На страже Заполярья. 1948 год. Февраль.
и об IV сессия Верховного Совета СССР О государственном бюджете СССР на 1948 го ьполнении государственного бюджета СССР за Доклад Министра финансов СССР депутата А. Г. ЗВЕРЕВА ГО ( П р о д о л ж е н и е ) . При огромных масштабах строительных Вклг.ды населения в сберегательные кас сы на протяжении 1947 года продолжал! возрастать. Финансовые органы щук помо щи местных Советов улучшили работу сбе регательных касс, повысим их внимание к обслуживанию населения. В свяви с денежной реформой сберега тельные кассы провели немалую работу по переоценке вкладов населения и обмену об лигаций государственного выигрышного займа 1938 года на облигации государст венного трехпроцентного 9 нутреннего выиг рышного займа. » * При проведении денежной реформы были, как известно, предоставлены большие льго- в сберегательных кассах. У 80 проц. вклад чиков сбережения при переоценке вкладов остались без изменения. Это создает благо приятные условия для расширения работы сберегательных касс по привлечению но вых вкладов. К началу 1948 года вклады населения в сберегательные кассы составили 12,8 млрд. рублей. В текущем году намечается прирост суммы вкладов на 1,5 млрд. руб лей. Выполнение плана платежей с населения требует исключительного внимания к атому делу со стороны финансовых органов я сбе- ты трудящимся, хранившим свои средства регате льных касс бюджета кр 1048 га д Как я уже говодо, расходы государст венной бюджета на 1948 год определены в сумме 387,9 млрд. рублей, т. е. аа 26,7 млрд. рублей больше, чем в 1947 году. Всего расходов................. • . . В том числе на фиксирование: варенного хозяйства . . . . . . сощально-культурных мероприятий. Министерства вооруженных сил . расходов на управление.............. расходов по государственным займам Такой рост расходов государственного бюджет на народное хозяйство я культуру обеспечивает дальнейшее развитие нашей >послевоенной экономики. На содержание Вооруженных Сил по го сударственному бюджету на 1948 год щ>е- По основным разделам расходы государ ственного бюджета предусмотрены в сле дующих суммах: (В млрд. руб.). Исполнение Проект на в 1947 г. 361,2 132,7 106,5 66,4 13,0 6,5 1948 г. 387,9 149,0 116,3 66,1 13.5 3.5 Разница. <+ - ) + 26,7 + + + 16,3 9,8 0,3 0,5 3,0 дусмотрено 66,1 миллиарда рублей, что составляет, •как указано выше, 17 процен тов всех расходов бюджета. Если взять по сопоставленным данным, то расходы на Во оруженные Силы в 1948 году уменьшаются по сравнению с 1947 годом. Расходы бюджета на народное хозяйство I s общей суммы расходов на финанси рование народного хозяйства в соответст- с народно-хозяйственным планом на 1948 год средства государственного бюдже та направляются: <|В млрд. руб.). 1947 г. 1948 г. Раагащ*. и - - ) 83,9 93,9 + 10,0 16,8 20,0 + 3,2 12,0 13,8 + 1.8 4,2 4,2 —— '• работ большое народно-хозяйственное значе ние имеет мобилизация внутренних ресур сов строительства. Мобилизуя свои внут ренние ресурсы, стройки и предприятия высвободят из оборота денежные средства для об’ектпвного использования их в на родном хозяйстве. Но строительные организации во многих случаях не мобилизуют свои внутренние ресурсы и продолжают завозить излишние н ненужные им материалы и оборудование, а некоторые министерства не ведут с этим борьбы, не занимаются перераспределением материалов. На Зуевскую ГРЭС еще в 1946 году по указанию Министерства электростанций было завезено оборудование на 1 млн. руб., в котором не было никакой потребности. Прошло уже почти два года, а оборудование остается неиспользо’пттчым Строительным организациям необходимо сосредоточить свое ^.шмание на выполне нии заданий по снижению стоимости строительства в размерах, установленных пятилетнпм планом, на мобилизации огром ных резервов материалов и оборудования. Это даст стране большую экономию, уско рит ввод в действие оборудования, будет способствовать повышению темпов расши ренного воспроизводства и досрочному вы полнению пятилетнего плана. В соответствии с ростом об’ема производ ства н товарооборота в *• государственном бюджете на 1948 год предусматривается увеличение ассигнований на прирост соб ственных оборотных средств предприятий и организаций. Общая сумма прироста обо ротных средств определяется на 1948 год в 17,1 млрд. рублей, в том числе за счет средств государственного бюджета, — ГО,7 млрд. рублей н за счет собственных ресурсов хоэорганов— 6,4 млрд. рублей. Правильное использование оборотных средств имеет огромное значение. Одним показателей здесь является ускорение пх оборачиваемости. Использование оборотных средств ие по назначению, замо раживание их в ненужных запасах товаро-материальных ценностей на рушают нормальный ход производства, приводят к напряжению всего хозяйства и финансов предприятий, невыполнению обя зательств перед государственным бюдже том, образованию просроченной задолжен ности поставщикам н по ссудам Госбанка. Министерствам и ведомствам необходимо укрепить расчетную и кредитную дисци плину хозорганов и не допускать чрезмор- ных запасов материалов и сыры на пред приятиях и стройках, наладить их мате риально-складское хозяйство, чаще про верять состояние расчетов с поставщиками и Государственный банком и навести долж ный порядок в использовании оборотных средств. Рост производственных программ респу бликанской и местной промышленности и системы кооперации, а также развертыва ние товарооборота создают все предпо сылки для дальнейшего повышения дохо дов от республиканского и местного хо зяйства и, следовательно, для серьезного укрепления доходной базы бюджетов союз ных республик. Немаловажную роль в доходах местных бюджетов играют местные налоги и сборы. Городским и районным Советам необходимо усилить внимание к поступлению местных налогов н сборов. Крупные средства направляются на вос становление н дальнейшее расширение основных фондов народного хоз&ства союзных республик. Достаточно указать, что об’ем финансирования капитальных ра бот, включая нецентрализованные капи тальные работы, по республиканскому я местному хозяйству на 1948 год составит 9,9 мклляарда рублей, в том числе по бюджетам союзных республик 8,2 миллжар- да рублей. t Основная доля средств — 59,4 миллиар да рублей, или почти две тр е п об’ема го сударственных бюджетов союзных респу блик — направляется на финансирование социально-культурных мероприятий, при чем более половины этих средств ассиг нуется на просвещение. Значительное ме сто занимают также расходы па здравоох ранение. Необходимо, чтобы огромные ассигнования на социально-культурные мероприятия были израсходованы с наи большей пользой. В истекшем году Советы депутатов т р ^ дящихся несомненно улучшили руковод ство местным хозяйством п культурным строительством. Тем не менее, есть и су щественные недостатки. Дорого обходится во многих случаях жилищное и коммуналь ное строительство, не соблюдается эконо мия в расходах на капитальный ремонт, плохо используется городской транспорт. Это обязывает Советы депутатов трудя, щи&ся больше уделять внимания экономике городского хозяйства, бороться за улучше ние его финансов. Обеспечение плана доходов бюджетов союзных республик и наведение строжай шей экономии в расходовании денежных средств будут способствовав дальнейшему серьезному укреплению республиканского и местного хозяйства, быстрейшему во с -^ становлению его основных фондов и развиЖ тию производительных ной республики. сил каждой союз- Расходы на ооциальнэ-нультурны* мероприятия Ассигнования из государственного бюд жете за капитальное строительство в 1948 году гамечены в сумме 60,9 млрд. рублей. Следует сказать, т о , несмотря на боль шой | азмер средств, отпускаемых на капи тальнее вложения, немалая часть претен зий союзных министерств я республик на увеличение капитальных вложений не была удовлетворена, с тем, чтебы не допускать перенапряжения бюджета. . Плано* капитального строительства на 1948 год предусматривается сосредоточе ние вложений прелце всего на тех строи тельных об’екггах, которые подлежат вос становлению ъ текущем году. Это даст вез* можюсть ускорить ввод в действие новых гтредггрнятнй я быстрее получить результа ты от капиталовложений, т о в этом году псобенно важно. В равной мере это относится я к жилищ ному строительству, где также очень часто затягивается ввод в действие жилого фон да. - Выполнение этой большой народно-хозяй ственной задачи требует усиления борьбы с разделением государственных средств, направляемых на капитальное строитель ство. В прошлом году были нередки случаи, яогда ввод в действие новых етроёк, в ре зультате разделения средств по многим строительствам, значительно отставал от выполнения плана капитальных работ. Так, например, по предварительным дан? ним за 1 января 1948 года, по Министер ству резиновой промышленности план ка питальных работ выполнен на 73 процента, а план ввода в действие — всего дпш» на 53,7 процента, по Мяшстерству легкой промышленности план капитальных вложе- ггнй осуществлен на 55,4 процента, а план ввода в эксплоатацию — на 38 процентов. Министерство строятелрвдх материалов план капиталовложений выполняло 8а 1947 год s i 60,3 процента, а план ввода я ак- сплоатацию только на 23,1 прорента. Трест «Эстонслаящстрой» Министерства строя* тельства топливных предприятий (управ ляющий тов. Гольдберг) вел строительство на 15 об’ектах я яв обеспечил окончания строительства пусковых об'ектов в установ ленные (правительством сроки. Важнейшей государственной задачей в 1948 году является всемерное удешевление етоикостя строительства, соблюдение стро жайшего режима экономии, максимальная эффективность капитальных вложений н концентрация средств на стройках, подле жащих вводу в эксплоатацию. Это — одно пз важнейших условий повышения эффек тивности капитальных вложений. Закон о пятилетием плане гфедусиатри- г.ает снижение стоимости строительных ра бот к ко гагу пятилетки на 12 процентов против уровня 1945 года. Между тем, не которые министерства допускают удорожа ние стоимости строительных работ вследст вие невыполнения планов, незаконного ис пользования государственных средств и не соблюдения финансовой дисциплины. Так, например, по Главчерметстрою Востока Ми нистерства строительства предприятий тя желой индустрии (начальник тов. Иванов ский) план строительно-монтажных работ на 1947 год выполнен на 58,5 процента. В связи с невыполнением плана строи тельно-монтажных работ и заданий но анн- женишстоимости строительства организа ции этого главка вместо предусмотренных по плану накоплений понесли в 1947 году значительные убытки. Министерству строительства предприятий тяжелой индустрии следует из всего этого сделать необходимые выводы и обеспечить в 1948 году снижение стоимости строитель ства и наведение должного порядка в фи нансовом хозяйстве по всем предприятиям Министерства. По Министерству строительства военных н военно-морских предприятий ряд главков также не выполняет программы, в связи е чем убытки по Главвоенцентрострою (на чальник главка тов. Внльволский) и Глав- воензапстрою (начальник главка тов. Мо гильный) составили за 1947 год более 60 миллионов рублей. По Министерству строительства военных я военно-морских предприятий необходимо решительно улучгшггь руководство работой своих предприятий и организаций и до биться серьезного укрепления финансово* хозяйственной деятельности. В наиболее эффективном использовании средств, ассигнуемых на капитальное строи тельство, серьезная роль должна привадie- жать заказчикам. Между тем, они часто не интересуются финансовым состоянием строек, не следят за целесообразным расхо дованием государственных средств. Имеют ся факты, когда заказчики, принимая ра боты, не проверяют их в натуре и подпи сывают неправильные приемо-сдаточные акты, нанося тем самым ущерб государ ству. Т&к, произведенными в истешем году контрольными обмерами установлено, что на строительство Суровикинского молочно-кон сервного завода Министерства мясной и мо лочной промышленности СССР подписан ные заказчиками акты приемки стронтель- ства преувеличивают об’ем выполненных работ на 16,6 процента. На Долговеком спиртовом заводе Министерства вкусовой промышленности СССР об'ем выполненных работ преувеличен в актах приемки на 34,7 процента. Заказчики наряду с подрядчиками долж ны нести пелную ответственность перед го сударством за бережное расходование средств, отпускаемых на строительство. Советское государство ежегодно увели чивает расходы на социально-культурные мероприятия. По государственному бюдже ту на 1948 г. эти расходы предусмат риваются в сумме 116,3 млрд. рублей, т. е. на 9,8 млрд. рублей больше, чем в истекшем году. Из общей суммы ассигнований на со- циальво-культурные мероприятия 59,1 млрд. рублей направляется на финансиро вание цросвегцення. Значительные средства выделяются на содержание начальных н средних школ. Ч исло учащихся в школах всеобщего обу чения достигнет в текущем году 33,2 млн. человек и превысит довоенный уровень. Огромное внимание в нашей стране_уде- ляется подготовке кадров для народного хозяйства. Число студентов в высших учебных заведениях составит в 1948 г. 722 тыс. человек, т. е. превысит задание для последнего года новой пятилетки. В ремесленных и железнодорожных учи лищах и школах ФЗО в 1948 году будет обучаться 2 млн. 183 тыс. человек. В те кущем году наша страна получит 1 млн. 187 тыс. квалифицированных рабочих из числа окончивших ремесленные училища и школы ФЗО — на 368 тыс. более, чем в прошлом году. Брупные суммы направ ляются из государственного бюджета на повышение квалификаций специалистов различных отраслей народного хозяйства. Расходы государственного бюджета на финансирование научно-исследовательских учреждений увеличиваются против прошло го года на 7,2 процента. Этим обеспечи вается более широкое развертывание ж»уч- но-исследовательских работ во всех отрас лях народного хозяйства* Расходы бюджета на здравоохранение предусматриваются в 1948 году в сумме 20,5 млрд. рублей. Рост этих расходов обуславливается расширением сети лечеб ных учреждений, родильных домов, дет ских учреждений. На государственное социальное обеспе чение, т. е. в основном, на выплату пен сий инвалидам труда и войны ассиг нуется 22,6 миллиарда рублей. Расходы по бюджету государственного социального страхования составят* 15,7 миллиарда рублей. Эффективное расходование огромных средств, ассигнуемых на дальнейшее раз витие социально-культурных мероприятий, в значительной степени зависит 6т рацио нального построения сети учебных заве дений, лечебных и других учреждений. Не единичны случаи, когда школы, техни кумы и другие учебные заведения откры ваются без учета возможностей нормально го их комплектования. Иногда без надобно сти создаются параллельные учебные заве дения, бывает, что в старших классах не полной средней школы обучается по 6— 8 школьников. Из 1.923 средних специаль ных учебных заведений министерств про свещения, здравоохранения и сельского хозяйства — 260 учебных заведений имели менее, чем по 100 учащихся. Все это ведет к удорожанию стоимости обу чения. Эффективность использования средств, ассигнуемых на культуру, зачастую сни жается в результате того, что руководители некоторых учреждений допускают безхо- зяйственность в расходовании государ ственных средств, превышают утвержден ные сметы, а иногда производят совершен но напрасные затраты. В этой связи особо го внимания заслуживают затраты на но вые постановки в театрах и кипп. Здесь наблюдается немало излишеств. Так, пере расходы Государственного Академического Большого театра по отдельным постановкам превышают 150 тыс. руб., Куйбышевский театр оперы и балета перерасходовал на новые постановки в 1947 году 375 тыс. руб., Ашхабадская киностудия третий год работает над одним фильмом и никак не может его закончить. Правительство осудило порочную прак тику работы Комитета по делам искусств, который не только не боролся .за рацио нальное использование государственных средств, во и попустительствовал наруши телям финансовой дисциплины. В этом повинны и финансовые работни ки, не осуществлявшие должного контро ля за использованием государственных средств, ассигнуемых на искусство. Необходимо усилить контроль за расхо дованием средств, ассигнуемых по государ ственному бюджету на культуру, строже взыскивать 8а перерасходы и нарушения финансовой дисциплины. Государственный бюджет сою зных республик Развитие республиканского и местного хозяйства и дальнейшее развертывание социально-культурных мероприятий обу славливают рост бюджетов союзных рес публик. В 1948 году государственные бюджеты союзных республик по сравнению с прош лым годом увеличиваются на 5,3 миллиар да рублей я представляются на ваше утверждение в сумме 87,9 миллиарда руб лей. (В млн. рублей) 1947 г. 1948 г. Исполнение по в % предварительным даяяьш. /# к 1947 г. Российская СФСР . . . . . . . . 46.187 49.235 106,6 14.714 15.419 104,8 3.423 3.638 106,3 3.104 3.292 106,1 2 .9 4 / 3.158 107,2 2.156 2.334 108,3 Азербайджанская ССР................. 1.736 1.870 107,7 Литовская ССР........................... 1.042 1.198 115,0 Молдавская ССР........................... 982 1.007 Ш ,5 Латвийская ССР........................... 1.321 1.449 109,7 Киргизская ССР........................... 893 930 104,1 Таджикская ССР........................ 921» 944 102,6 Армянская ССР........................... 1.043 1.055 101,2 Туркменская ССР. . . . . . . . 782 836 126.9 Эстонская ССР........................... 878 922 105,0 Еарело-Фипспзл ССР................. 543 648 119,3 Денежная реформа и аадачи хозяйственных и финансовых работников ^ Как уже было сказано, денежная рефор-1 устойчивости советского рубля. Между тех, ма, проведенная в конце прошлого года, i некоторые торговые работники все еще позволяла ликвидировать последствия вой-1 не учли новой обстановки и новых требо- пы в области денежного обращения. Воз росла покупательная сила рубля, повыси лось значение заработной платы и денеж ных доходов колхозников по трудодням. Тем самым созданы дополнительные стиму лы роста производительности труда. Теперь задача состоит в том, чтобы за крепить результаты денежной рефромы обе спечить дальнейшее повышение роли руб ля в хозяйстве и на этой основе еще больше внедрить и укрепить хозяйственный рас чет. В связи с этим по-новому встают во просы улучшения всей хозяйственной н финансово-кредитной работы. Руководите ля предприятий, хозяйственных организа ций и учреждений должны отчетливо по нимать эти новые задачи. Во всех отраслях хозяйства — в промышленности, в сель ском хозяйстве и на транспорте нужно обеспечить выполнение и перевыполнение производственных заданий не только той или иной отраслью в целом, но и каждым предприятием в отдельности. По плану на 1948 г. предусматривается значительное увеличение производства продовольственных товаров н товаров ши рокого потребления. Выполнение этого плана является важнейшей обязанностью всех руководителей предприятий и органи заций. Больше товаров и лучшего качества должны давать цромысловая кооперация н местная промышленность. Советские госу дарство* предоставило значительные льготы кооперации, создав широкие возможности длящее дальнейшего развития. Энергичное и инициативное использование этих воз можностей должно уже в настоящее время обеспечить значительный прирост продук ции разнообразного ассортимента и высо кого качества. Увеличение товарных масс и всемерное расширение товарооборота послужит на дежной основой закрепления результатов денелшой реформы и последовательного повышения покупательной силы рубля. .Наряду с расширением производства то варов, необходимо повседневно добиваться снижения издержек производства, повыше ния рентабельности и увеличения прибыли во всех отраслях хозяйства. Руководители преАнятий и организа ций обязаны эконометь сырье, материалы, топливо и электроэнергию, добиваться ликвидации брака и других потерь в про изводстве, систематически сокращать на кладные расходы. Использование опыта передовых пред приятий, усовершенствование технологии производства и организации труда должны быть в центре внимания руководителей предприятий, инженерно-технических ра ботников н всего производственного кол лектива. Значительные результаты может дать реализация ненужных, излишних запасов, имеющихся на многих промышленных предприятиях. К сожалению, некоторые хозяйственники свыклись с наличием у них такого рода запасов, а главные уп равления министерств склонны подчас оп равдывать эту нездоровую практику, нано сящую серьезный ущерб государству. На личие на предприятиях излишних запасов материалов и готовой продукции особенно нетерпимо сейчас, после осуществления денежной реформы. . , . В связи с отменой карточек и проведе нием денежной реформы от торговых орга низаций требуется иной стиль работы. Известно, что развернутый товарооборот является одним из важнейших условий ваннй. Продавать без карточек значительно сложнее, чем отпускать товары по опреде* ленным нормам и стандарту в порядке пай кового снабжения. Открытая советская торговля требует всестороннего учета ецро- са и потребностей покупателей. Торговать надо гибко, умело, обеспечи вать необходимый ассортимент, не допу скать завова ненужных товаров. Совер шенно нестерпимы такие факты, когда, например, в 1947 году в Ашхабадский я Сталинабад^кий универмаги вместо лег ких цветных тканей и летней обуви заво зилась зимняя обувь и теплое белье* Чтобы рационально строить торгову» сеть, дравпльдо определять ассортимент, завозить товары, необходимые местному населению, нужно изучать экономику об* ластей и районов, учитывать запросы за селения, поднимать культуру тор гаш . Торговые организации обязаны требовдо от поставщиков своевременного завоза не обходимых товаров в нужном ассортимен те. Наряду с этим для расширения това рооборота должны быть всемерно псполь% зованы местные ресурсы. Существенным фактором ускорения то варооборота явится также ликвидация яв- липших запасов товарной продукции, име ющихся в промышленных предприятиях, на сбытовых базах и в торгующих организа циях. ■' I; Исключительное значение имеет даль нейшее расширение работы потребитель ской кооперации. Кооперации необходимо использовать все возможности по заготовке сельскохозяйственных продуктов для тор говли в городах и рабочих поселках, а так же по обслуживанию сельского населения. Во многих областях в районах страны имеется возможность заготовлять сельско хозяйственные продукты по ниаким цемм. Заготовка этих продуктов в глубинных пунктах для продажи в городских центрах является важной задачей. Упорная работа всей системы потребительской кооперация может обеспечить увеличение розничного' товарооборота на миллиарды рублей- Нужно добиться снижения вздержек об ращения, ликвидировать излишества я расходовании государственных средств. Ответственные задачи стоят перед фи нансовыми и банковскими работниками. Финансовые органы должны строго доби ваться выполнения всеми предприятиями и организациями, а равно и населением, обязательств перед бюджетом. Фиворгаям необходимо своевременно применять уста новленные законом меры воздействия ш> отношению к хоэорганам, не выполняю щим финансовых обязательств перед го сударством. Сейчас особенно важно обеспечить «ко- номное расходование государственных средств. Нужно помнить, что соблюдение строжайшего режима экономии — непре менное условие закрепления результатов денежной реформы. Финансовые органы и банки обязаны строго контролировать рас ходование каждой государственной копей ки, во-время призывать к порядку хозяй ственников, не делающих бережно от носиться к народным средствам. Банкам долгосрочных вложений необхо димо усилить контроль за расходованием средств в строительстве, решительно бо роться за строжайшую экономию и сниже ние стоимости строительных работ, на стойчиво хобпваться повышения эффек тивности капитальных вложений. (Окончание см- на 3 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz