На страже Заполярья. 1948 год. Июль.
ffД В Т В Л Я Е Ш П П Г Я РМ К Дню Воздушного флота Бессм ер тны й подвиг Старший сержант Андрей Михайлович Марате начал войну в морской пехтие под Сгвастополем. Оп дрался мужественно н умело, как подсказываю сердде еов*г ского патриота, горячо любящего евою Ро тону. Маркин был участником нггурма Феодосии и Керчи, дрался иод Сталннгра- Л)м. В боях пулям и снарядам не кланял ся. в рукопдпгныт схватках всегда пгл впереди. Был дважды равен и после выздоровления снова возвраптался па передовые. Вместе с pojraofi ротой он про делал путь далеко за Дон, аде был тяжела ранен в третий раз- Через шсколько месяцев Андрей Маркин снова встал на ноги. По на фронт уже не попал. В ту пору неподалеку от госпиталя Формировалась авиачасть. А Маркин не плохо знал рацию и был зачислен стрел ком-радистом в экипаж летчика Кагунн- в». Самолет «Илыотттин-З» мотекой пехо- ттгнец Андрей Маркин полюбил дашо, еще тогда, когда дра.тся под Севастополем. Столько раз видел пн, как грозны* упшп- яы, прозванные нечщаяи «черной смер тью», крошили врага па подступах к сева стопольским бухтам. Маркин радовался, что его перевели служить в авиационную часть- Вскоре Еатумгн и Марпздп прибыли на Север. И вот ода пошла в первый боевой полет. Четверка пггурмшвпттов нанесла удар по А вражескому каравану- Ода транспорт был нопшлен, несколько других получили повреждения. На обратном пути «Илью шиных» атаковала шестерка Мессершмит- тов. Завязался неравный бой. На машину Катуника яабросилея немец. Он загое» в хвост и уже издали открыл интг^ивны? огонь, Маркин подпустил его поближе и тоже открыл огонь. Две трассы прорезали жодух. Невидимому, неяеп был не из мо лодых и опытный. Он сраау же нащупал мертвый конус за хвостом «Ила» и под ходил всо ближе, становясь для Маркина недосягаемым. А тут, как назло, отка зало переговорное устройство — команди ру нельзя сказать о необходимом маиадре. Тогда Маркин прямо чергз хвост своего самолета в уггор ударил по neiAry. «Мес- серпшитг» задымил, рванулся в сторону, но тут же свалился в воду. С втогэ дня н началась настоятпая дружба Блтунина с его стрелком-радистом. Командир довержлея своему боевому сер жанту, кмь брату м верному товарищу. Шли дни. На боевом счету экипажа уже числились два потоплг-иных враже ских транспорта, трааыщик, два мотобота, катер и несколыст) повражденнъгх враже ских судов. Уходя в бой, Катунин был спокоен. Он знал: позади — его бое вой друг. Оя верил ему, как самому себе. А Маркин гордился своим коматдаром и всегда равнялся по нему. Он любовался тем, как отлично держал Катукин сэою машину под огне* противника, каж точво заходы жа цель в как метко накрывал бомбами фашистские транспорта. 05а они были бесстрашны и составляли непобеди мый ашпаок, каждому яз шх победа была дороже длшш. Однажды разведка обнаружила фашист ский караван. Восьмерке ваших штурмо виков во главе с кагпггавпм Еатуниным рачивашт! было дадо задание выйти &ы шя с т т удара. I вотопять, в .который уже раз, по вели друзья грозную машину в помет. Штурогозики шли над морем. — Вижу цель. ПодтяИугьс& Пригото виться к атаке! —- услышали летчики голос капитала Катуптпи. Знакомый, всегда спокойный голос. Сколько раз слышали ем летчвдо в раз гар оскесточенньа боев, ш *а Катунин устремлял в атаку водимые мм самолеты, и яетчикя, выншняя приказ своего коман дира, зналм, что он всегда приводит их к победе. Сколько раз слышал этот сааио- мый .родной голос м сержант Маркюн. Этот ооодряющпй голос как бы звал в бой, при давал иовьге силы и увсрслзость в борьбе с врагом. Штурмовики подходили к потаю... Тридцать фашистских корзолей били изо всех орудий по самолетам. С берега прямой наводкой ударила зенитные бата реи. К североморским штурмовикам со всех сторон ринулись немецкие «Мессерпштт- ты».,Бесчисленные огневые трассы испо лосовали небо, самолеты подбрасывало от близких разрыве® снарядов. — Штурмовики с боевого .курса не сво рачивают! — повторил Батувпн девиз се вероморских штурмовиков. — В атаку, друзья, в атаку! Летчики услышали знакомый етризьге своего комащягра. Они видели, как кра снозвездная машина героев Катулттоа л Маркина первой водалась в ©плотную стену заградительного огня, как твердо шел отважный аюатюж к на\:счевтш цели. И ведомые следовали за своим ведущим. Вдруг матпжта ведущего задымила, за горелась и, реппо пллтшуя твердо пошла в нгтравлеиот одного из фашистских транспортов. Летчики увидели, как, об’я- тая пламенем, крагнозвездпая машина, иа- 'TWBJernaia твердой ру.к»>й героя-больше вика Катунина, врезалась в немецкий ко рабль. Огроошой силы взрыв потряс воздух. Трав-порт гитлеровцев пошел на дж>. Суровое море Баренца приняло тело ка питана Ильи Борисевича Клтуппна и* его богвого друга стрелка*-радиста старшего сержанта -Андрея Михайловича Маркина. Видя, что самолет подрит и дойти до своей территории ие ^ожет, экипагк гроев ре шил своей смертью привести смерть вра гу. Во имя Родины, жттани и счастья сво-- его народа пожертвовали оолш Кагупнн и Маркин. Две золотые звезды Героев Советского Союза Ильи Еагг/яина и Андрея Маркина увенчали бессмертный подвиг героев,, от давших свои жизни ва Родину. Герои не гмирают, героя бессмертны. По гибшие воины каж бы незримо продолжа ют оставаться в боевом строго. Имена этих герое® будут передаваться пз уст в уста. На их боевых подвигах воспитываются новые поколения сталинских соколов, го товых в любой момент выполнить приказ Родины. Храня в сердцах память о ‘{хчгмертпггш подвиге Кттнгтгна и Маркина, северомор ские летчики никогда не забудут и пх бое вого девиза, родившегося в грозные годы войны: — Штурмовики с боевого курса не cdo - Капитан 3. НИКОЛАЕВ. На вахте—отличник Щукин Осень 1944 года. Шли бои за освобож дение Печенги. Вместе с передовыми от рядами, наступающими на Печенгу, шел со своей радиостанцией н старший матрос Щукин. В бою за высоту создалось угрожакядее положение на нашем участке. Враг, зарыв шись глубоко в землю отчаянно сопротив лялся. Попытка нашего отряда продвинуть ся вперед успеха не имела. Тогда кожчнщ> решил выовать авиацию. Щукин быстро связался со штабом и передал радиограмосу. Вскоре показались грозные «Ильюшины». Па вражеские позиции были сброшены сотни бояб и снарядов. За участие в освооождешиПечегнгвстар ший матрос Илья Щукин имеет благодар ность от Верховного Главвопихмащуклцего товарища Огалииа с награжден медалью «За оборону Советского Заашярья». ...Самолет, набирая скорость п оггавляя за собой тучи пылп, отрывается от земли. Штурман запрашивает курс. В эфире мно жество разнотонных звуков. Но вот млад ший с*г>жант Щтктта — гадгст наземкой станция — слышит знакомые позывные и быстро определяет курс. «Ваш курс...», — передает он самолету. «Курс подтверждаю. Благодарю за хоро шую ра/Зоту», — отвечает штурман само лета. Если просмотреть вахтееттый журнал, то в графе «ошпбкп в градусах», везде стоят нули — все курсы самолетам даны пра вильно. Так правит вахту младший Щукин. сержант П. ЧЕРНОВ. Шлюпочные гонки Недавно в кашей ч и п состоялись шлюпочные гонки под парусами. За не сколько дней до соревнований бьиа прове дена большая работа. В свободные от заюггмй часы офицеры тт. Тараокин. Гончаро* и Абражеяич маого внимания уделяли подготовке шлюпок к гонкам: подгонялись я ставились паруса, проверялась в отдельности каждая деталь, дважды иыли проведены тренировке с вы ходом в море. День соревнований выдался теплый. старшины и офицеры, члены семей военно служащих. Особенно упорной была борьба шесте рок. Первое место среди них заняла шлюп ка офицера Гончарова, второе — офицера Рукавишникова. В заходе шестерок стар шин лучшее время показала шлюпка офи цера тов. Абраакевича. \ Последними проходили гонки чвтверов. Победителем в них вышла команда офицера Федяшева. Всего соревнования продолжа- ,Т1 mm TWI к i i ртят. с*4—--- - г V Стмшая газета корабля Впа* В с т т к to y— в и чмкы редкол- Ма- _ _ ___ , ____________ iWff жвав ябилеЛгоо номера. опред^ююое задание. Поесбсщн- аедяоуцегия приступает ж делу. Ш<4) to j— умеет работать, он знает, как «ада делать У lea» уже вирабатме* определси- спивь. Заметки тщательна травятся. Редакюр стремится поместят* в гааеге каж больше материала, заметки пишутся яорая а я яеяа. У редколлегии вмоется У?тело своих поачичл»гтчт ^*-гст 1 т’т*: BajTif^ofi Оте’^естпен^пА лей^ечмт Мсхаил В*»с«. НА ГНММ^.Ч: ст^>тштй лейтенадт М. Васян после полета рассказывает об эволюцдмх самолета лейтеванта^ А. Гусарову, И. Павлюкову в А. Наполнину. М. Б] О роли командира звена в обучении летчиков У советского летчика должны быть сконцентрированы осповпьте качества воз- душппго бойпа: мастерство, отвага и вы носливость. Развитие п укрепление этих качеств воауожпо тол.ко при условии умелого обучения и воспитаппя молодого летчика. Это пакладывает большую ответ ственность па командира звена. Он должен быть требовательным и справедливым, умеюпгт-м Bo-BfTMfl пелгечать оипб - оки лет чика и добиваться пх устрапепия. Затогом успешного вьшолн^ппя задапиг в воздухе является тщательпая и кропот ливая предполетная подготовка экипажа. Командиру звена пельзя прп этом упускать пикаггпх «мелочен». Летчику падо безуко- ришепно владеть арматурой в кабипе своего самолета. В^е ден^твпя его должпы быть отработапы. до автоматизма. Пад^- В 1 гугптпть летчику, что прп отказе мотора или отд^льпых агрегатов п систем па при нятие грамотпото решения з воздухе оста ются иногда секунды. Неправильные дей ствия пли решения могут повлечь за собой тяжелые последствия. Чтпьт ттт>'>готгухкттгровать летчика и быть уворрнным в том, что оп может принять грам'тное решение в воздухе, рекомен дуется проверить, как он знает па память все, что карается управления мотором и самолетом, проверить в кабине «вслепую». лодого летчика, мало тренировал его на земле. Каждому полету должна предшествовать тщательная всесторонпяя наземная подго товка. Давно известно, что в авиации «ме лочей» нет, все должно быть предусмотре ло. Каждый полет, а особепно комплекс ный, когда выполнение задания связан* не только с действиями одного, а несколь ких экипажей, требует исклгочитетьн-оГ договоренности па земле. При этом особг •л'Т.чое зтт'чни? поткэир:тают средств- ерлти. О.тпако следует предусмотреть воз можный 'пер-'блй радиосвязи и договорить ся, какими эволюциями самолета командит будет руководить ведомыми, чтобы успеш но продолзять выполпеппе задания. Вылетая на бомбометапие с горизоп татьпого полета, экипаж летчика гвардиг лейтенанта Куришко прекратил выполне ние задания из-за того, что вывернулась кнопка управления переговорным устрой ством. При пажатип па контакты летчик ощущал незначительнее пощипывание. Это его песколько напутало. По ток, кото рый проходил через кнопку, был очень низкого паит>яжеипя и никакой опаспости пе представлял пи для летчика, пи для самолета. Стоило Куришко надеть перчат ку пли наложить на контакты матенький кусок бумажкп, и связь бы работала. Так из-за «мелочи» летчик Куришко пе вы- Такпе тренировки помогли летчикам- полнил задапия. В этом сказались его сла- гвардейпам старшему лейтенанту Смороди- ^ая натренированность в быстром осчыг- . п „ швании обстановки, поспешность в приня- ну и гвардии лейтенанту Парамонову, ле- рл.шрпп{. тавт:ш на самолете, бН~п*. П[[^ 1а М0ХН4 пл6лю,.т . м в >ялозлЯ п с хорешимв показателями освоить само- летчик, в чем-либо сомневающиеся, не лет. идет к командиру звена, а обращается к , _ „ ^ t . ^оеху тс^гртппу такому же *нч>лыта>му. Но был случаи, когда^ молодой летчик Тот вму e0BeTyeTj no>ntaeTi летчнв слуша. гвардия лейгте’/ант Мкпичлевич, вылетев- ет^пр:пш>гает вге во внпмапие и в елетую- ший нз новом для пего самолете, при за- щем полете делает болсо грубые ошибки. ходе на посадку не смог правильно про- Во всех случаях молодой летчик, вгттм?- г.штр^тг?ровать наличие горючего в баках, тнвший в полете трудность, обязон сбра- п при уходе па второй круг отказал один тпться к своему непосредствеппому па- монпр. В отказе мотпрз повинен чальппку — командиру звена. Он явтяет- п комап,шр эвепа, который, видимо, ся более опытным летчиком и сумеет дать недостаточно контролировал я обучал мо- jвполне исчерпывающий ответ. При первых самостоятельных полетах молодых летчиков, особенна при полетах ио кругу и строем, следует помогать ям путем подсказывания ио радио. На это 'елагь нужно очень *~7ороссво, мгда аш- панно летчика свободно, т. е. в режимах ориэгегталшого полета. Замечанвя перед ’•"п-^жттпт полетом слеттет делать после посадки. Указали должжы to n дапредела кратки. ячтравлетпо Приюшння летчияу по положения самолета следуат тио только тогда, когда обучающий коман дир или руководитель полетов уверен в правильности своего определения положе ния самолета, если летчик опаздывает с и'щравлением создавшихся отклонений, что особенно важно па взлете в посадке. Быт елтчай, ко т маладой *ии лейтенант Чернов произвел приземле ние самолета е большим недолетом, am успев выбрать самолет из угла планиро вания. А этот случай можно было предот вратить, если бы своевременно подевдзать летчику по радио. Но и молодому летчику по мере усвое ния им техники пилотирования указания слетует давать только в случаях крайней необходимости, чтобы по связывать его инициативы, ие лишать самостоятель ности в полете. Пз земле и в воздухе указания коман дира должны быть спокойными. Хладвокро- рис гт вьм°"жка коматдира даже в наибо лее сллжиой обстановке •— пои отказе мо тора и’и отавных атггатов — помогут летчику ногти правильный выход кз трудного положения. Итак, комаптир звена — непосредствен ный воспитатель летчика. От него зависит бытвый рост военного мастерства нодчи- пеппых. Это большое доверие. Его надо .тн. с сознанием ответственности перед Ро-тиной за воспитание отличных кадров воздушных бойцов. Гвардии капитан ПЕРЕВОЗЧИКОВ. Р А Д И С Т Ы О В Л А Д Е В А Ю Т М А С Т Е Р С Т В О М Радио — основпое ср^ство боевой свя- ] ции, смоптировапы па столах ключи Слегка д а лишь зюйдовый ветер. Ео вре- шь около часов- *ени criVfxa на берегу собрались матросы, I Старший лойгамаят Н. БОРИСЕНКО. зи самолета в воздухе. П‘прлрьтвпогть п надежность этой связи зависят от состоя ния техники п умения стрелков-радистов полыяваться ею. Паша отечествеппая ап паратура имеет замечательные качества, что уб‘»дительпо подтверждается опытом боевой работы летчиков во время войны. В трудных метеорологических условиях северного театра, зимой п летом наша ра диоаппаратура работала в годы войпы Vrrr-i тго. значителыго облегчая летчп- кам выполпеппе заданий командования. П ичтп*\ ч^о б^юткаиюсть технпгш дости галась ргелой ее эксплоатацпей, мастерст вом стрелков-радистов. В пашем по^ааделензт придается бадь- шое значеппе пропаганде опыта мастеров связи, проявивших себя в период войны. Па примерах пх отличной работы сейчас у пас обучаются молодые специалисты, растут повые мастера воздушной радиосвя зи. Сейиас отказ связи в учебном полете рассматривается командирами звеньев и экипажей как грубое нарушение требова нии курса боевой подготовки. Поэтому они сами много работают над тем, чтобы до биться как можно лучшей выучки своих стрелков-радистов. А для этого у нас есть Морзе и телефоны. Для наглядного обу- чепия имеются отдельные детали и агрега ты самолетного оборудования, различные плакаты п схемы, об’ясняющие процесс работы аппаратуры. Казалось бы, что такое оборудование в достаточной степени обеспечивает обуче ние и тренировку стрелков-радистов. Одна ко опыт показал, что и этого еще мало для достижения действительно отличной выучки. Необходимо было приблизить обу чение к условиям, в которых радистам приходится работать в воздухе. Офицер тов. Бура решил ввести прак тику приема учебных радиограмм яз эфи ра. Кроме того, в план каждого учебного полета заносились упражнения по радио связи и использованию радиоборудования, имеющегоси на борту самолета. Эго при близило тренировки к деГретвитетьным ус ловиям, вырабатывает у радистов снорови стость, быстроту деПствий и умение нахо дить правильное решение в трудный мо мент. Радисты, выполняя задание, просто вынуждены учиться грамотно и в мини мальное время .перестраивать аппарат в воздухе, овладевать навыками работы с несколькими корреспондентами в разляч- Красиобаев, Force, Молловавов. Они часто выступают в стенной газете. Якуннчев дает км задания, подсказывает темы, советует, как лучше нанясять заметку. Любовь к тете , опыт работы помогают ему деаать ев м обцце» ВОЙ, доходчивой для читателя. Среда ш ан» редколлегии самыми ак тивными являются старший матрос Мака рин н матрос Исаев. Онн добросовестно вы полняют свои обязанности. Макарин всегда старательве, ровным, разборчивым почер ком переписывает заметки в стенку» га зету. Исаев собирает заметки, участвует в ях обработке. Слабее других раЗотап матрос Амиров и старший матрос Цимбара- вяч. Ио комсомольское бюро, заинтересо вавшись причиной этого недостатка, про веряло работу комсомольцев в истре бовало от них строгого выполнения свояк обязанностей. Саш газета заслуживает тш л т я . Не спроста личный состав уважает н дарт ев. Выход очередного номера всегда вш и вает у моряков оживление. Каждый матрос, старшина стремятся прочитать шикаид» По своему содержанию газета отвечает сдачам текущего дня. Вот, лаиришу, 104 камер «Вперед». Под ядаваттаеи стаюаа- ты пвяеодо лозунг «За отхичжа несе ние дежурной и аахтевной службы*. Ор» зывон повседневно н ежечасно армяку службу на «отлично» проникнуто ощаржа* иже каждой заметки. В передовой «Ошиг во веста службу» говорится: «Выводив* служебный долг следует так, сак ото дака ют передовые люди корабли — старкия* 2 статьи Гончаров я Соколов. Вахту у тра па окн несут отлично». Передовая цркзьа- вает матросов к старпшн настошия яма- нить свой воиаонм долг, выполнить ею я достоинством и честью. «Любовь к военной службе» — тп* та ким заголовком помещена заметка старше го матроса Молдованова. Ои пишет: «Матрос, любя свей корабль, бережно щ умело относись к боевой технике». В за метке «У машинистов» старший матрос Рогов критикует матросов Лунева я Ста ростей»), которые занимаются посторон ними делами на дежурстве. «Якедеву учиться нести службу у Ковальчука»—так озаглавлена заметка старшего матроса Лпилевича. В ней рассказывается об опы те передовика. * -> - 11 стенгазеты лосвяшен укреплению воинской дисциплины. Передовая шамав- лева «Жзггь по уставу». Весь номер но- священ этому вопросу. В газете отведено место для каюра. Ост рая критика нарушителей воинской дис циплины вызывает всеобщее одобрение личного состава. Номера хорошо художе ственно оформлены. Небольшие содержа тельные заметки привлекают к себе внима ние матросов и старшин. Недостатком етенгазеты является то, что в ней мало уделяемся внимания осве щению работы партийной и комсомоль ской организации. В газете не помещаются фотография отличников. РедохлегияГследует смелее крятвкояать недостатки, усилить борьбу за высокую воинскую дисциплину. Редколлегия нпогае может сделать газету еще более содержа тельной я интересной. Лейтакаит Е . П9ИДА. Оеобопно много такая методика обуче ния дала молодым специалистам. Они име- ■«п д статочные теоретические знания и практические навыки обращения с аоплра- турой па земле. По в воздухе они часто допускали ошибки. Учитьтая современные требования, предъявляемые к стрелкам-ра- дистам, тов. Бута составил для молодых специальный план обучения с последова- л__ _ . -ельным прохожде-нгкос тем по принципу | Орупге адт»ядить. «Товсь.» еко- — от-лрэсхдго к сложному. Благодаря это- мандовал Ш 81 Ц 0 Р' Как произошел пропуск му были яоотигнуты хорошие результаты. Сейчас молодые радисты летают я выпол няют все впды упражнений наравне с опытпыми стрелками-рздиетами,. ничуть не уступая им в качестве. Среди них есть настоящие мастера воздушной связи. Гвардии сержанты Кремлевский, Козадаев, Исупов отлично овладели радиосвязью и в подпой мере обеспечивают вшюлнеиие учебных заданий в воздухе. Ом являются отличниками боевой и политической под готовки. Наши радисты встречают 1еяь йвздути- ного флота СССР значительными успехами в учебе. Но никакие достижения не могут считаться пределом. В учебе предела вот! Понимав это, стрелки-радисты продолжат упорно совершенствовать свое боевое иа- все условия и возможности. В подразделении оборудован учебный ных условиях приема. Следовательно, каж-1стерство, настойчиво учатся вооянояу класс связи и радиотехники, где установ- дый полет является для них всесторонней, ду. лены действующие самолетные радяостан*' проверкой знаний, хорошей школой. Гвардия сощиаят Д« НОВИКОВ. Б л а г о д а р н о с т ь у м е л о м у воину «Мастер своего дела» так отзывают- умело держал связь с землей, передал без j За отличное обеспечение связью ка явей ся о етрелке-радкте Ходыреве ютчшя, с яе1и1ХешЛ мого рлд 1 ,ограчи. О все» при- «РШРУ™ пмет» ко»»нд*р родрмишш Старший матрас Волков закрыв « к . Наводчик Алмазов нахал пистолет. . Но выстрела к получилось. Ои erne раз ва я й — выстрела нет. Не palmer цел стрельбы. Нал» переходить ва аварийный способ, а для этого нужно меадть етреи- »щее ярвсивсоблеввв. Вреам вдет. I*pooue капе вввцвадыпетв вмм> п м Волкову быстро инеивть етрбаю- Стрельба процм». Почту зи ка мгчиша мдерж и ? Дел, , мн, чте мшричвеые соицы в нрояеееа иевдватаявн требуют тщательной ир»ае|' а особенно перед стрельбой. Ш ш м же сделал только новеряюеггаый оеввтр, не в р т т яадежяость ьвнтактов при авб- рашо. Шмелеву следовало вотягуть про- твоя, птитил ю , w o н ве «яв- Этот елгвй поучителен не ш ш ш Шмелева, во в для всех артиллеристов. Он еде раз напоминает о тов, что хорошее ебережевве материальной части и умелая которыми он летал. своевоемевно иыальш^ ° в'” " блаГОДарНОСТЬ М1иыитУ Х« * ЫР^ подготови ее — основные УСЛОВад «деш- Недаэно гов. Холдырев прв выполнении т с 3eJUH он сво ЮТадывал ву, I мго вроведеввя стрельбц. «твеиггееиноге нолета от взлета к медиа . летчику лейтевавту Хвмароау, А Ссржшт В. CTHOWW, Стамий матрос А. ЩЯВВКХш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz