На страже Заполярья. 1948 год. Декабрь.
t 4 8 декабря 1948 г., № 289 (32S5). Неослабно руководить учебой коммунистов • СБОР СЕКРЕТАРЕЙ ПЕРВИЧНЫ Х П АРТО Р ГАНИ ЗАЦ ИЙ • У подводников состоялся однодневный сбор секретарей первичных партийных ор ганизаций. С докладами о выполнении ре шения партийного актива по вопросу орга низации партийного просвещепня выступи яд секретарей парторганизаций. Поучительным опытом работы по орга низации идейно-политического воспитания поделился секретарь первичной парторга низации тов. Сомов. — Вопрос об оргапнзаппи партийного просвещения, — говорит он, — мы обсу дили на собрапии, где были вскрыты серьезные недостатки и домечены юопрет- ные мероприятия по улучшению марксист ско-ленинского образования коммунистов. И результаты не замедлили сказаться. Диво тов. Сомов рассказал, как благода ря настойчивой учебе коммунисты Чура- шов, Назарпга, Дубинин и другие сумели добиться высоких знаний истории ВКЛ(б). Являясь слушателями политических заня тий, эта коммунисты не ограничивались лишь чтением учебника, а много работали также над первоисточниками, изучали произведения В. И. Ленина и И. В. Сталина. ^ ^ Л р и муш очень важно, что Чурашов, На- заркин ■ Дубинин имеют личный план, регулярно в часы, свободные от вахт, за нимаются самообразованием. В этой парт организации составили себе личный план учебы я другие коммунисты. В другой парторганизации, как сообщил секретарь тов. Тимощенко, все коммунисты приступили к изучению работы В. I . Лепила «Что делать?». После того, сак коммунисты изучат эту работу, состоятся Ажрар* После доклада секретарей н обмена мне ниями о состоянии партийного просвеще- «JM начальник политотдела отметил надеелтки в деде выполнения реше ния партийного актива и поставил перед секретарями вадачу— больше проявлять за боты 0 марксистско-ленинском образовали! шонмунетов, постоянно контролировать аыпаление принятых решений. Присутствующие на сборе с интересом прослушали лекцию тов. Селиверстова а выполнении пятилетнего плана восстанов лен» Я развития народного хозяиетаа СССР. Иппитая-лвйтвнант Г. ЯКОВЛЕВ. • :•••' ... > , . . . Г: - • С I в балъшш я — ж р я и и м ветре т л и ш и н «акяторы НА СНИМКЕ: легчикн-гюрдейцы делятся игтечатлеишаи Qftffy гварлда капитан М. Борисор. пзмэтатедгьиий фильм «Повесть о настег а ем человеке*, о просмотренном кинофильме. В nesrrpe Герой Советского Фото Н. Выооцкога На отчетно-выборном комсомольском собрании За высокую воинскую дисциплину По предложению матроса Титова Долгое время .в нашем кубрике не было радио. И вот за это дело взялся матрос/ Николай Титов. Он достал необходимые ма териалы, исправил трансляционную линию, я рещодуктор разнес по кубрику голос род- пой Москвы. Теперь каждый вечер матросы с удоволь ствием слуша^ют радиопередачи и благода рят инициативного матроса за заботу о своих товарищах. Н. КОЗЛОВСКИЙ. Секретарь яоиоомольской организации младпнй сержант Крысян на отчетно-вы- борвом комсомольском вобранни сделал об стоятельный доклад. Он рассказал, какую работу пределам бюро ва отчетный пери од, как ввиедяольцы боролись 8а высокие показателя в боевой и политической под готовке, аа укрепление воинской дисцип лины в подразделении. 1а доклада вшою, что большинство комсомолию старательно совершенствует te a r * выучку, добивается отличного об- елулдоаяня сложно* боевой техники. Чле ны ВЛИЯ1 f f , Самейлто, Волков, Кежа- 61 и другие в летний лернод боевой под готовки доказали вовроошее боевое ма- стеротво, отлично выполняли свои обязае- W*m в самых сложных умевши. Приме рам могут послужить успешно проведен ные практические артиллерийские стрель бы, С первых Баллов была поражена цель. В ты немалая заслуга комсомольцев, ко торые не только сааш старательно учились военному делу, но я оказывали помощь своим товарищам. Докладчик был самокритичен. Он обра тил серьезное внимание на недостатки в комсомольской работе. Не все члены ВЛКСМ показывают пример высокой во инский дисциплины. И докладчик, я вы ступающие отметили, что комсомольцы матросы Усманов, Тарасов, старший ма- ную воспитательную работу среди личного ухаживает ва ж ил ко й , то некоторые ком сомольцы стоят в стороне и не призывают! нарушителей к порядку. Покавывая пример | в учебе и службе, надо вести поэседпев- \ трос Володнп имеют строгие дисциплинар ные взыскания. Выступивший в прениях старший ма трос Кожаев сказал, что бюро комсомоль ской организация слабо вело борьбу € нарушениями воинской дисциплины. Име ются факты, когда отдельные комсомоль цы совершали грубые проступки. Однако бюро мирилось с этим и не привлекало ИХ к союзпой ответственности. — Новому составу бюро, — сказал тов. Кожаев, — необходимо повести реши тельную борьбу с нарушителями дисцип лины и воинских уставов, оказывать все мерную помощь командиру в укреплении порядка и организованности. Серьезной и деловой критике подверг работу* бюро младший сержант Петров. — Мы, рядовые комсомольцы, — ска зал он, — еще слабо боролись за крепкую дисциплину. Если кто-нибудь из матросов нарушает форму одежды, недобросовестно состава. А у нас агитационная работа на ходится в аапущевном состоянии. Напри мер, бюро назначило тев. Турбакова аги татором. Однако последний не провел ни одной беседы и читки. Комсомольцы в прениях правильно ука зывали, чтс среди матросов н старшин еще слабо пропагандируется присяга, воинские уставы, героические подвиги воинов-юомсомольцев в годы Отечественной войны. В центр агитационной работы должны быть поставлены вопросы дисциплины, от которой зависит успех в боевой и полити ческой подготовке. Таково требование всех выступавших. В принятом решении отчетно-выборное комсомольское собрание дало наказ ново му составу бюро неустанно крепить воин скую дисциплину, усилить воспитатель ную работу среди молодежи. Главный старшина А. ГАНЕНКО. Своевременно реагировать на недостатки На отчетно-выборном собрании комсо мольской ерраниаации интендантской служ бы нашего корабля всврыты недостатки в работе бюро по укреплению воинской дис циплины. Еомсомолйцы Пономарев и Лычак указа ли, что (hope несвоевременно реагировало на простушки комсомольцев. Ч'лен ВЛКСМ Коновалов грубо нарушил правила поведе ния военнослужащих на берегу. По бюро до сих пор не обсудило этот факт, не у.ка - Больше внимания идейному воспитанию коммунистов На повестке дня партийного собрания стоял вопрос о ходе выполпенпя решения отчетно-выборного собрания. С докладом выступил тов. Король. Он говорил об азап- гардной роли коммунистов в боевой и поли тической подготовке, в укреплении воин ской дисциплины. Особое внимание доклад чик уделил вопросу идейного воонитанпя коммунистов и их самостоятельной учебе. Выполняя решение партийного собрания, партийное бюро сосредоточило основное внимание на осуществлении контроля и ока зании практической помощи коммунистам Я комсомольцам, самостоятельно изучаю щим краткий курс истории ВКЩб)» и другие произведения классиков марксизма- ленинязма. Благодаря этому члены бюро смогли точно установить, кто и ка» рабо тает над повышением своих теоретических знаний, какио встречаются затруднения в изучении теории и что нужно предпри нимать для достижения лучших резуль татов. За этот период партийное бюро ор ганизовало и провело целый ряд лекций и докладов. Такие лекции, как «Советский патриотизм — важнейшая сила движения нашего общества вперед», «Борьба совет ского народа за выполнение пятилетки в четыре года», «Борьба с пережитками ка питализма в сознании людей — важней шее условие перехода от социализма к ком мунизму», «Решающая роль Советской Ар мии в разгроме фашистской Гермапип н империалистической Япопии», н многие другае коммунистами были прослушаны с большим интересом и хорошо помогли в самостоятельней изучении материала. За последнее время в подразделении организован н работает «ружок по изуче нию истории партии с привлечением пер воисточников, Кружок посещает большин ство коммунистов. В кружке уже изучено две ленинские работы: «Что такое «друзья народа» к как они воюют против социал- демократов» и «Что делать?». Проходив шие семинары показали, что комму нисты хоршо разбираются в вопро сах и умеют самостоятельно работать над изучением трудов нащих tвеликих вождей Ленина и Сшина. Такие’ коммунисты, как Стерхов, Береввкнй, Дедков, Брутов, всегда аккуратно приходят на ванятна, хорошо готовятся по каждой теме, активно высту пают при разработке тех или иных основ ных вопросов. Все это помогает им образ цово править службу, быть примерными советскими моряками. Все они отлични ки боевой и политической подготовки. Коммунисты Архдаов, Сарычев, Лапев- ский аккуратно посещают школу партий ного актива, с энергией взялись за учебу и настойчиво работают над повышением своего идейно-политического уровня. Осо бое старание проявляет коммунист старши на 2 статьи Ланевский. Как достойного п образцового младшего командира, командо вание направляет то*. Дан. некого на уче бу в военно-морское политическое учили ще. Партийное бюро обсуждало не один раз вопрос о самостоятельной работе ком мунистов по повышению своего ндейпого уровня, самокритично вскрывало недо статки ж тут же намечало копкрегпые ме ры по их устранению. зале матросу на еге недостатки, не помог ло исправить их. — Этот случай не единичен, — сказал тов. Пономарев. Бюро слабо воспитывало молодежь на боевых традициях, на примерах комсомоль цев, на образах героев произведений совет ских писателей. В подразделении редко про водились беседы о подвигах героев Великой Отечественной войны, о воипском долге со ветских моряков перед Родиной, не органи зовывались коллективные обсуждения таких Нередко после предварительных индиви дуальных бесед бюро приглашало отдель ных коммунистов на васедание. Это дела лось или с целью общественного воздейст вия на тех, кто нерадиво относится к по вышению своих политических знаний, или же с целью изучепия и пропаганды опыта коммунистов — отличников боевой и по литической подготовки, успешно работаю щих над своим политическим самообразо ванием. Коммуниста тов. Кургуэова, например, нельзя было упрекнуть в нерадивом отно шении -к политическому самообразованию. Впешне казалось, что он добросовестно ра ботает над собой. Послушали его па бюро, побеседовали с ним п обнаружилось, что у тов. Кургуэова поверхностный подход к изучению теории большевизма. Члены пар тийного бюро дали ему практические ука зания. В результате тов. Кургузов заметно исправился: на повторной беседе оп пока зал хорошие знапия пройденного материала. Составной частью политических заня тий является самостоятельное чтение ма териала слушателями. Некоторые руково дители в это время предоставляют группу самой себе и считают, что нх роль сводит ся к наблюдению за тишиной п порядком. — Это можпо сказать, — говорит тов. Король, — например, о коммунистах тт. Дмитриеве, Петренко, Тарасове, Гай- дамакине. Они относятся к воспитанию личного состава халатно, передоверяя про ведение политических запятнй помощни кам, сообщая им об этом только за несколь ко часов. Конечно, воо это снижает каче ство занятий. С большим вниманием участники собра ния прослушали выступление коммуниста тов. Иванова. Он отметил, что руководи тель политических занятий тов. Мешалшш произведений, сак «Молодая гвардия» А. Фадеева, я других, которые могли бы сыграть важную рель в воспитании моло дежи в духе советского патриотизма, спо собствовали бы укреплению воинской дис циплины. Об этом говорил тов. Фалолеев. Всего выступило 16 человек. Они вскры ли недостатки в работе бюро, внесли де ловые предложения. Собрание прошло активно. Лейтенант Н. ЧЕРНЕВОВ. к занятиям готовится слабо, приходит на учебу без конспектов, а иногда и пе про водит еанятия, так как он «не успел подго товиться». Происходит это потому, ” что бюро еще не потребовало от руководителей политических занятий ответственного отно шения к делу. Плохо поставлено воспитание помощни ков руководителей политзанятий. Исполь зуются опи пе по своему назначению. А между тем на них возложены ответствен ные обязанности — заниматься с отсут ствующими на политической учебе, рабо тать с отстающими, а также проводить занятия в случае неявки руководителя. Однако у многих руководителей по литзанятий помощники занимаются только проведением занятий «в случае неявки ру ководителей». Институт помощников руко водителей политических занятий — боль шая сила и использовать ее надо в полной море. — Чтобы иметь отличную боевую подго товку и крепкую воинскую дисциплину, — екаеал коммунист Вербицкий, — прежде всего нам, коммунистам, необходимо быть политически грамотными советскими вои нами. А для этого падо много работать, трудиться, быть примерными моряками во всей службе. В своем решении партийное бюро требу ет от всех коммунистов большевистской работы над повышением своего идейно- политического роста н обращает особое внимапно на воепптаппе политической зрелости у всего личного состава. Партийное бюро работает сейчас над тем, чтобы устранить имеющиеся недо статки и добиться ещо лучших результа тов в марксистско-ленинском образования коммунистов. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. Поэма о юности вождя грузит лого Г] С захватывающим интересом я прочи тал недавно вышедшее ъ свет новое из дание поэмы грузинского поэта лауреа та Сталинской премии Георгия Леопидзе о Сталине*). Поэма переведена Нико лаем Тихоновым. Задавшись целью нарисовать поэти ческими средствами образ великого человека, корифея науки, мыслителя, учителя п вождя трудящихся, поэт со здал произведение крупного обществен но-политического значения и большой впечатляющей силы. Первая книга талантливо воссоздает образ юного Сталина, рисует обстановку, в которой прошли годы детства и отро чества вождя. В прекрасных стихах поэт воспевает Родину великого Сталина. Перед читате лем проходят величественные картины [ской природы, героического прош рузии В битвах с иноземными захватчиками за честь я независимость агужая и креп грузинский народ. Черев века оп пронес неукротимый н животвор ный дух свободы, который не могли по давить ни шах, ни султан, ни царь. Прослазляя этот неукротимый свобо долюбивый дух, поэт рисует в прологе исторический путь народа, из недр ко торого вышло немало славных сыцов. На грузинской земле, в маленьком стариппом городе Гори, родился человек, ставший надеждой всего угнетенною че ловечества. В делах и трудах этого че ловека воплощены воля н разум трудо вого народа. Полны поэтического обаяния описания грузинских народных обычаев в честь новорожденного. Вот в дом приносят петуха, чтобы ребенок был бдительным; подносят к его губам ласточку, чтобы был резвым и веселым; посыпают у изголовья соль, чтобы был мудрым и проницательным; кладут на сердце са хар, чтобы был любящим и добрым; вы носят на свет луны, чтобы был здоро вым; опускают в люльку железе, что бы был крепким я несгибаемым, как сталь. На семейное торжество к простому труженику Джугашвили приходят сосе ди — крестьяне, кузнец и плотник, портной и гончар, плотовщик и желез нодорожник. У колыбели они ведут бе седу о своей тяжкой доле, о безрадост ной жизни. «То были дни столетья душного», — говорит поэт. Он повест вует о том, как царь и грузинские кпязья, помещики и тунеядцы здщной сворой терзали трудовой народ. Мечтой эти честпые труженики уно сятся в ту страну, где ценят труд,'* где нет рабов, где человек пожинает сам плоды своих трудов. Но вот встает рабо чий, п страстно звучат его слова: Огонем мы, в оковах ноги... Стоном бой не выиграть, братцы! Восставать пора, довольно Нам в ногах господ валяться! Так у ковыбели того, кто стал затеи вождем миллионов, люди из народа аа» вещают ему воплотить в жизнь свои ве ковые думы и чаяния. И в колыбельной песенке, и в сказ- * Георгий Леонндэе. Поема « С т а ж . Детство и отрочество». sax, легендах, сладость которых рас крыли ему бабушка п мать, ребенок слышал одпп и тот же вопрос: Кто народ пат мпоготерпелпвый Выведет из почн за собой? От бабушки, от окружающих он слы шит волнующие его детское воображе ние предания о днях скорби и веселы, о героическом п великом. Этим совна яяем навеяны его сны, в которых ребе нок видит своего деда Заза Джуталпэи- ли — храброго воина, борца за свободу. Недаром же все говорят, что мальда пошел и лицом и правом в деда. Поэт рисует живой и обаятельный об раз юноши — непреклонного, отважно го и резвого; в нем сочетаются сильная воля ‘с большой душевной нежностью, веселье и острая наблюдательность, жажда к знаниям и беззаветное стремле ние помочь другу. Читатель видят агаре худого и бледнолицего малыша, вихра стого, с «задушевной улыбкой я сомкну тыми бровями». Он растет я крепнет под чистым не бом Грузии, гоняется за быстрокрылой ласточкой, звонко распевает веселые песенки. «Опытпый мастер боя, он ве дет в бой малышей», «с красной еумией, с букварем подмышкой» бежит в шкалу. По школа не принесла ему радости. Эде была тюрьма «души и тела» — так на зывает ее поэт. Из нее выходили не людьми, а рабами. Он понял это еввоя детским сердцем. Очень рано мальчик научился sa o r детски серьезно всматриваться в жиц>: Мать, скажи, зачем эемхя кровавая? Жизнь зачем голодная, неправая? Бьет крестьянина помещик. Богатеи к бедным строги, Всюду сироты и вдовы Плачем вымыли дороги. Он слышит угрюмый вадаямв* звон, видит, как вешают на горедсхвй площади двух юношей, я его дущу охватывает горячий, как лава, гнев. От детских игр и забав он подошел к размышлениям о судьбах своего народа я своей страны. Прекрасна заключительная ецаде поэмы. Молодой Сосо на жатое е рш крестьян. Он хорошо знаком с трудовой жизнью народа. Его пытливый взор ря дит п вдовий плач и произвол помещи ка. По просьбе старого крестьянина юноша поет, и песня его звучит, у*к набатный призыв, рождая у слушате лей радость и врачуя их тяжкие радц. Юноша во главе косцов, подхвзтварих песню, бодро шагает вперед. Он, сверкая лицом, поет: Это песня иль боя клич? Это ветер иль бури взлет? Сердце, взрывом взметенное, Кровью ранз вскипела ли ярою, — Небом Гори орел летел Над горпйскою крепостью старою. Молодой орел вступал в жизнь, перед ним расстилалось великое поле, на ко тором предстояла великая жатва. Военпые моряки с большим интересам внакомятся с поэтическим повествова нием о юности вождя. Старший лейтенант В. ФЕДОСЕЕВ. Шахматный чемпионат флота Четвертый т ур Четвертый тур, состоявшийся в воскре-т ры, после чего сопротивление, конечно, сенье 5 декабря, привлек большое количе ство зрителей, внимательно следивших за напряженной борьбой, развернувшейся почта па всех досках. Много волнений и зрителям я самим участникам доставила партия двух силь нейших шахматистов флота — Зиндера и Астапенкова. Это была центральная пар тия тура. Зипдер, играя черными, избрал социальную защиту и, несмотря на хоро- пшо знапия этого дебюта, ему не удалось уравнять игру. Вскоре позиционное пре имущество Астапенкова стало очевидным, п мпогие ужо решили, что чемпиону предстоит записать первый ноль в турннр- пой таблице. По эти предположения не оп равдались. Астанспков не сумел реализо вать свое преимущество, потерял фигу ру за две пешки и после упорного сопро тивления был вынужден все же признать себя побежденным. Следует отметить, что неумение реали зовать добытое преимущество н грубые просмотры отличают, к сожалению, игру многих участников турнира. В атом же туре Шнхманов, играя против Пескова, в равной позиции не заметил потеря фнгу- было бесполезным. Уверенно п сильно игрНет в турнира Богданов. В партии с Красюком он тем нился от различных осложнений, перереа игру в эндшпиль, где образовавшаяся от даленная проходная пешка решила судвбу встречи. Это первое поражение Красива в турнире. После своего проигрыша Астадбадюву Лукашевич встретился с Воеводиным. по дебюту (королевский гамбит) было вида, что предстоит острая борьба. Так ощо ж случилось: каждый пграл па выигрыш, ц долгое время трудно было определить, на чьей стороне перевес, но после того, Еак Лукашевичу удалось выиграть важную пешку, партия быстро закончилась в еге пользу. Легко выиграл Фролов у Виноградова. Одержали победу также Ивченко прея* Гирннка, Мозговой против Петракова. В строго позиционном стиле разыграли пар тию Рабинович с Тарасовым. Ни тот, пп другой не решились на обостренна игры и, боясь рисковать, согласились на ничьк>. Так же вничью закончилась партия й ц я - квн — У точелд . (Наш корр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz