На страже Заполярья. 1948 год. Февраль.

З с г н а ш у { to e т скуго^Родипу! н а с т р а ж ПЯРЬЯ Ежедневная газета Северного флота К 37 (3033). . 1 т 1 1 W f Суббота 14 > февраля; 1948 г. Гм шцаиня 11-* rt Сегодн г vb номер е: Л твб ЬнерекВелихая дружба» В. Мура*? аели. Иостанбвление ЦК ВКЩб) от; 10 февраля 1948 p. (I стр.). * < Навстречу 39-летию йоветской Армии (1 стр.). *' " ' ' < > К 30-летню Советской Армии. Полков­ ник Н. Токарев. — Военно-Морской Флот * I - ' • • м* . г — верный помощ ник Советской Армии . (2 стр.). Фальсификаторы истории . (Историче- \ ская справка) (3 стр.). М атросские досуги (4 стр.). Нарушение : турецкими самолетами болгарской границы (4 стр.). * * А * • » ОБ ОПЕРЕ „ВЕЛИКАЯ ДРУЖБА" Постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года Навстречу 30-летию Советской Армии ГВАРДЕЙЦЫ ГОТОВЯТСЯ К ПРАЗДНИКУ . ДВАДЦАТИКИЛОМЕТРОВЫЙ ПЕРЕХОД I ЦК ВКЩб) считает, что опера «Великая дружба» (музыка В. Мурадели, либретто Г. Мдивани), поста®леявая Большим театром Союва ССР в дни 30-й годовщины Ок­ тябрьской революции, является порочным как в музыкальном, так и в сюжетном отношении, антихудожественным произведением. • / Основные недостатки оперы коренятся прежде всего в музыке оперы. Музыка оперы невыразительна, бедна. В ней пет нп одной запоминающейся мелодии или арин. Она сумбурна и дисгармонична, построена на сплошных диссонансах, на режу­ щ и слух звукосочетаниях. Отдельные строки и сцены, претендующие на мелодич­ ность, внезапно прерываются нестройным шумом, современно чуждым для нормаль­ ного человеческого слуха и действующим па слушателей угнетающе. Между музы­ кальным сопровождением и развитием действия на сцене нет органической связи. Вавалшая часть оперы — хоровое, соляное и ансамблевое пение — производит убогое впечатление. В силу всего этого возможности оркестра и певцов остаются невнаюльэсшнпыми. * Композитор не воспользовался богатством народных иелодай, песен, напевав,, 1 танцевальных и плясовых мотивов, которыми так богато творчество народов СССР и, в частности творчество народов, населяющих Северный Кавказ, где развертываются действия, изображаемые в опере, j • . В погоне за ложной «оригинальностью» музыки композитор Мурадели пренебрег ! лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности, отличающейся внутренней содержательностью, богатством мело­ дий и широтой диапазона, народностью, изящной, красивой, ясной музыкальной формой, сделавшей русскую оперу лучшей оперой в мире, любимым и доступным I широким слоям народа жанром музыки. Исторически фальшивой и искусственной является фабула оперы, претендующая ва изображение борьбы зз установление советской власти и дружбы народов на Се­ верном Кавказе в 1918— 1920 гг. Пз оперы создается неверное представление, будто такие кавказские народы, как грузины и осетины, находились в ту эпоху во вражде с русским народом, что является исторически фальшивым, таг- как помехой для уста­ новления дружбы народов в тот период па Северном Кавказе являлись ингуши и че­ ченцы. ЦК ВКЩб) считает, что провал оперы Мурадели есть результат ложного и губи­ тельного для творчества советского композитора формалистического путл, на который встал тов. Мурадели. Как показало осаещздте деятелей советской музыки, проведенное в ЦК ВКЩб), провал оперы Мутраделч пе является частным случаем, а тесно связан с неблагополуч­ ным, состоянием современной советской музыки, с распространением среди советских композиторов формалистического направления. v Еще в 1936 году, в связи с появлением оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», в органе ЦК ВКЩб) «Правда» былн подвергнуты острой критике антинародные, формалистические извращения в творчестве Д. Шостаковича и разо­ блачены вред и опасность этого направления для судеб развития советской музыки. «Црвазда», выступавшая тогда по указанию ЦК ВКЩб), ясно сформулировала требо­ вание, которые пред’являет к своим 'композиторам советский народ, t йеемотря на эта пред'лрежденкя, а также в о н р е ^ - i ^ «указаниям, какие были даны Центральным Комитетом ВКЩб) в его рещенйях о журналах «Звезда» и «Ленкн- трад», р кинофильме «Большая жизнь»* о репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению, в советской музыке пе было произведено никакой перестройки. Отельные успехи некоторых советских композиторов в области создания новых песен, ‘ ваавдцших признание и широкое распространение в народе, в области создания му- 4 зыби для кино и т. д. не меняют общей картины положения. Особенно плохо обстоит jp jo в области симфонического и оперного творчества. Речь идет о композиторах, дрщнржив&ющихся формалистического, антинародного направления. Это направление нашло свое наиболее полное выражение в произведениях таких композиторов, как тт. Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, П. Мясков- cfssdii и да., в творчестве которых особенно наглядно представлены формалистические «аврелцеивя, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому пароду • я eho художественным вкусам. Характерными признаками. такой музыки являются «трепание основных принципов классической музыки, проповедь атональности, диссо­ нанса и дисгармонии, являющихся якобы выражением «прогресса» и «новаторства» в pasяшип музыкальной формы, отказ от таких важнейших основ музыкального про- нзвершин, какой является мелодия, увлечешс сумбурными, невр 0 патичес 1 кимп соче- ’ танипш, превращающими музыку в какофопию, в хаотическое нагромождение звуков. Эта музыка сильно отдает духом совремешюй модернистской буржуазной музыки ' Еврозь! и Америки, отображающей маразм буржуазной культуры, полное отрицание , гузюкальвого искусства, его тупик. Существенным признаком формалистического направления является также отказ от полифонической музыки и пения, оснсвываюшнхся на одновременном сочэтанип и развитии ряда самостоятельных мелодических ланий, и увлечение однотонной, уни­ сонной музыкой и пением, зачастую без слов, что представляет нарушение многого­ лосого музыкально-песенного строя, свойственного нашему народу, и ведет к обедне­ нию в упадку музыки. Пвйирая лучшие традиции русской и западной классической музыки, отвергая эта традиции, как, якобы, «устаревшие», «старомодные», «консервативные», вьгео- комеааб третируя композиторов, которые пытаются добросовестно осваивать и разви- ? вать приемы классической музыки, как сторонников «примитивного традиционализ­ ма» н «эпигонства», многие советские композиторы, в погоне за ложнопонятным но­ ваторством, оторвались в своей музыке от запросов и художественнего вкуса совет­ ского народа, замкнулись в узком -кругу специалисте® и музыкальных гурманов, сшзнли высокую общественную роль музыки и сузили ее значение, ограничив его , удевюгаореиием извращенных вкусов эстетствующих индивидуалистов. Формалистическое направление в советской музыке породило среди части совет­ ских композиторов одностороннее увлечение сложными формами инструментальной симфонической бестекстовой музыки и пренебрежительное отношение к таким му­ зыкальным жанрам, как онера, хоровая музыка, популярная музыка для небольших оркестров; для народных инструментов, вокальных ансамблей и т. д. Все это неизбежно ведет к тому, что утрачиваются основы вокальной культуры я драматургического мастерства, и композиторы разучиваются писать для народа, свидетельством чего является тот факт, что за последнее время не создано пи одной советской оперы, стоящей на уровне русской оперной классики: " Отрыв некоторых деятелей советской музыки от народа дошел до того, что в их СВДэ получала распространение гнилая «теория», в силу которой непонимание му- 8 БШ 1 шогих современных советских композиторов пародом обгоняется тем, что народ якобы «пе дорос» еще до понимания их сложной музыки, что он поймет ее через сте- легия и что не стоит смущаться, если некоторые музыкальные произведена! не на­ ходят слушателей. Эта насквозь нвдивидуалистическая, в а д т е лротивонарояйая теория в еще большей степени способствовала некоторым композиторам и музыкове­ дам отгородиться от народа, от критики советской общественности и замкнуться в СВОЮ скорлупу, { . Культивирование всех этих и им подобных взгля|Д0в наносит величайший вред советскому музыкальному искусству. Терпимое отношение к этим взглядам означает распространение среди деятелей советской музыкальной культуры чуждых ей тен­ денций, ведущих к тупику в развитии музыки, к ликвидации музыкального ^искусства. Порочное, антинародное, формалистическое направление в советской музыке оказывает также пагубное влияние на подготовку и воспитание молодых композиторов в наших консерваториях и в первую очередь в Московской консерватории (директор тов. Шебалин), где формалистическое направление является господствующим, сту­ дентам не прививают уважение к лучшим традициям русской и западной классиче­ ской музыки, не воспитывают в них любовь к народному творчеству, к демократиче­ ским музыкальным формам. Творчество многих воспитанников консерваторий являет­ ся слепым подражанием музыки Д. Шостаковича, С. Прокофьева. 5 ЦК ВКП(б) констатирует совершенно нетерпимое состояние Советской музы­ кальной критики. Руководящее положение среди критиков занимают противники русской реалистической музыки, сторонники упадочной, формалистической музыки. Каждое очередное произведение Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Шебалина. эти критики об’являют «новым завоеванием советской музыки» и славословят в этой музыке суб’ективизм, конструктивизм, крайний индивидуализм, профессиональное усложнение языка, т. е. именно то, что должно быть подвергнуто критике. Вместо того, чтобы разбить вредные, чуждые принципам социалистического реализма взгля­ ды и теории, музыкальная критика сама способствует их распространению, восхва­ ляя п об’являя «передовыми» тех композиторов, которые разделяют в своем творче­ ство ложные творческие установки. Музыкальная критика перестала выражать мнение советской- общественности, мнение парода и превратилась в рупор отдельных композиторов. Некоторые музы­ кальные критики, вместо принципиальной об’ективной критики, из-за приятельских отношений стали угождать и раболепствовать перед теми илИ инызпЁ музыкальными, лидерами, всячески превознося пх творчество. т • . Все это означает, что среди части советских композиторов еще не изжиты пере­ житки буржуазной идеологии, питаемые влиянием современной упадочной западно­ европейской п американской музыки. •' * ЦК ВКП(б) считает, что это неблагоприятное положение на фронте советской музыки создалось в результате той неправильной линии в области совётской музыки, которую проводили Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР и 0£гко-‘ митет Союза советских композиторов. , ' . . Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР (тов. Храпченко) и Оргкомитет Союза советских композиторов (тов. Хачатурян) вместо moV чтобы раз- -вш^ть в .советской музыке р^алисти^сное, направление, основами, которого является Яризнание огромной прогрессивной роли* классически-о.наследства, в особевностн традиций русской музыкальной школы, использование этого наследства н его даль­ нейшее развитие, сочетание в музыке высокой содержательности е художественный совершенством музыкальной формы, правдивость и реалистичность музыки, ее глубо­ кая органическая связь с народом и его музыкальным и песенным творчеством, вы­ сокое профессиональное мастерство при одновременной простоте и доступности музы­ кальных произведений, по сутл дела поощряли формалистическое направление, чуж­ дое советскому народу. Оргкомитет Союза советских композиторов превратился в орудие группы компо- зитаров-формалпстов, стал основным рассадником формалистических извращений. В Оргкомитете создалась затхлая атмосфера, отсутствуют творческже дискуссии. Руко­ водители Оргкомитета и группирующиеся вокруг них музыковеды захваливают ан- тиреалпстичеекпе, модернистские произведения, не заслуживающие поддержки, а рабо­ ты, отличающиеся своим реалистическим характером, стремлением продолжать и развивать классическое наследство, об’являготся второстепенным*, остаются незаме­ ченными п третируются. Композиторы, кичащиеся своим «новаторством», «архире­ волюционностью» в области музыки, в своей деятельности, в Оргкомитете выступают как поборники самого отсталого и затхлого консерватизма, обнаруживая высокомер­ ную нетерпимость к малейшим проявлениям критики. ЦК ВКП(б) считает, что такая обстановка и такое отношение к задачам совет­ ской музыки, какие сложились в Комитете по делам искусств при Совете Минист­ ров СССР п Оргкомитете Союза советских композиторов, далее не могут быть терпи­ мыми, ибо они наносят величайший вред развитию советской музыки. За последние годы культурные запросы и уровень художественных вкусов советского народа необычайно выросли. Советский народ ждет от композиторов высококачественных и идейных произведений во всех жанрах — в области оперной, симфонической музыки, в песен­ ном творчестве, в хоровой и танцовальной музыке. В нашей стране композиторам предоставлены неограниченные творческие возможности и созданы все необходимые условия для подлинного расцвета музыкальной культуры. Советские композиторы имеют аудиторию, которой никогда не знал ни один композитор в прошлом. Было бы непростительно пе использовать все эти богатейшие возможности и не направить свои творческие усилия по правильному резлпстическому пути. ЦК ВКП(б) постановляет: 1) Осудить формалистическое направление в советской музыке, как антинарод­ ное и ведущее на деле к ликвидации музыки. 2) Предложить Xправлению пропаганды и агитации ЦК и Комитету по делам искусств добиться исправления положения в советской музыке, ликвидация указан­ ных в настоящем постановлении ЦК недостатков и обеспечения развития советской музыки в реалистическом направлении. 3) Призвать советских композиторов проникнуться сознанием высоких запро- сов, которые проявляет советский народ к музыкальному творчеству, я, отбросив со своего пути все, что ослабляет напгу музыку и мешает ее р а з в и т , обеспечить такой под’ем творческой работы, который быстро двинет вперед советскую музыкаль­ ную культуру п приведет к созданию во всех областях музыкального творчества полноценных, высококачественных произведений, достойных советскою народа. 4) Одобрить организационные мероприятия соответствующих партийных я со­ ветских органов, направленные на улучшение музыкального дела. 1 Гвардейцы в оставшиеся до праздника дни повышают качество боевой, полити­ ческий и физической подготовки, готовят достойный подарок матери-Родине. Недавно был проведен двадцатикиломет­ ровый переход на лыжах. Гвардейцы за­ щищали честь своих подразделений, доби­ вались новых спортивных успехов. Луч- БЕСЕДЫ СРЕДИ Еще в дни избирательной кампании тесная дружба завязалась между рабочи­ ми и их семьями одного населенного пунк­ та и гвардейцами. Десятки агитаторов приходили на квартиры, проводили бесе­ ды, раз’ясняли избирателям Положение о выборах, рассказывали о кандидатах сталинского блока коммунистов и беспар­ тийных, объясняли технику голосования. Население тепло встречало воинов. шие результаты показали офицеры Прн- гов, Афоиюшкин, гвардии сержант Рома­ нов, гвардии рядовые Медведцскнс п Ме­ щеряков. Онп продемонстрировали вынос­ ливость, мастерство в условиях резко пересеченной местности. Сейчас гвардейцы готовятся к лыжной эстафете в честь 30-летпя Советской Ар­ мии. НАСЕЛЕНИЯ Сейчас гвардейцы часто посещают квар­ тиры рабочих. Они рассказывают пм о героическом путл Советской Армии. Ком­ сомольцы гвардии старшие сержанты Со­ колов, Сыромятников и гвардии сержант Лебединский побывали в несколькпх квар­ тирах и провели беседы о зарождении Со­ ветской Армии, о ее организаторах — В. И. Ленине и П. В. Сталине. НОВАЯ ПРОГРАММА .• Коллектив художественной самодеятель­ ности под руководством гвардии капитана Тройнина готовит к празднику новую про­ грамму. Особое внимание в ней заслужи­ вает литературно-художественный монтаж об истории части. В нем будет рассказано о зарождении части, о первых ее герои, о том, за что часть получила пятнадцать благодарностей от Верховного Главно­ командующего Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина. Текст литера­ турно-художественного монтажа будут чи­ тать гвардии младший сержант Кузьменко, гвардии сержант Качалин и гвардии ря­ довой Афонин. Хор исполнит «Песню о Сталине»; «Песню артиллеристов». Частушки о Ро­ дине пропоют гвардпп сержант Дрогуль н Черкашин. Танцевальная группа, воз­ главляемая гвардпп рядовыми Исаевым и Гончаровым, готовит русские народные пляски. Старший лейтенант К. РУДЕНКО. ПОВЫШАЮТ БОЕВОЕ МАСТЕРСТВО Матросы и старшины нашей части встречают 30-летие Советской Армии но­ выми успехами в боевой и политической подготовке, фзддйный расчет «--младшего сержанта Ромашева изо дня в день совер­ шенствует боевую выучку. Здесь наряду с теоретической; • подготовкой * большое, внимание уделяеггся практическим трени­ ровкам на боевых постах по взаимозаме­ няемости. * Замковый старший матрос Чепенков, например, может уже заменить любой но­ мер в орудийном расчете, снарядный ма­ трос Дыдочкин изучил специальность зам­ кового. • Хороших успехов в боевой подготовке добились также электросвязисты Н-ского подразделения старшие матросы Кононов и Халдев. Они показывают пример вы­ сокой воинской дисциплины и ор­ ганизованности, систематически по­ вышают свои военные п - политические знания. Выполняя задание командования, старшие матрасы Кононов- и Халда 'до­ срочно произвели ремонт коммутатора и телефонных аппаратов. Пример честного выполнения воинского делга показывает электросвязист тстарший матрос Юровский. Недавно из строя вы­ шла линия связи. Найти и исправить по­ вреждение вышел Юровский. Он прошел по тундре несколько километров и лишь к ве­ черу обнаружил повреждение и устранил его. Замечательных успехов в учебе и служ­ бе добилось отделение водолазов, возглав­ ляемое старшиной 2 статьи Алексеевым. Оно закончило ремонт водолазной станции и сейчас готовит материальную часть к летней кампании. Старшина 1 статьи А. ГАНЕННО. • По местам недавних боев Рассназ бывалых моряков Ь — Новое в работе старшего мастера Николая Российского Зш ны й мастер , Московского завода кЕалибр» Николай Российский продол- * жает совершенствовать организацию труда f в езоем отделении. B<fe. подчиненные ему f мастера, закреплены за определенными I уча яками. Теперь не только он сам* но и годдий мастер его отделения поручают прарамму на месяц и лимиты по рабочей f сил», заработной плате, материалам и инструментам. Это повысило ответствен- . ность я роль каждого мастера, побудило их ! интенсивнее работать над собой, усилило соревнование внутри це?а. Один из масте­ ров, тов. Киселев, подс*рггав свои воз- I мо 1 ;яости,_обязался выполнить программу февраля ъ 30-<й годовщине Советской Ар- МЩ 1 . Остальные следуют'его примеру. Николай Российский энергично помо­ гает мастерам осваивать свои мдада рабо­ ты. С этой целью он упорядочил систему производственного учета. Сейчао каждый мастер в конце смены знает результаты ра­ боты за день, а на другой день может сообщить рабочему его зароботок. Валгаым делом, последних недель яви­ лось введение часового графика на поточ­ ных линиях и установление строгого ре­ гламента работы обслуживающего персо­ нала: ремонтников, контролеров, инстру­ ментальщиков и т . д. Это усилило четкость в распределении работы, дало возмож- вы- ность лучше использовать время я свободою несколько рабочих. . На участке организовано массовое изу­ чение рабочими своих станков. К учебе уже приступила треть станочников. В цехе, где работает Николай Россий­ ский, заканчивается составление стаха** новского промфинплана. Им предусматри­ вается дальнейший рост выпуска продук­ ции, повышение ее качества, снижение трудоемкости и значительное уменьшение себестоимости изделий. От стахановцев поступило 192 рационализаторских пред­ ложения. (ТАСС). ТИРАЖИ 2-г» ЗАЛИМКеТАНОЫЕИИЯ И РАЗВИТИЯм га д н о гэ ХОЗЯЙСТВА * Главное ’ управление сберегательных касс закончило расценку облигаций 2-го займа восстановления я развития варе­ ного хозяйства СССР. Рабочие я служащие получат эти облигация оцнввремениа с за- рабоггной платой в феврале. К этому сроку должны быт^ закончены также расчеты до займу с сельским на­ селением. Каждому шщт тт у будут вручены облигации на всю сумму упла- чевды* ими взносов. ' В нынешнем году состойся д а тиража этого займа. 1-й тираж состоится в июне. (ТАСС). Освобождение древнерусской Печенги и Печенгской области представляет замеча­ тельную страницу в боевой истории Се­ верного флота. Наряду с моряками надводных кораблей, морскими пехотинцами, летчиками, артил­ леристами в изгнании немецко-фашист- ских захватчиков нз Печенги принимали активное участие и моряки торпедных ка­ теров. Они умело высаживали на берег, занятый противником, десанты морских пехотинцев, меткими торпедными залпами на коммуникациях, ведущих в Печенге, громили вражеские конвои. За участие в этой операции несколько катерников заслужили высокое и почетное звание Героев Советского Союза, а слав­ ный катерник североморец Александр Ша­ балин был удостоен этого звания дважды. Недавно группа матросов посетила места, где завоевывалась боевая слава. Здесь участники боев за Печенгу знатные катерники офицеры Чернявский, Гуляев рассказали молодым матро­ сам и старшинам о недавних беях, о му­ жестве и храбрости участников Печенг­ ской операции. Молодежь внимательно слушала яркие рассказы бывалых моряков. Беседы о славном боевом пути катерни­ ков готовят сейчас ветераны Великой Оте­ чественной войны старшина 1 статьи Но­ виков, старшина 2 статьи Зорин и стар­ шина 1 статьи Каргополов. Лейтенант И. ГЕЛЕЙЕРЯ. Лекции о Советской Армии С большим интересом прослушала моло­ дежь цикл лекций о Советской Армии, организованный политотделом соединения. В первой лекции старший лейтенант Иль­ ченко рассказал комсомольцам и несоюз­ ной молодежи о Ленине и Сталине — великих вождях и организаторах Воору­ женных Сил нашей Родины. Офицер шта­ ба капитан Карклия прочел лекцию на ' А, — О" тему: «Ведущая роль Советской Армии в разгроме немецких захватчиков и япон­ ских империалистов». Подполковник Ели­ сеев свою лекцию посвятил теме — «Со­ ветская Армия ва страже мирного труда нашего народа». После каждой лекции в Доме офицера демонстрировался кинофильм. (Наш корр.). -• Глубокое изучениематериале! сессии Верховного СоветаССР В подразделеаи, где секретарем пар­ тийной организации офицер Емельяненко, солдаты, матросы и сержанты ^преступили к глубокдму научению материалов четвер­ той сессии Верховного Совета СССР. По- литработяви Голта и Сеиченке провали с личным составом полютЦормацнн на темы: «Закон о госдарстаеином бюджете» и «Цифры могущества нашей Родины». Готовятся также беседы по докладу Мини­ стра финансов СССР «гов. Зверев* н об итогах выполнения двух лет сталинской пявдетки .' Комсомолец младншй сержант Агафонов в техническом взводе проводит регулярно текстуальную читку материалов сессии н по натериалаи государственного бюджета организует беседы с .личным составом. Матросы и старшины с большим внимани­ ем слушают беседы агитаторов. ^тобы наглядно показать, как растет и цроцветает наша ‘ Родина, матрос Ла­ пин делает два монтажа: «Рост государ­ ственного бюдаита 1946 — 47 — 48 гг.» и «Итоги двух лет сталинской пятилетки». На диазраимах, цифрах, фотоснимках бу­ дет показан рост ведущих отраслей народ­ ного хозяйства послевоенной сталинской пятилетки.» (Наш корр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz