Поп Гурье вич Чесисисов впервые сел в кабину учебно го самолета «ПО-2». Кому из летчиков не довелось пережить радость первого полота! Так п Пон Чесдокоэ, подошпась в восдух с инструктором испытал тогда знакомое 1 гем людям этой мужественной профессии волнешю л удовлетворение, полученное от полета. Росла и крепла паша советская авиа ция, и летчики, получившие от народа отечогтвешую техшжу, штурмовали не белые просторы. Ион Гурьевич с чувством r.iyxMioro уважения относился к отечест венным самолетом. Народ, строивший со- ппатизм под руководством партии Ланша — Сталина, щедро снабжал авиа торов боевой техникой. «Ньюпоры», «Дар ивали«Савойи» былп свезены на свал ку. Появились машины, сделанные на наших заводах, из наших материалов, и гордостью наполнялось сердце каждого лет чика. Вначале Чесшков был штурманом. Ему довелось летать с прославившимся впослед ствии летчиком Леваневсяспм. Это были простые будничные полеты, как он говорит сам. Но и в этих «будничных» полетах Пон Гурьевич проявлял присущую русско му челове.ку смекалку, инициативу, неук ротимое желание к достижению вершин летного искусства. Прошло несколько лет. Появились вме сте с ростом пашей промышленности но вые скоростные истребители. Первые поле ты на,этих м-ашишх, демогастрирутощнх в воздухе изумительный по красоте выелгнй пилотаж, захватили штурмана новым же ланием — стать летчиком-истребителем. И он стал пм. За три месяца Чоиюпов с успехом овла девает новой машиной и с каждым днем растет его боевое мастерство. В 1938 году Чеспоков стал комащизром эскадрильи. Здесь во в"ю ширь проявился ого талант, <как заботливого воспитателя молодых летчиков. П многим из них дове лось вместе с ним выдержать натиск не мецкой авиации в начало Великой Оте чественной воины. В первых же боях л е гч и ки -п с тр ^л - тели Чеснок-о-ва успешно громят гитлеров цев. Глубокая убежденность в правоте своего дата помогает советским летчикам с каждым дном наращивать свои удары по врагу. Однажды Чеснокову командир части по ставил боевую задачу — произвести штур мовку вражеского аэродрома. Избрав вы годный тактический маневр, ведущий вне запно появился над логовом врага, где ба зировалось более 80 вражеских самолетов. Немцы, не ожидавшие ошеломляющего и дерзкого удара советских летчиков, расте рялись. В результате этого налета на вра жеском аэродроме появилось много огром ных очаго© огня: горели немецкое само леты, ' Десятки успешных вылетов сделал Ион Гурьевич в Крыму. Ему приходилось ле- смотреть, а летать на таких самолетах — отрада. • Сложная и трудная работ* перегонщика Чеснокову <и его товарищам приходилось покрывать за короткое время тысячи кило метров воздушного пути. Все самолеты до ставлялись на франт точно в срок а без происшествий. Это налагало аа Чесполова большую ответственность, кок на ведущего больших и малых груш. Трезво оценивая обстановку, Ион Гурье вич всегда принимал правильное решение. Когда в 1945 году группа истребителей по пала неожиданно в туман, Чесновов, коман дуя со своего самолета, сначала посадил всех своих ведомых ва ближайший аэро дром п только после этого сам решил при землиться, хотя за это время условия по годы еще более усложнились, а темень во- чи и без того мешала истребителю. 5а время работы перегонщиком офипЬ Чесвоков научился мастерски ходить всле пую. Один раз он попал в проливной дождь. Низкая облачность скрывала землю. Ориентироваться приходилось только по приборам. Но доброкачественные и исклю- Учится сам и учит товарищей Уходя по демобилизации с флота, стар- ппша 2 статьи Корнов вместо себя оставчл надежную смену в лице комсомольца Па щенко. С должностью старшины катера комсомолец Пащелко справляется отлично. В его работе не было замечаний.* Все при казания выполнял точно. За хорошую ра- • боту командование не раз постояло тов. Пл^ико. Оч имеет песколь*л б•*.*»"парно стей и денежную премию. ЦК ВЛКСМ егб наградил Почетной грамотой. Подразделению потребовался специалист- водолаз в замен ушедшего по демобилиза ции. Обученного специалиста скоро не могли вайтц. Специальность водолаза тон. Пащенко не знал. И когда ему пр°£тожпли, он охотно веялся аа изучение новой по* 4 легкой специальности. ' " В первое время ему помог комсомолец Воробьев. Тов. Пащенко стал быстро овла девать специальностью водолаза. Он упор но учился. Не ждал, когда ему что-либо скажут, воегда он сам спрашивал, товари щи ему с охотой рао’ясияли. Вскоре тов.. Пащенко стал работать самостоятельно и замечаний в его работе не было. И серчая со своей работой он справляется отлично. Теперь Пащеико сам успешно и умело обучает молодых специалистов. Так за короткий срок с помощью Пащенко овла дел специальностью водолаза комсомолец Долженков. За хорошую службу и работу командование поощрило тов. Пащеико вне-, очередным отпуском на 10 суток. Этих успехов тов. Пащптко делился упорным трудом н настойчивой учебой. Как дисциплнитрованного. щг^мерного воина, его приняли в ряды ВКЩб). В *] 1948 году он с отличными оценками окончил вечернюю школу najprnfiHxro ак тива и получил удостоверение. Комсомоль цы нашего подразделения избрали его вто рично секретарем своей организации. Матрос Серегичев и комсомолец Солин неоднократно в беседе с Пащенко заявляли, что у них образование маловато, нехвата- ет терпения до конца прочесть книгу. Па щенко заинтересовался, какие книги они читают, и пришел к выводу, что эти товарищи берутся читать книги подряд, что попадет под руку. Пащенко научил их читать книги и привил любовь к чтению. Коммунист Пащенко учится сам и учит товарищей. Он умело сочетает учебу с ра ботой, проводит беседы с личным составом* является примером и образцом как в бое вой, так и в политической подготовке. Старший матрос П. ШУМИЛКИН. тать в любую погоду, днем и ночью, не 1пгтелкно точные отечественные приборы считаясь с ощыхом. Он уверенпо ходил по никогда пе подводили его. Пройдя более ЕГО КУРС-ТОЛЬКО К ПОБЕДЕ Так воевал серный сыч Родины майор Гуляев Советская Армия осуществляла Десятый удар со врагу — освобожтада лг^ тттлтг* руо'кую Печелгу. Авиационная штурмовая часть, в которой я служил штурманам ь<- кадрильи, в то время базировалась в не посредственной близости к линии фронта. На sac возлагалась задача — бомбо- штурмовыми ударами препятствовать от ступлению противника и уничтожать его на морских коммуникациях, проходящих гдоль берегов Северной Норвегии. Эти вод ные коммуникации были единственным путем, по которому могли отступать остат ки разгромленных немецких войск так па- вывземой северной группировки. Бом*хянгурмовью удары по немецким транспортам вызывали большое противо действие противника, неасцы прикрывали своп транспорта большим числом кораблей охранения, береговой артиллерией и истребительной авиацией. Бш: солнечный, редкий для Заполярья, ©лгябтьокяй день. На небо — нм единого оллвчка. Самолеты еще с рассвета были приготовлены к боевому вылету. Летные экипажи находились около одного канони ра, служившего своеобразным командным вздетом. Настроение у всех бацю. Syp* 1 ли, разговаривали, делились впечатления ми. Майор Хорупжегако начал было рас сказывать личному составу об успехах советских войск па других участках со ветеко-германекого фропта. Но вот призем лился самолет. Это вернулся воздушный разведчик. , Последовал боевой приказ: яале^ти бомбоштурмовой удар по немецким транс портом, стоящим на рейде в Тана-фиорде. Спустя 30 минут, две шестерки пггурмо- виков под прикрытием двух групп истре бителей уже находились в вовдухе. На выполнение боевого задапня штур мовиков повел прославленный летчик, ма стер бомбоштурмовых уда-ров Горой Со ветского Союза майор Гуляев. Я входил в состав его экипажа. Пересекли Варапгер- фиорд и стали набирать высоту. Небо бе зоблачно. Солнце ослепительно отблески вает в кабину. Подходим к цели. Впереди показались первые разрывы зенитных снарядов. Майор Гуляев передал по радио ведо мым: «Приготовиться к атаке». С проти- В 0 ДОП 8 Ш маневром выйдя на цель, мой комапдпр манор Гуляев первым пошел в атаку и с пикирования сбросил бомбы по вражескому транспорту. Я видел, как его бомбы точно накрыли цель. Ведомыми майора Гуляева былп моло дые леттаки, только что прибьшдше в на шу часть. Опи пе имели боевого опыта и вошли в пикирование несколько позже, чем полагалось. Эю послужило тому, что маfiop Гуляев пикировал на цель один, и весь зенитпый огонь был сосредоточен на его самолете. Прямое попадание зенитного снаряда полностью отбило руль поворота, осталась только небольшая часть киля. Один сна ряд разорвался в моей кабине, разворотив пагрляный яшик. На плоскостях самолета образовалась про5оина большой величины. В голове мелькнула мысль: «Вероят но, есть попадание в мотор, и он вот-вот вспыхнет». Осмотрелся, прислушался к ре ву мотора — он работал равно. Значит, дотянем. Пзрачрщая машина была трудно управ ляема, но я хорошо знал моего летчика и верил в то, что он выйдет победителем. Требовались неимоверная сила воли, хлад- I нокровие, выдержка и безукоризненная техшыи иилошр-вония, чтебы на таком сильно поврежденном самолете дотянуть до своего аэродрома, который находился в j 180 &м от дели. И эти качества у майора i приборам при плохой видимости. И эта фронтовая закалка вскоре пригодилась ему при выполнении ответственных заданий командования по ие^гонюе самолетов с авиационных заводов. Наша промышлен ность с каждым часом наращивала темпы выпуска боевых машин. Их требовал Франт. И Чеснаков, леттшс-нстра'атоль по про фессии, становится перегонщиком. Штур манские ш в ь р ш , полученные на юге на заре его авиационной биографил, теперь I пригодились. Приходилось летать в самые отдаленные районы нашей Родины, изучая места полетов лишь по навигационным картам. Большие расстояния, — рассказывает Ион Гурьевич, — мы стали покрывать за короткие сроки. Техника пе та стада, что раньше. Скорость, маневренность — любо Гуляева нашлись в избытке. Мы дотяну ли. Ложиться на обратный курс н вести самолет до аэродрома пришлось посредст вом только одной визуальной ориентиров ки, так как зенитный снаряд разбил при борную доску и совершенно разрушил мандатный Яосптас. Майор Гуляев внал, что такую избитую изтпину нормально повадить нельзя, и по этому при подходе к своему аэродрому пе редал по радио: — Готовьте трактор. Буду падать. Необходимость такой радиограммы вы зывалась тем, что если наш самолет при ненормальной посадке загородит собою по садочную полосу, то должны быть заранее приготовлены все средства, чтобы убрать этот самолет с посадочной полосы аэрод рова ■ дать вовжаность ирчгтести посад ку другим, вернувшим» с боевого зада нии самолетам. Мы аашлх ва посадку прямо с хода, так как делать полагающийся крут взд аэрод ромом было нельзя при полностью отби том руле поворота, управлять приходилось одними элеронами. Развернуть самолет вправо или влево, а тем более сделать круг над аэродромом, было невозможно. Машина плавно приземлилась и пока тилась по посадочной полосе совершенно ч.ага в таких условиях, группа прибыла на аэродром. успешно Когда кончилась война, Иов Гурьевич перешел в транспортную авиаюто. Он стал командиром большого воздушного корабля. Снова потекли дни продолжительных н дальних полетов. Он успешно летает во все юнцы Советского Союоа. За шестнадпать лет службы в авиации Поп Гурьевич Чесноков налетал три тыся чи часов. А сколько тысяч километров по крыто им за это время! Родина высоко оце нила его заслуги. За доблесть и мужество, проявленные в боях против немецких за хватчиков, оп награжден двумя орденами Краспого Зламрнп, орденом Красной Звезды п двумя медалями. Капитан В. ЛАГОШНЫЯ. 1 неуправляемая. Тормозить было нельзя — . повреждены тормопа шасси, регулировать паиряжелле ее пробега тоже при отсутст вии руля поворота было нельзя. Положение создалось весьма трудное: е левой стороны аэродрома — овраг, с правей — самолеты, а в конце посадочной поло сы — камни и овраг. К нашему счастью, самолет разверпуло вправо. Он «плоскостью задел за капонир. Ощутительный толчок... Когда нас доставили в санитарную часть, майор Гуляев спросил у меня: — Ты об’я^пи, почему вас с тебой под били над целью? — Очевидно, немцы пристрелялись. Не в первый раз летали к ним, — ответил JL — Нет, неправильно ты говоришь. Нас могли подоить только на боевом курсе, когда нельзя производить маневр, а иначе не прицелишься и никакого вреда немцам не шъиееешь, а только попугаешь як, — возразил «гае майор Гуляев. Все боевые вылеты Героя Советски* Союза майора Гуляева отличались высоко! эффективностью, ибо для него — «и свернуть с боевого курса» — означало поразить цель наверняка. Так поступал верный сын Родины всегда, когда шел иа ввда. Тошм знаю я героя Гуляева. Напитан А КАЗАНОВ. Отличную оценку получили ва стрель бу артиллеристы нашего подразделены. Особенно отличились младшие сержанты Морозов, Котков, старший матрос Ка линин, матросы Сологуб и Ходоев. Они действовали на боевых постах снорови сто, с полным напряжением сил, показа ли свою натренированность. Матрос А. Черныше*. * * * Орудие младшего сержанта Кирикова вело огонь по «танку». Несмотря на плохую видимость, цель была поражена с первого выстрела. Артиллеристы не сделали ни одного промаха. Расчету об'явлена благодарность. Матрос Р. Вешин, ч h •&1t Машинисты-турбинисты матросы Па нов и Абрамов на корабль пришли всего несколько месяцев тому назад. С по мощью старшины 1 статьи Трубаев- ского и опытных специалистов Цнова и Трескунова они хорошо овладели спе циальностями и сейчас успешно экспло- атнруют механизмы. Старший матрос 3. Николаев. ♦ * * Десять благодарностей имеет за от личные показатели в боевой и полити ческой подготовке комсомолец Трохан- кин. Работая по заданию командовзиня, он ежедневно выполняет норму на 130 процентов. Рядовому Трохаикину при своено очередное воинское звание — ефрейтор. Солдат Н. Калашников. ★ * * Всегда подтянутый, опрятно одетый, вежливый и исполнительный — таким знает младшего сержанта Михаила Куз нецова личный состав нашего подраз деления. Когда потребовалось выполнить сречно трудоемкую работу, Кузнецов первым изъявил желание. Он выполнил приказание точно и раньше срока, за что получил поощрение. 'Солдат Н. Климат. * * * В отличное порядке содержит овсе ааиеяывмгае иладший сержант Морозов. Детали и запасные части, находящиеся иа хранении у тов. Морозова, аккурат но сложены, вычищены и- смазаны. Каждый болтик иа счету. За усердную службу тов. Морооов неоднократно по ощрялся. Старший матрос И. Захария* ★ * * Радист старший матрос Рафат Мафта- хутдаов эааш первое место в подразде лении аа проведенном конкурсе. Коман дир предоставил ему внеочередной крагг- косрочный отпуск. Больших успехов до- бакя и радист матрос Горбов. Ои заяв о к аа Доску отличников. Матрас Н. Шара*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz