На страже Заполярья. 1948 год. Декабрь.

Мастерство рождается в труде Шгя младшего сержанта Морозова за­ служенно пользуется авторитетом и уваже­ нном среди всего личного состава. О нем говорят па собрапиях, как о примерном вовне, хорошем специалисте. Не сразу прпш-тн к нему этот авторитет и признание. У старослужащих в памяти весь его путь. ...Пз школы связи прибыл в часть невы­ сокий паренек—радист. Школу он окончи успешно. — Специальность радиста ответственная и почетная, — сказал Морозову сержант Чичиоая,— и чтобы стать хорошим ради­ стом, нужно полюбить свою специальность. От радиста зависит многое. Потекли дни учебы. Морозов старался как можпо плодотворнее использовать учеб­ ное время Он был внимателен на заняти­ ях. С неясными вопросами обращался к командиру, к опытным радистам. Они, ви­ дя стремление Морозова скорее стать на самостоятельную вахту, никогда не отма­ зывали в помощи. Настойчивая учеба H i поятзанятадх способствовала повышению сознательности молодого матроса, он е каждым днем глуб­ же понимал задачх советского воина. У Морозова плохо шла передача на клю­ че. Сержант Чичибая заметил, что Морозов иногда неверно передает знаки, а старает­ ся повышать скорость передачи. Он преду­ предил Морозова, что скорость надо нара­ щивать постепенно, а сейчас главное — техника передачи. — Научитесь передавать отчетливо, не путайте знаков,— сказал «ту командир,— а после будете наращивать скорость пере­ дачи на ключе. Этот совет помог Морозову. Рабо­ та на ключе пошла лучше. 1 тем вре­ менем Морозов детально изучал схемы н тут же находил элементы т в радиостан­ ции, стараясь глубже осмыслять процессы, происходящие прк передаче к приеме сигналов. Вскоре Морозов заступил на самостоя­ тельную вахту. Каждый радеет испытывает в вто время большое волнение. Волновался и Виктор. Одно дело, когда сидишь на тре­ нировке, и совсем другое, когда твои сигна­ лы пойдут в эфир за соши километров. П где-то там, далеко, жх щяпют другой ра­ дист. Вахта прошла хорошо, командир об’явил ему первую благодарность. Морозов стал увереннее работать. В процессе рабо­ ты Виктор сталкивался со многими вопроса­ ми, которые нужно было уяснить, н снова он обращался к схемам, учебпнкам, кон­ спектам. Так зрело мастерство молодого ра­ диста. Б о т сержант Чичибая уходил в долго­ срочный отпуск, он рекомендовал коман­ дованию назначить старшего матроса Мо­ розова комапдиром отделения. Морозов оправдал доверие командира. Показывая пример во всем: в дисциплине, учебе, рабо­ те и в быту, Морозов завоевал авторитет у своих подчиненных. Как-то матрос Налив- кин появился без форменного воротили. — Почему вы не по форме? — спроси его Морозов. Наливкин стал оправдываться, что ей работает, может запачкать воротник ■ т. п. Командир об’яснил ему, что военнослужа­ щий должен везде и всегда быть по форме и аккуратно одетым. Матрос Наливкин по­ нял, что требовательность командира как к подчиненным, а также к себе справедлива, н больше не нарушал формы оделзды. Младший сержант Морозов—лучший ра­ дист часта. Став отличным специалистом, он умело воспитывает и обучает своп под­ чиненных. Младший сержант Щукин, ко­ торый раньше был в отделении Морозова, сейчас сам обучает подчиненных. 8 а свою безупречную службу Морозов имеет восемь благодарностей командования. Являясь членом комсомольского бюро, Морозов активно участвует в жизни комсо­ мольской организации. У нас не ладилось дело с выпуском «Боевых листков». Тогда комсомольское бюро поручило Морозову по­ мочь редактору, и дело пошло лучше. Несмотря на свою занятость, Виктор Мо­ розов находит время почитать художествен­ ную литературу и рассказать о прочитан­ ном своим товарищам. Честно служит Родня» ковоомолец Мо­ розов. Такими, как он, может гордиться комсомол. Старший матрос П. ЧЕРНОВ. в роязпм кол х о э е ям. К оторского к «яму пришли товарищ и по службе и на ВннняптоИ раоспрашн - К КАЖДОМУДЕЛУ— СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ Отселению младшего сержанта Лоскуто- ва предстояла большая ж ответственная работа — отремонтировать дизели. Млад­ ший сержант собрал личный состав и рас­ сказал, что каждому предстоит . делать и какой об’ем работ должно выполнить от­ деление. Хорошо относился -к выполнению зада­ ний весь личный состав, но особо прилеж­ но работали старшие матросы Чубаков, Кнмллков. Опи трудились по нескольку ча­ сов без перерыва, дорожили каждой мину­ той гремели, выполняли задания на 170 процентов. Большая подготовка и правильная рас­ становка сил позволили отделению младше­ го сержанта Лоскутова досрочно закончить ремопт своих машин. Испытание дизелей показало отличное качество ремонта. Еот уже несколько месяцев, как отремонтиро­ ванные устаповки работают без перебоев и скисаний. Сейчас личный состав коман­ дира отделения Лоскутова также стара­ тельно ухаживает за своим . заведыванием и содержат установки в образцовом состоя- Старштата 2 стаггья Иван Сторожу* привел свой отпуск области на Украине. Как только Сторожу» вериулия ка корабль, ваггь о жизни колхозников. — С каждым днем вое ярче расцветает жизнь в пашем селе, — течал свой ряссюаз отпускник. — В колхозе строятся новые дома для колхозников, в этом году снят большой урожай, разливается колхозное ж и в о т н о в о д с т в о . Ф ото Н Выооцкопх — — — 1 ■■■■■■■ ■■ — 1.....................■ — ■■■■■■ ,t ■ ■■ ■■■.!- ■■ ■■ , I . . . — — ■ - ■ - ■ ■■■ ■■■■ ф УСПЕХ ОБЕСПЕЧИЛА ХОРОШАЯ ПОДГОТОВКА Зачетная сессия у североморских летчиков Старшие матросы Чубаков м Кимляков отличились не только на ремонте дизелей. Опи и в повседневной жизни подразделения показывают сознательное отношение к своим обязанностям. Каждое поручение Чу­ баков и Кнмляков тремятся выполнить без промедления и со старанием. Однажды командир подразделения приказал им сде­ лать электропроводку в кубрике. Старшие матросы получили провода, ролики и припялпсь за работу. Электрики младший сержант Соснов и старший матрос Бонда­ ренко, освободившись от своего деда, по соб­ ственной инициативе решили помочь Чу- бакову м Кнмлякову. Всю ночь проработа­ ли четверо лучших товарищей нашего под­ разделения. Зато, когда утром лпчный со­ став вставал по утреннему под’ему, в ка­ зарме горел яркий электрический свет. Старший матрос И. САВВАТЕЕВ. С утра у летчиков начались вачеты по технической подготовке. Это, пожалуй, са­ мая важная дисциплина для воздушных воинов. Не случайно по этому предмету поручили проводить экзамен самому опыт­ ному инженеру, человеку, знающему дви­ гатель до топкостей, капптапу Щедрппу. Сессия проходит в моторпом классе. Здесь нет недостатков в экспонатах, схе­ мах, самых разнообразных агрегатах и приборах, контролирующих работу сердца самолета — двигателя. На спецпальпых стендах установлены моторы. Леггчик, от­ вечая на тот или ипой вопрос, имеет воз­ можность самостоятельно отыскать среди множества деталей нужный прибор, агре­ гат, части пушек и пулеметов. Председатель комиссии капитан Щедрин приступил к проверке технических зна­ ний летного состава. Первого он спро сил старшего лейтенанта Глушенко. Ему было задано несколько технических вопро-* сов. Опытный воздушлый боец, для кото­ рого наставления стали закопом уверенно м глубоко отвечает на первый пз заданных ему вопросов. Ответ хотя и удовлетворяет инженера, но он, учитывая важность знания этого вопроса для летчика, спра­ шивает его дополпнтельпо. Старший лейте­ нант Глушенко и па дополнительные во­ просы поверяющего отвечает четко и гра­ мотно. Когда инженер видит, что летчик по какому-нибудь вопросу отвечает слабо­ вато, он сам приходит ему па помощь. Та­ ким образом, у летчика не остается неяс­ ных вопросов. После инженер разрешает перейти ему к другому вопросу. Летчик па основе твер­ дых знаппй отвечает на него от.тичпо. Руководитель требует от него более глубо­ кого об’яснепия, спрашивает его допол­ нительно. На остальные вопросы старший j лейтенант дает более глубокие и содержа- [ тельные ответы. Внимательно выслушав содержательные ответы летчика, капитан Щедрин без всяких колебаний выставил ему отличную оценку. Высокие и всесторонние знания по эксплоатации материальной части ее кон­ струкции показал и старший лейте- напт Епифанов Этот офицер не толь­ ко хорошо знает материальную часть, ее эксплоатацню, но и обладает достаточными навыками в производстве пристрелки вооружения, хорошо знает порядок регла- мептпых работ на самолете н многие дру­ гие вопросы. Летчиков, обладающих твердыми пна- ниями по технической подготовке, здесь немало. Их боевое мастерство оспова- но, прежде всего, на умении грамотно управлять мотором на земле и в воздухе. В не случайно тут никто из воздушпых вои­ нов не получил ни двоек, ни троек. Все летчики показали хорошие и отличные зда­ ния. В числе отличников — секретарь партбюро летчик Зубов, воздушные бойцы Комиссаров, Гутник, Науменко и многие другие. Хорошие оценки получили летчики Павлюков, Герасимов, Ключко. Особеппо велики успехи по технической подготовке у летного состава офицера Кравчук. Тща­ тельная учеба помогла им закрепить свои успехи. Эти высокие показатели летчиков явились результатом тшательпой под­ готовки к экзаменам, результатом си­ стематической учебы самих летчиков, повседневной помощи воздушным воипам со стороны инженеров, техников, мехапиков. Большую долго этой трудоемкой работы вы­ нес на своих плечах инженер Щедрин. По с летным составом немало занимались и инженеры тт. Прищепа, Плотников, техник Егоров и другие. Сами лет­ чики много и настойчиво работали над со­ вершенствованием своих технических зна­ ний. Партийная организация во главе со старшим техник-лейтепаитом Припловым во-время мобилизовала коммунистов на достижение высоких показателей в учебе. Во реех подразделениях прошли партийные собрания с повесткой дня: «Оглпчпо подго­ товимся и проведем зачетпуго сессию». Па бюро передко обсуждались во­ просы боевой учебы, заслушизалнсь' от­ дельные коммунисты, как опи повышают своп знапия. Паноолее подготовленные чле- пы партия помогали летчикам овладеть технической подготовкой, по поручению партийной организации проводили кон­ сультации, читали лекции. Однако, как пи велики их успехи, на за­ четной сессии все яье выявились и слабые стороны в технической подготовке. Часть товарищей, папример, когда им ставились даже простые вопросы, не могла на них ответить. В числе таких офицеров оказа­ лись летчики Чекмарев, Ннхамкнн м дру­ гие. Это говорит о том, что некоторые лет­ чики «механически» заучили отдельные вопросы и поэтому на зачетах не могли дать яспые ответы. Па выявленные на зачетной сессии сла­ бые места в технической подготовке летно­ го состава сейчас необходимо обратить са­ мое серьезное внимание. Министр Вооруженных Сил Союза ССР требует от советских воинов не­ устанно повышать боевое мастерство. Лет­ чику без технических знаний этого ее До­ стигнуть. Поэтому сейчас нужно напрячь все силы, чтобы еще выше поднять техни­ ческую подготовку летного состава, закре­ пить теоретические знания в зимних поле­ тах. Капитан В. ЛАГОШНЫЙ. < Шахматный чемпионат флота Прошла первая половина финала обще­ флотского шахматного чемпионата. Напря­ женная борьба за шахмдтпое первенство вступила в решающую фазу. В серединной стадии турнира наблюдается значительное количество ничейных результатов, что свидетельствует об упорпой борьбе. После доигрывания ряда незаконченных партий из 7, 8 , и 9 туров положение уча- j станков определилось достаточно ясн<^| Борьба за лидерство продолжается между тремя главными претендентами: Богдапо- вым, Зипдером и Лукашелпчем. Их резуль­ таты неслучайны. Игра лидеров турнира отличается большой силой и уверенностью, а также хорошим знанием теории. На примере ряда партий, игр нных ли­ дерами с остальными участниками, можно убедиться, что в большинстве случаев ре­ шающее преимущество появлялась у них уже в дебюте. Быстрое развитие своих фи­ гур, их активное расположен давало возможность лидерам овладеть центром доски, захватить инициативу и успешно атаковать своих противников. Не обошлось, правда, и без некоторого турнирного «счастья». Так, напрпмер, в партии с Воеводиным Богдапов потеря* «качество», т. е. ладью за легкую фигуру. Однако прочная позиция и удачно распо-* ложенные пешки давали ему некоторую возможность закончить партию вничью. Воеводин отказался от предложений ничь­ ей, но в результате доигрывания просмот­ рел комбинацию, и его король получил мат. Чемпион флота Зипдер имел зпачительпо худшую позицию против Астапенкова, но отсутствие должной выдержки у последнего привело к тому, что он «зевпул» фигуру и уже не мог спастись, несмотря на упорное сопротивление. Остальные участники турнира значитель­ но отстают от лидеров. Ближе всех к ним находятся Астапенков и Воеводин, имею­ щие по 5 очков из 8 возможпых. По 50 процентов очков имеют за первую половину турнира Красгок, Рабинович, Песков и Си- дякин. Не показал еще полной сплы Тара­ сов, набравший пока только ЗУг очка из 8 возможных. В борьбе за первенство предстоят решаю­ щие встречи лидеров турнира между собой, которые и определят, кому же достанется почетное звание чемпиона флота. Не менее упорное соревнование, чем за лидерство, происходит за то, чтобы не за­ нять последнее место в турпирной таблице. После того, как из турнира выбыл Петра­ ков, не набравший ни одного очка из 1 сыгранных партий, последиее место остает­ ся вакантным. На 10 декабря положение участников в турнире следующее: Богдапов имеет 8V4 очков из 9 и одну отложенную партию (с Тарасовым), Зиндер — 8 из 8 и одну от­ ложенную (с Рабиновичем), партия Зиндер — Красюк из 7 тура еше пе сыграна. Лука­ шевич набрал 8 очков из 9. Его партия с Фроловым должна еще доигрываться За ни­ ки идут^ Астапенков, Воеводин, Краснж, Рабинович, Песков и Сидякин. Фролов играет пока не совсем удачно, набрав 3 очка из 7, три партии у пего от­ ложены, Ивченко— 3 из 9. Гирник— 3 из 10, Мозговой — 3 из 7. ПТихманов— I Уг из 6 , Утушiora набрал 1Уг очка из 9 пар­ тий. Г. PAJJEH. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ В НАДЕЖНЫХ РУКАХ Анатолий Немтырев впервые спустился в центральный отсек. Сложность техники поразила его. — Вот ваше заведывание, — сказал ему старшина, — изучайте его доскональ­ но, любите его и берегите. Работы впереди предстоит мпого. По это не беда, всем при­ ходится спачала нелегко. Чем больше матрос преодолеет трудностей, тем лучше будет исполпять свои обязанности, а зна­ чит — выполнять свой долг перед Роднпой. Матрос недоумевал, как можно талую уйму техники изучить, но голос младшего командира прервал его размышления: — По беспокойтесь. Это все преодолимо. Пойдемте посмотрим лодку. Онн переходили из одного отсека в дру­ гой. Везде было так же тесно, как и в цент­ ральном. Матросы и старшины были заня­ ты делом на своих боевых постах: торпе­ дисты занимались у торпедных аппаратов, мотористы с инструментом в руках копо­ шились у дизелей, электрики наводили по­ рядок у больших рычагов и электромоторов. У вертикальных рулей работал старши­ на 2 статьи Саломахип. Анатолий засмот­ релся на пего. Поправилось новичку, т к у командира отделения все быстро и ладпо получалось. Старшина группы, угадав мыс­ ли новичка, обяснил ему: — Ему тоже пришлось потрудиться по­ рядочно, прежде че»м стать таким хорошим специалистом. Саломахип проплавал на этой лодке всю войну. Он участвовал во многих боевых походах и встречах с про­ тивником. Он знает оунь хорошо, что зна­ чит стоять подводнику на руле,— полней­ шее внимание, все время быть в готов­ ности как в первые минуты вахты, так я в последние, чтобы выполнить команду комапдира точно н быстро. Отвлекся — значит прозевал, а зевать на войне бу­ дешь — пе победишь. Поэтому-то у< него и выработалось золотое правило: стал за руль — сконцентрируй свою волю н вни­ мание па выполнении поставленной задачи. Это ваш комапдир отделения. Тов. Сало- махин, принимайте новичка. С этого дпя командир отделения Салома- хин стал но только начальником, но н старшим товарищ?», воспитателем и совет­ чиком Апатолия. У них завязалась настоя­ щая воинская дружба, какая может быть межту командиром п его подчиненным, ос- поваппая на высоком сознании своего воип- скопо долга п почетпых обязанностей за­ щитника Советской Родины. Получилось с самого начала так, что Анатолий сразу включился в учебу без подготовки п рзскачки. Старшина отделе­ ния стал с ним проводить занятия, давать задашш, все показывать п рассказывать. Немтырев старался запомнить каждый урок. ' Мпого времени Немтыреву пришлось уделить па изучение схем рулевого устоой- ства и систем. Время распределял стар­ шина. А свободное по распорядку время Апатолий старллея использовать для более глубокого изучения устройства лодки. Он просматривал свои черновые паброски, | сделанные на заплтиях, пометки, записи, сидел, изучая до тех пор, пока твердо пе усваивал. Па другой день его спрашивали, и каждый раз Анатолий отвечал правильно, показывал твердые знания. Вечерами Немтырев занимался сигналь­ ным делам. Он садился за ключ я трениро­ вался на скорость. Потом брал флажки и учился ставить в правильпое положепие руки, чтобы потом не получился из него «трюкач» (так пазывают моряки сиг­ нальщика, который искажает знаки, ра­ ботает «па красоту*»). По сигнальному делу на первых порах у Анатолия Пемтырева не ладилось — оп не мог определить на фяне синих сопок точность дистанции и по­ явление предмета, в глазах у него слива­ лось и делалось все сплошным массивом. Стереоскопичность сигнальщику тоже необходима. П Апатолий, чтобы заставить свои глаза различать расположенные пред­ меты по глубине пространства, долго всматривался в одну точку, потом оп сравнивал, папример, одну скалу с другой, запоминал, в чем различие их, т. е. выра­ батывал сигнальную наблюдательность. Па примере Анатолия Пемтырева на­ глядно вндшпь, какая тесная взаимосвязь существует между боевой и политической подготовкой. Пемтырев с большой усидчи­ востью занимался па политзанятиях, па- стойчиво повышая свой пдейпо-политпче- ский уровепь. Сознательный попп, оп пмеп- но поэтому и добивается успехов в овладе­ нии специальностью. Как-то старшина группы вызвал матро­ са Пемтырева к себе. — Ну, как, готовы сдавать зачеты по устройству лодки? — спросил оп матроса. — Готов, товарищ мичман. — Завтра будет проверка, отвечайте спокойнее, будьте внимательнее. Зачеты по устройству лодки Анатолий Немтырев сдал на «отлично». — Молодец, — сказал старшина, — старайтесь н дальше так. Из вас получится хороший моряк. Но для этого надо еще мпо­ го трудиться. Слова старшины ободрили мюлодого ма­ троса. Опи означали, что Апатолий Пемты- рев перестал считаться малоопытным матро­ сом. Оп держал экзамены уже на штатного специалиста. Вскоре перед строем старшина группы зачитывал приказ командира: «За особые старания в изучении материальной части и отличную работу на ней матросу Нем­ тыреву присвоить воинское звание «спр- ший матрос». «Дорогие родители, — писал Анато­ лий домой, — у меня сегодня большой праздник. Я получил первую золотую на­ шивку и благодарность. Радости моей пет конца. Обещаю служить еще лучше. Я очепь полюбил свой корабль и дорожу его краснознаменным флагом. Корабль стал моим вторым домом, я счастлив, что слу- лгу на флоте. Спасибо за это Советской Родине». Старшине Саломахину подходило время демобилизоваться. И оп готовил себе достой­ ную замену. Однажды старшину вызвал комапдир: — Кого вы думаете оставить за себя? — Старшего матроса Пемтырева, оп вполне справится с обязанностями. Это бу­ дет образцовый, требовательный младший командир. — За вами последний долг: научить Пемтырева отлично работзть на горизон­ тальных рулях. Желаю успехов. С этого дпя началась серьезная подго­ товка рулевэго Немтыргва. Повое заведы- вапие очепь обрадовало Анатолия: ведь по­ пасть на горизонтальные рули — это большое доверие. «Добьюсь, оправдаю», решил он. Старший матрос после этою сде­ лал для себя более серьезный вывод: учиться еще старательнее и настойчивее. Пемтыреву был положен очередной от­ пуск. — Можете готовиться ехать к себе на родину. Отпуск вы заслужили, — говорил рулевому старшина. — Сейчас не могу ехать, товарищ стар­ шина. Прошу отсрочить. Вот выйду в море, сдам» экзамен, тогда другое дело. А сейчас пе могу, когда па душе не все спо­ койно, совесть комсомольская не позволя­ ет иметь за собой «хвосты». Старшнпе было приятпо, что в его отделении болеют за свою специальность, дорожат званием моряка. — У вас, товарищ Пемтырев, характер настоящего советского человека. Я бы то­ же так поступил. Готовьтесь к выходу в море. Поставлю вас па рули. ...Барепцово море было наредкость спо­ койным. Лодка плавно разрезала воду м шла средним ходом. — Старшему, матросу Немтыреву васту- пить па вахту, дублером, — был приказ старшины. Анатолий взялся за рули. Ему показа­ лось, что рули пе слушаются его, и он пакрепко стиснул руки. Волпепие рулевого было пастолько заметным, что старшине пришлось подбодрить подчиненного: — Споконпее. Работайте плавно, сильно не нажимайте. С пепривычки Пемтырев сильно гопял рули. Перекладка была очень частой, и уг­ лы перекладпп делалпсь большими. — Лишние делаете рывки, свободнее держитесь сами, — учил подчиненного мичман Брагин. Старшина группы не имел привычки ораться за рули сам, когда его подчи­ ненный путался в действиях. Он старался, чтобы матрос сам смог выравнять голо- лашие лодки, подсказывал вахтенному, поправлял. Вскоре Анатолий Пемтырев смог уже свободно наблюдать за приборами н проверять компас, как лодка циркуи - РУ«т. В другой раз старший матрос Пемтырев стоял уже на горизонтальных рулях сажь стоягелыто. И все у него получалось безо­ шибочно. — Погружаться на глубину... — быа приказ командира. Немтырев ловко переложил рули на по­ гружение. Дойдя до заданной глубины, он, плавно задержав корабль, начал равномер­ ное действие кормовыми и носовыми ру­ лями, лодка получала управление и ком­ пенсацию. Корабль шел нормальным под­ водным курсом. За этот поход старший ма­ трос Пемтырев пе имел ни одного замеча­ ния. Он получил благодарность от коман­ дира корабля Теперь весь экипаж знал, что Анатолий Пемтырев стал отличным специалистом, хорошим моряком. Теперь Анатолий Немтырев воспитывает отделение рулевых. Он учит своих под­ чиненных на опыте бывалых моряков, как учил его ветеран войны старшина 1 ста­ тьи Саломахин. Недавно Ui-мтыреву за особые успехи в службе и отличную под­ готовку отделепия присвоено звапие стар­ шины 2 статьи. Оп стал умелым, требова­ тельным к себе и подчиненным команди­ ром. Его матросы Григорьев и Ящук хорошо успевают в боевой и политический подготовке. Старшина Пемтырев, совершенствуя воинское мастерство, неустапно повышает свой идейно-политический уровепь. Оп учится сейчас в партийной школе, где настойчиво изучает историю нашей боль­ шевистской партии, историю нашей Роди­ ны. Вое это помогает ему быть всесторонне развитым моряком, примерным советским Двйтвнант М. МЫЛЬНИКОВ. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz