На страже Заполярья. 1948 год. Июль.

f НА С Т Р А Ж Е З А ПО Л Я Р Ь Я *17 моля 1948 г., № 167 (3163). К Дню Воздушного флота СССР А Т А Е А С М Е Л Ы Х Это было в гро?ные январские дни 1943 года. На морских коммуникациях противника развертывалась ожесточеппая борьба. Нем* цы, не располагая в Заполярье достаточным количеством дорог для пополнения своих потрепанных чаете 1 па сухопутном участке фронта, усилили перевозки военных грузов я айвой силы по морю. Корабли Северного флота 1 авиация наносили мощные удары но .врагу на его морских путях. Частые, следовавшие один за длутпм снежньп заряды и плохая видимость за­ трудняли действия североморской авиапии л особенно самолетов-торпедоносцев. Одна- Ео летчики, горя жгучей н-онааиетыо к не­ мецким захватчикам, использовали каждый чае летпой погоды и нередко в трудных ме­ теорологических условиях выискивали ко­ рабли противника я наносили по ним ощу­ тительные удары. Наасогда войдет в историю североморской авиация 14-е января 1943 года. В этот день отважные экипажи торпедоносцев ка­ питана Киселева и капитана Баштыркоаа нанесли мощный удар по вражеским кораб­ лям. В жестокой схватке с врагом экипаж кглгатапа Багатьгркоза погиб смертью храб­ рых. но до конца выполнил свой воинский долг, потопив огромный транспорт против­ ника. Командование Северным флотом получило данные о том что курсом на Киркеяиес го южных портов Норвегии идет крупный кон­ вой противника. Погода не благопрнятстао- вала вылетам, но вражеские корабли уже находились на последнем переходе. Было принято решение во что бы то ни стало нанести по немецким кораблям торпедный удар. • ' На выполнение задания и вылетели эки­ пажи Киселева и Баштыркова. Это были опытные летчики, летавшие в любых усло­ виях и имевшие уже по нескольку прави­ тельственных наград. Потому-то им и по­ ручили вьшолпить ответственное задание. Андрей Баштырков был строгим и требо­ вательным к себе -коммуштстом^—офицером сталинской авиации. Он пе терялся ни при каких обстоятельствах бо'таш обеташркл. Умелый и находчивый воин, он всегда вы­ ходил га боя победителем. Однажды в почием полете самолет Баш­ тыркова при подходе к цели атаковали ноч­ ные истребители противника. Можно было без особого прицеливания сбросить бомбы и уйти на полном газу на свой аэродром. Но не таков Баштырков. Два часа он кружился в темноте над логовом врага, ускользая от атак «Мессершмиттов». Бесстрашный пилот дерзостью, хитростью победил врага. Когдг истребители, израсходовав горючее, ушли Баштьгжов беспрепятственно пошел па цель и метко уложил свои бомбы. Подстать своему комапдиру был штурман самолета комсомолец сержант Владимир Ни­ колаевич Гаврилов. В начале Отечественной нойны он окончил авиациоппое учплище по классу штурманов и прибыл на Северный фл^г в одну из авиационных частей. Моло­ дой, жизнерадостный юноша всей силой комсомольского сердца ненавидел фашистов, посягнувших на ваиту Родоту, на •родной н любимый его город — город Ленина. Оп рвался в бой, чтобы мстить врагу за все кровавые злодеяния. — Владимир всегда стремился в бой, — рзсск.апывают о Говрилотю боевые друз^. — В нелетные дни он не мог сидеть спо­ койно. Он как бы родился для войны, во всем подражал своему командиру, в боях проявлял мужество и героизм, любил риско­ ванные схватки с врагом. Достойными боевыми соратниками Баш­ тыркова и Гаврилова были воздушный стре­ лок-радист старшина Михаил Кузьмин и воздушный стрелок матрос Николай Шпун­ тов. Вся эта боевая четверка составила дружный и спаянный экипаж торпедоносца. Вылетев на поиск конвоя противника, экипажи получили радиограмму, уточнив­ шую местонахождение цели. Пе раз Киселев н Баштырков летали в этот район па бомбо­ метание, но обнаружить с вотдуха в этот сумрачный день камуфлированные под тол берега вражеские корабли было нелегко. Наконец, конвой был обнаружен с оооттх самолртов. О ржапт Гаврилов доложпл: «Два корабля, справа по борту!». Вглядевшись внимательно, летчики увидели еще два I транспорта, два миноносца, четыре сторо- |жевика и два небольших судна, класс кото­ рых опознать не удалось. В это время небо неожиданно просветле­ ло. Самолеты оказались в освещенной ча­ сти моря. На берегу замигали жолто -6 рлыс огни световой сигнализации: немецкие бе­ реговые посты предупреждали^онвой о над­ вигающейся угрозе. Но наши самолеты уже лежали на боевом курсе. Немецкие транспорты и сторожевики от­ крыли сильный огонь по самолетам. В бой включились и береговые батареи врага. Но как ни неистовала вражеская артиллерия, как блшко ни рвались евтряды, северомор­ цы смело шли вперед, выдерживая скорость, высоту, направление. Вот. достигнув нужной цгтяишш, штур­ ман Киселева Покало нажимает кнопку сбрасывателя, и торпеда с шумам устреми­ лась к вражескому транспорту. Раздался огромный взпыв, и транспорт водоизмеще­ нием в 6.000 тонн начал тонуть. ( Одновременно с Киселевым ринулись в атаку капитан Баштырков и его верный друг Владимир Гаврилов. Десятки зажига­ тельных, бронебойных пуль и осколков снарядов впились в их машину. Самолет уже горел во Баштыркс© твердой, уверен­ ной рукой вел торпедоносец к цели, выдер­ живая курс, проложенный штурманом Вла­ димиром Гавриловым. Точно огненный смерч. североморский торпедоносец неудержимо несся вперсдГ Почти в упор штурмап Гаврилов метпул торпеду. Грузный фашистский трапспорт водоизмещением в 8.000 тонн начал нтти ко дну. — Когда мы в глубине фиорда ofaapy- жилп вражеский конвой, — рассказывал об этом вылете капитан Киселев, — Батпгыр- ков встал со мной в линию фроптз, разомк­ нувшись на полукилометровую дпетапншо. Транспорт, который я избрал для атаки, те был самым крупным в кешхое, полотому, как его оберегали сторожевики и мшюног- !Ы, я решил, что на номнаходится наиболее ценный груз. Бапггыркову па выбор оста­ вались три других транспорта. Легче всего ему было атаковать меньшие суда, шедшие в отдалении от эскорта. Огневое сопротивле­ ние их было слабое. Атакуя же транспорт водоизмещением в 8 тысяч топп; окружен­ ный боевыми кораблями и шедший у са­ мого берега, Баштырков рисковал попасть под губительный огонь корабе.тьпой л бгрс* хвои артиллерии. К тому же, он мог пе .твать, чтопосле того, клк я выйду из ата­ ки, весь огонь сосредоточится на его само­ лете, Но летчик-большевик, ставивший превыше всего интересы Родшы п честь офицера сталинской авиации, Андреи Гхг;и- тьгрюов и его верный товарищ Владшир Гопрплав пошли ш цель, наиболее долин­ ную нх удара. Храбрые соколы всем сердцем и всей ду­ шой понимали: нет иного выхода, кроме бесстрашной борьбы с врагом. П опи без раздумья пошли па подвиг, сделавший бес­ смертными их славные имепа. Андрей Баштырков и его штурмап комсо­ молец Владимир Гавтжлов, стр'ики-радисты Михаил Кузьмин и Николай Шлуптов до конца в ы п о л н и л и свой долг перед Родшот. Указем Президиума Верховного Совета СССР от 221 февраля 1943 года капиталу Баш- тыркову и сержанту Гаврилову посмертно присвоено звапле Героя Советского Союза, а Кузьмин и Шпунтов награждены орде­ нами. Пусть подвиг славных героев будет всег­ да служить для североморцев примером. Пусть каждый учится у этих храбрецов стойкости, бесстрашию и отваге. Капитан Н. ЗУЕВ. Отличными успехами в боевой и политической подготовке встречают День Воздушного флота механик старшина Сергей Рудяков и моторист старший матгрос Иван Сарычев. Обслуживаемый ими самолет всегда в боевой готовности, в воздухе выполняет учебные задания без малейших перебоев. НА СНИМ КЕ: старшина С. Рудаков и старший матрос И. Сарычев за осмотром тросов управления самолета. Фото М. Бугакова. Три тысячи часов в воздухе Шестнадцать лет тому назад Поп Гурье­ вич Чесисисов впервые сел в кабину учебно­ го самолета «ПО-2». Кому из летчиков не довелось пережить радость первого полота! Так п Пон Чесдокоэ, подошпась в восдух с инструктором испытал тогда знакомое 1 гем людям этой мужественной профессии волнешю л удовлетворение, полученное от полета. Росла и крепла паша советская авиа­ ция, и летчики, получившие от народа отечогтвешую техшжу, штурмовали не­ белые просторы. Ион Гурьевич с чувством r.iyxMioro уважения относился к отечест­ венным самолетом. Народ, строивший со- ппатизм под руководством партии Ланша — Сталина, щедро снабжал авиа­ торов боевой техникой. «Ньюпоры», «Дар­ ивали«Савойи» былп свезены на свал­ ку. Появились машины, сделанные на наших заводах, из наших материалов, и гордостью наполнялось сердце каждого лет­ чика. Вначале Чесшков был штурманом. Ему довелось летать с прославившимся впослед­ ствии летчиком Леваневсяспм. Это были простые будничные полеты, как он говорит сам. Но и в этих «будничных» полетах Пон Гурьевич проявлял присущую русско­ му челове.ку смекалку, инициативу, неук­ ротимое желание к достижению вершин летного искусства. Прошло несколько лет. Появились вме­ сте с ростом пашей промышленности но­ вые скоростные истребители. Первые поле­ ты на,этих м-ашишх, демогастрирутощнх в воздухе изумительный по красоте выелгнй пилотаж, захватили штурмана новым же­ ланием — стать летчиком-истребителем. И он стал пм. За три месяца Чоиюпов с успехом овла­ девает новой машиной и с каждым днем растет его боевое мастерство. В 1938 году Чеспоков стал комащизром эскадрильи. Здесь во в"ю ширь проявился ого талант, <как заботливого воспитателя молодых летчиков. П многим из них дове­ лось вместе с ним выдержать натиск не­ мецкой авиации в начало Великой Оте­ чественной воины. В первых же боях л е гч и ки -п с тр ^л - тели Чеснок-о-ва успешно громят гитлеров­ цев. Глубокая убежденность в правоте своего дата помогает советским летчикам с каждым дном наращивать свои удары по врагу. Однажды Чеснокову командир части по­ ставил боевую задачу — произвести штур­ мовку вражеского аэродрома. Избрав вы­ годный тактический маневр, ведущий вне­ запно появился над логовом врага, где ба­ зировалось более 80 вражеских самолетов. Немцы, не ожидавшие ошеломляющего и дерзкого удара советских летчиков, расте­ рялись. В результате этого налета на вра­ жеском аэродроме появилось много огром­ ных очаго© огня: горели немецкое само­ леты, ' Десятки успешных вылетов сделал Ион Гурьевич в Крыму. Ему приходилось ле- смотреть, а летать на таких самолетах — отрада. • Сложная и трудная работ* перегонщика Чеснокову <и его товарищам приходилось покрывать за короткое время тысячи кило­ метров воздушного пути. Все самолеты до­ ставлялись на франт точно в срок а без происшествий. Это налагало аа Чесполова большую ответственность, кок на ведущего больших и малых груш. Трезво оценивая обстановку, Ион Гурье­ вич всегда принимал правильное решение. Когда в 1945 году группа истребителей по­ пала неожиданно в туман, Чесновов, коман­ дуя со своего самолета, сначала посадил всех своих ведомых ва ближайший аэро­ дром п только после этого сам решил при­ землиться, хотя за это время условия по­ годы еще более усложнились, а темень во- чи и без того мешала истребителю. 5а время работы перегонщиком офипЬ Чесвоков научился мастерски ходить всле­ пую. Один раз он попал в проливной дождь. Низкая облачность скрывала землю. Ориентироваться приходилось только по приборам. Но доброкачественные и исклю- Учится сам и учит товарищей Уходя по демобилизации с флота, стар- ппша 2 статьи Корнов вместо себя оставчл надежную смену в лице комсомольца Па­ щенко. С должностью старшины катера комсомолец Пащелко справляется отлично. В его работе не было замечаний.* Все при­ казания выполнял точно. За хорошую ра- • боту командование не раз постояло тов. Пл^ико. Оч имеет песколь*л б•*.*»"парно­ стей и денежную премию. ЦК ВЛКСМ егб наградил Почетной грамотой. Подразделению потребовался специалист- водолаз в замен ушедшего по демобилиза­ ции. Обученного специалиста скоро не могли вайтц. Специальность водолаза тон. Пащенко не знал. И когда ему пр°£тожпли, он охотно веялся аа изучение новой по* 4 легкой специальности. ' " В первое время ему помог комсомолец Воробьев. Тов. Пащенко стал быстро овла­ девать специальностью водолаза. Он упор­ но учился. Не ждал, когда ему что-либо скажут, воегда он сам спрашивал, товари­ щи ему с охотой рао’ясияли. Вскоре тов.. Пащенко стал работать самостоятельно и замечаний в его работе не было. И серчая со своей работой он справляется отлично. Теперь Пащеико сам успешно и умело обучает молодых специалистов. Так за короткий срок с помощью Пащенко овла­ дел специальностью водолаза комсомолец Долженков. За хорошую службу и работу командование поощрило тов. Пащеико вне-, очередным отпуском на 10 суток. Этих успехов тов. Пащптко делился упорным трудом н настойчивой учебой. Как дисциплнитрованного. щг^мерного воина, его приняли в ряды ВКЩб). В *] 1948 году он с отличными оценками окончил вечернюю школу najprnfiHxro ак­ тива и получил удостоверение. Комсомоль­ цы нашего подразделения избрали его вто­ рично секретарем своей организации. Матрос Серегичев и комсомолец Солин неоднократно в беседе с Пащенко заявляли, что у них образование маловато, нехвата- ет терпения до конца прочесть книгу. Па­ щенко заинтересовался, какие книги они читают, и пришел к выводу, что эти товарищи берутся читать книги подряд, что попадет под руку. Пащенко научил их читать книги и привил любовь к чтению. Коммунист Пащенко учится сам и учит товарищей. Он умело сочетает учебу с ра­ ботой, проводит беседы с личным составом* является примером и образцом как в бое­ вой, так и в политической подготовке. Старший матрос П. ШУМИЛКИН. тать в любую погоду, днем и ночью, не 1пгтелкно точные отечественные приборы считаясь с ощыхом. Он уверенпо ходил по никогда пе подводили его. Пройдя более ЕГО КУРС-ТОЛЬКО К ПОБЕДЕ Так воевал серный сыч Родины майор Гуляев Советская Армия осуществляла Десятый удар со врагу — освобожтада лг^ тттлтг* руо'кую Печелгу. Авиационная штурмовая часть, в которой я служил штурманам ь<- кадрильи, в то время базировалась в не­ посредственной близости к линии фронта. На sac возлагалась задача — бомбо- штурмовыми ударами препятствовать от­ ступлению противника и уничтожать его на морских коммуникациях, проходящих гдоль берегов Северной Норвегии. Эти вод­ ные коммуникации были единственным путем, по которому могли отступать остат­ ки разгромленных немецких войск так па- вывземой северной группировки. Бом*хянгурмовью удары по немецким транспортам вызывали большое противо­ действие противника, неасцы прикрывали своп транспорта большим числом кораблей охранения, береговой артиллерией и истребительной авиацией. Бш: солнечный, редкий для Заполярья, ©лгябтьокяй день. На небо — нм единого оллвчка. Самолеты еще с рассвета были приготовлены к боевому вылету. Летные экипажи находились около одного канони­ ра, служившего своеобразным командным вздетом. Настроение у всех бацю. Syp* 1 ли, разговаривали, делились впечатления­ ми. Майор Хорупжегако начал было рас­ сказывать личному составу об успехах советских войск па других участках со­ ветеко-германекого фропта. Но вот призем­ лился самолет. Это вернулся воздушный разведчик. , Последовал боевой приказ: яале^ти бомбоштурмовой удар по немецким транс­ портом, стоящим на рейде в Тана-фиорде. Спустя 30 минут, две шестерки пггурмо- виков под прикрытием двух групп истре­ бителей уже находились в вовдухе. На выполнение боевого задапня штур­ мовиков повел прославленный летчик, ма­ стер бомбоштурмовых уда-ров Горой Со­ ветского Союза майор Гуляев. Я входил в состав его экипажа. Пересекли Варапгер- фиорд и стали набирать высоту. Небо бе­ зоблачно. Солнце ослепительно отблески­ вает в кабину. Подходим к цели. Впереди показались первые разрывы зенитных снарядов. Майор Гуляев передал по радио ведо­ мым: «Приготовиться к атаке». С проти- В 0 ДОП 8 Ш маневром выйдя на цель, мой комапдпр манор Гуляев первым пошел в атаку и с пикирования сбросил бомбы по вражескому транспорту. Я видел, как его бомбы точно накрыли цель. Ведомыми майора Гуляева былп моло­ дые леттаки, только что прибьшдше в на­ шу часть. Опи пе имели боевого опыта и вошли в пикирование несколько позже, чем полагалось. Эю послужило тому, что маfiop Гуляев пикировал на цель один, и весь зенитпый огонь был сосредоточен на его самолете. Прямое попадание зенитного снаряда полностью отбило руль поворота, осталась только небольшая часть киля. Один сна­ ряд разорвался в моей кабине, разворотив пагрляный яшик. На плоскостях самолета образовалась про5оина большой величины. В голове мелькнула мысль: «Вероят­ но, есть попадание в мотор, и он вот-вот вспыхнет». Осмотрелся, прислушался к ре­ ву мотора — он работал равно. Значит, дотянем. Пзрачрщая машина была трудно управ­ ляема, но я хорошо знал моего летчика и верил в то, что он выйдет победителем. Требовались неимоверная сила воли, хлад- I нокровие, выдержка и безукоризненная техшыи иилошр-вония, чтебы на таком сильно поврежденном самолете дотянуть до своего аэродрома, который находился в j 180 &м от дели. И эти качества у майора i приборам при плохой видимости. И эта фронтовая закалка вскоре пригодилась ему при выполнении ответственных заданий командования по ие^гонюе самолетов с авиационных заводов. Наша промышлен­ ность с каждым часом наращивала темпы выпуска боевых машин. Их требовал Франт. И Чеснаков, леттшс-нстра'атоль по про­ фессии, становится перегонщиком. Штур­ манские ш в ь р ш , полученные на юге на заре его авиационной биографил, теперь I пригодились. Приходилось летать в самые отдаленные районы нашей Родины, изучая места полетов лишь по навигационным картам. Большие расстояния, — рассказывает Ион Гурьевич, — мы стали покрывать за короткие сроки. Техника пе та стада, что раньше. Скорость, маневренность — любо Гуляева нашлись в избытке. Мы дотяну­ ли. Ложиться на обратный курс н вести самолет до аэродрома пришлось посредст­ вом только одной визуальной ориентиров­ ки, так как зенитный снаряд разбил при­ борную доску и совершенно разрушил мандатный Яосптас. Майор Гуляев внал, что такую избитую изтпину нормально повадить нельзя, и по­ этому при подходе к своему аэродрому пе­ редал по радио: — Готовьте трактор. Буду падать. Необходимость такой радиограммы вы­ зывалась тем, что если наш самолет при ненормальной посадке загородит собою по­ садочную полосу, то должны быть заранее приготовлены все средства, чтобы убрать этот самолет с посадочной полосы аэрод­ рова ■ дать вовжаность ирчгтести посад­ ку другим, вернувшим» с боевого зада­ нии самолетам. Мы аашлх ва посадку прямо с хода, так как делать полагающийся крут взд аэрод­ ромом было нельзя при полностью отби­ том руле поворота, управлять приходилось одними элеронами. Развернуть самолет вправо или влево, а тем более сделать круг над аэродромом, было невозможно. Машина плавно приземлилась и пока­ тилась по посадочной полосе совершенно ч.ага в таких условиях, группа прибыла на аэродром. успешно Когда кончилась война, Иов Гурьевич перешел в транспортную авиаюто. Он стал командиром большого воздушного корабля. Снова потекли дни продолжительных н дальних полетов. Он успешно летает во все юнцы Советского Союоа. За шестнадпать лет службы в авиации Поп Гурьевич Чесноков налетал три тыся­ чи часов. А сколько тысяч километров по­ крыто им за это время! Родина высоко оце­ нила его заслуги. За доблесть и мужество, проявленные в боях против немецких за­ хватчиков, оп награжден двумя орденами Краспого Зламрнп, орденом Красной Звезды п двумя медалями. Капитан В. ЛАГОШНЫЯ. 1 неуправляемая. Тормозить было нельзя — . повреждены тормопа шасси, регулировать паиряжелле ее пробега тоже при отсутст­ вии руля поворота было нельзя. Положение создалось весьма трудное: е левой стороны аэродрома — овраг, с правей — самолеты, а в конце посадочной поло­ сы — камни и овраг. К нашему счастью, самолет разверпуло вправо. Он «плоскостью задел за капонир. Ощутительный толчок... Когда нас доставили в санитарную часть, майор Гуляев спросил у меня: — Ты об’я^пи, почему вас с тебой под­ били над целью? — Очевидно, немцы пристрелялись. Не в первый раз летали к ним, — ответил JL — Нет, неправильно ты говоришь. Нас могли подоить только на боевом курсе, когда нельзя производить маневр, а иначе не прицелишься и никакого вреда немцам не шъиееешь, а только попугаешь як, — возразил «гае майор Гуляев. Все боевые вылеты Героя Советски* Союза майора Гуляева отличались высоко! эффективностью, ибо для него — «и свернуть с боевого курса» — означало поразить цель наверняка. Так поступал верный сын Родины всегда, когда шел иа ввда. Тошм знаю я героя Гуляева. Напитан А КАЗАНОВ. Отличную оценку получили ва стрель­ бу артиллеристы нашего подразделены. Особенно отличились младшие сержанты Морозов, Котков, старший матрос Ка­ линин, матросы Сологуб и Ходоев. Они действовали на боевых постах снорови­ сто, с полным напряжением сил, показа­ ли свою натренированность. Матрос А. Черныше*. * * * Орудие младшего сержанта Кирикова вело огонь по «танку». Несмотря на плохую видимость, цель была поражена с первого выстрела. Артиллеристы не сделали ни одного промаха. Расчету об'явлена благодарность. Матрос Р. Вешин, ч h •&1t Машинисты-турбинисты матросы Па­ нов и Абрамов на корабль пришли всего несколько месяцев тому назад. С по­ мощью старшины 1 статьи Трубаев- ского и опытных специалистов Цнова и Трескунова они хорошо овладели спе­ циальностями и сейчас успешно экспло- атнруют механизмы. Старший матрос 3. Николаев. ♦ * * Десять благодарностей имеет за от­ личные показатели в боевой и полити­ ческой подготовке комсомолец Трохан- кин. Работая по заданию командовзиня, он ежедневно выполняет норму на 130 процентов. Рядовому Трохаикину при­ своено очередное воинское звание — ефрейтор. Солдат Н. Калашников. ★ * * Всегда подтянутый, опрятно одетый, вежливый и исполнительный — таким знает младшего сержанта Михаила Куз­ нецова личный состав нашего подраз­ деления. Когда потребовалось выполнить сречно трудоемкую работу, Кузнецов первым изъявил желание. Он выполнил приказание точно и раньше срока, за что получил поощрение. 'Солдат Н. Климат. * * * В отличное порядке содержит овсе ааиеяывмгае иладший сержант Морозов. Детали и запасные части, находящиеся иа хранении у тов. Морозова, аккурат­ но сложены, вычищены и- смазаны. Каждый болтик иа счету. За усердную службу тов. Морооов неоднократно по­ ощрялся. Старший матрос И. Захария* ★ * * Радист старший матрос Рафат Мафта- хутдаов эааш первое место в подразде­ лении аа проведенном конкурсе. Коман­ дир предоставил ему внеочередной крагг- косрочный отпуск. Больших успехов до- бакя и радист матрос Горбов. Ои заяв­ о к аа Доску отличников. Матрас Н. Шара*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz