На страже Заполярья. 1948 год. Декабрь.
i декабря 1948 г., № 290 (3286) RA С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Учеба в сети партийного просвещения Овладевать знаниями марксизма-ленинизма Ч ТО П О К А З А Л И П Е Р ВЫ Е З А Н Я Т И Я 10 * Партийная организация корабля, ев ру ководители сделали немало, чтобы органи зовать систематическое, глубокое изуче ние коммунистами теории большевизма. В первичных оргапизацпях были прове дены собрания, посвященные вопросам партийного просвещения. Па собраниях коммунисты говорили, в частности, о необ ходимости создать кружок повышенного ти- по изучению истории ВКЩб). Партбюро учло предложения коммуни стов. Теперь уже прошло полтора меся ца, ю.к на корабле по решепию партий ного бюро был создан кружок повышен ного тина по изучению истории ВКЩб). Это мероприятие вызвало ягавой отклик среди коммунистов. Многие пз'явпли же лание учиться в кружке повышенного тина. Особое внимание уделило бюро ком плектованию кружка. Необходимо было отобрать таких коммунистов, которые су мели бы работать самостоятельно над пер воисточниками. Секретарь партбюро в личной беседе С желающими учиться в кружм выяснял их общую подготовку, политические знания, советуя, куда итти учиться — в кружок повышенного типа или I основной. После индивидуального отбора состав атадей был утвержден партийным бю- корабля. В кружок были зачислены коммунисты, имеющие для учебы в нем соответствующую подготовку. Большинство из них является членами бюро низовых и первичных парторганизации, секретаря ми комсомольских организаций. Руководителем кружка партбюро назна чило хорошо подготовленного политически офицера Макарова. С большим желанием приступили ком мунисты к изучению истории болыпееист- « р А р .дут ^ р о ской партии. Партбюро обеспечило их на глядными пособиями, тетрадями. На первых собеседованиях стало извест но. как юммунжеты усваивают изучаемый материал. Были выявлены недостатки в ра боте отдельных слушателей. Партийная ор- ганизадия не осталась в стороне, приняла энергичные меры по устранению этих не достатков. Коммунистов, которые испытыва ли трудности в учебе, заслушивали па бю ро, гдо выясняли причины их низкой успе ваемости. Члены бюро контролировали их самостоятельную работу, помогали правиль но инспектировать материал. Были орга низованы консультации. Но поручению партбюро лейтенант Сви- лин проводил консультации для изучающих «Манифест Коммунистической партии», книгу Ленина «Что дадать?». Консультации помогли гг. Гильмуппшову, Романову, Би- билейшвили ж другим лучше изучить эти произведения. Постоянное руководство партийной орга низации учебой даю хорошие результаты. Все коммунисты стали лучше разбираться в пройденных темах. Это показало послед нее собеседование. На собеседовании слушатели проявили большую активность. Обсуждались вопросы об образовании РСДРП и о П с’езде партии, о значении книги Депина «Шаг вперед, два шага назад». Возникали оживленные споры по отдельным вопросам, во время которых коммунисты, дополняя друг друга, находили правильные, полные ответы. Так, например, горячо и активно был обсужден вопрос о программе партия, принятой на П с’ез де РСДРП. Выступали старшины Беляков, Бибилейшвнжи * Друзов. Старшина 1 ста тьи Бритцын хорошо рассказал о ленинской формулировке первого параграфа устава партии. Об историческом значении книги Ленина «Шаг вперед, два шага назад» рассказал старшина 1 статьи Романов. Со знанием дела говорили коммунис ты о революционной деятельности товарища Сталина в тот период, о его работе «Класс пролетариев и партия пролетариев», кото рая была посвящена защите ленинских принципов построения парит. Одновременно па собеседовании были выявлены н поверхностные знания отдель ных коммунистов, которые еще мало рабо тают над повышением своего идейно-теоре тического уровпя. Так, старшина 1 статьи Кузин не мог правильно рассказать о ленинской газете «Искра» и ее задачах в деле создания марксистской рабочей партии в России. Поверхностно рассказывал об организацион ных основах большевистской партии стар шина 2 статьи Перминов. Совершенно очевидно, что отстаюпни товарищам нужно уделять больше внима ния, больше помогать им. Недостатком является ж то, что руково дители парторганизации еще не сумели обе спечить систематическую посещаемость за нятий всеми слушателями. До сих пор неко торые коммунисты в день занятий в круж ке заступают на вахту. А ведь этот недо статок можно устранить. Скоро слушатели кружка начнут изучать тпетью главу «Краткого курса истории ВКЩб)». Партийной организации корабля следует учесть недостатки, выявленные па первых занятиях, чтобы еще лучше органи зовать глубокое изучение слушателями славной истории партии Ленина—Сталина. Лейтенант А. СКРЫЛЬНИН. НЕТ ЗАБОТЫ ОБ УЧЕБЕ КОММУНИСТОВ Примерный воин член ВКП(б) старший сержант -Тулин в феврале окончил кружок основного типа по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)». Стремясь повысить своя политические знания, оп стал само стоятельно работать над первоисточниками, прочитал труды В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Что делать?», «Го сударство и революция». Секретарь парт бюро тов. Логвинов и члены бюро помогали ему в учебе советами, консультациями. Не вое же самостоятельно изучать произ ведения классиков марксизма-ленинизма было трудиовато тов. Тулину. Поэтому он с большим удовлетворением узпал о том, что в часта будет организован кружок повы шенного типа по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)». Тов. Тулин сразу же за писался в этот кружок, подобрал необходи мую для первых занятии литературу, за пасся бумагой для конспектов, с нетерпе нием ожидал начала запятпй. Но ожидания коммуниста Тулине, как ж других товарищей, остались тщетными. Слушатели кружка были собрапы, но лишь для того, чтобы узпать, что кружок рабо тать пока... не будет. — Почему? На этот вопрос офицер Мылыпгков от вечает так: — Пока нам не было указаний создавать круяок. А офипер Страхоп говорит: Мы еще не укомплектовали кружок, поэтому и отложили его занятия. На самом же деле медлительность об’яс- няет'бя лишь нежеланием офпперов Мыль- никова ж Стряхав* пойти навстречу запро сам коммунистов. Это можве проиллюстрировать а другжми примерами. Офицер Страхов недавно назначен руко водителем кружка основного тала по изуче нию «Краткого курса истории ВКП(б)». На двух занятей, которые он должен был провоста по плану» первое сорвалось из-за неявки мнопгх слушателей, а второе про шло неорганизованно. Между тем, сам тов. Страхов должен был побеспокоиться о создании коммунистам условий для плодотворных занятий. Этого он не сделал. В результате и на второе за нятие явились не все слушатели. Так, на пример, член ВКП(б) сержант Артемьев не явился на аанятея потому, что был назна чен в наряд. В течение года жа занятиях кружка присутствовало не больше 6— 7 человек из 12 записавшихся. По отзывам самих слушателей рассказ Ограхова был сухой, скучпый, что свиде тельствует о несерьезной подготовке руко водителя к занятию. Ряд коммунистов учится в вечернем уни верситете марксизма-ленинизма. Партийное бюро и политработники ограничились лишь тем. что создали условия этим коммунистам для посещения занятий в университете. Остальные члены и кандидаты ВКЩб), пе охваченные политучебой, учебой в кружке и университете, предоставлены сами себе. Члены бюро не только не организуют для пнх консультаций, бесед, но и не контро лируют их учебу. У секретаря нет книга Важнейшая обязанность члена партии Значение овладения марксистско-ленин ской теорией, повышения своего пдейно- полтггнческото уровпя пгключителыто велико. На XVIII с’езде ВКЩб) товарищ Сталин говорил: «...чем выпте политический уровень и марксистско-ленинская созна тельность работников любой отрасли госу- дарствсппой п партийной работы, тем выше и плодотворнее сама работа, тем эффек тивнее результаты работы, п наоборот, — чем ниже политический уровень и марк систско-ленинская созпатолытость работни ков, тем вероятнее срывы п провалы в ра боте, тем вероятнее измельчапие и вырож дение самих работников в деляг-крохоборов, тем вероятпее их перерождение». В Уставе плттти, припятом на XVIП с’езде ВКП(б), среди обязаппостей члепа партии первой указала обязанность пеус- танко работать пад повышением своей соз нательности, над усвоением основ марк сизма-ленинизма. Коммунисты, являющиеся передовым отрядом советского общества и носителями &амой передовой в мире социалистической идеологии, должны неустанпо повышать свои ндейно-политическвй и культурный уровень, глубоко изучать историю нашей партии, историю зарождения и развития ленинизма. Для того, чтобы быть руко водителями и воспитателями беспартийных масс, всем коммушгетаи несбюдимо хоро шо разбираться в текущей политике, меж дународной обстановке, а это невозможно без систематической политической учебы. Межде тем, некоторые коммунисты за бывают эту важнейшую обязанность, сла бо работают над повышением своего идейно-теоретического уровня. В нашей партийной организации есть коммуни сты, которые недостаточно изучают исто рию нашей партии, не стремятся углубить свои знания в области марксистско- ленинской теории. Встречаются даже такие товарищи, которые длительное время совершенно не работают над собой. К их числу относит ся член партии тов. Астафьев, кандидаты в члены ВКП(б) тт. Остолопов и Караулов, которые на протяжении нескольких меся цев фактически совсем не изучали марк систско-ленинскую теорию и историю на шей партии. Потребовалось вмешательство партийного бюро, чтобы опн, наконец, взялись за книгу. Проверкой партийного бюро установлено, что у некоторых коммунистов знания ос- пов марксизма-ленинизма н истории ВКЩб) совершенно неудовлетворительны. Они пе знают элементарных основ? марк- систско-лепинькой теории, осповных эта пов истории и развития нашей партии. Так, из беседы с коммунистом Пешклпым выделилось, чт5 ое не анает характера учета поручений. Члены бюро не помнят, чтобы кому-либо из них давались задания проверить самостоятельную учебу комму нистов, помочь им. Решение отчетно-выборного собрания обязало партийное бюро систематически проверять учебу коммунистов, помогать им, организовывать лекции, доклады, беседы, собеседования. В планах своей работы бюро из месяца в месяц намечало проводить... занятия кружка по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)». В то же время не было тех мероприятий, которые записаны в наказе коммунистов. За год проведено только одно собрание с вопросом о полити ческом просвещении коммунистов. Не со стоялось ни одного заседания бюро по этому вопросу. На собрании коммунисты приняли реше ние, еще раз свидетельствующее о стрем лении членов и кандидатов ВКП(б) углуб лять свои политические знания: «Охва тить всех коммунистов учебой по «Кратко му курсу истории ВКЩб)». По это решение до спх пор остается на бумаге. Недостатки в работе бюро по партийному просвещению отрицательно сказались на боевой и политической подготовке комму нистов. На инспекторской проверке полит занятий ряд коммунистов получил посред ственные оценки. Некоторые коммунисты имеют дисциплинарные взыскания. Недооценка важности ндейпо-полптиче- ского образования коммунистов — вот что в первую очередь является причиной тако го положения. Лейтенант Е. КОЗЛОВ. революции 1905 года, не представляет себе, когда произошло образование само стоятельной большевистской партии. О лозунге «Вся власть Советам!» в период после Февральской революции он имеет лишь смутное представление. Когда же Пешкипа спросили, что такое дискуссия о профсоюзах и когда она была, он заявил: «Разве можпо все усвоить?». Конечно, при таком отпгяпепии к изуче нию истории партии хороших результатов добиться трудно. Член партии тов. Астафьев не вттолпе ясно представляет себе характер трех рус ских революций, не понимает сущности ПЭП’а, а коммунист тов. Гончаренко не зпал, когда принят ныне действующий Устав ВКЩб). Все это говорит о том, что эти комму нисты уделяют мало времени для само стоятельного изучения истории нашей партии и не придают этому важнейшему делу должного значения. А ведь само стоятельная учеба коммунистов является важпейппгм средством повышения идейно- политического уровня. Это особенно надо помпить коммунистам отдаленных воин ских частей, где порой бывзет трудно рассчитывать на другие средства пар тийного просвещения. Изучение истории партии — долг каж дого коммуниста. Но это пе значит, что учеба может быть предоставлена самотеку. Обязанность партийного бюро — ноустанио осуществлять контроль над самообразованием коммунистов, прояв лять постоялпузэ требовательность. Опыт доказывает, чгэ сгзлт ослабеть внжманиз с . ш ш т -'twt, > Балышм внгарягетом среди лит о го состава катере пользуется член комсо мольского бюро дисийшиивровжгаьп! п примерный воин командир отделения электр«юое д е р нина 2 статьи Борис Силантьев. НА СНИМКЕ: старинна 2 статьи Б. Силантьев за работой. Фото Н. Высоцкого. Содержательныебеседы агитаторов В вдейном воспитании матросов и стар шин немалую роль играют беседы агита торов. На Краснознаменном корабле они проходят регулярно и пользуются большой популярностью у личного состава. Проведение бесед на ворабле возложено на наиболее грамотных коммунистов мич мана Андрея Еремина, главного старшину Ивана Шахова, старшину 1 статьи Михаи ла Щеголева. Они тщательно готовятся по каждой теме, я потому их беседы бывают доходчивыми, насыщенными интересны ми фактами ж примерами из жизни страны, флота, корабля. Не так давно, например, старшина 1 статьи М. Щеголев беседовал с матро сами о патриотическом движении колхоз ного крестьянства. Перед тем, как высту пить с беседой, тов. Щеголев внимательно прочитал доклад /В. М. Молотова, посвя щенный 31-й годовщине Великой Октябрь ской социалистической революции, побе седовал с матросами, недавно побывавши ми в отпусках и своими глазами видевши ми, как их эемляки-колхозники собирали богатый сталинский урожай. Мпогие ма тросы охотно предоставили в распоряже ние агитатора свои письма от родственни ков и земляков. В результате тов. Щего лев собрал много ярких, интересных фак тов, рассказывающих о больших успехах в восстановлении и развитии социали стического сельского хозяйства. Помимо ознакомления матросов с вопро сами текущей политики, агитаторы часто беседуют по вопросам дисциплины и боевой учебы. Такие беседы^часто проводит ветеран войны, образцовый воспитатель подчиненных мичман А. Еремин. Большую заботу об улучшении качест ва бесед, о повышении их действенно сти проявляет старший лейтенант Мокру шин. Он инструктирует агитаторов по со держанию очередных выступлений, помо гает им в подборе материала, указывает, как нужно увязать вопросы текущей по литики с ближайшими лонкретпыми зада чами корабля. В результате помощи офицера Мокру- шина беседы коммунистов-агитаторов бы вают целеустремленными, направленными па успешное выполнение задач, постав ленных перед кораблем. Старший сержант И. СВИСТУНОВ. Старшина 1 статьи П. МАРКОВ. к этому делу, как появляются серьезные недостатки в учебе коммунистов. Надо постоянно напомипать, что казенное отношение к важнейшей обязанности коммуниста нетерпимо. Коммунистам, не повышающим пли недостаточно повышаю щим свой идейно-теоретический уровень, следует глубоко раз’яснять, что политиче ская отсталость и незнание основ марксиз ма-ленинизма пагубно отражаются на их работе и службе, не позволяют нм в пол ной мере осуществлять роль вожаков масс. Нужно учить молодых членов и канди датов ВКЩб) на опыте лучших коммуни стов, которые стремятся не только хорошо знать историю пашей партии в об’еме «Краткого курса истории ВКЩб)», но так же изучать и произведения Ленина и Сталина, чтобы глубже познать существо учения Маркса — Энгельса — Ленииа — Сталина. В пашей партийной организации члены ВКП(б) тт. Седов и Генералов мпого и упорно работают над повышением своего идейно-теоретического уровпя. Закончив и«ученио «Краткого курса истории ВКЩб)», опп перешли к изучению перво источников. Седов читает произведения Ленина периода создания РСДРП, а Генера лов работает над изучением е п и ги товарища Стзлипз «Вопросы лешшизма». Пе- плогпе знания истории пашей партии проявил в беседе кандидат в члены ВКЩб) тов. Касьянов. Эти коммунисты служат примером длв всей партийной организации. Надо до5и- ваться, чтобы такое отношение к теоре тической учеба было у всех коммунистов. Инмйенер-лсйтенант Н. НАЗАРОВ. На отчетно-выборном комсомольском собо?нчи Деловая критика Состоялось отчетно-выборное собрание комсомольской организации, секретарем которой старший матрос Грешпой. В своем докладе тов. Грешной подвел итоги работы комсомольской организации за отчетный пгрпод, которая была направ лена на повышение идейно-политического уровпя молодежи, на укрепление воинской и впутрисоюзной диецпп.типы, улучшение качества боево# подготовки. Комсомольцы подразделения показывают пример молоде жи в боевой и политической подготовке, сбережении п содержании корабельной тех ники. Среди комсомольцев есть пемало от личников. Члены ВЛКСМ Абрамов, Лнтвип, Казаков, Мартынов служат образцом для всей молодежи. Комсомольцы показали глубокие знания па инспекторской проверке политических занятий. Большинство комсомольцев отве чало па «отлично» и «хорошо», только один получил оценку «удовлетворительно». Выступившие в прениях комсомольцы отметили, что результату инспекторской проверки могли быть еще лучшими, если бы бюро по-настоящему контролиро вало учебу комсомольцев, помогало o r стающим. Тов. Абрамов указал на слабую работу членов бюро. — Мне ни разу не пришлось видеть, — сказал оп, — чтобы секретарь тов. Греш ной проводил индивидуальные беседы с комсомольцами. Член бюро Ашмарин к ра боте относился спустя рукава. Поэтому не случайно, что в период подготовки к инспекторской проверке политических 8 а- нятий бюро выпустило из виду комсомольца Хомутишпткова, который получил на про верке «тройку». Он вполне мог хорошо подготовиться, если бы ему Ео-вромя была оказана помощь. Тов. Фиптук сказал, что бюро плохо ра ботало с песоюзпой молодежью, в резуль тате за е с с ь отчетный период ни один матрос пе был приляг в члены БЛКСМ. — А у пас есть хорошие товарищи, ка* Беркун, Шмырез, Соколов, — сказал он.— С этими товарищами даже ни одной беседы пе проводилось. Опп пи разу не присутство вали па открытых комсомольских собра ниях. Это произошло потому, что несоюзная молодежь оказывалась в стороне от комсо мольской организации. Тов. Фппгук отметил также, что бюро слабо контролировало са мостоятельную учебу комсомольцев. — Бюро не беспокоилось о культурном досуге личного состава, не откликалось па запросы комсомольцев, — сказал тов. Дитвнп. — В течение летнего периода краспый стол почти не работал и только за месяц до инспекторской проверки полит- запятпй работа красного стола немного оживилась. Бюро совсем пе занималось та ким вопросом, как организация культпохс- дов в Дом офицеров на пптересные лекция, постановки и кппокартины. Другие выступающие отметили, что бю ро пе оргапизовало пи одной беседы о на шей Родине, что помогло бы молодежи лучше усваивать изучаемый на политза нятиях материал, воспитывало бы у них высокое чувство советской национальной гордости и любви к своей Родине. Все эти указапия комсомольцев наши свое отражение в решеппи отчетно-выбор ного собрания — наказе новому составу бюро. Старшина 1 статьи Г. ОСИПОВ. Не останавливаться на достигнутом Комсомольская организация, где секре тарем тов. Пашепко, выполняя ре шение прошлого отчетно-выборного собра ния, улучшила свою работу, направленную ва повышение идейно-политического уров ня молодежи. Если в прошлом году на ин спекторской проверке политзанятий комсо мольцы тг. Долженков ж Солян имели «тройки», а матрос Коковипшн — «двой ку», то теперь 80 процентов комеожольцев патучили отличные оценки, остальные — хорошие. Эти успехи неслучайны. Комсомольцы помогли отстающим догнать передовых то варищей в учебе. Старший матрос Жари- хин, папример, изучая сталинский пяти летний план восстановления ж развития народного хозяйства СССР, много занимал ся у карты, с конспектом, использовал до полнительную литературу. Результат рабо ты не замедлил сказаться. На инспектор ской проверке тов. Жарихин получил оценку «отлично». Благодаря взаимной помощи в подраз делении нет пи одного матроса, отстающего в боевой и политической подготовке, боль шинство комсомольцев — отличники. Паряду с успехами в работе организа ции есть и недостатки. Бюро недостаточне боролось за укрепление вонпской дисцип лины. Комсомолец Рогожкин приказали* командиров выполпяет медленно, вступает в пререкания со старшими, плохо относит ся к выполнению поручепий бюро. Это» факт свидетельствует о еще недостаточной идейном воспитании комсомольца Рогож- кина. Бюро мало давало поручений комсомоль цам. За отчетный период имели задания бюро только Потапов, Петров я еще немно гие. Выполнение поручений не всегда щ гт ролировалось. Так, комсомольцу Жарихпу было поручено сделать папку материалов к политзапятиям. Тов. Жарихин не довел дело до конца, папки до сих пор нет. Комсомольцы вскрыли н ряд других недостатков в работе бюро. Главное — на до повседпевно улучшать работу по идей но-политическому воспитанию молодела. Пе успокаиваться на достигнутой, все мерно повышать идейпо-политический уровень молодежи — таков наказ комсо мольцев новому составу бюро. Старший матрос П. ШУМИЛНИН. Работает только один агитатор Комсомолец солдат Борисов — актив ный агитатор нашей части. Из его бесед бойцы узнают о трудовых успехах совет ского парода в деле выполнения послево енной сталинской пятилетки в четыре года, о междупародпых событиях, о том, как лучше выпдлнять воинские уставы. К сожалению, в нашей части работа ет только один агитатор. Партийная к комсомольская организации и политра ботники не беспокоятся о том, чтобы я другие агитаторы хорошо выполняли возложенные на них обязанности. Сержант В. ОЛЕЙНИК. Хорошая лекция Нг-дпях в матросском клубе офицер тов. Батурин для матросов ж старшин про читал лекцию на тему: «Американский империализм на путях к фашизму». Лекция была насыщена яркими и убе дительными примерами, наказывающими реакционную по.тптпку американского им периализма. Матросы п гт.цишны прослу шали лекцию с большим вниманием. Главный старшина А. ГАНЕНН& Когда же будет решен спор? Между офипером-хозийственником тов. Андреевым и начальником банно-пра чечного комбината идет «тяжба». Пос ледний никак пе хочет выдавать старшинам подразделений чистое белье из стирки. Причппз в том, что. тов. Андреев своевре- меппо не спабжает комбинат мылом и пе погашает задолжеютость за стирку. Старши- пы подразделений бегают от одного началь ника к другому, но бесполезно. Тов. Ан дреев д р н ы н пе переводит и мыло не дает, ссылаясь на какие-то об’ективные при чины, а начальник банно-прачечнете бппата упрямо стоит на своем. Депьги переведут, мыло привезут —1 получите белье, — отвечает он старши нам. Терпеливо мы ждали конца этой «тяжбы». По от этого у личного состава бельо не становится чище. П мы решили через нашу газету папомппть начальникам о их прямой служебной обязанности —* своевременно реагировать па запросы И пужды личного состава. Н. СУВОРОВ. Будет ли открыта фотография? Матросы и солдаты надеются, что нолз^- рабогиикд кепкрешымп делами ответят на bgujxjc — будет ли открытз фотография? Старший матрос Ф. ИСТОМИН, Воины нашей части не имеют возмоз:- постп сфотографироваться. Не рзз нам обе щали открыть фотографию при Доме офи церов, по, к сожалению, jo сжх пор сфото графироваться пене.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz