На страже Заполярья. 1948 год. Февраль.
З с г н а ш у { to e т скуго^Родипу! н а с т р а ж ПЯРЬЯ Ежедневная газета Северного флота К 37 (3033). . 1 т 1 1 W f Суббота 14 > февраля; 1948 г. Гм шцаиня 11-* rt Сегодн г vb номер е: Л твб ЬнерекВелихая дружба» В. Мура*? аели. Иостанбвление ЦК ВКЩб) от; 10 февраля 1948 p. (I стр.). * < Навстречу 39-летию йоветской Армии (1 стр.). *' " ' ' < > К 30-летню Советской Армии. Полков ник Н. Токарев. — Военно-Морской Флот * I - ' • • м* . г — верный помощ ник Советской Армии . (2 стр.). Фальсификаторы истории . (Историче- \ ская справка) (3 стр.). М атросские досуги (4 стр.). Нарушение : турецкими самолетами болгарской границы (4 стр.). * * А * • » ОБ ОПЕРЕ „ВЕЛИКАЯ ДРУЖБА" Постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года Навстречу 30-летию Советской Армии ГВАРДЕЙЦЫ ГОТОВЯТСЯ К ПРАЗДНИКУ . ДВАДЦАТИКИЛОМЕТРОВЫЙ ПЕРЕХОД I ЦК ВКЩб) считает, что опера «Великая дружба» (музыка В. Мурадели, либретто Г. Мдивани), поста®леявая Большим театром Союва ССР в дни 30-й годовщины Ок тябрьской революции, является порочным как в музыкальном, так и в сюжетном отношении, антихудожественным произведением. • / Основные недостатки оперы коренятся прежде всего в музыке оперы. Музыка оперы невыразительна, бедна. В ней пет нп одной запоминающейся мелодии или арин. Она сумбурна и дисгармонична, построена на сплошных диссонансах, на режу щ и слух звукосочетаниях. Отдельные строки и сцены, претендующие на мелодич ность, внезапно прерываются нестройным шумом, современно чуждым для нормаль ного человеческого слуха и действующим па слушателей угнетающе. Между музы кальным сопровождением и развитием действия на сцене нет органической связи. Вавалшая часть оперы — хоровое, соляное и ансамблевое пение — производит убогое впечатление. В силу всего этого возможности оркестра и певцов остаются невнаюльэсшнпыми. * Композитор не воспользовался богатством народных иелодай, песен, напевав,, 1 танцевальных и плясовых мотивов, которыми так богато творчество народов СССР и, в частности творчество народов, населяющих Северный Кавказ, где развертываются действия, изображаемые в опере, j • . В погоне за ложной «оригинальностью» музыки композитор Мурадели пренебрег ! лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности, отличающейся внутренней содержательностью, богатством мело дий и широтой диапазона, народностью, изящной, красивой, ясной музыкальной формой, сделавшей русскую оперу лучшей оперой в мире, любимым и доступным I широким слоям народа жанром музыки. Исторически фальшивой и искусственной является фабула оперы, претендующая ва изображение борьбы зз установление советской власти и дружбы народов на Се верном Кавказе в 1918— 1920 гг. Пз оперы создается неверное представление, будто такие кавказские народы, как грузины и осетины, находились в ту эпоху во вражде с русским народом, что является исторически фальшивым, таг- как помехой для уста новления дружбы народов в тот период па Северном Кавказе являлись ингуши и че ченцы. ЦК ВКЩб) считает, что провал оперы Мурадели есть результат ложного и губи тельного для творчества советского композитора формалистического путл, на который встал тов. Мурадели. Как показало осаещздте деятелей советской музыки, проведенное в ЦК ВКЩб), провал оперы Мутраделч пе является частным случаем, а тесно связан с неблагополуч ным, состоянием современной советской музыки, с распространением среди советских композиторов формалистического направления. v Еще в 1936 году, в связи с появлением оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», в органе ЦК ВКЩб) «Правда» былн подвергнуты острой критике антинародные, формалистические извращения в творчестве Д. Шостаковича и разо блачены вред и опасность этого направления для судеб развития советской музыки. «Црвазда», выступавшая тогда по указанию ЦК ВКЩб), ясно сформулировала требо вание, которые пред’являет к своим 'композиторам советский народ, t йеемотря на эта пред'лрежденкя, а также в о н р е ^ - i ^ «указаниям, какие были даны Центральным Комитетом ВКЩб) в его рещенйях о журналах «Звезда» и «Ленкн- трад», р кинофильме «Большая жизнь»* о репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению, в советской музыке пе было произведено никакой перестройки. Отельные успехи некоторых советских композиторов в области создания новых песен, ‘ ваавдцших признание и широкое распространение в народе, в области создания му- 4 зыби для кино и т. д. не меняют общей картины положения. Особенно плохо обстоит jp jo в области симфонического и оперного творчества. Речь идет о композиторах, дрщнржив&ющихся формалистического, антинародного направления. Это направление нашло свое наиболее полное выражение в произведениях таких композиторов, как тт. Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, П. Мясков- cfssdii и да., в творчестве которых особенно наглядно представлены формалистические «аврелцеивя, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому пароду • я eho художественным вкусам. Характерными признаками. такой музыки являются «трепание основных принципов классической музыки, проповедь атональности, диссо нанса и дисгармонии, являющихся якобы выражением «прогресса» и «новаторства» в pasяшип музыкальной формы, отказ от таких важнейших основ музыкального про- нзвершин, какой является мелодия, увлечешс сумбурными, невр 0 патичес 1 кимп соче- ’ танипш, превращающими музыку в какофопию, в хаотическое нагромождение звуков. Эта музыка сильно отдает духом совремешюй модернистской буржуазной музыки ' Еврозь! и Америки, отображающей маразм буржуазной культуры, полное отрицание , гузюкальвого искусства, его тупик. Существенным признаком формалистического направления является также отказ от полифонической музыки и пения, оснсвываюшнхся на одновременном сочэтанип и развитии ряда самостоятельных мелодических ланий, и увлечение однотонной, уни сонной музыкой и пением, зачастую без слов, что представляет нарушение многого лосого музыкально-песенного строя, свойственного нашему народу, и ведет к обедне нию в упадку музыки. Пвйирая лучшие традиции русской и западной классической музыки, отвергая эта традиции, как, якобы, «устаревшие», «старомодные», «консервативные», вьгео- комеааб третируя композиторов, которые пытаются добросовестно осваивать и разви- ? вать приемы классической музыки, как сторонников «примитивного традиционализ ма» н «эпигонства», многие советские композиторы, в погоне за ложнопонятным но ваторством, оторвались в своей музыке от запросов и художественнего вкуса совет ского народа, замкнулись в узком -кругу специалисте® и музыкальных гурманов, сшзнли высокую общественную роль музыки и сузили ее значение, ограничив его , удевюгаореиием извращенных вкусов эстетствующих индивидуалистов. Формалистическое направление в советской музыке породило среди части совет ских композиторов одностороннее увлечение сложными формами инструментальной симфонической бестекстовой музыки и пренебрежительное отношение к таким му зыкальным жанрам, как онера, хоровая музыка, популярная музыка для небольших оркестров; для народных инструментов, вокальных ансамблей и т. д. Все это неизбежно ведет к тому, что утрачиваются основы вокальной культуры я драматургического мастерства, и композиторы разучиваются писать для народа, свидетельством чего является тот факт, что за последнее время не создано пи одной советской оперы, стоящей на уровне русской оперной классики: " Отрыв некоторых деятелей советской музыки от народа дошел до того, что в их СВДэ получала распространение гнилая «теория», в силу которой непонимание му- 8 БШ 1 шогих современных советских композиторов пародом обгоняется тем, что народ якобы «пе дорос» еще до понимания их сложной музыки, что он поймет ее через сте- легия и что не стоит смущаться, если некоторые музыкальные произведена! не на ходят слушателей. Эта насквозь нвдивидуалистическая, в а д т е лротивонарояйая теория в еще большей степени способствовала некоторым композиторам и музыкове дам отгородиться от народа, от критики советской общественности и замкнуться в СВОЮ скорлупу, { . Культивирование всех этих и им подобных взгля|Д0в наносит величайший вред советскому музыкальному искусству. Терпимое отношение к этим взглядам означает распространение среди деятелей советской музыкальной культуры чуждых ей тен денций, ведущих к тупику в развитии музыки, к ликвидации музыкального ^искусства. Порочное, антинародное, формалистическое направление в советской музыке оказывает также пагубное влияние на подготовку и воспитание молодых композиторов в наших консерваториях и в первую очередь в Московской консерватории (директор тов. Шебалин), где формалистическое направление является господствующим, сту дентам не прививают уважение к лучшим традициям русской и западной классиче ской музыки, не воспитывают в них любовь к народному творчеству, к демократиче ским музыкальным формам. Творчество многих воспитанников консерваторий являет ся слепым подражанием музыки Д. Шостаковича, С. Прокофьева. 5 ЦК ВКП(б) констатирует совершенно нетерпимое состояние Советской музы кальной критики. Руководящее положение среди критиков занимают противники русской реалистической музыки, сторонники упадочной, формалистической музыки. Каждое очередное произведение Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Шебалина. эти критики об’являют «новым завоеванием советской музыки» и славословят в этой музыке суб’ективизм, конструктивизм, крайний индивидуализм, профессиональное усложнение языка, т. е. именно то, что должно быть подвергнуто критике. Вместо того, чтобы разбить вредные, чуждые принципам социалистического реализма взгля ды и теории, музыкальная критика сама способствует их распространению, восхва ляя п об’являя «передовыми» тех композиторов, которые разделяют в своем творче ство ложные творческие установки. Музыкальная критика перестала выражать мнение советской- общественности, мнение парода и превратилась в рупор отдельных композиторов. Некоторые музы кальные критики, вместо принципиальной об’ективной критики, из-за приятельских отношений стали угождать и раболепствовать перед теми илИ инызпЁ музыкальными, лидерами, всячески превознося пх творчество. т • . Все это означает, что среди части советских композиторов еще не изжиты пере житки буржуазной идеологии, питаемые влиянием современной упадочной западно европейской п американской музыки. •' * ЦК ВКП(б) считает, что это неблагоприятное положение на фронте советской музыки создалось в результате той неправильной линии в области совётской музыки, которую проводили Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР и 0£гко-‘ митет Союза советских композиторов. , ' . . Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР (тов. Храпченко) и Оргкомитет Союза советских композиторов (тов. Хачатурян) вместо moV чтобы раз- -вш^ть в .советской музыке р^алисти^сное, направление, основами, которого является Яризнание огромной прогрессивной роли* классически-о.наследства, в особевностн традиций русской музыкальной школы, использование этого наследства н его даль нейшее развитие, сочетание в музыке высокой содержательности е художественный совершенством музыкальной формы, правдивость и реалистичность музыки, ее глубо кая органическая связь с народом и его музыкальным и песенным творчеством, вы сокое профессиональное мастерство при одновременной простоте и доступности музы кальных произведений, по сутл дела поощряли формалистическое направление, чуж дое советскому народу. Оргкомитет Союза советских композиторов превратился в орудие группы компо- зитаров-формалпстов, стал основным рассадником формалистических извращений. В Оргкомитете создалась затхлая атмосфера, отсутствуют творческже дискуссии. Руко водители Оргкомитета и группирующиеся вокруг них музыковеды захваливают ан- тиреалпстичеекпе, модернистские произведения, не заслуживающие поддержки, а рабо ты, отличающиеся своим реалистическим характером, стремлением продолжать и развивать классическое наследство, об’являготся второстепенным*, остаются незаме ченными п третируются. Композиторы, кичащиеся своим «новаторством», «архире волюционностью» в области музыки, в своей деятельности, в Оргкомитете выступают как поборники самого отсталого и затхлого консерватизма, обнаруживая высокомер ную нетерпимость к малейшим проявлениям критики. ЦК ВКП(б) считает, что такая обстановка и такое отношение к задачам совет ской музыки, какие сложились в Комитете по делам искусств при Совете Минист ров СССР п Оргкомитете Союза советских композиторов, далее не могут быть терпи мыми, ибо они наносят величайший вред развитию советской музыки. За последние годы культурные запросы и уровень художественных вкусов советского народа необычайно выросли. Советский народ ждет от композиторов высококачественных и идейных произведений во всех жанрах — в области оперной, симфонической музыки, в песен ном творчестве, в хоровой и танцовальной музыке. В нашей стране композиторам предоставлены неограниченные творческие возможности и созданы все необходимые условия для подлинного расцвета музыкальной культуры. Советские композиторы имеют аудиторию, которой никогда не знал ни один композитор в прошлом. Было бы непростительно пе использовать все эти богатейшие возможности и не направить свои творческие усилия по правильному резлпстическому пути. ЦК ВКП(б) постановляет: 1) Осудить формалистическое направление в советской музыке, как антинарод ное и ведущее на деле к ликвидации музыки. 2) Предложить Xправлению пропаганды и агитации ЦК и Комитету по делам искусств добиться исправления положения в советской музыке, ликвидация указан ных в настоящем постановлении ЦК недостатков и обеспечения развития советской музыки в реалистическом направлении. 3) Призвать советских композиторов проникнуться сознанием высоких запро- сов, которые проявляет советский народ к музыкальному творчеству, я, отбросив со своего пути все, что ослабляет напгу музыку и мешает ее р а з в и т , обеспечить такой под’ем творческой работы, который быстро двинет вперед советскую музыкаль ную культуру п приведет к созданию во всех областях музыкального творчества полноценных, высококачественных произведений, достойных советскою народа. 4) Одобрить организационные мероприятия соответствующих партийных я со ветских органов, направленные на улучшение музыкального дела. 1 Гвардейцы в оставшиеся до праздника дни повышают качество боевой, полити ческий и физической подготовки, готовят достойный подарок матери-Родине. Недавно был проведен двадцатикиломет ровый переход на лыжах. Гвардейцы за щищали честь своих подразделений, доби вались новых спортивных успехов. Луч- БЕСЕДЫ СРЕДИ Еще в дни избирательной кампании тесная дружба завязалась между рабочи ми и их семьями одного населенного пунк та и гвардейцами. Десятки агитаторов приходили на квартиры, проводили бесе ды, раз’ясняли избирателям Положение о выборах, рассказывали о кандидатах сталинского блока коммунистов и беспар тийных, объясняли технику голосования. Население тепло встречало воинов. шие результаты показали офицеры Прн- гов, Афоиюшкин, гвардии сержант Рома нов, гвардии рядовые Медведцскнс п Ме щеряков. Онп продемонстрировали вынос ливость, мастерство в условиях резко пересеченной местности. Сейчас гвардейцы готовятся к лыжной эстафете в честь 30-летпя Советской Ар мии. НАСЕЛЕНИЯ Сейчас гвардейцы часто посещают квар тиры рабочих. Они рассказывают пм о героическом путл Советской Армии. Ком сомольцы гвардии старшие сержанты Со колов, Сыромятников и гвардии сержант Лебединский побывали в несколькпх квар тирах и провели беседы о зарождении Со ветской Армии, о ее организаторах — В. И. Ленине и П. В. Сталине. НОВАЯ ПРОГРАММА .• Коллектив художественной самодеятель ности под руководством гвардии капитана Тройнина готовит к празднику новую про грамму. Особое внимание в ней заслужи вает литературно-художественный монтаж об истории части. В нем будет рассказано о зарождении части, о первых ее герои, о том, за что часть получила пятнадцать благодарностей от Верховного Главно командующего Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина. Текст литера турно-художественного монтажа будут чи тать гвардии младший сержант Кузьменко, гвардии сержант Качалин и гвардии ря довой Афонин. Хор исполнит «Песню о Сталине»; «Песню артиллеристов». Частушки о Ро дине пропоют гвардпп сержант Дрогуль н Черкашин. Танцевальная группа, воз главляемая гвардпп рядовыми Исаевым и Гончаровым, готовит русские народные пляски. Старший лейтенант К. РУДЕНКО. ПОВЫШАЮТ БОЕВОЕ МАСТЕРСТВО Матросы и старшины нашей части встречают 30-летие Советской Армии но выми успехами в боевой и политической подготовке, фзддйный расчет «--младшего сержанта Ромашева изо дня в день совер шенствует боевую выучку. Здесь наряду с теоретической; • подготовкой * большое, внимание уделяеггся практическим трени ровкам на боевых постах по взаимозаме няемости. * Замковый старший матрос Чепенков, например, может уже заменить любой но мер в орудийном расчете, снарядный ма трос Дыдочкин изучил специальность зам кового. • Хороших успехов в боевой подготовке добились также электросвязисты Н-ского подразделения старшие матросы Кононов и Халдев. Они показывают пример вы сокой воинской дисциплины и ор ганизованности, систематически по вышают свои военные п - политические знания. Выполняя задание командования, старшие матрасы Кононов- и Халда 'до срочно произвели ремонт коммутатора и телефонных аппаратов. Пример честного выполнения воинского делга показывает электросвязист тстарший матрос Юровский. Недавно из строя вы шла линия связи. Найти и исправить по вреждение вышел Юровский. Он прошел по тундре несколько километров и лишь к ве черу обнаружил повреждение и устранил его. Замечательных успехов в учебе и служ бе добилось отделение водолазов, возглав ляемое старшиной 2 статьи Алексеевым. Оно закончило ремонт водолазной станции и сейчас готовит материальную часть к летней кампании. Старшина 1 статьи А. ГАНЕННО. • По местам недавних боев Рассназ бывалых моряков Ь — Новое в работе старшего мастера Николая Российского Зш ны й мастер , Московского завода кЕалибр» Николай Российский продол- * жает совершенствовать организацию труда f в езоем отделении. B<fe. подчиненные ему f мастера, закреплены за определенными I уча яками. Теперь не только он сам* но и годдий мастер его отделения поручают прарамму на месяц и лимиты по рабочей f сил», заработной плате, материалам и инструментам. Это повысило ответствен- . ность я роль каждого мастера, побудило их ! интенсивнее работать над собой, усилило соревнование внутри це?а. Один из масте ров, тов. Киселев, подс*рггав свои воз- I мо 1 ;яости,_обязался выполнить программу февраля ъ 30-<й годовщине Советской Ар- МЩ 1 . Остальные следуют'его примеру. Николай Российский энергично помо гает мастерам осваивать свои мдада рабо ты. С этой целью он упорядочил систему производственного учета. Сейчао каждый мастер в конце смены знает результаты ра боты за день, а на другой день может сообщить рабочему его зароботок. Валгаым делом, последних недель яви лось введение часового графика на поточ ных линиях и установление строгого ре гламента работы обслуживающего персо нала: ремонтников, контролеров, инстру ментальщиков и т . д. Это усилило четкость в распределении работы, дало возмож- вы- ность лучше использовать время я свободою несколько рабочих. . На участке организовано массовое изу чение рабочими своих станков. К учебе уже приступила треть станочников. В цехе, где работает Николай Россий ский, заканчивается составление стаха** новского промфинплана. Им предусматри вается дальнейший рост выпуска продук ции, повышение ее качества, снижение трудоемкости и значительное уменьшение себестоимости изделий. От стахановцев поступило 192 рационализаторских пред ложения. (ТАСС). ТИРАЖИ 2-г» ЗАЛИМКеТАНОЫЕИИЯ И РАЗВИТИЯм га д н о гэ ХОЗЯЙСТВА * Главное ’ управление сберегательных касс закончило расценку облигаций 2-го займа восстановления я развития варе ного хозяйства СССР. Рабочие я служащие получат эти облигация оцнввремениа с за- рабоггной платой в феврале. К этому сроку должны быт^ закончены также расчеты до займу с сельским на селением. Каждому шщт тт у будут вручены облигации на всю сумму упла- чевды* ими взносов. ' В нынешнем году состойся д а тиража этого займа. 1-й тираж состоится в июне. (ТАСС). Освобождение древнерусской Печенги и Печенгской области представляет замеча тельную страницу в боевой истории Се верного флота. Наряду с моряками надводных кораблей, морскими пехотинцами, летчиками, артил леристами в изгнании немецко-фашист- ских захватчиков нз Печенги принимали активное участие и моряки торпедных ка теров. Они умело высаживали на берег, занятый противником, десанты морских пехотинцев, меткими торпедными залпами на коммуникациях, ведущих в Печенге, громили вражеские конвои. За участие в этой операции несколько катерников заслужили высокое и почетное звание Героев Советского Союза, а слав ный катерник североморец Александр Ша балин был удостоен этого звания дважды. Недавно группа матросов посетила места, где завоевывалась боевая слава. Здесь участники боев за Печенгу знатные катерники офицеры Чернявский, Гуляев рассказали молодым матро сам и старшинам о недавних беях, о му жестве и храбрости участников Печенг ской операции. Молодежь внимательно слушала яркие рассказы бывалых моряков. Беседы о славном боевом пути катерни ков готовят сейчас ветераны Великой Оте чественной войны старшина 1 статьи Но виков, старшина 2 статьи Зорин и стар шина 1 статьи Каргополов. Лейтенант И. ГЕЛЕЙЕРЯ. Лекции о Советской Армии С большим интересом прослушала моло дежь цикл лекций о Советской Армии, организованный политотделом соединения. В первой лекции старший лейтенант Иль ченко рассказал комсомольцам и несоюз ной молодежи о Ленине и Сталине — великих вождях и организаторах Воору женных Сил нашей Родины. Офицер шта ба капитан Карклия прочел лекцию на ' А, — О" тему: «Ведущая роль Советской Армии в разгроме немецких захватчиков и япон ских империалистов». Подполковник Ели сеев свою лекцию посвятил теме — «Со ветская Армия ва страже мирного труда нашего народа». После каждой лекции в Доме офицера демонстрировался кинофильм. (Наш корр.). -• Глубокое изучениематериале! сессии Верховного СоветаССР В подразделеаи, где секретарем пар тийной организации офицер Емельяненко, солдаты, матросы и сержанты ^преступили к глубокдму научению материалов четвер той сессии Верховного Совета СССР. По- литработяви Голта и Сеиченке провали с личным составом полютЦормацнн на темы: «Закон о госдарстаеином бюджете» и «Цифры могущества нашей Родины». Готовятся также беседы по докладу Мини стра финансов СССР «гов. Зверев* н об итогах выполнения двух лет сталинской пявдетки .' Комсомолец младншй сержант Агафонов в техническом взводе проводит регулярно текстуальную читку материалов сессии н по натериалаи государственного бюджета организует беседы с .личным составом. Матросы и старшины с большим внимани ем слушают беседы агитаторов. ^тобы наглядно показать, как растет и цроцветает наша ‘ Родина, матрос Ла пин делает два монтажа: «Рост государ ственного бюдаита 1946 — 47 — 48 гг.» и «Итоги двух лет сталинской пятилетки». На диазраимах, цифрах, фотоснимках бу дет показан рост ведущих отраслей народ ного хозяйства послевоенной сталинской пятилетки.» (Наш корр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz