На страже Заполярья. 1948 год. Февраль.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Е 23 194 8 г* Л 4 1 '3 M 4 J . Идейное воспитание коммунистов гла вн ое в пар ти йн ой работе консультантов, и выполняла это Новые задачи, вставшие перед нашей Радиной и ее Вооруженными Силами после войны, задачи, четко изложенные в высту­ плениях товарища Сталина, в докладах товарищей Молотова, Жданова и Маленкова, настоятельно требуют от коммунистов неуклонного под’ема уровня всей внутри­ партийной и идекно-Вт)спитательной ра­ боты. Без повышения идейного и делового уровня партийных кадров, без усиления политического просвещения коммунистов немыслимо улучшение внутрипартийной работы и повышение кач°ства большевист­ ского руководства. «...Партия берет сей­ час ставку на то, чтобы не форсировать дальнейший рост своих рядов, а развер­ нуть политическое просвещение членов и кандидатов партии и сделать упор на по­ вышение политического уровня коммуни­ стов, ибо и конце концов качество важнее количества», — говорил тов. Маленков. Центральный Комитет ВКП(б) потребо­ вал от патлийных организаций добиться полного охвата марксистско-ленинским об­ разованием всех членов п кандидатов пар- тии. Центральный Комитет потребовал по­ кончить с неправильной практикой не­ вмешательства политорганов и партийных организаций в дело изучения коммуниста­ ми марксистско-ленинской теории, нала­ дить контроль за учебой членов и канди­ датов партии по изучению теории ма/рк- сизма-лентшизма, обратил внимание пар­ тийных организаций на то, что недооце­ ниваются такие формы политической уче­ бы, как политшколы и кружки, в которых малоподтотов.тенные коммунисты могут ус­ пешно щигобрести первоначальную грамот­ ность и навыки самостоятельной работы над книгой. Политорганы и партийные организации проделали большую работу по созданию eefra партийного просвещения. В резуль­ тате этой работы молодые коммунисты охвачены учебой, повысился их интерес к изучению марксистско-ленинской теории я ответственность за свой идейно-теорети­ ческий рост. v В большинстве кружков изучается поелеоктябрыжкй период истории партии, а некоторые кружки уже закончили свою работу. Заслуживает внимания опыт работы кружка, которым руководит секретарь партийной организации тов. Дедясов. Бружок начал свою работу в составе 25 молодых коммунистов, кандидатов в члены ВКЩб) и комсомольце». Через год оргатмГО1Й еЩ€ не м т в е к п уъ г требо- учебы все слушатели кружка успешно за -; Е а ш ш 1 Центрального Комитета ' ВКП(б) н товился к каждому занятию, заранее обду­ мывал методику. Он добился того, что вс слушатели стали вести конспекты, добил ся высокой посещаемости занятий, прово­ дил дополнительные занятия с теми, кто отсутствовал. Руководителю удалось строить работу кружка так, как рекомендует Центральный Комитет ВКП(б) — ма основе живой бесе­ ды и товарищеской дискуссии. Занятия проходили активно. Такие слушатели, как Исаев, Волков, Потапов, Зиновьев, показы­ вали пример активности при обсуждении тем. Партийное бюро, возглавляемое тов. Де- дясовым, неоднократно обсуждало -работу кружка и отдельных слушателей. Пар­ тийное бюро выделило наиболее грамотных коммунистов— офицеров тов. Дударева и Кудрявцева в качестве последние добросовестно партийное поручение. Политработники тт. Громов и Суслов внимательно следили за (работой кружка, оказывали помощь руководителю. Предста­ вители политотдела много раз присутство­ валп на занятиях. Таким образом и пар­ тийная организация, и политорган активно вмешивались в дело изучения коммуни­ стами марксистско-ленинской теории. Все это обеспечило успех учебы. Примерно так же (работал кружок, где руководителем капитан Бобков. Учебу в этом кружке начали 23 товарища, закон­ чили учебу 18 и 14 перешли в школу пар- тийиого актива. Хорошо работают кружки, где руководителями лейтенант Никитин, капитан Шестов п другие. Па флоте были созданы в политшколы. Большинство политшкол уже закончило изучение установленной программы. Опыт показывает, что там, где политшколы бы­ ли хорошо организованы и укомплектова­ ны, там, где были правильно подобраны руководители и где партийные организа­ ции и политотделы проявляли заботу об учебе молодых коммунистов, — там учеба проходила и проходит хорошо и способ­ ствует политическому росту молодых ком­ мунистов. Хорошо поставлена учеба в полишкале, которой руководит капитан 3 ранга Козлов. У слушателей повысился интерес к полит­ занятиям, они стали принимать активное участие в партийной жизни, мвотие из них являются агитаторами. Но не везде так хороио работают круж­ ки и политшколы. Идейно-политическое воспитание коммунистов в ряде партийных кончили изучение «Краткого курса исто­ рии ВКП(б)». и 13 товарищей стали учить­ ся в школе партийного актива, а осталь­ ные продолжают свое политическое эбразованпе самостоятельно. Хорошо организованная учеба оказала большое влияние на идейно-политический рост молодых коммунистов и комсомоль­ цев. Такие товарищи, как Волков, Исаев, Дементьев, Потапов, показали себя способ­ ными агитаторами в период^избирательной камлании по выборам в местные Советы депутатов трудящихся. У кружковцев по­ высился интерес к партийной жизни, к выполнению партийных поручений. Учеба сказалась и на результатах практической работы в области служебной. — Учеба в кружке,— говорит тов. Яки- мичев, — помогла нам глубже и лучше изучить историю пашей партии, жизнь и деятельность ее вождей — Ленина и Сталина. Учеба помогает нам в нашей ра­ боте. Успех учебы молодых коммунистов об’ясняется тем, что и молодые коммуни­ сты, и партийные руководители по-серьез- ному подошли к делу партийного просве­ щения, отнеслись к этому так, как требует Центральный Комитет партии. Руководитель кружка тов. Дедясов очень много работал над собой, тщательно го- Главного Политуправления Вооружешых Сил. Некоторые политотделы и парторганиза­ ции еще не отрешились от неправильной и вредной практики невмешательства в дело изучения коммунистами марксистско- ленинской теории. Это особенно проявляет­ ся в деятельности политработника тов. Воспитанного. На кораблях ни один из кружков не закончил изучение программы, а некоторые из кружков прекратили свое существование. Политотдел не принял ни­ каких мер, когда развалился кружок на од­ ном пз кораблей. Или взять кружок, кото­ рым .руководил политработник Самодуров. Здесь изучили четыре главы «Краткого курса истории ВКП(б)», я кружок распался. Невмешательство в учебу коммунистов проявляет партийная организация корабля, где секретарем младший лейтенант Дру­ жинин. В ноябре 1946 года здесь был создан кружок по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)». <В кружяоо было изучено 5 глав Краткого курса, а затем выяснилось, что слушатели но своему об­ разованию слабо подготовлены к занятиям в кружке и нуждаются в изучении ^про­ граммы политшколы. Создали политшколу, провели в ней три занятия и распустили ее. Так не стало ни кружка, ни полит­ школы. Более высшей ступенью партийного об­ разования коммунистов являются школы чартийшго актива. Школы существуют тва с половиной года, приобрели большой авторитет и накопили солидный опыт в тодготовке партийных и комсомольских кадров. С сентября прошлого года начали свою работу школы третьего набора. - Вот яркий пример влияния школы пар­ тийного актива на молодого партийного ак­ тивиста. Старшина 2 статьи Бабушкин был избран секретарем парторганизации корабля в ноябре 1946 г. Не обладая опы­ том работы я достаточной политической подготовкой, тов. Бабушкин не знал, как организовать партийную работу, терялся. С декабря 1946 г. он начал учиться, .в школе партийного актива. Учился ба­ бушкин серьезно, много работал, проявлял особый интерес к курсу партийного строи­ тельства я партполигработы в Вооружен­ ных Силах. Используя знания, полученные в шко­ ле, тов. Бабушкин с каждым месяцем все лучше я лучше руководил работой парт­ организации. Недавно он вновь избран се­ кретарем партийной организации. .Однако на флоте есть школы, где руководство идейно-теоретической подго­ товкой партийного актива отдано на откуп начальникам школ. Политработник тов. Горбунов на протяжении 5 месяцев совер­ шенно яе вмешивается в работу школы. Бессистемно работает школа, где началь­ ником тов. Хавов, занятия здесь часто переносятся. Немало коммунистов повышают свой идейно-теоретический уровень, работая самостоятельно. Товарищи много читают, по-настоящему изучают труды Маркса, Энгельса, Ленина, Огалина. Есть много парторганизаций, которые по-настоящему руководят самостоятельной марксистско- ленинской учебой коммунистов. Вот, например, какую помощь оказы­ вает одному коммунисту парткабинет. Член партии Кузнецов служит ва отда­ ленном маяке. С большим упорством Кузнецов изучает произведения классиков марксизма-ленинизма. Свои конспекты он посылает за десятки километров в пар­ тийный кабинет. Конспекты парткабинет рецензирует, посылает Кузнецову пись­ менные консультации. Тов. Кузнецов так пишет о своей учебе: «Чувствую, что после изучения той или иной работы классиков марксизма-лени- нпзма я становлюсь не тем, чем был раньше... Пришлите что есть нового из книг». Так работает коммунист на отдаленном маяке. Но некоторые партийные организации вместо помощи и контроля, вместо беседы по существу учебы практикуют давно осужденные «самоотчеты», проводимые в форме школярских экзаменов. Так, на заседании партбюро части, где политработником тов. Сумароков, коммуни­ сту Соловьеву было задано много вопросов, среда которых были такие: — Какая существует работа Ленина по об’единению петербургских союзов? — В чем сущность провала Крымской кампании? В другой парторганизации коммуниста тов. Прилгок заслушали по вопросу «О подготовке к зачетной сессии, о работе по специальности п идейно-политическому росту». А все обсуждение свели к вопросам служебного и семейно-бытового порядка. Подобные самоотчеты коммунистов есть бюрократическая затея и они приносят вред делу организации самообразования коммунистов. Правильно организовать самостоятель­ ную работу, во-время и умело припи на помощь коммунистам, наладить действен­ ный и систематический контроль за учебой — важнейшая задача партийных органи­ заций. А. КРЫЛОВ. I Полностью использовать внутренние ресурсы Из опыта борьбы з а экономию т о п ли ва НА СНИМКЕ : отличник боевой я по. литичесхой подготовки комсомолец стар­ ший матрос Василий Шапошников. Результаты учебы проверены стрельбой Насколько целеустремленно старшина отделения будет проводить занятия, трени­ ровки на своем боевом посту, настолько подчиненные и усвоят свои обязанности. Можно много заниматься, потратить боль­ шое количество часов, пройти целый опи­ сок тем, а знания и умение матросов все- таки будут низкими. Хорошо обучают своих подчиненных старшина 1 статьи Ивашков и старшины Подготовка к отчетно-выборным комсомольским собраниям Приближаются отчеты и выборы руково­ дящих комсомольских органов. Нет нужды доказывать, что идейный и организацион­ ный уровень отчетно-выборных собраний всецело будет зависеть от качества подго­ товительной работы. Вот почему совершен­ но правильно поступает бюро комсомоль­ ской организации, возглавляемое лейтенан­ том тов. Бойко, уделяя сейчас главное внимание подготовке отчетно-выборных собраний в подразделениях, по-деловому направляя работу комсомольских бюро и оказывал,им практическую помощь. На-днях состоялось заседание комсомоль­ ского бюро, на котором обсуждались меро­ приятия и задачи членов ВЛКСМ в связи с предстоящими отчетно-выборными собра­ ниями. Членам бюро поручено оказать помощь секретарям комсомольских органи­ заций подразделений в подготовке собра­ ний. По поручению секретаря активисты— комсомольцы тт. Бобылев, Дементьев, Во­ робьев и другие провели беседы по изуче­ нию инструкции ЦК ВЛКСМ о проведении выборов руководящих комсомольских орга­ нов. Тт. Сазин и Кочетков сделали доклады на темы: «Права и обязанности членов ВЛКСМ», «Шире развернем внутрисоюзную работу в комсомольских организациях», «Чему обязывает Устав ВЛКСМ каждого комсомольца». Это помогла комсомольцам глубже понять свои обязанности и права, значение предстоящих отчетно-выборных собраний. Секретарь комсомольского бюро подраз­ деления тов. Корнеев приступил к состав­ лению отчетного доклада. К этому важней­ шему делу он привлек комсомольский ак­ тив и в первую очередь членов комсомоль­ ского бюро. Так, члену бюро отличнику боевой и политической подготовки тов. Ро­ дионову он поручил подготовить раздел доклада: «Работа комсомольской организа­ ции по осуществлению авангардной роли комсомольцев в боевой и политической под­ готовке», тов. Королеву — «Внутрисоюз­ ная работа», тов. Суханову — «Культур­ но-массовая работа». Большое место в отчете тов. Корнеев от­ водит показу идейно-теоретической учебы членов ВЛКСМ. Комсомольская оргаяяз*- цня настойчиво добивалась павыгашшя *а- * чества политического образования членов ВЛКСМ. За отчетный период проведено пе- сколько товарищеских собеседований по важнейшим вопросам истории и теории большевизма. Многие комсомольцы значи­ тельно расширили свой идейно-политиче­ ский кругозор. Закончившаяся недавно проверка политзанятий показала, что ком­ сомольцы служат примером в учебе. Боль­ шинство из них получило отличные и хо­ рошие оценка. Среди них — сержанты Кулъборисов, Воробьев и другие. Тев. Корнеев решил подробно осветить в доклада авангардную роль комсомольцев в политической подготовке. Однако было бы неправильно утверж­ дать, что с теоретической учебой все об­ стоит благополучно. Поэтому в отчетном докладе бюро будут вскрыты и недостатки в работе комсомольской организации. Подготовка к отчетно-выборным комсо­ мольским собраниям проходит у нас под неослабным контролем партийных органи­ заций. Гвардии капитан В. ДЕДЯСОВ. 2 статьп Образцов, Маляров и Барков. Они проводят занятия так, что у матросов не остается невыясненных вопросов. На тре­ нировках онп соблюдают строгую последо­ вательность: пока не отработают один при­ ем, не переходят к следующему. Когда у этих старшин матросы стали правильно работать на установках, тогда перешли к отработке быстроты действия. По времени тренировки на -боевых постах были не длительными, но напряженными, требу­ ющими большого внимания и прилежности. В результате, матросы имеют твердые знания своей материальной части, и их действия автоматичны. Правильность мето­ дики обучения показала стрельба. Напри­ мер, строевой матрос Калинов исполнял обязанности заряжающего и справлялся с делом отлично. Матрос Дзюбенко впервые при стрельбе работал наводчиком. Оп ста­ рался быстрее поймать цель в прицел и ие выпускать ее. П Дзюбенко достиг своего. Следует также отметить матросов Бур- вян, Воробьева, Кондратьева и других, по­ казавших большое умение готовить свою материальпую часть и ,расторопно действо­ вать прп ведении огня. Это результат за­ боты старшин о знаниях свопх подчинен­ ных, результат старания самих матросов прилежно изучать военное дело. Но есть и другие факты. От невнимательности и недостаточной требовательности на тренировках матрос Шипанин потерял во время стрельбы цель п провернул орудие в обратную сторону от нее. Потребовалось время, чтобы Шапанин снова отыскал цель и навел установку. Очень полезно, что некоторые старшины отделений смело привлекают еще не име­ ющих достаточного опыта матросов к об­ служиванию материальной части во время стрельбы. Это приучает матросов к само­ стоятельности п ответственности. Лейтенант А. АЛЕКСЕЕВ. ------- О------- Отвечаем нашим читателям Вопрос: Какой электрический потен­ циал имеет земля— нулевой или отрица­ тельный? (В курсе электрики сказано, что земля имеет нулевой потенциал, а в радиотехнике сказано, что земля имеет отрицательный потенциал). Старшина 2 статьи ПРОСВИРЯКОВ. Ответ: Потенциалом любого тела назы­ вается степень электризации тела или на­ пряжения электричества. Подобнотому, как одно тело мы можем нагреть больше, а другое меньше, также оно может быть до­ ведено до различной степени электризации, в зависимости от того большее или мень­ шее количество электричества мы ему со­ общим. Для того, чтобы сравнить какпе- лпбо величины, для каждого рода величин устанавливается единица измерения и ус­ ловная величина, от которой производится отсчет измерений. Так, папрпмер, для измерения температу­ ры условились принимать за нуль градусов температуру тающего льда. Причем это вовсе не значит, что тела, имеющие нуль градусов, пе содержат в себе тепла, ибо мы знаем, что тела могут быть с более низкой температурой, чем нуль градусов, то-есть с еще меньшим количеством тепла, заклю­ ченным в них. Чтобы судить о степени электризации тела, т. е. о величине его электрического потенциала, условились вести счет от по­ тенциала земли, который условно прини­ мается равным нулю. Однако это не зна­ чит, что земной шар ненаэлектризован. Как показывают измерения, земля обладает значительным п отрицательным зарядом. Подтверждается это наличием вокруг зем­ ного шара значительного электрического ноля. Инженер-капитан Н. ПУЗАНОВ. Во втором полугодии 1947 г. на своем корабле мы добились значительной эконо­ мии топлива н турбинного масла. Известно, что только те механизмы мо­ гут работать с высоким коэфицпентом по­ лезного действия, которые во-время и ка­ чественно отремонтированы. Поэтому на­ до систематически проводить планово-пре­ дупредительные осмотры, позволяющие своевременно обнаружить износ частей, устранять помехи в их работе. При сборке механизмов важно обращать особое внимание на правильную установку зазоров. Часто можно наблюдать, когда ме­ ханики с целью перестраховки работы ме­ ханизмов увеличивают зазоры в то время, когда необходимо искать средних величин. Так, например, увеличение зазоров в про­ точной части турбин «Терри» между паро­ выми соплами и роторами приводит к тому, что часть полезной площади используется непроизводительно. Пар выходит с боль­ шим запасом энергии пз сопла, часть ко­ торой теряется. Мы уменьшили этп зазо­ ры. Надежность работы турбин не снизи­ лась, но онп стали работать экономичнее. Вредно допускать сильные парения че­ рез сальники вспомогательных механизмов н уплотнительные коробки турбины, через Фланцы паровых магистралей, так как это ведет к непроизводительной потере пара, к увеличению влажности воздуха в машин­ ном отделении и к порче механизмов. Проточную часть турбины необходимо содержать в идеальном состоянии. Во вре­ мя вскрытия турбо-механизмов лопатки ротора и статора надо тщательно вычис­ тить. Особого внимания требует устране­ ние недостатков в состоянии сопел, потому что понижение коэфициента скорости пара в соплах только на 0,05 увеличивает и без того большую потерю кинетической энергии пара в соплах почти в 2 раза. Скорость пара в соплах весьма велика. Во время обслуживания главных турбин необходимо всемерно добиваться количест­ венного регулирования пара, что невозмож­ но без хорошего знания вариантов переклю­ чения сопел. Это обеспечивает правильное регулирование, позволяет принимать отра­ ботанный пар в соответствующих низких ступенях давления турбины. Выполнение этих важных технических мероприятий обязывает весь личный состав, допущен­ ный к несению вахты, зпать экономиче­ ский ход корабля, нормы расхода топлива на разных режимах .работы. В экономии топлива известную роль играют и рулевые, так как малейшее от­ клонение от курса ведет к увеличению пу­ ти корабля п к пережогу топлива. В целях экономии топлива, надежности работы механизмов, быстрой отработки за­ думанного маневра полезно практиковать совместные занятия вахтенных инженер- механиков и строевых офицеров, допущен­ ных к управлению кораблем. Во время работы главных турбин надо производить систематическое наблюдение за температурами удаляемого из конденса­ тора конденсата и выходящей циркуля­ ционной воды и -разницу между ними под­ держивать мииималюк возможной. Ценно периодически контролировать работу кон­ денсационного устройства. Это во-время укажет на начавшееся ухудшение тепло­ передачи (загрязнение трубок конденсато­ ра) или на слишком большой проток цир­ куляционной воды, переохлаждение конден­ сата н другие ненормальности в работе, ведущие в конечном счете к пережогу топлива. Налет масляного слоя на охлаждаю­ щей поверхности холодильника только в 0 , 2 мм почтена 30 процентов увеличивает тепловые потери. В то же время значитель­ но повышенная температура стенок тру­ бок может привести к пережогу их и выво­ ду из строя конденсатора. Во время приготовления главных турбин к действию и вывода их из действия мы пускали в действие обе испарительные ус­ тановки, которые могут частично исполь­ зовать отработанный пар от механизмов в качестве первичного пара. Этпм самым мы удешевляем процесс приготовления конден­ сата, идущего на питание котлов и быто­ вые нужды. У вспомогательных турбомеханпзмов необходимо следить, как и у главных тур­ бин, за правильным использованием сопел, добиваясь количественного регулирования. В готовности Лг 3 полезно снижать па­ рометры пара на дежурном котле. Это возможно только в том случае, еслп все вспомогательные механизмы, обеспечиваю­ щие режим работы установки на якоре, своевременно отремонтированы и находят­ ся в хорошем техническом состоянии. Так, папример, если у поршневого насоса слиш­ ком большие зазоры в уплотнительных па­ ровых кольцах, то он не сможет работать про пониженных парометрах пара. Приведенные примеры довольно убеди­ тельно говорят о том, что только от тех механизмов можно ожидать экономичной ;работы, которые качественно и своевремен­ но отремонтированы и правильно эксплоа- тируются. Зазоры в подшипниках мы установили по таблицам, и сейчас подшипники рабо­ тают безупречно, а уменьшение масляных зазоров в подшипниках дало нам экономию турбинного масла, а также уменьшило возможность попадания масла в пар, а с последним— на нагревательные поверхно­ сти котлов п охлаждающие поверхности конденсаторов, что весьма увеличило на­ дежность работы этих агрегатов. В целях экономии масла и надежности работы механизмов необходимо масляное уплотнение подшипников содержать в хо­ рошем состоянии, во-время сменять уплот­ нительные набивки, не допускать увеличе­ ния зазоров сверх норм в уплотнении. Не­ обходимо точно соблюдать нормы часов ра­ боты масла с тем, чтобы после регенерации его снова пустить в работу. Все мероприятия по экономии топлива и турбинного масла проводились по указанию командира БЧ-V инженер-капитана 2 ранга тов. Тонконогова. Он умело организовал личный состав на борьбу за экономию топлива и масла. Мы считаем необходимым место по­ стоянной стоянки кораблей у причалов оборудовать небольшой паросиловой уста­ новкой, которая могла бы обеспечить быто­ вые нужды личного состава кораблей па­ ром. Еслп такая установка будет осуще­ ствлена, то, как только корабль ошвартует­ ся у причала, он примет пар на корабель­ ные системы и сможет прекратить работу всех механизмов своей паросиловой уста­ новки. Этпм самым увеличится срок службы боевых механизмов корабля, сэкономптся большое количество топлива, сохранятся те средства, которые идут на ремонт меха­ низмов, работающих в готовности ^5 3. Часто можно слышать жалобы на то, что, мол, на постройку такой паросиловой установки не отпускают средств. Мы долж­ ны и имеем возможность найти этп сред­ ства за счет внутренних ресурсов. Когда требуется произвести средние и дажо ка­ питальные ремонты механизмов, которые работают в готовности Л! 3 (а очень ча­ сто они же работают и па походах), то пх ремонтируют, чтобы корабли держать в боевой готовности. Значит, средства есть, только их нужно разумно распределить. Из тех средств, производственных возмож­ ностей, которые отпускаются на ремонт механизмов, можно найти и средства для постройки береговой, портовой паросило­ вой установки, и она оправдает себя. Изыскание новых методов работы, мак­ симально рациональное использование свопх внутренних возможностей даст эко­ номию топлива па флоте. Инженер-лейтенант Ю. ЖМАК. Почему произошла задержка? Командир автомата старшина 2 статьи Токмаков умело передает артиллеристам богатый опыт, приобретенный в годы Ве­ ликой Отечественной войны, и настойчиво тренирует их на боевом посту. Настойчивость старшины отделения в обучении бойцов п хорошая организация занятий помогли матросам глубоко освоить артиллерийское дело н в совершенстве из­ учить свою специальность. Но, несмотря па требовательность стар­ шины к своим подчиненным по отработке их действий на боевом посту, у некоторых матросов имеются недостатки. Например, заряжающий матрос Чихалин небрежно от­ несся к приготовлению механизмов к стрельбе. Механизмы автомата приготовлялись им при низкой температуре, без тщательной проверки. Не сняв густой смазкп с ме­ ханизмов, Чихалпн доложил своему коман­ диру старшине 2 статьп Токмакову о том, что его оружие к бою готово. Заметив недостатки в приготовлении автомата к стрельбе, старшина 2 статьп Токмаков проверил автомат. Старшина об­ наружил там густой слой смазки. — Смотрите, — сказал старшина ар­ тиллеристам, — как плохое приготовление материальной части способствует появле­ нию задержек. Взяв обойму учебного боезапаса, он от­ вел рукоятку первого заряжанпя в крайнее заднее положение п возвратил ее в перво­ начальное положение. Этим действием сн взвел досылатель, открыл клин и освободил отсечки патронов от стопоров. Затем, до­ слав патрон на лоток досылателя, приго­ товил автомат к спуску. Паводчики нажали педали. А копа про­ изошел спуск досылателя п патрон пошел в патронник, па своем пути оп сопл лапки экстрактора, и клип не закрылся. Произо­ шла задержка автомата. — Почему произошла задержка? — спросил старшина 2 статьи Токмаков ма­ троса Чнхалнна. Чихалпн старался об’яснить происшед­ шую задержку тем, что, может быть, помя­ та гильза снаряда, пе до конца ввернута боевая плитка в затвор п т. д. Но на самом деле задержка произошла пе по этим при­ чинам, а по халатности Чнхалнна. — Причина задержки,— сказал командир автомата Токмаков, — состоит в том, что лоток досылателя имел густую смазку, ко­ торую матрос Чихалин пе удалил в мэмепт приготовления автомата. Приведенный пример говорит о том, что нужно всегда внимательно проверять меха­ низмы и никогда не допускать условностей при действии на боевом посту. Главный старшина В. АЛЕКСЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz