На страже Заполярья. 1948 год. Февраль.
За нашу Советскую Родппу? U f l г Ш 1 я W г ^нчёднзвная ггзэт..: и-ЗБэ'нэго флота ■; 1 1 I № 27 (3023). Вторник 3 , февраля 1948 г. Год издания 11-й / S С^го^ня в н ом ер е : IV Сессття ^Верховного Совета СССР. О государственном бюджете . . СССР -- *■ т f на 1948 год и об лсполнении : тосударст- • У- —. • - Г. - ■ ••<> венного бюджета _СССР за 1946 год . Д о клад Министра финансов СССР депу- • -**' V --* тата А . Г. Зверева. (1— 3 стр.). Навстречу ЗО-летзю Сс^етсгссЗ А р мии.. (3 стр.). Старшина 2 статьи 5». ~ Семья моряков. \ 3 стр.). Нарушение езободы торгового судо ходства на Дальнем Востоке. (4 стр.). IV сессия Верховного Совета СССР О государственном бюджете СССР на 1948 го об исполнении государственного бюджета СССР за 1946 год Доклад Министра финансов СССР депутата А. Г. ЗВЕРЕВА . Товарищи депутаты! Государственный бюджет СССР, представленный Советом Министров Союза ССР на обсуждение и утверждение четвертой сессии Верховного Совета СССР, ставит своей за/дачей обес печение фхнансирования всех мероприя тий, предусмотренных народно-хозяйствея- яым планом третьего года . послевоенной озыншдо! пятилетки. ВстекшЕЙ 1947 год прошел в обста!- вовке величайшего политического и тру дового содема всего советского народа. ^ Советсксй Союз успешна восстанавли вает и *аявнвает свое народное хозяйство Д ьдультупт . непрерывно повышает матери- Щьное благосостояние народа. План первых двух лет пятилетки по ва ловой продукции промышленности выпол нен полностью. По данным Госплана СССР, вьйгуск промышленной продукции в 1947 году по сравнению с соответствующими периодами 1946 года увеличивался из жартала в квартал: в первом квартане - • - на 12 проц., во втором — на 18 ороц., в третьем — на 26 проц., в четвертом — щ 30 проц. Годовой план выпуска валовой продукции выполнен ва прошедший год Щ 103,5 процента, что обеспечило ее рост (по сравнению с 1946 годом на 22 процента. Благодаря успешному проведению в жизнь репений) февральского Пленума ш с в кщ б ) и самоотверженному труду кол хозников, наше сельское хозяйство, пре одолевая трудности послевоенного периода, уступленные засухой 1946 года,уверенно движется вперед. Валовая (продукция сель ского хозяйства в 1947 году увеличилась r t сравнению с 1946 г. на 32 проц., а ва- щгвцА урожай зерновых культур —на 58 /Я * основе мощного роста промышлешм- t l к сельскохозяйственного производства розничный : товарооборот государственной ft квонератпрной торговли в 1947 г. по fryiiicagiio с 1946 г. увеличился на 17 ЩОТ. Государственный бюджет СССР вьшол- fceo за прошлый год с превышением дохо- go* язд (расходами на 24,0 млрд. рублей, Килем доходы государственного бюджета вовросля по сравнению с 1946 годом па iUM upcn. ; Важнейшим событием в 1947 году было проведение партией и Советским прави тельством денежной {реформы и отмена карточной системы. Эти мероприятия дали возможность заменить неполноценные деньги устойчивым рублем и перейти * открытой развернутой торговле по еда,- № государственным ценам. Шартия Ленина ■— Огалина и Советское Враюетельство на всех этапах социалисти ческого строительства придавали огромное имение устойчивости советского рубля н мботшлись об укреплении вашей денежной системы. Крупную роль сыграл советский рубль s годы мирного строительства и во вровя Важной Отечественной войны %МЯ . удовлетворения потребностей Ъмжп ' и перестройки промышлен- e m цюнаводства в соответствии i требованиями военного времени не- Ьбходимы были колоссальные сред ств». Это обусловит вшгуок в обращение башпого •количества *енег, что не могло не сказаться отрицательно на покупатель ной c u e рубля. Б тому же иемецко- фаиветсые оккупанты ва временно ва- аватаяо* ими территория выпускали фжпеявыо д а н и , что засорило наше доикииое обращение. Потребовалось поэто му яроведаввв снеядольных мероприятий по ткрешюнию советской денежной систе мы. у Лровея'яже денежной реформы н отмена вар тд о й системы на продшольственные и промышленные товары являются акйом величайшего народно-хозяйственного зна чения. Денежная реформа призвана лнквиг дировать последствия второй мировой вой ны в •бластн денежного обращения, вос становить полноценный советский рубль н Ьблегпггь переход к открыто! торговле бее картечек, по единым государственным ценам. Денежная реформа направлена к даль-. неЯвгеогу укреплению экономической мощи Советсшо государства, к новому, еще большему сод’ему благосостояния народ ных масс и полностью отвечает жизнен ным интересам трудящихся. ' Денежная реформа и отмена карточной системы повысили роль заработной платы и денежных доходов колхозников. Полно- яеиный советский рубль создает благопри ятные агредпосылкн для дальнейшего у к репления хозяйственного расчета, роста производительности труда, способствует еще более быстрому под’ему пародного хозяйства, увеличению общественного богатства и, на этой основе,— повышению материального уровня трудящихся. Уже сейчас развернулась борьба пред приятий за образцовое выполнение произ водственных заданий, повышается произ водительность труда, значительно увели чивается выпуск товаров широкого по требления. В результате проведения денежной ре формы и отмены карточек повысился уро вень реальной заработной платы п других денежных доходов населения, создались большие материальные выгоды для трудя щихся нашей страны. Установлены еди- иые государственные розничные цены на хлеб и крупу на 10 — 12 проц. ниже существовавших до реформы пайковых цен, отменены коммерческие цены на про довольственные и промышленные товары. При этом заработная плата а другие де нежные доходы трудящихся сохранены на прежнем уровне- Как известно из сообще ния Госплана СССР, только от снижения государственных розничных цен трудя щиеся нашей страны получат в течение года чистую выгоду в размере более 57 млрд. руб. Кроме того, снижены цены кооперативной торговли. Цены на сельско хозяйственные продукты па колхозных рынках снизились в 2 — 3 раза, а в Новосибирске, Орле, Смоленске и во мно гих других городах они находятся на уров не или даже ниже единых государственных розничных цен. Укрепление советского рубля, рост про изводства товаров широкого потребления, развертывание открытой советской тор говли создадут необходимые условия для дальнейшего повышения реальной заработ ной платы рабочих и служащих н доходов колхозников. Все ото принципиально, коренным обра зом отличает нашу денежную реформу от тех, которые проводятся в капиталистиче ских странах. Советское государство ваяло па себя большую часть жертв, связанных с проведением реформы, в то зремя так в капиталистических странах вся тяжесть денежных реформ перелагается на трудя^ щиеся массы, неся с собой сокращение за работной платы, увольнение рабочих и служащих, рост числа безработных и понижение жизненного уровня трудящих ся. Капиталистические страны в результа те второй мировой войны пережвают острейпий валютный кризис и расстрой ство денежных систем. Стремясь перело жить последствия войны и издержки по восстановлению хозяйства ва трудящихся, буржуазия широко прибегает к инфляции, дающей возможность капиталистам без мерно обогащаться за счет народа- Даже такая нажившаяся па войне капи талистическая страна, как ОПТА, пережи вает сильнейшую инфляцию. После войны там сокращается промышленное производ ство, увеличивается безработица, капита листические монополии систематически вздувают цены на товары. Не лучше поло жение и в других капиталистических госу дарствах. Все капиталетнчеЛие страны, как и после первой мировой войны, испыты вают острейшее расстройство хозяйства и денежного обращения. Советский Союз, вынесший па себе основную тяжесть самой опустошительной и тяжелой вз всех войн, какие до сих пор знало человечество, ухе через два года после окончания войны вос становил нормальное денежное обращение* Воодушевленный достижениями первых двух лет послевоенной пятилетки, совет ский народ уверенно идет вперед в новому под’ему народного хозяйства, к новому расцвету культуры и науки, к еще боль шему укреплению могущества своего госу дарства. Недавно закончившиеся выборы в мест ные Советы депутатов трудящихся вновь продемонстрировали могучее, поистине нерушимее морально-политическое единство всех народов нашей великой Родины, их сплоченность вокруг коммунистической партии, вокруг своего любимого воздя ве ликого Сталина. ( Бурные, продолжитель ные аплодисменты. Все встают). Замечательные достижения во всех от раслях народного хозяйства в 1.947 году еще раз свидетельствуют о величайшей си ле и лугзненностп советского государствен ного и общественного строя, преимуществах советской социалистической экономики, ton успехи являются результатом самоот верженного труда советского парода, ши рочайшего рззвертывания социалистичес кого соревнования, направленного на вы полнение и перевыполнение сталинского плана великих райот. Эти успехи достиг нуты благодаря испытанному руководству большевистской партии, организующей и направляющей борьбу трудящихся за коммунистическое переустройство общест ва. По инициативе трудящихся Ленинграда развернулось всенародное движение за вы полнение послевоенной пятилетки в четы ре года. -М и л ли о ны советских людей ус пешно осуществляют эту задачу и несом ненно доб’ются в третьем году пятилетки новых побед в борьбе за дальнейшее про цветание пашей Родины, идущей вперед к коммунизму по ленинскому пути, под мудрым водительством великого Сталина- (Бурные, продолжительные аплодисменты). Государственный бю дж е т СССР на SS43 г о д Прежде чем пер"Г;тп екта бюджета на IV)1S ложить о выпели м бюджета за 194G го* итоги исполнения «юл;:* Государственный год исполнен млрд. рублей к изложению про- п. разрешите до- :'’ ударств.енного ; ••зрительные I 1947 год. Сда:пет СССР за 1946 по доходим tc сумме 325,4 и по расходам — в сумме 307,5 млрд. рублей. 'Превышение доходов над расходами составило 17,9 млвд. руб лей. В 1947 году мы имели значительный рост бюджета по сравнению с 1946 годом. Доходы бюджета за 1947 год против 1946 года возросли па 59,8 млрд. рублей, а рас ходы — на 53,7 млрд. рублен. Государственный бюджет СССР за 1947 год, по предварительным итогам, выполнен по доходам в сумме 385,2 млрд. рублей п по расходам — 361,2 млрд. рублей, пли с превышением доходов над расходами, как указано выше, на 24,0 млрд- рублей, т. е. в размере более утвержденной суммы на 4 млрд. рублей. План по отчислениям в бюджет от при былей выполнен на 119,2 проц., по госу дарственным займам — иа 115,6 проц. и по налогам с населения — на 101,1 проц. Необходимо вместе с тем отметить недо поступление налога с оборота от коммерчес кой торговли, в результате чего в целом доходная часть бюджета за 1947 год недо выполнена на 2,3 проц. Расходы бюджета за 1947 год составили на народное хозяйство 100,6 проц. утвер- ждегнной суммы и на социально-культур ные мероприятия — 99,4 проц.;. Исходя из задач, поставленных государ ственным планом восстановления и разви тия народного хозяйства СССР в третьем году послевоенной пятилетки, проект го сударственного бюджета на 1948 г. пред ставляется на утверждение Верховного Совета СССР по доходам в сумме 428,0 млрд. рублей щ по расходам — 387,9 млрд. рублей, т. е- с превышением доходов над расходами на 40,1 млрд. рублей. Такое превышение доходов над расхода ми, в то время как население в результате денежной реформы и отмены карточек получило выгоды, а государство, приняв па сейя большую часть жертв, понесло потери, связанные со снижением цен, в размере 57 млрд. рублей, свидетельствует о мощи нашей страны и прочности совет ской финансовой системы.- Нельзя не отме тить, однако, что доходная часть бюджета составлена с га ряжением, так как выпа ли поступления ог коммерческой торговли, занимавшие крупное место в доходах госу дарственного бюджета. При составлении бюджета пришлось пойти на некоторое сокращение отдельных расходных статей, ряд претензий союзных министерств и союзных республик отложить до другого времени, поскольку выпал ряд крупных статей доходов, и принять меры к наиболее полному выявлению доходов по действую щим источникам. В свою очередь потребо валась большая экономия в расходовании средств. По всем отраслям народного хо зяйства предстоит энергичная работа для того, чтобы выполнить доходные статьи бюджета п навести экономию по расходам. По сравнению с прошлым» годом доходы бюджета увеличиваются на 42,8 млрд. рублей, или на 11.1 проц., а расходы — па 26,7 млрд- рублей, пли на 7,4 проц. Доходы государственного бюджета воз растают в связи с увеличением поступле ний от социалистических предприятий и организаций за счет роста производства, развертывания товарооборота, снижения себестоимости продукции и издержек обращения, удешевления строительства и мобилизации имеющихся в хозяйстве ре зервов. В общем об’еме бюджета удельный вес расходов на народное хозяйство и культу ру повышается до 68,4 проц. против 66,2 проц. в 1947 году, а удельный вес расходов на оборону страны понижается до 17,0 проц. против 18,4 проц. в истекшем году. Ответственные задачи, поставленные государственным планом восстановления и развития народного хозяйства на 1948 год, пред’являют огромные требования к финансовым и банковским работникам, руководителям предприятий, учреждений и организаций по обеспечению выполнения бюджета и наведению строжа'йшей госу дарственной финансовой д и сц и п л и ны . Поступление платежей в бюджет от социалистического хозяйства Рост об’ема производства в 1948 году и увеличение товарооборота на основе раз вернутой торговли по единым государствен ным ценам создают необходимые предпосыл ки к увеличению поступлений в бюджет по налогу с оборота и отчислениям от прибы лей — этим важнейшим доходам от социа листического хозяйства. Поступление налога с оборота в 1948 го ду определено в 280,1 млрд. руб. против 239,9 млрд. руб. в 1947 году. В связи со значительным ростом налога с оборота, в 1948 году повышаются требо вания к руководителям предприятий п хо зяйственных организаций по выполнению производственных программ. А между тем, итоги работы в истекшем году показывают, что на некоторых весьма важпых участках нашего хозяйства имелись существенные недостатки в деле выполнения государст венных заданий. Многие предприятия ми нистерств текстильной промышленности, рыбной промышленности восточных райо- пов, лесной промышленности недовыполни ли план по выпуску продукции. В резуль тате невыполнения плана производства тканей недобор налога с оборота по Мини стерству текстильной промышленности (ми нистр тов. Седин) составил в истекшем го ду 271 млн. рублей. Министерство рыбной промышленности восточных районов (ми нистр тов. Захаров) из-за невыполнения плана улова и реализации рыбы недовпесло в бюджет налога с оборота 358 млп. рублей. Аналогичное положение было и по Мини стерству лесной промышленности (министр тов. Орлов). Программа производства cun- чек оказалась невыполненной, а бюджет потерял от этого 65 млн. рублей налога с оборота. В некоторых союзных республиках ряд предприятий и организаций не выполнил обязательств перед бюджетом. Так, пред приятия мясной промышленности Казах ской республики из-за невыполнения пла на реализации недодали государственному бюджету налога с оборота 39 млн. рублей. Предприятия республиканской текстильной промышленности Белорусской ССР, вслед ствие невыполнения производственной про граммы, недодали налога с оборота 13 млн. рублей. В ряде областей наблюдаются факты длительной задержки значительных нало говых сумм в обороте хозяйственных орга низаций. Так, мясокомбинат в гор. Пензе систематически задерживает у себя в обо роте крупные суммы, подлежащие внесению в бюджет. Фрунзенский мясокомбинат Кир гизской ССР в 1947 г. неоднократно задер живал уплату налога с оборота. Некоторые . . руководители хозорганов встают на цуть укрытия облагаемых обо ротов. Самаркандский горторг Узбекской ССР скрцвал в 1947 г. облагаемый нало гом оборот по продаже нефтепродуктов п задержал у себя 600 тыс. рублей. В работе финансовых органов ряда ре спублик, краев и областей также имеются серьезные недостатки.. Правительство ука зало в прошлом году на серьезные недо четы, имеющиеся в деле исчисления п взи мания налога с оборота. Однако, финансо вые органы отдельных республик, краев и областей не ведут еще настойчивой борьбы за выполнение плана налога с оборота, не пред’являют необходимых требований к хозяйственным организациям, не принима ют решительных мер к ликвидации недо имки. В результате этого, хотя»недоимка по налогу с оборота в целом по Союзу за 1947 год снизилась с 0,16 проц. до 0,11 проц. к общей сумме налога, однако в отдельных союзных республиках она возросла. Так, по Казахской ССР ’ * (министр финансов тов. Шугайло) недоимка увеличилась на 1 ян варя 1948 г. до 13 млн. рублей, по Узбек ской ССР (министр финансов тов. Нсамет- динов) — до 19 млн. рублей. Это относит ся также к Челябинской области (зав. облфо тов. Коршунов), Пензенской области (зав. облфо тов. Романов) и ряду других областей, которые пол ностью не устранили имеющихся недо статков в деле взимания налога с оборота. Эти финансовые органы должны в крат чайший срок ликвидировать недостатки в своей работе и обеспечить выполнение пла на. В свою очередь Советы Министров со юзных и автономных республик, исполни тельные комитеты Советов депутатов тру дящихся, руководители министерств и ве домств должны строго взыскивать с тех руководителей предприятий и организаций, которые не выполняют производственных планов и обязательств перед бюджетом. Выполнение плана прибылей является непреложным законом для хозяйственников, особенно после проведения денежной ре формы. Они должны всемерно бороться за повышение рентабельности предприятий на основе сокращения издержек производства и снижения себестоимости продукции. В этом деле огромнейшее значение имеет бо лее широкое и смелое внедрение воюй тех ники и лучших методов организации про* пзводства, более полное использование всех стимулов роста производительности труда, беспощадная борьба со всякого рода бесхозяйственностью. У нас немало предприятий, имеющих хо рошие результаты борьбы за рациональную организацию производства, за экономию средств, за выполнение производственных планов и заданий по снижению себестоимо сти продукции. Однако имеется еще немало фактов, свидетельствующих об отсутствии подлин но государственного отношения в общест венному добру. Некоторые руководители предприятий не заботятся по-хозяйски об экономии материальных ресурсов, допуска ют перерасходы сырья, материалов, топли ва и другие потери и убытки. Они не уде ляют должного внимания хозяйственным я финансовым результатам деятельности пред приятий, не думают о том, во что обхо дится выпуск единицы продукции, не стремятся к повышению рентабельности хозяйства и выполнению плана прибылей. Так, например, Министерство целлюлоз ной и бумажной промышленности не вы полнило план по выпуску продукции. На многих предприятиях этого министерства допущены большие потери в расходовании сырья и материалов. Все это привело б удорожанию стоимости продукции на 25 млн. рублей. Нецроизводительные расходы и потери от простоя оборудования по пред приятиям министерства составили в 1947 г. 40 млн. рублей. ----- - По Министерству сельскохозяйственного машиностроения производство сельскохо зяйственных машин в 1947 году значи тельно увеличилось по сравнению с 1946 годом, однако ряд предприятий неудовле творительно выполнил программу выпуска сельскохозяйственных машин. Так, напри мер, «Казахсельмаш» выполнил производ ственный план лишь на 31 проц., завод «Коммунар» — на 38 проц., Первомайский павод — на 49 проц. В результате пред приятия министерства допустили в 1947 году большие убытки. Министерству сельскохозяйственного ма шиностроения необходимо усилить.контроль за выполнением предприятиями производ ственных программ и заданий по себестои мости'. улучшить финансово-хозяйственную де.ттгльпозть и не допускать убытков. B j многих случаях не используются зна чительные резервы снижения себестоимости продукции. Об этом свидетельствует раз личный ее уровень по одинаковым издели ям на разных предприятиях. Так, на Ан дижанском заводе Министерства строитель ного и дорожного машиностроения (директор тов. Буркутскии) себестоимость пресса для черепицы составила в среднем за 9 месяцев 1947 г. 9.104 рубля, а на Ижев ском заводе того же министерства (дирек тор тов. Самоделкин) — 2.429 рублей. Такая большая разница в себестоимости об'ясняется главным образом тем, что на Андижанском еаводе на каждый пресс расходуется материалов и полуфабрикатов в два раза больше, чем на Ижевском заво де. Накладные расходы на Андижанском заводе в 4 раза выше и потери от брака — в 5 раз выше, чем на Ижевском. Енакиевский . металлургический завод Министерства черной металлурга (дирек тор тов. Гончаренко) за 9 месяцев 1947 г. перерасходовал сырья м топлива на 5,1 млн. рублей. В результате себестоимость продукции скхьно повысилась- Иа Челябинском электродном заводе Ми нистерства цветной металлургии (директор тов. ВаД) только одни потери от брака за 9 месяцев истекшего года составили 4,2 млн. рублей. Судя по этим фактам, на некоторых предприятиях далеко еще не изжита бесхо зяйственность. Эти факты указывают и на огромные резервы, скрывающиеся в произ водстве. Руководителям этих предприятий необходимо заимствовать передовой опыт, чтобы обеспечить выполнение плановых за даний, систематически снижать себестои мость и накладные расходы. Следует напом нить, что экономия от снижения затрат всего лишь на 1 проц. составляла в 1947 году по предприятиям союзного и респуб ликанского подчинения около 1,8 ,млрд. рублей. К вопросам снижения себестоимости про дукции п повышения рентабельности должно быть приковано внимание руково дителей предприятий и общественных ор ганизаций. Согласно решению правительст ва выполнение плана по снижению себе стоимости, наряду с выполнением произ водственной программы, надлежит учиты вать, как один из важнейших показателей при подведении итогов социалистического сгфевновання£ Д оходы бюджета, поступающие от населения отделом тов. Еифатов), в Опекой области (заведующий областным финансовым отде лом тов. Осетров), в кемеровской (заведую щий областным финансовым отделом тов. Биркин); по Белорусской ССР — в Бара новичской области {заведующий областным финансовым отделом тов. Дупанов); по Латвийской 'СОР (Министр финансов тов. Табаке). Руководителям указанных финорганов необходимо сделать соответствующие выво ды и улучшить налоговую работу. Вместе с тем необходимо, чтобы Советы Министров союзных и автономных респуб лик, краевые, областные и районные испол нительные комитеты Советов депутатов трудящихся уделяли больше внимания это му весьма важному участку финансовой деятельности. По государственным займам намечаются поступления в сумме 22,6 млад, рублей против 25,7 млрд. рубле! в 1947 году. При этом по займам, размещаемым по подписке среди населеиня, в текущем году поступ ление средств проектируется в размере 20,0 млрд. рублей. Доходы бюджета, поступающие от насе ления по налогам и государственным зай мам, в общей сумме доходов бюджета сни жаются с 13,9 проц. в 1947 году до 12,5 проц. в текущем году. Поступления по государственным нало гам (предусматриваются в сумме 31,1 мздо. руб. против 28,0 млрд. руб. в 1947 году. Это увеличение в основном об’ясняется ро стом численности налогоплательщиков и фондов заработной платы рабочих и служа щих. Ставки по городским и сельским на логовым платежам не увеличиваются. Налоги и сборы с населения, несмотря на их незначительный удельный вес в бюд жете, имеют большое политическое значе ние. Они затрагивают интересы широких елоев трудящихся. Финансовые работники обязаны строго соблюдать налоговое зако нодательство. Однако отдельные финансовые органы имели в своей работе серьезные недочеты и нарушения. Факты недоучета плательщи ков сельскохозяйственного налога и плохой организации сбора налоговых платежей имели место по РСФСР — в Краснодарском крае (заведующий краевым финансовым (Продолжение см. на 2 стр.),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz