На страже Заполярья. 1948 год. Февраль.

и об IV сессия Верховного Совета СССР О государственном бюджете СССР на 1948 го ьполнении государственного бюджета СССР за Доклад Министра финансов СССР депутата А. Г. ЗВЕРЕВА ГО ( П р о д о л ж е н и е ) . При огромных масштабах строительных Вклг.ды населения в сберегательные кас­ сы на протяжении 1947 года продолжал! возрастать. Финансовые органы щук помо­ щи местных Советов улучшили работу сбе­ регательных касс, повысим их внимание к обслуживанию населения. В свяви с денежной реформой сберега­ тельные кассы провели немалую работу по переоценке вкладов населения и обмену об­ лигаций государственного выигрышного займа 1938 года на облигации государст­ венного трехпроцентного 9 нутреннего выиг­ рышного займа. » * При проведении денежной реформы были, как известно, предоставлены большие льго- в сберегательных кассах. У 80 проц. вклад­ чиков сбережения при переоценке вкладов остались без изменения. Это создает благо­ приятные условия для расширения работы сберегательных касс по привлечению но­ вых вкладов. К началу 1948 года вклады населения в сберегательные кассы составили 12,8 млрд. рублей. В текущем году намечается прирост суммы вкладов на 1,5 млрд. руб­ лей. Выполнение плана платежей с населения требует исключительного внимания к атому делу со стороны финансовых органов я сбе- ты трудящимся, хранившим свои средства регате льных касс бюджета кр 1048 га д Как я уже говодо, расходы государст­ венной бюджета на 1948 год определены в сумме 387,9 млрд. рублей, т. е. аа 26,7 млрд. рублей больше, чем в 1947 году. Всего расходов................. • . . В том числе на фиксирование: варенного хозяйства . . . . . . сощально-культурных мероприятий. Министерства вооруженных сил . расходов на управление.............. расходов по государственным займам Такой рост расходов государственного бюджет на народное хозяйство я культуру обеспечивает дальнейшее развитие нашей >послевоенной экономики. На содержание Вооруженных Сил по го­ сударственному бюджету на 1948 год щ>е- По основным разделам расходы государ­ ственного бюджета предусмотрены в сле­ дующих суммах: (В млрд. руб.). Исполнение Проект на в 1947 г. 361,2 132,7 106,5 66,4 13,0 6,5 1948 г. 387,9 149,0 116,3 66,1 13.5 3.5 Разница. <+ - ) + 26,7 + + + 16,3 9,8 0,3 0,5 3,0 дусмотрено 66,1 миллиарда рублей, что составляет, •как указано выше, 17 процен­ тов всех расходов бюджета. Если взять по сопоставленным данным, то расходы на Во­ оруженные Силы в 1948 году уменьшаются по сравнению с 1947 годом. Расходы бюджета на народное хозяйство I s общей суммы расходов на финанси­ рование народного хозяйства в соответст- с народно-хозяйственным планом на 1948 год средства государственного бюдже­ та направляются: <|В млрд. руб.). 1947 г. 1948 г. Раагащ*. и - - ) 83,9 93,9 + 10,0 16,8 20,0 + 3,2 12,0 13,8 + 1.8 4,2 4,2 —— '• работ большое народно-хозяйственное значе­ ние имеет мобилизация внутренних ресур­ сов строительства. Мобилизуя свои внут­ ренние ресурсы, стройки и предприятия высвободят из оборота денежные средства для об’ектпвного использования их в на­ родном хозяйстве. Но строительные организации во многих случаях не мобилизуют свои внутренние ресурсы и продолжают завозить излишние н ненужные им материалы и оборудование, а некоторые министерства не ведут с этим борьбы, не занимаются перераспределением материалов. На Зуевскую ГРЭС еще в 1946 году по указанию Министерства электростанций было завезено оборудование на 1 млн. руб., в котором не было никакой потребности. Прошло уже почти два года, а оборудование остается неиспользо’пттчым Строительным организациям необходимо сосредоточить свое ^.шмание на выполне­ нии заданий по снижению стоимости строительства в размерах, установленных пятилетнпм планом, на мобилизации огром­ ных резервов материалов и оборудования. Это даст стране большую экономию, уско­ рит ввод в действие оборудования, будет способствовать повышению темпов расши­ ренного воспроизводства и досрочному вы­ полнению пятилетнего плана. В соответствии с ростом об’ема производ­ ства н товарооборота в *• государственном бюджете на 1948 год предусматривается увеличение ассигнований на прирост соб­ ственных оборотных средств предприятий и организаций. Общая сумма прироста обо­ ротных средств определяется на 1948 год в 17,1 млрд. рублей, в том числе за счет средств государственного бюджета, — ГО,7 млрд. рублей н за счет собственных ресурсов хоэорганов— 6,4 млрд. рублей. Правильное использование оборотных средств имеет огромное значение. Одним показателей здесь является ускорение пх оборачиваемости. Использование оборотных средств ие по назначению, замо­ раживание их в ненужных запасах товаро-материальных ценностей на­ рушают нормальный ход производства, приводят к напряжению всего хозяйства и финансов предприятий, невыполнению обя­ зательств перед государственным бюдже­ том, образованию просроченной задолжен­ ности поставщикам н по ссудам Госбанка. Министерствам и ведомствам необходимо укрепить расчетную и кредитную дисци­ плину хозорганов и не допускать чрезмор- ных запасов материалов и сыры на пред­ приятиях и стройках, наладить их мате­ риально-складское хозяйство, чаще про­ верять состояние расчетов с поставщиками и Государственный банком и навести долж­ ный порядок в использовании оборотных средств. Рост производственных программ респу­ бликанской и местной промышленности и системы кооперации, а также развертыва­ ние товарооборота создают все предпо­ сылки для дальнейшего повышения дохо­ дов от республиканского и местного хо­ зяйства и, следовательно, для серьезного укрепления доходной базы бюджетов союз­ ных республик. Немаловажную роль в доходах местных бюджетов играют местные налоги и сборы. Городским и районным Советам необходимо усилить внимание к поступлению местных налогов н сборов. Крупные средства направляются на вос­ становление н дальнейшее расширение основных фондов народного хоз&ства союзных республик. Достаточно указать, что об’ем финансирования капитальных ра­ бот, включая нецентрализованные капи­ тальные работы, по республиканскому я местному хозяйству на 1948 год составит 9,9 мклляарда рублей, в том числе по бюджетам союзных республик 8,2 миллжар- да рублей. t Основная доля средств — 59,4 миллиар­ да рублей, или почти две тр е п об’ема го­ сударственных бюджетов союзных респу­ блик — направляется на финансирование социально-культурных мероприятий, при­ чем более половины этих средств ассиг­ нуется на просвещение. Значительное ме­ сто занимают также расходы па здравоох­ ранение. Необходимо, чтобы огромные ассигнования на социально-культурные мероприятия были израсходованы с наи­ большей пользой. В истекшем году Советы депутатов т р ^ дящихся несомненно улучшили руковод­ ство местным хозяйством п культурным строительством. Тем не менее, есть и су­ щественные недостатки. Дорого обходится во многих случаях жилищное и коммуналь­ ное строительство, не соблюдается эконо­ мия в расходах на капитальный ремонт, плохо используется городской транспорт. Это обязывает Советы депутатов трудя, щи&ся больше уделять внимания экономике городского хозяйства, бороться за улучше­ ние его финансов. Обеспечение плана доходов бюджетов союзных республик и наведение строжай­ шей экономии в расходовании денежных средств будут способствовав дальнейшему серьезному укреплению республиканского и местного хозяйства, быстрейшему во с -^ становлению его основных фондов и развиЖ тию производительных ной республики. сил каждой союз- Расходы на ооциальнэ-нультурны* мероприятия Ассигнования из государственного бюд­ жете за капитальное строительство в 1948 году гамечены в сумме 60,9 млрд. рублей. Следует сказать, т о , несмотря на боль­ шой | азмер средств, отпускаемых на капи­ тальнее вложения, немалая часть претен­ зий союзных министерств я республик на увеличение капитальных вложений не была удовлетворена, с тем, чтебы не допускать перенапряжения бюджета. . Плано* капитального строительства на 1948 год предусматривается сосредоточе­ ние вложений прелце всего на тех строи­ тельных об’екггах, которые подлежат вос­ становлению ъ текущем году. Это даст вез* можюсть ускорить ввод в действие новых гтредггрнятнй я быстрее получить результа­ ты от капиталовложений, т о в этом году псобенно важно. В равной мере это относится я к жилищ­ ному строительству, где также очень часто затягивается ввод в действие жилого фон­ да. - Выполнение этой большой народно-хозяй­ ственной задачи требует усиления борьбы с разделением государственных средств, направляемых на капитальное строитель­ ство. В прошлом году были нередки случаи, яогда ввод в действие новых етроёк, в ре­ зультате разделения средств по многим строительствам, значительно отставал от выполнения плана капитальных работ. Так, например, по предварительным дан? ним за 1 января 1948 года, по Министер­ ству резиновой промышленности план ка­ питальных работ выполнен на 73 процента, а план ввода в действие — всего дпш» на 53,7 процента, по Мяшстерству легкой промышленности план капитальных вложе- ггнй осуществлен на 55,4 процента, а план ввода в эксплоатацию — на 38 процентов. Министерство строятелрвдх материалов план капиталовложений выполняло 8а 1947 год s i 60,3 процента, а план ввода я ак- сплоатацию только на 23,1 прорента. Трест «Эстонслаящстрой» Министерства строя* тельства топливных предприятий (управ­ ляющий тов. Гольдберг) вел строительство на 15 об’ектах я яв обеспечил окончания строительства пусковых об'ектов в установ­ ленные (правительством сроки. Важнейшей государственной задачей в 1948 году является всемерное удешевление етоикостя строительства, соблюдение стро­ жайшего режима экономии, максимальная эффективность капитальных вложений н концентрация средств на стройках, подле­ жащих вводу в эксплоатацию. Это — одно пз важнейших условий повышения эффек­ тивности капитальных вложений. Закон о пятилетием плане гфедусиатри- г.ает снижение стоимости строительных ра­ бот к ко гагу пятилетки на 12 процентов против уровня 1945 года. Между тем, не­ которые министерства допускают удорожа­ ние стоимости строительных работ вследст­ вие невыполнения планов, незаконного ис­ пользования государственных средств и не­ соблюдения финансовой дисциплины. Так, например, по Главчерметстрою Востока Ми­ нистерства строительства предприятий тя­ желой индустрии (начальник тов. Иванов­ ский) план строительно-монтажных работ на 1947 год выполнен на 58,5 процента. В связи с невыполнением плана строи­ тельно-монтажных работ и заданий но анн- женишстоимости строительства организа­ ции этого главка вместо предусмотренных по плану накоплений понесли в 1947 году значительные убытки. Министерству строительства предприятий тяжелой индустрии следует из всего этого сделать необходимые выводы и обеспечить в 1948 году снижение стоимости строитель­ ства и наведение должного порядка в фи­ нансовом хозяйстве по всем предприятиям Министерства. По Министерству строительства военных н военно-морских предприятий ряд главков также не выполняет программы, в связи е чем убытки по Главвоенцентрострою (на­ чальник главка тов. Внльволский) и Глав- воензапстрою (начальник главка тов. Мо­ гильный) составили за 1947 год более 60 миллионов рублей. По Министерству строительства военных я военно-морских предприятий необходимо решительно улучгшггь руководство работой своих предприятий и организаций и до­ биться серьезного укрепления финансово* хозяйственной деятельности. В наиболее эффективном использовании средств, ассигнуемых на капитальное строи­ тельство, серьезная роль должна привадie- жать заказчикам. Между тем, они часто не интересуются финансовым состоянием строек, не следят за целесообразным расхо­ дованием государственных средств. Имеют­ ся факты, когда заказчики, принимая ра­ боты, не проверяют их в натуре и подпи­ сывают неправильные приемо-сдаточные акты, нанося тем самым ущерб государ­ ству. Т&к, произведенными в истешем году контрольными обмерами установлено, что на строительство Суровикинского молочно-кон­ сервного завода Министерства мясной и мо­ лочной промышленности СССР подписан­ ные заказчиками акты приемки стронтель- ства преувеличивают об’ем выполненных работ на 16,6 процента. На Долговеком спиртовом заводе Министерства вкусовой промышленности СССР об'ем выполненных работ преувеличен в актах приемки на 34,7 процента. Заказчики наряду с подрядчиками долж­ ны нести пелную ответственность перед го­ сударством за бережное расходование средств, отпускаемых на строительство. Советское государство ежегодно увели­ чивает расходы на социально-культурные мероприятия. По государственному бюдже­ ту на 1948 г. эти расходы предусмат­ риваются в сумме 116,3 млрд. рублей, т. е. на 9,8 млрд. рублей больше, чем в истекшем году. Из общей суммы ассигнований на со- циальво-культурные мероприятия 59,1 млрд. рублей направляется на финансиро­ вание цросвегцення. Значительные средства выделяются на содержание начальных н средних школ. Ч исло учащихся в школах всеобщего обу­ чения достигнет в текущем году 33,2 млн. человек и превысит довоенный уровень. Огромное внимание в нашей стране_уде- ляется подготовке кадров для народного хозяйства. Число студентов в высших учебных заведениях составит в 1948 г. 722 тыс. человек, т. е. превысит задание для последнего года новой пятилетки. В ремесленных и железнодорожных учи­ лищах и школах ФЗО в 1948 году будет обучаться 2 млн. 183 тыс. человек. В те­ кущем году наша страна получит 1 млн. 187 тыс. квалифицированных рабочих из числа окончивших ремесленные училища и школы ФЗО — на 368 тыс. более, чем в прошлом году. Брупные суммы направ­ ляются из государственного бюджета на повышение квалификаций специалистов различных отраслей народного хозяйства. Расходы государственного бюджета на финансирование научно-исследовательских учреждений увеличиваются против прошло­ го года на 7,2 процента. Этим обеспечи­ вается более широкое развертывание ж»уч- но-исследовательских работ во всех отрас­ лях народного хозяйства* Расходы бюджета на здравоохранение предусматриваются в 1948 году в сумме 20,5 млрд. рублей. Рост этих расходов обуславливается расширением сети лечеб­ ных учреждений, родильных домов, дет­ ских учреждений. На государственное социальное обеспе­ чение, т. е. в основном, на выплату пен­ сий инвалидам труда и войны ассиг­ нуется 22,6 миллиарда рублей. Расходы по бюджету государственного социального страхования составят* 15,7 миллиарда рублей. Эффективное расходование огромных средств, ассигнуемых на дальнейшее раз­ витие социально-культурных мероприятий, в значительной степени зависит 6т рацио­ нального построения сети учебных заве­ дений, лечебных и других учреждений. Не единичны случаи, когда школы, техни­ кумы и другие учебные заведения откры­ ваются без учета возможностей нормально­ го их комплектования. Иногда без надобно­ сти создаются параллельные учебные заве­ дения, бывает, что в старших классах не­ полной средней школы обучается по 6— 8 школьников. Из 1.923 средних специаль­ ных учебных заведений министерств про­ свещения, здравоохранения и сельского хозяйства — 260 учебных заведений имели менее, чем по 100 учащихся. Все это ведет к удорожанию стоимости обу­ чения. Эффективность использования средств, ассигнуемых на культуру, зачастую сни­ жается в результате того, что руководители некоторых учреждений допускают безхо- зяйственность в расходовании государ­ ственных средств, превышают утвержден­ ные сметы, а иногда производят совершен­ но напрасные затраты. В этой связи особо­ го внимания заслуживают затраты на но­ вые постановки в театрах и кипп. Здесь наблюдается немало излишеств. Так, пере­ расходы Государственного Академического Большого театра по отдельным постановкам превышают 150 тыс. руб., Куйбышевский театр оперы и балета перерасходовал на новые постановки в 1947 году 375 тыс. руб., Ашхабадская киностудия третий год работает над одним фильмом и никак не может его закончить. Правительство осудило порочную прак­ тику работы Комитета по делам искусств, который не только не боролся .за рацио­ нальное использование государственных средств, во и попустительствовал наруши­ телям финансовой дисциплины. В этом повинны и финансовые работни­ ки, не осуществлявшие должного контро­ ля за использованием государственных средств, ассигнуемых на искусство. Необходимо усилить контроль за расхо­ дованием средств, ассигнуемых по государ­ ственному бюджету на культуру, строже взыскивать 8а перерасходы и нарушения финансовой дисциплины. Государственный бюджет сою зных республик Развитие республиканского и местного хозяйства и дальнейшее развертывание социально-культурных мероприятий обу­ славливают рост бюджетов союзных рес­ публик. В 1948 году государственные бюджеты союзных республик по сравнению с прош­ лым годом увеличиваются на 5,3 миллиар­ да рублей я представляются на ваше утверждение в сумме 87,9 миллиарда руб­ лей. (В млн. рублей) 1947 г. 1948 г. Исполнение по в % предварительным даяяьш. /# к 1947 г. Российская СФСР . . . . . . . . 46.187 49.235 106,6 14.714 15.419 104,8 3.423 3.638 106,3 3.104 3.292 106,1 2 .9 4 / 3.158 107,2 2.156 2.334 108,3 Азербайджанская ССР................. 1.736 1.870 107,7 Литовская ССР........................... 1.042 1.198 115,0 Молдавская ССР........................... 982 1.007 Ш ,5 Латвийская ССР........................... 1.321 1.449 109,7 Киргизская ССР........................... 893 930 104,1 Таджикская ССР........................ 921» 944 102,6 Армянская ССР........................... 1.043 1.055 101,2 Туркменская ССР. . . . . . . . 782 836 126.9 Эстонская ССР........................... 878 922 105,0 Еарело-Фипспзл ССР................. 543 648 119,3 Денежная реформа и аадачи хозяйственных и финансовых работников ^ Как уже было сказано, денежная рефор-1 устойчивости советского рубля. Между тех, ма, проведенная в конце прошлого года, i некоторые торговые работники все еще позволяла ликвидировать последствия вой-1 не учли новой обстановки и новых требо- пы в области денежного обращения. Воз­ росла покупательная сила рубля, повыси­ лось значение заработной платы и денеж­ ных доходов колхозников по трудодням. Тем самым созданы дополнительные стиму­ лы роста производительности труда. Теперь задача состоит в том, чтобы за­ крепить результаты денежной рефромы обе­ спечить дальнейшее повышение роли руб­ ля в хозяйстве и на этой основе еще больше внедрить и укрепить хозяйственный рас­ чет. В связи с этим по-новому встают во­ просы улучшения всей хозяйственной н финансово-кредитной работы. Руководите­ ля предприятий, хозяйственных организа­ ций и учреждений должны отчетливо по­ нимать эти новые задачи. Во всех отраслях хозяйства — в промышленности, в сель­ ском хозяйстве и на транспорте нужно обеспечить выполнение и перевыполнение производственных заданий не только той или иной отраслью в целом, но и каждым предприятием в отдельности. По плану на 1948 г. предусматривается значительное увеличение производства продовольственных товаров н товаров ши­ рокого потребления. Выполнение этого плана является важнейшей обязанностью всех руководителей предприятий и органи­ заций. Больше товаров и лучшего качества должны давать цромысловая кооперация н местная промышленность. Советские госу­ дарство* предоставило значительные льготы кооперации, создав широкие возможности длящее дальнейшего развития. Энергичное и инициативное использование этих воз­ можностей должно уже в настоящее время обеспечить значительный прирост продук­ ции разнообразного ассортимента и высо­ кого качества. Увеличение товарных масс и всемерное расширение товарооборота послужит на­ дежной основой закрепления результатов денелшой реформы и последовательного повышения покупательной силы рубля. .Наряду с расширением производства то­ варов, необходимо повседневно добиваться снижения издержек производства, повыше­ ния рентабельности и увеличения прибыли во всех отраслях хозяйства. Руководители преАнятий и организа­ ций обязаны эконометь сырье, материалы, топливо и электроэнергию, добиваться ликвидации брака и других потерь в про­ изводстве, систематически сокращать на­ кладные расходы. Использование опыта передовых пред­ приятий, усовершенствование технологии производства и организации труда должны быть в центре внимания руководителей предприятий, инженерно-технических ра­ ботников н всего производственного кол­ лектива. Значительные результаты может дать реализация ненужных, излишних запасов, имеющихся на многих промышленных предприятиях. К сожалению, некоторые хозяйственники свыклись с наличием у них такого рода запасов, а главные уп­ равления министерств склонны подчас оп­ равдывать эту нездоровую практику, нано­ сящую серьезный ущерб государству. На­ личие на предприятиях излишних запасов материалов и готовой продукции особенно нетерпимо сейчас, после осуществления денежной реформы. . , . В связи с отменой карточек и проведе­ нием денежной реформы от торговых орга­ низаций требуется иной стиль работы. Известно, что развернутый товарооборот является одним из важнейших условий ваннй. Продавать без карточек значительно сложнее, чем отпускать товары по опреде* ленным нормам и стандарту в порядке пай­ кового снабжения. Открытая советская торговля требует всестороннего учета ецро- са и потребностей покупателей. Торговать надо гибко, умело, обеспечи­ вать необходимый ассортимент, не допу­ скать завова ненужных товаров. Совер­ шенно нестерпимы такие факты, когда, например, в 1947 году в Ашхабадский я Сталинабад^кий универмаги вместо лег ких цветных тканей и летней обуви заво­ зилась зимняя обувь и теплое белье* Чтобы рационально строить торгову» сеть, дравпльдо определять ассортимент, завозить товары, необходимые местному населению, нужно изучать экономику об* ластей и районов, учитывать запросы за­ селения, поднимать культуру тор гаш . Торговые организации обязаны требовдо от поставщиков своевременного завоза не­ обходимых товаров в нужном ассортимен­ те. Наряду с этим для расширения това­ рооборота должны быть всемерно псполь% зованы местные ресурсы. Существенным фактором ускорения то­ варооборота явится также ликвидация яв- липших запасов товарной продукции, име­ ющихся в промышленных предприятиях, на сбытовых базах и в торгующих организа­ циях. ■' I; Исключительное значение имеет даль­ нейшее расширение работы потребитель­ ской кооперации. Кооперации необходимо использовать все возможности по заготовке сельскохозяйственных продуктов для тор­ говли в городах и рабочих поселках, а так­ же по обслуживанию сельского населения. Во многих областях в районах страны имеется возможность заготовлять сельско­ хозяйственные продукты по ниаким цемм. Заготовка этих продуктов в глубинных пунктах для продажи в городских центрах является важной задачей. Упорная работа всей системы потребительской кооперация может обеспечить увеличение розничного' товарооборота на миллиарды рублей- Нужно добиться снижения вздержек об­ ращения, ликвидировать излишества я расходовании государственных средств. Ответственные задачи стоят перед фи­ нансовыми и банковскими работниками. Финансовые органы должны строго доби­ ваться выполнения всеми предприятиями и организациями, а равно и населением, обязательств перед бюджетом. Фиворгаям необходимо своевременно применять уста­ новленные законом меры воздействия ш> отношению к хоэорганам, не выполняю­ щим финансовых обязательств перед го­ сударством. Сейчас особенно важно обеспечить «ко- номное расходование государственных средств. Нужно помнить, что соблюдение строжайшего режима экономии — непре­ менное условие закрепления результатов денежной реформы. Финансовые органы и банки обязаны строго контролировать рас­ ходование каждой государственной копей­ ки, во-время призывать к порядку хозяй­ ственников, не делающих бережно от­ носиться к народным средствам. Банкам долгосрочных вложений необхо­ димо усилить контроль за расходованием средств в строительстве, решительно бо­ роться за строжайшую экономию и сниже­ ние стоимости строительных работ, на­ стойчиво хобпваться повышения эффек­ тивности капитальных вложений. (Окончание см- на 3 стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz