На страже Заполярья. 1948 год. Февраль.

С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 1 « н р * л я Т О 1 > ..7 б 29 (30! ОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ Сержант Алексей Ш т гиы й толъво что освободился от наряда, когда его вызвал! к офицеру. Здесь состоялась беседа, оп­ ределившая новую работу гвардейца. Ему поручали работу помощника руководителя политических занятий. — Вам доверяется 6oj&taoe и важное дело, товарищ гвардр^ сержант,— говорил политработник, —^ вместе с руководителем на вас возлагается обя- • занность воспитывать молодых советских граж­ дан. Помогите товарищам стать сознательными воинами, стремящимися добросовестно выполнять свои долг перед Родиной. — Спасибо за дове­ рие. Постараюсь его оп­ равдать, — заверил сер­ жант. Вечером Штучный встретился с руководите­ лем полнтзанятий. Тот знал сержанта, как от­ личника боевой и поли­ тической подготовки.* Сейчас он стал его по­ мощником, п офицер рас­ сказал ему об обязанно­ стях, познакомил с ука­ заниями Главного Поли- ' тического Управления Вооружеппых Сил. —■Будете помогать отстающим, пропу­ стившим занятия, а в мое отсутствие за­ ниматься с группой самостоятельно, — сказал в заключение офицер. Эти слова заставили задуматься сер­ жанта. «У меня же нет никакого опыта воспитательной работы, о методике пред­ ставления не имею, — думал он. — А зна­ ния? Хватит ли знаний!? Одно дело учиться отлично самому, щ тое — учить товарищей». Постарался успокоить себя — опыт придет с работой. Нужно только серьезно взяться за дело. Вначале Штучный обрати свое внима­ ние па подготовку класса. На всю группу там стояло два стола да пары две ска­ меек. Не было и наглядных пособий. При­ шлось обратиться к командиру и вместе в ним пооывать у хозяйственников и в клубе. Нашлись столы, скамейки. Достал и пособия. В свободные минуты сержант нарисовал схемы, диаграммы по материалам изучаемых тем. Б началу очередного заня­ тия каждый слушатель имел свое место, мог пользоваться географической картой. Обо всем позаботился помощник руководи­ теля. Казалось бы, это мелочь, но все име­ ло большое значение.'Занятия стали прохо­ дить более организованно. На очередном занятии шла итоговая бе­ седа по теме: «Как рабочие и крестьяне под руководством партии Ленина— Сталина построили социализм в нашей стране». — Еаких результатов достиг наш народ в итоге выполнения первой пятилетки? — задал вопрос руководитель. Ответило несколько человек. Офицер предложил рядовому Павленко обобщить их выступления. Тот долго мялся, сказал не­ сколько невнятных слов и замолчал. Не по­ могли ему и наводящие вопросы руководи­ теля. Ничего не мог сказать в тот день и ря­ довой Ключик. Оба явно отставали от това­ рищей. Выбрав свободную минуту, Штучный вапросто поговорил с солдатами, поста­ рался выяснить, что мешает им хорошо учиться. — Верите или нет, — говорил Павлен­ ко, — я понимаю вопрос, разбираюсь в материале, а вот подобрать слова, об’яснпть не умею. — У меня сложнее, — посетовал рядовой Елючпк. — Слушаю слова руководителя— как будто все понятно. То же— когда читаю книгу. А приду в класс — все из головы вылетит. Пробовал записывать — места в тетради нехватает и пишу не то, что нужно. — Это дело поправимое. Научиться все­ му можно, стоит только захотеть, — по­ старался ободрить бойцов Штучный.— Хо­ тите, я вам помогу? Оба с радостью согласились. На сле­ дующий же день приступили к работе. Прежде всего решили повторить только что пройденную тему: «Как рабочие и кре­ стьяне под руководством партии Ленина— Сталина построили социализм в нашей стране». Штучный подробно рассказал о сталинском плане индустриализации стра­ ны и коллективизации сельского хозяй­ ства, о тех изменениях в нашей жизни, которые произошли в итоге выполнения довоенных сталинских пятилеток. Тут же детально познакомились с вы­ сказываниями Ленина и Сталина о социа­ лизме и коммунизме. С помощью сер­ жанта оба слушателя записали основные выводы в свои тетради. В следующий раз Штучный уже не рас- *• сказывал, а сам задавал вопросы по теме, помо­ гал четко сформулиро­ вать ответы. Если слу­ шатели отвечали неполно пли к*;правильно, оп до­ полнял IX слова, поправ­ лял, а йотом предлагал повторить снова. Так постепенно помощник руководителя ириучал солдат самостоятельно излагать свои мысли. Иа другом занятии ру­ ководитель вызвал рядо­ вого Рогозина и сказал: — Покажите на карте угольные залежи в Сиби­ ри и на Дальнем Востоке. Слушатель подошел к карте и в нерешительно­ сти показал на ней Урал и Чукотку. — Вот здесь идет разработка угля, — сказал эти слова и сам усомнился в их верности. Штучному сразу стало ясно, что Рого­ зин не может разобраться в карте. Об этом после занятия сказал ему и руководитель, поручив помочь слушателю. С чего начать? — встал вопрос перед сержантом. Можно было, пак говорится, «натаскать человека», посоветовать ему механически зазубрить то, что относится к теме. Но такой метод многого не дает. Штучный пошел по другому пути. Он об’яснпл товарищу значение градусной сет­ ки, различных цветовых оттенков на кар­ те, показал условные знаки изображения на карте железных дорог, водных путей, больших и малых городов, характер тех пли иных промышленных районов. Не одия вечер занимался помощник ру­ ководителя со слушателем. Сержант назы­ вал города, а Рогозин находил их на карте. Ошибется — вместе исправят ошибку. По­ степенно солдат изучил физическую и ад­ министративную карты СССР. Он мог пока­ зать не только границы нашей страны, со­ юзных республик, но и места залежей по­ лезных ископаемых, важнейшие промыш­ ленные районы, новостройки послевоенной сталинской пятилетки. Рогозин уже ни в чем не отставал от своих тсварнщей по группе. Помогая отстающим, проводя дополни­ тельные занятия с солдатами, пропустив­ шими основные занятия, Штучный вел ра­ боту п с остальными слушателями. Боль­ шую пользу принесли его беседы с солда­ тами в часы самостоятельной подготовки. Здесь оп выяснял, как тот пли иной слу­ шатель разбирается в материале, какую литературу прочитал, что записывает в конспекте. Метод помощника руководителя был таков: замет вопрос одному, а отве­ тит он — проепт дополнить других. Очень часто возникала товарищеская дискуссия. Каждый старался доказать свою правоту. В споре рождалась истина — правильное понимание каждого вопроса. Это крепко оставалось в памяти, и солдаты активно вы­ ступали па классно-групповых занятиях. Большие задачи возложены на помощни­ ка руководителя политических занятий. С ними невозможно справиться, если самому не учиться постоянно, не готовить­ ся к каждой теме. Сержант Штучный мпо- го работает над собой. Узнав название очередной темы, он в библиотеке подбирает рекомендованную литературу, внимательно прочитывает ее и составляет конспект. Ко­ нечно, у него встречаются и трудности. Тогда сержант обращается к пропаганди­ сту части, к руководителю и консульти­ руется у них. Такая подготовка помогает ему всегда хорошо знать материал, пере­ дать свои знания слушателям. На осенней инспекторской проверке в группе, где работает Штучный, не оказа­ лось ни одного отстающего. Пет и в на­ стоящее время. Сержант с честью оправдал оказанное доверие. Майор И. ПОЛЯКОВ. Воспитанник комсомола Комсомолец Мальцев пришел служить на флот из деревни. Когда он первый раз сту­ пил на палубу корабля и увидел машины, грозное оружие, то невольно подумал, что ему никогда не справиться с этой сложной техникой. Оп с завистью смотрел на старо­ служащих, которые ловко и без труда дей­ ствовали у приборов и механизмов. Но Мальцев был комсомолец. А комсомо* лец обязан знать и все делать лучше дру­ гих. Значит, нужно было добиться того, чтобы и на флоте стать хорошим специали­ стом. Началась пора напряженного труда по освоению техники военного дела. Мальцев готовился стать артиллеристом. Изо-дня в день он накапливал знания. Для этого воин не жалел ни сил, нп времени. Часто вечерами, когда товарищи отдыхали, оп си­ дел у себя в кубрике и повторял пройден­ ное. Бывали случаи, что он не мог сам разобраться в сложных приборах, просле­ дить взаимодействие частей оружия. Тогда комсомолец обращался к командиру или старослужащим. А те, в свою очередь, охот­ но откликались на просьбы матроса, рас­ сказывали, об’яснялп. Знания не приобретаются легко и сразу. Мальцев убедился в этом на собственном опыте. Освоение сложной морской техники приходилось вести с напряжением всех сил. Но и дела его шли вперед. Знания, опыт накапливались с каждым днем все больше. Успехи были очевидны. Теперь он мог не только тренироваться отрабатывать свои действия, но н при случае устранить за­ держки в стрельбе. Особенно много труда вложил комсомо­ лец, готовясь к летней кампании. Он отчет­ ливо представлял себе, что во время по­ хода ему придется вести боевую стрельбу и что поразить цель без промаха можно только тогда, когда в совершенстве отра­ ботаешь действия у установки и натрени­ руешь глаз в точности прицеливания. Каж­ дая минута свободного времени отдавалась достижению этой цели. Труд никогда не нропатает даром. Плоды его всегда положительно скажутся па ра­ боте. Так было и па этот раз. Боевые стрельбы Мальцев провел хорошо. От своего командира он получил благодарность. Похвала командира не вскружила голову молодому моряку. Паоборот, он с еще боль­ шим рвением взялся за учебу. Благодар­ ность звала его вперед к повым знаниям. Овладевая военно-морским делом, тов. Мальцев не отрывался и от общественной жизни, внутрисоюзной работы. Комсомолец находил время и для работы пад собой. Воспитывая в себе качества искусного мо­ ряка, Мальцев занимался политическим са­ мообразованием: читал, изучал основы марксизма-леннпизма. Как передового, при­ мерного члепа ВЛКСМ, комсомольцы избра­ ли его членом бюро. В первое время службы Мальцеву было тяжело. По напористость, стремление в работе помогли ему преодолеть трудпостп. И еслп рапыпе члены RTRCM помогали ему овладевать специальностью, учили прак­ тике работы в комсомоле, то сычас он сам оказывает помощь повпчкам п товарищам, отстающим в учебе. Заветной мечтой для комсомольца Маль­ цева было вступить в большевистскую пар­ тию. Он попимал, что принадлежность к ВКП(б) налагает дополнительные обязатель­ ства. Член, кандидат В!Ш(б) не только обязаны служить примером для других, но п нести ответственность за товарищей, вести среди них постоянную воспитательную ра­ боту, отстающих подтягивать до уровня пе­ редних. В этом Мальцев видел удовлетво­ рение, это как раз и звало его, влекло в партию. Заявлепие комсомольца Мальцева о приеме в ВКП(б) обсуждалось на партсобра­ нии. Товарищи Абузеров, Дербин п дру­ гие в своих выступлениях характеризовали ею, как передового воина. По их предложе­ нию Мальцев единогласно был прпнят в кандидаты ВКП(б). Связав свою судьбу с жизнью партии большевиков, тов. Мальцев почувствовал, что он теперь должен с еще большей энер­ гией трудиться на благо Родппы, что на пе­ го смотрят п с него берут пример беспартий­ ные. Мальцев высоко несет звание кандидата ВКП(б). У него есть чему поучиться: оп отличник боевой и политической подготов­ ки, образцово ведет себя в быту и на служ­ бе. Старший матрос В. ИВАНОВ. Рост знаний и мастерства Когда спросиля матроса Виноградова, успешно окончившего Учебны! отряд, на каком флоте оп желает служить, Виногра­ дов заявил: — Я хочу бьггь бакалейным, умелым моряком, а поэтому прошу назначить меня на Северный флот... Его примеру последовали многие моло­ дые матросы, отличники учебы. Среди них электрик Ена, моторист Кожевников, трюм­ ный Гущин, рулевой-сигналыцик Онофрей- чук и другие. Их просьба была удовлетво­ рена. Экипаж лодки, на которую прибыли но­ вички, тепло встретил молодых матросов. Опи влились в дружную корабельную семью. — Трудно будет, — как бы про себя сказал матрос Шалыгин, осматривая цен­ тральный отсек- — А вы трудностей не бойтесь, — за­ метил стоявший рядом старший матрос Огнев. — Было бы у вас желание, а мы вам всегда поможем. Командир отделения трюмных старшина 2 статьи Семухин ознакомил молодых мо­ ряков с системой всплытия и погружения, с водоотливными средствами. Старший ма­ трос Огнев показал и рассказал о главных электромоторах и различных приборах. Старшина 2 статьи Хабаров подробно оз­ накомил вновь прибывших с устройством дизелей и моторов. Молодые матросы с большим вниманием и интересом слушали бывалых моряков, запоминали каждое их слово. Новички проявляли любознатель­ ность к каждому прибору, расспрашивали, для чего он служит, -как устроен и как действует. Только матрос Онофрейчук ничего не ччеепратппвал. Переходя из отсека в отсек, :*н безразлично смотрел на многочислен­ ные приборы и ничем, казалось, не ин­ тересовался. Это заметил старшина 2 ста­ тьи Семухин. — Что же вы ни о чем не спрашиваете, разве вас ничто не интересует? — спросил старшина- — А зачем мне знать все эти водоотг лпвные средства, разные систерны и агре­ гаты? Я ведь рулевой. Мне надо знать ру­ левое устройство, — ответил матрос. — Неправильно вы рассуждаете, — сказал старшина. — На лодке каждый человек в случае необходимости должен умет:, заменить товарища даже другой специальное™. Этому учит нас опыт вой­ ны. Вот послушайте, я расскажу, вам один случай, который произошел вот на этой самой лодке в суровые дни 1944 года. Старшина сел на край подвесной желез­ ной койки. Вокруг него собралось много молодых. П р и н т я матросы, которые д ав * служат на лодке, но же принжмали участия в боевьоцпоходо. Матросы любят слушать рассказы участников войны о боевой жиз­ ни корабля, о подвигах бывалых товари­ щей. — Стоял полярный день, — начал рас­ сказ старшина.— Лодка находилась у бере­ гов противника. Луч! солнца слепил! гла­ за вахтенного командира и сигнальщика, мешали вести наблюдение по горизонту и за воздухом. Чтобы лучше вести наблюдение в секторе солнца, сигнальщик Медарь на линзы одел цветные фильтры-стекла я стал, не отрываясь, всматриваться в гори­ зонт... И вдруг он увидел пенистый след воды... — Торпеда! — воскликнул Медарь. — Лево на борт! — скомандовал коман­ д а . Резким поворотом лодка ушла влево- Всего несколько метров расстояния отдели­ ли лодку от торпеды врага. Секунда спасла жизнь. Вражеская торпеда пронеслась па­ раллельно с наи'^й лодкой. Благодаря от­ личному знание специальности, сигналь­ щик Медарь спас лодку и весь экипаж. Вы, товарищ Онофрейчук, тоже сигиалыцик, вам нужно с первых дней службы на ко­ рабле учесть, что от сигнальщика в боевой обстановке зависит очень многое. Ра^клз старшины запомнился. Матрос Онофргпч>*; понял свою ошибку. Старшина 1 статьи Котенко провел в молодыми матросами беседу о боевых тра­ дициях подводной лодки. Он рассказал о победах, одержанных экипажем в борьбе с фашистскими пиратами, о героических подвигах подводников Еремина, Медаря, Панцов*, Добряка и других, которые, бла­ годаря отличному знанию своего дела, на протяжении всей войны обеспечивали безукоризненную работу своих боевых по­ стов. — Сейчас многие ветераны войны, — говорит тов. Котенко, — убыли в долго­ срочный отпуск. Их боевые посты заняли другие бойцы и вы, молодые моряки. Слу­ жите честно, товарищи, не роняйте славу корабля, добытую в тяжелых боях.' За всех присутствующих на беседе ска­ зал матрос Гущин: — Будем служить честно, не уроним достоинство своего •корабля- (Молодые матросы с первых дней горячо принялись за изучение устройства лодки и овладение своей специальностью. Они целы­ ми вечерами просиживали за схемами, учебниками и инструкциями, В свободное от службы время матросы Гущин, Вино­ градов, Онофрейчук и другие приходили на лодку л там непосредственно на боевых постах закрепляли знания, полученные ва По аеем неясным вопроса* мо­ лодежь обращалась к опытным старшинам гг. Котенко, Семухнну, Онищенко. Быва­ лые моряки с охотой помогали молодым. Молодые матросы старались запомнить каждый изгиб медной трубы, проходящей внизу по трюмам, каждое крепление ка­ беля. Вскоре лодка вышла в море. Для моло­ дых это был первый поход, в котором они должны были показать свои знания мате­ риальной части и умение обслуживать ее. И новички не подкачали. Они у боевых механизмов исправно несли ходовую вах­ ту. Рулевой сигнальщик Онофрейчук хо­ рошо стоял на руле, своевременно докла­ дывал старшине 1 статьи Аминину обо всем замеченном. Мотрристы Юрасов и Ви­ ноградов обеспечили бесперебойную работу дизелей. Не было нп единого заедания в механизмах, которые обслуживали матросы Гущин и Черненький. Четко и уверенно действовал на боевом посту матрос Ена. Выход корабля в море был хорошей школой для молодых моряков. Они начала приобретать необходимые навыки в несе­ нии ходовой вахты, устраняли возникав­ шие неисправности, учились действовать на боевых постах. Слово свое молодые моряки сдержали. Матросы Виноградов, Гущин, Пантюхов, Онофрейчук, Каплуненко и другие хорошо сдали зачеты- по кем программам. Они по­ казали твердые знания по своей специаль­ ности и по устройству корабля. Сейчас молодые матросы борются за то, чтобы их фамилии были занесены на До­ ску отличников корабля. Матрос Гущин уже достиг этого. Повседневной настойчи­ вой учебой он добился хороших результа­ тов. С помощью командира отделения стар­ шины 2 статьи Семухина он отлично изу­ чил свою специальность и вошел в число отличников боевой и политической подго­ товки. Командование корабля за короткое время об’явило матросу Гущину ряд по­ ощрений. Как комсомольцу— отличнику бое­ вой и политической подготовки, командир корабля перед строем личного состава вру­ чил Гущину пакет с подарками шефов— комсомольцев столицы. Хороших результа­ тов добились матросы Кожевников, Каплу­ ненко и другие- Так растет боевое мастерство молодых подводников. Недавно приказом командова­ ния молодые матросы Виноградов, Гущин, Пантюхов, Онофрейчук, Каплуненко и дру­ гие были зачислены штатными специали­ стами и допущены к самостоятельному не­ сению вахты. Старшина 2 статьи В. РЫЖНОВ. „Боевой пост н бою готов! ■■■ Не спешха, а четкость и быстрота требуются от матроса Результат отсутствия партийного руководства Большую часть личного состава Н-еко- го подразделения составляют комсомольцы. Однако, несмотря на свою многочислен­ ность, работы комсомольской организации в подразделении не чувствуется. Среди комсомольцев имеются нарушители воин­ ской дисциплины и невыполняющие норм выработки. Попробуем разобраться в причинах. За­ пущенность комсомольской работы, как показывают факты, прежде всего об’яс- пяется тем, что партийное бюро, секрета­ рем которого до последнего времени был т- п. Ласкпн, беззаботно относилось к кон­ с у л ьиам. На комсомольских собраниях па 6iopo коммунисты не присутствовали, беседы с секретарем комсомольской органи­ зации главным образом сводились к стерео­ типным вопросам: «Что делаете?», «Есть ли план работы?» и т. д. Партийное бюро заинтересовалось комсомольской организа­ цией лишь тогда, когда положение стало нетерпимым. Случилось так, что секретарь комсомольского бюро коммунист Копытин совершил недостойный проступок. Это по­ служило поводом вызвать Копытина на партбюро, и лишь тогда полностью выяс­ нилась картина подлинного состояния комсомольской работы. Сигналы о том, что Копытин плохо руководит комсомольской организацией, имелись у партбюро, но оно не придавало нм никакого значения. За воспитание комсомольцев в духе вы­ сокой дисциплинированности и организо­ ванности песет ответственность вся парт­ организация. Коммунисты имеют большой опыт, навыки работы с людьми и их обя­ занность помогать молодежи в изучении специальности, в овладении революцион­ ной теорией. Этого не было в парторгани­ зации. Хочется надеяться, что новый состав партбюро, не в пример старому, поможет комсомольцам стать отлпчпнкамп боевой и политической подготовки, активными уча­ стниками общественной кизии подразде­ ления. Младший лейтенант Е. ЛУБЕНЕЦ. В повседневной практике иной раз при­ ходится встречать факты, когда некоторые матросы не понимают серьезности тща­ тельно.. подготовки боевого поста к бою. У таких матросов все действия сводятся к формальпостп. Прибегают они на свой боевой пост п, пе сделав всего, что им по­ ложено, уже спешат доложить: «Боевой поет к бою готов!» После проверки выяв­ ляется, что мпогое еще не сделано и фак­ тически пост к бою не совсем готов. Такая поспешность п несерьезность бы­ вает у пеопытшлх матросов, которые не научились правильно и последовательно выполнять все действия, указанные в инструкции. Можно сказать, что они и инструкции своей твердо пе усвоили. По­ нятно, что это отрицательно сказывается па готовности поста — пушки, механизма или машины, но особенно большой вред это прппосит аварийной партии, когда дело касается борьбы за живучесть поста, а то и корабля в целом. Ведь того недостаточно, что матрос ава­ рийной партии задраит иллюминаторы или люки, выключит нагнетательную венти­ ляцию или закроет расход пожарной ма­ гистрали. Об’ем работы по приготовлению боевого поста аварийной партии значитель­ но больше. Необходимо, например, внима­ тельно приготовить п проверить налпчие и состояние того аварийного имущества или агрегата, которыми матросу придется действовать при пожаре плп пробоине. Проводпмые тренировки показывают, что это делают пе все бойцы. Матрос Щецов, только успел прибежать на боевой пост, каг. сразу доложил: «Боевой пост к бою готов!». Командир поста, взяв инструк­ цию, проверил, насколько Щецов ее вы- полппл. Оп приказал ему запустить мото­ помпу, по матрос ответил: — В ней нет бензина. — Так почему же вы докладываете, что боевой пост к бою готов, если не можете запустить помпу? — спросил командир. Ответить Щецову было нечего. Таким образом, один боец боевого поста оказывается безоружным. В случае необ­ ходимости он не сможет цринять участия в ликвидации пожара и не выполнит своих обязанностей. Не только приготовление механизмов к немедленному действию имеет решающее значение для аварийной партии. Весь лич­ ный состав должен знать, где находится ма­ териал, чтобы возможно быстрее доставить его к месту. Еслп матрос не проявит этой заботы, то, когда придет необходимость до­ ставить аварийный материал к месту по­ жара или пробоины, он начнет его искать и потратит напрасно ценное время. Так было и с матросом Левагиным. Со­ гласно боевой инструкции по борьбе с во­ дой, он обязан подносить чепы к месту повреждения и заделывать ими осколочные пробоины. — Принесите чепы,— приказал коман­ дир поста. Матрос бросился выполнять приказание. Но как он ни старался, 4i 4 не нашел, потому что не знал, пе они находятся. А ведь отнесись Левагпн серьезнее к обя­ занностям, боевой пост был бы действи­ тельно готов к бою. Таким образом, н этот матрос оказался неспособным принять участие в ликвида­ ции повреждений. Причина этого — уко­ ренившиеся условности и формальное вы­ полнение обязанностей. Могут ли подобные действия матросов Щецова и Левагина отразиться на состоя­ нии боевой части? Безусловно, могут. Матросу поручено выполнять определен­ ные и точные обязанности по приготовле­ нию своего поста, чтобы пост функциони­ ровал в полном об'еме и при первой необхо­ димости. Дается для этого и время. Каж­ дый боец, выполнив все положенное по инструкции, докладывает о готовности командиру аварийной партии, командир аварийной партии — на командный пункт боевой части, а оттуда— на главный команд­ ный пункт командиру корабля. Все полу­ чавшие доклады с боевых постов уверены, что каждый боевой пост готов к действию, и, исходя из этого, принимают решение. На самом же деле оказывается, что при­ казания выполнить нельзя, так как у од-, ного матроса доклад был ложный. Значит, матрос, формально приготовивший свой боевой пост, ввел в заблуждение и коман­ дира боевой часта и командира корабля. Когда такое отношение обнаруживается во время занятий и тренировок, то матросу можно указать на упущение. Но ведь на тренировках бойцы учатся, как надо дей­ ствовать в боевой обстановке. Поэтому нет гарантии, что матрос, привыкший к ус­ ловностям при приготовлении боевого поста на занятиях, так же поступит и при дей­ ствительном пожаре или 4чробоине. Во время тренировок командирам боевых постов нельзя допускать никаких условно­ стей. Они обязаны тщательно проверять, как приготовлен пост к бою. А матрос дол­ жен обстоятельно доложить оо отсутствии требуемого по инструкции аварийного ма­ териала. Обнаруженные недостатки тут же необходимо устранить, чтобы пополнить недостающий материал. В то же время на командира боевого по­ ста возложена обязанность всемерно улуч­ шать организацию, повышать ответствен­ ность матросов аварийных партий за при­ готовление боевого поста к бою. Без требо­ вательности здесь ничего не сделаешь. Старшина, который в повседневной жизгш требователен к подчиненным и придирчив к недостаткам, не допустит формального отношения подчиненных к приготовлению боевого поста. Главнмй старшина Л. ЗЕЛЕНСКИЙ. Молодые специалисты В группе мичмана Коркоцкого молодые матросы тт. Черкасов и Брытанов, пришед­ шие пз Учебного отряда, изучили спе­ циальность моториста и с высокой оцен­ кой сдали экзамены по устройству лодки. Матрос Черкасов уже стал штатным спе­ циалистом. За высокие показатели в боевой н политической подготовке матросы Чер­ касов и Ьрыгапов первыми были отпущены в очередной краткосрочный отпуск. лейтенант Г. МОЗЕРОВ. Настойчивость в учебе Матрос Иванов пришел на корабль сов­ сем недавно. Сначала он встретил немало трудностей в освоении специальности трюм­ ного машиниста. Незнакомая техника пуга­ ла его и в то же время привлекала к себе. Теоретические знания он подкреплял ра­ ботой на механизмах. Большую помощь ему оказал матрос Беркун, который кропотливо раз’яснял назначение и устрой агрега­ тов. Ha-днях на корабле проходил ремонт матросской бани. Молодому специалисту до­ верили заменить и протереть ряд клапанов. С этой работой Иванов справился успешно и закончил ее раньше намеченного срока. Недавно старшина отделения проверял внанпя матроса Иванова по специальности и устройству корабля. На все вопросы ма­ трос отврпа.т четко и ясно. Сейчас Иванов несет уже самостоятель­ ную вахту. Старший матрос В. МАРТЫНОВ. л» % $

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz