На страже Заполярья. 1948 год. Декабрь.
2 ИД С Т Р А Ж Е Э Д Л в Л Я Р Б Я 7 лмабря 1948 г., № 288 (3284) UM SC О к и н о ф и л ь м е „По в е с т ь о н а с т о я щ е м ч е л о в е к « ИХ ВЕЛИ В БОЙ ПАРТИЯ ЛЕНИНА — СТАЛИНА Замечательные люди показаны в кипо- картипе «Повесть о настоящем человеке». Рядом с победившим смерть Алексеем Ме- ресьевым па экране единым строем прохо дят перед зрителем друзья отважного сталинского сокола. Среди пих особенно выделяется обая- тсльпая личность полкового комиссара Семена Воробьева. Заботливый, по-отцов- скп отзывчивый представитель старшего поколепня большевиков, даже будучи при кованным тяжким недугом к постели, пе забывает об окружающих его людях. Когда Алексей теряет веру в себя, ето поддерживает комиссар. Просто и вместе с тем тактично и умно Воробьев помогает от важному летчику возвратиться к любимой профессии. Незабываем кадр фильма, где комиссар говорит Мересьеву о том, что он советский человек. После этих слов паступает пере лом в душе Алексея. Оп обретает веру в жизпь, веру в себя, в своп силы. Мересьев возвращается в строй, снова парит в голу бом небе, уничтожая врага. Комиссар боль шевик Воробьев помог ему вторично побе дить смерть. Общснпе с Воробьевым оставило глубо кий след и в памяти Героя Советского Сою за старшипы Степана! Ивановича. Он — хлебороб, его руки истосковались по рабо те на колхозном поле. Старшина, колеб лясь, не знает, итти ли ему на фронт или возвратиться в родпое село. Оп советуется с комиссаром. И старый большевик отве чает ему, чтобы он спросил совета у своего сердца и сделал так, как оно под скажет. Старшипа понял. В тяжелое для Родины время он решил воевать. Многих за свою жизнь наставил комис сар на путь истины. В фильме отображена только небольшая часть его деятельности. По п этого достаточно, чтобы убедиться в кристальной чистоте, неиссякаемой энер гии этого человека, представителя старше го поколепня большевиков. Он полит работник, тонкий знаток человеческой ду ши, подлипный вожак масс. К голосу Семена Воробьева прислушива лись все окружавшие его люди. Опи ви дели в нем старшего товарища, закаленно го коммуниста, представителя большевист ской партии. Потому так велик был его авторитет. Советские люди всегда побеждают пото му, что их ведет партия Ленина— Сталина. Лейтенант М. НИКОЛКИН. Верный сын Отчизны По снегу медленно ползет человек. Те ло его рывками продвигается вперед. Вот оп приподнялся, сделал движеппе. Упал. Одеть громадное напряжение. Тело вповь подвинулось. И так продолжается долго, долго... Йогда видишь ото на экране, вначале кажется, что недалек предел силам героя, что вот-вот он в изпемолфнги упадет, угаснет последняя надежда на спасепио, га жизнь. По нет. Алексей Мересьев не сдается. В нем бесконечно велика тяга к жизни. Он знает, что нужен Родине, что он обязан жить. Вглядевшись внимательно в его лицо, невольно удивишься, как оно преобра жается. Выразкепие страдания вдруг сме няется| суровостью, твердостью, стремле нием во что бы то пи стало победить. И потому, как зрители напряженно, внимательно следят за событиями па экра- ] не, чувствуете*, что герой фильма беско- н ^ о близок, дорог им. Одинокий, войною брошеппый в тыл врага, летчик Маресьев, ! безусловно, тоже сознавал эту любовь к се£е, свою неограниченную громадную род ственную связь с советским народом. И Алексей хватался за жизнь. Он доро жил его, тиобы бороться, чтобы победить.* Настойчивость не изменила ему, и он, дей- спптельно, победил. Подобен многим верным сына* Родины образ Алексея, самоотверженного борца за коммунизм, встает перед зрителем во всем своем величии, во -всей замечательной кра соте в прекрасной кинокартине «Повесть о пастоящем человеке». Людей с такой душой, м * у Алексея Мересьева, -у пас тысячи, миллиопы. И опи, если потребуется, приумножат боевую славу любимой Отчизны. j ч Сержант М. БОКУН. ВО ИМЯ ПОБЕДЫ Среди североморских летчиков кино фильм «Повесть о настоящем человеке» нашел горячее одобрение. В тяжелых боях наш любимый герой побеждает смерть. Будучи тяжело ранен ным, он решает во что бы то пи стало до браться до своих и снова бить врага. Какие только трудности ни пришлось перенести этому большой силы воли человеку П оп побеждает. Побеждает пе потому, что его толкает на это инсггипкт самосохранения. Горячая любовь к Родине, во имя которой он жил и сражался, вела его в бой. Па экране мы видим человека без ног, у которого пп па минуту не угасает мечта снова вернуться в авиацию. Еще на госпи тальной 1 &йке он готовит себя к грядущим боям. В мипуты тяжелого морального со стояния на помощь Алексею Мересьеву приходит пламеппый большевик полковой комиссар Воробьев. Поддержанный товари щами, Алексей твердо верит в свои силы. Это помогает ему возвратиться на любимый самолет и продолжать громить врага. (Когда смотришь эту картину, невольно вспомипаешь многих североморских лет чиков, которые так л&е, как и Алексей Ма ресьев, не жалея сил и эперпии и самой жизни, защищали любимую Родину. Обра зы незабвенных героев Ильи Катупииз, подполковника Сыромятпикова воскрешают ся в пашей памяти. Мы гордимся своими боевыми товарищами, отдавшими свою л:изнь за счастье народа. Старший лейтенант Н. МЕЛЬЧЕНКО. ПРАВДА О ВЕЛИКОМ ПОДВИГЕ «Повесть о настоящем человеке» — по вое- выдающееся достижение советского ки ноискусства. Фильм покоряет прежде всего своей высокой идейностью, правдивым раскрытием образов, характеров советских лю д е й , глубины их мыслей, чаяний, стрем л е н и й . Смотришь картину — и перед то бой во весь свой исполинский рост встает советский человек, благородные п возвы- шеппые дела которого паправлепы на бла го Родипы, на победу в Великой Отечест в е н н о й войпе. Сценарий фильма наппсан по книге Бориса Полевого, которая широко известна з нашом народе. В 1942 году рапепый летчик Мересьев на подбитом самолете падает в лесу, за лилией фронта. Па искалечеппьгх погах, обессиленный, Мересьев пробирается к сво им. Уже в первых кадрах фильма мы ви дим в Мерееьеве человека пеобыкповенной силы воли, стремящегося сделать все воз можное и невозможное, чтобы добиться сво ей цели. Он делает несколько десятков ты сяч нюгов в депь, питается плодом еловых шишек, смерть неотступно следует за ппм, по оп пе сдается, передвигается па руках и погах, ползет по ледяным оврагам и бал кам, сквозь чащобу леса — ему надо к своим. — А все-таки пе плен, а все-такп пе плен, — говорит оп, п сознание долга перед Родиной придает ему повые силы. П, наконец, на 19 сутки, совершенно обессиленного и изнемогшего, его подбира ют советские люди. Какое счастье после долги траштеишх ДОЙ и потей, доме победы пад смертью вновь очутиться сре ди своих! И первая мысль у Мересьева — авиация. Может ли оп летать? Может ли он снова подпяться в воздух и бить врага? В госпитале ему ампутируют ноги. Ни каких надежд па возвращение в боевую семыо летчиков! П вот здесь, в госпитале, перед зрителем проходит целая плеяда образов и портре тов замечательных советских людей, лю дей широкой души и большого сердца. Среди пих особеппо выделяется полковой комиссар Семен Воробьев. Прошедший сквозь горнило гражданской войны, обо гащений жнзпеппым опытом, Семеп Во- i росьев является представителем нашей j славной коммунистической партии. Старый I большевик, страстный лропагапдист и аги татор, комиссар и здесь, будучи прпко- ваниым к постели, безнадежно больпой, от дает все свои силы, чтобы всячески под держать каждого, кто падает духом, все лить в пего увереппость в силы. П когда Алексей Мересьев теряет всякую надежду на возвращеппе в строй, когда характер его падламливался, на помощь ему прихо дит комиссар Воробьев. Оп рассказывает летчику о ппсателе-болыневике Остров ском, приводит знаменитые сталнп^лие слова о преодолении трудностей в борьбе. Как паставпик, Семеп Воробьев вселяет г. Мересьева веру в жизпь, указывает ему дальнейший верный путь. Одпажды комиссар вручил Мересьеву журнал, в котором описывается подвиг русского летчика Карповича в первую ми ровую войду. Поручик Карпович был ранец ВА МИРА ВА ЧЕЛОВЕКА Рассказ артиста Павла Кадочникова Мпе довелось' присутствовать на беседе с артистом Павлом Петровичем Кадочнико вым, исполняющим главную роль летчика Алексея Мересьева в кинофильме «Повесть о настоящем человеке». • Вот что рассказал Павел Кадочников: —- Книгу Бориса Николаевича Полевого «Повесть, о настоящем человеке» я полю бил сразу всей:Душой. Ме ня глубоко волповала ге- роичесгля история Алек сея Мересьева. Вот почему с огромной радостью я при нял предложение сыграть в кинофильме роль отважного советского патриота. - В процессе работы мне не раз пришлось беседовать с Героем Советского Сою за ле^инком-истребителём Алексеем Петровичем Ма ресьевым, образ которого, под именем Алексея Ме ресьева, так талантливо изобразил в своей книге Борис Полевой. Помню, — ето было в Звенигороде, где тогда сни мались зимние кадры, — как я впервые встретился с Алексеем Маресьевым. Мы оба волновались, и пужпый разговор у нас долго не получал ся. И вдруг Алексей Петрович говорит: — Я знаю, что вам нузкно!.. — Что? — спрашиваю я. — А вот что!.. И, говоря эти слова, Маресьев вскаки вает на стул и, ударив себя по протезам, восклицает: «С такими потами только и летать!». Потом прыгает на пол, как бг подтверждая произнесенные слова. Этот эпизод мы потом использовали в сценг встречи летчика Мересьева с медицинской комиссией. В беседах с Алексеем Петровичем у меня и сложилось главное направление, идя п* которому, я создавал образ советского офи цера. — Я не один такой, пас много, — гово рил мне Маресьев, — вы должны показать именно многих нас, а не меня одного. Исходя из этого, я старался в образг Алексея Мересьева раскрыть черты настоя щего советского человека, благородные ка чества миллионов советских людей. Таки' людей нет и не может быть в мире хани талнзма. Мне удалось познакомиться с одной кнп гой, вышедшей недавно в Англии. A btoj ее — английский писатель летчик Рнчар. Хнлэри. Книга автобиографична. Герои ее — сам Ричард Хнлэри, воспитан ник английского Трияита-колледжа и Оксфордского университета. В годы войны — он летчик, один из ассов английской авиации. Ричард Хнлэри — летчик-истребитель, воевал против немецких захватчиков, имел на счету несколько сбитых самолетов и был сбит в бою — пад Ламаншем, у берегов Франции в сентябре 1942 года. Летчик в ногу, ему отняли стутпо. Но, изобретя протез собствеппой конструкции, оп уси ленно начал тренироваться, заниматься гимнастикой и в копце концов вернулся в авиацию. Воробьев советует Мересьеву то же заняться гимнастикой, подготовить се бя к тому, чтобы и на протезах уметь уп^ равлять самолетом. И когда Мересьев ко леблется, ссылаясь па то, что у Карповича не было одной ноги и летал оп на допотоп ных самолетах, где пе нужна была особая ловкость, быстрота, как опа нужна сейчас, во времена высокой техники, Воробьев гово рит ему: — По ведь ты же советский человек. Советский человек! Слова комиссара глубоко западают в душу Мересьгяа. Он понимает, что значит советский челозэх, оп .знает, что для советского человека Не преодолимых препятствий нет. Так силой большевистской воли Семен Воробьев помогает Мересьеву спова обрестч могучие крылья, снова вернуться в строй защитников Отчизпы, спова сесть за штур вал самолета и громить врага. В заключительных кадрах фильма мы видим Мересьева легчиком-истребителем. Мудрое большевистское наставление комис сара, твердость характера советского че ловека, воля к достижению цели, безгза- . ветная любовь к своей Родипе и ненависть к ее врагам побеждают все преграды, ставшие, казалось, непроходимой стэпой па пути Мересьева, п привели его к желанной победе. Выдающиеся достоинства кинокарти ны и ее громадное воспитательное значе ние — в глубокой идейпостп, в художест венной реалистичности, в мастерской игре всего творческого коллектива. Советское получил тяжелое, почти смертельное ране ние. Он был обожжен, ослеп. Внешне судьбы обоих летчиков сходпы. По как велико различие в их внутреннем мире, как велико различие в те* личинах и условиях, которые способстппн »лн этому. О судьбе Алексея Маресьева правдиво и ярко рассказано в книге Бориса Полевого Кадр из кинофильма «Повесть о настоящем человеке». ж в кинофильме «Повесть о настоящем че ловеке». О своей судьбе Ричард Хилэрп рассказал сам в книге, которую пазвал «Последний враг». Он был одним из «из бранных». Мысли о своем народе, мысли о социальной борьбе никогда не волновали Ричарда Хнлэри. Вот что говорит он сам о себе: «Мы 1юглл спорить о том, кто является отцом современной поэзии: Эзра Паунд или Элиот? В то же время пламенное выступле ние о судьбах свободы могло быть встре чено неловким молчанием»... За что воевал Ричард Хнлэри? Вот как он отвечает на этот вопрос: «Когда началась война, мне не было и *чадцати одного. Никто не скажет, что в те годы мы были политически сознатель ными людьми... Мы были замкнуты, чрез вычайно ограничены в своих горизонтах, отлично сознавали это и не находили в этом ничего зазорного. Мы знали, что вой на неизбежна. Ничего изменить пе могли. Мы были подавлены ощущением ее неиз бежности, но не были патриотически наст роены».., О том, как изменяется судьба советского летчика, всем хорошо известно. О чем же беседуют в госпитале герои книги Ричарда Хилэри? Здесь мы видим полную опусто шенность, духовный упадок людей, изуро дованных буржуазным обществом. Врачи возвращают летчику зрение, оперируют кожу — и Ричард Хилэрп снова думает возвратиться на боевой самолет. И вот оп беседует со своим другом Тони Толлема- ком, рассказывает ему о посещении Лондо на: «Мы располагались в «каком-нибудь ре сторане, заказывали отличный обед и оте ческим взором смотрели за юными красот- киноискусство одержало новую замечатель ную победу. Роль Алексея Мересьева играет артист Кадочников. Создав па экране ряд за мечательных образов, Кадочников в этом фильме буквально превзошел себя. Еще ни где он пе играл с такого силой, с таким мастерством, как в «Повести о настоящем человеке». Он сумел создать яркий, надол го запоминающийся образ советского воп- на-офицера, правдиво показать стаповлепие его характера, тонко передать и психоло гические переживания после ампутации пог и суровое, но гордое торжество по поводу возвращения в строй. Смотршпь на Кадоч никова, и перед тобой живой Маресьев, — так умело, без оггепка какого-то бы пп было артистического наигрывания актср воплотился в свой образ. Полкового комиссара Воробьева играет талантливый актер Охлопков. Надо сказать, что и на этот раз актер оправдал падежды советского зрителя. Как замечательный скульптор, лепит Охлопков свой образ. Его безукоризненпая игра заставляет верить, что Семен Воробьев — человек большого яшзненного опыта и топкого ума, кри стальной чистоты и беспредельной пре данности своей партии, народу, Отечеству. Верпшь, что па своем веку этот большевик мпогпх и многих людей наставлял на путь правды, вдохновлял Ъа жизнь. Можно смело сказать, что, создав цель ный, задушевный, жизпеппо правдивый об раз большевика, Охлопков своей большой творческой работой вписал еще одну яркую страницу в советское киноискусство. Колоритную фигуру военного врача создал известный нашему зрителю артист нами, окружавшими нас. Однажды ром после особенпо вкусной трапсоы я по думал: пам повезло, мы уже сегодня вку шаем удоаольствис, свойственное шестиде сятилетним старикам, Нам преждевременно открылась глубокая истина: нет выше плотского наслаждения, чем жар, который разливается внутри от старого коньяка и топкой сигары»... Итак, никаких мыслей о высоких чувствах долга, о родном народе, о родине. Об этом даже и не пытается думать человек, выросший в мире, где властвуют деньги. В кинофильме ярко х убедительно раскрыты те причины, благодаря кото рым советский летчик Алексей Мересьев действует именно так, а не по-друго му, показаны те условия, в которых рождаются герои, подобные Мересьеву. Ричард Хилэри в минуту отчаяпия, после падения в , море, перед тем, как его на шли спасательные лодки, думает о том, что он скоро умрет, и ему вспомнились стихи, которые оп берет себе эпитафией: «Я был вне родины, закона, Не был смелым. И все же почему-то мне Хотелось смерти на войне, По смерть меня не захотела». Для полной характеристики Ричарда Хилэри можно привести еще одно место из его книги. Здесь наиболее полно раскры вается философия анархистского индиви дуализма и буржуазного эгоизма. «Пас спрашивают, — пишет Хилэра, — верим ли мы в человечество. За, — произносим мы копчиками губ. Но продолжаем жить жизпью, посвященной исключительно уз кому кругу наших друзей... Мир становят ся тесен и будет еще теснее». Мпе хочется закончить свой рассказ пловами Алексея Петровича Маресьева, ко торыми он как бы отвечает английскому тетчику, хотя никогда не встречал его в жизни и пе читал его кпиш. — В нашей армии, в нашем обществе живут и действуют миллионы «настоящих людей». Не все проявили они себя при исключительных обстоятельствах, боль шинство из пих трудится неприметно, ни чем пе отличается от своих товарищей. Настоящий советский человек это тот, кто всегда и во всем привык преодолевать любые препятствия, который всегда под чиняет свои личные интересы интересам общего дела, честпо и до конца выполняет свой долг перед обществом, который ставит перед собой трудные цели и стремится к ппм, несмотря пп на какие лишения. Имен но такими людьми учит быть нашу моло дежь товарищ Сталин! Образ летчика Алексея Мересьева в ки- покартине «Повесть о настоящем челове ке» подтверждает слова отважного совет ского офицера Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева. В. ТИХОМИРОВ. Дякпй. Его Василий Васильевич — чело век неутомимою труда, неиссякаемой энер гии. В небольшую роль Дикий вложил все свое мастерство, умение. Пельзя умолчать и о творческой удаче артиста Меркурьева, играющего старшину Степана Ивановича. Заслуга Меркурьева состоит в том, что оп сумел найти для своего персонажа яркие краски, особые, ха рактерные штрихи с оттенком острого юмора. Пленяет игра и других мастеров экрана. Вновь показали свои дарования Тамара Макарова в роли медицинской сестры Клав дии Михайловпы, артист МХАТ’а Добронра- воз в эпизодической роли начальника ко- мпссн по отбору на фронт. На высоком уровне игра Л. Целиковской, Л. Свердлина, Б. Бабочкипа и других. Их творческая ра бота во мпогом определяет успех фильма. С большой теплотой встретили картину североморцы и прежде всего летчики фло та. Образ Алексея Мересьева — родной и близкий им. Пз семьи североморцев вышло немало Мересьевых. Герои-летчики Сафо- пов, Сгибнев, Сорокип, Сыромятпиков, Бо- кий, Диденко и многие другие так же, как п Мересьев, до последней капли крови сра жались с врагом. «Повесть о настоящем человеке» — это фильм подлинного социалистического .реализма, торжество советской кинема тографии. Он учит побеждать, воспитывает людей в духе высокого советского патрио тизма, беспредельной преданности делу партии Ленина — Сталина, делу комму низма. Майор Н. ДЕМЕНТЬЕВ. Герой нашего времени в* •краны нашей страны вышло заме чательное произведение киноискусства «Повесть о настоящем человеке». Фильм кадр за кадром раскрывает перед нами за мечательный образ простого советского че ловека — легчика-исгребителя Алексея Мересьева. Летчик Мересьев не одинок в фильме. Подвиг, который совершил герой, готовы повторить его товарищи Все они об’едине- ны горячей любовью к Родине, обоюдным желанием как можпо скор?е освободить Отечество от немецких захватчиков. На «ране м» видим Алексея Мересьева. у которого случай отнял ноги. Но пламен ный патриот Отчизны не покидает родную стихию. Нечеловеческими усилиями Ме ресьев борется за возврзщепие в авиацию. И это ему удается. Спова, уже на проте зах, Алексей Мересьев в небе и бьет не мецких захватчиков. Подвиг Алексея Мересьева — это под виг сотен таких же летчиков советской авиации, как и он. Мы вспоминаем славно го летчика сафоновской части Захара Со рокина, который дрался с врагом с ампути рованными ступпями. И Алексей Мересьев, и Захар Сорокин — это люди большевист ской воли, воспитанные в нашей советской действительности. Только в вашей стране люди способны совершать подобные подвиги. Советский человек, выросший в стране социализма, горячо любит свою Родину., свой народ и шютому для него не существует ни каких преград на пути к пели. И то, что совершил Алексей Мересьев, готовы по вторить тысячи наших славных сталинских соколов. Кинофильм «'Повесть о настоящем чело веке» — это правдивый рассказ о герое нашего времени. Герой Советского Союза- гвардии напитан М. БОРИСОВ. Волнующий фильм Он яростно дрался против врагов, уни чтожал их. Потерял обе ноги, но выпел победителем. Смотришь на этого просто го советского человека, на его мужество, силу и волю и тебе хочется подойти к не му, быть вместе с ним, бороться так же, как и он, за свою Родину-мать. Кинокартину «Повесть о настоящем че ловеке» смотришь с большим волнением. Правда о нашем советском человеке-воине, хорошо раскрытая игрой артиста Кадочни кова, надолго остается в памяти. Патрио тизм, мужество, выносливость и геройство Алексея Мересьева служат для нас пре красным примером. Роль полкового комиссара Воробьева в картине исполняет один из заме чательных киноартистов лауреат Сталинской премии Охлопков. Человек огромной души, всю жизнь отдав ший воспитанию советских воипов, полко вой комиссар оставил в моей памяти неиз гладимое впечатление. Вот лежит он полу живой на госпитальной койке, а сколько у него еше жажды жизни, непреклонной воли служить своему Отечеству! Нам, мо лодым офицерам, задача которых умело воспитывать своих подчиненных в духе преданности коммунистической партии, великому Сталилу, необходимо учиться у этих настоящих советских людей, во всем им подражать. Кинокартина «Повесть о настоящем чело веке» — еще одна замечательная победа советского киноискусства. Этот фильм мо билизует и воспитывает советских воинов в духе любви к большевистской партии, великому Сталину-, рождает благородные чувства патриотизма, огромное стремление самоотвержепно, честно служить своему социалистическому государству. Лейтенант В. ЖДАНОВ. Учитель мужества Военный летчик Алексей Мересьев! Он один из лучших сынов нашей Родины. Он достойно и смело вступил в шеренгу геро ев. Ни холод, ни голод, ни призрак самой смерти не сломили его. Сквозь пургу, лес, снежные пространства Алексей пропес ве ликую любовь к жизпн, пепоколебимую ве ру в партию большевиков, в свой народ, в его силы. Мастерски воссоягяпнътГг на экране об раз мужествеппого сталинского сокола про буждает лучшие мечты и чувства. Замеча тельная игра Кадочникова вызывает за служенное восхищение зрителей. Сколько душевной теплоты, твердости и, главное, простоты сумел передать этот талантливый актер. В правдивость сменяющих друг дру га кадров не только верится, по пробуж дается желание быть таким, как Алексей Мересьев. На его примере, па его образе мы учимся мужеству и самоотверженному служению Советской Родине. Старший матрос А. АЛЯШЕЕ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz