На страже Заполярья. 1948 год. Июль.

За нашу Советскую Робину! г•L W Ежедневная газета Северного флота М 189 (31В8). ЧеТверг ' Й « Я Я 1 9 4 8 г. Под тденм 11-1. ЛеЯтвкаят И . Гмеверя. — Почта одно* го корабля (1 стр.). Агитатор, прочти матросам! Капитая И . З ум . — Александр Торцев (2 стр.). Старший лейтенант интендантской службы П. Смзоиеяко. — Беречь обмуа- днрование (2 стр.). Начальник школы партийного актива старший лейтенант Г . Эйдлин. — Важ ­ ная форма идейного воспитания кадров (3 стр.). ИОВОСТА .Города кашей Роягиы . П . Ш уЛиии. Советский Каунас (-3 стр.). • Матросские досуги (4 стр.). Н. Дожив. — Спортивные .<4 стр.)- Мероприятия Албаяпи па громкие Югославией и Грсцией (4 стр.). Во французском Национальном собра- . нни (4 стр.). Сегодня в номере: ► Самостоятельное чтение на политических занятиях т проведено. Болле того, здесь слушатели не только не консневпгруют книги, во да Кимый минимум политически!: знаний. Од-fx e записей рассказа руководителя не ве- На- политически! запятиях личный со­ став кораблей и частей получает необхо- нако опл прочно и надолго остапутся в памяти лить в результате серьезной само­ стоятельной работы слушателей с книгой ■ наглядными пособиями. Практика по­ казывает, что матрос, который только слушает рассказ руководителя, но сам не- читает, пе ведет конспекта, усваивает материал значительно хуже и быстро его аабыпает. - Самостоятельное же чтение ебеспечивает глубокие знания, прививает матросам и старшинам навыки работы над книгой. Одно дело щ>осто слушать рассказ руководателя, другое дело самому еще раз внимательно почитать книгу, продумать ее содержание, выписать главное в свою тетрадь. Именно такой учебный процесс ■ предусматривает методика проведения самостоятельного чтения в классе. Как бы руковолггель тщательно нн То- товигся, каким бы образным и ярким нн был его рассказ, но если рассказ не под- нреплвн самостоятельным чтением слуша­ телей, можно с уверенностью сказать — ■се усилия руководителя будут сведены на­ вет. , . ) В группе, которой временно руководит Младший сержант Романенко, только не­ давно изучались темы о пашей Родине, о •е- территории, границах, населении, госу­ дарственном устройство. Но уже сейчас даушатель этой группы солдат Мировой ме может дать ответ на самые элементар­ ны* вопросы. Пе смог ответить ни на один •опрос и солдат Рудчев из другой группы •той же части. В чем причина таких сла- •ых знаний? Оказывается, здесь и попятия Ме яиегот о том, чтобы проводить само­ стоятельное чтение. Вопреки директиве Главного Полиггноского Управления, ус­ тановившего четкую и ясную методику фотгнческих занятий, в этой части -еамо- ■товгвлыгую работу над кппгой подменяют Громкой читкой. Какая, спрашивается, мо­ жет быть польза, если один солдат читает •мух, а несколько десятке® ето слушают Я ешггь-таки ничего не записывают, да яросто и пе успевают как следует nojy- маггь над тем. о чем им читают. Руководи­ тель же только «прп сем присутствует». Некоторые руководители пытаются •выяснить отсутствие самостоятельного Чтения разлпчпыми об’ективпыми причи- мамн. К таким относится руководитель П>ушты политических зпнятий тов. Сево- яов.В его группе пп разу еще самостоя­ тельное чтение не проводилось. Книги, от­ носящиеся к темам политзанятий, слуша* fe n не читают, конспекты пе ведут. Тов. Соколов ссылается па отсутствие помеще­ ния и литературы. Несостоятельная ссыл­ ка! Помещение в этой части для группы при желании найти можно. Что касается литературы, то скажем, по такой теме, как «Основные права п обязаяпогти граждан СССР», материала можпо найти сколько угодно. Надо было только немного побесио- жоить^я, проявить - инициативу. По и но дут. Формально, по-казенному относятся к проведению политзанятий тов. Соколов и его помощник, который нередко заменяет руководителя jo b . Мандебура. К сожалении, также факты встречаются пе только в мой частя. Громкие читки вместо самостоятельной работы над кни* гой проводятся к в частях, объединяемых политотделом, где пропагандистом тов. Горбачев. • В организации самостоятельного чтения нет мелочей, нет ничего, чем бы можно было пренебречь. Следует добиться, чтобы слушатели были обеспечены необходимой литературой (если «ехватаст книг, то газетными и журнальными статьями), тетрадями для записей, карандашами. Это кажетея мелочью, но если ее упустить, если кто-либо из слушателей явится без бумаги, без карандаша, он и сам не сумеет заниматься и другим будет мешать. . Есть части я корабли, где еще не пред­ ставляется возможность обеспечить каждо­ го слушателя нужной литературой. В та­ ком случае надо заранее продумать, как распределить имеющуюся литературу, как использовать статьи . из газет. Это можно достигнуть, если руководитель заблаговре­ менно обо всем подумает, позаботится об организации самостоятельного чтения. В успешной организация самостоятель­ ного чтения немаловажную роль играет методическая подготовка руководителя по­ литзанятий и его помощника, то, как они помогают матросам правильно, разобраться в прочитанном, составлять конспекты. Помощь слушателям долкна быть ак­ тивной. Плох тот руководитель или по­ мощник, который придет в класс и будет ждать, когда матрос спросит его. Опыт по­ казывает, «сто иной слушатель вопросов может и не поставить, хотя многое из про­ читанного остается для него неясным. Ру- квводитель. политических занятий, помощ­ ник его, хорошо зная своих людей и вни- иательно наблюдая за ними, должны сами проявить инициативу, подойти к такому слушателю и поинтересоваться, как он по­ нимает прочитанное. Работая над книгой, матросы нередко встречают названия различных государств, городов, рек, морей, гор, всякого рода циф­ ры. Различные диаграммы, географические карты и другие наглядные пособия помо­ гают глубже осмыслить прочитанное, ясно представить реальное значение той или иной цифры, географическое положение какого-либо государства ял# города. По не все матросы умеют, пользоваться во время самостоятельного чтения наглядными по­ собиями. Научить их этому тоже должен руководитель политических занятий, его помощник. Организовать самостоятельное чтение, сделать его содержательным значит спо­ собствовать повышению качества полнтза- Л Л Л А А А ^ Л А ^ А А Л Л Л С тпсьмокосцем частица великой советской доржавы, ус- ; пешпо преодолевающей последствия мл- магрссом Беляевым i дувшей войны. Он живет шшгиероваи, мы ьсгрегились на почте. Выполняя свое j _„.лттгл скромное и большое дело, он аккур.тно КИПУЧвЙ ЖЯЗНШ. большим ТВОрчеСЕИ* раскладывал только что полученные : трудом па благо Родины. МОСКВА. Усиленными тейпа*и идет ре­ ставрация Кремлевских башен. Из 19 ба­ шен вогстаколлены 15. Они выглядят так, как в X V II веке. На Угловой — Ар­ сенальной, Боровицкой я других башнях шатры покрыты новой черепицей, выпоч- иенной по старинным образцам. Вершины башен увенчаны поволоченными флтоге*- роди или рубиновыми звездами. Заменены обветшалые белокаменные украшения и обелиски. Сейчас одеты в леса Троицкая, Спас­ ская и Никольская 1 ба!шяи. Их реставра­ ция будет закончена к осени. - НА СНИМ КЕ: Спасская башня » ле­ сах. Фото Э. Эхзелихина. (Фотохроника ТАСС). мгой теме самостоятельное чтение не было нятий. (-. ---О--- Конкурс на лучшую художественную книгу для детгй 5 июля под председательством Министра просвещения РСФСР тов. Вознесенского состоялось заседание жюри конкурса ва лучшую художественную книгу для детей, проводимого по постановлению Совета Ми- виетров РСФСР. Об’явленный ва 3 года с 1947 по 1950 г., конкурс этот призвал содействовать дальнейшему развитию со­ ветской детской литературы. Итоги под­ водятся ежегодно. Для премирования луч­ или произведений установлеоо 25 прений —5 премий по 40 тысяч рублей, 25, и 12— по 10 тысяч рублей. Броме то­ го, предусмотрен ряд поощрительных воз- яаграждеиий. На первый тур конкурса за истекпвяй год поступило 437 произведений. Среди участников много авторов из союзных и автономных республик, районов и областей. Наряду с писагелямн-профессионалами представлены яачяшакшаг© литераторы, учителя, ваучньге работники. Болыпиэство из представленных произведений посвяще­ но современным темам о советской школе, о социалистическом труде в городе и деревне, о науке в технике. Жюри приступило к обсуждению пред­ ставленных произведений. (TACC) j — Отовсюду —- После войны на текстильных пред­ приятиях Ленинграда внедрено 1.328 тех­ нических новниок, которые дают около 9 миллионов рублей годовой экономик. * * it Во всех районах Калининградской об­ ласти обнаружено месторождение торфа. Богатые залежи открыты в поймах рек Прегель и Деймс. В районе города По- лесск разведочная скважина прошла че­ рез торфяной пласт в. 15 метров. a it * % За в месяцев промысловые артели Красноярского края сверх пляна* дали колхозам, МТС н совхозам на 2 миллиона рублей продукции —* колесных станов, солидола, дегтя, колесной мази и других изделий, необходимых щ колхозном оби­ ходе. ★ it * Магазины потребкооперации Киргизии за последнее время продали колхозникам и работникам МТС 210 мотоциклов, 1.100 велосипедов, более 2 тысяч радио­ приемников и много легковых машин «Москвичэ. ★ it * Дорожники КалннинсиоЯ области вы­ полнили годовой план строительства и ремонта дорог. Огромную помощь отде­ лам дорожного строительства оказали колхозы. В течение последнего месяца ежедневно на дорогах работало 12 тысяч колхозников. ★ it it На участке Славянск—Лозовая закон­ чено восстановление двух путей желез­ нодорожной магистрали. На участке сквозное движение. \ * * * * В Станиславе открыто автобусное дви­ жение. Регулярное автобусное движение открыто также на важнейших трак­ тах области. Обшая протяженность ли­ нии более 100 км. * ★★ Состоялся первый выпуск в педагоги­ ческом училище Тувы, созданном в 1945 году. В Тувинской автономной области работает 135 школ. Все дети аратов-ко- чевннкоВ находятся в школах на полном государственном обеспечении. * * * В вечернея университете марксизма- ленннизма в Тбилиси заканчивается экза­ менационная сессия. Сдают экзамены 1.200 человек — партийные работники, врачи, педагоги и работники юстиции. (ТАСС). I корреспонденции. Здесь били газеты, последние номера журналов, литератур­ ное приложение «Огонька» и больше всего писем — простых, заказных, пря­ моугольных, квадратных, ромбообраз­ ных... Со всех концов нашей необ'ятиой Ро­ дины идут письма на корабль. П ишут бывшие товарищи по службе, родители, девушки, жены, односельчане. просто I знакомые. О чем они сообщают? Какие вести они несут матросам из родных и далеких мест? . . . п - р П ГОРЯЧАЯ СТРАДА D СТРАНЕ началась горячая убороч- ; ^ на* страда. Захватив южные райо- i пы средне-азиатской полосы, Украппы, Кубань, Поволжье, она постепенно пе­ редвигается в более северные районы. 05 этом мы ежедневно слышим из радио- . сообщений. Об этом говорят и письма, полученные в этот день матросами, стар- i шипами ц офицерами. Артиллерийгкий электрик старший « матрос Федор Кярпач родился н вырос в • | селе Стайки, Ржлщевского района, I Киевской области. Его отец-ранотает ва небольшом заводе, мать трудася в кол- I хюое. В предыдущих письмах они рас­ сказьшали своему сыну о ходе посевной кампании, которая .в нынешнем году длилась значительно меныное число дней, чем в прошлом, об увеличении по- < ссвпых площадей. Ратовали они сына и | тем, что теперь на полях кмхоза рабо­ тает значительно больше тракторов и других, гель*:кохозяйственных мапшн, чем это было раньше. Читая такие письма, североморец Фе- дор •Кн 1 *пач испытывает законную гор­ дость за свою гемью, за свой калхоо, ко­ торый успешно справился с посевной кампанией и заложил основы обильного урожая в нынешня году, гордится на- ftorда наша беседа закончилась, Фе-- дор Кирпач, выражая свои мысли, ска­ зал: I лись д шутили, катал»*ь на лодке, ку­ пались. И хотя в дружном семействе н*1 было североморца Глушкова.. счиало. о нем чаето гофрили. За день, пашот Пи­ на, мы в»*помнили всех знакоми\ леву- игрк , но лучше твоей невесты Антешиш не найти. . . Когда старший матрос Глушков читал — Читаешь такие письма л т серд- j ^тн ctjiokh, на его лице выступил яр- не становится легко, любое тело в руках спорится... . . «МЕНЯ ПЕРЕБЕЛИ В ТРЕТИЙ КЛАСС» ( * ЕМЕРЫХ детей вырастила Аютя Лф-рикан^э^а Ков«>л«Фа — мать ко­ рабельного злакгрика старшины 2 ста­ тьи Михаила Ео^ш^ва. Ст«рылй С»р лт М«паяла сражался в дни Великой Оте­ чественной войны против пемецко-фа- ПИРС 1 СКИХ баяд 1 Пов, был ранен и те­ перь трудится. Младшие братья п сестры Михаила учатся, живут с. Агнией Африкадовной в селе Оленик^, В^тп- кл-Усггюгекого района. Вологодской об­ ласти. В этот день Михаил получил дакьмо от маленькой сестры Раи. Четким уче­ ническим почерком ва листке да тетради она пишет: «Здравствуйте дорогие Миша и твоя жена Галина! Твое письмо и письмо Галины с Фотокарточкой мы получали. Благодарим. Миша! Мы окончили учебу. Толю пе­ ревели в седьмой класс, меня перевели в третий класс»... И тут же Тфннмска: «Маме я и Зоя помогаем». В проколом году умер глава семьи Ко­ валевых. Михаил знает, что матери сей­ час нелепо. Саш он помогает хемье и в каждом письме просит своих младших братьев и сестер бьпь чуткими я ласко­ выми к маме. R, как видно из слов Ран, они выполняют его просьбу. В ДЕНЬ ОТДЫХА I f ОТЕЛЬНЫЙ маттшгет старший ва­ шей могучей (к‘ветг*«ой Родиной, которая • j ^ трос Глушкоз получил письмо тл да«т па колхозные поля согшг тысяч Казани. Пишет сестра Пипа, рзботаю- первоклаегных тракторов, комбайнов, I тая па заводе. Ош рассказывает о том, сеялок, молотилок л другого срльс.кохо- i как семейсгао Глушковых провело вы- зяГьтвеиного инвентаря. ♦хо,тной депь. В воскресенье почти весь В последам письме родителе Федора J допь стояла теплац цоггца. Ссмейстэо •на оствове Мар- Кирпача пиптуг: Глултиаых побывало кип румяня, в памтпв. встал лю­ бимой девушки. — Закопчу службу п ооязательпо же­ нюсь, — склсал он. — Кто же ваша девушка? — спро­ сил я. — Она хорошая. — после непродол­ жительного. молчания сказал Глушк-да.— Я с нею познакомился B 'j/рошлом году, когда е.мил ломоГс в опгтрк : "Тогда •©а кончала первый кур*' Казанскою Финаче оьо^жот м>гче**ког») института.~ Как шппст сестра, Тоня сейчас сдаёг за­ четы за второй к » \ шмучает .только «пятерки». . 1 ^ПРИЕЗЖАЙ НА СВАДЬБУ» С ЕМЬЯ- старшины 2 статьи Яклва Лифшина живет в'Ташкенте. Яков ’ — самый младший.1Ппятому отеп, мать, : сестра Ольга и брат Эдуард <-/Чяггают I своим долгом т^ать почашё. подроби ■сообщая о всех радостях и* удачах. Яков I также не остается в долгу и часто ли- \ шет о своих успехах в учебе. Последнее письмо, .впрочем/как и все | предыдущие, принесло Якову новые ра- ( дости. «Живем хорошо. — пишут ро- . дители.— Эдуард сдает последние зачеты I : 5 а третий курс Средне-Азнатского инду* | стриального института»/ Тут же родители пишут, что Ольга— I янжлнер угцмйвленв# станции •Алма-­ Ата-! — выходит замуж. Идут логлед- ние приготовленая, нокупзиг. «Приезжай на свадьбу», — такова на­ стоятельная просьба родителей. СО ВСЕХ НОНЦОВ СТРАНЫ Е-1ЕСК0ЛБК0 десятков * писем получи­ ли на корабле. О трудовых побе­ дах сообщил своему сыну из хутор* Из­ майлова Сталинской области еадо»од Старик, о хорошем урожай швиут тру- женпкн Украины, Кубани, Пр«морскогв края. Курской, Ста 1 иягра>:кой, Воло­ годской, Архангельской я многих других «Живем хорошо, лдоровы... У па«* еей- ; киз. Лень провели хорошо, весело, смея- областей. Об успехах в Оосвой и политя- час подходят жнива, а пока колхоз залил­ ся уборкой и заго­ товкой сена... Па in - 8 лях зреет хороший урожай. Огороды то­ же будут хорошие. Уже пошла молодая картошка, через не-* делю будут огурцы... 0/рзс не беспокойся. Желаем тебе счастья и успехов в жизни и службе». «Живем хорошо... О нас не беспокой­ ся», — эти слова наполняют душу мо­ лодого североморпа новыми силами, зо­ вут его честно и до­ бросовестно выпол­ нять свой ВОИНСКИИ НЛ СНИМКЕ: ко/ельный машинист стари Ati макрос А. Глушкон читает своим долг. Колхоз ма- товарищам письмо, дгыучешое or сестры Нины. ленькая составная Фото М . Бугакова. чегкой учебе сооб­ щают друзья с дру- гих кораблей наше­ го фл^та. Ты-^чи нитей связывают юрабль с самыми отдаленны­ ми уголками Совет* коf i Союза. В пись­ мах, получаемых се­ вероморцами, рас­ сказывается омного- гранпоЙ жизни тру- лащихся и воинов, об’единеиных общи­ ми чувствами, мыс­ лями и порывами. В лих — яркое свиде­ тельство единства я органической связи интересов советского парода и его Воору­ женных Сил. Лейтенант И. ГЕЛЕВЕРЛ р • ^ Новые муз еи Эстонской ССР н КИЕВ. Ждет обмолот боп*гого урожая | :лебов в колхозах южных областей Украи­ ны. Мпогие сельскохозяйственные артели намолачивают по 180— 220 пудов шпени* цы с га. . . . Государству в счет поставок сдано уже г. 1 раза больше хлеба, чей в прошлом году i; это время. ★ * * — БАКУ. В Азербайджане убран урожай с влошади около 3.000 га. Звено Героя Сопна- здепгческого Труда Кудрата Алешеро» из д^шеа им. Багироеа Аспвтая-Возврои- ского района собрало по 170 пудов шпе- яийы с каждою из &0 га. Зввио МфзЫ&на Агаева из колхоза ям. УШ-го с’езда Сове­ тов собрало более 200 пудов пшеницы с гажлото из 23 га. своего участка. полях страны ЗАПОРОЖЬЕ. К государственным район­ ным пунктам вчера непрерывно пин красные обозы с хлебом нового урожая. Сдали хлеб свыше 900 колхозников и 26 совхозов. На подвозке зерна было заня­ то свыше тысячи автомашин и 3.000 под­ вод. , ★ * * УЛЬЯНОВСК. Колхозыи совхозы области начали выборочную жатву хлебов. Колхоз­ ники косят вручную и конными машина­ ми. Ha-днях начнется иассовая уборка. * it * НЮСК. Хлеборобы Белоруссии выращи­ вают обильный урожай. Наливаются яч­ мень и овес, цветут лен н горох. Агрономы на месте с колхозниками начали апроба­ цию посевов. (ТАСС). Нсвзя продукция одесских зазо^оз ОДЕССА. (ТАСС). Начале второго полу­ годия предприятия города-гефоя ознамено­ вали выпуском нового вида продукции. Завод радиальных стадков дал первые I мощных 20-шпиндельных сверлильных стайка для сельскохозяйственного машино­ строения. Каждый вз этих ставков заме­ няет труд 20 рабочих. Коллектив завода киноаппаратуры нм. Дзержинского приступил к цзютовле- шпо первого в Союзе опытного экземпляра Звуко-MOffi&ZBOix) аппарата. Передовая на Украине одесская мебельная Фабрика выпускает новые виды кресел, налажи­ вает производство тройных гардеробных шкафов в круглых обедевных столов. В пригороде Таллина началось строи­ тельство большого парка-музея. Он зайкет площадь в 110 гектаров. На живописном зеленом массиве с разнообразным релье­ фом разместятся три основные зоны му­ зея: историко-этнографическая, естест­ венно-историческая и зона культуры н отдыха; Первая зона будет демонстрировать быт эстонского на/рода в XV III—XIX веках. Здесь строятся более 10 различных хуто­ ров, крестьянские бани, ветряные и во­ дяные мельницы, корчма, церковь, школа. Будут представлены также сельскохозяй­ ственные орудия разных периодов, быто­ вые ветци крестьян и рыбаков. Каждый хутор явится своеобразным историческим мреем, наглядно показывающим тяжелый быт эстонских крестьян, нх борьбу с по­ мещичьим гнетом в XVIII — XIX веках. Естественно-историческая < зона пред- стяжйгет собой большой ботанический сад. Не цель — показать все разнообразие бо­ гатств растительного мирз Эстонской ССР, популяризидозать опыт работ» певедовп- ковсолекциожеров Часть территории музея отводится парку культуры и отдыха. До 1940 г. Эстония имела всего 10 му­ зее® н некоторое количество частных кол­ лекций, которые были недоступны для обозрения широким массам. Буржуазное правительство Эстонии от­ пускало деньги только яа содержание не­ большого штата музейных работников. Крупнейший в Эстонии этнографический музей в Тарту (Эстонский национальный музей) вынужден был взыскивать средст­ ва устройством благотворительных лоте­ рей, подписными листами и другими вида­ ми пожертвований. С провозглашением в Эстонии советской власти стала расширяться сеть иузеев. Они получают от государства значитель­ ные ассигнования на научю-исслеяова- теыскую и нулъдурв*)-щхх?вегнтелъную работу, количество их быстро растет. Сейчас в Эстонской ССР насчитывайся 22 музея, представляющих различные об­ ласти науки н культуры. На нх содержа* ние государство еже!*ДО*Нумм§ .ояде трех миллионов рублей. СЬыйё ста м уч­ ных работников ведут сейчас в них науч­ но-исследовательскую работу. Государственный народный музей в Тарту, хранящий свыше 200.00Q экспонатов, главным образом по этногра­ фии Эстонии, может быть во праву причи­ слен к категории иузеев всесоюзного аиа* чення. Государственные музеи республиканского значения — литературный музей (Тарту), музей естественных наук, исторический ш художественный (Таллин) — являются крупными научно-исследовательскими я культурно-просветительными учреждения­ ми,. располагаютими десятками тысяч цен­ нейших экспонатов и 'большим шю тж научных работников. К конпу послевоенной сталинской пяти­ летки в Эстонской ССР количество музеев возрастет до 30, а число научных работни­ ков увеличится вдвое, г. Таллли. A. KERC.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz