На страже Заполярья. 1948 год. Июль.
За нашу Советскую Робину! г•L W Ежедневная газета Северного флота М 189 (31В8). ЧеТверг ' Й « Я Я 1 9 4 8 г. Под тденм 11-1. ЛеЯтвкаят И . Гмеверя. — Почта одно* го корабля (1 стр.). Агитатор, прочти матросам! Капитая И . З ум . — Александр Торцев (2 стр.). Старший лейтенант интендантской службы П. Смзоиеяко. — Беречь обмуа- днрование (2 стр.). Начальник школы партийного актива старший лейтенант Г . Эйдлин. — Важ ная форма идейного воспитания кадров (3 стр.). ИОВОСТА .Города кашей Роягиы . П . Ш уЛиии. Советский Каунас (-3 стр.). • Матросские досуги (4 стр.). Н. Дожив. — Спортивные .<4 стр.)- Мероприятия Албаяпи па громкие Югославией и Грсцией (4 стр.). Во французском Национальном собра- . нни (4 стр.). Сегодня в номере: ► Самостоятельное чтение на политических занятиях т проведено. Болле того, здесь слушатели не только не консневпгруют книги, во да Кимый минимум политически!: знаний. Од-fx e записей рассказа руководителя не ве- На- политически! запятиях личный со став кораблей и частей получает необхо- нако опл прочно и надолго остапутся в памяти лить в результате серьезной само стоятельной работы слушателей с книгой ■ наглядными пособиями. Практика по казывает, что матрос, который только слушает рассказ руководителя, но сам не- читает, пе ведет конспекта, усваивает материал значительно хуже и быстро его аабыпает. - Самостоятельное же чтение ебеспечивает глубокие знания, прививает матросам и старшинам навыки работы над книгой. Одно дело щ>осто слушать рассказ руководателя, другое дело самому еще раз внимательно почитать книгу, продумать ее содержание, выписать главное в свою тетрадь. Именно такой учебный процесс ■ предусматривает методика проведения самостоятельного чтения в классе. Как бы руковолггель тщательно нн То- товигся, каким бы образным и ярким нн был его рассказ, но если рассказ не под- нреплвн самостоятельным чтением слуша телей, можно с уверенностью сказать — ■се усилия руководителя будут сведены на вет. , . ) В группе, которой временно руководит Младший сержант Романенко, только не давно изучались темы о пашей Родине, о •е- территории, границах, населении, госу дарственном устройство. Но уже сейчас даушатель этой группы солдат Мировой ме может дать ответ на самые элементар ны* вопросы. Пе смог ответить ни на один •опрос и солдат Рудчев из другой группы •той же части. В чем причина таких сла- •ых знаний? Оказывается, здесь и попятия Ме яиегот о том, чтобы проводить само стоятельное чтение. Вопреки директиве Главного Полиггноского Управления, ус тановившего четкую и ясную методику фотгнческих занятий, в этой части -еамо- ■товгвлыгую работу над кппгой подменяют Громкой читкой. Какая, спрашивается, мо жет быть польза, если один солдат читает •мух, а несколько десятке® ето слушают Я ешггь-таки ничего не записывают, да яросто и пе успевают как следует nojy- маггь над тем. о чем им читают. Руководи тель же только «прп сем присутствует». Некоторые руководители пытаются •выяснить отсутствие самостоятельного Чтения разлпчпыми об’ективпыми причи- мамн. К таким относится руководитель П>ушты политических зпнятий тов. Сево- яов.В его группе пп разу еще самостоя тельное чтение не проводилось. Книги, от носящиеся к темам политзанятий, слуша* fe n не читают, конспекты пе ведут. Тов. Соколов ссылается па отсутствие помеще ния и литературы. Несостоятельная ссыл ка! Помещение в этой части для группы при желании найти можно. Что касается литературы, то скажем, по такой теме, как «Основные права п обязаяпогти граждан СССР», материала можпо найти сколько угодно. Надо было только немного побесио- жоить^я, проявить - инициативу. По и но дут. Формально, по-казенному относятся к проведению политзанятий тов. Соколов и его помощник, который нередко заменяет руководителя jo b . Мандебура. К сожалении, также факты встречаются пе только в мой частя. Громкие читки вместо самостоятельной работы над кни* гой проводятся к в частях, объединяемых политотделом, где пропагандистом тов. Горбачев. • В организации самостоятельного чтения нет мелочей, нет ничего, чем бы можно было пренебречь. Следует добиться, чтобы слушатели были обеспечены необходимой литературой (если «ехватаст книг, то газетными и журнальными статьями), тетрадями для записей, карандашами. Это кажетея мелочью, но если ее упустить, если кто-либо из слушателей явится без бумаги, без карандаша, он и сам не сумеет заниматься и другим будет мешать. . Есть части я корабли, где еще не пред ставляется возможность обеспечить каждо го слушателя нужной литературой. В та ком случае надо заранее продумать, как распределить имеющуюся литературу, как использовать статьи . из газет. Это можно достигнуть, если руководитель заблаговре менно обо всем подумает, позаботится об организации самостоятельного чтения. В успешной организация самостоятель ного чтения немаловажную роль играет методическая подготовка руководителя по литзанятий и его помощника, то, как они помогают матросам правильно, разобраться в прочитанном, составлять конспекты. Помощь слушателям долкна быть ак тивной. Плох тот руководитель или по мощник, который придет в класс и будет ждать, когда матрос спросит его. Опыт по казывает, «сто иной слушатель вопросов может и не поставить, хотя многое из про читанного остается для него неясным. Ру- квводитель. политических занятий, помощ ник его, хорошо зная своих людей и вни- иательно наблюдая за ними, должны сами проявить инициативу, подойти к такому слушателю и поинтересоваться, как он по нимает прочитанное. Работая над книгой, матросы нередко встречают названия различных государств, городов, рек, морей, гор, всякого рода циф ры. Различные диаграммы, географические карты и другие наглядные пособия помо гают глубже осмыслить прочитанное, ясно представить реальное значение той или иной цифры, географическое положение какого-либо государства ял# города. По не все матросы умеют, пользоваться во время самостоятельного чтения наглядными по собиями. Научить их этому тоже должен руководитель политических занятий, его помощник. Организовать самостоятельное чтение, сделать его содержательным значит спо собствовать повышению качества полнтза- Л Л Л А А А ^ Л А ^ А А Л Л Л С тпсьмокосцем частица великой советской доржавы, ус- ; пешпо преодолевающей последствия мл- магрссом Беляевым i дувшей войны. Он живет шшгиероваи, мы ьсгрегились на почте. Выполняя свое j _„.лттгл скромное и большое дело, он аккур.тно КИПУЧвЙ ЖЯЗНШ. большим ТВОрчеСЕИ* раскладывал только что полученные : трудом па благо Родины. МОСКВА. Усиленными тейпа*и идет ре ставрация Кремлевских башен. Из 19 ба шен вогстаколлены 15. Они выглядят так, как в X V II веке. На Угловой — Ар сенальной, Боровицкой я других башнях шатры покрыты новой черепицей, выпоч- иенной по старинным образцам. Вершины башен увенчаны поволоченными флтоге*- роди или рубиновыми звездами. Заменены обветшалые белокаменные украшения и обелиски. Сейчас одеты в леса Троицкая, Спас ская и Никольская 1 ба!шяи. Их реставра ция будет закончена к осени. - НА СНИМ КЕ: Спасская башня » ле сах. Фото Э. Эхзелихина. (Фотохроника ТАСС). мгой теме самостоятельное чтение не было нятий. (-. ---О--- Конкурс на лучшую художественную книгу для детгй 5 июля под председательством Министра просвещения РСФСР тов. Вознесенского состоялось заседание жюри конкурса ва лучшую художественную книгу для детей, проводимого по постановлению Совета Ми- виетров РСФСР. Об’явленный ва 3 года с 1947 по 1950 г., конкурс этот призвал содействовать дальнейшему развитию со ветской детской литературы. Итоги под водятся ежегодно. Для премирования луч или произведений установлеоо 25 прений —5 премий по 40 тысяч рублей, 25, и 12— по 10 тысяч рублей. Броме то го, предусмотрен ряд поощрительных воз- яаграждеиий. На первый тур конкурса за истекпвяй год поступило 437 произведений. Среди участников много авторов из союзных и автономных республик, районов и областей. Наряду с писагелямн-профессионалами представлены яачяшакшаг© литераторы, учителя, ваучньге работники. Болыпиэство из представленных произведений посвяще но современным темам о советской школе, о социалистическом труде в городе и деревне, о науке в технике. Жюри приступило к обсуждению пред ставленных произведений. (TACC) j — Отовсюду —- После войны на текстильных пред приятиях Ленинграда внедрено 1.328 тех нических новниок, которые дают около 9 миллионов рублей годовой экономик. * * it Во всех районах Калининградской об ласти обнаружено месторождение торфа. Богатые залежи открыты в поймах рек Прегель и Деймс. В районе города По- лесск разведочная скважина прошла че рез торфяной пласт в. 15 метров. a it * % За в месяцев промысловые артели Красноярского края сверх пляна* дали колхозам, МТС н совхозам на 2 миллиона рублей продукции —* колесных станов, солидола, дегтя, колесной мази и других изделий, необходимых щ колхозном оби ходе. ★ it * Магазины потребкооперации Киргизии за последнее время продали колхозникам и работникам МТС 210 мотоциклов, 1.100 велосипедов, более 2 тысяч радио приемников и много легковых машин «Москвичэ. ★ it * Дорожники КалннинсиоЯ области вы полнили годовой план строительства и ремонта дорог. Огромную помощь отде лам дорожного строительства оказали колхозы. В течение последнего месяца ежедневно на дорогах работало 12 тысяч колхозников. ★ it it На участке Славянск—Лозовая закон чено восстановление двух путей желез нодорожной магистрали. На участке сквозное движение. \ * * * * В Станиславе открыто автобусное дви жение. Регулярное автобусное движение открыто также на важнейших трак тах области. Обшая протяженность ли нии более 100 км. * ★★ Состоялся первый выпуск в педагоги ческом училище Тувы, созданном в 1945 году. В Тувинской автономной области работает 135 школ. Все дети аратов-ко- чевннкоВ находятся в школах на полном государственном обеспечении. * * * В вечернея университете марксизма- ленннизма в Тбилиси заканчивается экза менационная сессия. Сдают экзамены 1.200 человек — партийные работники, врачи, педагоги и работники юстиции. (ТАСС). I корреспонденции. Здесь били газеты, последние номера журналов, литератур ное приложение «Огонька» и больше всего писем — простых, заказных, пря моугольных, квадратных, ромбообраз ных... Со всех концов нашей необ'ятиой Ро дины идут письма на корабль. П ишут бывшие товарищи по службе, родители, девушки, жены, односельчане. просто I знакомые. О чем они сообщают? Какие вести они несут матросам из родных и далеких мест? . . . п - р П ГОРЯЧАЯ СТРАДА D СТРАНЕ началась горячая убороч- ; ^ на* страда. Захватив южные райо- i пы средне-азиатской полосы, Украппы, Кубань, Поволжье, она постепенно пе редвигается в более северные районы. 05 этом мы ежедневно слышим из радио- . сообщений. Об этом говорят и письма, полученные в этот день матросами, стар- i шипами ц офицерами. Артиллерийгкий электрик старший « матрос Федор Кярпач родился н вырос в • | селе Стайки, Ржлщевского района, I Киевской области. Его отец-ранотает ва небольшом заводе, мать трудася в кол- I хюое. В предыдущих письмах они рас сказьшали своему сыну о ходе посевной кампании, которая .в нынешнем году длилась значительно меныное число дней, чем в прошлом, об увеличении по- < ссвпых площадей. Ратовали они сына и | тем, что теперь на полях кмхоза рабо тает значительно больше тракторов и других, гель*:кохозяйственных мапшн, чем это было раньше. Читая такие письма, североморец Фе- дор •Кн 1 *пач испытывает законную гор дость за свою гемью, за свой калхоо, ко торый успешно справился с посевной кампанией и заложил основы обильного урожая в нынешня году, гордится на- ftorда наша беседа закончилась, Фе-- дор Кирпач, выражая свои мысли, ска зал: I лись д шутили, катал»*ь на лодке, ку пались. И хотя в дружном семействе н*1 было североморца Глушкова.. счиало. о нем чаето гофрили. За день, пашот Пи на, мы в»*помнили всех знакоми\ леву- игрк , но лучше твоей невесты Антешиш не найти. . . Когда старший матрос Глушков читал — Читаешь такие письма л т серд- j ^тн ctjiokh, на его лице выступил яр- не становится легко, любое тело в руках спорится... . . «МЕНЯ ПЕРЕБЕЛИ В ТРЕТИЙ КЛАСС» ( * ЕМЕРЫХ детей вырастила Аютя Лф-рикан^э^а Ков«>л«Фа — мать ко рабельного злакгрика старшины 2 ста тьи Михаила Ео^ш^ва. Ст«рылй С»р лт М«паяла сражался в дни Великой Оте чественной войны против пемецко-фа- ПИРС 1 СКИХ баяд 1 Пов, был ранен и те перь трудится. Младшие братья п сестры Михаила учатся, живут с. Агнией Африкадовной в селе Оленик^, В^тп- кл-Усггюгекого района. Вологодской об ласти. В этот день Михаил получил дакьмо от маленькой сестры Раи. Четким уче ническим почерком ва листке да тетради она пишет: «Здравствуйте дорогие Миша и твоя жена Галина! Твое письмо и письмо Галины с Фотокарточкой мы получали. Благодарим. Миша! Мы окончили учебу. Толю пе ревели в седьмой класс, меня перевели в третий класс»... И тут же Тфннмска: «Маме я и Зоя помогаем». В проколом году умер глава семьи Ко валевых. Михаил знает, что матери сей час нелепо. Саш он помогает хемье и в каждом письме просит своих младших братьев и сестер бьпь чуткими я ласко выми к маме. R, как видно из слов Ран, они выполняют его просьбу. В ДЕНЬ ОТДЫХА I f ОТЕЛЬНЫЙ маттшгет старший ва шей могучей (к‘ветг*«ой Родиной, которая • j ^ трос Глушкоз получил письмо тл да«т па колхозные поля согшг тысяч Казани. Пишет сестра Пипа, рзботаю- первоклаегных тракторов, комбайнов, I тая па заводе. Ош рассказывает о том, сеялок, молотилок л другого срльс.кохо- i как семейсгао Глушковых провело вы- зяГьтвеиного инвентаря. ♦хо,тной депь. В воскресенье почти весь В последам письме родителе Федора J допь стояла теплац цоггца. Ссмейстэо •на оствове Мар- Кирпача пиптуг: Глултиаых побывало кип румяня, в памтпв. встал лю бимой девушки. — Закопчу службу п ооязательпо же нюсь, — склсал он. — Кто же ваша девушка? — спро сил я. — Она хорошая. — после непродол жительного. молчания сказал Глушк-да.— Я с нею познакомился B 'j/рошлом году, когда е.мил ломоГс в опгтрк : "Тогда •©а кончала первый кур*' Казанскою Финаче оьо^жот м>гче**ког») института.~ Как шппст сестра, Тоня сейчас сдаёг за четы за второй к » \ шмучает .только «пятерки». . 1 ^ПРИЕЗЖАЙ НА СВАДЬБУ» С ЕМЬЯ- старшины 2 статьи Яклва Лифшина живет в'Ташкенте. Яков ’ — самый младший.1Ппятому отеп, мать, : сестра Ольга и брат Эдуард <-/Чяггают I своим долгом т^ать почашё. подроби ■сообщая о всех радостях и* удачах. Яков I также не остается в долгу и часто ли- \ шет о своих успехах в учебе. Последнее письмо, .впрочем/как и все | предыдущие, принесло Якову новые ра- ( дости. «Живем хорошо. — пишут ро- . дители.— Эдуард сдает последние зачеты I : 5 а третий курс Средне-Азнатского инду* | стриального института»/ Тут же родители пишут, что Ольга— I янжлнер угцмйвленв# станции •Алма- Ата-! — выходит замуж. Идут логлед- ние приготовленая, нокупзиг. «Приезжай на свадьбу», — такова на стоятельная просьба родителей. СО ВСЕХ НОНЦОВ СТРАНЫ Е-1ЕСК0ЛБК0 десятков * писем получи ли на корабле. О трудовых побе дах сообщил своему сыну из хутор* Из майлова Сталинской области еадо»од Старик, о хорошем урожай швиут тру- женпкн Украины, Кубани, Пр«морскогв края. Курской, Ста 1 иягра>:кой, Воло годской, Архангельской я многих других «Живем хорошо, лдоровы... У па«* еей- ; киз. Лень провели хорошо, весело, смея- областей. Об успехах в Оосвой и политя- час подходят жнива, а пока колхоз залил ся уборкой и заго товкой сена... Па in - 8 лях зреет хороший урожай. Огороды то же будут хорошие. Уже пошла молодая картошка, через не-* делю будут огурцы... 0/рзс не беспокойся. Желаем тебе счастья и успехов в жизни и службе». «Живем хорошо... О нас не беспокой ся», — эти слова наполняют душу мо лодого североморпа новыми силами, зо вут его честно и до бросовестно выпол нять свой ВОИНСКИИ НЛ СНИМКЕ: ко/ельный машинист стари Ati макрос А. Глушкон читает своим долг. Колхоз ма- товарищам письмо, дгыучешое or сестры Нины. ленькая составная Фото М . Бугакова. чегкой учебе сооб щают друзья с дру- гих кораблей наше го фл^та. Ты-^чи нитей связывают юрабль с самыми отдаленны ми уголками Совет* коf i Союза. В пись мах, получаемых се вероморцами, рас сказывается омного- гранпоЙ жизни тру- лащихся и воинов, об’единеиных общи ми чувствами, мыс лями и порывами. В лих — яркое свиде тельство единства я органической связи интересов советского парода и его Воору женных Сил. Лейтенант И. ГЕЛЕВЕРЛ р • ^ Новые муз еи Эстонской ССР н КИЕВ. Ждет обмолот боп*гого урожая | :лебов в колхозах южных областей Украи ны. Мпогие сельскохозяйственные артели намолачивают по 180— 220 пудов шпени* цы с га. . . . Государству в счет поставок сдано уже г. 1 раза больше хлеба, чей в прошлом году i; это время. ★ * * — БАКУ. В Азербайджане убран урожай с влошади около 3.000 га. Звено Героя Сопна- здепгческого Труда Кудрата Алешеро» из д^шеа им. Багироеа Аспвтая-Возврои- ского района собрало по 170 пудов шпе- яийы с каждою из &0 га. Зввио МфзЫ&на Агаева из колхоза ям. УШ-го с’езда Сове тов собрало более 200 пудов пшеницы с гажлото из 23 га. своего участка. полях страны ЗАПОРОЖЬЕ. К государственным район ным пунктам вчера непрерывно пин красные обозы с хлебом нового урожая. Сдали хлеб свыше 900 колхозников и 26 совхозов. На подвозке зерна было заня то свыше тысячи автомашин и 3.000 под вод. , ★ * * УЛЬЯНОВСК. Колхозыи совхозы области начали выборочную жатву хлебов. Колхоз ники косят вручную и конными машина ми. Ha-днях начнется иассовая уборка. * it * НЮСК. Хлеборобы Белоруссии выращи вают обильный урожай. Наливаются яч мень и овес, цветут лен н горох. Агрономы на месте с колхозниками начали апроба цию посевов. (ТАСС). Нсвзя продукция одесских зазо^оз ОДЕССА. (ТАСС). Начале второго полу годия предприятия города-гефоя ознамено вали выпуском нового вида продукции. Завод радиальных стадков дал первые I мощных 20-шпиндельных сверлильных стайка для сельскохозяйственного машино строения. Каждый вз этих ставков заме няет труд 20 рабочих. Коллектив завода киноаппаратуры нм. Дзержинского приступил к цзютовле- шпо первого в Союзе опытного экземпляра Звуко-MOffi&ZBOix) аппарата. Передовая на Украине одесская мебельная Фабрика выпускает новые виды кресел, налажи вает производство тройных гардеробных шкафов в круглых обедевных столов. В пригороде Таллина началось строи тельство большого парка-музея. Он зайкет площадь в 110 гектаров. На живописном зеленом массиве с разнообразным релье фом разместятся три основные зоны му зея: историко-этнографическая, естест венно-историческая и зона культуры н отдыха; Первая зона будет демонстрировать быт эстонского на/рода в XV III—XIX веках. Здесь строятся более 10 различных хуто ров, крестьянские бани, ветряные и во дяные мельницы, корчма, церковь, школа. Будут представлены также сельскохозяй ственные орудия разных периодов, быто вые ветци крестьян и рыбаков. Каждый хутор явится своеобразным историческим мреем, наглядно показывающим тяжелый быт эстонских крестьян, нх борьбу с по мещичьим гнетом в XVIII — XIX веках. Естественно-историческая < зона пред- стяжйгет собой большой ботанический сад. Не цель — показать все разнообразие бо гатств растительного мирз Эстонской ССР, популяризидозать опыт работ» певедовп- ковсолекциожеров Часть территории музея отводится парку культуры и отдыха. До 1940 г. Эстония имела всего 10 му зее® н некоторое количество частных кол лекций, которые были недоступны для обозрения широким массам. Буржуазное правительство Эстонии от пускало деньги только яа содержание не большого штата музейных работников. Крупнейший в Эстонии этнографический музей в Тарту (Эстонский национальный музей) вынужден был взыскивать средст ва устройством благотворительных лоте рей, подписными листами и другими вида ми пожертвований. С провозглашением в Эстонии советской власти стала расширяться сеть иузеев. Они получают от государства значитель ные ассигнования на научю-исслеяова- теыскую и нулъдурв*)-щхх?вегнтелъную работу, количество их быстро растет. Сейчас в Эстонской ССР насчитывайся 22 музея, представляющих различные об ласти науки н культуры. На нх содержа* ние государство еже!*ДО*Нумм§ .ояде трех миллионов рублей. СЬыйё ста м уч ных работников ведут сейчас в них науч но-исследовательскую работу. Государственный народный музей в Тарту, хранящий свыше 200.00Q экспонатов, главным образом по этногра фии Эстонии, может быть во праву причи слен к категории иузеев всесоюзного аиа* чення. Государственные музеи республиканского значения — литературный музей (Тарту), музей естественных наук, исторический ш художественный (Таллин) — являются крупными научно-исследовательскими я культурно-просветительными учреждения ми,. располагаютими десятками тысяч цен нейших экспонатов и 'большим шю тж научных работников. К конпу послевоенной сталинской пяти летки в Эстонской ССР количество музеев возрастет до 30, а число научных работни ков увеличится вдвое, г. Таллли. A. KERC.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz