На страже Заполярья. 1948 год. Декабрь.

i декабря 1948 г., № 290 (3286) RA С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Учеба в сети партийного просвещения Овладевать знаниями марксизма-ленинизма Ч ТО П О К А З А Л И П Е Р ВЫ Е З А Н Я Т И Я 10 * Партийная организация корабля, ев ру­ ководители сделали немало, чтобы органи­ зовать систематическое, глубокое изуче­ ние коммунистами теории большевизма. В первичных оргапизацпях были прове­ дены собрания, посвященные вопросам партийного просвещения. Па собраниях коммунисты говорили, в частности, о необ­ ходимости создать кружок повышенного ти- по изучению истории ВКЩб). Партбюро учло предложения коммуни­ стов. Теперь уже прошло полтора меся­ ца, ю.к на корабле по решепию партий­ ного бюро был создан кружок повышен­ ного тина по изучению истории ВКЩб). Это мероприятие вызвало ягавой отклик среди коммунистов. Многие пз'явпли же­ лание учиться в кружке повышенного тина. Особое внимание уделило бюро ком­ плектованию кружка. Необходимо было отобрать таких коммунистов, которые су­ мели бы работать самостоятельно над пер­ воисточниками. Секретарь партбюро в личной беседе С желающими учиться в кружм выяснял их общую подготовку, политические знания, советуя, куда итти учиться — в кружок повышенного типа или I основной. После индивидуального отбора состав атадей был утвержден партийным бю- корабля. В кружок были зачислены коммунисты, имеющие для учебы в нем соответствующую подготовку. Большинство из них является членами бюро низовых и первичных парторганизации, секретаря­ ми комсомольских организаций. Руководителем кружка партбюро назна­ чило хорошо подготовленного политически офицера Макарова. С большим желанием приступили ком­ мунисты к изучению истории болыпееист- « р А р .дут ^ р о ской партии. Партбюро обеспечило их на­ глядными пособиями, тетрадями. На первых собеседованиях стало извест­ но. как юммунжеты усваивают изучаемый материал. Были выявлены недостатки в ра­ боте отдельных слушателей. Партийная ор- ганизадия не осталась в стороне, приняла энергичные меры по устранению этих не­ достатков. Коммунистов, которые испытыва­ ли трудности в учебе, заслушивали па бю­ ро, гдо выясняли причины их низкой успе­ ваемости. Члены бюро контролировали их самостоятельную работу, помогали правиль­ но инспектировать материал. Были орга­ низованы консультации. Но поручению партбюро лейтенант Сви- лин проводил консультации для изучающих «Манифест Коммунистической партии», книгу Ленина «Что дадать?». Консультации помогли гг. Гильмуппшову, Романову, Би- билейшвили ж другим лучше изучить эти произведения. Постоянное руководство партийной орга­ низации учебой даю хорошие результаты. Все коммунисты стали лучше разбираться в пройденных темах. Это показало послед­ нее собеседование. На собеседовании слушатели проявили большую активность. Обсуждались вопросы об образовании РСДРП и о П с’езде партии, о значении книги Депина «Шаг вперед, два шага назад». Возникали оживленные споры по отдельным вопросам, во время которых коммунисты, дополняя друг друга, находили правильные, полные ответы. Так, например, горячо и активно был обсужден вопрос о программе партия, принятой на П с’ез­ де РСДРП. Выступали старшины Беляков, Бибилейшвнжи * Друзов. Старшина 1 ста­ тьи Бритцын хорошо рассказал о ленинской формулировке первого параграфа устава партии. Об историческом значении книги Ленина «Шаг вперед, два шага назад» рассказал старшина 1 статьи Романов. Со знанием дела говорили коммунис­ ты о революционной деятельности товарища Сталина в тот период, о его работе «Класс пролетариев и партия пролетариев», кото­ рая была посвящена защите ленинских принципов построения парит. Одновременно па собеседовании были выявлены н поверхностные знания отдель­ ных коммунистов, которые еще мало рабо­ тают над повышением своего идейно-теоре­ тического уровпя. Так, старшина 1 статьи Кузин не мог правильно рассказать о ленинской газете «Искра» и ее задачах в деле создания марксистской рабочей партии в России. Поверхностно рассказывал об организацион­ ных основах большевистской партии стар­ шина 2 статьи Перминов. Совершенно очевидно, что отстаюпни товарищам нужно уделять больше внима­ ния, больше помогать им. Недостатком является ж то, что руково­ дители парторганизации еще не сумели обе­ спечить систематическую посещаемость за­ нятий всеми слушателями. До сих пор неко­ торые коммунисты в день занятий в круж­ ке заступают на вахту. А ведь этот недо­ статок можно устранить. Скоро слушатели кружка начнут изучать тпетью главу «Краткого курса истории ВКЩб)». Партийной организации корабля следует учесть недостатки, выявленные па первых занятиях, чтобы еще лучше органи­ зовать глубокое изучение слушателями славной истории партии Ленина—Сталина. Лейтенант А. СКРЫЛЬНИН. НЕТ ЗАБОТЫ ОБ УЧЕБЕ КОММУНИСТОВ Примерный воин член ВКП(б) старший сержант -Тулин в феврале окончил кружок основного типа по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)». Стремясь повысить своя политические знания, оп стал само­ стоятельно работать над первоисточниками, прочитал труды В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Что делать?», «Го­ сударство и революция». Секретарь парт­ бюро тов. Логвинов и члены бюро помогали ему в учебе советами, консультациями. Не вое же самостоятельно изучать произ­ ведения классиков марксизма-ленинизма было трудиовато тов. Тулину. Поэтому он с большим удовлетворением узпал о том, что в часта будет организован кружок повы­ шенного типа по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)». Тов. Тулин сразу же за­ писался в этот кружок, подобрал необходи­ мую для первых занятии литературу, за­ пасся бумагой для конспектов, с нетерпе­ нием ожидал начала запятпй. Но ожидания коммуниста Тулине, как ж других товарищей, остались тщетными. Слушатели кружка были собрапы, но лишь для того, чтобы узпать, что кружок рабо­ тать пока... не будет. — Почему? На этот вопрос офицер Мылыпгков от­ вечает так: — Пока нам не было указаний создавать круяок. А офипер Страхоп говорит: Мы еще не укомплектовали кружок, поэтому и отложили его занятия. На самом же деле медлительность об’яс- няет'бя лишь нежеланием офпперов Мыль- никова ж Стряхав* пойти навстречу запро­ сам коммунистов. Это можве проиллюстрировать а другжми примерами. Офицер Страхов недавно назначен руко­ водителем кружка основного тала по изуче­ нию «Краткого курса истории ВКП(б)». На двух занятей, которые он должен был провоста по плану» первое сорвалось из-за неявки мнопгх слушателей, а второе про­ шло неорганизованно. Между тем, сам тов. Страхов должен был побеспокоиться о создании коммунистам условий для плодотворных занятий. Этого он не сделал. В результате и на второе за­ нятие явились не все слушатели. Так, на­ пример, член ВКП(б) сержант Артемьев не явился на аанятея потому, что был назна­ чен в наряд. В течение года жа занятиях кружка присутствовало не больше 6— 7 человек из 12 записавшихся. По отзывам самих слушателей рассказ Ограхова был сухой, скучпый, что свиде­ тельствует о несерьезной подготовке руко­ водителя к занятию. Ряд коммунистов учится в вечернем уни­ верситете марксизма-ленинизма. Партийное бюро и политработники ограничились лишь тем. что создали условия этим коммунистам для посещения занятий в университете. Остальные члены и кандидаты ВКЩб), пе охваченные политучебой, учебой в кружке и университете, предоставлены сами себе. Члены бюро не только не организуют для пнх консультаций, бесед, но и не контро­ лируют их учебу. У секретаря нет книга Важнейшая обязанность члена партии Значение овладения марксистско-ленин­ ской теорией, повышения своего пдейно- полтггнческото уровпя пгключителыто велико. На XVIII с’езде ВКЩб) товарищ Сталин говорил: «...чем выпте политический уровень и марксистско-ленинская созна­ тельность работников любой отрасли госу- дарствсппой п партийной работы, тем выше и плодотворнее сама работа, тем эффек­ тивнее результаты работы, п наоборот, — чем ниже политический уровень и марк­ систско-ленинская созпатолытость работни­ ков, тем вероятнее срывы п провалы в ра­ боте, тем вероятнее измельчапие и вырож­ дение самих работников в деляг-крохоборов, тем вероятпее их перерождение». В Уставе плттти, припятом на XVIП с’езде ВКП(б), среди обязаппостей члепа партии первой указала обязанность пеус- танко работать пад повышением своей соз­ нательности, над усвоением основ марк­ сизма-ленинизма. Коммунисты, являющиеся передовым отрядом советского общества и носителями &амой передовой в мире социалистической идеологии, должны неустанпо повышать свои ндейно-политическвй и культурный уровень, глубоко изучать историю нашей партии, историю зарождения и развития ленинизма. Для того, чтобы быть руко­ водителями и воспитателями беспартийных масс, всем коммушгетаи несбюдимо хоро­ шо разбираться в текущей политике, меж­ дународной обстановке, а это невозможно без систематической политической учебы. Межде тем, некоторые коммунисты за­ бывают эту важнейшую обязанность, сла­ бо работают над повышением своего идейно-теоретического уровня. В нашей партийной организации есть коммуни­ сты, которые недостаточно изучают исто­ рию нашей партии, не стремятся углубить свои знания в области марксистско- ленинской теории. Встречаются даже такие товарищи, которые длительное время совершенно не работают над собой. К их числу относит­ ся член партии тов. Астафьев, кандидаты в члены ВКП(б) тт. Остолопов и Караулов, которые на протяжении нескольких меся­ цев фактически совсем не изучали марк­ систско-ленинскую теорию и историю на­ шей партии. Потребовалось вмешательство партийного бюро, чтобы опн, наконец, взялись за книгу. Проверкой партийного бюро установлено, что у некоторых коммунистов знания ос- пов марксизма-ленинизма н истории ВКЩб) совершенно неудовлетворительны. Они пе знают элементарных основ? марк- систско-лепинькой теории, осповных эта­ пов истории и развития нашей партии. Так, из беседы с коммунистом Пешклпым выделилось, чт5 ое не анает характера учета поручений. Члены бюро не помнят, чтобы кому-либо из них давались задания проверить самостоятельную учебу комму­ нистов, помочь им. Решение отчетно-выборного собрания обязало партийное бюро систематически проверять учебу коммунистов, помогать им, организовывать лекции, доклады, беседы, собеседования. В планах своей работы бюро из месяца в месяц намечало проводить... занятия кружка по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)». В то же время не было тех мероприятий, которые записаны в наказе коммунистов. За год проведено только одно собрание с вопросом о полити­ ческом просвещении коммунистов. Не со­ стоялось ни одного заседания бюро по этому вопросу. На собрании коммунисты приняли реше­ ние, еще раз свидетельствующее о стрем­ лении членов и кандидатов ВКП(б) углуб­ лять свои политические знания: «Охва­ тить всех коммунистов учебой по «Кратко­ му курсу истории ВКЩб)». По это решение до спх пор остается на бумаге. Недостатки в работе бюро по партийному просвещению отрицательно сказались на боевой и политической подготовке комму­ нистов. На инспекторской проверке полит­ занятий ряд коммунистов получил посред­ ственные оценки. Некоторые коммунисты имеют дисциплинарные взыскания. Недооценка важности ндейпо-полптиче- ского образования коммунистов — вот что в первую очередь является причиной тако­ го положения. Лейтенант Е. КОЗЛОВ. революции 1905 года, не представляет себе, когда произошло образование само­ стоятельной большевистской партии. О лозунге «Вся власть Советам!» в период после Февральской революции он имеет лишь смутное представление. Когда же Пешкипа спросили, что такое дискуссия о профсоюзах и когда она была, он заявил: «Разве можпо все усвоить?». Конечно, при таком отпгяпепии к изуче­ нию истории партии хороших результатов добиться трудно. Член партии тов. Астафьев не вттолпе ясно представляет себе характер трех рус­ ских революций, не понимает сущности ПЭП’а, а коммунист тов. Гончаренко не зпал, когда принят ныне действующий Устав ВКЩб). Все это говорит о том, что эти комму­ нисты уделяют мало времени для само­ стоятельного изучения истории нашей партии и не придают этому важнейшему делу должного значения. А ведь само­ стоятельная учеба коммунистов является важпейппгм средством повышения идейно- политического уровня. Это особенно надо помпить коммунистам отдаленных воин­ ских частей, где порой бывзет трудно рассчитывать на другие средства пар­ тийного просвещения. Изучение истории партии — долг каж­ дого коммуниста. Но это пе значит, что учеба может быть предоставлена самотеку. Обязанность партийного бюро — ноустанио осуществлять контроль над самообразованием коммунистов, прояв­ лять постоялпузэ требовательность. Опыт доказывает, чгэ сгзлт ослабеть внжманиз с . ш ш т -'twt, > Балышм внгарягетом среди лит о го состава катере пользуется член комсо­ мольского бюро дисийшиивровжгаьп! п примерный воин командир отделения электр«юое д е р нина 2 статьи Борис Силантьев. НА СНИМКЕ: старинна 2 статьи Б. Силантьев за работой. Фото Н. Высоцкого. Содержательныебеседы агитаторов В вдейном воспитании матросов и стар­ шин немалую роль играют беседы агита­ торов. На Краснознаменном корабле они проходят регулярно и пользуются большой популярностью у личного состава. Проведение бесед на ворабле возложено на наиболее грамотных коммунистов мич­ мана Андрея Еремина, главного старшину Ивана Шахова, старшину 1 статьи Михаи­ ла Щеголева. Они тщательно готовятся по каждой теме, я потому их беседы бывают доходчивыми, насыщенными интересны­ ми фактами ж примерами из жизни страны, флота, корабля. Не так давно, например, старшина 1 статьи М. Щеголев беседовал с матро­ сами о патриотическом движении колхоз­ ного крестьянства. Перед тем, как высту­ пить с беседой, тов. Щеголев внимательно прочитал доклад /В. М. Молотова, посвя­ щенный 31-й годовщине Великой Октябрь­ ской социалистической революции, побе­ седовал с матросами, недавно побывавши­ ми в отпусках и своими глазами видевши­ ми, как их эемляки-колхозники собирали богатый сталинский урожай. Мпогие ма­ тросы охотно предоставили в распоряже­ ние агитатора свои письма от родственни­ ков и земляков. В результате тов. Щего­ лев собрал много ярких, интересных фак­ тов, рассказывающих о больших успехах в восстановлении и развитии социали­ стического сельского хозяйства. Помимо ознакомления матросов с вопро­ сами текущей политики, агитаторы часто беседуют по вопросам дисциплины и боевой учебы. Такие беседы^часто проводит ветеран войны, образцовый воспитатель подчиненных мичман А. Еремин. Большую заботу об улучшении качест­ ва бесед, о повышении их действенно­ сти проявляет старший лейтенант Мокру­ шин. Он инструктирует агитаторов по со­ держанию очередных выступлений, помо­ гает им в подборе материала, указывает, как нужно увязать вопросы текущей по­ литики с ближайшими лонкретпыми зада­ чами корабля. В результате помощи офицера Мокру- шина беседы коммунистов-агитаторов бы­ вают целеустремленными, направленными па успешное выполнение задач, постав­ ленных перед кораблем. Старший сержант И. СВИСТУНОВ. Старшина 1 статьи П. МАРКОВ. к этому делу, как появляются серьезные недостатки в учебе коммунистов. Надо постоянно напомипать, что казенное отношение к важнейшей обязанности коммуниста нетерпимо. Коммунистам, не повышающим пли недостаточно повышаю­ щим свой идейно-теоретический уровень, следует глубоко раз’яснять, что политиче­ ская отсталость и незнание основ марксиз­ ма-ленинизма пагубно отражаются на их работе и службе, не позволяют нм в пол­ ной мере осуществлять роль вожаков масс. Нужно учить молодых членов и канди­ датов ВКЩб) на опыте лучших коммуни­ стов, которые стремятся не только хорошо знать историю пашей партии в об’еме «Краткого курса истории ВКЩб)», но так­ же изучать и произведения Ленина и Сталина, чтобы глубже познать существо учения Маркса — Энгельса — Ленииа — Сталина. В пашей партийной организации члены ВКП(б) тт. Седов и Генералов мпого и упорно работают над повышением своего идейно-теоретического уровпя. Закончив и«ученио «Краткого курса истории ВКЩб)», опп перешли к изучению перво­ источников. Седов читает произведения Ленина периода создания РСДРП, а Генера­ лов работает над изучением е п и ги товарища Стзлипз «Вопросы лешшизма». Пе- плогпе знания истории пашей партии проявил в беседе кандидат в члены ВКЩб) тов. Касьянов. Эти коммунисты служат примером длв всей партийной организации. Надо до5и- ваться, чтобы такое отношение к теоре­ тической учеба было у всех коммунистов. Инмйенер-лсйтенант Н. НАЗАРОВ. На отчетно-выборном комсомольском собо?нчи Деловая критика Состоялось отчетно-выборное собрание комсомольской организации, секретарем которой старший матрос Грешпой. В своем докладе тов. Грешной подвел итоги работы комсомольской организации за отчетный пгрпод, которая была направ­ лена на повышение идейно-политического уровпя молодежи, на укрепление воинской и впутрисоюзной диецпп.типы, улучшение качества боево# подготовки. Комсомольцы подразделения показывают пример молоде­ жи в боевой и политической подготовке, сбережении п содержании корабельной тех­ ники. Среди комсомольцев есть пемало от­ личников. Члены ВЛКСМ Абрамов, Лнтвип, Казаков, Мартынов служат образцом для всей молодежи. Комсомольцы показали глубокие знания па инспекторской проверке политических занятий. Большинство комсомольцев отве­ чало па «отлично» и «хорошо», только один получил оценку «удовлетворительно». Выступившие в прениях комсомольцы отметили, что результату инспекторской проверки могли быть еще лучшими, если бы бюро по-настоящему контролиро­ вало учебу комсомольцев, помогало o r стающим. Тов. Абрамов указал на слабую работу членов бюро. — Мне ни разу не пришлось видеть, — сказал оп, — чтобы секретарь тов. Греш­ ной проводил индивидуальные беседы с комсомольцами. Член бюро Ашмарин к ра­ боте относился спустя рукава. Поэтому не случайно, что в период подготовки к инспекторской проверке политических 8 а- нятий бюро выпустило из виду комсомольца Хомутишпткова, который получил на про­ верке «тройку». Он вполне мог хорошо подготовиться, если бы ему Ео-вромя была оказана помощь. Тов. Фиптук сказал, что бюро плохо ра­ ботало с песоюзпой молодежью, в резуль­ тате за е с с ь отчетный период ни один матрос пе был приляг в члены БЛКСМ. — А у пас есть хорошие товарищи, ка* Беркун, Шмырез, Соколов, — сказал он.— С этими товарищами даже ни одной беседы пе проводилось. Опп пи разу не присутство­ вали па открытых комсомольских собра­ ниях. Это произошло потому, что несоюзная молодежь оказывалась в стороне от комсо­ мольской организации. Тов. Фппгук отметил также, что бюро слабо контролировало са­ мостоятельную учебу комсомольцев. — Бюро не беспокоилось о культурном досуге личного состава, не откликалось па запросы комсомольцев, — сказал тов. Дитвнп. — В течение летнего периода краспый стол почти не работал и только за месяц до инспекторской проверки полит- запятпй работа красного стола немного оживилась. Бюро совсем пе занималось та­ ким вопросом, как организация культпохс- дов в Дом офицеров на пптересные лекция, постановки и кппокартины. Другие выступающие отметили, что бю­ ро пе оргапизовало пи одной беседы о на­ шей Родине, что помогло бы молодежи лучше усваивать изучаемый на политза­ нятиях материал, воспитывало бы у них высокое чувство советской национальной гордости и любви к своей Родине. Все эти указапия комсомольцев наши свое отражение в решеппи отчетно-выбор­ ного собрания — наказе новому составу бюро. Старшина 1 статьи Г. ОСИПОВ. Не останавливаться на достигнутом Комсомольская организация, где секре­ тарем тов. Пашепко, выполняя ре­ шение прошлого отчетно-выборного собра­ ния, улучшила свою работу, направленную ва повышение идейно-политического уров­ ня молодежи. Если в прошлом году на ин­ спекторской проверке политзанятий комсо­ мольцы тг. Долженков ж Солян имели «тройки», а матрос Коковипшн — «двой­ ку», то теперь 80 процентов комеожольцев патучили отличные оценки, остальные — хорошие. Эти успехи неслучайны. Комсомольцы помогли отстающим догнать передовых то­ варищей в учебе. Старший матрос Жари- хин, папример, изучая сталинский пяти­ летний план восстановления ж развития народного хозяйства СССР, много занимал­ ся у карты, с конспектом, использовал до­ полнительную литературу. Результат рабо­ ты не замедлил сказаться. На инспектор­ ской проверке тов. Жарихин получил оценку «отлично». Благодаря взаимной помощи в подраз­ делении нет пи одного матроса, отстающего в боевой и политической подготовке, боль­ шинство комсомольцев — отличники. Паряду с успехами в работе организа­ ции есть и недостатки. Бюро недостаточне боролось за укрепление вонпской дисцип­ лины. Комсомолец Рогожкин приказали* командиров выполпяет медленно, вступает в пререкания со старшими, плохо относит­ ся к выполнению поручепий бюро. Это» факт свидетельствует о еще недостаточной идейном воспитании комсомольца Рогож- кина. Бюро мало давало поручений комсомоль­ цам. За отчетный период имели задания бюро только Потапов, Петров я еще немно­ гие. Выполнение поручений не всегда щ гт ролировалось. Так, комсомольцу Жарихпу было поручено сделать папку материалов к политзапятиям. Тов. Жарихин не довел дело до конца, папки до сих пор нет. Комсомольцы вскрыли н ряд других недостатков в работе бюро. Главное — на­ до повседпевно улучшать работу по идей­ но-политическому воспитанию молодела. Пе успокаиваться на достигнутой, все­ мерно повышать идейпо-политический уровень молодежи — таков наказ комсо­ мольцев новому составу бюро. Старший матрос П. ШУМИЛНИН. Работает только один агитатор Комсомолец солдат Борисов — актив­ ный агитатор нашей части. Из его бесед бойцы узнают о трудовых успехах совет­ ского парода в деле выполнения послево­ енной сталинской пятилетки в четыре года, о междупародпых событиях, о том, как лучше выпдлнять воинские уставы. К сожалению, в нашей части работа­ ет только один агитатор. Партийная к комсомольская организации и политра­ ботники не беспокоятся о том, чтобы я другие агитаторы хорошо выполняли возложенные на них обязанности. Сержант В. ОЛЕЙНИК. Хорошая лекция Нг-дпях в матросском клубе офицер тов. Батурин для матросов ж старшин про­ читал лекцию на тему: «Американский империализм на путях к фашизму». Лекция была насыщена яркими и убе­ дительными примерами, наказывающими реакционную по.тптпку американского им­ периализма. Матросы п гт.цишны прослу­ шали лекцию с большим вниманием. Главный старшина А. ГАНЕНН& Когда же будет решен спор? Между офипером-хозийственником тов. Андреевым и начальником банно-пра­ чечного комбината идет «тяжба». Пос­ ледний никак пе хочет выдавать старшинам подразделений чистое белье из стирки. Причппз в том, что. тов. Андреев своевре- меппо не спабжает комбинат мылом и пе погашает задолжеютость за стирку. Старши- пы подразделений бегают от одного началь­ ника к другому, но бесполезно. Тов. Ан­ дреев д р н ы н пе переводит и мыло не дает, ссылаясь на какие-то об’ективные при­ чины, а начальник банно-прачечнете бппата упрямо стоит на своем. Депьги переведут, мыло привезут —1 получите белье, — отвечает он старши­ нам. Терпеливо мы ждали конца этой «тяжбы». По от этого у личного состава бельо не становится чище. П мы решили через нашу газету папомппть начальникам о их прямой служебной обязанности —* своевременно реагировать па запросы И пужды личного состава. Н. СУВОРОВ. Будет ли открыта фотография? Матросы и солдаты надеются, что нолз^- рабогиикд кепкрешымп делами ответят на bgujxjc — будет ли открытз фотография? Старший матрос Ф. ИСТОМИН, Воины нашей части не имеют возмоз:- постп сфотографироваться. Не рзз нам обе­ щали открыть фотографию при Доме офи­ церов, по, к сожалению, jo сжх пор сфото­ графироваться пене.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz