На страже Заполярья. 1948 год. Февраль.
18 февраля 1948 г., № 40 (3036) НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я тш' Ь С И Ф И К А Т О Р Ы ИС Т О ( И С Т О Р И Ч Е С К А Я С П Р А В Н А ) (Продолжение, Начало см. «На страже Заполярья» за 12 и 14 февраля 1948 г.). I I I I . Изоля: ил Советского Союза. С зейт С л С- нзмзцкйй па:;т ненападения После захвата Чехослэватзи фатттстскдя Германия стала готовиться к воиле уже совершенно открыто па глазах всего мира, ^итаер, поощряемый Англией п Францией, цеоеманптъея и притворяться сто ронником мчгрпого урегулир^или европей ских проблем. Наступили самые драмати ческие месяцы предвоенного периода. Уже тогда было ясно, что каждый день прибли жает человечество к невиданной военной катаспюфе. Каяова же была тогда политика Совет ского Союза, с одной стороны, и политика Великобритании и Франции, — с другой? Попытка уйти от ответа па этот вопрос, предпринятая фальсификаторами нстогии р США, свидетельствует лишь об пх нечи стой совестя. Правда такова, что Англия и Франция при поддержке правящих кругов и в роко вой период весны и лета 1939 г., когда вой на стояла у порога, продолжали прежнюю линяю своей политики. Это была политика провокационного натравливания гитлеров- Ькой Германии на Советский Союз, прлкры- ^Чаемая для обмана не только фарнссйскят/и фразами о готозпостп сотрудничать с Со- •' ветским Союзом, но и кое-какими неслож ными дипломатическими маневрами, при вранными скрыть огг обществ°пного мнения народов действительный характер прово димого политического кур^а. Такими маневрами явились, прежде все го, переговоры 1939 года, которые Англия л Фраиция решили завязать с Советским , Союзом. Для обмана общественного мнения англо-французские правящие круги пыта лись изобразить эти переговоры как серь езную попытку воспрепятствовать дальней шему распространению гитлеровской аг рессии. Однако в свете всего дальшйшего хода событий стало совершепно ясным, что для автло-фрапцузской стороны эти переговоры с самого начала явились только очередным ходом в ее двойной игре. Это было яспо также и руководителям гитлеровской Германии, для которых смысл переговоров, затеяпчых правитель ствами Англии и Франции с Сов>еггскпм Союзом, не представлял, разумеется, секре та. Вот что писал. например. об этом гер манский посол в Лондоне Дпрксен в доне сении германскому мпннслу'рству иност ранных дел от 3 августа 19^) года, как об этом свидетельствуют документы, за хваченные Советской Армпей прп разгроме гитлеровской Германии: «Здесь преобладало впечлтлеиие, что возникшие за последние месяцы связи с другими государствами являются лишь резервным средством для подлинного при мирения с Германией и что эти связи отпадут, как только будет достигнута единственно важная и достойная усилий цель — соглашение с Германией». Это мнение твердо разделяли все гер манские дипломаты, наблюдавшие обста новку в Лондоне. В другом своем секретном донесении в i Берлин Дпрксен писал: «Англия хочет посредством вооруже ний и приобретения союзников усилить ся и поравняться с осью, по в то же время она хочет попытаться путем пе реговоров прптгп к полюбовному согла шению с Германией».1) Клеветники и фальсификаторы истории пытаются скрыть эти документы, ибо они проливают яркий свет на обстановку по следних предвоенных месяцев, без правиль ной оценки которой невозможно попять действительную предпеторию войны. Зате вая переговоры с Советским Союзом и да вая гарантии Польше, Румынии и некото рым другим государствам, Англия и Фран ция при поддержке правящих кругов США вели двойную игру, рассчитанную на со глашение с гитлеровской Германией с целью направления ее агрессии па Восток, против Советского Союза. Переговоры между Англией и Францией, с одной стороны, и Советским. Союзом, с другой, начались в марте 1939 года и протолжалпсь около четырех месяцев. Весь ход этих переговоров с полной оче видностью показал, что в то время, как Со ветский Союз стремился достичь широкого и равноправного соглашения с западными державами, способного хотя бы в послед ний момент удержать Германию от развя зывания войны в Европе, правительства Англии и Франции, опиравшиеся на под держку в Соединенных Штатах, ставили совершенно иные цели. Англо-франпузскпе правящие круги, привыкшие загребать жар чужими руками, и на этот раз пыта - 1 лись навязать Советскому Союау обяза тельства, в силу которых СССР взял бы на себя всю тяжесть жертв по отражению возможной гитлеровской агрессии, а Англия и Франция вовсе пе связывали бы себя какими-либо обязательствами по отноше нию к Советскому Союзу. Если бы англо-фраппузекпм правителям удался этот манзвр, онп значительно прн- I) Записка Дирксена. «О развитии поли тических отношений между Гепманией и Англией за время моего служебного пребы вания в Лондоне», составленная в сентябре 1939 года. близились бы к осуществлению своей ос- пэвпой цели, которая заключалась в том, чтобы вак можно скорее столкнуть лбами Германию и Советский Союз. Однако этот замысел был разгадан Советским Прави тельством, которое на всех этапах пере говоров противопоставляло дипломатиче ским трюкам и уловкам западных держав своп открытые и ясные предложения, при данные служить лишь одной цели — тазу защиты мира в Европе. Пет нужды напоминать все перипетии чтих переговоров. Следует восстановить в памяти лишь некоторые важнейшие момен ты. Достаточно лаиомппть о тех условиях, "оторые в этих переговорах выдвинуло Со ветское Правительство: заключение между Унглией, Францией и СССР эффективного »акта о взаимопомощи против агрессии; араптирование со стороны Англии, Фран ции и СССР государств Центральной и Во- почной Европы, включая в их число все )ез исключения пограничные с СССР ев ропейские страны, заключение конкретного военного соглашения между Англией, Францией и СССР о формах и размерах ^медленной и эффективной помощи друг труту и гарантируемым государствам, в случае нападения агрессоров.1) Па III сессии 'Верховного Совета СССР 31 мая 1939 г. В. М. Молотов указывал, что в некоторых англо-французских пред ложениях, пред’явленных во время этих пе реговоров, отсутствовал элементарный принцип взаимности и равных обязанно стей, обязательный во всяких равноправ-? иых сопдашениях. «Гарантировав себя, — говорил В. М. Молотов, — от прямого нападения агрессо ров пактами взаимопомощи между собой и с Польшей и обеспечивая себе помошь СССР в случае нападения агрессоров на Польшу и Румынию, англичане и францу зы оставляли открытым вопрос — может л и СССР в свою очередь рассчитывать на немощь с их стороны в случае прямого нападения на него со стороны агрессоров, равно как оставляли открытым другой во прос — могут лп они принять участие в гарантировании грзнпчаппх с СССР ма лых государств, прикрывающих северо- западщые границы СССР, если осот окажут ся не в силах отстоять свой нейтралитет от нападения агрессоров. Получалось, та ким образом, неравное положение , для СССР». Даже когда англо-французские предста вители на словах стали соглашаться с грипщипом взаимопомощи между Англией, Францией и СССР на условиях взаимности па случай прямого нападения агрессора,— онп обставили это рядом таких оговорок, которые делали это согласие фиктивным. Кроме того, англо-французские предло жения предусматривали помощь со стороны ХСР тем странам, которым англичане и Французы далп обещание о гарантиях, но опи ничего не сказали о своей помощи странам иа северо-западной границе СССР прибалтийским государствам, в случае пападеппя на них агрессора. Исходя пз изложенных выше соображе ний, 'В. М. Молотов заявпл, что Советский' Союз не может брать на себя обязательств отношении одних стран без того, чтобы были даны такие же гарантии в отношении страп, расположенных на северо-западных границах Советского Союза. Следует также напомнить, что когда 18 марта 1939 года британский посол в Моск ве Синде запросил Народного Комиссара Иностранных Дел, какова будет позиция Со ветского Союза в случае гитлеровской аг рессии против Румынии, о подготовке кото рой у англичан имелись сведения, и когда с советской стороны был поставлен вопрос, какова будет при такпх обстоятельствах позиция Англии, Спиде уклонился от отве та, заметив, что географически Румыния ближе к Советскому Союзу, чем к Англии. Таким образом, уже с первого шага яс по обнаружилось стремление английских правящих кругов связать Советский Союз определенными обязательствами, а самим остаться в стороне. Этот же нехороший прием затем систематически, все вновь и лповь, повторялся в течение всего хода пе реговоров. В ответ на английский запрос Советское Правительство выдвинуло предложение о созыве совещания представителей наиболее заинтересованных государств, а именно: Великобритании, Франции, Румынии, Польши, Турции я Советского Союза. По мнению Советского Правительства, такое совещание дало бы ваибольшие возмож ности для выяснения действительного по ложения и определения позиций всех его участников. Однако, британское правитель ство ответило, что считает советское пред ложение преждевременным. Вместо созыва конференции, которая да ла бы возможность дотвориться о кон кретных мерах борьбы против агрессии, английское правительство предложило Со- >) См. Доклад В. М. Молотова на Ц1 сессии Верховного Совета СССР 31 мая 1939 г. ветскому Правительству 21 марта 1939 года подписать совместно с ним, а также с Францией и Польшей декларацию, в кото рой подписавшиеся правительства обяза лись бы «совещаться о тех шагах, кото рые должны быть предприняты для общего сопротивления», на случай угрозы «неза висимости любого европейского государст ва». Британский посол, доказывая прием лемость своего предложения, особенно на пирал на то обстоятельство, что деклара ция составлена в весьма мало обязываю щих выражениях. Было совершенно очевидно, что такая декларация не может служить серьезным средством борьбы против нависшей угро зы со стороны агрессора.’ Полагая, однако, что даже такая малообещающая деклара ция может явиться хотя бы некоторым т а гом вперел в деле обуздания агрессора. Со ветское Правительство согласилось принят? английское прелложение. Но уже 1 апреле 1939 г. английский посол в Москве сооб щил, что Англия считает вопрос о совмест ной декларации отпавшим. После еще двухнедельных проволочек английский министр иностранных дел Га лифакс сделал Советскому Правительству ч*рез посла в Москве новое предложение, заключавшееся в том, чтобы Советское Правительслво сделало заявление, что «в случае акта агрессии против какого-либо европейского соседа Советского Союза, ко торый оказал бы сопротивление, можно бу дет рассчитывать на помощь Советского Правительства, если она будет желатель на». Главный смысл этого предложения за ключался в том, что, в случае акта аг рессии Германии против Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Советский Союз был обязан оказать им помощь без какого-либо обязательства цо оказанию помощи со сто роны Англии, то-есть ввязаться в воину с Германией один на один. Что касается Польши и Румынии, которым Англия дала гарантии, то и в этом случае Советский Союз должен был оказать им помощь про тив агрессора. Но и в данном случае Англия не хотела брать на себя какие- либо обязательства совместно с Советским Союзом, оставляя себе свободу рук и поле для любого маневрирования, не говоря уже о том, что согласно этому предложению Польша и Румыния, а также Прибалтий ские государства ничем не обязывались в отношении СССР. Советское Правительство, однако, не желало упускать ни единой возможносли для того, чтобы добиться соглашения с другими державами о совместной борьбе дротов шглеровской агрессии. Оно без ма- тейшего промедления представило британ скому правительству встречное предложе ние. Это предложение заключалось в том чтобы, во-первых, Советский Союз, Анг лая и Франция взаимно обязались ока зывать друг другу всяческую немедленную помощь, включая военную, в случае аг рессии против одного из этих государств; во-вторых, чтобы Советский Союз, Англия я Франция обязались оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь государст вам Восточной Европы, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащими с Советским Союзом, в слу чае агрессии против этих государств. На конец, в-третьих, Советский Союз, Англия и Франция должны были обязаться в ко роткий срок установить размеры и формы военной помощи, оказываемой каждому из этих государств в обоих случаях, упомя нутых выше. Таковы былп наиболее важные пункты советского предложения. Нетрудно ви деть коренное отличие советского предло жения от британского предложения, по скольку советское предложение заключало себе действительно эффективные меры совместного противодействия агрессии. В течение трех недель пе было никакого пвета на это предложение со стороны ан глийского правительства. Это вызвало в Англии, возраставшее беспокойство, вследствие чего английскому правитель ству пришлось в конце концов придумать очередной маневр для обмана обществен ного мнения. 8 мая в Москву поступил английский ответ или, точнее, английские контрпред ложения. Советскому Правительству снова предлагалось сделать односторонние пред ложение, которым оно «обязалось бы в случае вовлечения Великобритании и Франции в военные действия во исполнение принятых ими обязательств» (перед Бель гией, Польшей, Румынией, Грецией и Тур цией) «оказать немедленное содействие, если оно окажется желательным, причем, род и условия, в которых предоставлялось бы это содействие, явились бы предметом соглашения». И в этом предложении речь шла об одно сторонних обязательствах Советского Сою за. Он должен был обязаться оказывать пемощь Апглпи и Франции, которые со своей стороны абсолютно никаких обяза тельств перед Советским Союзом в отпо- шении Прибалтийских республик на себя не брали. Таким образом, Англия предлага ла поставить СССР в неравное положеппе, неприемлемое и недостойное для любою независимого государства. Легко повяль, что на деле английское предложение было адресовано не гтолько в Москву, сколько в Берлин. Пемцев при глашали напасть па Советский Союз и да вали им понять, что Англия и Франция сохранят нейтралитет, если только немец кое нападение будет совершено через При балтику. 11 (мая переговоры между Советским Со юзом, Англией и Францией бьцш еще более осложнены заявлением польского посла в Москве Гржибовского о том, что «Польша пе считает возможным заключение пакта о взаимопомощи с СССР...». Разумеется, такое заявление польского [представителя могло быть сделано только с ведома и одобрения правящих кругов Ан аши и Фрапщиг. Поведение апг.тпшлжх и французских представителей в переговорах в Москве до- "нло настолько провокационный характер, что даже в правящем лагере западных лержав нашлись люди, которые резко кри тиковала такую грубую игру. Так, летом 1939 года Ллойд Джордж выступил во ’грзнцузской тазете «Се Суар» с резкой татьей, направленной против руководите лей английской политики. Касаясь прпч!тч гой бесконечной капители, в .которой завяз ли переговоры Англии и Франции с Совет ским Союзом. Ллойд Джордж писал, что на этот вопрос возможен лишь одпп ответ: «Невиль Чемберлен, Галифакс и Джон Саймон не желают никакого соглашения с Россией». Разумеется, то, что было ясно Ллойд Джорджу, было не мепее ясно заправилам гитлеровской Германии, которые прекрасно понимали, что западпыо державы и не по- мьгшлялот о серьезном соглашении с Со ветским Союзом, а преследуют совсем дру гую цель. Эта цель заключалась в том, что- бы подстрекнуть Гитлера к скорейшему нападению па Советский Союз, обеспечив ему как бы премию за это нападение пу тем создания для Советского Союза наиме нее благоприятпых условий в случае вой пы с Германией. К тому жо западные державы без конца затягивали переговоры с Советским Сою зом, пытаясь утопить существенные вопро сы в тине мелких поправок и бесчисленных вариантов. Каждый раз, когда речь захо дила о каких-либо реальных обязательст вах, представители этих держав нрики- хывались, будто но понимают, в чем дело. В конце мая Англия и Франция внесли новые предложения, которые кое в чем улучшали предыдущий вариант, по по- прежнему оставляли открытым сущест венно важный для Советского Союза во прос о гарантии трех Прибалтийских рес публик, расположенных нз северо-запад ной границе Советского Союза. Такпм образом, идя под давлением об щественного мнения своих стран яа не которые словесные уступки, правители '.нглии и Франции продолжали пнуть свою - режнюю линию', обставляя свои предло жения такими оговоркамт, которые делали IX заведомо неприемлемыми для Советско- ;о Союза. Поведение англо-французских предста вителей во время переговоров в Москве было настолько петерпимым, что В. М. Мо лотов • должен был 27 мая 1939 года заявить английскому послу Сппдсу я фран цузскому доваренному в делах Пайару, что представленный ими проект соглашения об оказании совместного противодействия аг рессору в Европе не содержит плана орга низации эффективной взаимопомощи СССР, Англии и Франции и даже не свидетель ствует о серьезной заинтересованности ан глийского н французского правительств в соответствующем пакте с Советским Сою зом. При этом было прямо заявлено, что англо-французское предложение наводит на мысль, что правительства Англии и Фран ция не столько заинтересованы в самом пакте, сколько в разговорах о нем. Воз можно, что эти разговоры и нужны Англии п Франции для каких-то целей. Советскому Правительству эти цели неизвестны. Со ветское Правительство заинтересовано но в разговорах о пакте, а в организации дей ственной взаимопомощи СССР, Англии и Фраишии против агрессии в Европе. Ан гло-французские представители были пре дупреждены, что Советское Правительство не намерено участвовать в разговорах о пакте, целей которых СССР не знает, и что такие разговоры английское и фран цузское правительства могут вести с более подходящими, чем СССР, партнерами. Московские переговоры затягивались бесконечно. Причины такой недопустимой втяжки переговоров выболтал лондонский «Таймс», который писал: «Быстрый и ре- шительпый союз с Россией может поме шать другим переговорам...»1). «Таймс», говоря о «других перегово рах», имел, очевидсо, в виду переговоры Роберта Хадсона — английского министра по делам заморской торговли с доктором Гельмутом Вольтатом, экономическим со ветником Гитлера, по вопросу о возможно сти английского займа гитлеровской Гер мании в весьма крупной сумме, о чем речь будет впереди. Кроме того, как известно, в дрпь, когда гитлеровская армия вступила в Прагу, по сообщению печати, делегация федерация английской , промышленности вела в Дюссельдорфе переговоры о заклю чении широкого соглашения с немецкой крупной промышленностью. Обращало иа себя внимание и то обстоя тельство. что ведение переговоров от имени ‘^еликобритаптш в Москве было поручено ггоростепсиным липам, в то время каг. для >) Сейере и Кан. «Тайная война против Советской России», iMocKBa 1947 г., стр. 371. переговоров с Гитлером выезжал из Англии в Германию сам Чемберлен и притом не однократно. Важно отметить также и то, что английский представитель Стрэпг для пе 1 рвговоров с СССР не имел полномочий для подписания каких-либо соглашений с Советским Союзом. Ввиду требаьгавя Советского Союза пе режги к конкрешым переговорам относи тельно мер борьбы против возможного аг рессора, ирашгельства Англии и Франции должны были согласиться послать в Мо скву свои военные миссии. Однако эти миссии необычно долго добирались до Мо сквы, а когда они приехали, то оказалось, что составлены они из второстепенных лиц, не имеющих к тому же полномочии для подписания каиюго-лнбо соглашения. В этих условиях военные переговоры ока зались столь же бесплодными, как и поли тические. Военные миссии западных держав сразу же показали, что они и не желают серьез но разговаривать о средствах взаимной помощи в случае агрессии Германии. Со ветская военная миссия исходила из того, что СССР, пе имея общей границы с Германией, можот оказать помощь Англии, Франции, Польше, в случае воз никновения воины, лишь при условии про пуска советских войск через польскую территорию. Однако польское правитель ство заявило, что оно не примет военной помощи со стороны Советского Союза, по казав этим, что* оно опасается усиления Советского Союза больше, чем гитлеров ской агрессии. Позицию Польши поддержа- тп как английская, так и французская миссии. В ходе военных переговоров был постав лен также вопрос о количестве вооружен ных сил, которое должно быть немедленно высгавлеио участниками соглашения, в случае агрессии. Когда англичане назвал:: смехотворную цифру, заявив, что они мо гут выставить 5 пехотных п 1 механизи рованную дивизию, и это англичане пред ложили в то время, когда Советский Союз заявпл о своей готовности выставить на Фронт против агрессора 136 дивизий, 5 ты сяч средних и тяжелых орудии, до 1 0 тысяч танков и танкеток, свыше б тысяч боевых самолетов п т. д... Из этого видно, на сколько несерьезно английское прави тельство отнеслось к переговорам о заклю чении соглашения с СССР. Указанных выше данных достаточно для того, чтобы подтвердить тот вывод, ко торый сам собой напрашивается, а вывод этот состоит в том, что: 1. Советское Правительство па всем протяжении переговоров с исключиталь ным терпением добивалось того, чтобы обеспечить догог-^лность с Англией и Францией о взаимной помощи против аг рессора на равноправных началах и при условии, что взаимная помощь будет дей ствительно эффективной, то-есть, что за ключению политического договора будет со путствовать подписание военной конвен ция, устанавливающей размеры, формы и сроки помощи, ибо весь предыдущий ход событий достаточно ясно показал, что только такое соглашение могло бы быть эффективным и способно было бы образу мить гитлеровского агрессора, избалован ного полной безнаказанностью п попусти тельством западных держав па протяже нии многих лет; 2. Поведение Англии и Франции в ходе переговоров с Советским Союзом полностью подтвердило, что ни о каком серьезном со глашении с СССР они и не помышляют, ибо политика Англии и Франции направлялась другими целями, не имеющими ничего об щего с интересами мира и борьбы с аг рессией; 3. Коварный замысел англо-француз ской политики заключался в том, чтобь- дать понять Гитлеру, что у СССР пет союз ников, что СССР изолирован, что Гитлер может папаоть на СССР, не рискуя встре титься с противодействием со стороны Ан глии и Франции. Ввиду этого не приходится удивляться тому, что англо-франко-советсяие пере говоры закончились провалом. Этот провал был, конечно, неслучай ным. Становилось все более очевидным, что срыв переговоров был заранее запла нирован представителями западных дер жав в их двойной игре. Дело в том, что на ряду с открытыми переговорами с СССР англичане вели закулисные переговоры с Германией и этим пхле^ним они придава ли несравненно большее значение. Если своими переговорами в Москве пра вящие круги западных держав стремились прежде всего усыпить бдительность "бше- ствешюго мнения своих страз, обмануть народы, втягпвземые в войну, то пере говоры с гитлеровцами носили другой ха рактер. Программа англо-термаяекпх переговоров была достаточно ясно сформулировала мп- пистроч иностранных дел Англии Гали факсом, который обращался к гитлеровской Германии с недвусмысленными призывами в то самое время, когда его чашиники продолжали вести переговоры в Москз°. 29 июня 1939 года в речи на бапкете в королевском ипституто международных отношений Галифакс выразил готовность договориться с Германией по всем вопро сам. «внушающим миру тревогу». Он го ворил: «В такого рода повой атмосфере мы мог ли §ы обсудить колониальную проблему, вопрос о сырье, о торговых барьерам, о «жизненном пространстве», об ограниче нии вооружений п все другие вопросы, за трагивающие европейцев» ’). Если вспомнить, как трактовала проб лему «жизпеппого пространства» блпзкзя к Галифаксу консервативная газета «Дей ли мейл» еще в 1933 году, предлагая гит леровцам отхватить от СССР «жизненное пространство», то пе остается ни малей шего сомнения в действительном смысле заявлена Галифакса. Это было открытое предложение договориться о разделе мара и сфер влияния, обращенное к гитлеров ской Германии, предложение решить все вопросы без Советского Союза а отавным образом за счет Советского Союза. Ешс в июне 1939 года представители Англии начали в строгой тайне переговоры с Германией через приехавшего в Лондон уполномоченного Гитлера по четырех.тет- нему плану Вольтата. С ним беседовали английский министр по делам заморской торговли Хатсоп и ближайший советник Чемберлена Г. Вгтассн. Содержание этих июньских переговоров, пока еще погребено в таишгках дипломатических архивов. По в июле Вольтат .вторично посетил Лондон, и переговоры были возобновлены. Содер жание этого второго тура переговоров те перь пзвестпо пз имеющихся в распоряже нии Советского Правительства германских трофейных документов, которые вскоре увидят свет. Хадсон и Г. Вильсон предложили Воль- тату, а затем германскому послу в Лондо не Дирксепу начать секретные перегонов ры о заключении широкого соглашения, которое включало бы в себя соглашение о Разделе сфер влияния в мировом масшта бе и об устранении «убийственной конку- оопции па общих рынках». Прп этом пре- тусматрпвалось предоставление Германии преобладающего влияния в Юго-Восточной Европе. Дпрксен в своем донесении гер манскому министерству иностранных дел от 21 июля 1939 года указывал, что про грамма, обсуждавшаяся Вольтатом и Виль соном, охватывала политическое, военное и экономическое положеппе. Среди поли тических положений отводилось особое место, наряду с пактом о неиапгдении, пакту о невмешательстве, который должен был включить «разграничение жизненных пространств между великими державами, особенно- же между Англией и Германи ей». 2) При обсуждении вопросов, связанных о заключением этих двух пактов, английские представители обещали, что в случае под инеаппя этих пактов Англия откажется от только что предоставленных ею гарантий Польше. Данцпгскпй вопрос, как п вопрос о Поль ском коридоре, англпчане готовы былп в случае заключения англо-германско*го со глашения предоставить немцам решать в Польшей один на одпп, обязавшись пе вме шиваться в пх разрешение. Далее, и это также документально под тверждается донесениями Дирксена, кото рые вскоре будут опубликованы, Вильсон подтвердил, что в случае заключения ука-« залитых выше пактов между Англией п Германией английская гарантийная поли тика будет фактически ликвидировала. «Тогда Польша, — заключает по этому поводу в своем донесении Дпрксен, — была бы, так сказать, оставлена в одиночестве лицом к лицу с Германией». Всо это означало, что правителя Англии былп готовы выдать Польшу на растерза ние Гитлеру в то самое зремя, когда еще не обсохли чернила, которыми были под писаны английские гарантии Польше. Вместе с тем, в случае заключения ан гло-германского соглашения была бы до стигнута цель, которую ставплп перед сФ* »ой Апг.лпя и Фраиция, начиная перс- оворы с Советским Союзом, и была бы еще юлео облегчена возможность ускорения столкновения между Германией и СССР. Наконец, политическое соглашение меж«* ду Англией и Германией предполагалось дополнить экономическим соглашением, включающим в себя тайную сделку по колониальным вопросам, по распределению * сырья, по разделу рынков, а также о крупном английском займе для Германии. Итак, ирагатслям Англии рисовалась заманчивая картипа прочного соглашения с Германией и так называемая «канализа ция-» гермапской агрессии на Восток про тив педавно «гарзлгпгровапной» ими Поль ши и против Советского Союза. Удпвнтельпо лп, что клевотнпкп и фаль сификаторы истории тщательно замалчива ют и пытаются скрыть этп факты, имею щие решающее значение для понимания той обстановки, в которой взйшта станови лась, таким образом, неизбежной. К этому времени по могло быть уже ни каких сомнений в том, что Англия и Фран ция не только пе были намерены ъсерьез. что-либо предпринять для того, чтобы поме шать гитлеровской Германии развязать войну, по, паоборот, делали все от ипх зави сящее, чтобы методами таяшых сговоров п сделок, методами всевозможных провокаций натразпть гитлеровскую Гермаппю па Со ветский Союз. (Продолжение см. на 4 стр.). 11 <Речи по международной политике лерда Галифакса». Оксфорд, Лондой, 1С40 г., стр. 296. :) Записка германского госла в Англии Дирксена от 2 ! июля 1939 года, Архив германского министерства иностранных дел.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz