На страже Заполярья. 1948 год. Декабрь.

t 4 8 декабря 1948 г., № 289 (32S5). Неослабно руководить учебой коммунистов • СБОР СЕКРЕТАРЕЙ ПЕРВИЧНЫ Х П АРТО Р ГАНИ ЗАЦ ИЙ • У подводников состоялся однодневный сбор секретарей первичных партийных ор­ ганизаций. С докладами о выполнении ре­ шения партийного актива по вопросу орга­ низации партийного просвещепня выступи яд секретарей парторганизаций. Поучительным опытом работы по орга­ низации идейно-политического воспитания поделился секретарь первичной парторга­ низации тов. Сомов. — Вопрос об оргапнзаппи партийного просвещения, — говорит он, — мы обсу­ дили на собрапии, где были вскрыты серьезные недостатки и домечены юопрет- ные мероприятия по улучшению марксист­ ско-ленинского образования коммунистов. И результаты не замедлили сказаться. Диво тов. Сомов рассказал, как благода­ ря настойчивой учебе коммунисты Чура- шов, Назарпга, Дубинин и другие сумели добиться высоких знаний истории ВКЛ(б). Являясь слушателями политических заня­ тий, эта коммунисты не ограничивались лишь чтением учебника, а много работали также над первоисточниками, изучали произведения В. И. Ленина и И. В. Сталина. ^ ^ Л р и муш очень важно, что Чурашов, На- заркин ■ Дубинин имеют личный план, регулярно в часы, свободные от вахт, за­ нимаются самообразованием. В этой парт­ организации составили себе личный план учебы я другие коммунисты. В другой парторганизации, как сообщил секретарь тов. Тимощенко, все коммунисты приступили к изучению работы В. I . Лепила «Что делать?». После того, сак коммунисты изучат эту работу, состоятся Ажрар* После доклада секретарей н обмена мне­ ниями о состоянии партийного просвеще- «JM начальник политотдела отметил надеелтки в деде выполнения реше­ ния партийного актива и поставил перед секретарями вадачу— больше проявлять за­ боты 0 марксистско-ленинском образовали! шонмунетов, постоянно контролировать аыпаление принятых решений. Присутствующие на сборе с интересом прослушали лекцию тов. Селиверстова а выполнении пятилетнего плана восстанов­ лен» Я развития народного хозяиетаа СССР. Иппитая-лвйтвнант Г. ЯКОВЛЕВ. • :•••' ... > , . . . Г: - • С I в балъшш я — ж р я и и м ветре т л и ш и н «акяторы НА СНИМКЕ: легчикн-гюрдейцы делятся игтечатлеишаи Qftffy гварлда капитан М. Борисор. пзмэтатедгьиий фильм «Повесть о настег а ем человеке*, о просмотренном кинофильме. В nesrrpe Герой Советского Фото Н. Выооцкога На отчетно-выборном комсомольском собрании За высокую воинскую дисциплину По предложению матроса Титова Долгое время .в нашем кубрике не было радио. И вот за это дело взялся матрос/ Николай Титов. Он достал необходимые ма­ териалы, исправил трансляционную линию, я рещодуктор разнес по кубрику голос род- пой Москвы. Теперь каждый вечер матросы с удоволь­ ствием слуша^ют радиопередачи и благода­ рят инициативного матроса за заботу о своих товарищах. Н. КОЗЛОВСКИЙ. Секретарь яоиоомольской организации младпнй сержант Крысян на отчетно-вы- борвом комсомольском вобранни сделал об­ стоятельный доклад. Он рассказал, какую работу пределам бюро ва отчетный пери­ од, как ввиедяольцы боролись 8а высокие показателя в боевой и политической под­ готовке, аа укрепление воинской дисцип­ лины в подразделении. 1а доклада вшою, что большинство комсомолию старательно совершенствует te a r * выучку, добивается отличного об- елулдоаяня сложно* боевой техники. Чле­ ны ВЛИЯ1 f f , Самейлто, Волков, Кежа- 61 и другие в летний лернод боевой под­ готовки доказали вовроошее боевое ма- стеротво, отлично выполняли свои обязае- W*m в самых сложных умевши. Приме­ рам могут послужить успешно проведен­ ные практические артиллерийские стрель­ бы, С первых Баллов была поражена цель. В ты немалая заслуга комсомольцев, ко­ торые не только сааш старательно учились военному делу, но я оказывали помощь своим товарищам. Докладчик был самокритичен. Он обра­ тил серьезное внимание на недостатки в комсомольской работе. Не все члены ВЛКСМ показывают пример высокой во­ инский дисциплины. И докладчик, я вы­ ступающие отметили, что комсомольцы матросы Усманов, Тарасов, старший ма- ную воспитательную работу среди личного ухаживает ва ж ил ко й , то некоторые ком­ сомольцы стоят в стороне и не призывают! нарушителей к порядку. Покавывая пример | в учебе и службе, надо вести поэседпев- \ трос Володнп имеют строгие дисциплинар­ ные взыскания. Выступивший в прениях старший ма­ трос Кожаев сказал, что бюро комсомоль­ ской организация слабо вело борьбу € нарушениями воинской дисциплины. Име­ ются факты, когда отдельные комсомоль­ цы совершали грубые проступки. Однако бюро мирилось с этим и не привлекало ИХ к союзпой ответственности. — Новому составу бюро, — сказал тов. Кожаев, — необходимо повести реши­ тельную борьбу с нарушителями дисцип­ лины и воинских уставов, оказывать все­ мерную помощь командиру в укреплении порядка и организованности. Серьезной и деловой критике подверг работу* бюро младший сержант Петров. — Мы, рядовые комсомольцы, — ска­ зал он, — еще слабо боролись за крепкую дисциплину. Если кто-нибудь из матросов нарушает форму одежды, недобросовестно состава. А у нас агитационная работа на­ ходится в аапущевном состоянии. Напри­ мер, бюро назначило тев. Турбакова аги­ татором. Однако последний не провел ни одной беседы и читки. Комсомольцы в прениях правильно ука­ зывали, чтс среди матросов н старшин еще слабо пропагандируется присяга, воинские уставы, героические подвиги воинов-юомсомольцев в годы Отечественной войны. В центр агитационной работы должны быть поставлены вопросы дисциплины, от которой зависит успех в боевой и полити­ ческой подготовке. Таково требование всех выступавших. В принятом решении отчетно-выборное комсомольское собрание дало наказ ново­ му составу бюро неустанно крепить воин­ скую дисциплину, усилить воспитатель­ ную работу среди молодежи. Главный старшина А. ГАНЕНКО. Своевременно реагировать на недостатки На отчетно-выборном собрании комсо­ мольской ерраниаации интендантской служ­ бы нашего корабля всврыты недостатки в работе бюро по укреплению воинской дис­ циплины. Еомсомолйцы Пономарев и Лычак указа­ ли, что (hope несвоевременно реагировало на простушки комсомольцев. Ч'лен ВЛКСМ Коновалов грубо нарушил правила поведе­ ния военнослужащих на берегу. По бюро до сих пор не обсудило этот факт, не у.ка - Больше внимания идейному воспитанию коммунистов На повестке дня партийного собрания стоял вопрос о ходе выполпенпя решения отчетно-выборного собрания. С докладом выступил тов. Король. Он говорил об азап- гардной роли коммунистов в боевой и поли­ тической подготовке, в укреплении воин­ ской дисциплины. Особое внимание доклад­ чик уделил вопросу идейного воонитанпя коммунистов и их самостоятельной учебе. Выполняя решение партийного собрания, партийное бюро сосредоточило основное внимание на осуществлении контроля и ока­ зании практической помощи коммунистам Я комсомольцам, самостоятельно изучаю­ щим краткий курс истории ВКЩб)» и другие произведения классиков марксизма- ленинязма. Благодаря этому члены бюро смогли точно установить, кто и ка» рабо­ тает над повышением своих теоретических знаний, какио встречаются затруднения в изучении теории и что нужно предпри­ нимать для достижения лучших резуль­ татов. За этот период партийное бюро ор­ ганизовало и провело целый ряд лекций и докладов. Такие лекции, как «Советский патриотизм — важнейшая сила движения нашего общества вперед», «Борьба совет­ ского народа за выполнение пятилетки в четыре года», «Борьба с пережитками ка­ питализма в сознании людей — важней­ шее условие перехода от социализма к ком­ мунизму», «Решающая роль Советской Ар­ мии в разгроме фашистской Гермапип н империалистической Япопии», н многие другае коммунистами были прослушаны с большим интересом и хорошо помогли в самостоятельней изучении материала. За последнее время в подразделении организован н работает «ружок по изуче­ нию истории партии с привлечением пер­ воисточников, Кружок посещает большин­ ство коммунистов. В кружке уже изучено две ленинские работы: «Что такое «друзья народа» к как они воюют против социал- демократов» и «Что делать?». Проходив­ шие семинары показали, что комму­ нисты хоршо разбираются в вопро­ сах и умеют самостоятельно работать над изучением трудов нащих tвеликих вождей Ленина и Сшина. Такие’ коммунисты, как Стерхов, Береввкнй, Дедков, Брутов, всегда аккуратно приходят на ванятна, хорошо готовятся по каждой теме, активно высту­ пают при разработке тех или иных основ­ ных вопросов. Все это помогает им образ­ цово править службу, быть примерными советскими моряками. Все они отлични­ ки боевой и политической подготовки. Коммунисты Архдаов, Сарычев, Лапев- ский аккуратно посещают школу партий­ ного актива, с энергией взялись за учебу и настойчиво работают над повышением своего идейно-политического уровня. Осо­ бое старание проявляет коммунист старши­ на 2 статьи Ланевский. Как достойного п образцового младшего командира, командо­ вание направляет то*. Дан. некого на уче­ бу в военно-морское политическое учили­ ще. Партийное бюро обсуждало не один раз вопрос о самостоятельной работе ком­ мунистов по повышению своего ндейпого уровня, самокритично вскрывало недо­ статки ж тут же намечало копкрегпые ме­ ры по их устранению. зале матросу на еге недостатки, не помог­ ло исправить их. — Этот случай не единичен, — сказал тов. Пономарев. Бюро слабо воспитывало молодежь на боевых традициях, на примерах комсомоль­ цев, на образах героев произведений совет­ ских писателей. В подразделении редко про­ водились беседы о подвигах героев Великой Отечественной войны, о воипском долге со­ ветских моряков перед Родиной, не органи­ зовывались коллективные обсуждения таких Нередко после предварительных индиви­ дуальных бесед бюро приглашало отдель­ ных коммунистов на васедание. Это дела­ лось или с целью общественного воздейст­ вия на тех, кто нерадиво относится к по­ вышению своих политических знаний, или же с целью изучепия и пропаганды опыта коммунистов — отличников боевой и по­ литической подготовки, успешно работаю­ щих над своим политическим самообразо­ ванием. Коммуниста тов. Кургуэова, например, нельзя было упрекнуть в нерадивом отно­ шении -к политическому самообразованию. Впешне казалось, что он добросовестно ра­ ботает над собой. Послушали его па бюро, побеседовали с ним п обнаружилось, что у тов. Кургуэова поверхностный подход к изучению теории большевизма. Члены пар­ тийного бюро дали ему практические ука­ зания. В результате тов. Кургузов заметно исправился: на повторной беседе оп пока­ зал хорошие знапия пройденного материала. Составной частью политических заня­ тий является самостоятельное чтение ма­ териала слушателями. Некоторые руково­ дители в это время предоставляют группу самой себе и считают, что нх роль сводит­ ся к наблюдению за тишиной п порядком. — Это можпо сказать, — говорит тов. Король, — например, о коммунистах тт. Дмитриеве, Петренко, Тарасове, Гай- дамакине. Они относятся к воспитанию личного состава халатно, передоверяя про­ ведение политических запятнй помощни­ кам, сообщая им об этом только за несколь­ ко часов. Конечно, воо это снижает каче­ ство занятий. С большим вниманием участники собра­ ния прослушали выступление коммуниста тов. Иванова. Он отметил, что руководи­ тель политических занятий тов. Мешалшш произведений, сак «Молодая гвардия» А. Фадеева, я других, которые могли бы сыграть важную рель в воспитании моло­ дежи в духе советского патриотизма, спо­ собствовали бы укреплению воинской дис­ циплины. Об этом говорил тов. Фалолеев. Всего выступило 16 человек. Они вскры­ ли недостатки в работе бюро, внесли де­ ловые предложения. Собрание прошло активно. Лейтенант Н. ЧЕРНЕВОВ. к занятиям готовится слабо, приходит на учебу без конспектов, а иногда и пе про­ водит еанятия, так как он «не успел подго­ товиться». Происходит это потому, ” что бюро еще не потребовало от руководителей политических занятий ответственного отно­ шения к делу. Плохо поставлено воспитание помощни­ ков руководителей политзанятий. Исполь­ зуются опи пе по своему назначению. А между тем на них возложены ответствен­ ные обязанности — заниматься с отсут­ ствующими на политической учебе, рабо­ тать с отстающими, а также проводить занятия в случае неявки руководителя. Однако у многих руководителей по­ литзанятий помощники занимаются только проведением занятий «в случае неявки ру­ ководителей». Институт помощников руко­ водителей политических занятий — боль­ шая сила и использовать ее надо в полной море. — Чтобы иметь отличную боевую подго­ товку и крепкую воинскую дисциплину, — екаеал коммунист Вербицкий, — прежде всего нам, коммунистам, необходимо быть политически грамотными советскими вои­ нами. А для этого падо много работать, трудиться, быть примерными моряками во всей службе. В своем решении партийное бюро требу­ ет от всех коммунистов большевистской работы над повышением своего идейно- политического роста н обращает особое внимапно на воепптаппе политической зрелости у всего личного состава. Партийное бюро работает сейчас над тем, чтобы устранить имеющиеся недо­ статки и добиться ещо лучших результа­ тов в марксистско-ленинском образования коммунистов. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. Поэма о юности вождя грузит лого Г] С захватывающим интересом я прочи­ тал недавно вышедшее ъ свет новое из­ дание поэмы грузинского поэта лауреа­ та Сталинской премии Георгия Леопидзе о Сталине*). Поэма переведена Нико­ лаем Тихоновым. Задавшись целью нарисовать поэти­ ческими средствами образ великого человека, корифея науки, мыслителя, учителя п вождя трудящихся, поэт со­ здал произведение крупного обществен­ но-политического значения и большой впечатляющей силы. Первая книга талантливо воссоздает образ юного Сталина, рисует обстановку, в которой прошли годы детства и отро­ чества вождя. В прекрасных стихах поэт воспевает Родину великого Сталина. Перед читате­ лем проходят величественные картины [ской природы, героического прош­ рузии В битвах с иноземными захватчиками за честь я независимость агужая и креп грузинский народ. Черев века оп пронес неукротимый н животвор­ ный дух свободы, который не могли по­ давить ни шах, ни султан, ни царь. Прослазляя этот неукротимый свобо­ долюбивый дух, поэт рисует в прологе исторический путь народа, из недр ко­ торого вышло немало славных сыцов. На грузинской земле, в маленьком стариппом городе Гори, родился человек, ставший надеждой всего угнетенною че­ ловечества. В делах и трудах этого че­ ловека воплощены воля н разум трудо­ вого народа. Полны поэтического обаяния описания грузинских народных обычаев в честь новорожденного. Вот в дом приносят петуха, чтобы ребенок был бдительным; подносят к его губам ласточку, чтобы был резвым и веселым; посыпают у изголовья соль, чтобы был мудрым и проницательным; кладут на сердце са­ хар, чтобы был любящим и добрым; вы­ носят на свет луны, чтобы был здоро­ вым; опускают в люльку железе, что­ бы был крепким я несгибаемым, как сталь. На семейное торжество к простому труженику Джугашвили приходят сосе­ ди — крестьяне, кузнец и плотник, портной и гончар, плотовщик и желез­ нодорожник. У колыбели они ведут бе­ седу о своей тяжкой доле, о безрадост­ ной жизни. «То были дни столетья душного», — говорит поэт. Он повест­ вует о том, как царь и грузинские кпязья, помещики и тунеядцы здщной сворой терзали трудовой народ. Мечтой эти честпые труженики уно­ сятся в ту страну, где ценят труд,'* где нет рабов, где человек пожинает сам плоды своих трудов. Но вот встает рабо­ чий, п страстно звучат его слова: Огонем мы, в оковах ноги... Стоном бой не выиграть, братцы! Восставать пора, довольно Нам в ногах господ валяться! Так у ковыбели того, кто стал затеи вождем миллионов, люди из народа аа» вещают ему воплотить в жизнь свои ве­ ковые думы и чаяния. И в колыбельной песенке, и в сказ- * Георгий Леонндэе. Поема « С т а ж . Детство и отрочество». sax, легендах, сладость которых рас­ крыли ему бабушка п мать, ребенок слышал одпп и тот же вопрос: Кто народ пат мпоготерпелпвый Выведет из почн за собой? От бабушки, от окружающих он слы­ шит волнующие его детское воображе­ ние предания о днях скорби и веселы, о героическом п великом. Этим совна яяем навеяны его сны, в которых ребе­ нок видит своего деда Заза Джуталпэи- ли — храброго воина, борца за свободу. Недаром же все говорят, что мальда пошел и лицом и правом в деда. Поэт рисует живой и обаятельный об­ раз юноши — непреклонного, отважно­ го и резвого; в нем сочетаются сильная воля ‘с большой душевной нежностью, веселье и острая наблюдательность, жажда к знаниям и беззаветное стремле­ ние помочь другу. Читатель видят агаре худого и бледнолицего малыша, вихра­ стого, с «задушевной улыбкой я сомкну­ тыми бровями». Он растет я крепнет под чистым не­ бом Грузии, гоняется за быстрокрылой ласточкой, звонко распевает веселые песенки. «Опытпый мастер боя, он ве­ дет в бой малышей», «с красной еумией, с букварем подмышкой» бежит в шкалу. По школа не принесла ему радости. Эде была тюрьма «души и тела» — так на­ зывает ее поэт. Из нее выходили не людьми, а рабами. Он понял это еввоя детским сердцем. Очень рано мальчик научился sa o r детски серьезно всматриваться в жиц>: Мать, скажи, зачем эемхя кровавая? Жизнь зачем голодная, неправая? Бьет крестьянина помещик. Богатеи к бедным строги, Всюду сироты и вдовы Плачем вымыли дороги. Он слышит угрюмый вадаямв* звон, видит, как вешают на горедсхвй площади двух юношей, я его дущу охватывает горячий, как лава, гнев. От детских игр и забав он подошел к размышлениям о судьбах своего народа я своей страны. Прекрасна заключительная ецаде поэмы. Молодой Сосо на жатое е рш крестьян. Он хорошо знаком с трудовой жизнью народа. Его пытливый взор ря­ дит п вдовий плач и произвол помещи­ ка. По просьбе старого крестьянина юноша поет, и песня его звучит, у*к набатный призыв, рождая у слушате­ лей радость и врачуя их тяжкие радц. Юноша во главе косцов, подхвзтварих песню, бодро шагает вперед. Он, сверкая лицом, поет: Это песня иль боя клич? Это ветер иль бури взлет? Сердце, взрывом взметенное, Кровью ранз вскипела ли ярою, — Небом Гори орел летел Над горпйскою крепостью старою. Молодой орел вступал в жизнь, перед ним расстилалось великое поле, на ко­ тором предстояла великая жатва. Военпые моряки с большим интересам внакомятся с поэтическим повествова­ нием о юности вождя. Старший лейтенант В. ФЕДОСЕЕВ. Шахматный чемпионат флота Четвертый т ур Четвертый тур, состоявшийся в воскре-т ры, после чего сопротивление, конечно, сенье 5 декабря, привлек большое количе­ ство зрителей, внимательно следивших за напряженной борьбой, развернувшейся почта па всех досках. Много волнений и зрителям я самим участникам доставила партия двух силь­ нейших шахматистов флота — Зиндера и Астапенкова. Это была центральная пар­ тия тура. Зипдер, играя черными, избрал социальную защиту и, несмотря на хоро- пшо знапия этого дебюта, ему не удалось уравнять игру. Вскоре позиционное пре­ имущество Астапенкова стало очевидным, п мпогие ужо решили, что чемпиону предстоит записать первый ноль в турннр- пой таблице. По эти предположения не оп­ равдались. Астанспков не сумел реализо­ вать свое преимущество, потерял фигу­ ру за две пешки и после упорного сопро­ тивления был вынужден все же признать себя побежденным. Следует отметить, что неумение реали­ зовать добытое преимущество н грубые просмотры отличают, к сожалению, игру многих участников турнира. В атом же туре Шнхманов, играя против Пескова, в равной позиции не заметил потеря фнгу- было бесполезным. Уверенно п сильно игрНет в турнира Богданов. В партии с Красюком он тем ­ нился от различных осложнений, перереа игру в эндшпиль, где образовавшаяся от­ даленная проходная пешка решила судвбу встречи. Это первое поражение Красива в турнире. После своего проигрыша Астадбадюву Лукашевич встретился с Воеводиным. по дебюту (королевский гамбит) было вида, что предстоит острая борьба. Так ощо ж случилось: каждый пграл па выигрыш, ц долгое время трудно было определить, на чьей стороне перевес, но после того, Еак Лукашевичу удалось выиграть важную пешку, партия быстро закончилась в еге пользу. Легко выиграл Фролов у Виноградова. Одержали победу также Ивченко прея* Гирннка, Мозговой против Петракова. В строго позиционном стиле разыграли пар­ тию Рабинович с Тарасовым. Ни тот, пп другой не решились на обостренна игры и, боясь рисковать, согласились на ничьк>. Так же вничью закончилась партия й ц я - квн — У точелд . (Наш корр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz