На страже Заполярья. 1948 год. Август.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 28 август* 1948 г., № 203 (31М)< В Президиуме Академии наук СССР Обсуждение итогов сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина щ В Зи ■ № УЖ,* '< " ^<У- • ' • * • «!ж JS* Ч;: “ т д а : 24— 26 августа состоялось расширенное засядашк*. Президиума Академии паук СССР. Заседание обсудило итога недавно прошед шей сессии Всесоюзной Академии сельско хозяйственных наук пмеош В. И. Лешина. После вступительного слова Президента Академии наук СССР академика С. IL Ва вилова с докладом о деятельности отделе ния биологических иаук Академии высту пил академик Л. А. Орбели. Содоклад от биологического отделения сделал директор института биохимии Академии паук СССР академик А. И. Опарин. В прениях высту-» пили: академик В. П. Сукачев, Министр высшего образования СССР С. В. Кафтановц доктор биологических наук П. Е. Глущен ко, член-корреспондент Академии наук СССР X. С. Коштоянц, Министр сельского хозяйства СшРИ. А. Бепеднктов, .доктор биологических наук, директор института литология, гистологии и эмбриологии Г.-К. Хрущев, академик Н. А. Максимов, Ми*, нистр совхозов СССР Н. А. Скворцов, ака демик Е. Н. Павловский, академик М. В. Митин, член-корреспондент Академии наук СССР В. П. Бупптнскии. член-корреспон дент Академии наук СССР А. А.* Авзкян, академик Г. Ф. Александров, академик Г». Б. Полынов. Президент Академии наук Белорусской ССР П. И. Гращенков, акаде мик Я. Г. Бруевич, профессор Н. И. Нуж- дин, член-етч>респондент Академии наук СССР А. А. Максимов. После прении засе дайте заслушало (заключительное слово ака демика Л. А. Орбели и заключительное слово Президента Академии наук СССР д^демпка С. И. Вавилова. * * ♦ Открывая заседание Президиума, акаде мик С. П. Вавилов в своем вступительном слове задам, что итоги недавно закончив шейся сессии Всесоюзной Академии сель скохозяйственных наук имени В. П. Ленина имеют решающее значение для направле- вия дальнейшей работы Академии паук СССР в области биологических наук. Речь вдет о центральной проб;геме биологии — наследственности, изменчивости и эволю ции. В очень давпем споре сведи биологов по этим вопросам биологическая паука нашей Рошгы в лице таких ученых, как Сеченов, Павлов, Мечников, Тимирязев, Мичурин. Докучаев, Вильямс, • Северцев, Комаров, всегда заппмала передовые про грессивные позиции. Особенно ярким представителем творче ского направления в ученик о развитии живой прн]*>ды был наш великий соотече- ствепнпк академик П. В. Мичурип. Он создатель новой эпохи в развитии дарви низма. Естественно, что в царской России мичуринские учение не могло быть при знано. Мптугпг был aanciBo открыт для на шего m рода и для передовой пауки генпем Ленина и Ста.типа. В советской стране учение Мичурина шклучило широкие воз можности для своего развития и принесло конкретны*» плоды в валиком деле револю ционного преобразования природы. В про тивовес подлдяшо революционному, мате риалистическому направлению в биологии давно олрете.тилось совершенно другое — реакционна идеалпстичгское теч°п:ге в биологии, выразившееся в учешти Вейсмана —Моргана. В Академии паук это направ ление в рлшых оттенках представлено, в частности, работами П. П. Шмальгаузена, П. П. Дубинина, И. А. Рапопорта и других. Академик С. И. Вавилов далее отмечает, что Президиум! Академии паук СССР и ер отделение биологических наук пе закрыва ли дорогу формально гепетическому на правлению, которое иротолжлло развивать ся в академпп, в институте цитологии, гистологии и эмбриологии, в институте эво люционной морфологии имени А. П. Север- цева и отдельных ячейках других институ тов. — Пам надо, — говорит в колле своего вступительное слова академик С. П. Ва вилов, — перестроить нашу работу в об ласти биологии так, чтобы Академия наук СССР заняла ведущее место в борьбе пр<»тив реакционных идеалистических течений в биологии в Советском Союзе, а также за рубежом. В биологии, как и всюду, падо агскоренлть раболепие и низкопоклонство лгеред заграницей. Нужна мобилизация на ших сил на дальнейшее развитие учения Мичурина и его последователей — акаде мика Лысенко и других. Перед нами боль шая я благородная задача — развить вптгь я вглубь мичуринскую науку — науку, достойную великой сталинской эпо хи. скому вопросу». В действительности же тратой государственных средств на никому руководители биологического отделения ак тивно покровительствовали вейсманистам- морганистам и насаждали в подведомствен ных им институтах кадры вейсманистов. Они широко открыли страницы биологиче ских журналов для пропаганды вейсманиз ма-морганизма. Л. А. Орбеаи сказал в своем докладе, что сн «считал необходимым уважать чужое мнение и не преграждать дорогу тому, кто расходится с моими Ггнчяыми научными взглядами». В действительности эта аполи тичность и об’ективиэм означали не только потворствование реакционным, чуждым со ветскому народу взглядам в области биоло гии, во и склонность к вейсманизму самого Л. А. Орбели. Именно поэтому па биологи ческом отделении Академии сетии себе прючное гнездо вейсманисты-морганисты. Естественно, поэтому-то выступаюшие в ярениях подвергли доклад Л. А. Орбели •строп и справедливой критике, как не удовлетворительный. * * * Д-ftynoe отношение участников заседания встретил содоклад директора института биопшдги Академии наук СССР академика А. И. Опарина, занявшего позицию после довательного сторонника мичуринского ма териалистического направления в биологии. — Доклад академика Лысенко на сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйствен ных нЦук имени В. П. Ленина, — говорит А. П. Апарин, — глубоко и ярко раскрыл современный этап идеологической борьбы на биологическом фронте, которая сейчас особенно обострилась во всем мире. Мичу ринское направление в биологии, базирую щееся, на диалектическом материализме, на практике социалистического строительст ва является единственно правильным на правлением и вне его пе может быть даль нейшего прогрессивного развития ни в од ной области биологического знания; Академик Опарин говорит далее о том, что Академия наук СССР должна пере смотреть свои полиции в вопросе о дальней шем развитии биологической пауки. Оп подвергает критике руководство биологиче ского отделения Академии наук СССР, ко торое но разобралось своевременно в про исходившей на биологическом Фронте тео ретической борьбе и не оказало необходи мей поддержки мичуринскому направлению. — Перед Президиумом Академия паук ССОР,— сказал в заключение академик Опа- рип,—стоит неотложная задача— ликвиди ровать те ошибки, которые были допущены Академией па биологическом участке ее работы. В первую очередь должны бить пересмотрены планы и осуществлены оп- ганизапяонные изменения в институтах от деления. * * * * * * Пос.те вступительного слова Президента Академии наук СССР С. П. Вавилова, ука завшего на ошибки Президиума Академии и отделения биологических наук, участники расширенного заседания ожидали, что ака демик Л. А. Орбели даст в своем докладе о Острой и заслуженной критике под- герглись оптитки Президиума Академии и отделения биологических наук в р-гчах участников заседания, выступивших в пре ниях. Министр высшего образования СССР С. В. Кафтанов в своем выступлении на звал доклад академика Л. А. Ор5ели деля ческим, песамокрптичпым. Не случайпо,— говорит оратор, — что морганисты свили себе гнездо именно в Америке, которая яв ляется сейчас средоточием всего реакцион ного, что есть в литературе, науке и поли тике. О недопустимом зажиме мичуринского направления в отделении биологических паук Академии говорил в своем выступле нии доктор биологических наук И. Е. Глу щенко. — В то же время, — говорит оратор, — идеалистическое, реакциоппо-моргапист- ское направление в Академии нередко по ощрялось. Так, напрпмер, ярый менделист Дубинпн получал поддержку в отделениях био.инпчеекпх наук. Министр сельского хозяйства СССР И. А. Бенедиктов в своей речи у'казал, что социа листическое сельское хозяйство пе ощуща ет сколько-нпбудь зпачптельпой практиче ской помощи со стороны Академии наук СССР в деле нод’ема культуры земледелия, повышения урожайности нолей и продук тивности животноводства. Он подверг рез кой критике институт эволюцноппой мор фологии, ппстптут физиологии растений, почвенный институт, которые пе только пе способствовали развитию мичуринского уче ния, но и всячески тормозили его разви тие. Министр совхозов СССР Н. А. Скворцов в своей речи сказал: — Каждый из пас ожидал, что руково дитель отделеппя биологических наук ака демик Орбели со свойственной советскому деятельности отделения биологических ученому большевистской прямотой и искреп- наук.глубокий научный апализ положению 1 постью вскроет положение в биологическом II руководимом им отделении и обстоятельно у -кроет причины допущенных серьезных ошибок. Однако доклад Л. А.- Орбели не <пра 5 дал законных ожиданий участников .:.г елакия. Об острой идеологической борьбе у^чурлндев с вейсманистами Л. А. Орбели гузернл в своем докладе, как «о всегда возможных расхождениях во взглядах», j;«k «о борьбе мнений по чисто бяолопгче* отделении. К сожалению, наши надежды не оправдались. В докладе академика Орбе.ти отражена его попытка рассматривать два противоположных направления в биологи ческой науке, как вполне допустимые, в споре между которыми должна родиться нетипа. Говоря о бесплодности «научной» работы формальных генетиков, тов. Сквор цов призывает покончить с беззастенчт юй пе пужные лженаучные исследования. Академик Е. Н. Павловский в своей ре чи говорит о недопустимости отрыва ин ститутов отделения биологических наук Академии от практики социалистического строительства, в частности, о нежелании Президиума Академии заниматься такой отраслью производства, как животноводст во. Академик М. Б. Митин в своей речи под черкнул, что доклад академика Орбели не мобилизует советских биологов на решение новых задач. Тов. Митин критикует инсти тут философии Академии наук, который, по его мнению, стоял в сторопе от острой борь бы между мичуринским, мат^иалистиче- ским направлением и вейсмапистским, иде алистическим направлением в биологии. Член-корреспондент Академии паук СССР А. А. Авакян говорит: — Основная ошибка руководителей от деления биологических паук и институтов, входящих в это отдаление, заключалась в том, что они не верили в силу мичурин ского учения и верили в силу вейсманизма, мепделизма, морганизма. Только этим можпо об’яснить. что руководство отделе ния биологических паук нашло пужным рядом с институтом генетики Академии на ук, стоящим па мичуринских позициях, ор ганизовать другой институт, который стал убежищем для морганпстов. Академик Г. Ф. Александров в своей ре чи указал, что обсуждение вопроса о био логии вышло за рамки работы отделения биологических наук. Речь идет об Академии наук в целом. «Будет ли Академия наук играть роль действительно революционного и неприступного для буржуазной идеологии штаба передовой науки, — вот о чем идет речь. В Академии наук есть достаточно сил, чтобы высоко держать знамя советской на уки». Академик Н. Г. Бруевич в своем выступ лении признал, что Президиум Академии наук и ои лично, как академик — секре тарь Академии, допустил большие ошибки в своей работе но руководству биологиче скими учреждениями Академии. Академик П. Г. Бруевич заявил, что ака демик Орбелп отказался озпакомпть члепев Президиума Академии со своим докладом и что сделанный академиком Орбелп доклзд не разделяется членами Президиума Акаде мии. Профессор Н. И. Нуждин в своей речи сказал: — Мы, работники Академии паук, не можем спокойпо относиться к тому факту', что Академия паук оказалась пе в авап- гарде передового мичуринского направле ния. Независимо от личных желаний руко водителей биологических учреждений Ака демии, об’ектпвио опи укрепляли реакци онное менделевско-моргановское направле ние. Доктор биологических паук Г. К. Хру щев (ппстптут цитологии, гистологиия эм бриологии). академик Б. Б. Полынов (поч венный институт) в своих выступлениях говорили о серьезных недостатках в дея тельности институтов и о мерах, которые принимаются сейчас г. тому, чтобы пере строить их работу иа основе учения Мичу рина, Тимирязева и Вильямса. * * * Обсуждепие итогов сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук пме- пи В. И. Ленина показало, что в составе Академии наук СССР имеется достаточпо сил и решимости, чтобы в борьбе двут противоположных направлений в биологии и других смежных с пею науках обес печить полпое торжество нашей советской идеологии. Участники заседания пе только осудили деятельность сторонников реакци онного менделевско-моргаиовского направ ления, но и паметили конкретпые задачи дальнейшего развития прогрессивного ми- чурипского направления и широкого ис пользования достижений мичурииской па уки в практике социалистического строи тельства. В выступлениях указывалось, что пар тия поставила перед работниками сельско хозяйственной науки большие и ответст венные задачи. Это прежде всего раз работка мероприятий, обеспечивающих вы сокие, устойчивые урожаи и повышение плодородия почвы, развитие селекции и се меноводства, борьба против засухи, моро зов и вредителей растений, улучшение по род п повышение продуктивности скота, укрепление общественного хозяйства кол хозов. . На заседании говорилось о необходимости широкого внедрения новых приемов агро техники, разработанных академиком Лы сенко, и прежде всего яровизации семян, летпих посевов люцерпы па семена, летних посадок картофеля, чекапки хлопчатника, воздушпо-теплового обогрева семяп и дру гих. Выступавшие в прениях говорили о не обходимости всемерного развития критики и самокритики, как движущей силы в раз витии пауки, улучшепия работы Академии паут; и ее многочисленных учреждений. Участники расширенного заседания Пре зидиума Академии наук СССР приняли к сведению оглашенное Президентом Акаде мии С. П. Вавиловым письмо академика М. В. Цицина, не присутствовавшего на за седании Президиума по болезни. Академик Цнцин пишет, что оп целиком и полностью разделяет изложепные академиком Т. Д. Лысенко па сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина критику и разоблачение реакцион ного вейсмапиетского • направления в биологической науке и выражает свое пол ное согласие с решениями сессии. Призна вая, что в его работах недостаточно оцени валась формообразовательная роль условий внешней среды и недостаточно полно был использован мичуринский метод, направ ленный на воспитание гибридов, академик Цицип в своем письме обещает вести реши тельную борьбу с реакционным направле нием в биологии. * * ♦ После скопчаипя нренпй с заключитель ным словом выступил академик Л. А. Ор бели. Признав свой доклад «неудачным», академик Орбели вместе с тем заявил, что ои не относит себя к группе формальных генетиков и к активным защитникам их взглядов. Моя вина, говорит он, заклю чается в том, что я мало был знаком с ра ботами П. В. Мичурина, тогда как, будучи руководителем отделения биологических наук, я должен был быть с ними зпаком ближе. Серьезпой своей виной я считаю также и то, что недооценил значения сес сии Всесоюзной Академии сельскохозяйст венных паук в обсуждении положепия в биологической пауке. Эта вина усугубляет ся тем, что я допустил безграничный либе рализм и безгранично легкое отпошеияе к работе той группы, которая проводила в биологических учреждениях Академии фор мально-генетические принципы и стара лась в своих выступлениях дискредитиро вать учение академика Лысенко, * -к * Ч у • ч- .-KX-W' _*<■' V, 4 rt * •• 7..;' ■ 4* -->4* *• f* В учебном поход*. ■ ' c ' 1 Ъ f-vvj •< *• 4 N I m z n • Ш • ' НА СИГНАЛЬНОМ МОСТИКЕ ...Ветер свистел так пронзительно, что сигнальщику матросу Могутову приходи лось при докладах громкл кричать, хотя старшина вахты старшина 1 статьи Фо- неев стоял всего в пяти шагах от него. — Проблеск справа... Вспышка прямо иа носу... Эскадренный миноносеп под покровом темпой полярпой почн подходил к вражес кому берегу*. Немцы под ударами наших войск яростно сопротивлялись. Воины Ка- рельского фронта и североморцы не давали врагу закрепиться и гнали его все дальше н дальше вглубь Норвегии. — Вражеская батарея справа! — крик нул М<тутов и 'в подтверждение его слов над кораблем вдруг ]>аоорвалась темнот»: в небе повисли яркие факелы осветительных 1 ва он Прививает сейчас своим снарядов. Корабль устремится к темному ! ным. была отбита, аадача выполнена отлично. В тот же день командир корабля приказал об’явить по трансляции: «Сигпалыпику матросу Могутову Геннадию Васильевичу за бдительность на вахте предоставляю внеочередной краткосрочный отпуск». — Острые глаза у Могутова, — говори ли матросы^ Но сам Могутов об’я^нял свой успех несколько по-иному. Хорошее зрение сигнальщику, конечно, необходимо, но главное, решающее для него— это уме ние распределяп» свое внимание, понима ние важности доверенного ему дела, т. е. сознательность, чувство любви к своей специальности, к морю. Этими необходимы ми для созетского моряка качествами об ладает комсомолец Могутов, такие качест- подчинен- Победа мичуринского направления в био логии вдохновляет деятелей всех биологи ческих дисциплин, деятелей медицинской науки, физиологии смело, решительно пойти на пересмотр устаревших догм и кано нов и вывести эти отрасли науки на пере довые позиции. Закрывая заседание Президиума Акаде мии наук СССР, академик С. И. Вавилов говорит: — Товарищи, мы закончили широкое обсуждение состояния биологической пауки Академии паук СССР в свете итогов сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйствен ных наук имени Ленина и на конкретной основе доклада академика — секретаря от делеппя биологических наук Л. А. Орбели. Обсуждепие с ясностью показало крупные и принципиальные недостатки па этом очень важном участке работы нашей Ака демии. Предметом пашего обсуждепия служили не отдельные научпые результаты пли на учные методы, а две исключительно важ ные и общие стороны нашей работы, ее идеология и ее конкретпые результаты, ее практика. Паша наука имеет совсем иную идеологию, совсем иную задачу, задачу все мерной службы пароду, его запросам, его практике, его нуждам. В области важнейшей для биологии проб лемы — проблемы паследствепности, из менчивости и эволюции— всеми выступав шими, без исключения, было признано и указано иа неправильное руководство Ака демией отделением биологических наук и некоторыми институтами, сознательно до пустившими существование 2 -х идеологий — передовой мичуринской, действительно материалистической, развиваемой академи ком Лысенко и его учениками, и другой, заимствованной за рубежом — вейсмано- моргановской. Последствия этих ошибок были не толь ко философскими, — неправильное направ ление парализовало деятельность и прак тичность научных результатов, лишало науку ее смысла служить нуждам народа. Президиум Академии паук должен при знать свою работу по разделу биологиче ской науки неудовлетворительной. Поэто му прежде всего Презипп'чу надо усилить и исправить свою собственную работу в от ношении идеологического и научного руко водства входящими в Академию наук уч реждениями. 9 Задача наша—в ближайший срок выпол нить указание товарища Сталина — пере гнать науку зарубежных страп; ио пере гнать падо пе только количественно, но и по существу. Мы должны па всех участках научного исследования построить науку свою, советскую, со всей идеологией, нау ку, достойную наших великих учителей— Ленина и Сталина. (Аплодисменты). Президиум Академии наук СССР принят развернутое постановление по вопросу о со стоянии и задачах биологической пауки в институтах и учреждениях Академии наук ССОР. Участники заседания с большим под’емом приняли обращение к товарищу Сталину. (ТАСС). берегу, стреляя из всех своих орудий. При каждом залпе мостик, где стоял молодой сигнальщик, вздрагивал, а ураганный ве тер готов был сбить матроса с ног. К тому же, нла|МЯ, вылетавшее из орудий, ослеп ляло ситналыиика, и он после каждого залпа по несконьку секунд стоят, ничего не видя. Ио матрос Могутов перед походом на стойчиво учился наблюдать в разных усло виях. Старшина Фонеев был опытным мо ряком и тренировал Могутова бее условно стей, создавая самую неблагоприятную для работы, обстановку, давая пеояпцмшые вводные. Натренированность — тот же опыт, только приобретенный не в походах и не млюголетней службой, а напряженным трудом в течение короткого времени. И Мо гутов в том боевом походе убедился в важ ности тренировок. Вот береговая батарея врага дам залп. Почти одновременно грянули’ выстрелы корабельных орудий. — Накрытие! — прокричал Могутов. К нему подбежал старшина вахты. — Как видите? — Точно, товарищ старшина, наши вспышки легли па вспышки протдешпа. Ошибки быть не могло. Неприятельская батарея не сделала больше ни одного вы стрела, советский корабль пошел курсом в своей базе..? После войны молодого специалиста Ген надия Могутова перевели ва другой ко рабль. Начались учебные походы. Хорошо зная цену тренировок матрос продолжал учиться, мпого работал на ключе, в пере- даче и приеме семафора. Усердие нович ка сразу заметили и оценили товарищи. Особенно авторитет Могутова поднялся после одной трудной, но на редкость ус пешной вахты. Корабль вышел в открытое штормую щее море. Командир приказал вни мательнее наблюдать за морем и воздухом: с минуты па минуту могли появиться подводные лодки и самолета «противника». Па сигнальном мостике стоял Могутов. Ои прощупывал взглядом каждый гребень волны, пристально вгля дывался в горизонт, где пушистые свер кающие облака клубились над далекими темными горбами сопок. Офицеры не отво дили от глаз биноклей. — Самолет... Справа! — доложил вдруг сигнальщик: Все взглянули в указанном направле нии, но черной точки пе было видно, пе слышно было и гула моторов. — Точнее, сигнальщик! — скомандовал вахтенный офицер. — Самолет справа, над самой высокой вершиной сопки, на нижнем срезе облака, — подробно доложил Могутов. — Есть, — продублировал старшина вахты. А командир уже принял решение, корабль приготовился к отражению воз душной «атаки». Самолет быстро прибли жался. Сигнальщик следил за ним, как хороший охотник за добычей, не сводя глаз. П только по временам, доложив о дистанции, Могутов быстро осматривал водную поверхность. По на море было «СПОКОЙНО»: Как только самолет приблизился на расстояние выстрела, грянули корабельные орудия — зенитные установки. «Атака» Вот тренируется в приеме семафора ком- сомолец матрос Псайкин. Он недавно при-Ч^ шел на флот, но с помощью старшины 2 статьи Могутова сумел уже неплохо овладеть специальностью. Быстро работа ет сигнальщик на посту, чувствуется его большой опыт. Но каждый его взмах флажком читается молодым матросом Нсай- кипым. П не только читается, Псайкин успевает точно доложить старшине прочи танные сигналы: При обучении подчиненных Могутов встречает много трудностей. Не все матро сы с одиноковым старанием занимаются, не все быстро понимают то, что им гово рится на занятии. Матрос Максимов, напри мер, на вахте бывает невнимателен. Он не совершает проступков, не нарушает созна тельно инструкций, но и не несет вахту так, как положено: долго обдумывает по лученные сигналы, вяло и неуверенно до кладывает, а иногда серьезно ошибается. Если матросу Псайкнну (пришедшему йа корабль одновремеппо с Максимовым) ие страшна никакая неожиданная вводная, то Максимов при неожиданностях теряется. ^ — Ерасно-зеленые проблески с корабля! — командует Могутов. Максимов растерян но смотрит па старшипу, потом на Исайки- на: оп и** знает, что • обозначает дайный сигнал. Старшина не медлит. — Исайкпн, докладызайте! — Корабль дал задний ход, — отвечает сигнальщик. — Правильно. Старшипа подробно разбирает действия подчиненных па тренировке, хвалит ИсаЯ- кина, серьезно предупреждает Максимова. — Память у меня плохая, товарищ старшина, — оправдывается . матрос: Но Могутов знает, что п память, и способно сти. и грамотность матроса Максимова вполне позволяют ему хорошо и быстро усваивать . материал. Дело в другом — в недобросовестном отношении Максимова к учебе, в его «неусидчивости». Старшина так и говорит матросу: — Работать надо больше. Берите пример с лучших. Нслользуите каждую минуту для тренировок. Назначаю вам дополни-^ тельные занятия и, если замечу, что вы лепитесь, — накажу. Настойчивость старшины, его требова тельность, умение хорошо организовать к провести занятие заставши Максимова «найти себя». Сейчас он стал работать намного лучше, а Могутов пе снижает, а, наоборот, все время повышает требование. И это служит залогом тому, что матрос Максимов сумеет выйти из числа отстаю* щих. Пример того, как добросовестно надо выполнять воинский долг перед Родиной, подает сам старшина 2 статьи Геннадий Могутов. Он по-комсомольски борется за внедрение уставов в жизнь и быт матро сов, сам не отступает от уставных требо ваний. «Я клянусь добросовестпо изучать воен ное дело...» — сказано в военной присяге? Матросы видят и знают, что комсомолец Могутов уверенпо идет к верщипам воин ского мастерства. Педаг.но на копкурсе на лу'чшего енгпалыцпка оп занял первое ме сто и получпл депежпую премию. Капитан И. БЕРЕЗКИН. Помощь агитатора Отличные показатели в политической iматрос Шумилкпн. В свободное от занятий подготовке имеют матросы старшины I время он проводит с ними содержательные 2 статьп Кострюкова. Весь личный состав беседы, иллюстрируя свои рассказы на* хорошо усвоил пройденный материал. Мат- глядными пособиями, устраивает громкие росы Храбрых, Татаринов, Арсепев и читки. другие иолучилц ш зачетах отличные Результаты налицо: в подразделении оценки. нет ни одного отстающего в политической Большую помощь матросам в учебе ока- подготовке зывает агитатор подразделения . старший Матрос К. САВЕЛЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz