На страже Заполярья. 1948 год. Декабрь.

H I С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 22 декабря 1948 г., ГГ» 301 (3237). п т \ и о м С о ч и н е н и й С т а л и н а Восьмой том Сочинений П. В. Сталипа содержи? произведения, нанпсаиные им с января но ноябрь 1926 года. В декабре 1925 года XIV с’езд ВКП(б) принял решение, в котором говорилось, что «борьба за победу социалистического строи­ тельства в СССР является основной зада­ чей пашен партии». Осуществляя решения с’езда, партия развернула борьбу за пре­ творение в жизнь сталинского плапа со­ циалистической индустриализации страпы. Произведения товарища Сталпва, Еошед- шпе в 8 и том, «К вопросам декггптзмл» «О хозяйственном положении Советского Союза и политике партии», «О социал-демо­ кратическом уклоне в нашей партпп» п другие сыграли величайшую роль в борьбе 8 а победу социализма. Больп 1 евистская партия и рабочий клг.сс пашей страпы вели борьбу за социалисти­ ческую индустриализацию в сложной меж­ дународной п внутренней обстановке. К 1926 году капиталистический мир пережи­ вал период временной частичной стабили­ зации капитализма. Эта стабилизация пе только пе уничтожила, а еще более обо­ стрила» все противоречия, раздирающие ка­ питалистический мир,— противоречия меж­ ду пролетариатом и буржуазией, между империалистическими и колониальными странами, между отдельными группами им­ периалистических держав. Частичной временной и гнилой стабили­ зации капитализма противостояла прочла я соцпалпстпчгская стабилизация в Совет­ ском государстве, которое успешпо восста­ навливало сгое парошое хозяйств^ л ук­ репляло свою политическую и хозяйствен­ ную мощь. Стремясь помешать укреплепию первого в .мире советского социалистического госу­ дарства, империалисты делали попытки экопомического окружения, политической изоляции и замаскированной блокады Со­ ветского Союза. Пеi)eход от о с т ан о в и т е лытого периода к социалистической индустриализации стра­ пы привел к обострению борьбы между социалистическими и капиталистическими элементами в нашай стране, что создавало внутренние трудности. Подлая подрывпая работа оппозицион­ ных групп впутрп пашей партии осложня­ ла борьбу с капиталистическими элемеп- тами в нашей стране. Чтобы преодолеть внешние и внутренние трудпости, надо было разоблачить и разгромить гропкпет- ско-зиновьевских. капитулянтов. Эту задачу выполнил товарищ Сталин, под руко­ водством которого партия теоретически и организационно разгромила троцкпстско- зиповьевских предателей. В своей классической работе «К вопро­ сам лепипизма» товарищ Сталип защитил осповы ленинизма от ревизионистских из­ вращении троцкистеко-зпновьевской оппо­ зиции, развил и O'югатил ^ ‘шггкос учеппе о победе социализма в СССР и о путях завоевания этой победы. Враг парода Зпповьев, пытаясь извра­ тить ленинизм, изображал его пе как ин­ тернациональное революциоппое пролетар­ ское учеппе, а как продукт российской самобытности. Товарищ Сталип дал отпор этой злост­ ной попытке врага умалить международ­ ное зпачеппе лепиппзма. «Разве леппппзм пе есть обобщение опыта революционного движепия ггех стран? — ппсал товарищ Сталип. — Раз­ ве осповы теории и тактики лепипизма не пригодны, пе обязательны для пролетар­ ских п а р т и й везх страп? Разве Лепип был не п р а в , г о в о р я , что « б о л ьш е в и зм пкхгся как образец тактики для всех»?» (стр. 15). Враги ленинизма, в частности Зиновьев, пытались утверждать, что основным вопро­ сом лепипизма является вопрос о р\ти крестьянства. Товарищ Сталин разоблачил эти клеветнические иэмышлепия, дока:мв, что «основным вопросом лепипизма, его от­ правным пунктом, его фундаментом яв ­ ляется вопрос о диктатуре пролетариата') (стр. ! 6 ). вопрос об условиях ее завоева­ ния п укрепления. Крестьянский же во­ прос, как вопрос о союзпике пролетариата (в его,борьбе за власть), имея важнейшее значение, является лишь составной частью основного вопроса о диктатуре пролета­ риата. Товарищ Сталин обосновал и развил дальше ленинскую идею о необходимости всемерпого укрепления союза рабочего класса н крестьянства. Разоблачая троц­ кистеко-зиновьевс кие измышления о том, что крестьянство не пойдет по пути социа­ листического строительства, товарищ Сталип писал: «...строить социализм без крестI.янгтва нельзя, так же как выбрать­ ся из пищеты крестьянство без пролета­ риата не может» (стр. 92). В произведении «К вопросам лештппз- ма» товарищ Сга.тип разработал строй­ ное учеппе о диктатуре пролетариата. Товарищ Сталип показал «мехаппзм» диктатуры пролетариата, роль парпш , как направляющей силы в системе диктатуры пролетариата. Он разбил зииовьевскую клевету о тождестве диктатуры пролета­ риата с «диктатурой партии». Партия является основной руководящей сплои в системе диктатуры пролетариата, учит товарищ Сталип. «Партия есть ядро власти. По она не есть и ие может быть отождествлена с государствеппой властью» (стр. 41). Руководить, — указывал товарищ Сталин, — значит уметь убеждать массы в правильности политики партпп, выдви­ гать и проводить такие лозунги, которые облегчают массам па собственном опыте попять правильность политики партии, по­ дымать массы до уровпя сознания партии п обеспечивать тем самым поддержку масс. Величайшее значение имеет дальпейшее развитие товарищем Сталиным лепппского учения о возможности победы социализма в одной, отдельпо взятой стране/ В своих произведениях «К вопросам ле- пппизМа», «О социал-демократическом уклоне в пашей партии», в тезисах к XV Всесоюзной конференции ВКЩб), «Об оп- иозициошюм блоке в ШШ-(б)» и других работах товарищ Сталип обосповывает воз­ можность, необходимость и международное зпаченпе построения социалистического об­ щества в СССР в условиях капиталисти­ ческого окружения, исходя из открытого и сформулированного Лепипым закопа не- равпомерпого и скачкообразного в эконо­ мическом и политическом отношениях раз­ вития капитализма в стадии империализ­ ма. В докладе п заключительном слове иа XV конференции ВКП(б) товарищ Сталин дал блестящий анализ империализма, как последней фазы капитализма. Он покдзал, что в период империализма неравномер­ ность развития капиталистических стран превратилась в решающую силу/ их разви­ тия, что между империалистами неизбеж­ ны конфликты и войны, которые ослабляют фронт империализма и делают возможным ого прорыв в отдельпых странах, что от­ сюда неизбежна победа социализма в од­ ной, отдельпо взятой стране. Открытый Лениным и Сталипым закоп неравномерного и скачкообразного эконо­ мического и Политического развития капи­ тализма в стадии империализма, как ос­ новной закоп империализма, явился исход­ ным пунктом теории о победе социализма в отдельных странах. «...В этих условиях, — указывал товарищ Сталин, — старая формула Энгельса становится уже непра­ вильней, в этих условиях она неизбежно должна быть замепегга другой формулой, говорящей о возможности победы социа­ лизма в одпой стране» (стр. 249). В восьмом томе впервые публикуется -псьмо товарища Сталина «О возможности юстроепия социализма в нашей стране». этом письме товарищ Сталин с исчер­ пывающей полпотой раз’яснил, что вопрос > победе социализма в нашей страпе име- т две стороны — область внутренних от- юшаний и область внешних отношений. ...«Социалистическое общество своими •илами построить мы можем п без победы эволюции пз Западе, по гараптпровать нашу страну от покушепий со сторопы международного капитала одпа лишь наша страна пе в состоянии, — для этого нуж­ на победа революции в нескольких стра­ нах на Западе. Одно дело — возможность построения социализма в пашей стране, другое дело — возможность обеспечения нашей страпы от покушений со стороны международного капитала» (стр. 97). Следовательпо, — указывал товарищ Сталии, — мы можем и должны победить капиталистические элементы в нашем хо­ зяйстве, можем и должны построить со­ циалистическое общество в пашей- стране, но мы пе можем считать победу социализ­ ма окончательной, так как не гарантиро­ ваны от нападения пзвпе, от угрозы ин­ тервенции и реставрации старых порядков. Товарищ Сталин разоблачил капиту- тяптскую изменническую идеологию троц- кпстско-зиновьевских предателей, не ве­ ривших в победу социализма в нашей стра­ не. Опи пытались доказать, что задерж­ ка социалистической революции на Западе приведет к неминуемой гибели пролетар­ ской власти в России. К 1926 г. Советский Союз завершил восстановительный период, достиг довоен­ ного уровня производства. Но общий уро- ”рнь развития народного хозяйства был еще ппзкпм. Страна оставалась аграрной, тсталоп в экономическом отпошении. По- гле XIV с’езда ВКП(б) партия развернула борьбу за проведение в жизнь курса на социалистическую индустриализацию на­ шей страны. Товарищ Сталин сформулировал основ­ ные положения о путях и средствах соцпа- листической индустриализации. В своем докладе активу Лениптрадекой партийной организации «О хозяйствеппом положении Советского Союза и политике партии» товарищ Сталmi показал жпзнеп- ную необходимость индустриализации, как основы социализма, как руководящей си­ лы всего народного хозяйства. «Самое важное и самое характерное в состоянии нашего хозяйства, — говорил товарищ Сталин, — состоит теперь в том, что центр тяжести переместился теперь в сто­ рону индустрии. Ежели тогда, в первый период новой экономической политики, пам надо было начинать с сельского хозяйства, ибо развитие всего народного хозяйства упиралось в сельское хозяйство, то теперь, для того, чтобы продолжать строительство социалистического фундамента нашего хо­ зяйства, для того, чтобы двинуть вперед 1 хо-янство в целом, необходимо сосредото- ; нить внимание имен::о на индустрии. Те- • нерь само сельское хозяйство пе может двигаться вперед, ежели во-время не по­ дашь сельскохозяйственных машин, трак­ торов, изделий промышленности и т. д.» {стр. 119). Социалистическая индустриализация должпа была навсегда покопчпть с техни­ ко-экономической отсталостью нашей стра­ пы, обеспечить ей хозяйственную самосто­ ятельность, уберечь страну от превращения ее в придаток мирового капитализма. Со­ циалистическая индустриализация означала также дальнейшее повышение материаль­ ного положения трудящихся, к Товарищ Сталии учил партию, что ин­ дустриализация — это, прежде всего, раз­ витие тяжелой промышленной!, главным образом, собствеппого машиностроения. С блестящим мастерством вскрыл товарищ Сталин принципиальное отличие социалистической индустриализации от капиталистической. Если капиталистиче­ ские страны осуществляли индустриализа­ цию методами хищнической эксплуатации трудящихся, путем колониальных грабе­ жей, военных захватов и кабальных 1 ! займов, то для Советской страны эти мето­ ды были принципиально неприемлемы. У Советского государства, говори товарищ Сталип, есть только один путь индустриализации — путь собственных сбережений, путь социалистического на­ копления. Этот путь вытекает из социали­ стической природы паш еп государства, из всех преимуществ социалистической си­ стемы хозяйства над капиталистической. Товарищ Сталин поставил задачи, кото­ рые советские люди должны были разре­ шить для осуществления социалистической индустриализации: это — повьппепие про­ изводительности труда, спнжение себестои­ мости, проведение режима экономии, соз- дапие кадров строителей индустрии. В восьмой том входят произведения товарища Сталипа, посвящеппые анализу международного рабочего движепия и поли­ тики коммунистических партий. В работах и выступлениях «Об Англо- Русском комитете единства», «Речь во Французской комиссии VI расширенного пленума ИККП», «О борьбе с правыми и «ультралевыми» уклонами» и других про­ изведениях товарищ Сталип призывал ра­ бочий кл$сс к единству в мировом револю­ ционном движении, к борьбе против импе­ риалистической реакции и угрозы новых империалистических войп. Товарищ Сталин - подчеркивал необходимость идей­ ной и организационной борьбы па два Фропта в зарубежных коммунистических партиях как против правых, так и про­ тив «левых» уклонистов. Исключительно современно звучит ха­ рактеристика. данная товарищем Сталиным, оппортунистическим лидерам английского рабочего движения. «Это — такие лиде­ ры рабочего класса, которых ослепил блеск капитализма, которых подавило могущество капитала и которые мечтают о том, что­ бы «выйти в люди» и сомкпуться «с людь­ ми с достатком» (стр. 161). В речи «О перспективах революции в Китае» в китайской комиссии НККИ товарищ Сталип раскрыл характер и осо­ бенности китайской революции, указал па пе национал ьпо-освобо,ттельный характер, направленный против господства чужезем­ ного империализма в Китае. «Тем самым китайская революция непосредственно смы­ кается с революциями пролетариев всех страп против империализма» (стр. 358). Сталинская характеристика интервенции в Китае актуальна п в наши дни. Интер­ венция вовсе пе исчерпывается вводом войск, — указывал товарищ Сталин, — и ввод войск вовсе пе составляет основпой особенности иптервепппи. При совремеп- пых условиях империализм предпочитает осуществлять пптервепппто путем оргапи­ запии гражданской войны впутри зависи­ мой страны, путем фппапсировапня контр- певолюппоппых сил против революции. Пример современного Китая. Греции и дру­ гих страп показывает, что США и Англия применяют именно этп формы интервен­ ции, о которых говорил товарищ Сталип. Блестяще оправдалась сталинская ха­ рактеристика революппоппой власти в Ки­ тае, которая, по определению товарища Сталипа «...будет в обшем напоминать по своему характеру такую власть, о которой у нас говорилось в 1905 году, т. с. что- нибудь вроде демократической диктатуры цролетарпата п крестьянства., с той, одпа- ко. разницей, что это будет власть ап- тииаптерпалиггпческая по преимуществу» (стр. 365— 366 ). Опыт китайской револю­ ции — экономическое и политическое строительство в освобожденных районах Китая под руководством китайской ком- "р.ттпт подтверждают предвидеппе товарища Сталина. * Опубликоваппьте в восьмом томе проти­ вления товарища Сталина — ценнейший вклад в теоретическую сокровищницу марксизма-ленинизма. Опи творчески раз­ вивают марксизм-лепппизм, являются ру- ковотством для братских компартий в их борьбе за овладение массами, за единство п чистоту своих рядов, в борьбе против по­ пыток извращения марксизма-ленинизма. Произведения товарища Сталина воору­ жают большевистскую партию и весь со- петекпи парод иа б >рт-бу за победу комму­ низма в пашей стране. С. ПЕТРОВ. На скалистом берегу Баренцева моря эоздвигиут памятник героям--катерникам, пазимм смертью храбрых в боях за Ро­ дину. На бронзовом флаге, укрепленном на обеулиекс, выгравированы алоза: «Веч­ ная память героям североморцам-катер- ннкам, павшим в боях за Советскую Ро­ дину в Отечественной войне 1941 — 1946 гг.». Фото Н. Вьюоцкого. За укрепление дисциплины в отделении Старшины обмениваются опытом работы Группа моряков во главе со старшим матросом Блохкным досрочно выполнила задание по обработке ответственного груза. Успех достигнут благодаря тому, что правильно были расставлены силы п все работали с большим усердием. Осо­ бенно старательно потрудились старшие матросы Пинчук и Ярков. Старший матрос Ф. Толин. * * * Добросовестно выполняет обязанности повара солдат Мохов. Он готовит вкуспые блюда, разнообразит меню, и солдаты хо­ рошо отзываются о его работе. В по­ рядке поощрения комапдир части предо­ ставил солдату Мохову внеочередной краткосрочный отпуск. Солдат К. Н иколин . \ * * * Отлично песет караульную службу ма­ трос Коротков. При проверках он всегда получает высокую оценку знаний Устава гарнизопной службы. Матрос [Коротков регулярпо читает ху ­ дожественную литературу, следит за га­ зетами и журналами. Эю дало ему воз­ можность на инспекторской проверке по­ литзанятий получить отличную оценку. Старший матрос А. Бекряшев. Площадку занесло снегом. Это пре­ пятствовало выполнению задач боевой подготовки. Группе бойцов было поручепо • очи­ стить площадку. Хорошо работали члены ВЛКСМ Кремлевский, Бутон ко, Провото- ров. Задание командования выполпепо до­ срочно. Н. Солдатченков. У нас па корабле не все старшины оди­ наково воспитывают матросов и борются за выполнение воинских уставов. У одних де­ ла идут лучше, больше порядка, у других — хуже. Как правило, опытные старпгппы достигают лучших успехов в палаживапнп и поддержании дисциплины. Они глубже изучили уставы, сами строго пх выполпяют и имеют опыт работы с личпым составом. Молодые старшины допускают больше оши­ бок. 0 ;тп меньше пред’являют требователь­ ности к матросам. Чтобы вскрыть существенные недостат­ ки в работе старшпп и указать меры быст­ рейшего исправления пх, на нашем кораб­ ле недавно было проведспо совещание стар­ шин по обмену опытом работы. Совещание показало, что осповпой при­ чиной недостаточной организованности в пекоторых отделениях являются сами старшипы. Выступления опытных младших командиров показали, что у исправного старшины, который сам зпает и выполняет все уставы, подчипеппые пе имеют про­ ступков. Такие старшины требовательны к матросам п к себе в первую очередь. Онп своим примером показывают подчиненным, как надо выполнять каждое задапне, как относиться к служебным обязанностям. Выступивший старшина 2 статьи Си­ ничкин сказал: «Совершение проступков отдельными матросами происходит прежде всего по вине самих старшин. Некоторые старшины сами парушают распорядок дня. халатно относятся к своыу делу. Онп не имеют авторитета у подчиненных. У таких нет твердой командирской руки. Другое дело, когда младший командир исправно служпт. У пего п авторитет есть, и слушают его матросы беспрекословно. Вот, например, главный старшина Власов пли мичман Лазарев. О нх службе никто не скажет, что опн плохо отпосятся к по- ручеппому делу. Когда они дежурят по ко­ раблю, служба у пих идет успешно. Дадут они приказание, матросы выполняют безоговорочно. Па корабле все делается в свое время. Дежурство и мичмана, и глав­ ного старшины идет четко, и командиры довольны ими. Совсем иначе получается у старшины 1 статьи Терехова. Его дежурство прохо­ дит с нарушением распорядка дня. П все из-за того, что сам тов. Терехов не требо­ вателен к себе. Оп и в повседневной ж и з ­ н и с холодком относится к своим обязанно­ стям. Поэтому его слово не авторитетное и его плохо слушают матросы». Старшина 2 статьи Мазуров свое высту­ пление посвятил знанию уставов и требо­ вательности. Он остановился па таких ка­ чествах старшипы, как непримиримость к проступкам, повседневная борьба за твер­ дое выполнение уставов. Мазуров сказал: — Некоторые из наших старшин непра** вильно смотрят па уставы, они думают, что устав знаешь, можешь ответить па вопрос, и этого достаточно. Порочность такого мне­ ния подтверждает их слабая работа с подчи­ ненными. Взять хотя бы старшину 2 статья Савоеина. Он прямо говорит, что ему трудпо отдать приказание матросу Зубко. Савоснн приучил его к тому, что Зубко 1 надо уговаривать, чтобы оп выполнил при­ казание своего командира. Это есть прямое нарушение устава самим же старшиной Савосиным. Если мы, старшины, будем сами во воем исполнительны, если будем все одинаково требовательны к себе и матросам, то дис­ циплина во всех отделениях будет на тре­ буемом уровне. Нам надо помогать дру? другу, пе смотреть так, что если мой под­ чиненный нарушает дисциплину, то приму меры, а не мой, то пусть его остановит дру­ гой старшина. Когда у нас у всех будет непримиримое отношение к нарушителям воинской дисциплины, тогда мы будем оп­ равдывать свое звание командиров. В обсуждении вопроса о роли старшины в подразделении, о поддержании дисциплж- пы припяло участие большинство старшин. Высказали свои мнения тт. Лишении, Ка­ ширин, Авраменко. Власов, мичман Лаза­ рев и другие. Вое выступавшие отметили, что нарушения дисциплины есть реауль* тат слабой воспитательной работы с матра­ сами и низкой требовательности. Опытные младшие командиры подтвердили это фак­ тами из своей большой практики. Главный старшина Власов н мичмап Лазарев рас­ сказали, что у примерного и тре 69 ватель­ ного командира отделения и матросы бы­ вают хорошими. | Командир корабля, подведя итоги совеща-, пня, сказал: — Каков старшина, таковы и его под- чипепные. Одним нз главпых методов вос­ питания падо считать личный пример младшего командира в сочетании с заботой о своих подчиненных. Командир также отметил, что старшина* всегда падо помнить, что опи обязаны по­ казывать пример в выполнении приказов Министра Вооруженных Сил СССР. Отношения и взаимпая помощь старший должны основываться па требованиях воин, ских уставов. Плох тот старшина, который старается быть «хорошим дядей» для под­ чиненных. Поэтому все старшины должны стоять па страже наших воинских уставов, инструкций п наставлений и принимать ре­ шительные меры против попыток их нару­ шения. Совещание прошло живо и интересно. Оно дало большую пользу старшинам, ос­ ветило главный вопрос в пх борьбе за под-* пятпе и укрепление дисциплины. Старшина 2 статьи И. ПОЧЕПКО. Сознание своей вины Летный день закончился. Наступали сумерки. Молодые летчики, собравшись в группу, виновато сторонились, ког­ да мимо пих проходил кто-нибудь из старослужащих. Каждый из молодых пилотов уже знал, что летный день окон­ чился неблагополучно... Командир приказал собрать весь офицер, ский состав. Все пришли в рабочей форме: летчики в комбинезона.!, техники в курт­ ках — переодеваться было некогда. Офицера Шустова знали, как дисципли­ нированного летчика, и все отзыва­ лись о нем, как о способном пилоте. Командир подразделения пе мог нахва­ литься Шустовым, отмечая его энергию, старание в службе и инициативу. Он раньше всех из молодых пилотов ос­ воил боевую машину, отлично стал зачет­ ные упражнения в воздухе и уже прохо­ дил программу боевого совершенствования по курсу боевой подготовки, чего еще не смогли достигнуть другие молодые пило­ ты, прибывшие в часть вместе с ппм. В класс вошел комапдир. — Прошу садиться, товарпщи офицеры. Задерживать вас долго пе буду, — начал оп. — Как вам пзвсстпо, лейтенант Шу­ стов сегодня, выполняя задапне в воздухе на учебном самолете, проявил недисципли­ нированность. Самовольно изменив поло­ женную согласно выполняемого упражне­ ния высоту полета, оп спнзплся до бре­ ющего. Подобное самовольство могло при­ вести к тяжелому летному происшествию. Я беседовал по дюпому случаю с лейте­ нантом Шустовым, а сейчас хочу, чтобы он вам все рассказал, а затем выслушать ва­ ше мнение. Шустов поднялся и, ни па кого не глядя, сказал: — Я проявил, как выходит, недиецпп- лпнированность. Собрание офицеров молчало. Шустов пе торопясь рассказал, как взле­ тел, как пабрал высоту, вошел в облач­ ность и как появилось желание попробо­ вать пилотировать на бреющем. Вопросами никто не перебивал Шустова, но когда он окончил и, получив разрешение у командира, сел, собрание оживилось. Каждый по-своему, по одинаково строго, подготовился осудить совершенный про­ ступок. роняющий честь и достоинство офицера... «Мпе простят, — думал Шустов, — до сего времени меня считают отличником. Ведь это мой первый промах». Шустов, как молодой офицер, стал та ошибочный путь. Прежде всего ему вскру­ жили голову его успехи. Он пе осознал, что отличник-офицер не должен удовлетво­ ряться достигнутым. Первые успехи должны воодушевлять-воина к новому, к лучшему. Шустов нарушил закоп, существующий в авиации: чем лучше успехи па земле, тем лучше должны быть успехи в воздухе. Шустов не нонял п того, что хорошие и отличные оценки, которые поставлены в полетном листе за выполненные упражне­ ния, еще не означают, что он стал хорошим летчиком. Шустов только выполнил норма­ тивы, которые предназначены для молодого пилота. Первые успехи привели к зазнайству. Лейтенант Шустов стал считать себя уже вполне окрепшим, все постигшим летчиком. «Подумаешь, полетать в облаках, это еще не искусство. Вот полетать па малой высоте и прочувствовать в е г прелесть полета, когда, кажется, опусти руки и землю доста­ нешь — вот это да!» — рассуждал Шустов в кругу товарищей. Шустов не понял, что, когда летчик по­ казывает образцы в наземной подготовке, в личной дисциплинированности, этого еще недостаточно. Падо научиться увязывать свою повседневную учебу, работу, трени­ ровку. дисциплинированность с поведением в воздухе. Выступил старший лейтепапт Савченко. Внимание всех офицеров привлекли резкие, но справедливые слова этого летчика, ко­ торый привел примеры, показывающие, к ; чему ведет недисциплинированность в уз- j ловнях боевой обстановки, когда малейшее нарушение задания пли своеволие ведет к гибели. — Шустов забыл, что еп воепный лет­ чик п у него есть подчипеппые, которые учатся у г «кто начальника, как выполнять .задания. Шустов преднамеренно и само­ вольно измелил задание в воздухе, а ведь эго категорически запрещается. Ес­ ли бы офицер Шустов вппмате.тьпо при­ смотрелся к летчикам, которые действи­ тельно хорошо выполняют упражпепия в воздухе, то оп заметил бы, что после каж­ дого полета в первую очередь они анализи­ руют допущенные ошибки и последователь­ ность выполнения проигранного нз земле задания. Опытный п подготовленный лет­ чик не торопится отмечать хорошо выпол­ ненные отдельные элементы полета: хоро­ шее пе уйдет. А вот неизученная ошибка или недисциплинированность в полете должпы строго п самокрптичпо разбираться на разборе полетов каждым летчиком, —• закончил старший лейтенант Савченко. Тяжесть проступка еще больше увели­ чилась, когда выяснилось, что молодой пилот не желает признать за собой вину. Честно прпзнать свою опшбку — это пе значит уронить свое достоинство перед то­ варищами по службе. Откровенное призна­ ние своей вппы также нисколько но за­ девает и самолюбие офицера, если он дей­ ствительно свое самолюбие не противопо­ ставляет общественному делу. В чем же npfnnna, почему офицер Шу­ стов пе хотел откровенпо признать за со­ бой вину за совершенный проступок? Убеждение в том, что дисциплинирован­ ному и хорошему летчику ипогда прощает­ ся то, за что взыскивается с другого, руководило Шустовым, когда оп докладывал офицерскому собранию о проведенном по­ лете. * ...Спустя пекоторое время после того, как на Шустова было паложепо взыскание, он пришел к командиру и нодал рапорт. — Две педели ппсал, прошу довести со­ держание рапорта офицерскому собранию, справедливо говорили, я был пеправ, — сказал Шустов. — Сознание своей ошибки, — ответил комапдир, прочитав рапорт, — является хорошей чертой характера. Надеюсь, что и впредь будете руководствоваться этим.— И командир иожал руку молодому офицеру Капитан П. КАЛЕНИИ. Капитан Е. КАРКЛИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz