На страже Заполярья. 1948 год. Декабрь.
Мастерство рождается в труде Шгя младшего сержанта Морозова за служенно пользуется авторитетом и уваже нном среди всего личного состава. О нем говорят па собрапиях, как о примерном вовне, хорошем специалисте. Не сразу прпш-тн к нему этот авторитет и признание. У старослужащих в памяти весь его путь. ...Пз школы связи прибыл в часть невы сокий паренек—радист. Школу он окончи успешно. — Специальность радиста ответственная и почетная, — сказал Морозову сержант Чичиоая,— и чтобы стать хорошим ради стом, нужно полюбить свою специальность. От радиста зависит многое. Потекли дни учебы. Морозов старался как можпо плодотворнее использовать учеб ное время Он был внимателен на заняти ях. С неясными вопросами обращался к командиру, к опытным радистам. Они, ви дя стремление Морозова скорее стать на самостоятельную вахту, никогда не отма зывали в помощи. Настойчивая учеба H i поятзанятадх способствовала повышению сознательности молодого матроса, он е каждым днем глуб же понимал задачх советского воина. У Морозова плохо шла передача на клю че. Сержант Чичибая заметил, что Морозов иногда неверно передает знаки, а старает ся повышать скорость передачи. Он преду предил Морозова, что скорость надо нара щивать постепенно, а сейчас главное — техника передачи. — Научитесь передавать отчетливо, не путайте знаков,— сказал «ту командир,— а после будете наращивать скорость пере дачи на ключе. Этот совет помог Морозову. Рабо та на ключе пошла лучше. 1 тем вре менем Морозов детально изучал схемы н тут же находил элементы т в радиостан ции, стараясь глубже осмыслять процессы, происходящие прк передаче к приеме сигналов. Вскоре Морозов заступил на самостоя тельную вахту. Каждый радеет испытывает в вто время большое волнение. Волновался и Виктор. Одно дело, когда сидишь на тре нировке, и совсем другое, когда твои сигна лы пойдут в эфир за соши километров. П где-то там, далеко, жх щяпют другой ра дист. Вахта прошла хорошо, командир об’явил ему первую благодарность. Морозов стал увереннее работать. В процессе рабо ты Виктор сталкивался со многими вопроса ми, которые нужно было уяснить, н снова он обращался к схемам, учебпнкам, кон спектам. Так зрело мастерство молодого ра диста. Б о т сержант Чичибая уходил в долго срочный отпуск, он рекомендовал коман дованию назначить старшего матроса Мо розова комапдиром отделения. Морозов оправдал доверие командира. Показывая пример во всем: в дисциплине, учебе, рабо те и в быту, Морозов завоевал авторитет у своих подчиненных. Как-то матрос Налив- кин появился без форменного воротили. — Почему вы не по форме? — спроси его Морозов. Наливкин стал оправдываться, что ей работает, может запачкать воротник ■ т. п. Командир об’яснил ему, что военнослужа щий должен везде и всегда быть по форме и аккуратно одетым. Матрос Наливкин по нял, что требовательность командира как к подчиненным, а также к себе справедлива, н больше не нарушал формы оделзды. Младший сержант Морозов—лучший ра дист часта. Став отличным специалистом, он умело воспитывает и обучает своп под чиненных. Младший сержант Щукин, ко торый раньше был в отделении Морозова, сейчас сам обучает подчиненных. 8 а свою безупречную службу Морозов имеет восемь благодарностей командования. Являясь членом комсомольского бюро, Морозов активно участвует в жизни комсо мольской организации. У нас не ладилось дело с выпуском «Боевых листков». Тогда комсомольское бюро поручило Морозову по мочь редактору, и дело пошло лучше. Несмотря на свою занятость, Виктор Мо розов находит время почитать художествен ную литературу и рассказать о прочитан ном своим товарищам. Честно служит Родня» ковоомолец Мо розов. Такими, как он, может гордиться комсомол. Старший матрос П. ЧЕРНОВ. в роязпм кол х о э е ям. К оторского к «яму пришли товарищ и по службе и на ВннняптоИ раоспрашн - К КАЖДОМУДЕЛУ— СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ Отселению младшего сержанта Лоскуто- ва предстояла большая ж ответственная работа — отремонтировать дизели. Млад ший сержант собрал личный состав и рас сказал, что каждому предстоит . делать и какой об’ем работ должно выполнить от деление. Хорошо относился -к выполнению зада ний весь личный состав, но особо прилеж но работали старшие матросы Чубаков, Кнмллков. Опи трудились по нескольку ча сов без перерыва, дорожили каждой мину той гремели, выполняли задания на 170 процентов. Большая подготовка и правильная рас становка сил позволили отделению младше го сержанта Лоскутова досрочно закончить ремопт своих машин. Испытание дизелей показало отличное качество ремонта. Еот уже несколько месяцев, как отремонтиро ванные устаповки работают без перебоев и скисаний. Сейчас личный состав коман дира отделения Лоскутова также стара тельно ухаживает за своим . заведыванием и содержат установки в образцовом состоя- Старштата 2 стаггья Иван Сторожу* привел свой отпуск области на Украине. Как только Сторожу» вериулия ка корабль, ваггь о жизни колхозников. — С каждым днем вое ярче расцветает жизнь в пашем селе, — течал свой ряссюаз отпускник. — В колхозе строятся новые дома для колхозников, в этом году снят большой урожай, разливается колхозное ж и в о т н о в о д с т в о . Ф ото Н Выооцкопх — — — 1 ■■■■■■■ ■■ — 1.....................■ — ■■■■■■ ,t ■ ■■ ■■■.!- ■■ ■■ , I . . . — — ■ - ■ - ■ ■■■ ■■■■ ф УСПЕХ ОБЕСПЕЧИЛА ХОРОШАЯ ПОДГОТОВКА Зачетная сессия у североморских летчиков Старшие матросы Чубаков м Кимляков отличились не только на ремонте дизелей. Опи и в повседневной жизни подразделения показывают сознательное отношение к своим обязанностям. Каждое поручение Чу баков и Кнмляков тремятся выполнить без промедления и со старанием. Однажды командир подразделения приказал им сде лать электропроводку в кубрике. Старшие матросы получили провода, ролики и припялпсь за работу. Электрики младший сержант Соснов и старший матрос Бонда ренко, освободившись от своего деда, по соб ственной инициативе решили помочь Чу- бакову м Кнмлякову. Всю ночь проработа ли четверо лучших товарищей нашего под разделения. Зато, когда утром лпчный со став вставал по утреннему под’ему, в ка зарме горел яркий электрический свет. Старший матрос И. САВВАТЕЕВ. С утра у летчиков начались вачеты по технической подготовке. Это, пожалуй, са мая важная дисциплина для воздушных воинов. Не случайно по этому предмету поручили проводить экзамен самому опыт ному инженеру, человеку, знающему дви гатель до топкостей, капптапу Щедрппу. Сессия проходит в моторпом классе. Здесь нет недостатков в экспонатах, схе мах, самых разнообразных агрегатах и приборах, контролирующих работу сердца самолета — двигателя. На спецпальпых стендах установлены моторы. Леггчик, от вечая на тот или ипой вопрос, имеет воз можность самостоятельно отыскать среди множества деталей нужный прибор, агре гат, части пушек и пулеметов. Председатель комиссии капитан Щедрин приступил к проверке технических зна ний летного состава. Первого он спро сил старшего лейтенанта Глушенко. Ему было задано несколько технических вопро-* сов. Опытный воздушлый боец, для кото рого наставления стали закопом уверенно м глубоко отвечает на первый пз заданных ему вопросов. Ответ хотя и удовлетворяет инженера, но он, учитывая важность знания этого вопроса для летчика, спра шивает его дополпнтельпо. Старший лейте нант Глушенко и па дополнительные во просы поверяющего отвечает четко и гра мотно. Когда инженер видит, что летчик по какому-нибудь вопросу отвечает слабо вато, он сам приходит ему па помощь. Та ким образом, у летчика не остается неяс ных вопросов. После инженер разрешает перейти ему к другому вопросу. Летчик па основе твер дых знаппй отвечает на него от.тичпо. Руководитель требует от него более глубо кого об’яснепия, спрашивает его допол нительно. На остальные вопросы старший j лейтенант дает более глубокие и содержа- [ тельные ответы. Внимательно выслушав содержательные ответы летчика, капитан Щедрин без всяких колебаний выставил ему отличную оценку. Высокие и всесторонние знания по эксплоатации материальной части ее кон струкции показал и старший лейте- напт Епифанов Этот офицер не толь ко хорошо знает материальную часть, ее эксплоатацню, но и обладает достаточными навыками в производстве пристрелки вооружения, хорошо знает порядок регла- мептпых работ на самолете н многие дру гие вопросы. Летчиков, обладающих твердыми пна- ниями по технической подготовке, здесь немало. Их боевое мастерство оспова- но, прежде всего, на умении грамотно управлять мотором на земле и в воздухе. В не случайно тут никто из воздушпых вои нов не получил ни двоек, ни троек. Все летчики показали хорошие и отличные зда ния. В числе отличников — секретарь партбюро летчик Зубов, воздушные бойцы Комиссаров, Гутник, Науменко и многие другие. Хорошие оценки получили летчики Павлюков, Герасимов, Ключко. Особеппо велики успехи по технической подготовке у летного состава офицера Кравчук. Тща тельная учеба помогла им закрепить свои успехи. Эти высокие показатели летчиков явились результатом тшательпой под готовки к экзаменам, результатом си стематической учебы самих летчиков, повседневной помощи воздушным воипам со стороны инженеров, техников, мехапиков. Большую долго этой трудоемкой работы вы нес на своих плечах инженер Щедрин. По с летным составом немало занимались и инженеры тт. Прищепа, Плотников, техник Егоров и другие. Сами лет чики много и настойчиво работали над со вершенствованием своих технических зна ний. Партийная организация во главе со старшим техник-лейтепаитом Припловым во-время мобилизовала коммунистов на достижение высоких показателей в учебе. Во реех подразделениях прошли партийные собрания с повесткой дня: «Оглпчпо подго товимся и проведем зачетпуго сессию». Па бюро передко обсуждались во просы боевой учебы, заслушизалнсь' от дельные коммунисты, как опи повышают своп знапия. Паноолее подготовленные чле- пы партия помогали летчикам овладеть технической подготовкой, по поручению партийной организации проводили кон сультации, читали лекции. Однако, как пи велики их успехи, на за четной сессии все яье выявились и слабые стороны в технической подготовке. Часть товарищей, папример, когда им ставились даже простые вопросы, не могла на них ответить. В числе таких офицеров оказа лись летчики Чекмарев, Ннхамкнн м дру гие. Это говорит о том, что некоторые лет чики «механически» заучили отдельные вопросы и поэтому на зачетах не могли дать яспые ответы. Па выявленные на зачетной сессии сла бые места в технической подготовке летно го состава сейчас необходимо обратить са мое серьезное внимание. Министр Вооруженных Сил Союза ССР требует от советских воинов не устанно повышать боевое мастерство. Лет чику без технических знаний этого ее До стигнуть. Поэтому сейчас нужно напрячь все силы, чтобы еще выше поднять техни ческую подготовку летного состава, закре пить теоретические знания в зимних поле тах. Капитан В. ЛАГОШНЫЙ. < Шахматный чемпионат флота Прошла первая половина финала обще флотского шахматного чемпионата. Напря женная борьба за шахмдтпое первенство вступила в решающую фазу. В серединной стадии турнира наблюдается значительное количество ничейных результатов, что свидетельствует об упорпой борьбе. После доигрывания ряда незаконченных партий из 7, 8 , и 9 туров положение уча- j станков определилось достаточно ясн<^| Борьба за лидерство продолжается между тремя главными претендентами: Богдапо- вым, Зипдером и Лукашелпчем. Их резуль таты неслучайны. Игра лидеров турнира отличается большой силой и уверенностью, а также хорошим знанием теории. На примере ряда партий, игр нных ли дерами с остальными участниками, можно убедиться, что в большинстве случаев ре шающее преимущество появлялась у них уже в дебюте. Быстрое развитие своих фи гур, их активное расположен давало возможность лидерам овладеть центром доски, захватить инициативу и успешно атаковать своих противников. Не обошлось, правда, и без некоторого турнирного «счастья». Так, напрпмер, в партии с Воеводиным Богдапов потеря* «качество», т. е. ладью за легкую фигуру. Однако прочная позиция и удачно распо-* ложенные пешки давали ему некоторую возможность закончить партию вничью. Воеводин отказался от предложений ничь ей, но в результате доигрывания просмот рел комбинацию, и его король получил мат. Чемпион флота Зипдер имел зпачительпо худшую позицию против Астапенкова, но отсутствие должной выдержки у последнего привело к тому, что он «зевпул» фигуру и уже не мог спастись, несмотря на упорное сопротивление. Остальные участники турнира значитель но отстают от лидеров. Ближе всех к ним находятся Астапенков и Воеводин, имею щие по 5 очков из 8 возможпых. По 50 процентов очков имеют за первую половину турнира Красгок, Рабинович, Песков и Си- дякин. Не показал еще полной сплы Тара сов, набравший пока только ЗУг очка из 8 возможных. В борьбе за первенство предстоят решаю щие встречи лидеров турнира между собой, которые и определят, кому же достанется почетное звание чемпиона флота. Не менее упорное соревнование, чем за лидерство, происходит за то, чтобы не за нять последнее место в турпирной таблице. После того, как из турнира выбыл Петра ков, не набравший ни одного очка из 1 сыгранных партий, последиее место остает ся вакантным. На 10 декабря положение участников в турнире следующее: Богдапов имеет 8V4 очков из 9 и одну отложенную партию (с Тарасовым), Зиндер — 8 из 8 и одну от ложенную (с Рабиновичем), партия Зиндер — Красюк из 7 тура еше пе сыграна. Лука шевич набрал 8 очков из 9. Его партия с Фроловым должна еще доигрываться За ни ки идут^ Астапенков, Воеводин, Краснж, Рабинович, Песков и Сидякин. Фролов играет пока не совсем удачно, набрав 3 очка из 7, три партии у пего от ложены, Ивченко— 3 из 9. Гирник— 3 из 10, Мозговой — 3 из 7. ПТихманов— I Уг из 6 , Утушiora набрал 1Уг очка из 9 пар тий. Г. PAJJEH. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ В НАДЕЖНЫХ РУКАХ Анатолий Немтырев впервые спустился в центральный отсек. Сложность техники поразила его. — Вот ваше заведывание, — сказал ему старшина, — изучайте его доскональ но, любите его и берегите. Работы впереди предстоит мпого. По это не беда, всем при ходится спачала нелегко. Чем больше матрос преодолеет трудностей, тем лучше будет исполпять свои обязанности, а зна чит — выполнять свой долг перед Роднпой. Матрос недоумевал, как можно талую уйму техники изучить, но голос младшего командира прервал его размышления: — По беспокойтесь. Это все преодолимо. Пойдемте посмотрим лодку. Онн переходили из одного отсека в дру гой. Везде было так же тесно, как и в цент ральном. Матросы и старшины были заня ты делом на своих боевых постах: торпе дисты занимались у торпедных аппаратов, мотористы с инструментом в руках копо шились у дизелей, электрики наводили по рядок у больших рычагов и электромоторов. У вертикальных рулей работал старши на 2 статьи Саломахип. Анатолий засмот релся на пего. Поправилось новичку, т к у командира отделения все быстро и ладпо получалось. Старшина группы, угадав мыс ли новичка, обяснил ему: — Ему тоже пришлось потрудиться по рядочно, прежде че»м стать таким хорошим специалистом. Саломахип проплавал на этой лодке всю войну. Он участвовал во многих боевых походах и встречах с про тивником. Он знает оунь хорошо, что зна чит стоять подводнику на руле,— полней шее внимание, все время быть в готов ности как в первые минуты вахты, так я в последние, чтобы выполнить команду комапдира точно н быстро. Отвлекся — значит прозевал, а зевать на войне бу дешь — пе победишь. Поэтому-то у< него и выработалось золотое правило: стал за руль — сконцентрируй свою волю н вни мание па выполнении поставленной задачи. Это ваш комапдир отделения. Тов. Сало- махин, принимайте новичка. С этого дпя командир отделения Салома- хин стал но только начальником, но н старшим товарищ?», воспитателем и совет чиком Апатолия. У них завязалась настоя щая воинская дружба, какая может быть межту командиром п его подчиненным, ос- поваппая на высоком сознании своего воип- скопо долга п почетпых обязанностей за щитника Советской Родины. Получилось с самого начала так, что Анатолий сразу включился в учебу без подготовки п рзскачки. Старшина отделе ния стал с ним проводить занятия, давать задашш, все показывать п рассказывать. Немтырев старался запомнить каждый урок. ' Мпого времени Немтыреву пришлось уделить па изучение схем рулевого устоой- ства и систем. Время распределял стар шина. А свободное по распорядку время Апатолий старллея использовать для более глубокого изучения устройства лодки. Он просматривал свои черновые паброски, | сделанные на заплтиях, пометки, записи, сидел, изучая до тех пор, пока твердо пе усваивал. Па другой день его спрашивали, и каждый раз Анатолий отвечал правильно, показывал твердые знания. Вечерами Немтырев занимался сигналь ным делам. Он садился за ключ я трениро вался на скорость. Потом брал флажки и учился ставить в правильпое положепие руки, чтобы потом не получился из него «трюкач» (так пазывают моряки сиг нальщика, который искажает знаки, ра ботает «па красоту*»). По сигнальному делу на первых порах у Анатолия Пемтырева не ладилось — оп не мог определить на фяне синих сопок точность дистанции и по явление предмета, в глазах у него слива лось и делалось все сплошным массивом. Стереоскопичность сигнальщику тоже необходима. П Апатолий, чтобы заставить свои глаза различать расположенные пред меты по глубине пространства, долго всматривался в одну точку, потом оп сравнивал, папример, одну скалу с другой, запоминал, в чем различие их, т. е. выра батывал сигнальную наблюдательность. Па примере Анатолия Пемтырева на глядно вндшпь, какая тесная взаимосвязь существует между боевой и политической подготовкой. Пемтырев с большой усидчи востью занимался па политзанятиях, па- стойчиво повышая свой пдейпо-политпче- ский уровепь. Сознательный попп, оп пмеп- но поэтому и добивается успехов в овладе нии специальностью. Как-то старшина группы вызвал матро са Пемтырева к себе. — Ну, как, готовы сдавать зачеты по устройству лодки? — спросил оп матроса. — Готов, товарищ мичман. — Завтра будет проверка, отвечайте спокойнее, будьте внимательнее. Зачеты по устройству лодки Анатолий Немтырев сдал на «отлично». — Молодец, — сказал старшина, — старайтесь н дальше так. Из вас получится хороший моряк. Но для этого надо еще мпо го трудиться. Слова старшины ободрили мюлодого ма троса. Опи означали, что Апатолий Пемты- рев перестал считаться малоопытным матро сом. Оп держал экзамены уже на штатного специалиста. Вскоре перед строем старшина группы зачитывал приказ командира: «За особые старания в изучении материальной части и отличную работу на ней матросу Нем тыреву присвоить воинское звание «спр- ший матрос». «Дорогие родители, — писал Анато лий домой, — у меня сегодня большой праздник. Я получил первую золотую на шивку и благодарность. Радости моей пет конца. Обещаю служить еще лучше. Я очепь полюбил свой корабль и дорожу его краснознаменным флагом. Корабль стал моим вторым домом, я счастлив, что слу- лгу на флоте. Спасибо за это Советской Родине». Старшине Саломахину подходило время демобилизоваться. И оп готовил себе достой ную замену. Однажды старшину вызвал комапдир: — Кого вы думаете оставить за себя? — Старшего матроса Пемтырева, оп вполне справится с обязанностями. Это бу дет образцовый, требовательный младший командир. — За вами последний долг: научить Пемтырева отлично работзть на горизон тальных рулях. Желаю успехов. С этого дпя началась серьезная подго товка рулевэго Немтыргва. Повое заведы- вапие очепь обрадовало Анатолия: ведь по пасть на горизонтальные рули — это большое доверие. «Добьюсь, оправдаю», решил он. Старший матрос после этою сде лал для себя более серьезный вывод: учиться еще старательнее и настойчивее. Пемтыреву был положен очередной от пуск. — Можете готовиться ехать к себе на родину. Отпуск вы заслужили, — говорил рулевому старшина. — Сейчас не могу ехать, товарищ стар шина. Прошу отсрочить. Вот выйду в море, сдам» экзамен, тогда другое дело. А сейчас пе могу, когда па душе не все спо койно, совесть комсомольская не позволя ет иметь за собой «хвосты». Старшнпе было приятпо, что в его отделении болеют за свою специальность, дорожат званием моряка. — У вас, товарищ Пемтырев, характер настоящего советского человека. Я бы то же так поступил. Готовьтесь к выходу в море. Поставлю вас па рули. ...Барепцово море было наредкость спо койным. Лодка плавно разрезала воду м шла средним ходом. — Старшему, матросу Немтыреву васту- пить па вахту, дублером, — был приказ старшины. Анатолий взялся за рули. Ему показа лось, что рули пе слушаются его, и он пакрепко стиснул руки. Волпепие рулевого было пастолько заметным, что старшине пришлось подбодрить подчиненного: — Споконпее. Работайте плавно, сильно не нажимайте. С пепривычки Пемтырев сильно гопял рули. Перекладка была очень частой, и уг лы перекладпп делалпсь большими. — Лишние делаете рывки, свободнее держитесь сами, — учил подчиненного мичман Брагин. Старшина группы не имел привычки ораться за рули сам, когда его подчи ненный путался в действиях. Он старался, чтобы матрос сам смог выравнять голо- лашие лодки, подсказывал вахтенному, поправлял. Вскоре Анатолий Пемтырев смог уже свободно наблюдать за приборами н проверять компас, как лодка циркуи - РУ«т. В другой раз старший матрос Пемтырев стоял уже на горизонтальных рулях сажь стоягелыто. И все у него получалось безо шибочно. — Погружаться на глубину... — быа приказ командира. Немтырев ловко переложил рули на по гружение. Дойдя до заданной глубины, он, плавно задержав корабль, начал равномер ное действие кормовыми и носовыми ру лями, лодка получала управление и ком пенсацию. Корабль шел нормальным под водным курсом. За этот поход старший ма трос Пемтырев пе имел ни одного замеча ния. Он получил благодарность от коман дира корабля Теперь весь экипаж знал, что Анатолий Пемтырев стал отличным специалистом, хорошим моряком. Теперь Анатолий Немтырев воспитывает отделение рулевых. Он учит своих под чиненных на опыте бывалых моряков, как учил его ветеран войны старшина 1 ста тьи Саломахин. Недавно Ui-мтыреву за особые успехи в службе и отличную под готовку отделепия присвоено звапие стар шины 2 статьи. Оп стал умелым, требова тельным к себе и подчиненным команди ром. Его матросы Григорьев и Ящук хорошо успевают в боевой и политический подготовке. Старшина Пемтырев, совершенствуя воинское мастерство, неустапно повышает свой идейно-политический уровепь. Оп учится сейчас в партийной школе, где настойчиво изучает историю нашей боль шевистской партии, историю нашей Роди ны. Вое это помогает ему быть всесторонне развитым моряком, примерным советским Двйтвнант М. МЫЛЬНИКОВ. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz