На страже Заполярья. 1948 год. Декабрь.
€ H I ~ « T V » » * ЯГПТП1ЯР€* 26 декабря t f 4 8 г., № 30Э (33C1), ЭКОНОМИТЬ H'.РОДНОЕ ППКРП' \ " ~ ~ Большие дела моряков БлаТОрОДПЬДЙ ПСПШ1 МОСКВИЧСЙ, признав ших к экономии средств, к увеличешю пропзвел разборку и сборку агрегата, внес некоторые изменения в конструкцию маг- сверхплаловых пакоплепий, ИиШел горячий него, специальный упорный подшипник отклик со стороны североморцев. Наши мо- замаши железным собственного образца. рякп впосят рацнонализаторскле предложе- Главный старшина Дряхло® пришел к ния, улучшающие процесс труда, увелп-1 выводу, что если предохранить приоор чтгвающпе темпы работы и позволяющие j кислородной резки от коррозии, то этим самым продлится его срок службы. Он сконструировал спетдиалышй изолнруто- экопомить государственные средства. Внесли свой вклад в это благородное де ло и водолазы. При каждой очередной ра боте иод водой опи благодарят главпого старшину Швец и старшину 1 статьи Си монова, которые сконструировали про стое приспособление для подачи тепло го воздуха водолазу. Казалось бы, что тут особенно™— теплый воздух. Одпако Швец и Симонов заглянули дальше. Это приспо собление увеличивает работоспособность, ограждает водолаза от кессонного заболева ния. В этой же части мичман Обушный внес рационализаторское предложение, экономия дуг которого составляет 18,5 тысяч рублей. Дорогостоящий агрегат вышел из строя, пришло в негодность магнето и совершенно износился упорный подшипник. Куда про ще было бы заменить агрегат новым. По мичман Обушный на это не пошел. Он пцгй чехол для обволакивания ревака, от чего продолжительность действия реза ка увеличилась в 3 — 4 раза. Раньше работа водолаза еще затрудня лась п тем, что ему приходилось носить в руках фонарь, шланга для освещения об'екта работы. Это сковывало движе ния водолаза. Офицер Желсэпяк приспособил электрический фонарь к ш л е -[ му водолаза, в результате чего освободи-1 лпсь обе руки водолаза, что позволило вы полнять работы в два-три раза быстрее. Рационализаторские предложения това рищей Швец, Симонова, Обушного, Дряхло- ва и Железняка позволяют экономить го сударству большие средства. Эти* про стые советские люди понимают, что значит для Советской Родины каждый сэкономлен ный рубль. Лейтенант В. БИЗЮКОВ. ПОСТРОИЛИ НОВЫЕ ПОМЕЩЕНИИ Автомастерские части находились дале ко от места расположения транспортных средств и еще дальше от подразде лений. Водителям приходилось делать ча стые поездки в мастерские. Малейшая не исправность требовала бесполезной траты горючего и отнимала рабочее время. Командиром части перед личным соста вом была поставлена задача: сделать возможным производить ремонт автотран спорта непосредственно в районе его стоян ки. Работа нелегкая, но комсомольцы горя чо поддержали своего командира. Падо было производить перебазировку оборудования старой мастерской, строить новую и, вме сто с тем, ни на один день не прекращать ремонт автотранспорта. К этому прибавлялись большие затруд нения в наличии строительного материала. Необходимые доски для постройки надо бы ло приготовлять своими силами, распили вая толстые бревна, завезенные для топли ва. Офицеры Ананьев и Гарифуллин не толь ко руководили работами, по и сами, засу чив рукава, показывали пример. Перед началом работ они ежедневно каждому участвующему в строительстве давали конкретные задания, а к концу рабочего дня подводили итоги. Самую ответственную и трудную ра/юту взяли на себя младший сержант сверхсроч ной службы Колосов и матрос Баюнов. Их быстрота и умение воодушевляли остальной личный состав на быстрейшее завершение строительства. Вскоре как из-под земли начали вырастать небольшие постройки. Добросовестно поработали матросы Бо рисов, Осовской, Марков, Минюхин, Осо- кин, Пешков, Панков и другие. Особенно следует отметить за проявление смекалки и напряжение в труде матросов Симакова и Мамаптова. Им предстояла задача — пе ревести в новый цех токарный станок и в минимально короткий срок установить его с таким расчетам, чтобы не прерывалась работа. Они еще до постройки помещения перевезли станок, установили его и стали выполнять заказы под открытым небом. Так, благодаря инициативе и серьезному отношению к делу сержантов я матросов, мы имеем собственную хорошо приспособ ленную к зимним условиям мастерскую. Такая перебазировка хотя и потре&хвала напряжения сил, но зато мы сэкономим большие государственные средства. Сержант Н. НИКОЛАЕВ. Сэкономили 23 тысячи рублей В тесный круг матросов и старшин во шел офицер Сукачев. Он рассказал личному составу, как рабочие и работницы, труже ники сельского хозяйства берегут каждую государственную копейку. — Я думаю, — сказал офицер, — что и мы, jwennbie люди, вложим свои вклад. Паш катер требует заводского ремонта... — Сами сделаем. — сказал комсомолец Потапов, — доверьте пам. Потапов и младший сержант Солин, ие теряя времени, принялись за дело. Все на ружные работы и вйутренпяя отделка вы пали па долю Солипа, а мотор, освещение — Потапову. Солип сам сделал кап пад машинным отделением, заменил приваль ный брус, заделал все отверстия, отремон тировал и покрасил рубку. Пе считаясь со временем и невзирая на усталость, работали опи депь и почь. Па ремонте катера сэкономили государству 23 тысячи рублей. Свое слово комсомольцы сдержали. Старший матрос П. ШУМИЛНИН. Хорошо оформ&ш — п у т старший матрос Влажм р А бляат ш волыюнземная Майя Баробищкая. В апутункте вывеше ны стенды, плакаты я лозунге, призывающие достойно встретить день выборов азрошных судов. Хорошо оформлена вит- рннл выборной литературы. « . . . м „ НА СНИМКЕ: старший матрос В. Аблязп я М. Барбтк&я аа изготовлением лозунгов я плакатов. Фото Н. Высоцкого. Моряк в побывал отпуску Подготовка к выборам народных судов Агитколлектив одного корабля На собрания партийной организации корабля, где обсуждался вопрос о задачах коммунистов в подготовке я проведении выборов народных судов, утвержден агит коллектив. Коммунисты со всей серьезно стью отнеслись к подбору агитаторов, вы делив самых опытных, авторитетных това рищей. Отличник боевой в политической подго товки член ВКЩб) старшина 2 статьи Си доров проявил себя активным обществеп- пиком! в период подготовки и проведения выборов в Верховный Совет РСФСР я ме стные Советы. В первой кампании оп ус пешно выполнял обязанности агитатора, во второй — члена окружной избиратель ной комиссия. Три года подряд тов. Сидо ров избирается заместителем секретаря комсомольской организации корабля. Окон чив школу партийного актива, много ра ботая самостоятельно над повыше нием своего идейно-политического уровня, он успешно справляется с обязанностями заместителя руководителя политзанятий. За умелое воспитание подчиненных, лич ную примерность, активное участие в об щественной работе старшина 2 статьи Си доров имеет 28 поощрений командовапия, в их числе три денежпых премии, три вне очередных краткосрочных отпуска. Старшина 2 статья Сидоров назначен агитатором. Много положительного можно сказать и о других коммунистах, которым товарищи доверили важный участок рабо ты — предвыборную агитацию среди мо ряков. Руководить атнтколлектвэом поруче но одному из наиболее подготовлен ных офицеров коммунисту Чудакову. Од нако партийна! организация я ее секре тарь повседневно направляют работу агитколлектива, с самого начала его дел» тельности приступили к контролю за ра ботой агитаторов, оказывают ям необхо димую помощь. С членами агитколлектива проведены семинары. На первом из них член ВйШ<б) главный старшина Ващенко познакомил апитаторов с их основными задачами, дал указания в подборе необходимой литерату ры и работе над ней. Участииг а семинара, рассказывая о своем опыте агитационной работы, выра зили стремление по-большевистски от нестись к порученному делу, имеющему общегосударственное значение. Секретарь партийной организации и его заместитель старшина 21 статьи Щетинин побеседовали не только с руководителем агитколлектива, но и с рядом агитаторов. Лично секретарь систематически помогает редактору радиогазеты в подборе материа ла. Через радиоузел корабля передаются статьи пз газет, информация о ходе выбо ров по нашей стране, о ходе подготовки к выборам на корабле. Комсомолец-активист Калашников, работая над оформлением витрины «И. В. Сталин — творец самой демократической конституции в мяре», ощущал постоянную помощь секретаря партийной организации. Коммунист старшина 2 статья Прозоров помог редактору стенгазеты тов. Тевян- скому в выпуске номера, посвященного выборам. Кроме стенгазеты, на тему выбо-Ц ров выпущен «Боевой листок». Приступили к своей работе и агитаторы, которым поручено проводить беседы. С большим интересом и вниманием личный состав электромеханической боевой части слушал рассказ главного старшины Ва щенко на тему: «Советский суд — самый демократический в мире». В кубрик, где проводилась беседа, пришли все свободные от вахт старшины я матросы. Моряки с интересам следят за ходом избирательной кампании, проявляют высо кую активность. Агитатор Ващенко хорошо подготовился к беседе я умело построил ее. По советам секретаря партийной организа ции при подготовке к беседе он еще раз прочел Конституцию ООСР, Положение о выборах, статьи из газет и журналов. Свой рассказ тов. Ващенко построил на яшвых, убедительных примерах, умело увязал его с задачами, стоящими перед экипажем. Проводимая агитколлективом работа сшх:обствует тому, что на корабле за метно улучшилась воинская дисциплина, повысилась политическая активность мо ряков. Котельные машинисты получили ответственное задание. Добросовестно, не жалея сил, трудились опи, и работы были ! закончены точно в срок, доброкачественно. Пример показали старшина 2 статьи Ерма ков. матросы Машичев и Лиолян. Лейтенант Е. КОЗЛОВ. Матрос Азат Вабиров — отличник (боевой я политической подготовки, активный ком сомолец-общественник. Он побывал в отпу ску в родном колхозе, где проявил вы сокие качества советского моряка, комсо мольца. Педаино от местных организаций деревни мы получили отзыв, в котором рассказы вается о благородном поступке тов. Кабп- рова. Нам пишут: «Командованию и комсомольской органи зация корабля. От партийной и комсомольской органи заций, от дирекции школы-семилетки и правления колхоза «Новая жизнью. Товарищ Кабиров Азат, находясь в о т п у ^ ^ ску в д. Усть-Баяк Красноуфимского рай она Свердловской области с 1-го по 25 ноября, показал себя хорошим организато ром. Среди колхозной молодежи п учащихся школы он провел ряд бесед. При его помо щи пять юношей и девушек подготовились к вступлению в ряды ВЛКСМ. Образцы самоотверженного труда пока зал тов. Каяиров в колхозе. В селе он организовал кружок ДОСФЛОТ. Партийная и комсомольская организации, колхозники и колхозницы, учителя и уча щиеся деревни передают свою благодарность командованию корабля, где служит тов. Ка биров, за воспитание инициативного, ста рательного, преданного делу Ленина — Сталина моряка-комсомольца. За активное участие в работе тов. Кабя- рову правлением колхоза «Новая ж и з н ь ^ ^ об’явлена благодарность». Отзыв был зачитан личному составу ко рабля. Лейтенант А. ЛИСИН. № M M Q П о Решепием партийного собрания, на ко тором обсуждался вопрос о подготовке к вы борам народных судов, памечено провести ряд мероприятий. Сейчас эти мероприятия претворяются в жпзпь. Па корабле развернулась широкая агитационно-массовая работа по раз’ягне- р е ш е н и ю с о б р а н и я корабельной пню личному составу Положепия о выбо рах, проводятся беседы об избирательной системе. Коммунист Горлышкин написал лозунги о подготовке к выборам в народные суды. Коммунист Голиков готовит помер стенной газеты. Он же является редактором раоиогазоты, которая регу лярно освещает ход подготовки к выборам народных судов. За последнее время по трансляции прочитано для личного состава несколько статей из газет. Старший матрос И. ДАНИЛЕНКО. Солдат Левченко — отличник бое вой и политической подготовки, испол нительный, добросовестный боец. Недав но командир части за безупречную службу солдата Левченко поощрил 10 сутками краткосрочного отпуска. Ефрейтор Б. Голубев. — * ★ ★ Хорошо апает свою специальность матрос Дубов. Так же добросовестно справляется он с обязанностями поч тальона. В любую погоду он берет свою сумку и отправляется на почту, свое временно приносит матросам и сержантам свежую корреспонденцию. За хорошую работу командование отметило его не сколькими поощрениями. Младший сержант В. Александров. * * * Отлично знают свою специальность старший матрос Мошков и старшина 2 статьи Терентьев, (ten оказали това рищескую помощь в изучении сложной техники молодым матросам Увакнну и Олейченко. Благодаря их помощи, матро сы Увакин и Олейченко допущены к са мостоятельной вахте и несут ее хорошо. Старшина 2 статьи Белов. ★ ★ ★ Несмотря на плохую видимость, дождь и ветер, матрос Нефедов бдительно охра нял свой пост и задержал неизвестного. Приказом командира части матросу Нефедову об’явленс поощрение — 10 су ток краткосрочного отпуска. Старший матрос А. Терентьев. !i Выдающиеся русские Флотоводцы М. П. ЛАЗАРЕВ Георгиевским кормовым флагом и вьтмпе- главным командиром Черпоморского флота ту о создании будущих кадров парового Адмирал Михаил Петрович Лазарев за-” нпмает почетное место в истории русского флота. Оп был талантливым продолжате лем лучших ушаковских традиций и пре образователем Черноморского флота. Он воспитал целое поколение матросов и офи церов во главе с блестящей плеядой: На химовым, Корниловым, Истоминым, Бута ковым и др. Лазарев родился 3 ноября 1788 года во Владимирской губернии. Ему было 11 лет, когда умер его отец. Миша вместе с двумя другими братьями был определеп в Мор ской корпус (пыпе Морское училище в Лепипграде). В 1813 г. в Кронштадте снаряжалось третье кругосветное плавание — экспеди ция на корабле «Суворов». Для руковод ства трудным плаванием требовался опыт ный моряк. Выбор пал на Лазарева. Бла гополучное трехлетнев плавание;, во время которого Лазарев открыл группу островов, дало ему огромный опыт. За 9 последующих лет Михаил Петро вич совершил еще два кругосветных пла вания: на корабле «Мирный» (1819 — 1S21 гг.) и па фрегате «Крейсер» (1822 - 1825 гг.). Шесть раз русские моряки пересекали Южный полярный круг. П вот 7 ноября 1821 года им удалось достигнуть G9 гра дусов 48 минут южпой широты. Это был мировой рекорд максимального продвиже ния на юг, долгое время остававшийся не превзойденным. Было открыто до 40 остро вов. Па карте появились тагле пазва шя островов, как Петра Великого, Куту оиа- Смолепского, Чичагова, Бородино. Смо ленск. * Полоцк, Лазарева и другие. По самым замечательпыя было открытие шестой части света — Антарктиды. Заслуги Лазарева были настолько зна чительны, что по возвращении он был через чин произведен в капитаны 2 ранга. В 182G году уже в звании капитана 1 ранга Лазарев назначается командиром 12 флотского экипажа и корабля «Азов». В 1827 году «Азов» с эскадрой выдаю щегося адмирала Д. Н. Сеиявппа (преем- ипка традиций Ушакова) отправляется в Англию, а затем в Средиземпое море. Команда «Азова» была укомплектована «по большей части из людей неопытных». По зато среди офицеров были такие спо собные люди, как Пахимов, Путятин, Корнилов и И стпач ' ч опираясь па которых, Лазарев энергично берется за воспитание матросов. Оп требует от офицеров, «чтобы всякая работа отправлялась с одинаковой живостью, и не позволять даже и самой безделицы исполнять с каким-либо равно душием». Усилия в области подготовки личного состава блестяще оправдались и в Нава- рпнеком сражеппи, спровоцпроваппом ту- рецко-егппетскпм флотом. Это было 8 ок тября 1S27 года. Русская эскадра, не отвечая па перекрестный огонь врага, спокойпо, как па маневрах, вошла в Па- варинскую бухту и заняла места, указан ные ни диспозиции. В жарком четырехча совом бою отважно действовали все рус ские корабли, но особенно отличился ла заревский «Азов». Сражаясь одновременно с несколькими вражескими кораблями, он уничтожил один корабль, 3 Фрегата (в том числе Фрегат главнокомандующего не приятельским флотом.) а 1 корвет. За небывалый нодвдг корабль «Азов» впервые в истории флота был награжден лом. М. П. Лазарев был произведен в контр-адмиралы. Высшую награду— орден Георгия 4 степени получил лейтенант П. С. Нахимов. Награждены были также мпчман В. Корнилов, гардемарип В. Псто- и портов и военным губернатором Нико лаева и Севастополя. В жизни Лазарева началась самая заме чательная пора. Она была одновременно флота. В качестве руководителей его Лаза ревым были выдвинуты Корнилов, Панфи лов, а также Бутаков, создавший впослед ствии самобытную русскую школу винго- наиболее яркой полосой в длительной и вого броненосного флота. мин и другие офицеры. «Азов» получил богатой истории Севастополя и Черпомор- наиболыпее количество пробоин в корпусе п парусах и па него же пришлась полови ла всех потерь, понесенных эскадрой. В Кронштадт Лазарев возвратился уже в качестве командира эскадры в 1830 году. В 1832 году Михаил Петрович назна чается начальником штаба Черпоморского флота, с которым он уже больше не рас ставался до конца своих дней. В жалком состоянии застал Лазарев Черноморский флот. Здесь на всем лежала печать запустения. Грандиозные задачи стояли перед Лаза ревым. Оп был как бы у разбитого корыта. Требовалось возродить флот. Нелегко было сделать это в отсталой бюрократической России. Со всей кипучей энергией, волей я знанием дела принялся он за работу. Прежде всего он составил новые инструк ции и расписания, по которым все кораб ли должны были ежедневно заниматься артиллерийскими и парусными учениями Тщательно продумав систему боевой орга низации флота, он добивался, чтобы каж- !дый человек на корабле точно знал, где ему нужно быть и что делать при любой обстановке. Последовательность в осуществлении принятых мер и постоянная требователь ность дали свои плоды. Флот начал преоб ражаться. В июне 1833 года между Россией и Ту рецкой империей был подписан дружест венный договор, по которому Р о с с и я обя зывалась оказывать Турции военную по мощь. а Турайя закрывала проливы для военных Флаггов всех стран, кроме русского. Лазарев б^гл произведен з явание $ице- ского флота. Можно смело сказать, что для них вплоть до Октябрьской револю ции никто не сделал так много. За семнадцать лет, по праву вошедших в историю ш*д именем лазаревского перио да, флот был как бы заново создан. Неиз меримо улучшилось его материально-техни ческое состояние, резко преобразился лич ный состав, а вследствие этого значи тельно выросла и окрепла боевая мощь флота. Михаил Петрович был постоянно в кур се самых последних достижений отечест венной и зарубежной кораблестроитель ной науки. Применяя новейшие усовершенствования в строительстве я есиасгае кораблей, он до стиг увеличения их прочности, быстроход ности я остойчивости. При нем же (с на чала 40-х годов) корабли начали воору жать наиболее мощной тогда бомбической (разрывной) артиллерией, так блестяще оправдавшей себя в Синопском сражении (1853 г.). Желая освободить флот от иностранной зависимости в области постройки паровых судов, Михаил Петрович начал строить ад миралтейство в Севастополе. Это было на столько грандиозное строительство, а сум мы, отпускавшиеся па него, были настоль ко нищенски, что Лазарев не дожил до его завершения. Адмиралтейство, достроенное после его смерти, получило имя своего ос нователя. Вместо слабеньких земляных укреплений Севастополя были возведены 5 мощных каменных батарей. Было построено также 5 сухих доков, новые удобпые казармы па 6 .000 человек, склады, библиотека, школа для обучения матросских дочерей и прочее. Заново было перестроено николаевское ад миралтейство. Заслуга Лазарева состоит не только в повьппепии материально-технического уров ня флота, но также и в создании превос ходной школы воспитания и обучения мо ряков. Он, как в свое время Суворов и Ушаков, смело отверг систему жестокой муштры, основанной на полном подавлении В лазаревский период было построено' человеческой личности и имевшей главной свыше 40 парусных военных судов различ- целью бессмысленные смотры и парады с пых рангов, в том числе четыре 120-пу- \ пх внешним показным лоском. шечных корабля, показавших свою силу! « _________ ___ под Синопом ! воспитательная система исходила из | того, что военная сила нужна для гряду- Но Лазарев не был слепым поклонником ’ щих битв с врагами и что главной движу- парусного флота. Он одним из первых оце- щей силой на корабле, от которой зависит пил преимущества парового флота и попял исход сражения, являются матросы. В них его значение в будущем. Он заказал для Лазарев видел преаде всего людей, а за- Черпоморского флота 6 пароходо-фрегатов тем уже воинов, защитников родины. Он (сильно вооруженные паровые суда) и 28 высоко ценил в русском матросе храбрость, пароходов. По его инициативе был построен выносливость п сознательность. Но он пре- первый железный пароход. При нем была красно пониэш , что эти замечательные, проведена подготовка к постройке первою качества могут дать плоды только и том в России 1Д*пу1пениопх винтового днией- >случае, есля они будут урткцрйттц g радви- адмирала, а в декабгз 1834 год» сталиного ковабля. Он проявлял неустанную забо- i ты высокой выучкой и дисциплиной. По этому он все свое внимание сосредоточивал на боевой подготовке. Па основе огромного жизненного опыта Лазарев вывел следующее правило, созвуч ное и пашей эпохе: «Всякое положение че ловека, прежде всего, возлагает па него обязанности, с точным, безукоризненным выполнением которых связана не только служебная, но и личная честь». Оп развивал в моряках не просто точное, но и сознательное выполнепие обязанно стей, всячески возбуждал дух соревнова ния и инициативы, высоко ценил морской спорт {парусные и гребные гонки). Лазарев внимательно изучал и наблюдал своих подчиненных и никогда не упускал случая похвалить за хорошее и сделать строгое замечание за промах. При этом он всегда был строго справедлив. Правильность своей воспитательной си стемы Лазарев проверял в боевых действиях у Кавказского побережья, где англичане и турки строили против русских бесконечные козни. Еще более грандиозной проверкой плодо творности лазаревской школы явилось Си нопское сражение, в котором матросы, по отзыву Нахимова, дрались, как львы. Оно показало, что по своей подготовке и но боевой организация Черноморский флет стоит па первом месте в мире. Лазаревская система блестяще оправдал.* себя и в наиболее тяжелом испытании —• одиннадцатимесячной оборопе Севастополя. Лазарев умер в 1S51 году. Но младшие среди его учеников, и прежде всего Г. П. Бутаков, бережно сохранили наследие сво его учителя. Применив его в условиях вин тового броненосного Флота, oim самп вос питали новое поколение моряков, лучшим представителем которого был С. 0. Мака ров. Научный сотру.: нин Центрального военно-морского музгя ВМС Е. КУШНАРЕЗ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz