На страже Заполярья. 1948 год. Декабрь.

5 H i С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я ТГ яягавпя 19<в г., № 297 (3293). $ 0 К в ы б о р а м н а р о д н ы х с у д о в На страже революционной законности Предстоящие выборы народных судов — большое политическое событие в жизни нашего народа. Советские люди в соответ­ ствии со 109-й статьей Сталинской Консти­ туции на основе всеобщего, прямого и рав- пого избирательного права, при тайном го­ лосовании изберут из своей среды самых передовых граждан, достойных осущест­ влять социалистическое правосудие во имя интересов народа. Господствующие классы в эксплоататср- ском обществе используют суд, как орудие подавления и угнетения трудящихся. Бур­ жуазные гористы всеми мерами пытают:* скрыть классовый характер суда в ■капита­ листическом обществе, представить его об­ разцом беспристрастия, справедливости. Но всему миру известно, как выглядит па деле буржуазный суд и какова ' цепа его «беспристрастия» и «справедливости». Один американский сенатор заявил: «Мы должны принять такой закон, со­ гласно которому ни один человек, имеющий 100 миллионов долларов, не должен быть судим за преступления». Вот какова классовая сущность американского суда. Совершенно иными по своей социальной природе и по своим задачам являются со­ ветский суд я осуществляемое ях социа­ листическое правосудие. Великая Октябрьская социалистическая резолюция, свергнувшая экснлоататорскнй строй в нашей стране, наря!у со всеми ор­ ганам* старой власти, уничтожила я ста­ рый, ненавистный народу суд. Па смену ему пришел новый, советский суд — суд подлинно народный, стояний на страже за­ воеваний социалистической революции. <;Пусть кричат, — говорил Левин, — что мы, не реформируя старый суд, сразу от­ дали его на слом. Мы расчистили этим до­ рогу для настоящего народного суда...». (Соч., том. XXII, стр. 212 ). Определяя вадачи советского суда, Ленин указывал: «Новый суд нужен был прежде всего для борьбы против эксплуа­ таторов, пытающихся восстановить свое господство, или отстаивать свои привиле­ гии, или тайком протащить, обманом за­ получить ту или иную частичку этих при- тшле.ий . Но кроме того, на суды, если они организованы действительно на принципе советских учреждений, ложится другая еще более важная задача. Это — задача обеспечить строжайшее проведение дисци­ плины и самодисциплипы трудящихся» (Соч., том XXII, стр. 424 ). Советский суд с первых дней его орга­ низации стал мощным орудием нашего го­ суд ар с тва в укреплении социалистической законности и правопорядка. На всех этапах строительства социализма в нашей стране он всей своей деятельностью способствовал укреплению и развитию Советского госу­ дарства. Сталинская Конституция, законодательно закрепившая великие победы социализма, четко определила место советского суда в системе государственных органов, еще бо­ лее расширила и укрепила демократиче­ ские основы его организации и деятельно­ сти. Широкая выборность наших судов — ярчайший показатель подлинной демокра­ тичности советского правосудия, которое т:е только совершается именем парода, но и осуществляется самим народом. В интере­ сах парода рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных засе­ дателей, кроме случаев, специально преду­ смотренных закопом. Во всех судах, от на­ родного до Верховпого, уголовные и гражданские дела рассматриваются, как правило, коллегией в составе одного посто­ янного судьи и двух народных заседате­ лей. Институт народных заседателей обе­ спечивает широкое участие народных масс в отправлении правосудия и укрепляет ав­ торш ет суда среди трудящихся. I-. Генерал-лейтенант юстиции Н. АФАНАСЬЕВ Так иа деае осуществляется историче­ ское указание В. 0 . Ленина о том, что «Граждане должны участвовать поголовно в суде и в управлении страны» (Соч., том XXII, стр. Э54). Судьи в нашей стране «зависимы и подчиняются только закону. Это означает, что при разрешении дела как судьи, так ■ народные заседатели действуют в строгом соответствии с велениями закона. Подчи­ нение суда только закону означает, что ни одни орган власти или управления не мо­ жет обязать судей вынести по тому или иному, делу обвинительный или оправда­ тельный приговор. Разбирательство дел во всех наших судах открытое, поскольку заг коном не предусмотрены исключения. Таковы конституционные демократи­ ческие принципы организации ■ деятель­ ности советского суда. Основы социали­ стического правосудия, изложенные в Кон­ ституции СССР, получилг конкретное вы­ ражение в законе о судоустро!стве СССР, союзных и автономных республик, приня­ том в 1938 году. Правосудие в СССР при­ звано обеспечить точное и неуклонпое ис­ полнение советских законов всеми учреж­ дениями, организациями, должностными лицами и гражданами СССР. Советский суд, осуществляя возложенные на него задачи, привлекает с ответственности нарушителей законов и карает их, принимая к ним меры уголовного наказапия. Однако суд не только ведет борьбу с преступлениями, ио и в то же время выпол­ няет и воспитательную роль всей езоей деятельностью. Советский суд призван вос­ питывать граждан СССР в духе преданно­ сти Родине и делу партии Ленина — Сталина, в духе точного и неуклонного ис­ полнения советских законов, бережного отношения к социалистической собствен­ ности, честного выполнения государствен­ ного и обпгстве иного долга, точного соблю­ дения дисциплины труда и правил социа­ листического общежития. Основным звеном советской судебной системы является пародный суд. Разбира­ тельство уголовпых п гражданских дел в народном суде происходит в составе нарез­ ного судьи и двух народных заседателей, выбираемых населением па тех же осно­ ваниях, на каких избираются и судьи. На­ родные заседатели во время судебного за­ седания пользуются одинаковыми правами с народным судьей. В совещательной ком­ нате при вынесении приговора по уголов­ ному делу или принятии решения по граж­ данскому делу народные заседатели участ­ вуют в голосовании наравпе е народным судьей. Если мнение судьи не совпадает с одинаковыми мнениями обоих заседателей, мнение последних является приговорам или решением, выпесенным от жмени суда. Народные заседатели призываются к ис­ полнению своих обязанностей в суде в по­ рядке очередности на срок не более 10 дней в году. На них может быть возложено вре­ менное исполнение обязанностей народного судьи в случае его болезпн или отпуска. Пародпые судьи или народные заседате­ ли избираются сроком на 3 года по изби­ рательным округам, которые охватывают* все население, проживающее на террито­ рии деятельности данного народного суда. Народным судьей и народным заседате­ лем может быть избран каждый советский гражданин, пользующийся избирательными правами п достигший ко дню выборов 23 лет. Пе могут быть избраны в народные судьи и народные заседатели лица, имею­ щие судимость. Порядок выборов народных судов опре­ деляется положениями о выборах народных суд<»в, утверждаемыми Президиумами Вер­ ховных Советов союзпых вегпублик. В ны- борах пародпых судов имеют право участ- t вовать все граждане, достигшие 18 лет, имеющие избирательное право, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного цепза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения, прошлой дея­ тельности. За 20 дней до выборов исполко­ мы Советов депутатов трудящихся обязаны вывесить списки избирателей для всеобще­ го обозрения или обеспечить избирателям возможность ознакомления с этими с п и л а ­ ми в помещении Совета или избирательного пункта. Для выборов народного суда образуются округа, в каждом избирательном округе из­ бирается один народпый судья и пародпые заседатели в числе от 50 до 75 человек, в зависимости ет местных условий. Для приема избирательных бюллетеней и под­ счета голосов на территории избирательно­ го округа образуются избирательные пунк­ ты. Образование избирательных пунктов производится не позднее чем за 35 дней до выборов. В воинских частях и войсковых соединениях создаются отдельные избира­ тельные пункты с числом пе менее 50 и не более 3 .000 избирателей. Для подсчета голосов, поданных за каж­ дого кандидата, исполкомы оайоппых и го­ родских Советов образуют счетпые комис­ сии из 5— 7 человек по каждому избира­ тельному округу. Счеггные к ^ н ^ ги и в со­ ставе 5— 11 человек образуются также при уполномоченных по избирательным пунктам. Состав этих комиссий утверж­ дается исполнительным комитетом райоп- ного или городского Совета депутатов тру­ дящихся. Непосредственное проведение выборов возложено на исполнительные комитеты городских н районных Советов депутатов трудящихся. Они производят регистрацию кандидатов в народные судьи и народные заседателя, назначают уполномоченных для приема избирательных бюллетеней и подсчета голосов по избирательным пунк­ там, устанавливают результаты выборов народных судей и народных заседателей по каждому избирательному округу и выдают избранным удостоверения об пэбраппи. Право выставления кандидатов в народ­ ные судьи и народные заседатели, обеспе­ чивается за общественными организациями и обществами трудящихся, партийными организациями, профессиональными сою­ зами, кооперативными организациями, ор­ ганизациями молодежи и культурпыми об­ ществами, а также за общими собраниями рабочих и служащих по предприятиям и учреждениям, военнослужащих по вопп- ским частям, общими собрапиями крестьян по колхозам и селам, рабочих и служащих совхооов — по совхозам. Все зарегистрированные в установлен­ ном порядке капдидаты в народные судьи и народпые заседатели подлежат обязатель­ ному включепиго в избирательные бюлле­ тени каждой организации, выставившей кандидата, зарегистрированного в испол­ коме районного или городского Совета де­ путатов трудящихся. Избраипыми п и ­ таются кандидаты, получившие большин­ ство голосов, поданных по данному избира­ тельному округу. Предстоящие выборы народных судов прпзвапы обеспечить укреплепие одпого из важнейших звеньев советской судебпой си­ стемы — пародпого суда, опп должпы спо­ собствовать дальнейшему укреплению со­ циалистической законности и могущества Советского государства. Пеоед вьга©я«* на учепне в \юое юнге Барнсу Филиппову было присвоено зва­ ние «мягтос*. На учечиях Филиппов по­ казал хорошее знание специальности и упорство в учебе, за что был поощрен десятью сутками внеочередного кратко­ срочного отпуска. НА СНИМКЕ: матрос Б. Филиппов ва вахте. Фото Н. Высоцкого. Нашч стгччники Двенадцать лет службы Двенадцать лет служит на флоте водолаз-электросварщнк старшина 1 статьи Григорьев. Это одни нз хучших специали­ стов подводпых работ в части.Он произво­ дит самые трудоемкие аварийно-спасатель­ ные операции. Выполняя одну нз ответственных работ под водой, Дмитрий Григорьев долгое время вынужден был находиться навесу, спи- пою вниз. Такая работа была сопряжепа с риском, так как раскалепные брызги ме­ талла и шлаков при сварке могли попасть па шланги, сигнальный конец и костюм воцолаза. Но отличное владение техникой помогло Григорьеву отлично справиться с задачей. За три часа работы под водой от в три раза перевыполнил нормы сварки листового железа. Воспитывать у матросоз самостоятельность „Иду в воду1“ Давно служит водолазом-электрорезчиком старший матрос Кулагин. Честный в служ­ бе, добросовестный в труде Кулагин, полу­ чая любое задание, выполняет его с честью, за что имеет ряд благодарностей. При каждом спуске в воду он остав­ шимся на борту товарищам дает обещание: «Иду. в воду — не подкачаю». Н дей­ ствительно, свое звание оп не позорит, а с каждым погружением работает асе быстрее и лучше. Теперь он сваривает не один лист в час, как это было раньше, а два-три лпста. 8 тысяч часов под содой 18 лет прошло с тех пор, как капитан Потемкин старший водолазный специалист окончил водолазную школу. Па его счету около 8 тысяч часов подводных работ. Сколько раз он участвовал в подводпых работах под обстрелом противника. Сколько раз его жизнь была на волоске от смерти. Сколько раз он видел, как затияувший ко­ рабль после его работы отделялся от грунта и выплывал па поверхность. Это тяжелая, но почетная служба. Теперь он передает свой опыт молодым водолазам. Тов. Потемкин учит молодежь отличному владе­ нию мастерством воцолаза, выполнению трудных работ в сложных условиях. Лейтенант В. БИЗЮХ0В. Придя на корабль, молодые матросы встречаются с незнакомой ам сложной ко­ рабельной техникой. В Учебном отряде им даются в основном теоретические знапия. На корабле им предстоит на практике об­ служивать материальную часть. Вот здесь- то и предстоит старшинскому состзву пора­ ботать с вновь пришедшими молодыми матросами, научить их умелому действию при обслуживании механизмов, передать им свой накопленный за долголетнюю службу опыт. С первых же дней прихода на наш ко­ рабль молодых матросов ознакомили с рас- поло:кеппем помещеппй и механизмов ко­ рабля. Занятия проводили хорошо знающие с гое дето старшины групп Прокопов, Че- бьгкип, Колегов. После того, как молодые матросы усвоили этот вопрос, етаршипы я командиры отделений приступили к обу­ чению молодых матросов непосредственно у механизмов боевого поста, а затем у ма­ шинной установки. К каждому занятию старшины тщатель­ но готовились. Перед тем, как начать заня­ тие по специальности, старшины 2 статьи Прокопов, Чебыкин, командиры отделений старшие матросы Буров, Юнусов произво­ дят опрос по пройденному материалу. Они взяли себе за правило: изучать каждую те­ му глубоко. Изучение механизмов проходит в определенной последовательности. Снача­ ла преподается конструктивное устройство механизмов, затем переходят к изучению правил запуска установки, ее обслужива­ ние во время работы и случаи неисправно­ сти, которые могут возникнуть во время работы, а также способы устранений не­ исправностей. Занятия обычно проводятся непосред­ ственно у механизмов. 0 том, как молодые матросы усвоилп материальную часть, сви­ детельствует тог факт, что молодые матро­ сы Черкасов, Сизов, Ларичев, Никитин, Галечкин уже самостоятельно несут поход­ ную и я корну ю вахту у действующих ме­ ханизмов. Для этого, конечно, п'>ттк.‘бога- лась напряженная работа стчршии, а так­ же самих молодых матросов. В одном из походов на вахте у молодого матроса Толстова заклинило масляный па- сос. Малейшее промедление могло повлечь за собой поджог подшипников главных тур­ бин. Корабль мог лишиться хода в-откры­ том море. Молодой матрос Толстой растерял ся ■ не знал, что делать. Только благодаря тому, что комапдир отделения старший матрос Юнусов во-время сумел перейти па поддежурный масляный насос, была пре­ дупреждена авария. Для того, чтобы в подобпых случаях матросы, ч особенно молодые, пе терялись, а действовали уверенно, после похода офи­ цер тов. Резников собрал весь личный со­ став подразделения и подробно разобрал случившееся. Он также указал, к чему может привести растерянность матроса и как надо поступать в таких случаях. Позднее прп нахожде 1 гттп корабля в море на учениях подобный случай повторился из-за износа пекоторых деталей. По, благо­ даря проведенным ранее учебе и разборам, стоящий на вахте молодой матрос Муранов уже не растерялся и быстро переключился на поддежурный масляный насос. Тзк наши старшины с помощью офицеров во­ время обнаружили своп ошибки в обуче­ нии молодого пополнения и исправили их. Эти случаи говорят о том, что работа старшин по обучению молодых матросов должна быть направлена не только на хо­ рошие знания ими своих заведыванпй. но и на грамотное обслуживание работающих устаповок и умение быстро принять необ­ ходимые меры предосторожности. Старшина 2 статьи А. С0СНИН. Ч Первый механик самолета Быть хорошим воспитателем— это значит в первую очередь самому быть всесторон­ не развитым, воспитанным и дисциплини­ рованным воином, строго выполнять при­ казы начальников и военпую присягу. Именно так и понимает свое назначение коммунист старший сержант Ч^твераков. Работая первым механиком самолета, оч имеет в св<*ем подчинении второго механи­ ка сержанта Бескоровайного и моториста младшего сержанта Дробышева. С первых же дней совместной работы Четверяков поставил себя старшим по от- яошепию своих подчиненных. Это пра­ вильпо поняли механик Бескоровайный и моторист Дробышев. В свою очередь от старшего сержанта Четверякова это потре­ бовало повышенной требовательности к себе как па службе, так и вне службы. — Раз я старший, я должен стоять на голову выше своих подчиненных, — гово­ рит коммунист Ч1етве«ряков. — Я должен знать болыпе их, работать лучше их, что­ бы опп во всех своих поступках и делах подражали мне. Четверяков повседневно воспитывает своих подчиненных так, чтобы они прила­ гали все силы и умение, но любой приказ выполнили. В недалеком прошлом сержант Бескоровайный допускал иногда наруше­ ния в подразделении. Он имел взыскания, но этого нельзя сказать о нем теперь. Присматриваясь я прислушиваясь к своему непосредственному и ближайшему воспитателю старшему сержапту Четверя- •кову, оержант Бескоровайный завоевал прочный авторитет у командования и ува­ жение личного состава. Приказом коман­ дира части его, как одного из лучших ме­ хаников и дисциплинированных сержан­ тов, поставили на штат первого механика самолета. Своим ростом оп обязан старше­ му сержанту Четверякову, привившему ему любовь к технике и знаниям. То же самое можно сказать о мотористе младшем сержанте Дробьгшеве. Плоды кро­ потливой, воспитательной работы с подчи­ ненными принесли Четверякову желаемый результат. Его экипаж в срок и качест­ венно подготовил материальную часть са­ молета и мотора кзимпей эксплоатацтти, и при осмотре старшим ипжепером части подготовка самолета старшего сержанта Четверякова получила хорошую оценку. Документация ведется у пего чисто и ак­ куратно. Это заслуга всего экипажа. Мы приложим все усилия и опыт рабо­ ты, чтобы и в дальнейшем наш экипаж был передовым в подразделении, — гово­ рит тов. Ч’етверяков. С отличными показа­ телями в боевой и политической подготов­ ке экипаж старшего сержапта Четверякова выполняет поставленные перед ним задачи. Младший сержант Я. АЛЕКСЕЕНН0. На палубе небольшого судна шли приго­ товления к спуску под воду. Водатазы под- гопяли снаряжение, проверяли средства связи. Ни на минуту пе затихало оживлен­ ное обсуждение предстоящих работ. — Идет наш лейтеиапт, — прервал раз­ говоры старший матрос Пвап Мишин. — Ои приведет наши споры к общему знаменате­ лю. Bw повернулись в сторону трапа, круто сбегавшего к пирсу. Па судне наступила тишина. На борт подпялся широкоплечий, выше средпего роста водолазный специа­ лист Иван Михайлович Тонконог. В руках у пего была рабочая папка, в которой обычно храпилясь индивидуальные зада­ ния, чертежи отдельных об’ектов. — Вы много тысяч раз бьпвалп под ве­ дой, выполняли самые разнообразные по трудности и об’ему подводные работы, — обратился к лейтенанту водолаз Мишин.— Что вы считаете глаышм » т т ыу4«- ЕвводшоиЛ v Иван Михайлович имеет солидный опыт глубоководника. Еще в 1935 году он сме­ нил специальность горлового в дамепном цехе Днепродзержинского завода на труд­ ную профессию водолаза. С тех пор про­ шло более тринадцати лет. Свыше 6 .500 раз спускался оп под воду. Работать прихо­ дилось на самых различных глубинах — от десяти метров и выше. Лейтенант знал, что вопрос: «Что является главным в ра­ боте глубоководника?» серьезно волнует молодых специалистов водолазного дела. — Кое-кто из вас,— начал лейтепапт,— считает, что хорошее здоровье является решающим условием успешной работы во­ долаза. Другие усматривают также необхо­ димость тесного сочетания физических ка- ч е с » с выдержкой, спокойствием, умением свободно и безошибочно ориентироваться в обстановке, быть смелым и решительным. Бесполезно оспаривать правильность этих мыслей. Ивап Михайлович секунду задумался, потом продолжал: — Надо любить свою специатьпость и зпать, во имя чего ты делаешь трудпое и опасное дело, иначо пе добьешься постав­ ленной цели. Это главпое. Нельзя иначе понимать отношение к труду водо­ лаза — опасному и тяжелому, богатому самыми непредвиденными случайностями. Можно замкнуться в кругу своих обязанно­ стей и ничего ио знать более. В конце юн* М 1 а ш 1 их, говдох* дщш девд ш уступает свое место другим. Любовь к спе­ циальности — это прежде всего понима­ ние того, что ты делаешь, это умение под­ чинить свою волю воле коллектива, обще­ ству, народу, который доверил тебе опре­ деленный участок работы. Когда человек так оценивает свои поступки, значит оп бо­ леет за честь коллектива, за паше дело. К такому водолазу приходит трудовая сла­ ва, ибо его вклад в общее дело достоип славы. — Водолаз, — продолжал Ивап Михай­ лович, — должен обладать железной вы­ держкой, волей, умением орпентировчтьгя в обстаповке. Рассеянность, поспешность в работе приводят только к плохим послед­ ствиям. Вы сами прекраспо понимаете, что значит растеряться в момент, когда, па­ пример, под водой перестал работать го­ ловной клапап водолазного снаряжения. Но когда водолаз пе теряется, когда оп подчи­ няет все своп действия одной цели — пан- тп выход, оп побеждает, доводит дело до копца, живет и работает. Матросы внимательно слушали,, стара­ лись осмыслить каждое слово своего учи­ теля и воспитателя. Каждую мысль лей­ тенант подкреплял примерами из личного опыта и опыта других. — Говорят, — продолжал лейтепапт, — что саперы ошибаются только одпп раз в жизни. Это прпмепимо п к пашей спе­ циальности. Пренебречь хотя бы самыми элементарными требованиями перед с и у -1 ском — значит осложнить обстаповку под водой, на об’екте, поставить себя в безвы­ ходное положение. А к чему приводит это, вы хорошо понимаете. Итак, любовь к порученному делу, сознание своей втвет- стамгаос щ дере* государешщ а* в р у ­ ченный участок работы, крепкая Физиче­ ская закалка, выдержка, спокойствие, сме­ калка — вот главные Факторы, определяю­ щие успешность п&шего труда. Лейтенант закончил, и судно отвалило от причала. Ивана Михаиловича тесным кольцом окружили водолазы. Глубокоюод- ппки рассматривали схему об’екта, полу­ чали индивидуальные задапия, интересова­ лись подробностями работы. Опытпый спе­ циалист детальпо раз’яспял подробности своим воспитапинкам, пока убеждался, что все понято ими, осмыслено и не вызывает сомпений или опасений. Итти под воду первым предстояло Ивану Мишину. Этот молодой специалист, выде­ ляющийся смелостью и замечательпой вы­ держкой, должен был начать основную ра­ боту. — Сделать рабо«гуто проверку водолазпо. го имущества! — приказал лейтенант Тон* копог. Мпшпп быстро надел скафандр. Товари­ щи помогли ему задраить большой медный паголовный колпак. Началась проверка постунлепня воздуха, шланг-спгпала. А еще через несколько секупд Ивап Мишин, остав­ ляя после себя воздушпые пузыри, ушел под воду. Спуск производился па пеболыпую глубину и поэтому не вызвал особых уси­ лий. Оказавшись на морском дне, Мишин модлеппо прошелся вдоль об’екта, опреде­ лил свой участок, устаповил пипку п по­ просил воду. В одно мгновение ударила сильная струя находящейся под большим давлением воды. И без того еле различимые очертания об’екта заволокло плом. По это не затрудняло работу водолаза. Время от яремеим т прощупывал направление ш а , тгабы М сбиться к но потерять на­ правление промоппы, и спова продолжал углублять промоину. Зажатая ногами пинка действовала безотказпо. Ивап Мишин вре­ мя от времепи вел переговоры с кораблем. Лейтенант Топкопог по кратким докладам водолаза судил о продвижении работы, давал замечапня, советпвал. В начале, когда Мишин только начинал промоину, было трудновато: приходилось форсировать дело н в то же время следить за соблюдением пулевой пловучести, страв­ ливать излишек воздуха в костюме. Но когда промоина оказалась достаточно глу­ бокой, чтобы поудобнее разместиться в ней, прижавшись к стенке об’екта, водолаз це­ ликом увлекся делом. Незаметно текли ми- путы, десятки минут. Мишину хотелось скорее добраться до середины и соединиться с водолазом, шедшим навстречу. На пути Мишина открылось пустое пространство и это, естественно, сделало его действия еще более эиергичиьгми и уверенными. В пред­ чувствии успешпого конца Мпптп шел к цели. Уже половина туловища находилась в пустом пространстве, а другая полови­ на — в промоине. Водолаз попытался стра­ вить воздух. И вдруг его бросило в пусто­ ту. Головным колпаком оп стукнулся о ка­ кую-то стенку, перевернулся и с силой ткнулся в пл. Удар был пастолько сильным и ощутительным, что водолаз па мгновение потерял чувство. Через головной клапан, вследствие удара и поломки пружины, хлынул поток воды и грязи. Проникновение холодной воды освежающе подействовало иа состояние водолаза, и оп пришел в чув­ ство. Казалось, пройдет еще несколько се­ купд, может быть, томительных ■ страш­ ных предсмертавд шырт, х ас* k im итшвл-м По бывает же так, что в самый крити­ ческий момент, когда речь идет о том, быть Елж не быть, в человеке пробуждается вся его воля и желание победить смерть. Этим качеством обладают сильные, смелые, спо­ собные осмыслить предпринимаемый риск. Таким проявил себя иод водой Иван Ми­ шин. Сильными рьгвкамп водолаз попробовал вьювободиться из грязи. Это пе удалось. Вода просачивалась. Несколько глотков этой грязи Иван пропустил через рот. Хо­ роший и енльпый гимнаст, оп собрался в комок, насколько это позволяло спаряже- пие, и резким броском положил свое тело па бок. Постепенно голова освободилась из ила. Но это усложнило борьбу с водой, ибо она стала поступать еще быстрее прежнего. Тут же Ивана кинуло вверх и снова, как в пачале, прижало к стенке. Перестал травить воздух автоматический клапан, отказал головной, хлещет вода. Водолаз занял горизонтальное положепие и стал головой нажимать па клапан. По­ степенно прекратилось поступление воды, клапан начал травить излишек воздуха. Наступила пулевая пловучесть, и водолаз легко опустился па грунт. ...Наверху медленно выбирали шланг- сигнал. Затем показался во.^иаз. Уог-лым, пзмучеппым поднялся на палубу Иван Ми­ шин. Товарищи помогли ему высвободиться из одежды. К матросу, переборовшему, казалось, не­ минуемую смерть, нодошел .ieuMiL.ur Тон­ коног и крепко-крепко пожал руку, потом сказал: — Вот это и есть выдержка и умение собою! Лмгенанх И. ГЕЛЕВЕРЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz