На страже Заполярья. 1948 год. Февраль.

За нашу Советскую Родппу? U f l г Ш 1 я W г ^нчёднзвная ггзэт..: и-ЗБэ'нэго флота ■; 1 1 I № 27 (3023). Вторник 3 , февраля 1948 г. Год издания 11-й / S С^го^ня в н ом ер е : IV Сессття ^Верховного Совета СССР. О государственном бюджете . . СССР -- *■ т f на 1948 год и об лсполнении : тосударст- • У- —. • - Г. - ■ ••<> венного бюджета _СССР за 1946 год . Д о клад Министра финансов СССР депу- • -**' V --* тата А . Г. Зверева. (1— 3 стр.). Навстречу ЗО-летзю Сс^етсгссЗ А р ­ мии.. (3 стр.). Старшина 2 статьи 5». ~ Семья моряков. \ 3 стр.). Нарушение езободы торгового судо ­ ходства на Дальнем Востоке. (4 стр.). IV сессия Верховного Совета СССР О государственном бюджете СССР на 1948 го об исполнении государственного бюджета СССР за 1946 год Доклад Министра финансов СССР депутата А. Г. ЗВЕРЕВА . Товарищи депутаты! Государственный бюджет СССР, представленный Советом Министров Союза ССР на обсуждение и утверждение четвертой сессии Верховного Совета СССР, ставит своей за/дачей обес­ печение фхнансирования всех мероприя­ тий, предусмотренных народно-хозяйствея- яым планом третьего года . послевоенной озыншдо! пятилетки. ВстекшЕЙ 1947 год прошел в обста!- вовке величайшего политического и тру­ дового содема всего советского народа. ^ Советсксй Союз успешна восстанавли­ вает и *аявнвает свое народное хозяйство Д ьдультупт . непрерывно повышает матери- Щьное благосостояние народа. План первых двух лет пятилетки по ва­ ловой продукции промышленности выпол­ нен полностью. По данным Госплана СССР, вьйгуск промышленной продукции в 1947 году по сравнению с соответствующими периодами 1946 года увеличивался из жартала в квартал: в первом квартане - • - на 12 проц., во втором — на 18 ороц., в третьем — на 26 проц., в четвертом — щ 30 проц. Годовой план выпуска валовой продукции выполнен ва прошедший год Щ 103,5 процента, что обеспечило ее рост (по сравнению с 1946 годом на 22 процента. Благодаря успешному проведению в жизнь репений) февральского Пленума ш с в кщ б ) и самоотверженному труду кол­ хозников, наше сельское хозяйство, пре­ одолевая трудности послевоенного периода, уступленные засухой 1946 года,уверенно движется вперед. Валовая (продукция сель­ ского хозяйства в 1947 году увеличилась r t сравнению с 1946 г. на 32 проц., а ва- щгвцА урожай зерновых культур —на 58 /Я * основе мощного роста промышлешм- t l к сельскохозяйственного производства розничный : товарооборот государственной ft квонератпрной торговли в 1947 г. по fryiiicagiio с 1946 г. увеличился на 17 ЩОТ. Государственный бюджет СССР вьшол- fceo за прошлый год с превышением дохо- go* язд (расходами на 24,0 млрд. рублей, Килем доходы государственного бюджета вовросля по сравнению с 1946 годом па iUM upcn. ; Важнейшим событием в 1947 году было проведение партией и Советским прави­ тельством денежной {реформы и отмена карточной системы. Эти мероприятия дали возможность заменить неполноценные деньги устойчивым рублем и перейти * открытой развернутой торговле по еда,- № государственным ценам. Шартия Ленина ■— Огалина и Советское Враюетельство на всех этапах социалисти­ ческого строительства придавали огромное имение устойчивости советского рубля н мботшлись об укреплении вашей денежной системы. Крупную роль сыграл советский рубль s годы мирного строительства и во вровя Важной Отечественной войны %МЯ . удовлетворения потребностей Ъмжп ' и перестройки промышлен- e m цюнаводства в соответствии i требованиями военного времени не- Ьбходимы были колоссальные сред­ ств». Это обусловит вшгуок в обращение башпого •количества *енег, что не могло не сказаться отрицательно на покупатель­ ной c u e рубля. Б тому же иемецко- фаиветсые оккупанты ва временно ва- аватаяо* ими территория выпускали фжпеявыо д а н и , что засорило наше доикииое обращение. Потребовалось поэто­ му яроведаввв снеядольных мероприятий по ткрешюнию советской денежной систе­ мы. у Лровея'яже денежной реформы н отмена вар тд о й системы на продшольственные и промышленные товары являются акйом величайшего народно-хозяйственного зна­ чения. Денежная реформа призвана лнквиг дировать последствия второй мировой вой­ ны в •бластн денежного обращения, вос­ становить полноценный советский рубль н Ьблегпггь переход к открыто! торговле бее картечек, по единым государственным ценам. Денежная реформа направлена к даль-. неЯвгеогу укреплению экономической мощи Советсшо государства, к новому, еще большему сод’ему благосостояния народ­ ных масс и полностью отвечает жизнен­ ным интересам трудящихся. ' Денежная реформа и отмена карточной системы повысили роль заработной платы и денежных доходов колхозников. Полно- яеиный советский рубль создает благопри­ ятные агредпосылкн для дальнейшего у к ­ репления хозяйственного расчета, роста производительности труда, способствует еще более быстрому под’ему пародного хозяйства, увеличению общественного богатства и, на этой основе,— повышению материального уровня трудящихся. Уже сейчас развернулась борьба пред­ приятий за образцовое выполнение произ­ водственных заданий, повышается произ­ водительность труда, значительно увели­ чивается выпуск товаров широкого по­ требления. В результате проведения денежной ре­ формы и отмены карточек повысился уро­ вень реальной заработной платы п других денежных доходов населения, создались большие материальные выгоды для трудя­ щихся нашей страны. Установлены еди- иые государственные розничные цены на хлеб и крупу на 10 — 12 проц. ниже существовавших до реформы пайковых цен, отменены коммерческие цены на про­ довольственные и промышленные товары. При этом заработная плата а другие де­ нежные доходы трудящихся сохранены на прежнем уровне- Как известно из сообще­ ния Госплана СССР, только от снижения государственных розничных цен трудя­ щиеся нашей страны получат в течение года чистую выгоду в размере более 57 млрд. руб. Кроме того, снижены цены кооперативной торговли. Цены на сельско­ хозяйственные продукты па колхозных рынках снизились в 2 — 3 раза, а в Новосибирске, Орле, Смоленске и во мно­ гих других городах они находятся на уров­ не или даже ниже единых государственных розничных цен. Укрепление советского рубля, рост про­ изводства товаров широкого потребления, развертывание открытой советской тор­ говли создадут необходимые условия для дальнейшего повышения реальной заработ­ ной платы рабочих и служащих н доходов колхозников. Все ото принципиально, коренным обра­ зом отличает нашу денежную реформу от тех, которые проводятся в капиталистиче­ ских странах. Советское государство ваяло па себя большую часть жертв, связанных с проведением реформы, в то зремя так в капиталистических странах вся тяжесть денежных реформ перелагается на трудя^ щиеся массы, неся с собой сокращение за­ работной платы, увольнение рабочих и служащих, рост числа безработных и понижение жизненного уровня трудящих­ ся. Капиталистические страны в результа­ те второй мировой войны пережвают острейпий валютный кризис и расстрой­ ство денежных систем. Стремясь перело­ жить последствия войны и издержки по восстановлению хозяйства ва трудящихся, буржуазия широко прибегает к инфляции, дающей возможность капиталистам без­ мерно обогащаться за счет народа- Даже такая нажившаяся па войне капи­ талистическая страна, как ОПТА, пережи­ вает сильнейшую инфляцию. После войны там сокращается промышленное производ­ ство, увеличивается безработица, капита­ листические монополии систематически вздувают цены на товары. Не лучше поло­ жение и в других капиталистических госу­ дарствах. Все капиталетнчеЛие страны, как и после первой мировой войны, испыты­ вают острейшее расстройство хозяйства и денежного обращения. Советский Союз, вынесший па себе основную тяжесть самой опустошительной и тяжелой вз всех войн, какие до сих пор знало человечество, ухе через два года после окончания войны вос­ становил нормальное денежное обращение* Воодушевленный достижениями первых двух лет послевоенной пятилетки, совет­ ский народ уверенно идет вперед в новому под’ему народного хозяйства, к новому расцвету культуры и науки, к еще боль­ шему укреплению могущества своего госу­ дарства. Недавно закончившиеся выборы в мест­ ные Советы депутатов трудящихся вновь продемонстрировали могучее, поистине нерушимее морально-политическое единство всех народов нашей великой Родины, их сплоченность вокруг коммунистической партии, вокруг своего любимого воздя ве­ ликого Сталина. ( Бурные, продолжитель­ ные аплодисменты. Все встают). Замечательные достижения во всех от­ раслях народного хозяйства в 1.947 году еще раз свидетельствуют о величайшей си­ ле и лугзненностп советского государствен­ ного и общественного строя, преимуществах советской социалистической экономики, ton успехи являются результатом самоот­ верженного труда советского парода, ши­ рочайшего рззвертывания социалистичес­ кого соревнования, направленного на вы­ полнение и перевыполнение сталинского плана великих райот. Эти успехи достиг­ нуты благодаря испытанному руководству большевистской партии, организующей и направляющей борьбу трудящихся за коммунистическое переустройство общест­ ва. По инициативе трудящихся Ленинграда развернулось всенародное движение за вы­ полнение послевоенной пятилетки в четы­ ре года. -М и л ли о ны советских людей ус­ пешно осуществляют эту задачу и несом­ ненно доб’ются в третьем году пятилетки новых побед в борьбе за дальнейшее про­ цветание пашей Родины, идущей вперед к коммунизму по ленинскому пути, под мудрым водительством великого Сталина- (Бурные, продолжительные аплодисменты). Государственный бю дж е т СССР на SS43 г о д Прежде чем пер"Г;тп екта бюджета на IV)1S ложить о выпели м бюджета за 194G го* итоги исполнения «юл;:* Государственный год исполнен млрд. рублей к изложению про- п. разрешите до- :'’ ударств.енного ; ••зрительные I 1947 год. Сда:пет СССР за 1946 по доходим tc сумме 325,4 и по расходам — в сумме 307,5 млрд. рублей. 'Превышение доходов над расходами составило 17,9 млвд. руб­ лей. В 1947 году мы имели значительный рост бюджета по сравнению с 1946 годом. Доходы бюджета за 1947 год против 1946 года возросли па 59,8 млрд. рублей, а рас­ ходы — на 53,7 млрд. рублен. Государственный бюджет СССР за 1947 год, по предварительным итогам, выполнен по доходам в сумме 385,2 млрд. рублей п по расходам — 361,2 млрд. рублей, пли с превышением доходов над расходами, как указано выше, на 24,0 млрд- рублей, т. е. в размере более утвержденной суммы на 4 млрд. рублей. План по отчислениям в бюджет от при­ былей выполнен на 119,2 проц., по госу­ дарственным займам — иа 115,6 проц. и по налогам с населения — на 101,1 проц. Необходимо вместе с тем отметить недо­ поступление налога с оборота от коммерчес­ кой торговли, в результате чего в целом доходная часть бюджета за 1947 год недо­ выполнена на 2,3 проц. Расходы бюджета за 1947 год составили на народное хозяйство 100,6 проц. утвер- ждегнной суммы и на социально-культур­ ные мероприятия — 99,4 проц.;. Исходя из задач, поставленных государ­ ственным планом восстановления и разви­ тия народного хозяйства СССР в третьем году послевоенной пятилетки, проект го­ сударственного бюджета на 1948 г. пред­ ставляется на утверждение Верховного Совета СССР по доходам в сумме 428,0 млрд. рублей щ по расходам — 387,9 млрд. рублей, т. е- с превышением доходов над расходами на 40,1 млрд. рублей. Такое превышение доходов над расхода­ ми, в то время как население в результате денежной реформы и отмены карточек получило выгоды, а государство, приняв па сейя большую часть жертв, понесло потери, связанные со снижением цен, в размере 57 млрд. рублей, свидетельствует о мощи нашей страны и прочности совет­ ской финансовой системы.- Нельзя не отме­ тить, однако, что доходная часть бюджета составлена с га ряжением, так как выпа­ ли поступления ог коммерческой торговли, занимавшие крупное место в доходах госу­ дарственного бюджета. При составлении бюджета пришлось пойти на некоторое сокращение отдельных расходных статей, ряд претензий союзных министерств и союзных республик отложить до другого времени, поскольку выпал ряд крупных статей доходов, и принять меры к наиболее полному выявлению доходов по действую­ щим источникам. В свою очередь потребо­ валась большая экономия в расходовании средств. По всем отраслям народного хо­ зяйства предстоит энергичная работа для того, чтобы выполнить доходные статьи бюджета п навести экономию по расходам. По сравнению с прошлым» годом доходы бюджета увеличиваются на 42,8 млрд. рублей, или на 11.1 проц., а расходы — па 26,7 млрд- рублей, пли на 7,4 проц. Доходы государственного бюджета воз­ растают в связи с увеличением поступле­ ний от социалистических предприятий и организаций за счет роста производства, развертывания товарооборота, снижения себестоимости продукции и издержек обращения, удешевления строительства и мобилизации имеющихся в хозяйстве ре­ зервов. В общем об’еме бюджета удельный вес расходов на народное хозяйство и культу­ ру повышается до 68,4 проц. против 66,2 проц. в 1947 году, а удельный вес расходов на оборону страны понижается до 17,0 проц. против 18,4 проц. в истекшем году. Ответственные задачи, поставленные государственным планом восстановления и развития народного хозяйства на 1948 год, пред’являют огромные требования к финансовым и банковским работникам, руководителям предприятий, учреждений и организаций по обеспечению выполнения бюджета и наведению строжа'йшей госу­ дарственной финансовой д и сц и п л и ны . Поступление платежей в бюджет от социалистического хозяйства Рост об’ема производства в 1948 году и увеличение товарооборота на основе раз­ вернутой торговли по единым государствен­ ным ценам создают необходимые предпосыл­ ки к увеличению поступлений в бюджет по налогу с оборота и отчислениям от прибы­ лей — этим важнейшим доходам от социа­ листического хозяйства. Поступление налога с оборота в 1948 го­ ду определено в 280,1 млрд. руб. против 239,9 млрд. руб. в 1947 году. В связи со значительным ростом налога с оборота, в 1948 году повышаются требо­ вания к руководителям предприятий п хо­ зяйственных организаций по выполнению производственных программ. А между тем, итоги работы в истекшем году показывают, что на некоторых весьма важпых участках нашего хозяйства имелись существенные недостатки в деле выполнения государст­ венных заданий. Многие предприятия ми­ нистерств текстильной промышленности, рыбной промышленности восточных райо- пов, лесной промышленности недовыполни­ ли план по выпуску продукции. В резуль­ тате невыполнения плана производства тканей недобор налога с оборота по Мини­ стерству текстильной промышленности (ми­ нистр тов. Седин) составил в истекшем го­ ду 271 млн. рублей. Министерство рыбной промышленности восточных районов (ми­ нистр тов. Захаров) из-за невыполнения плана улова и реализации рыбы недовпесло в бюджет налога с оборота 358 млп. рублей. Аналогичное положение было и по Мини­ стерству лесной промышленности (министр тов. Орлов). Программа производства cun- чек оказалась невыполненной, а бюджет потерял от этого 65 млн. рублей налога с оборота. В некоторых союзных республиках ряд предприятий и организаций не выполнил обязательств перед бюджетом. Так, пред­ приятия мясной промышленности Казах­ ской республики из-за невыполнения пла­ на реализации недодали государственному бюджету налога с оборота 39 млн. рублей. Предприятия республиканской текстильной промышленности Белорусской ССР, вслед­ ствие невыполнения производственной про­ граммы, недодали налога с оборота 13 млн. рублей. В ряде областей наблюдаются факты длительной задержки значительных нало­ говых сумм в обороте хозяйственных орга­ низаций. Так, мясокомбинат в гор. Пензе систематически задерживает у себя в обо­ роте крупные суммы, подлежащие внесению в бюджет. Фрунзенский мясокомбинат Кир­ гизской ССР в 1947 г. неоднократно задер­ живал уплату налога с оборота. Некоторые . . руководители хозорганов встают на цуть укрытия облагаемых обо­ ротов. Самаркандский горторг Узбекской ССР скрцвал в 1947 г. облагаемый нало­ гом оборот по продаже нефтепродуктов п задержал у себя 600 тыс. рублей. В работе финансовых органов ряда ре­ спублик, краев и областей также имеются серьезные недостатки.. Правительство ука­ зало в прошлом году на серьезные недо­ четы, имеющиеся в деле исчисления п взи­ мания налога с оборота. Однако, финансо­ вые органы отдельных республик, краев и областей не ведут еще настойчивой борьбы за выполнение плана налога с оборота, не пред’являют необходимых требований к хозяйственным организациям, не принима­ ют решительных мер к ликвидации недо­ имки. В результате этого, хотя»недоимка по налогу с оборота в целом по Союзу за 1947 год снизилась с 0,16 проц. до 0,11 проц. к общей сумме налога, однако в отдельных союзных республиках она возросла. Так, по Казахской ССР ’ * (министр финансов тов. Шугайло) недоимка увеличилась на 1 ян­ варя 1948 г. до 13 млн. рублей, по Узбек­ ской ССР (министр финансов тов. Нсамет- динов) — до 19 млн. рублей. Это относит­ ся также к Челябинской области (зав. облфо тов. Коршунов), Пензенской области (зав. облфо тов. Романов) и ряду других областей, которые пол­ ностью не устранили имеющихся недо­ статков в деле взимания налога с оборота. Эти финансовые органы должны в крат­ чайший срок ликвидировать недостатки в своей работе и обеспечить выполнение пла­ на. В свою очередь Советы Министров со­ юзных и автономных республик, исполни­ тельные комитеты Советов депутатов тру­ дящихся, руководители министерств и ве­ домств должны строго взыскивать с тех руководителей предприятий и организаций, которые не выполняют производственных планов и обязательств перед бюджетом. Выполнение плана прибылей является непреложным законом для хозяйственников, особенно после проведения денежной ре­ формы. Они должны всемерно бороться за повышение рентабельности предприятий на основе сокращения издержек производства и снижения себестоимости продукции. В этом деле огромнейшее значение имеет бо­ лее широкое и смелое внедрение воюй тех­ ники и лучших методов организации про* пзводства, более полное использование всех стимулов роста производительности труда, беспощадная борьба со всякого рода бесхозяйственностью. У нас немало предприятий, имеющих хо­ рошие результаты борьбы за рациональную организацию производства, за экономию средств, за выполнение производственных планов и заданий по снижению себестоимо­ сти продукции. Однако имеется еще немало фактов, свидетельствующих об отсутствии подлин­ но государственного отношения в общест­ венному добру. Некоторые руководители предприятий не заботятся по-хозяйски об экономии материальных ресурсов, допуска­ ют перерасходы сырья, материалов, топли­ ва и другие потери и убытки. Они не уде­ ляют должного внимания хозяйственным я финансовым результатам деятельности пред­ приятий, не думают о том, во что обхо­ дится выпуск единицы продукции, не стремятся к повышению рентабельности хозяйства и выполнению плана прибылей. Так, например, Министерство целлюлоз­ ной и бумажной промышленности не вы­ полнило план по выпуску продукции. На многих предприятиях этого министерства допущены большие потери в расходовании сырья и материалов. Все это привело б удорожанию стоимости продукции на 25 млн. рублей. Нецроизводительные расходы и потери от простоя оборудования по пред­ приятиям министерства составили в 1947 г. 40 млн. рублей. ----- - По Министерству сельскохозяйственного машиностроения производство сельскохо­ зяйственных машин в 1947 году значи­ тельно увеличилось по сравнению с 1946 годом, однако ряд предприятий неудовле­ творительно выполнил программу выпуска сельскохозяйственных машин. Так, напри­ мер, «Казахсельмаш» выполнил производ­ ственный план лишь на 31 проц., завод «Коммунар» — на 38 проц., Первомайский павод — на 49 проц. В результате пред­ приятия министерства допустили в 1947 году большие убытки. Министерству сельскохозяйственного ма­ шиностроения необходимо усилить.контроль за выполнением предприятиями производ­ ственных программ и заданий по себестои­ мости'. улучшить финансово-хозяйственную де.ттгльпозть и не допускать убытков. B j многих случаях не используются зна­ чительные резервы снижения себестоимости продукции. Об этом свидетельствует раз­ личный ее уровень по одинаковым издели­ ям на разных предприятиях. Так, на Ан­ дижанском заводе Министерства строитель­ ного и дорожного машиностроения (директор тов. Буркутскии) себестоимость пресса для черепицы составила в среднем за 9 месяцев 1947 г. 9.104 рубля, а на Ижев­ ском заводе того же министерства (дирек­ тор тов. Самоделкин) — 2.429 рублей. Такая большая разница в себестоимости об'ясняется главным образом тем, что на Андижанском еаводе на каждый пресс расходуется материалов и полуфабрикатов в два раза больше, чем на Ижевском заво­ де. Накладные расходы на Андижанском заводе в 4 раза выше и потери от брака — в 5 раз выше, чем на Ижевском. Енакиевский . металлургический завод Министерства черной металлурга (дирек­ тор тов. Гончаренко) за 9 месяцев 1947 г. перерасходовал сырья м топлива на 5,1 млн. рублей. В результате себестоимость продукции скхьно повысилась- Иа Челябинском электродном заводе Ми­ нистерства цветной металлургии (директор тов. ВаД) только одни потери от брака за 9 месяцев истекшего года составили 4,2 млн. рублей. Судя по этим фактам, на некоторых предприятиях далеко еще не изжита бесхо­ зяйственность. Эти факты указывают и на огромные резервы, скрывающиеся в произ­ водстве. Руководителям этих предприятий необходимо заимствовать передовой опыт, чтобы обеспечить выполнение плановых за­ даний, систематически снижать себестои­ мость и накладные расходы. Следует напом­ нить, что экономия от снижения затрат всего лишь на 1 проц. составляла в 1947 году по предприятиям союзного и респуб­ ликанского подчинения около 1,8 ,млрд. рублей. К вопросам снижения себестоимости про­ дукции п повышения рентабельности должно быть приковано внимание руково­ дителей предприятий и общественных ор­ ганизаций. Согласно решению правительст­ ва выполнение плана по снижению себе­ стоимости, наряду с выполнением произ­ водственной программы, надлежит учиты­ вать, как один из важнейших показателей при подведении итогов социалистического сгфевновання£ Д оходы бюджета, поступающие от населения отделом тов. Еифатов), в Опекой области (заведующий областным финансовым отде­ лом тов. Осетров), в кемеровской (заведую­ щий областным финансовым отделом тов. Биркин); по Белорусской ССР — в Бара­ новичской области {заведующий областным финансовым отделом тов. Дупанов); по Латвийской 'СОР (Министр финансов тов. Табаке). Руководителям указанных финорганов необходимо сделать соответствующие выво­ ды и улучшить налоговую работу. Вместе с тем необходимо, чтобы Советы Министров союзных и автономных респуб­ лик, краевые, областные и районные испол­ нительные комитеты Советов депутатов трудящихся уделяли больше внимания это­ му весьма важному участку финансовой деятельности. По государственным займам намечаются поступления в сумме 22,6 млад, рублей против 25,7 млрд. рубле! в 1947 году. При этом по займам, размещаемым по подписке среди населеиня, в текущем году поступ­ ление средств проектируется в размере 20,0 млрд. рублей. Доходы бюджета, поступающие от насе­ ления по налогам и государственным зай­ мам, в общей сумме доходов бюджета сни­ жаются с 13,9 проц. в 1947 году до 12,5 проц. в текущем году. Поступления по государственным нало­ гам (предусматриваются в сумме 31,1 мздо. руб. против 28,0 млрд. руб. в 1947 году. Это увеличение в основном об’ясняется ро­ стом численности налогоплательщиков и фондов заработной платы рабочих и служа­ щих. Ставки по городским и сельским на­ логовым платежам не увеличиваются. Налоги и сборы с населения, несмотря на их незначительный удельный вес в бюд­ жете, имеют большое политическое значе­ ние. Они затрагивают интересы широких елоев трудящихся. Финансовые работники обязаны строго соблюдать налоговое зако­ нодательство. Однако отдельные финансовые органы имели в своей работе серьезные недочеты и нарушения. Факты недоучета плательщи­ ков сельскохозяйственного налога и плохой организации сбора налоговых платежей имели место по РСФСР — в Краснодарском крае (заведующий краевым финансовым (Продолжение см. на 2 стр.),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz