На страже Заполярья. 1948 год. Декабрь.

2 ИД С Т Р А Ж Е Э Д Л в Л Я Р Б Я 7 лмабря 1948 г., № 288 (3284) UM SC О к и н о ф и л ь м е „По в е с т ь о н а с т о я щ е м ч е л о в е к « ИХ ВЕЛИ В БОЙ ПАРТИЯ ЛЕНИНА — СТАЛИНА Замечательные люди показаны в кипо- картипе «Повесть о настоящем человеке». Рядом с победившим смерть Алексеем Ме- ресьевым па экране единым строем прохо­ дят перед зрителем друзья отважного сталинского сокола. Среди пих особенно выделяется обая- тсльпая личность полкового комиссара Семена Воробьева. Заботливый, по-отцов- скп отзывчивый представитель старшего поколепня большевиков, даже будучи при­ кованным тяжким недугом к постели, пе забывает об окружающих его людях. Когда Алексей теряет веру в себя, ето поддерживает комиссар. Просто и вместе с тем тактично и умно Воробьев помогает от­ важному летчику возвратиться к любимой профессии. Незабываем кадр фильма, где комиссар говорит Мересьеву о том, что он советский человек. После этих слов паступает пере­ лом в душе Алексея. Оп обретает веру в жизпь, веру в себя, в своп силы. Мересьев возвращается в строй, снова парит в голу­ бом небе, уничтожая врага. Комиссар боль­ шевик Воробьев помог ему вторично побе­ дить смерть. Общснпе с Воробьевым оставило глубо­ кий след и в памяти Героя Советского Сою­ за старшипы Степана! Ивановича. Он — хлебороб, его руки истосковались по рабо­ те на колхозном поле. Старшина, колеб­ лясь, не знает, итти ли ему на фронт или возвратиться в родпое село. Оп советуется с комиссаром. И старый большевик отве­ чает ему, чтобы он спросил совета у своего сердца и сделал так, как оно под­ скажет. Старшипа понял. В тяжелое для Родины время он решил воевать. Многих за свою жизнь наставил комис­ сар на путь истины. В фильме отображена только небольшая часть его деятельности. По п этого достаточно, чтобы убедиться в кристальной чистоте, неиссякаемой энер­ гии этого человека, представителя старше­ го поколепня большевиков. Он полит­ работник, тонкий знаток человеческой ду­ ши, подлипный вожак масс. К голосу Семена Воробьева прислушива­ лись все окружавшие его люди. Опи ви­ дели в нем старшего товарища, закаленно­ го коммуниста, представителя большевист­ ской партии. Потому так велик был его авторитет. Советские люди всегда побеждают пото­ му, что их ведет партия Ленина— Сталина. Лейтенант М. НИКОЛКИН. Верный сын Отчизны По снегу медленно ползет человек. Те­ ло его рывками продвигается вперед. Вот оп приподнялся, сделал движеппе. Упал. Одеть громадное напряжение. Тело вповь подвинулось. И так продолжается долго, долго... Йогда видишь ото на экране, вначале кажется, что недалек предел силам героя, что вот-вот он в изпемолфнги упадет, угаснет последняя надежда на спасепио, га жизнь. По нет. Алексей Мересьев не сдается. В нем бесконечно велика тяга к жизни. Он знает, что нужен Родине, что он обязан жить. Вглядевшись внимательно в его лицо, невольно удивишься, как оно преобра­ жается. Выразкепие страдания вдруг сме­ няется| суровостью, твердостью, стремле­ нием во что бы то пи стало победить. И потому, как зрители напряженно, внимательно следят за событиями па экра- ] не, чувствуете*, что герой фильма беско- н ^ о близок, дорог им. Одинокий, войною брошеппый в тыл врага, летчик Маресьев, ! безусловно, тоже сознавал эту любовь к се£е, свою неограниченную громадную род­ ственную связь с советским народом. И Алексей хватался за жизнь. Он доро­ жил его, тиобы бороться, чтобы победить.* Настойчивость не изменила ему, и он, дей- спптельно, победил. Подобен многим верным сына* Родины образ Алексея, самоотверженного борца за коммунизм, встает перед зрителем во всем своем величии, во -всей замечательной кра­ соте в прекрасной кинокартине «Повесть о пастоящем человеке». Людей с такой душой, м * у Алексея Мересьева, -у пас тысячи, миллиопы. И опи, если потребуется, приумножат боевую славу любимой Отчизны. j ч Сержант М. БОКУН. ВО ИМЯ ПОБЕДЫ Среди североморских летчиков кино­ фильм «Повесть о настоящем человеке» нашел горячее одобрение. В тяжелых боях наш любимый герой побеждает смерть. Будучи тяжело ранен­ ным, он решает во что бы то пи стало до­ браться до своих и снова бить врага. Какие только трудности ни пришлось перенести этому большой силы воли человеку П оп побеждает. Побеждает пе потому, что его толкает на это инсггипкт самосохранения. Горячая любовь к Родине, во имя которой он жил и сражался, вела его в бой. Па экране мы видим человека без ног, у которого пп па минуту не угасает мечта снова вернуться в авиацию. Еще на госпи­ тальной 1 &йке он готовит себя к грядущим боям. В мипуты тяжелого морального со­ стояния на помощь Алексею Мересьеву приходит пламеппый большевик полковой комиссар Воробьев. Поддержанный товари­ щами, Алексей твердо верит в свои силы. Это помогает ему возвратиться на любимый самолет и продолжать громить врага. (Когда смотришь эту картину, невольно вспомипаешь многих североморских лет­ чиков, которые так л&е, как и Алексей Ма­ ресьев, не жалея сил и эперпии и самой жизни, защищали любимую Родину. Обра­ зы незабвенных героев Ильи Катупииз, подполковника Сыромятпикова воскрешают­ ся в пашей памяти. Мы гордимся своими боевыми товарищами, отдавшими свою л:изнь за счастье народа. Старший лейтенант Н. МЕЛЬЧЕНКО. ПРАВДА О ВЕЛИКОМ ПОДВИГЕ «Повесть о настоящем человеке» — по­ вое- выдающееся достижение советского ки­ ноискусства. Фильм покоряет прежде всего своей высокой идейностью, правдивым раскрытием образов, характеров советских лю д е й , глубины их мыслей, чаяний, стрем­ л е н и й . Смотришь картину — и перед то­ бой во весь свой исполинский рост встает советский человек, благородные п возвы- шеппые дела которого паправлепы на бла­ го Родипы, на победу в Великой Отечест­ в е н н о й войпе. Сценарий фильма наппсан по книге Бориса Полевого, которая широко известна з нашом народе. В 1942 году рапепый летчик Мересьев на подбитом самолете падает в лесу, за лилией фронта. Па искалечеппьгх погах, обессиленный, Мересьев пробирается к сво­ им. Уже в первых кадрах фильма мы ви­ дим в Мерееьеве человека пеобыкповенной силы воли, стремящегося сделать все воз­ можное и невозможное, чтобы добиться сво­ ей цели. Он делает несколько десятков ты­ сяч нюгов в депь, питается плодом еловых шишек, смерть неотступно следует за ппм, по оп пе сдается, передвигается па руках и погах, ползет по ледяным оврагам и бал­ кам, сквозь чащобу леса — ему надо к своим. — А все-таки пе плен, а все-такп пе плен, — говорит оп, п сознание долга перед Родиной придает ему повые силы. П, наконец, на 19 сутки, совершенно обессиленного и изнемогшего, его подбира­ ют советские люди. Какое счастье после долги траштеишх ДОЙ и потей, доме победы пад смертью вновь очутиться сре­ ди своих! И первая мысль у Мересьева — авиация. Может ли оп летать? Может ли он снова подпяться в воздух и бить врага? В госпитале ему ампутируют ноги. Ни­ каких надежд па возвращение в боевую семыо летчиков! П вот здесь, в госпитале, перед зрителем проходит целая плеяда образов и портре­ тов замечательных советских людей, лю­ дей широкой души и большого сердца. Среди пих особеппо выделяется полковой комиссар Семен Воробьев. Прошедший сквозь горнило гражданской войны, обо­ гащений жнзпеппым опытом, Семеп Во- i росьев является представителем нашей j славной коммунистической партии. Старый I большевик, страстный лропагапдист и аги­ татор, комиссар и здесь, будучи прпко- ваниым к постели, безнадежно больпой, от­ дает все свои силы, чтобы всячески под­ держать каждого, кто падает духом, все­ лить в пего увереппость в силы. П когда Алексей Мересьев теряет всякую надежду на возвращеппе в строй, когда характер его падламливался, на помощь ему прихо­ дит комиссар Воробьев. Оп рассказывает летчику о ппсателе-болыневике Остров­ ском, приводит знаменитые сталнп^лие слова о преодолении трудностей в борьбе. Как паставпик, Семеп Воробьев вселяет г. Мересьева веру в жизпь, указывает ему дальнейший верный путь. Одпажды комиссар вручил Мересьеву журнал, в котором описывается подвиг русского летчика Карповича в первую ми­ ровую войду. Поручик Карпович был ранец ВА МИРА ВА ЧЕЛОВЕКА Рассказ артиста Павла Кадочникова Мпе довелось' присутствовать на беседе с артистом Павлом Петровичем Кадочнико­ вым, исполняющим главную роль летчика Алексея Мересьева в кинофильме «Повесть о настоящем человеке». • Вот что рассказал Павел Кадочников: —- Книгу Бориса Николаевича Полевого «Повесть, о настоящем человеке» я полю­ бил сразу всей:Душой. Ме­ ня глубоко волповала ге- роичесгля история Алек­ сея Мересьева. Вот почему с огромной радостью я при­ нял предложение сыграть в кинофильме роль отважного советского патриота. - В процессе работы мне не раз пришлось беседовать с Героем Советского Сою­ за ле^инком-истребителём Алексеем Петровичем Ма­ ресьевым, образ которого, под именем Алексея Ме­ ресьева, так талантливо изобразил в своей книге Борис Полевой. Помню, — ето было в Звенигороде, где тогда сни­ мались зимние кадры, — как я впервые встретился с Алексеем Маресьевым. Мы оба волновались, и пужпый разговор у нас долго не получал­ ся. И вдруг Алексей Петрович говорит: — Я знаю, что вам нузкно!.. — Что? — спрашиваю я. — А вот что!.. И, говоря эти слова, Маресьев вскаки­ вает на стул и, ударив себя по протезам, восклицает: «С такими потами только и летать!». Потом прыгает на пол, как бг подтверждая произнесенные слова. Этот эпизод мы потом использовали в сценг встречи летчика Мересьева с медицинской комиссией. В беседах с Алексеем Петровичем у меня и сложилось главное направление, идя п* которому, я создавал образ советского офи­ цера. — Я не один такой, пас много, — гово­ рил мне Маресьев, — вы должны показать именно многих нас, а не меня одного. Исходя из этого, я старался в образг Алексея Мересьева раскрыть черты настоя щего советского человека, благородные ка­ чества миллионов советских людей. Таки' людей нет и не может быть в мире хани талнзма. Мне удалось познакомиться с одной кнп гой, вышедшей недавно в Англии. A btoj ее — английский писатель летчик Рнчар. Хнлэри. Книга автобиографична. Герои ее — сам Ричард Хнлэри, воспитан­ ник английского Трияита-колледжа и Оксфордского университета. В годы войны — он летчик, один из ассов английской авиации. Ричард Хнлэри — летчик-истребитель, воевал против немецких захватчиков, имел на счету несколько сбитых самолетов и был сбит в бою — пад Ламаншем, у берегов Франции в сентябре 1942 года. Летчик в ногу, ему отняли стутпо. Но, изобретя протез собствеппой конструкции, оп уси­ ленно начал тренироваться, заниматься гимнастикой и в копце концов вернулся в авиацию. Воробьев советует Мересьеву то­ же заняться гимнастикой, подготовить се­ бя к тому, чтобы и на протезах уметь уп^ равлять самолетом. И когда Мересьев ко­ леблется, ссылаясь па то, что у Карповича не было одной ноги и летал оп на допотоп­ ных самолетах, где пе нужна была особая ловкость, быстрота, как опа нужна сейчас, во времена высокой техники, Воробьев гово­ рит ему: — По ведь ты же советский человек. Советский человек! Слова комиссара глубоко западают в душу Мересьгяа. Он понимает, что значит советский челозэх, оп .знает, что для советского человека Не­ преодолимых препятствий нет. Так силой большевистской воли Семен Воробьев помогает Мересьеву спова обрестч могучие крылья, снова вернуться в строй защитников Отчизпы, спова сесть за штур­ вал самолета и громить врага. В заключительных кадрах фильма мы видим Мересьева легчиком-истребителем. Мудрое большевистское наставление комис­ сара, твердость характера советского че­ ловека, воля к достижению цели, безгза- . ветная любовь к своей Родипе и ненависть к ее врагам побеждают все преграды, ставшие, казалось, непроходимой стэпой па пути Мересьева, п привели его к желанной победе. Выдающиеся достоинства кинокарти­ ны и ее громадное воспитательное значе­ ние — в глубокой идейпостп, в художест­ венной реалистичности, в мастерской игре всего творческого коллектива. Советское получил тяжелое, почти смертельное ране­ ние. Он был обожжен, ослеп. Внешне судьбы обоих летчиков сходпы. По как велико различие в их внутреннем мире, как велико различие в те* личинах и условиях, которые способстппн »лн этому. О судьбе Алексея Маресьева правдиво и ярко рассказано в книге Бориса Полевого Кадр из кинофильма «Повесть о настоящем человеке». ж в кинофильме «Повесть о настоящем че­ ловеке». О своей судьбе Ричард Хилэрп рассказал сам в книге, которую пазвал «Последний враг». Он был одним из «из­ бранных». Мысли о своем народе, мысли о социальной борьбе никогда не волновали Ричарда Хнлэри. Вот что говорит он сам о себе: «Мы 1юглл спорить о том, кто является отцом современной поэзии: Эзра Паунд или Элиот? В то же время пламенное выступле­ ние о судьбах свободы могло быть встре­ чено неловким молчанием»... За что воевал Ричард Хнлэри? Вот как он отвечает на этот вопрос: «Когда началась война, мне не было и *чадцати одного. Никто не скажет, что в те годы мы были политически сознатель­ ными людьми... Мы были замкнуты, чрез­ вычайно ограничены в своих горизонтах, отлично сознавали это и не находили в этом ничего зазорного. Мы знали, что вой­ на неизбежна. Ничего изменить пе могли. Мы были подавлены ощущением ее неиз­ бежности, но не были патриотически наст­ роены».., О том, как изменяется судьба советского летчика, всем хорошо известно. О чем же беседуют в госпитале герои книги Ричарда Хилэри? Здесь мы видим полную опусто­ шенность, духовный упадок людей, изуро­ дованных буржуазным обществом. Врачи возвращают летчику зрение, оперируют кожу — и Ричард Хилэрп снова думает возвратиться на боевой самолет. И вот оп беседует со своим другом Тони Толлема- ком, рассказывает ему о посещении Лондо­ на: «Мы располагались в «каком-нибудь ре­ сторане, заказывали отличный обед и оте­ ческим взором смотрели за юными красот- киноискусство одержало новую замечатель­ ную победу. Роль Алексея Мересьева играет артист Кадочников. Создав па экране ряд за­ мечательных образов, Кадочников в этом фильме буквально превзошел себя. Еще ни­ где он пе играл с такого силой, с таким мастерством, как в «Повести о настоящем человеке». Он сумел создать яркий, надол­ го запоминающийся образ советского воп- на-офицера, правдиво показать стаповлепие его характера, тонко передать и психоло­ гические переживания после ампутации пог и суровое, но гордое торжество по поводу возвращения в строй. Смотршпь на Кадоч­ никова, и перед тобой живой Маресьев, — так умело, без оггепка какого-то бы пп было артистического наигрывания актср воплотился в свой образ. Полкового комиссара Воробьева играет талантливый актер Охлопков. Надо сказать, что и на этот раз актер оправдал падежды советского зрителя. Как замечательный скульптор, лепит Охлопков свой образ. Его безукоризненпая игра заставляет верить, что Семен Воробьев — человек большого яшзненного опыта и топкого ума, кри­ стальной чистоты и беспредельной пре­ данности своей партии, народу, Отечеству. Верпшь, что па своем веку этот большевик мпогпх и многих людей наставлял на путь правды, вдохновлял Ъа жизнь. Можно смело сказать, что, создав цель­ ный, задушевный, жизпеппо правдивый об­ раз большевика, Охлопков своей большой творческой работой вписал еще одну яркую страницу в советское киноискусство. Колоритную фигуру военного врача создал известный нашему зрителю артист нами, окружавшими нас. Однажды ром после особенпо вкусной трапсоы я по­ думал: пам повезло, мы уже сегодня вку­ шаем удоаольствис, свойственное шестиде­ сятилетним старикам, Нам преждевременно открылась глубокая истина: нет выше плотского наслаждения, чем жар, который разливается внутри от старого коньяка и топкой сигары»... Итак, никаких мыслей о высоких чувствах долга, о родном народе, о родине. Об этом даже и не пытается думать человек, выросший в мире, где властвуют деньги. В кинофильме ярко х убедительно раскрыты те причины, благодаря кото­ рым советский летчик Алексей Мересьев действует именно так, а не по-друго­ му, показаны те условия, в которых рождаются герои, подобные Мересьеву. Ричард Хилэри в минуту отчаяпия, после падения в , море, перед тем, как его на­ шли спасательные лодки, думает о том, что он скоро умрет, и ему вспомнились стихи, которые оп берет себе эпитафией: «Я был вне родины, закона, Не был смелым. И все же почему-то мне Хотелось смерти на войне, По смерть меня не захотела». Для полной характеристики Ричарда Хилэри можно привести еще одно место из его книги. Здесь наиболее полно раскры­ вается философия анархистского индиви­ дуализма и буржуазного эгоизма. «Пас спрашивают, — пишет Хилэра, — верим ли мы в человечество. За, — произносим мы копчиками губ. Но продолжаем жить жизпью, посвященной исключительно уз­ кому кругу наших друзей... Мир становят­ ся тесен и будет еще теснее». Мпе хочется закончить свой рассказ пловами Алексея Петровича Маресьева, ко­ торыми он как бы отвечает английскому тетчику, хотя никогда не встречал его в жизни и пе читал его кпиш. — В нашей армии, в нашем обществе живут и действуют миллионы «настоящих людей». Не все проявили они себя при исключительных обстоятельствах, боль­ шинство из пих трудится неприметно, ни­ чем пе отличается от своих товарищей. Настоящий советский человек это тот, кто всегда и во всем привык преодолевать любые препятствия, который всегда под­ чиняет свои личные интересы интересам общего дела, честпо и до конца выполняет свой долг перед обществом, который ставит перед собой трудные цели и стремится к ппм, несмотря пп на какие лишения. Имен­ но такими людьми учит быть нашу моло­ дежь товарищ Сталин! Образ летчика Алексея Мересьева в ки- покартине «Повесть о настоящем челове­ ке» подтверждает слова отважного совет­ ского офицера Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева. В. ТИХОМИРОВ. Дякпй. Его Василий Васильевич — чело­ век неутомимою труда, неиссякаемой энер­ гии. В небольшую роль Дикий вложил все свое мастерство, умение. Пельзя умолчать и о творческой удаче артиста Меркурьева, играющего старшину Степана Ивановича. Заслуга Меркурьева состоит в том, что оп сумел найти для своего персонажа яркие краски, особые, ха­ рактерные штрихи с оттенком острого юмора. Пленяет игра и других мастеров экрана. Вновь показали свои дарования Тамара Макарова в роли медицинской сестры Клав­ дии Михайловпы, артист МХАТ’а Добронра- воз в эпизодической роли начальника ко- мпссн по отбору на фронт. На высоком уровне игра Л. Целиковской, Л. Свердлина, Б. Бабочкипа и других. Их творческая ра­ бота во мпогом определяет успех фильма. С большой теплотой встретили картину североморцы и прежде всего летчики фло­ та. Образ Алексея Мересьева — родной и близкий им. Пз семьи североморцев вышло немало Мересьевых. Герои-летчики Сафо- пов, Сгибнев, Сорокип, Сыромятпиков, Бо- кий, Диденко и многие другие так же, как п Мересьев, до последней капли крови сра­ жались с врагом. «Повесть о настоящем человеке» — это фильм подлинного социалистического .реализма, торжество советской кинема­ тографии. Он учит побеждать, воспитывает людей в духе высокого советского патрио­ тизма, беспредельной преданности делу партии Ленина — Сталина, делу комму­ низма. Майор Н. ДЕМЕНТЬЕВ. Герой нашего времени в* •краны нашей страны вышло заме­ чательное произведение киноискусства «Повесть о настоящем человеке». Фильм кадр за кадром раскрывает перед нами за­ мечательный образ простого советского че­ ловека — легчика-исгребителя Алексея Мересьева. Летчик Мересьев не одинок в фильме. Подвиг, который совершил герой, готовы повторить его товарищи Все они об’едине- ны горячей любовью к Родине, обоюдным желанием как можпо скор?е освободить Отечество от немецких захватчиков. На «ране м» видим Алексея Мересьева. у которого случай отнял ноги. Но пламен­ ный патриот Отчизны не покидает родную стихию. Нечеловеческими усилиями Ме­ ресьев борется за возврзщепие в авиацию. И это ему удается. Спова, уже на проте­ зах, Алексей Мересьев в небе и бьет не­ мецких захватчиков. Подвиг Алексея Мересьева — это под­ виг сотен таких же летчиков советской авиации, как и он. Мы вспоминаем славно­ го летчика сафоновской части Захара Со­ рокина, который дрался с врагом с ампути­ рованными ступпями. И Алексей Мересьев, и Захар Сорокин — это люди большевист­ ской воли, воспитанные в нашей советской действительности. Только в вашей стране люди способны совершать подобные подвиги. Советский человек, выросший в стране социализма, горячо любит свою Родину., свой народ и шютому для него не существует ни­ каких преград на пути к пели. И то, что совершил Алексей Мересьев, готовы по­ вторить тысячи наших славных сталинских соколов. Кинофильм «'Повесть о настоящем чело­ веке» — это правдивый рассказ о герое нашего времени. Герой Советского Союза- гвардии напитан М. БОРИСОВ. Волнующий фильм Он яростно дрался против врагов, уни­ чтожал их. Потерял обе ноги, но выпел победителем. Смотришь на этого просто­ го советского человека, на его мужество, силу и волю и тебе хочется подойти к не­ му, быть вместе с ним, бороться так же, как и он, за свою Родину-мать. Кинокартину «Повесть о настоящем че­ ловеке» смотришь с большим волнением. Правда о нашем советском человеке-воине, хорошо раскрытая игрой артиста Кадочни­ кова, надолго остается в памяти. Патрио­ тизм, мужество, выносливость и геройство Алексея Мересьева служат для нас пре­ красным примером. Роль полкового комиссара Воробьева в картине исполняет один из заме­ чательных киноартистов лауреат Сталинской премии Охлопков. Человек огромной души, всю жизнь отдав­ ший воспитанию советских воипов, полко­ вой комиссар оставил в моей памяти неиз­ гладимое впечатление. Вот лежит он полу­ живой на госпитальной койке, а сколько у него еше жажды жизни, непреклонной воли служить своему Отечеству! Нам, мо­ лодым офицерам, задача которых умело воспитывать своих подчиненных в духе преданности коммунистической партии, великому Сталилу, необходимо учиться у этих настоящих советских людей, во всем им подражать. Кинокартина «Повесть о настоящем чело­ веке» — еще одна замечательная победа советского киноискусства. Этот фильм мо­ билизует и воспитывает советских воинов в духе любви к большевистской партии, великому Сталину-, рождает благородные чувства патриотизма, огромное стремление самоотвержепно, честно служить своему социалистическому государству. Лейтенант В. ЖДАНОВ. Учитель мужества Военный летчик Алексей Мересьев! Он один из лучших сынов нашей Родины. Он достойно и смело вступил в шеренгу геро­ ев. Ни холод, ни голод, ни призрак самой смерти не сломили его. Сквозь пургу, лес, снежные пространства Алексей пропес ве­ ликую любовь к жизпн, пепоколебимую ве­ ру в партию большевиков, в свой народ, в его силы. Мастерски воссоягяпнътГг на экране об­ раз мужествеппого сталинского сокола про­ буждает лучшие мечты и чувства. Замеча­ тельная игра Кадочникова вызывает за­ служенное восхищение зрителей. Сколько душевной теплоты, твердости и, главное, простоты сумел передать этот талантливый актер. В правдивость сменяющих друг дру­ га кадров не только верится, по пробуж­ дается желание быть таким, как Алексей Мересьев. На его примере, па его образе мы учимся мужеству и самоотверженному служению Советской Родине. Старший матрос А. АЛЯШЕЕ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz