На страже Заполярья. 1948 год. Февраль.
о НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 28 $51раля 1948 г., ТЕ (3JJ33). ■г-вй © т н о = в Е э В < 5 о р н ы е с о б р ^ г - а з э я г с з э з г с о Е Н О л ь с к и х о р г а н и з а ц и я х Па кораблях п в частях флота в бли- здПшее врэмя будут проходить отчетно- выборные комсомольские собрания, а за тем комсомольские конференция соедине- • ней и флота. Отчеты п выборы имеют огромное значе ние в жпзяп флотского комсомола. Комсо мольским бюро предстоят отчитаться о своей работе больше чем за год. За это время комсомол флота под руководством партийных организаций провел большую работу по идейно-политическому воепита- пиго молодежи,- оказывал активную по мощь командирам в выполнении задач боевой и политической) подготовки. Однако в работе комсомольских организаций имеется очень много недостатков, которые должны быть подвергнуты резкой крити ке па предстоящих отчетно-выборных собраниях. Чем острее и принципиальнее будет эта критика, тем выше будетвдейно- полптичесшй уровень собрания, тем пло дотворнее будет деятельность организаций В.ТКСМ. На повестке дня отчетно-выборных собираний будут стоять следующие вопросы: Отчет о (работе комсомольского бюро, а там, где пет бюро, отчет секретаря; Выборы -комсомольского бюро, а там, где нет бюро, секретаря и его заместителя. I/а кораблях 1 ранга, полковых, а также в первичных комсомольских организациях, не входящих в состав полковых, отчетно- выборные собрания будут избирать делега тов па комсомольскую конференцию со единения. Выборы членов бюро и делегатов на копферепппп соединений будут проводить ся закрытым (тайным) голосованием в соответствии с Уставом ВЛКСМ и инструк цией ЦК ВЛКСМ «О проведении выборов руководящих комсомольских органов». В состав бюро комсомольских организаций подразделений рекомендуется избрать 3— 5 человек; первичных организаций — 3— 7 человек; полковых — 7— 9 человек. Многпе секретари комсомольских орга низации будут впервые отчитываться о своей работе. Естественно, что у этих то варищей нет опыта в составлении отчет ны х докладов. Поэтому необходимо, чтобы политработники, партийные {руководители во-время помогли секретарям комсомоль ских организаций в подготовке отчетных докладов, а также в подготовке п прове дении самих собраний. Без повсетнев- пего партийного руководства не может быть обеспечено 'успешное проведение от четно-выборных комсомольских собраний. (В прошлую отчетно-выборную кампа нию отдельные заместители командиров по политчасти и секретари партийных организаций: пе помогали руководителям Так, например, капитан Прусанов даже не поинтересовался содержанием тезисов от четного доклада секретаря комсомольской организации. В результате доклад на соб рании был поверхностным, он не содержал критического анализа работы, был насы щен множеством сухих цифр. В прениях комсомольцы выступали, как и докладчик, без критики недостатков, не вносили предложений, направленных к улучшению работы. Отсутствие помощи в подготовке отчетных докладов приводило к тому, что некоторые секретари комсо мольских организаций в свопх докладах мало говорили о практической работе сво ей комсомольской организации. Так, на пример, бывший: секретарь бюро ВЛКСМ Н-ской части тов. Грустнев в отчетном докладе много времени уделил положению в странах Европы и Америки, а когда перешел к освещению работы комсомоль ской организации, то оказалось, что отве денное для доклада время истекло. Секретарь другой комсомольской орга низации тов. Барсугачев перед самым от крытием собрания не имел тезисов своего доклада и проекта решения. — Весь доклад у меня в голове, а ре шение заместитель напишет, — заявил оп. Ясно, что такое легкомысленное отно шение к отчетно-выборному собранию мог ло иметь место там, где не было подлипло партийного руководства. В прошлом имели место и такие факты, когда политработники пе помогали, а под меняли комсомольских руководителей. Так, например, тов. Рашсв вместо того, чтобы помочь секретарю комсомольской органи зации подготовить проект решения, при влечь к этому делу актив, сам написал проект резолюции и предложил его ком сомольскому собранию. Ясно, что такое опекунство пе помогает росту комсомоль ского актива, не развивает самодеятель ность и инициативу комсомольцев. Ошибки и недостатки прошлых отчетно- выборных собраний должны быть сейчас учтены. Абсолютное бо.тьшппство комсо мольских организаций флота по-деловому готовятся к отчетпо-выборным собраниям. На корабле, где секретарем комсомольской организации тов. Нльяш?пко, в подготовке к собраниям деятельпое участие принима ет комсомольский актив. Здесь пишутся лозунги, художественно оформляются по казатели успехов комсомольцев в боевой подготовка, диаграммы о поощрениях чле нов ЪЛКСМ, о росте рядов комсомола. Члены бюро помогают комсомольцам изу чить инструкцию ЦК 'ВЛКСМ «О проведе нии выборов руководящих комсомольских органов». По боевым частям с комсомоль- комсомольскпх организаций, не обеспечи- Цч\мп проведены беседы о их правах, за вали конкретной помощи н руководства, а писанных в Уставе ВЛКСМ, о зпачешш ограничивались дачей «общих указаний», 'критики и самокритики в развитии социа листического общества, о внутрисоюзной демократии. Однако в ходе подготовки к отчетпо- выборным собраниям в отдельных частях повторяются ошибки прошлых отче та) п выборов. Так, в части, где политработником тов. Кшгрпяпов, додума лись проводить закрытые комсомольские собрания с повесткой для: «Задачи ком сомольцев в подготовке и проведении от- четно-вы'>т)ного собрания». Спраши вается, зачем пужпа эта репетиция? Та кая надуманная и вредная практика мо жет только (привести к снижению актив ности комсомольцев прп обсуждении от четных докладов. Пе извлекают уроков пз прошлых оши бок н политработники тт. Горбунов и Мав рин. Они попрежпему допускают спешку, пснужную торопливость в подготовке 11 проведении отчетно-выборных соораппй. Так, опп решили за 5 — 6 дней провести собрания во всех организациях. Тсв. Гор бунов, напрпмер, запланировал проведение ссмп собраний в день. Чем вызвана такая поспешность, еслп лля подготовки и про ведения собраний имеется вполпе достаточ но времени? Плохо готовятся к отчетпо-выборпым собраниям в комсомольских организациях, где политработником тов. Косой. Здесь партийные руководители мало занимаются этим важнейшим мероприятием, переложив всю работу па одппх комсомольских акти вистов. С этими недостатками в подготовке отчетно-выборных собратпш нужно по кончить в самый короткий срок. . Необходимо помочь шорать новые составы бюро. Это очень важный мо мент в работе собраний. В состав бюро нужно избрать лучших людей, опыт ных, знающих комсомольспучо работу ком мунистов, авторитетных, энергичных ком сомольцев, отлпчпиков боевой п политиче ской подготовки, способных руководить воспитанием флотской молодежи. Необходимо нацелить всех ком сомольцев па птпрокое развертывание кри тики и самокритики, раз’яснпть члепам ВЛКСМ, что они могут критиковать любого комсомольского работника. Критика и са мокритика — закоп пашего движения вперед. Критикуя педостатки, пужпо впо- сить к 9 ?крртные предложения, направлен ные к улучшению работы по воспитанию молодежи, к повышению качества боевой и политической подготовки. Задачи полнторгапов и партттйпых орга низаций — подготовить и провести отчет но-выборные собрания комсомольских ор ганизаций на высоком щейпо-полигпче- ском утгапе, создать все условия, чтобы Г-.ТИ собрания явились подлшшой школой большевистского воспитания молодежи. Капитан 3 ранга И. РУДКИЗ. НА СНИМКЕ: отличник боевой и по. •гпгпгчсской подготовки старший мзтрос А. Чугин. Фото М . Бугакова. Коясокольсш поручение— важнейшая фэриа раЗзты организации С о в е щ а н и е п о о б м е н у о п ы т о м Недавно у нас состоялось совещание секретарей комсомольских организаций и членов бюро, на котором они обменялись опытом работы. На совещании особенно Ы'Яого говорили о практике индивидуаль ных поручений комсомольцам. Опыт по казал, что эта важнейшая форма комсо мольской работы, приобщая членов ВЛЕСМ к активной внутрисоюзной жизни, воспи тывает у них чувство ответственности за состояние работы организации. Пололгительный пример в этом отноше нии показывает комсомольская организа ция, возглавляемая тов. Хамовым. Здесь почтп все члены ВЛКСМ ведут большую работу среди молодежи: помогают орга низовать досуг воинов, спортивную работу’, являются агитаторами, чтецами, проводяг беседы. Но на совещании былп вскрыты факты, когда секретари комсомольских организа ций тг. Шелтяков, Смирнов, Александров недооценивали комсомольские поручения, как средств? воспитания. В их организаци ях большинство членов ВЛКСМ не имеет индивидуальных заданий и, таким образом, не принимает участия в комсомольской работе. Например, тт. Ульев, Сешоков, Со болев, Капитонов, Ланин и многие другие в течение всего тода не получали от секре тарей никаких поручепий. ПЛОДЫ ФОРМАЛЬНОГО РУКОВОДСТВА Центральный Комитет ВЕЛ (б) в свопх Есторических решениях об идеологической работе подчеркивает огромное значение идейно-полптпческого воспитания молоде жи. Это — важнейшая задача всех флотских партийных организаций и полит- органов. Там, где партийные организации вплотную занимаются вопросами комсо мольской работы, осуществляют повседнев ное руководство ею, там пдейно-полптпче- ское воспитание молодежи находится на высоком уровне. П, наоборот, где партий ные организации п лолнторганы не руко водят работой комсомольских организаций __ налицо крупнейшие недочеты в работе по идейно-политическому воспитанию мо лодежи. Факты показывают, что эту простую истину пе поняли работники политотдела Н-ской части. Полптико-воспитательная работа среди молодежи в подразделениях этой части раз вернута недопустимо слабо, здесь т>едко чи таются доклады и лекции; беседы, читки газетных статей плп художественных про извелен?гй проводятся от случая к случаю. Около трех месяцев, например, библиотека находилась па замке, и это не беспокоить товарищей, отвечающих за идейное воспи тание молодежи. Решающую роль в идейном воспитании флотской молодежи играют политические оапятня. Забота о высоком_уровне_полпгза- пятий является служебной обязанностью политработника тов. Савина. К сожалению, сн не интересуется этим важнейшим воиро-* ссм. Ему известно, что руководители групп политзанятий тт. Глинский и Парчук не однократно приходили ла занятия непод готовленными, по мор к ним никаких пе принималось. Больше того, Савнпу извест но было, что отдельпые бойцы, пользуясь беспечностью тт. Глинского и Парчук, проявляли недобросовестное отношение к учебе, во время з: гятпй занимались посто ронними делами. Однако ir это не вызвало тревоги у тов. Савина. В прошлом году здесь решили создать кружок по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)» для членов ВЛКСМ. В кружке оапималось 14 комсомольцев, од - 1 иако фактически занятия посещало не | больше половины. Отдельные члены ВЛКСМ, например, Сергеев и Емельянов, посетили занятия всего 4 раза. Каковы же итоги работы кружка? Изучили две главы Краткого ку-рез, п па этом по существу учеба закончилась. Пять месяцев существовала и политшко ла. Но характерно, что половина всех про веденных занятий не была предусмотрена программой. Так, однажды руководите 1 ь политшколы — секретарь партийной ор- ганизащга Чураков провел занятие па те му: «Как председателю собрппия вести собрание, секретарю— писать протоколы п Хуже того, тов. Шептяков пе привлека ет к руководству организацией даже чле нов бюро, стремится все сделать сам. В результате члены бюро тт. Савушкип и Гор5атенко отошли от активной деятельно сти в комсомоле. Секретарь комсомольской организации тов. Александров считает, что трудно по добрать псруч?пие для каждого члена организации. Эго неправильно. При внима тельном, серьезном подходе к подбору ком сомольских поручепий можно найти для каждого комсомольца работу, которую оп с успехом выполнит. Капитан-лейтенант Вас. ЛЕНИН. как правильно написать партийную реко мендацию». Почему вдруг решили такпе вопросы разбирать в политшколе, где абсо лютное большинство слушателей комсо мольцы? Пожалуй, па этот вопрос пс отве тит и сам тов. Чураков. Этот факт — сви детельство формально-бюрократического подхода к такому важному де.ту , каким является воспитание молодых воипов. В отдельных комсомольских организаци ях внутрисоюзная работа совершенно за пущена. Так, например, в комсомольской организации, где секретарем тов. Кобсц, собраний не проводилось с... августа прош лого года. Известно ли оо этом товарищам из политотдела? Одну из комсомольских организаций в течение нескольких месяцев возглавлял тов. Оурцгв, который никогда не избирался комсомольцами своим руководителе и не мог быть нзбраи, поскольку он был из вестен, как парушнтел!. воинской дисцип лины. Отсутствие повседневного партийного руководства является основной причиной низкого уровпя внутрисоюзной работы. Больпшпствп члепоп ВЛКСМ но имеет ком сомольских поручении, актив пе учится. Многие комсомольцы оторвались от орга низации. Так, член ВЛКСМ Чечсткип в те чение всею 1947 г. ни разу не присутст вовал иа комсомольских собраниях, а чле ны ВЛКСМ Денисов и Плаксунов посетит только 2— 3 соЗрания. Секретарь комсо мольской оргапизагпи ач>в. Комаров, пс по лучая помощи и указаний, явно но справ- лекции и доклады 01С0-летии „МАНИФЕСТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ" Личный состав подплава проявляет ог ромный интерес к изучению «Манифеста Коммутгпстической партии». Политработники соединения подготовили для партактива н личного состава цикл докладов и лекций о «Манифесте Комму нистической партип». Первый доклад На тему: «Сто лет со дня выхода в свет «Манифеста Коммунистиче ской партии» сделал майор Каськов. Секретари партбюро тт. Любимов, Тель ный и другие готовят открытые партийные собрания, посвящештые 1 0 0 -летнему юби лею «Манифеста Коммунистической пар тии». В связи с этим отдельные коммуни сты приступили к самостоятельному изу чению «Манифеста». Секретарь партийной организации стар- ппша 1 статьи Коншш провел с коммуни стами беседу но опубликованным в газетах м^птталам о «Манифесте Коммунистиче ской партнн». В помощь изучающим «Манифест» на семштаре секретарей первичных партий ных организаций недавно была прочитана лекция. Лектор Политуправления тов. По- дельман изложил осповпые идеи научного социализма. Партийные собрания, посвященные зна менательной дате, начнутся в первых чис лах марта. Па собраниях бу’дут сделаны доклады о «Манифесте Коммунистической парши». Капитан И. ШАИРКО. Сбор секретарей партийных организаций В П-ском соединении состоялся трех дневный сбор секретарей первичных пар тийных организаций. Тов. Матвеев сделал доклад о боевой и политической подготовке личного соста ва и задачах парторганизаций. Задачи пар тийных организаций в области идейного воспитания воинов осветили офицеры Вишневский и Андреев. Кандидат филоло гических наук тов. Тсряев прочел лекцию о международном положении. Главный старшина Т. КУЗЬМИН. ляется с руководством организацией. В 1947 г. партийная организация, возглав ляемая тов. Чураковым, заслушала доклад секретаря комсомольской организации. На собрании т ж Комарова отругали, одиако в принятом решении ничего не было сказано о задачах партийной органнзацшг по улуч шению комсомольской ра/боты. Един ственная фамилия, которая фигуриро вала во всех пунктах решеппя, была фами лия Комарова. Его обязалп выполнить и то, п другое, и третье^ Разве это не формаль ный подход к руководству комсомольской организацией. Разве собрание не должно было обязать отдельных коммунистов практически помочь комсомольской орга низации в решении стоящих перед ней за дач? В ближайшее время в части начи наются отчстпо-вьгборпыо собрания комсо мольских организаций. Необходимо оказать конкретную помощь комсомольцам в подго товке и проведении отчетов и выборов, обссисчпв подлинно партийное руководство этим важпейшим мероприятием. Добиться, чтобы отчетно-выборные собрания явились переломным момептом в жизни комсомоль ских организаций и обеспечили оживление комсомольской работы, укрепление аван гардной роли комсомольцев в боевой и по литической подготовке — долг партийных организаций и политработников части. Прежде всего необходимо, чтобы по литотдел и его начальник отказались от формального отношения к комсомольской работе. Напитан 3 ранга М. СЕРОВ. С Л Д В НЫ Й ЮБ И Л Е Й Североморские катерники отмечают сегодня годовщину СЕоего соединения Боевой путь моряков торпедных ка теров является одной из славных стра ниц в истории Северного флота. Первый крупный успех, достигнутый моряками торпедных катеров в борьбе па вражеских коммуникациях, принад лежит ныне дважды Герою Советского Союза капитану 3 ранга Александру Осиповичу Шабалину и действовавшему совместно с ним капитану 3 ранга Свет лову. Этот бой происходил 11 сентября 1941 года. Командир катера, тогда еще лейтенант Шабалин, в паре с капитан- лейтенантом Светловым вышли из ма невренной базы и направились к враже ским берегам на перехват конвоя, шед шего из Ктлркенеса в Пеггсамо. Двигаясь вдоль вражеского побережья, обоим ка терам удалось обнаружить конвой про тивника, скрытно подойти к нему н потопить крупный транспорт и миноно сец. Так впервые в водах Баренцова моря прогремели победные залпы моряков се вероморских торпедных катеров. Это бы ло начало боевого счета катерников. В последующие годы катерники суме ли добиться внушительных побед на вражеских морских коммуникациях. Они наносили мощные удары по отдель ным кораблям и конвоям врага. Самым активным в смысле размаха и масштабов боевой деятельности моря ков североморских торпедных катеров является 1944 год. Начиная с весны этого года п кончая глубокой осенью, катерники неустанно искали, находили и топили вражеские корабли. Их удары были последовательными, до конца про думанными, нарастающими по силе. Бое вые операции катерников наносили вра гу ощутительный урон. Плечом к плечу с моряками крупных надводных кораблей, с летчиками, мор скими пехотинцами и артиллеристами катерники освобождали древнюю рус скую Печенгу. Катер Александра Шаба лина первым прорвался в Линнахамарп и прямо в логове врага высадил десант ников. Во всех этих боях катерники прояви ли образцы храбрости, стойкости и ге роизма. Они показали себя достойными сынами великого советского народа, му жественными защитниками его интере сов. Родина высоко оценила боевую дея тельность моряков торпедных катеров в годы Великой Отечественной волны. Де вять лучших из нпх — Алексеев, Кор- шунович, Павлов, }Келзаков, Паламар- чук, Кпсов, Лозовский, Быкс-в и Курба тов были удостоены звания Героя Совет ского Союза. Знатный североморец, ма стер торпедных атак Александр Осипо вич Шабалин был удостоен этого звания дважды. Многие катерники награждены орденами и медалями Советского Союза. В боях с немецко-фашистскими за хватчиками катерники • приобрели бога тый боеБой опыт, который теперь яв ляется основой обучения молодых моря ков. Ветераны войны на торпедпых ка терах офицеры тг. Рубашенко, Павлов, Чернявский и многие другие, старшины Козлов, Барьпнков, Болцанкев, Луглнпн, Иванников, Берсенев, Калашников, Сла вянский заботливо и любовно воспиты вают молодежь, помогают ей глубоко изучить боевую технику, освоить воен- но-морское дело. Благодаря пх уси лиям пз числа молодых катерни ков выращены многие прекрасные специалисты, в совершенстве владею щие сложной боевой техникой н совре менными приемами войны на море. Весною 1945 года, уже после окон чания войны на Севере, в подразделение пришел молодой офицер тов. Смолев. За два с половиной года он стал умелым командиром катера. Сочетая теоретиче скую подготовку, полученную в учп.тп - ще, с опытом войны и практическими плаваниями, Смолев унело решает по ставленные перед ним учебно-боевые задачи. Все проведенные в кампаппю прошлого года стрельбы выполнены экипажем его катера отлично. По итогам боевой учебы экипаж признан лучшим среди других. За безупречную службу и высокое боевое мастерство тов. Смолев неоднократно поощрялся командованием. Достойными носителями боевой славы и боевых традиций являются офицеры тт. Быков, Гуляев, Садов, старшины Татарпнов, Токарев, Шемякин, Ширяев, Калинин, Быков и многие другие. Отмечая свой юбилей, катерники бу дут и дальше отличными успехами в боевой учебе и службе укреплять слав ные боевые традиции и быть надежными защитниками северных морских рубе жей нашел Родины. Лейтенант И. ГЕЛЕВЕРЯ. • Специалист своего дела Про комсомольца старшего матроса Ефи мова на корабле говорят: ' — Этот человек знает свое дело. Хоро ший радист! Карточка поощрений и взысканий ярко характеризует его успехи в учебе. 9 бла годарностей, которые jt получил за корот- ное время, убедителыг*» говорят, что он честно служит Родине. Как отличника боевой учебы, старшего матроса Ефимова послали на курсы коман диров отделений, которые он успешно за кончил. Теперь он старшина отделения радистов. Успехп старшего матроса Ефимова — результат упорной п настойчивой работы над собой, над освоением вверепной техни ки. Профессию радиста па корабле он лю- бит и отдает ей все свои силы н спо собности, чтобы успешно справляться с любым заданием. Недавно был такой случай. Корабль должен был нтти в море. Перед походом штурманский электрик старший матрос Фролов обнаружил, что пеленгатор вышел из строя. Устранить повреждение ему не удалось. Командир вызвал Ефимова и при казал ему это сделать. Придя в заведывание, Ефимов спросил у старшего матроса Фролова: — Какие замечены признаки, нарушаю щие нормальную работу? Фролов ответил: — Искрит кенотрон, ненормально гудит силовой трансформатор, не работает при емник. Ефимов посмотрел на схему и сразу оп ределил, что силовая часть не работает, вероятно, пробиты электролитические кон денсаторы п из-за этого происходит замы кание высокого анодного напряжения па землю. Так оно п оказалось при проверке прибором. Ефимов здесь же быстро заменил пробитые конденсаторы новыми. Неисправ ность была устранена. Во время всего по хода пеленгатор отлично работал. За обеспечение четкой работы радистов в походе н за успехп в боевой п политиче ской учебе старшему матросу Ефимову командир корабля предоставил впеочеред- иой отпуск, который он проведет в родном городе Херсоне. Капитан К. ТРОНЕВ. Моряни повышают свои знания На корабле Н. старшины 2 статьи Шатплов и Кучеров, старшпе матросы Да- ниленко и Никольский систематически ра ботают пад повышением свопх политиче ских и общеобразовательных знанпй. Для самостоятельной учебы моряки ис пользуют каждую свободную минуту. Се кретарь низовой комсомольской организа ции тов. Кучеров закончил изучение «Краткого курса истории ВКЩб)», пользу ясь при этом первоисточниками. Он сос тавлял обстоятельные конспекты по тру дам Ленина: «Шаг вперед, два шага на зад», «Что делать?». Одновременно он по могает в учебе старшине 2 статьи Свеш никову. Старший матрос Никольский имеет 9 классов образования. Это не удовлетворяет воина, он добивается законченного сред него образования. Сейчас Никольский за нимается математикой п физикой и при ступает .к повторению всего курса обуче ния за среднюю школу. Особенно интере суется Никольский литературой, оп много читает книг, газет и журналов, изучает английский язык, интересуется междуга- родным положением. Самостоятельной учебе матросов помога ют руководители партийных п комсомоль ских организаций. На корабле действует кружок по изучению истории партип. Не давно для членов кружка была прочитана представителем политотдела лекция на те му: «Диалектический и исторический ма териализм»;. Лейтенант Е. ПОЙДА. Комсомольцы— передовики производства За высокие показатели на производстве борются воины Н-ской строительной части. Впереди идут комсомольцы. Комсомолец Тришин в прошлом году за дание выполнял ежемесячно на 120—-130 процентов. В январе этого года он выпол нил задапго на 150 процентов. Сейчас он выполняет двевную норму на 150 — 160 процентов. Так же добросовестно работают солдаты этделения комсомольца младшего сержанта Гузь. В прошлом месяце это отделение выполнило производственное задание на 130 процентов. Комсомольцы вашей части являются пе редовиками па производстве и ведут за со бой яесоюзную молодежь. Комсомолец А. БАХОЛДИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz