На страже Заполярья. 1948 год. Декабрь.

t 18 декабря 1S48 г., Jf: 298 (3294 ). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я A / i \ p o e c i C H B ч / г б н и я От костра до современного маяка Чтобы предупредить мореплавателей о грозящей нм опасности, более тысячп лет назад в наиболее ответственных местах на берегу стали разводить костры. Костры — эти первые маяки — пс зажигались вдоль всей береговой черты того района моря, в котором плавало судпо. В те дале­ кие времена костры обычно зажигались в местах, где находились рыбачьи поселки па некотором- расстоянии друг от друга, так, чтобы пламя одного фитиля касалось пламени другого. При такой системе рас­ положения горящих фитилей сила света возрастает в гораздо большей степени, чем в том случае, к оп а фитили распола­ г а л и отдельно, и пламя, даваем а ими, не соприкасается между собой. Ог простого стекапия масла пз резер- яли прибрежные поселения. Таким образом, ] вуара п горелку перешли к подаче масла эти костры-маякп служили пс только для ной кривизны (вначале сферическое, вате* параболическое), так называемый деф­ лектор, в фокусе которого п помещался источник света. Это устройство дало ко­ лоссальное увеличение силы света отра­ женных рефлектором лучей. Сила света от­ раженных лучей превышала до 100 раз си­ лу света такого же осветительного прибора, работающего без рефлектора... Цепиость аппарата этой системы заклю­ чалась пе только в увеличении сплы маяч- Члея партийного бюро старшина 2 статье Ивам Хабло догладывает на з а е е д а т т бюро первичной партийной оргавизэ- о ходе падлотозки к выборам народных судов и работе гоммутагстоэ по обеспеч елшо проведения этой кампании. ____ * * Фото Н. Высоцкого. * организация в к выборам народных \ В сада* е подготовкой к выборам народ­ ных судов бюро партийной организации ко­ рабля составило обстоятельный план, в ко. тором указаны конкретные мероприятия и етветстаенные лица за их исполнение. Партийное бюро решило подготовку к выборам судов начать с главной задачи — с глубокого раз'ясиепия офицерам, старши- важ, матросам значения этой кампании. С ■гей целью было проведено совещание офи­ церского состава, па котором заместитель командира корабля по политчасти сделал информацию, а комапдир корабля поставил ведоегоые вадачи перед офицерами. Оп дал укавание, как надо составлять списки избирателей, где организовать избиратель­ ный пункт и как его оборудовать, пореко­ мендовал, кого из офицеров следовало 6^1 выдвинуть на работу в счетную комиссию ж уполномоченным при Совете депутатов трудящихся. Это совещание сыграло большую роль. Офицеры поняли важпостд предстоящей ра­ боты ж уже сами р:13*яспили своим подчи­ ненным зада ш по подготовке к выборам «УД01. . На корабле прошли партпйпое и комсо­ мольское собрания, на которых коммунисты и комсомольцы по-деловому обсудили свои задачи. Партийное собрание прпляло об­ стоятельное, копкретпое решепие, которое сейчас успешпо вьшолпяется. Было решепо соедать агитколлектив, чтобы развернуть агнтвциотю-пропагандпстскую работу. Сейчас агитколлектив во главе’с коммуни­ стом тов. Пушкиным успешпо работает. В его составе актшшыс агитаторы, пеодно- кратпо участвовавшие в выборах в Советы тг. Жифорский, Грплцевич, Зайченко, Ни­ кулин. (Руководитель агитколлектива тов. Пуш­ кин не только организует работу агитато­ ров, но ж сам проводит бесед!»! с личным составом. Так, он уже провел беседы па те­ мы: «Положение о выборах народных су­ дов», «Встретим выборы па ролпых судов повышением боеготовности корабля». По примеру своего руковолитсля активно рабо. тают ■ члены агитколлектива. Старшина 1 статьи тов. Гринпенпч провел беседу с артиллеристами на тему: «Демократические иривпипы советского суда», старшина 1 статьи тов. Жифорскпй проводил читки п рав'хспение «Положения о выборах народ­ ных судов ЮЮ Р » с личным составом ми­ неров и торпедистов, а старшина 2 статьи тов. Никулин — с машинистами. Работа агитколлектива постоянно кон­ тролируется и направляется секретарем партбюро, заместителем по политчасти. С агитаторами проведено два семинара. Здесь они не только обмениваются опытом своей работы, во ■ получают новые задания, слу­ шают обстоятельные доклады, помогающие им вооружиться необходимыми знаниями для работы с моряками. Так, на одном из семинаров агитаторы не только рассказали о своих делах, получили указания, как 1 гужно работать, но и прослушали доклад тов. Симоненко н а тему: «Ленин и Сталин о социалистической законности». Партийная организация не ограничивает разделительную работу среди личного со­ става только деятельностью агитколлекти­ ва. Бели апггаторы в основном работают в отделениях, группах, то партбюро дало по­ ручения отдельным коммунистам подго­ товиться и п ро в еет доклады со всем лич- пым составом корабля. Кандидат в члены ВКЩб) тов. Кубланов, выполняя поруче­ ние бюро, сделал доклад для личного состава корабля на тему: «Советский суд на охране законности и прав советских граждан». Заместитель ком ао тр а корабля по по­ литчасти не только руководит работой, но и сам часто выступает перед моряками. За* короткое время он сделал доклады для лич­ ного состава на темы: «Выборы народных судов и народных заседателей в ООСР», «Суды в Америке», «Советский суд н аэа- щнте социалистической собственности» и др. Большую помощь партийной организации в проведении подготовки к выборам оказы­ вают комсомольцы. По их инициативе в боевых частях корабля оборудованы красные столы, д а имеется необходимая» литература и матросы могут всегда позна­ комиться с пей. Комсомольцы-чтецы регу­ лярно проводят громкие читки с моряками и раз'ясняют им Положение о выборах на­ родных судов, Сталинскую Конституцию, статьи из газет и журналов, посвященные предстоящим выборам. Среди чтецов осо­ бенно выделяются своей активностью в ра­ боте комсомольцы тт. Кудьин и Мадьяпов. Коммунисты тт. Занозин, Пушкин сде­ лали выставку литературы. Здесь имеется подготовке судов Конституция СССР, Положение о выборах, папка, в которой подобраны статьи из га­ зет и журналов, брошюры. Эта выставка постоянно пополняется новыми материа­ лами. С любовью оформил комсомолец старший матрос тов. Головко витрину: «Сталин — паша слава боевая». Деятельность великого вождя представлена фотоснимками, на­ глядно показывающими роль товарища Сталина в создании советской Конститу­ ции. С каждым днем все сильнее разверты­ вается подготовка на этом корабле к выбо­ рам народных судов. Работа офицеров, пар­ тийной в комсомольской организаций благотворно сказывается на повышении боеспособности корабля, укреплении дис­ циплины, повышении бдительности среди личного состава. Сейчас, в ходе подготовки к сдаче боевых задач, особенно проявляется хорошая на­ тренированность комендоров-еешпчиков. Они во главе с комсомольцем старшиной 2 статьи тов. Жариковым решили практи­ ческими успехами в службе ознаменовать подготовку к выборам народных судов. Хороших показателей в обслуживали и эксплоатапии механизмов добились трюм­ ные группы коммуниста тов. Воробьева. Где бы ни работали коммунисты ж ком­ сомольцы, везде и во всем они проявляют большую активность, высокое сознание борьбы за укрепление дисциплины. В грун. пе коммуниста мичмана тов. Коваленко в декабре нет ни одного нарушения воинской дисциплины, ж моряки решили достойно встретить день выборов наводных судов. Примеру коммунистов следуют комсомоль­ цы. Настойчиво ведется борьба ж за повы­ шение бдительности среди личного состава. Коммунисты и комсомольцы показывают в этом пример. Образцы бдительного несения вахт, выполнения повседневной службы и поведения на берегу показывают кандидат ВКЩб) тов! Боев, комсомольцы тт. Вовк, Савченко и другие. Моряки корабля охвачены одним стрем- предупреждепия мореплавателей оо опас­ ностях, по и указывали о близости гавапи. Вначале костры раскладывались прямо на земле. Но расстояние, с которого обна­ руживался свет такого маяка, т. е. даль­ ность видимости маячпого огня, было небольшим. Чтобы его увеличить, надо было каким-то образом поднять огонь над по­ верхностью земли. . Вот тогда-то встал вопрос о постройке маячпых башеп— той части маяка, которая в настоящее время по существу является основой для сооружения всякого берегового маяка. Следует вспомнить, что в развитии этой важной отрасли мореплавания русские лю­ ди оказались значительно впереди иност­ ранцев. Еще в ХШ веке повогородцамп па часта побережья Балтийского моря бы­ ло построено из камня некоторое количе­ ство маячных башен, в то время как па английском побережье • первые башни по­ явились только около 300 лет спустя. Первые маячные башни мало напоми­ нали прекрасно выстроенные современные маяки. Это были грубо построенные соору­ жения, которые тем не мспее с успехом выполняли свои роль быть основой, па вершине которой помещался источник света — костср. Основным достоинством такого рода маячного-освещения была простота его конструкции. Но недостатков было мпого. Главным из них гвлялась большая зависи­ мость его от атмосферных условий. Кроме того, пламя бывало особенно слабым (ослп смотреть на него с моря) при ветре, дую­ щем с моря на берег, так как оп, оттягивая пламя в обратную сторону, оставлял на­ ветренный край костра, обращенный к мо­ реплавателю, почти не тронутым огнем. Существенным недостатком также был большой расход топлива на освещение. Так, например, русские маяки, стоявшие па побережьи Балтийского моря в XVIII в.. при помощп насосов, которые п р и в о д и т ь \ в действие специальным механизмом. Ко- j ного огпя» по ® в его характере. Если та- лпчество масла п давление, под которым | *УЮ Установку или несколько их оставить опо подавалось, могло регулироваться, бла- j неподвижными, то маяк будет посылать годаря чему регулировалась и сила с в е т а .; лучи в одном или псскольких направдени- Одпо пз самых важных усовершепствова-1 их в виде б до с или мспее узких пучков, или было сделано офицером русского ф ло - 1 Но если всю эту систему с помощью спе­ та Селезневым в 1878 году, благодаря j циального механизма заставить вращаться чему надежность действия осветитедьпого {вокруг вертикальной оси с определенной аппарата увеличилась в ’ большой степепн. Дальность видимости этих маяков достигла 11 — 12 миль и их действие стало вполне падежным и пе зависело от атмосферных условий. Только в копце XIX ветка еама идея уже установившейся конструкции приборов масляного освещения была значительно измелена, и в практику стало широко вхо­ дить так пазьгзаемое керосинно-калиль- ттое освещение, которое давало значитель­ ные преимущества. Во второй половине XIX в. появились так называемые створпые огпи или илаче — освещаемые створпые зпаки (в небольших масштабах они применялись и ранее) и небольшие пловучие сооружения с осветительными приборами — так называемые освещаемые буп (баканы на реках), с помощью кото­ рых только и стало возможным создапие сети полного навигационного ограждения фарватеров. В 80-х годах XIX века в России изо­ бретатель Юлий Пппч впервые в мире сконструировал автоматический освети­ тельный аппарат, предназначавшийся для установки па пловучи х буях. Это изоб­ ретение явилось одпнм из важнейших эта­ пов развития техники маячного освеще­ ния, основные принципы которого лежат в основе автоматических аппаратов совре­ менной конструкции. Однако использо­ вание этих установок не получило вна­ чале большого применения вследствие не­ высоких эксплоатациоиных качеств неф­ тяного газа, па котором они работали. Только после применения нового осоети- сжигали за период сравнительно короткой (тельного материала, здитадена, жв связи навигации до 4 .000 кубических метров дров и 25— 30 тонн угля каждый. А пс- которые маяки требовали для себя до 8 .000 кубометров дров. Освещение свечами также ни в какой степени не решало вопроса, потому что свечи давали еще более слабый свс;г п требовзлн почти непрерывного обслужи­ вания вследствие быстрого появления нагара на горящей свече. В таких маяклх горело обычно одновременно 20— 30 свечей, каждая пз которых весила более килограмма. Большого распространения эти маяки не получили. Был еще един круппый недостаток. Огонь такого маяка ничем не отличался от огней обычных костров, раскладываемых населением на берегу, и моряки принимали ложный маяк за истинный, мопяли курс судна и в результате часто терпели кру- с некоторым усовершенствованием <*а- мих приборов они получили широчайшее распространение и стали устанавливаться пс только на пловучих буях, но и на бере­ говых маяках. Практическое использование ацителепа затержизалось отсутствием безопасного способа его храпения. Только в 1904 году был открыт способ безопасного хранения ацителепа, осповаггаый на поглощении его химической жидкостью, носящей название ацетоп. Приборы, работающие на ащггелене, действуют педелями и месяцами без вся­ кого надзора, требуя только регулярной смены баллона и периодического осмотра. Приборы эти надежны в действии и эко­ номимы в экеплоатацпи. Дальность ви­ димости маяков с ацителеновым освеще­ нием достигает 20 и более миль. В на­ стоящее вромя большинство маяков, а оборудованы кий период — период масляного освещс- леннем — организованно подготовиться к [пн я , который продолжался около 100 лет. шение. Быстрое развитие мореплавания настоятельно требовало более совершенной также все освещаемые буи конструкции маячпого освещения. В 80-х ацителеновьгми установками, годах XVIII в. освещение маяков всту- | Следует упомянуть еще об одном важ- пает в довый, технически более высо -1 п<>м усовершенствовании, которое было выборам народных судов и ознаменовать это событие новыми успехами в выполнении задач, стоящих перед кораблем. Капитан А. СТЕПАНОВ. Лучший комендор в подразделении Va-днях в подразделении был зачитан Мржказ командира соединенпя. В пем об’я- влялась благодарпость за отлптпые успехи х боевой и политической подготовке (комендору старшему матросу Рябчикову. [Это восемнадцатое поощрение, полученное службу лучшим комендором Подразделе- НИИ. Много труда приложил Рябчиков, чтобы tCBOHTb боевую технику.. Целые дни про­ водил он у пушки, чистил, перебирал ме­ ханизмы, на практик^ изучал заведыва- ние. По всем ненинятным вопросам он обращался за разделением к опытному старшине комендоров старшему сержапту Андрееву. Но вскоре старшие товарищи демобили­ зовались. Случилось так, что Рябчикову пришлось долгое время обслуживать заве- дывапие одному за троих. Много было ра­ боты па боевом посту, часто ходил в су­ точный наряд, выполнял различные хо­ зяйственные работы. И все же старатель­ ны.":, любящий св‘ч* «ело моряк пахотнл аля учебы. 0 п уделял ей часы досу­ га, послеобеденный отдых, частью выход­ ные дни. — Я ие могу чувствовать себя спокой­ но, если что-нибудь недоделано, если не­ твердо-знаю то, что должен знать, — го- ворит он. Таково чувство сознательности, патриотическое чувство, которое обязыва­ ет комендора не жалеть сил я времени для совертевстаованжя своих знаний. Но жало самому хорошо знать оруиле. Чтобы выше поднять боевую готовность отделения, надо содержать технику всегда в исправности, подготовить весь расчет так, чтобы люди могли действовать безо­ шибочно, быстро, слаженно. И Рябчиков учил матросов,^ тренировал нх. Старшему матросу Суворову— приписному па орудии, трудпо давалось усвоение своих обязанно­ стей. Рябчиков усиленно занимался с ним. Ему удалось заинтересовать Суворова, при­ вить ему. необходимые навыки артиллери­ ста. После этого Рябчиков взялся за обу- гагво его сдегсядлъдостг комендора. В упорной учебе Рябчиков готовил из Суворова полноценного специалиста. Сей­ час бывший строевой Суворов — хороший комендор. Он твердо знает технику боево­ го поста, научился выполнять одновре­ менно обязанности двух номеров. Резуль­ татом «ропотливой работы с людьми тов. Рябчшмша являются успешно проведен­ ные стрельбы, на которых расчет по­ казал отличную выучку. Рябчиков гово­ рит: — Научился хорошо обслуживать меха­ низмы, но этого недостаточно. В бою мо­ жет случиться так, что придется самому руководить, стрельбой. Поэтому надо учиться управлять игпем самостоятельно. Моряк энергично борется за освоение тгориа стрельбы, изучает таблицы, трешг- руется в решении задач по подготовке ис­ ходных данных п правил ведения артил­ лерийского огпя. Прилежность и настой­ чивость помогли комендору научиться са­ мостоятельно управлять артиллерийским огнем. Старший матрос Я ГАГАРИН. Еще в копце XIII века на некоторых маяках в качестве источника света начато применяться обычное растительное масло различных сортов, которое вначале ежп- о н, сделано в 1911 году. В механизме автома­ тической лампы было сделано еще одно усовершенствование. Опо получило назва- ние «солнечного клапана» и дало возмож­ ность еще* в большей степени повысить экономичность эксплоатапии установки. гадось в обыкновенных плошках. Песколь- При помощи «солнечного клапана» с вес­ ко позже в резервуар для масла стати по­ мещать сплошной круглый фитиль, а за­ тем применять лампы, носившие название колепчатых, в которых фитиль был пло­ ский. Единственными приборами для регу­ лировки пламени были шпильки и щипцы, которыми снимался нагар п вытаскивался фитиль нз резервуара. Большого распро­ странения эти маяки также пе получили. В середине XVin века появляется лам­ повое стекло, а через 20 лет изобретается лампа, конструкция которой была большим шагом вперед. В этой лампе, во-первых, масло поступало к фитилю под постоянным давлением, а, во-вторых, горелка была устроена так, что воздух поступал к пла­ мени и снаружи, и изнутри, что привело к прекращению копоти. Когда же пламя было прикрыто лампо- ходом солнца доступ газа в горелку авто - 1 матнчески прекращается, и аппарат ос­ тается выключенным до захода солнца. Этот клапан работает одинаково точпо как в солнечную, так и в пасмурную ногату. С открытием электричества ж примене­ нием равномерного сгорания углей в маяч­ ное дело впедряются электрические уста­ новки, конструкции которых Hocjrr общее название дуговых ламп. Дуговыми лампа­ ми и оборудованы современные освети­ тельные установки. Электрическжмж уста­ новками оборудуются маяки, которые должны обнаруживаться (открываться) с сравнительно больших расстояний. Даль- пость видимости таких маяков доходит до 35 и более миль. Иногда свет их (точнее, отраженный свет) виден в небе еще за вым стеклом, оно сразу стало белым, яр- пределами горизонта. ким, ровпым. Таким образом, вопрос соз­ дания удовлетворительной конструкции освещепия маяков был решен. Конечно, оп был решен главным образом в принципе, потому что свет, даваемый такой лампой, все же пе был достаточно сильпым и пе удовлетворял нужд мореплавания. Прежде всего изменения конструкггнп лампы коснулись устройства горелки. Для того, чтобы увеличить сплу света, в горел­ ке стали помещать пс один фитиль, а По дальность видимости жаячнвго огня зависит не только от степени яркости пла­ мени, по и от того, в какой мере использо­ ваны его лучи в желаемом направлении. Если бы п\ удалось сосредоточить в желае­ мой плоскости, то яркость маячного огня была бы значительно усилена. После вве­ дения масляных ламп появились устрой­ ства, которые позволяли использовать лучи з желаемом направлении. Конструкция таких устройств представ­ лять одновременно. Оид располагались | ляла из ceCs вогнутое зеркало сиедмаль- скоростью, то свет такого маяка будет пе­ риодически то появляться, то исчезать. Ог­ пи, имеющие подобный характер, стали на­ зываться проблесковыми и в настоящее вре­ мя являются в различных вариантах е а п а распространенным видом маячных огней. Впервые проблесковый характер маячноге огня был получен в 90-х годах XIX века. Коснемся несколько истории развитая самих маячных башен. Помимо каменных башеп с начата XIX века они стали соби- раться также из чугунных и железных плит, сделаппьгх по соответствующим размерам. Несмотря па значительную де- шевизцу и простоту постройки, они обла­ дали целым рядом существенных нею- статков, ограничивавших их распростра­ нение. Главным пз них является мв- большой срок службы, так как под дейст­ вием морской воды железо окисляется ж разрушается. Наиболее удобным материалом для постройки башен в настоящее врем* является железобетон. Первый в жире * е - лезобетошшй маяк был построен в 1904 году в России па реке Буг, близ Черножор- ского порта Николаев. . Для того, чтобы сделать маяки белее за- метпыми, а также для отличия их от бере­ говых сооружений и различия между оа- бой, нх окрашивают в д а т а , отчета выделяющиеся на фопе. на котором проектируются при виде их с моря. Заете они красятся не одним цветом, а двумя 9 различных комбинациях. Указательные маяки снабжены П Ш Г мощными установками и становятся на наиболее выдающихся в море частях бере­ гов, отдельных скалах, а иногда и иа ис­ кусственных возвышениях дна. Предо­ стерегательные — служат для о!?алце- ния опасностей, лежащих вблизи курса судна. Башни этих маяков имеют межшже размеры и осветительные аппараты стВ- вятся меньшей силы. Портовые — служат для точного указания непосредственного входа в порт и обладают совсем небольшой дальностью видимости как днем, так ж ночью. Имеется еще один тип маяков, которые ограждают опасности. Это находящиеся далеко в море, там, где постройка обычна маяков невозможна, так называемые пловучие маяки, представляющие жа eelff небольшие суда водоизмещением ет 200 до 700 тонн, стоящие нз якорях и имею­ щие па борту маячное осветительное обо­ рудование. Пловучие маяки появились около двухсот лет тому назад. Наиболее опасным и трудный являете* плавание в условиях тумана, снелшеЙ пурги, когда видимость сильно понижается или почти отсутствует. И вот здесь сначала на помощь чришел звук, который распространяется почти не­ зависимо от атмосферных условий. Первым практическим средством были колоко­ ла, помещавшиеся на берегу и в открытом море. Они устанавливались на плотах, по­ ставленных на якоря, н языки колокояов приводились в движение под действием волнения. Во второй половине XIX века появились так называемые звуковые тру­ бы, действовавшие посредством сжатое воздуха, паровые с в и с т к и , а несколько позже — спрепы. Важнейшие открытая и усовершеяетве- вания в области маячпого дела, как, ВВ- пример, применение электричества для ве- вещения, изобретения автоматических ес- ветительных аппаратов, применение желе­ зобетона для строительства маяков ж ip f- гне были сделаны русскими людьжи. Наш страна является родиной величайшего открытия современности — рада). В ш а страна является также н родиной практи­ ческого применепия радио для целей море­ плавания. Теория и практические образны новейших средств, в высшей степени повы­ шающих точность и безопасность сераб» левождепня в любых условиях, поднимаю­ щих его на принципиально новую ступень, — радиомаяков и других усовершенствова­ ний были впервые созданы в Совет­ ском Союзе. Пменпо советскими ученыжв (Введенским, Мандельштамом, Паоалекс^ Бергом, Щукиным, Бонч-Бруевичем и дру­ гими) были произведены решающие иссле­ дования, которые легли в основу создания современных установок. Благодаря советским людям человечестве сделало еще один шаг по пути прогресса. Сотрудник Центрального военно- морсного музея М. РАБИН08ИЧ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz