На страже Заполярья. 1948 год. Декабрь.

I Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 29 япабрп Т948 г., № 307 (3305) Неустанно растить ряды отличников боевой и политической подготовки Опыт передовых воинов сделать достояниекэ всего личного состава По прим еру передовиков Гвардии старшине 2 статьи КРЫЛОВ. В Д ом е офицеров собрались отличники боевой и политической i под готовки . Они пришли на совещание, чтобы поделиться своим опы- том учебы, сл уж бы , совершенствования боевого мастерства. В своем выступлении начальник политотдела отметил, что за последние месяцы число отличников значительно возросло. На многих кораблях их ряды увеличились вдвое. Своей примерной сл ужбой и высокой воинской дисциплиной отличники по казы ваю т образец того , к а к следует выполнять почетный дол г защ итников нашей великой со­ циалистической Родины. Впереди идут отличники М а ковец кий , Лю тоев , Загвоздпн н мно- Повышать политические знани я Ефрейтор ЩЕРБИНА. • Когда я впервые пртпел в щзрааде- ление, служба давалась трудно, но я впал, что комсомолец должен быть впе­ реди, к добивался этого. Изучал уставы, обращался за помощью к комацяиру отде­ ления по всем вопросам, которые трудчо усваивались, тренировался у орудия, де- лал все точно, как показывал командир отделения. Однажды после очередпых стрел d) я увидел в стенгазете заметку обо мне. В ней писалось о моих достижениях. Это со­ бытие обрадовало меня и заставило еще лучше взяться за боевую подготовку, ио при этом я упустил другое — недостаточ­ но уссртпо готови-кя к политическим за­ нятиям. В результате в прошлом году па инспекторской проверке политических за­ нятий получил четверку. Это было серьез­ ное учгущепие. В дальнейшем этот недо­ статок мною был устранен, и я стал от­ личником. Почетное звание отличника оп- р.чвтываю улучшением своей службы из месяца в месяц. По быть отличником, это не значит толь­ ко самому образцово служить и учить­ ся. З а и ч а каждого из пас состоит в том. чтобы воздействовать на отстающих това­ рищей. помочь им выйти в число передо­ вых бойцов. Я, например, так и посту­ паю. Являясь секрета-рем комсомоль­ ской организации, часто беседую с отста­ ющими товарищами о том, как надо слу­ жить, чтобы быть отличником и мобили­ зую на это комсомольский актив и отлич­ ников из иесоюзпой молодежи. Результат дисциплине товарищей подтянулась. Пет сомнения в том, что если наши отличники и впредь будут работать с отстающими товарищами, это принесет большую пользу. Любовь к службе \ • Главный старшина МЕЕВ Отличником боевой и политической под­ готовки я стал в первый год службы на флоте. Мне помогли вырасти до отлични­ ка мой командир и комсомольская органи­ зация. Я гогжусь тем, что принадлежу к числу передовых воинов флота, который явился для меня университетом жизни, а корабль — родным домом. Службу я полюбил так, что не могу с ней расстать­ ся. ( к ужу сверхсрочно много лет. За это время получил более пятидесяти различ­ ных поощрений. Мне хочется поделиться опытом своей борьбы за воспитание отличников. Дунаю, что это полезно будет для гчогих из вас п особенно для старшин. Я служу на ко­ рабле старшиной группы мотористов. Ког­ да я принял эту группу, то заметил, что не все матросы добросовестно выполняют свой долг. А однажды услышал разговор, что служить па малом корабле не инте­ ресно. Это нездоровое иншпе я разбил ср-*- зу, убедив подчиненных, что служба по­ четна на -каждом корабле. Рассказал им, какую огромную роль сыграли наши кораб­ ли в разгроме, лемецко-фаппгстских захват­ чиков. Поняв свою ошибку, матросы улуч­ шили службу, а через некоторое время стали гордиться своим кораблем. Сочетая обучение подчиненных с повсе­ дневной агитационной работой, любой пз нас может добиться желаемых резуль­ татов. Это я испытал на своем опы­ те. В моей группе сейчас пет отстающих матросов. Более половины людей являют­ ся отличниками боевой и политической подготовки. Могу с уверенностью сказать, что недалеко то время, когда и остальные будут в числе отличников. Наиболее от­ стающими в группе считались молодые матросы Сидоров, Быстров и Валов. Из-за слабой подготовки опп не несли вахт са­ мостоятельно. Я раз’яснпл нм необходи­ мость быстрейшего освоения специально­ стью, а затем стал усиленно заниматься с ними непосредственно у механизмов. Па этих залтятиях я заметил, что Быстров пло­ хо использовал при работе восцуходувку. Чтобы устранить этот недостаток, мы вме­ сте с ним разобрали воздуходувку, и он наглядно увидел, как падо ею пользовать­ ся. Другой случай был с матросом Бара­ новым, который плохо усвоил устройство топливной системы. Я заставил его сде­ лать чертеж системы с натуры. Баранов, выполнив чертеж, понял все то, что было ему раньше неясным. Сейчас все молодые матросы несут вахту самостоятьльно и хо­ рошо справляются с обязаашостями. В закдючеппе хочется сказать о слабой работе с отличпиками. У нас, например, но собирают отличников, их опыт широко не пропагандируют. Это большой недоста­ ток, который следует устранить. С помонцью комсомольской организации • Старший матрос ГИНЗБУРГ • Мпе хочется рассказать о силе общест­ венного воздействия, при ПОМОЩИ которо­ го мы можем; корепным образом повлиять Придя служить на флот, я сразу поста­ вил перед собой задачу — быть таким, как моряки-гвардейцы. Все свои силы на­ правил на то, чтобы выйти в число пере­ довых воинов. Забота старшины и мои - - __- Пл1ж старания увенчались успехом. При ® * о - г и е ДРУг и е - 0 н и неуклонно повыш аю т свои показатели в учебе. П р и - щи старшин Данилова, Кудрявцева и Ефн- ! чина « Х уСПеХОВ “ в г л Уб о к о м понимании своей ответственности п е - нова я повысил свою боевую в ы у ^ у . ж>р- Ре Д Родиной за выполнение своего воинско го долга . Т а к ую с о з н а - скую выносливость и завалку . Я вдитаил- тельность необходимо воспитывать у к а ж д о го матроса ся"строга соблюдать воинскую дисциплину. ° * HH за другим на трибуну поднимаю тся отличники боевой и п о - ^ > с литической под го товки и присутствующие на совещании командиры С те:: пор, как я занял почетное место кораблей и частей . В о т что они ра сска зали в рядах отличников, передо мной встала 1 новая задача — не успокагааться на до­ стигнутые, а двигаться вперед по пути со­ вершенствования своих политических и военню: знаний. Все, что достигнуто вче­ ра, сел д а меня не должно удовлетворять. Это правило я положил в основу своей службы. Поело окончания старшинских курсов мне было доверено отделение мотористов. Я сразу же стал добиваться того, чтобы мои подчиненные выполняли свой воин­ ский долг, как те герои-гвардейцы, кото­ рые прославили своп имена в годы Вели­ кой Отечественной войны. 0 них я много рассказывал подчиненным па занятиях, требовал от каждого матроса строгой дис­ циплины, четкости в действиях, не допу­ скал условностей, формального отношения к делу. Старания мои оправдались. Мое отделение заняло на корабле первоо место в боевой и политической подготовке. Пе так давно командование назначило меня на должность старшины моторной группы. Это доверие я стараюсь оправдать усилен­ ной; работой по воспитанию подчиненных и углублением своих политических и спе­ циальных знаний. В группе на протяжении семи М'^сяцев нет ни одного нарушения воавеюй дисциплины. В своей рглоте с подчиненными я опи­ раюсь на коммунистов и комсомольцев. Напргаер, с их цомошыо мне удалось под­ тянуть до уровпя передовых воинов гвар­ дии старшего матроса Миссюра. Сейчас Мнссюоа учится й кружке по изучению ис­ тории ВКЩб). Также изучают историю пар’ тли в кружке гаардпи старший матрос Свеш­ ников, гвардии матрос Лиханов и др. Я стараюсь привить вкус к теоретическим знаниям каждому подчиненному. Сам учусь в вечерней партийной школе. Сознание долга В прошлом году я сделал ошибку — допустил нарушение воинской дисципли­ ны. Комсомольская организация обратила на етот случай серьезноо внимание. Об­ суждая мой поступок, комсомольцы поста­ вили передо мной вопрос: могу лп я ис- правнть свою ошибку. Мне было стыдно перед товарищами, усомнившимися во мне. Как член ВЛКСМ, заявил, что изменю свое поведение, : 6 ш в числе пере- v _ довых воинов. После этого случая я с утроенной энергией начал учиться. Вскоре мое заведывание на корабле было в пол­ ном порядке, да и обязанности свои я стал выполнять куда лучше, чем прежде. А еще через некоторое время обо мпе заго­ ворили на комсомольских собраниях, как о лучшем бойце. Командование наградило меня Похвальной грамотой, как отлични­ ка боевой и политической подготовки. Ua мою родину было послано письмо, в кото­ ром сообщалось моим родным, что я чест­ но выполняю воинский долг. j Все это возымело большое действие па меня. Моя задача теперь — оправдать ока­ занную мне честь новыми, еще более луч­ шими успехами в борьбе за повышение Старший матрос ЗАГВОЗДИН. • Мой путь в отличники был иеглатким. | Па первых порах службы на меля было наложено дисциплинарное взыскание за неявку на занятия, и я был вызван на заседание бюро комсомольск/u’i ор­ ганизации. Пришлось краснеть перед това­ рищами за свой поступок. С заседания бюро я ушел с правильным выводом— не­ достойно комсомольцу плестись в хвоста. | Я воин, которому доверена охрана мир- ного труда пашего народа, его великих за­ воеваний. Отсталость моя может дорого оГюитись. Добросовестное выполнение своих обя­ занностей стало для меня законом, и вот я взялся по-пастоящему за учебу, освоил специальность, поонал технику, с кото­ рой приходится работать, добился отлич­ ных оценок па политзанятиях. Службу свою и жизнь построил, как требует ус­ тав. U должен сказать, самому стзло при­ ятно от того, что свой воинский долг вы­ полняю безупречпо. Свое время распланировал так, чтобы ни один час не пропал даром. Некоторые говорят, что для учебы у них нехватаэт времени. Это неоравда, у меня хватает вре­ мени и ка учебу в вечерней Пожяцтпск ру^ж едегеля группы ладатмчвекях занятий отличник боевой я политической гтоддхтзки старший матрос Григорий Сеидро часто проводит беседы со слушателями группы у карты, оказывая нм помощь в подготовке к очередным занятиям. НА СНИМКЕ (слева язпр«аво>: старший матрос Г. Сеидро у карты раоскззы, тюет матросам И. Переелавцеву» В. Пегушину и В. Шевдндж о богатствах нашей аьеоб’япю»# Родины. Фото Н. Вьюошкого. Н а п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Политические знания основа успеха школе и для читки художественной лите ратуры. Кроме того, я являюсь секретаре' комсомольской оргаяизадии и тоже нахо­ жу время для работы. Секрет весь в серь­ езнел отношении к своей службе. От личники — большая сила Офицер ДУДОРЕВ. • От.тичники Состой ж политической под­ готовки составляют большую силу па В подразделении артиллеристов корабля значительно улучшилась воинская дисцип­ лина, матросы успешно овладевают боевой техникой. Особенно больших успехов в вос­ питании м.'угросов добились старшины Ба- партийпой; рышников, Малышев, Цикаридзе. боевой готовности корабля. Я благодарю кораблях. Это люди, -которые во всем по­ пашу. комсомольскую организацию за oiu^ занную мне помощь. Учиться настойчиво , повседневно • • Старший натрое ГАБРИЛИН. • В начале службы у меня, как и у всякого молодого матроса, было много не­ достатков. В чем их причина? Прежде все­ го в том, что я не имел достаточной поли­ тической подготовки. И вот по мере того, как мои политические знания повышались, дают пример для остальной части личного состава. Ясно, что чем больше будет у нас отличников, тем боеспособнее станут наши корабли. Следовательпо, задача и самих отличников состоит в том, чтобы быть страстными поборниками железной воин­ ской дисциплины, всемерно бороться отличные отделения, группы, боевые частп п экипажи кораблей. Достигнуть этого мы можем, если по-настоящему, с большевистской страстью возьмемся з£ дело. Я знаю один интересный пример. На эд- homi из катеров плохо обстояло дело с дис­ циплиной. Комапдир, партийная и комсо­ мольская организации решили опереться в борьбе за палаживаяпе дисциплины и отношение мое к службе становилось более j службы на отличников Ковалева, Конопле- серьезным. Особенно большое влияние на ва, Елисеева, Лабутина и других. Они ор меня оказало изучение книги товарища Сталина «О Великой Отечественной войне В отделениях Малышева и Барышникова чет ни одного нарушения воинской дисцип- . шш . Старшины воспитали примерных мо­ ряков, хорошо владеющих своим оружием. Среди них отличники боевой и политиче­ ской подготовки Ващенко, Горшков, Розов. Старинна 2 статьи Цикаридзе недавно был назначен старшиной батареи. Благода­ ря его высоким организаторским сноса что- стям и прочным политическим и военным ж пеням он хорошо справляется с пору­ ченным ему делом. Эти успехи пе пришли сами. Старшины не только много уделяют внимания своим подчиненным, но и сами постоянно совер­ шенствуют свои политические и военные знания. Высокие знания показали старшины на инспекторской проверке иолитаанятий, а также на итоговой беседе по теме «Биогра­ фия В. И. Ленина». В группе старшин принято готовиться пе только к беседе, ik > и к. каждому занятию. Самостоятельная подготовка вырабатывает у слушателей навыки работы над книгой, также приводил интересные примеры из Так, старшина 2 статьи Цикаридзе всегда I выступлений товарища Вышинского на за- подробно читает рекомендованную к темам политзанятий литературу. Теперь оп ус- народам погожеииих-, он записал основ4 ^ ные мысли его, а также примеры, которые можно яспольооваяъ в рассказе. Офицер Чу­ маков с большим вниманием следил за ра­ ботой третьей сессии Генеральной Ассаогблеп ООН. Поэтому он легко отобрал интересные факты из международен жизни. Чтобы рассказ не был отозванным от боевой под­ готовки подразделения, Чумаков взял убе­ дительные примеры из жизни корабля. Только после этого руководитель присту­ пил к составлению конспекта. Выделив главное, он раэбил теагу рассказа на не­ сколько основных вопросов, делая затем выводы по каждому из них. Хорошо подготовленными пришли иа за­ нятия и слушатели и руководитель группы. Политзанятия были посвящены расска­ зу о втором разделе доклада товарища Молотова «Б авангарде борьбы за проч­ ный, демократический мир г С большим интересом слушали старшины о борьбе двух лагерей на арене международной жиз­ ни. Руководитель рассказывал о миролюби­ вой политике Советского государства, о поджигателях новой империалистической войны из аЕгвдемовратического лагеря. При этом отг широко использовал доклад товарищу Жданова на совещании предстз- вителей ireкоторых компартий в Польше, а гапизовали выступления этих старшин i матросов перед личным составом, пороке- Советского Союоа». В ней ясно определены мендовали им оказать помощь в службе и налицо — часть отстававших в службе и i n a улучшоппе службы любого матроса. наши задачи, задачи защитников перво­ го в мире социалистического государства, борющегося за счастье и свободу народов. Надо быть передовым воином, учит нас партия, и я, не жалея сил, стал повышать свою боевую выучку. Если в начале служ­ бы у меня не было уверенности, что я от­ лично освою радиотехнику, то после уси­ ленных занятий старшин со мной неуверен­ ность сменилась «фожым желанием быть лучшим радистом в подразделении. Об этом j заявил своим старшим товарищам мичманам Тришкину и Гладуш. Они охот­ но поддержали мое желание, помогли мпе в учебе. Настойчивое изучение техники, ежедневные тренировки на ключе с по­ мощью старшины позволили мпе стать специалистом второго класса. Но этим я неудовлетворен, сейчас добиваюсь полу­ чения первого класса. Министр Вооруженных Сил ООСР тре­ бует, чтобы советский воин был не только мастером своего дела, но и фамотпым, культурным, дисциплинированным. 0 тре­ бовании Министра я пикоща вс забываю. На политических занятиях стараюсь быт: впереди. Много читаю. Свободное время использую для посещения вечерней обще­ образовательной школы. Отличником боевой и политический под­ готовки может быть каждый. Для этого надо настойчиво учиться, повседчевпо и строго соблюдать уставы и паспзления. никогда не останавливаться на достигну­ том. учебе отстающим морякам. Отличии ки, иопяв значение своей работы среди эки­ пажа, горячо взялись за дело и оказали весьма большую помощь командиру. Те­ перь этот корабль уже не в числе отстаю­ щих, а один из лучших в подразделении по всем показателям. Отличников на нем стало вдвое больше. Если бы все вы, товарищи, приложили силы к воспитанию матросов, ряды отлич- !шкоз у нас пополнялись бы значигельпо быстрее. Падо признать, что на некоторых ко­ раблях и в частях с отличниками мало работают или совсем пе работают. Отлич­ ников следует чаще созывать для обмена опытом, равать им направление в работе с отстающими матросаат, широко популя­ ризировать их опыт боевой и политиче­ ской подготовки. ★ * * На совещании выступили и другие от­ личники боевой и политической подготов­ ки — ефрейтор Грнгоревко, старший ма­ трос Виноградов, главный старшина Над­ ворный, -офицеры Сипегуб и Кожин. С заключительным словом выступил командир соединения. Оп подчеркнул важ­ ную роль, какую отличники сыграли в летние месяцы боевой и политической подготовки, и поставил перед ними задачи на зимний период. В конце своей рлчн командир поздравил лучших отличников старших матросов Гинзбурга и Гаврилииа с достигнутыми имп успехами и ои’янил им приказ о присвоении звания старшин 2 статьи. Лейтенант С. КУЗНЕЦОВ. непгпо учится в кружке по изучению истории ВКЛ(б) повышенного типа, рабо­ тает над трудами классиков марксазма- ленпниэма. Самостоятельная подготовка слушателей троходиг под контролем руководителя груп- !Ы тов. Чумакова. Этот контроль помогает <'таршинам лучше усвоить материал. Чума­ ков щюверяет конспекты, дает советы, как лучше вести их, указывает на недостатки. Офицер Чумаков хорошо, доходчиво рас­ сказывает слушателям содержаиже темы, занятия отличаются высоким идейным уровнем. Руководитель призван не только дать слушателям политические знания, но и на­ править их волю и энергию на честное вы­ полнение приказаний, уставав, па беззавет­ ное служение Родине. Тов. Чумаков пом­ нит это и постоянно совершенствует свои знания. Оп сейчас самостоятельно изучает историю ВКЩб) по первоисточникам. Подготовку к очередному занятию по до­ кладу товариша Молотова Чумаков начал с чтения рекометлованпой литературы. Про­ читал] доклад товариша Жданова «0 между- седаниях Генеральной Ассамблеи. Upbttftioe отношение к политическим за­ нятиям, хорошая организация их руководи­ телем дают возможность слушателям груп­ пы приобрести глубокие политические зна­ ния, которые служат основой успехов стар­ шин в воспитании матросов. Если же старшина будет пренебрегать своими политическими знаниями, то это скажется и н а воспитании подчиненных. Так случилось со старшиной 2 ^татьи Гор­ шуновым. Отношение к политическим за­ нятиям Горшунова ясно характеризует его поведение во время рассказа руководителя беседы. Его интересуют посторонние вопро­ сы, не связанные с занятиями, конспект Горшунова состоит из отдельных листков, яа которых он только записывает темы за­ нятий. Безусловно, такое отношение к уче­ бе не может дать глубоких политических знаний. Эго, в свою очередь, сказывается на воспитании подчиненных. Не случайно в отделении Горшунова есть случаи нару­ шения дисциплины. Это еще раз говорит о том, что каждый старшина должен постоян­ но совершенствовать свои военные и поли­ тические знания, чтобы добиться успехов в воспитании подчиненных. Лейтенант А. СКРЫЛЬНИК* Сержанты изучают биографию Ленина С большим под'емом проходит в группе j Знания, полученные на политзанятиях, •ортаптского сост;иза изучение био 1 т>афии >сержанты закрепляют самостоятельной уче- В. If. Ленина. Руководитель группы полиг- занятий тов. Мер^щук подробно и яспо рас­ сказывает о и.иэяи и деятельности В. И. Ленина. Сержанты внимательно слушают руководите*ля, стараются не пропустить ни oTipr.ro слова. Если им что не папятпо, опи задают вопросы, которые туг же выясняют­ ся. бой. Младашш сержант Гуменюк беседует с, матросами о том, что он угнал па политза­ нятиях, рассказывает им о жизни и дея­ тельности основоположника пашей партии и государства. Младший сержант В. ТУЛУПОВ. Сбор руководителей групп Аккуратность и точность Срети хороших качеств гвардии сержан­ та Бурылова особеипо выделяются его аккуратность и точность в работе. За все время службы в гвартейском подразделении пе было у пего случая, чтооы он не во­ время подготовил самолет к вылету. А го­ товит оп свою машину всегда с любовью. В подлотовдеипый Бурыловым самолет лет­ чики всегда садятся уверенно. Гвардии сержант Бурылов достиг боль­ ших результатов — он занесен на Доску В умелых руках работа спорится В учебных классах и кабинетах артил- J г, кабинете или осыпалась штукатурка, .юристов оора т а ют на себя внимание • разбилось стекло или потробе-а .тись ка- «•хсчы, чертежи, макеты оружия, образцо­ вая* чистота и порялок. Многие учебные пособия в классах* и кабинетах стеланы коммунистом ЛоПало- вым. Они помогают матросам лучшо овла­ деть пециальностью, глубже познать гехпику. Главный старшина Лобанов— ма­ стер на в<е руки. Он хорошо i-лааеет зу- кая-нибуть модель, схема, чертеж «к оче­ редным запятиям — Лобанов никогда не ждет указания, а сам берется з а работу и старается выполнить ее качественно. Бывзлый моряк Лобанов не только мастер ио хозяйственным делам, но прекрасный специалист. Своим богатым опытом оп делится с подчиненными, еозе- , г _ том п делом п р п в п з а е т л т гш о м у . с о с т а в у о т л и ч д и к о ? . е о е в о й и п -гл и ти ч е гя о н под,го-. | одл*^м. д а л п д н т к о м . Ь его р у к а х поел у т - iJ&r ювгл ч а с га. i ны ннструиекты столяра и плотника, а )озь к артиллерийскому делу. 1также кисть маляра. Потрескалась аея^ Лейтенант В. ТУЯУШ •.и. Первая благодарность С порвего дня пребывания из корабле юнга Гордеев взялся со всей энергией за освоение специальности и изучение устройства своего корабля. Большую по­ мощь в изучении специальности ему оказали старшипа 2 сгатьи Егоров п ма­ трос ДулОТТко. Г:» о т л и ч н о е з н а н и е с в о е й с п е ц и а л ь н о ­ с т и л б ер еж н о е г р а н е н и е с в о е го з а в о д н - в а з и я ш м з и д о в а я т е к о р а б л я о б ’я и п д о lu s r e п е р в у ю б л а г о д а р н о с т ь . Старший матрос Н. СЛЕПЫНЦЕЗ* Политотдел регулярно проводит сборы руководителей групп политических занятий со старшинами и матросами. На этих сбо­ рах руководители повышают свой идеине­ политический уровень, получают методиче­ ские указания, делятся опытом работы. Недавно прошел очередной двухдневный ники Янкевич, Бирман, Зорин и другие чи­ тали лекции по различпым вопросам, в том числе лекции «Как самостоятельно рабо­ тать над книгой, журналом, газетой ), «Ра­ бота руководителя группы политзанятий иуд повышением культуры собственной ре­ чи л речи слушателей». Для руководителей сбор. На пем изучалась тема: с Как прово- j сгарпншских групп чита-пич, лекции но дить политические занятии». Политработ- ! погорал ВКЩб). (Наш корр.). БЕЗ ПЛАНА, БЕЗ РУКОВОДСТВА В подготовке руководителя группы к по­ литическим запятиям большое место з о т и - м аю т с е м и н а р ы . У н а с этому важному ме­ р о п р и я т ию в д е л е политического ьоспита- п и я в о и н о в не уделяют внимания. Семина­ р ы б ы в аю т о т с л у ч а я к случаю. Единого п л а н а ио.гзтза'НлтЕП ье супклтгвует. что не* дзет в о зм о ж я о с т е руководителю всесторап- 1 я е п о д г о т о в и т ь с я . 1> декабре нам совсем не дали план тем, и руководители занимаются по своему усмотрению. Такое отношение к подготов­ ке руководителей политзапятин дальше неторгщчо. Почему же политотдел мало '•щггепесуетпя семлнл^ши руководителей?- Младший лейтенант И. КУНШИН. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz