На страже Заполярья. 1948 год. Декабрь.
С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я W «тавря Т948 г., № 293 (3294). В п о м о щ ь и з у ч а ю щ и м м а р к е и з м - л е н и н и з м ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАРКСИЗМА ВЕПИКИИ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ФИЛОСОФИИ В начале своей классической работы «О диалектическом и историческом материа лизме» (сентябрь 1938 г.) товарищ Сталин указывает: «Диалектический мате риализм есть мировоззрение марксистско- ленинской партии». Это сталинское положение вскрывлет самую сущность марксистско-ленинской философии. Лепин говорил, что духом марксистской теории живет и движется организованный и борющийся пролетариат всего мира. Ог ромное зпачеппе марксистско-лепнпскоЛ философии — диалектического материализ ма— состоит в том, что она является теоре тической основой всего непобедимого уче ния Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина. Паучпая теория социализма непо- средственпо вытекает, как показал товарищ Сталин еще в 190В — 1907 годах, из диалектического материализма. «Марксизм— это не только теория социа лизма, это — цельное мировоззрение^ фи лософская система, из которой само собой вытекает пролетарский социализм Маркса. Эта философская система называется диа лектическим материализмом».1) Направляющая и созидательная роль диалектического материализма воплощепа в маркспстско-лепипской политической эко пимил, теории государства и права, в исто рической пауке, стратегии и тактике ктас- совой борьбы пролетариата, в литературо ведении и эстетике, в самой передовой в мире советской военной науке. Маркгистско-лепипская философия явля ется теоретической основой политики ком муипстпческой партии. Товарищ Сталии говорил па XYII с ’езде ВКЛ(б): • I «Только наша партия знает, куда вести дело, и ведет его вперед с успехом. Чему обязапа паша партия этим своим преиму ществом? Тому, что она является партией марксистской, партией лепипской. Опа обя запа тому, что руководствуется в своей ра боте учением Маркса, Эпгельса, Лепила Пе может быть сомпепия, что пока мы остаем ся верпыми этому учению, пока мы владе ем этим компасом, — будем иметь успехи в?своей работе».2) * * * Чем же об’ясняется огромная сила марксистско-ленинской философии, всего гепиалыюго учения Маркса — Энгельса— Леппна — Сталина? Тем, что марксизм- ленинизм является научпътм выражеппем кореппых жпзпеппых иптересов рабочего класса, единственно передового класса, способного построить коммунизм. Диалектический материализм органичес ки связап с рабо'гим классом, и лишь люди, научно отразившие потреблос^ обществен ного развития, бсспредельпо предаппые де лу пролетариата, могли создать такое фи лософское учение. Всякая ипая философская теория выра жает интересы эксплоататорскпх классов. Поэтому пи одпа из пих не могла н не мо жет с.тужпть мировоззрением партии проле- тарпата. Попытки навязать разлпчпые антпмлрасистские философские теории в качестве руководящей для партии проле тариата многократно делались в истории рабочего движения. Вспомним Лассаля, Дюринга, Прудопа, Бергпптейна, махистоз и других врагов рабочего класса вплоть до современных правых социалистов. Все они ставили своей целыо подчинить пролетар ское движение буржуазпой идеологии, чтобы парализовать или хотя бы ослабить политическую активпость рабочего класса. Характерным современным примером полобпых буржуазных теорий является т. п. «демократический сопиализм», сотво ренный английскими лейбористами из комт-ппи Эттли— Бевпна и пользующийся популярностью у таких их коллег — при служников буржуазии, как Блюм, Шу махер, Реннер п другие. В пастоящее время этот «демократический социализм» об’явлеп официальной идеологией право социалистических партий. Утверж,тйя, что сопиализм нужпо строп гь на оспове гармонического сотруд ничества классов путем социального мира и отказа от классовой борьбы, эти вырод ки, иа деле проводящие в ряде стран политику буржуазии, отвергают диалекти ческий материализм, как теоретическую базу пролетарской партии. Онп пытаются заменить его какой-либо по виду ультра современной философской теорией, испо ведующей лишь новое издание старого, давным-давпо разбитого, по подновленного вида идеализма и метафизики. «Оттенкое среди этой публики очень мпого, — ука зывал Лепип, — но они никакого серьез ного значения, с политической точки зрения, не имеют, ибо сводятся к тому, насколько лицемерпо или искренно, грубо пли тонко, аляповато или искусно испол няют они своп лакейские обязанности по отношению к буржуазии».3). Только маркснстско-ленипская филосо- | закономерности движения истории с тем, фпя указывает путь пролетариату к ком* • чтобы использовать знание этих законо- мупизму. Все остальпые философские уче^ пня лишь различными способами защи щают эксилоататорские классы и являются враждебными интересам трудящихся. Марксизм-лепипизм возник, развился и победил в ожесточенной борьбе против всех этих врагов дела рабочего класса. - Таким образом, из осповпого сталинского положения, гласящего, что диалектиче ский материализм есть мировоззрение марк систско-ленинской партии, следует вывод, что философия марксизма-ленинизма ко ренным образом, принципиально отличает- ся от всяких иных философских учепий так же, как противоположны интересы антагонистических классов капиталисти ческого общества. * * * Мировоззрение нашей партии называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы и об щества, метод поучения, позпания являем ся диалектическим, а его истолкование этих явлений, попимание их, ипаче го воря, теория — материалистическими. Диалектический материализм был разра ботан Марксом и Энгельсом в середине прошлого века Возникновение марксизма произошло в ту эпоху, когда на истори ческую арену в качестве самостоятельной ' политической силы выступил со своими ■требованиями рабочий класс. Об этом 1 свидетельствовали такие важнейшие собы- | гин 3 0 *х и 40-х годов XIX века, как j чартистское движение в Англии, восста ния пролетариев Лиопа (Франция), борьба силезских ткачей в Германии и т. д. На чинался тот период всемирпой истории (1 8 4 8— 1871 гг.), который Лепин оха рактеризовал, как период бурь и револю ций. мерностей, как основу для деятельности партии пролетариата. Решительная борьба против господст вовавших в то врамя философских теорий вызывалась также успехами естествозна ния. Правда, в результате деятельности Фейербаха идеалистическому, гегельянско му антинаучному пониманию природы был нанесен с и л ь п ы й удар: в период начала деятельности основоположников марксист ской философии господствующее положение в толковании явлений природы* записал материализм. Но этот материализм страдал существенными пороками, так как оп, во- первых, был «преимущественно механиче ским», пе учитывая новейшего развитая химии и биологии (а в наши днп следова ло бы еще добавить: электр 1 гческой теории материи); во-вторых «старый материализм был нсисторичен, недиалектичеп (метафп- зичеп в смысле аптпдиалектики), не прово дил последовательно и всесторонне точки зрения развития».1) В то же время успехи естественных наук и в первую очередь три великих открытая XIX века — открытие клеточ* ного строения оргапизма, учение о сохра нении и превращении эпергии, учепие Дарвипа — показывали полную несостоя тельность метафизики и механицизма, необ ходимость создания иного философского метода, соответствующего повому уровню пауки. Гегелевская диалектика здесь была явно пепрпгодпа, так как опа исходила из того, что развивается только несущест вующая абсолютпая идея — плод идеали стических измышлений Гегеля... Развитие же прпролы Гегель, как и другие метафи зики, отрицал. «У Гегеля, *— писал Эпгельс, — при рода, как простое «отчуждение» идеи, не способна к развитию во времепи; опа [может лишь развертывать'свое многооб- Рост рабочего Движения, его новые ! разие в пространстве, и, таким образом, Формы и размах говорили об обострении | осужденная па вечпое повторепне тех же классовых противоречий, свойственных ; процессов, опа выставляет одиовремеппо и капиталистическому обществу, вскрывали крупнейшие неизлечимые пороки буржу азного строя, показывали пролетариат, как силу, которая призвана свергнуть капи тализм и построить общество без классов и эксплоатации человека человеком — коммунизм. Однако господствующие идеологические течения того времени — немецкая фило софия, апглпйская политэкономия, фран цузский утопический социализм — совер шенно неправильно, извращенно об’ясняли обстаповку. Английская политическая эко номия отрицала закономерность клас совой борьбы при капитализме, ут верждала, что капитализм есть разум ный, идеальпый, а следовательно, вечный строй. Эта теории, выражая идеологию буржуазии, пытались подорвать веру в возможность замены капитализма новым, более высоким социалистическим строем. Гегелевская философия, бывшая в свое время господствующей в Гермапии, явля- одну рядом с другой все заключающиеся в ней ступепп развития. П эту бессмыс лицу развития в пространстве, по впе времени, — которое является основным ус. ловнем всякого развития, — Гегель извя зывал природе как раз в то время, когда уже достаточно были разработапы и геоло гия, и эмбриология, и Физиология растений и животных, и органическая химия, и когда, па основе этих повых паук, уже повсюду зарождались гениальные догадки, предвосхищавшие поздпешпую теорию раз витая...»2). Итак, и развита* классовой борьбы, и повые достижения естественных паук вскрывали порочпость старой философии и диктовали необходимость создания соот ветствующей условиям времепи повой философии, способной дать теоретическое решение стоящих перед обществом задач. Поэтому товарищ Сталин в cjoefi работе «0 диалектическом и историческом мате»-* риализме», говоря о том цеппом, что было лась выразительницей интересов наиболее у предшественников марксизма в области реакционных классов. По Гегелю вечным, фплософпп, особо подчеркивает кореппос пдеальпым строем считался даже не ка- отлпчпе марксистского диалектического ма. иптализм, а разгромленпый уже тогда в передовых странах Европы и сохранив шийся лишь в отсталой Германии, фео- галыю-помещпчпГс, аристократический стр 'й. философия Гегеля была в Гермапии п за ее пределами теологией тех, кто смертельно боялся буржуазпой революции, териалпзма. Маркс и Эпгельс взяли из диалектики Гегеля ее «рациональное зерпо». По это отнюдь пе значит, что диалектика Гегеля тождественна диалектике Маркса. Наобо рот, диалектический метод Маркса являет- , ся прямой противоположностью гегслев- кто хотел сохранить и законсервировать Ж1Г 0 11г,в„гл ________ * _ * скои диалектики. Энгельс указывал, что ^ а ры е реакнионпые, феодальные порядки. *) Сталин, Соч. т. I, стр. 297. 2) С талия. Вопросы ленини зма, и зд . 11, стр. 4£4. 3). Леа^ац. Со% %. XXIV. сфи 416, зазд 3-е. Она была идеологией тех, кто тянул об щество назад от уже достигнутого уровня развития. Пе случайно впоследствии ге- гельянщппа стала отним из истоков гитле ризма. Товарищ Сталип указывает, что философия Гегеля есть аристократическая реакция па французскую революцию и на французский материализм. Эта ^алииская оцепка раскрывает самые глубокие клас совые корпи немецкой идеалистической философии и ее реакционную роль. Песостоятельпыми были также социа листические теории Фрапцузов Сеп-Симопа п Шарля Фурье п англичанина Роберта Оуэна. Правда, в отличие от рассмотрен ных выше теорпй они критиковали ка питализм. говорили об обществе будущего — социализме, высказывали о будущем порою гениальные догадки. По весь социа- диалектичеекпи метод в тон форме, кото рую придал ему Гегель, был совершенно непрЬгодеп. Маркс п Энгельс не просто взяли «ра- ппопальпое зерпо» из диалектики Гегеля. Они отбросили неразрывно связаппую с ней в гегелевской филосо'фии идеалисти ческую шелуху и, развив диалектику даль ше, впервые придали ей совремепный на учный вид. У Гегеля диалектика пе толь ко не была научпым методом, по была идеалистической, т. е. аптапаучиой, при водила тех, кто пользовался ею, к извра щенным, неправильным, реакционным выводам. Маркс и Эпгельс не могли также взять целиком материалистическую теорию Фейербаха, несмотря на то, что пмеппо Фейербах восстановил материализм в пра- .rfV „ , рлт после доотгпх лет господства в Гер- ЛИ.™ начала XIX века был утопическим, мании идмлшиа. Опи взяли из материя- лиз.ма Фейербаха его «основпое зерно», нереальным. Он пе видел закономерности смены капитализма социализмом, пе пони мал всемпрпо-исторпческой роли пролета риата, как строителя социализма. Попыт- отбросив при этом идеалистические и ре- лнгиозпо-эгпческне паслоснпя и развив ма^ерчдтгттям дальше, впервые создали т социалистов-утопистов ^ заинтересовать научно-философскую теорию материализ ма, которой у Фейербаха не было. Мате риализм Фейербаха был половинчатым, не последовательным. Сам Фейербах в угоду предрассудкам буржуазного общества не отважп.тся даже назвать себя материали стом. В понимании важнейших вопросов общественной жизни оп оставался идеали стом. Если до Маркса и Эпгельса и сущест вовала диалектика у Гегеля, то она была в своей основе идеалистической, антина- г-попмп проектами будущего строя правя щие круги оуржуазии заранее были обре чены па провал, так как в действитель ности только па основе ожесточенной классовой борьбы пролетариата против буржуазии, при условии свержения ее юсподства и установления диктатуры •фолетариата можно построить социализм. Лпшь в результате решптельпого пре одоления всех господствовавших до марк сизма общественных теорпй, которые были идеалистическими, антинаучными и слу жили. как иравпло, интересам реакцион ных классов, можно было создать научную теорию общественного развития, вскрыть !) Ленин. — «Карл Маркс». 2). Карл Маркс. Избр. щжжзйед., ъ 1, стр. 339, н а д . 1940 г. i учпой, не только оторванной от единствен но научной философской теории— материа лизма. но и претиво поставленпой ей. И наоборот материализм, если и был у Фейербаха, то, как ^же было сказано, оп противопоставлялся единственно правиль ному научному методу— диалектике, ко торую Фейербах третировал и презирал. Разрыв диалектики и материализма, преодоленный впервые в истории только Марксом и Эпгельсом, приводил к тому, что пи одно философское учение до оозда- ппя марксизма не дало человечеству ,| объективно-правильной картины общих законов развития природы, общества п человеческого мышления. «.В этих условиях, — говорил товарищ Жданов, — философия превращалась в музей, где были свалены в кучу самые разнообразные факты, выводы, гипотезы и просто фа 1 гтазпп. Если философия и могла служить для обозрения, для созерца ния, то она была негодпа, как инстру мент практического воздействия на мир, как ипструмепт позпания мира»1). Можно ли после всего этого утверждать, как это сделал, па пример, тов. Алекса» 1 - ров ь книге «История западно-европейской философии», что диалектический матерная лпзм Маркса и Энгельса является лишь дальпейшпм развитием старых, домарксов- ских философских учений и, в частности, материализма Фейербаха и диалектики Ге геля? Копечпо пет! Диалектический материализм пе есть простой результат дальнейшего более по- | следовательного развития предшествующих, : даже прогрессивных философских учений. ' Это повая, качественно принципиально от- • личная от старой, философия, какой мир j до Маркса и Энгельса пе знал. I Критикуя рассуждения Г. Ф. Алексалд- ; рова о том, что старые домарксовские фнло- ! софские учения в отличие от марксизма • были не до конца научными и последова- • тельпыми и что старые философы только | ошибались, А. А. Ж танов говорил па фило софской дискуссии в июне 1947 года, что ! здесь по Александрову дело сведено к I одпим лишь количественным изменениям, i «До это есть метафизика Возникновение марксизма было настоящим открытием, революцией в философии... Маркс и Эн гельс создали новую философию, качест венно отличающуюся от всех предыдущих, хотя бы и прогрессивных, философских си стем». Марксизм произвел именно переворот, революцию в философии. Гениальное фи лософское открытие Маркса и Энгельса, создавших диалектический материализм, означает конец старой философии и возник новение повой фплософпп, которая в про тивоположность всем иным философским теориям выражает мировоззрение пролета риата и является единственпым, соответст вующим современному уровпю нау.ки мето дом познания и революционного преобразо вания мира в интересах пролетариата. Подчеркивая в своей кппге то, что свя зывает марксизм с историей старой фило софии, Г. Ф. Александров оставлял в тенп то повое и революционное, что характерно для марксизма, в отличие от домарксовской философии. Этим самым старалась корен ная противоположность пролетарского ми ровоззрения, каким является марксистско- ленинская философпя, от мготнгоззрертпя других классов, выражаемого иными раз личными философскими течениями. Яов. Александров отошел, такпм образом, от марксистского требования партийности в философии и па буржуазпо-об’ектнвистскпй манер пытался «примирить» антагонисти ческие противоположности, выражающие в философии, в конечном ;чете, интересы классов. Между тем, марксистская философия возникла именно в борьбе, в результате ра зоблачения и разгрома враждебных фило софских систем. Без решительного преодо ления коренных пороков старой философии, без создания качествеппо новой философии — диалектического материализма нельзя было обобщить опыт классовой революци онной борьбы пролетариата, опыт развития науки, невозможно было бы создание на учной коммутгистической теории, которая бы указала пролетариату путь к победе. «Без такой предварительной работы печего было и отправляться па войну, с капита лизмом. Без этого пролетариат рисковал очутиться перед лицом повых революцион ных схваток недостаточно вооруженным или даже просто безоружным»2). Это историческое дело смогли свершить только вожди пролетариата Маркс и • Эн гельс, которые были основоположниками повой философии — диалектического ма териализма. * * * Марксистская философия является пол. пым и решительным отрицанием всей пред шествующей философии. По это пе значит, что марксизм просто отбросил прочь все ре зультаты предшествующего развития фи лософии. «Отрицаиие, — указывает ') Жданой. Выступление на дискуссии по клшге Г. Ф. Александрова «История заявзд*го-европейской философии». 3) Стг\гин. Вогфосм дамшнана» «ад. 11, оф , 9. | А. А. Жданов, — включает в себя прес*- | ственпость, озпачает поглощение, «ритжче- I скую переработку и об’единение в новом I высшем синтез* всего того передового н прогрессивного, что уже достигнуто в жс- торпи человеческой мысли»* Вознпкповепие марксизма — революция в философии, — как и всякое качествен ное, коренное изменение, как всякий пере ход в повое состояние, не могло произойти без предварительного накопления количест венных изменений, в данном случае, бее учета итогов предшествующего Марксу ж Энгельсу развития философии. Маркс и Энгельс с высоты нового проле тарского миросозерцания оценили, тща тельно отобрали и коренным образом пере работали лучшее из того, что было создано до них за тысячелетия существования фи лософии и науки. Марксизм решил много численные вопросы, представлявшие в те- I чение целых десятков веков непреодоли- I мыо препятствия для домаркс обских мы слителей. Он поставил и разрешил новые, ранее пеизвестные философии проблемы, имеющие, как доказали Маркс и Энгельс, решающее значение для познания и рево люционного переобразования мира. Обобщая главные черты гениального философского открытия создателей диалек тического материализма, Ленин писал, что Маркс и Энгельс дали человечеству, а ра бочему классу в особенности, великое ору дие позпаппя: последовательный материа лизм, охватывающий и область обществен ной жизни; диалектику, как наиболее все стороннее и глубокое учение о развитии; теорию классовой борьбы н всемирно-исто рической роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества. ★ ★ * В результате создания диалектического материализма философия впервые стала наукой. «Учение Маркса всесильно, пото му что оно верпо, — говорит Ленин. — Оно полпо и стройно, давая людям цельное ми росозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, пи с какой реакцией, ни с ка кой защитой буржуазного гнета»1). Философские системы прошлого, каждая из которых утверждала, что она одна со держит абсолютную истину, не могли спо собствовать действительному развитию нау ки, так как все они стремились стать над наукой, павязывали живому человеческому по зв авю выводы, диктовавшиеся не ре альной жизнью, а потребностями системы. Открытие Маркса и Энгельса означало конец старой философии, претендовавшей на универсальное об'яснение мира. Марк систско-ленинская философия в отличие от | старой философии не ставит себя над дру гими науками, не навязывает им готовых рецептов. По только философия диалекти ческого материализма является подлинным инструментом научного познания, методом, пронизывающим все пауки о природе и об ществе. Свою роль метода для всех наук, могу чего инструмента познания и преобразова ния мира, марксистская философия может играть и играет потому, что опа обобщает достижения человеческого познания, откры вающего действие законов во всех обла стях природы и общества. Диалектический материализм есть наука о наиболее общих закопах развития природы, общества и че ловеческого мышления, великое орудие по- энасшя и революционного преобразования мира в интересах пролетариата. Марке и Энгельс впервые в истории придали диалектике совремепный научный вид. Онп создали научно-философскую тео рию материализма. Углубляя и развивая материализм, Маркс и Энгельс распростра нили его позпания природы на познание общества. Они являются творцами истори ческого материализма, который Ленин на- овал величайшим завоеванием научной мысли. «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, смепились поразительно цельной х строй- пой паучпой теорией...»2). Па оспове этой научной теории, в про тивовес всей господствующей идеологии, Маркс и Энгельс показали закономерность победы коммунизма над капитализмом и всемирпо-историческую роль пролетариата, как силу, способпую совершить велжкое революционное преобразование общества. Говоря о роли марксистской философии, как орудия революционного преобразования мира, мы подчеркиваем важнейшую корен- |гую особенность, отличающую ее от вея- кой ипой философии, так как последиля, ио словам Маркса, лишь различным образом об’яеняла мир, в то время, как дело фило софии состоит в том, чтобы изменить его. Пикогда раньше до марксизма филосо фия ие играла такой огромной роля в жиз ни общества, как диалектический материа лизм. Домарксовские учения, даже передо вые из них, такие, как утопический социа лизм XIX века, не были обращены к мас сам, к пароду. Все они оставались достоя- '). Ленин. «Три источника я туе состав ных части марксизма». *). Ленин. «Три жсточвкт ■ т$щ в яп яя - б а а чаат марисдоца». нжем мыслителей-остипочек, оторвалтных от народа и чуждых народу, аристократов духа, или небольшой группы их последо вателей. Марксизм начал новый период в истории философии, п опа стала науч* пым оружием пролетарских масс, борющих ся за свое освобождение от капитализма. Маркс и Энгельс были первыми мыслите лями, которые обратились со своими идея ми к массам трудящихся, к пролетариату. Они вооружили пролетариат могу^гам ору жием познания п революционной передел ки мира, а сами пашлп в пролетариате си лу, которая смогла осуществить нх идеи. Пришщпиальпо повую роль марксистской философии замечательно охарактеризовал товарищ Сталин еще в 1007 году в своей работе «Анархизм пли социализм?». «Прежде всего необходимо зпать, что пролетарский социализм представляет не просто философское учение. Он является учением пролетарских масс, их знаменем, его почитают и перед ним «преклоняются» пролетарии мира. Следовательпо, Маркс и Энгельс являются пе просто родоначальни ками какой-либо философской «школы» — они живые вожди живого пролетарского движения, которое растет и крегонет с каж дым днем. Кто борется против этого уче ния, кто хочет его «ниспровергнуть», тот должен хорошо учесть все это, чтобы зря не расшибить себе лоб в неравной борьбе»1). ★ * * Философское учение Маркса — Эпгельса — Ленина — Сталина подтверждено на практике опытом более чем столетнего развития науки и классовой борьбы и в особенности ходом социалистическое стро ительства в СССР. Решающие победы, достигнутые пролетариатом за последние 5Q лет, когда Маркса и Энгельса уже не было с нами, говорят о том, что марксизм в целом, все его части получили за это время всестороннее и правильное развитие. За это время условия общественной жиз ни существенно изменились. Капитализм домонополистический превратился в импе риализм. Ленин и Сталин — великие вожди про летариата в эпоху империализма и^ проле тарских революций развили дальше марксистскую философию, обогатили ее новым содержанием обобщенного опыта классовой борьбы и достижений естествен ных наук XX века. Ленин и Сталип воодушевили массы трудящихся научными идеями марксизма- ленинизма, организовали и повели их на борьбу за преобразование мира, возглавили всемирно-историческую победу пролетариа та нашей страны. Гигантский практический и теоретический опыт большевизма, фило софски обобщенный товарищем Сталиным в работе «О диалектическом и историческом материализме», является образцом для всех, кто действительно хочет бороться оа свер жение капитализма и построение социализ ма. Этот опыт уже претворяют на практи ке коммунистачеекпе и рабочие партии ряда стран народной демократии Центральной и Юго-Восточюй Европы. Oiip уверенно идут по пути к социализму Этот опыт имеет огромпое значение для борьбы всего де мократического лагеря против сил реак ции и имперфитнзма в послевоенный пе риод. И этот лагерь, несмотря На все труд ности п препятствия, песомнепно, победит, ибо, как доказал диалектический материа лизм, дело социализма п демократии неодо лимо, ибо в паш век все пути ведут к коммунизму. Марксистеко-лепппская философия во оружает коммунистические партии, проле тариат всех стран уверенностью в законо мерности победы коммунизма над капита лизмом, показывает паучпо пути и методы борьбы за достилк*ние победы. История маркспстско-лепипской фило софии есть история возникновения, раз вития и победы великих идей Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, побе ды, завоеванпой в ожесточенной борьбе с идеологией буржуазии. Учение Маркса — Энгельса — Лепипа — Сталина стало ру ководством в деятельности советских лю дей, впервые в истории человечества со знательно созидающих коммунизм, по пла ну, основанному на законах общественного развития, открытых диалектическим мате риализмом. В ходе этой созпдательпой дея тельности и борьбы обогащается, разви вается, расцветает и «ам диалектический материализм— могучее оружие материаль ного и духовного освобождения трудящихся» Изучение маркевстско-лопипской фило софии представляет собой прекраспое сред ство коммунистического образования и во спитания, школу большевистской партий ности, развивающей в человеке выдаю щиеся качества деятеля ленинско-сталин ского типа. Марксизм-лептпттом и его философия — 1 диалектический материализм — есть ве личайшее достижение мировой культуры. Изучение этого идейного богатства позво ляет ускорить наше движение вперед по пути к коммунизму-. Подполковник Б. ФАЙНШТЕЙН, Сочвншш, т, 1, сгр. 350,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz