На страже Заполярья. 1948 год. Август.
27 августа 1948 г., № 202 (3198), НА С Т Р А ЖЕ З А ПОЛЯ Р Ь Я t Ч | „Отлили"—вот показателькоммуниста • Хороший пример борьбы парторганизаций за авангардную роль членов и кандидатов ВКП (б) Секретарь партийной организации лейте нант Алексеев решил побыть иа занятиях ^ в группе полтзанятии, .которой руководит тов. Воробьев. (В назначенное время матро сы собрались в каюте полттйко-просвети тельной работы. Руководитель об’явил, что состоится итоговая беседа по теме, поста вил первый вопрос и попросил желающих высказаться. Прошла минута, вторая, а матросы молчали. Тогда тов. Воробьев на звал фамилии ио стпжу. П только после этого началась беседа. В перерыве между занятиями секретарь парторганизации подошел к кандидату пар тии матросу Зпбзееву и спросил, почему он не выступил. — А почему я должен первым высту- <|ШЬть? — удивился он. — Когда спросят, я ^^гвечу. — Но ведь вы кандидат партии^ вы дол жны первым показывать пример, чтобы бе седа прошла активно. Зибзееву, {конечно, нечем было возразить против такого довода, и он сказал: — Я не отстаю, товарищ, лейтенант, по политподготовке у меня тройка. Беседа с тов. Зпбзеевым помогла секре тарю парторганизации осознать большой тгромал в партийной работе. До последнего времени усилия членов бюро, активистов он направлял на та, чтобы помогать отста ющим в боевой и политической учебе и со вершенно упускал пз виду матросов и старпшт, имеющих посредственные оцени:и. Н перед ним се-йчдс вста.т вопрос, лмеет ля право парторганизация мириться с посред ственной учебой коммунистов. Логика под сказывала, что пет. Зпачтг, пужпо органи зовать борьбу за то, чтобы коммунисты пе ^Игдовлетворялись посредственными оценка ми, а стремились к отличным результатам. Секретарь парторганизации поделился своими мыслями с заместителем командира по политчасти. Тот посоветовал созвать за седание бюро, на (которое пригласить от дельных члюпов и кандидатов ВКЩб), име ющих удовлетворительные оценки. Тов. Алексеев так и поступил. Бюро тщательно готовилось и прошло на высоком идейном уровне. На нем присутствовали, помимо членов бюро, партийные активисты. После выступления секретаря преияж приняли оживленный характер. Мнения сходились на том, что парторганизапия должна мобилизовать все силы, чггобы добиться та!кого положения, когда все ком мунисты будут отличниками боевой и поли тической подготовки. Этого требует Устав ВКЩб), этого требует воинский долг. В решении, принятом на бюро, подробно намечалось, что нужно сделать в ближай шее время. Выполняя это решение, парт организация провела общее собрание ком мунистов, организовала беседа, на которых раз'яспялись требования Устава партии. Активисты раз’ясняля членам п кандида там ВКП(б), что коммунист не имеет права успокаиваться на посредственной и даже хорошей оцепке, что, являясь представите лем партии в матросских массах, он обязан быть в авангарде, а это значит — иметь только отличные опенки. Тов. Алексеев непосредственно помогая коммунпстам выйти в число передовых. Не один раз, например, оп беседовасг по вопро сам, изучаемым на политзанятиях, с тг. Зпбзеевым, Чепурпным и другими товари щами, контролировал пх готовность к бесе дам. Все это благотворно сказалось на уче бе. На политзанятиях, где присутствовал Алексеев, значительно поднялась актив ность не только коммунистов, яо л беспар тийных. Что касается тов. Зибзеева, то он стал одним из успевающих матросо®, тща тельно готовится к занятиям, аккуратно составляет конспекты и одним из первых выступает на беседе. Златгя его стали глубже и прочнее. И не только он один подтянулся. На-днях гчостоялась 1 гроверка знаний мат,росааги пройденных тем. Из коммунистов пи один не имеет оценки ниже, чем «отлично». Опыт этой парторганизации, несомненно, заслуживает самого широкого распростране ния Майор Д. ФЕДОРИН. Н а у ч е н и я х Корабль готовился к походу. Коммуни- еты и комсомольцы па своих совещаниях наметили и обсудили планы работ па пред стоящих учениях. Когда корабль вышел в море, коммуни сты Зозюля, Мзслянников, Крамской и другие регулярно проводили беседы с ма тросами своих боевых постов, увязывая их содержание с конкретными задачами в по ходе. Коммунист Пилицып постоянно ин формировал личный состав о ходе учений. f успехах старшип и матросов. Комсомольцы-активисты беседовали с отдельными матросами, певполпе справ лявшимися со своими обязанностями. Спг- аалыцик старший матрос Воронов не во время выполнил приказание.- Этот факт был замечен комсомольцами. Активисты Балакин и Комиссаров рассказали матро сам своих боевых постов о недопустимости ■ проступка Воронова, показали, к чему это может привести в бою. В перерыве между учениями коммуни-1 сты и комсомольцы организовали игры в шахматы, шашки, проводили громкие чит ки статей, беседы. Кандидат в члены ВКЩб) старшина 2 статьи Миронов побе седовал с матросами на тему: «-Бдительное несение вахты — успех выполнения за дач», офицеры Тупиков и Черных — по другим вопросам. Коммунисты и комсомольцы личным примером вели за собой молодежь. Отлично действовали у своих мехапизмов зенитчики старшина 2) статьи Талалаев, старшие матросы Балакин, Кушнарев, Уханов, ра дисты старшина 2 статьи Миронов и старшин матрос Устюжанип. Эктгпаж корабля на учениях показал хорошие знания, выдержку, высокую дис циплинированность. Все задачи были сда ны на «хорошо» и«отлично». В этом боль шая заслуга коммунистов и комсомольцев корабля. Старшина 1 статьи Н. СИВ0Л0ЖСКИЙ. Политинформации проходят от случая к случаю Политинформации в пашем подразделе нии проводятся от случая к случаю. Это отрицательно сказывается па - политической подготовке бойцов. Бывает, что на полит занятиях воины не могут дать правильно го ответа по элементарным вопросам меж дународного положения СССР. Офпг у Пелрпягину следует уделить серьезное внимание политинформациям, проводить их регулярно и па высоком идейном уровне,- Г. РОМАНОВ. В замах Государственного театрального мрея ...Налетающий порывами ветер треплет ^ узкую белую афишку. Тусклый свет масля ного фонаря падает на ровные строки, Из вещающие о том, чт« «в пятницу 5 фев раля 1843 года в Большом театро пред ставлена будет в пользу актера г. Щепкина в первый раз комедия «Женитьба» сочине ния П. В. Гоголя...». Изредка задержится у афишки грузный барин в тяжелой ме ховой шубе или остановится, придерживая картуз, бедно одетый чиновник... Сто с лишним лет назад афишка эта, быть может, висела у под'езда Большого театра в Москве. Сейчас она в числе дру гих реликвий бережио хранится в Госу дарственном театральном музее имени Бахрушина. Основатель музея А. А. Бахрушин при надлежал к той плеяде просвещенных русских людей, среди которых мы встре чаем имена П. Третьякова, С. Мамонтова, С. ТЗоразова. Он построил для музея особняк в Замоскворечье А наполнил его редкими вещами. Но только после Октября, когда музей <яал государственным, а Бахрушин назначен его пожизненным хранителем, в деятельности музея появилась настоящая система, работа пошла по строгому плану, приобрела надлежащий размах. Кое-где за рубежом есть музеи при от дельных театрах. Но нигде в чире нет му зея, подобного этому. Он возможен ТолыЬо в нашей стране. Пройдитесь по сто высо ким, безмолвным комнатам, и история оте чественного театра оживет перед вами. Материалы музея пе статичны, они на ходятся в постоянном движении, образуя тематические выставки. Важнейшая из них — «30 лет советского театра». Осмат ривая ее экспонаты, вповь и вновь убеж даешься, какой огромный иугь пройден советским театром, как неизмеримо Широ ко раздвинулись рамки пашей театральной культуры. х ...Первые годы революции. Период ломки старого, период смелых исканий. В эти годы творил молодой Вахтангов. В театры пришел новый зритель, о .котором К. Ста ниславекий писал: «Этот зритель оказался чрезвычайно театральным, он шриходил в тезтр не мимоходом, а с трепетом н ожида нием чего-то важного, невиданного...». Театры обращаются к пьесам большой, значительной темы. В 1919 году Малый театр впервые показывает «Старика» М. Горького. Па Украине К. Марджаиов ставит «Овечий источник». Рабочие и красноармейцы с волнением внимают страстному монологу Лауренции... Степы одного из залов словно расцвели пышными сказочными цветами. Это — экспозиция национальных театров. Совет ская и классическая тема находит здесь Отличник боевой и полнтитеской подготовки сгаршняа гручты радистов старшина 2 статьи А. Тимошеиков. Фото М. Бугакова. П о д г о т о в и т ь шк о л у к у ч е б н о м у г о д у 1 сентября начнутся занятия в школах. Миллионы советских школьников, хорошо отдохнув за лето, после каникул вновь заполнят школьные классы. Они сядут за парты для того, чтобы в течение учебного года получить много новых по лезных знапий. Накапливая их из года в год, советские дети подготавливают себя к тому, чтобы потом стать строителями пре красного коммунистического будущего на шей замечательной Родины; В этот торжественный для учеников день откроются также двери средней школы иашего гарнизона, директором которой ра ботает тов. Верещагин. Как же подготови лась опа к новому учебному году? Как встретит эта школа детей моряков и вольнонаемных работников? Нельзя сказать, что школа не готови лась к наступающему учебному году. Под готовка велась. Полностью, • например, укомплектован педагогический коллектив. Оборудовано два новых класса. Школьные помещения отремонтированы: произведена побелка классов, панели стен покрашены масляной краской, в одном из зданий по крашены двери и оконные переплеты, от ремонтированы все печи я коммунальные очаги. у Однако в подготовке шкояы к новому учебному году имеется много серьезных недоделок. В настоящее время школа стоит перед угрозой трехсменных занятий, так как для проведения занятий в две смены нехва- тает o^iото класса. Его можно было бы оборудовать при условии переселения в другие комнаты группы преподавателей, живущих в школьном здапии. Но ы\т не легко сделать, так как ведающие кварти рами работники гарнизона кивают друг на друга, а квартир для педагогических ра ботников пе предоставляют: Стоит ли го ворить о том, что такое ненормальное поло жение Неизбежно отразится на постановке учебно-воспитательной работы в школе. Другой не менее важпой помехой для организации нормальной учебы детей яв ляется недоукомплектование школьных парт, шкафов, стульев, столов п прочего оборудования. В школе нсхватает 30 парт. Горисполкомом ассигнованы средства па приобретение всего лишь 10 парт, но и эти деньги до сих пор не переведены в адрес поставщика, отчего школа до сих пор пе может получить парты. Кроме того, в школе недостает 5 шкафов и 15 стульев. Имею щиеся парты полностью не отремонтирова ны, а ремонт шкафов и стульев вовсе не своеобразное воплощение, в нее привносит ся оригинальный национальный колорит. Как лаконичны и свежи декорации И. Гам- рекели к шекспировскому «Отелло», какое буйное пиршество красок в спектакле ' Ай-Чурек» на киргизской сцене! И снова — Москва. Первые советские пьесы: «Шторм» в театре Моссовета, «Лю бовь Яровая» в Малом, «Виринея» у вах- танговцев... Все глу<&же и значительней ставовится репертуар. На сцене появляются образцы вел&ких вождей революции. С волнением подходим к скромной витрине. Ленин!.. Оп смотрит на нас из-за большого письменного стола, беседует С солдатами, читает газе ты... Лучшие актеры страны, начиная с Б. Щукина, благоговейно работают над созданием сценического образа Владимира Ильича. В музее собрано много снимков, изображающих советских актеров в роли Ленина. Великая Отечественная война. Фронто вые спектакли. Сколько их было! Огромная цифра — 1.000.000! Какая еще страна мира может так щедро ж либо*но питать искусством свою армию? На снимках — эпизоды фронтовых выступлений арти стов-'патрпотов. Н. Обухова поет в госпи тале перед ранеными воинамид А. Остужев читает с грузовика ва передовых пози циях. А это что за макет? Он не имеет обычного обрамления, а окружен тонкими дрожащими березками. Это макет спек такля в прифронтовом лесу. Через мину ту здесь мотут загреметь выстрелы, ра зорваться снаряды. По сейчас бойцы з; актеры — в мире образов Островского... производился, хотя в этом имеется большая необходимость. Не лучше обстоит дело с оборудованием учебных кабинетов для учеников стар ших классов и с обеспечением учащихся школьно-письменнымн принадлежностями. По сути дела эта сдедняя школа имеет учебную базу начальпой школы. Удовлет ворительно оборудован только физический кабинет, кабинет естествознания — ча стично, а химический кабинет совсем пе обеспечен необходимым для постановки хотя бы показательных опытов. Школьная библиотека имеет много книг, по помеще ние ее не отремонтировано. В дапное время школа располагает очень небольшим количеством тетрадей. Совер шенно нет карандашей, ручек, перьев, чернильниц и чернил. Даже обычного мела для записей на доске едва-едва хватит на месяц. Школьные письменные принадлеж ности, имеющиеся в достаточном колнчтве в городском отделе народного образования (заведующая тов. Карельская), до сих пор не доставлены в школу. Пе менее остро стоит вопрос с обеспече нием школы дровами. Па отопительный сезон школе необходимо 200 кубических метров дров, причем часть их, необходимая для отопления в период до 1 япваря, уже к 1 сентября должна быть полностью за везена в школу. Скоро наступят холода, а в школе нет пи полена дров. Тов. Вереща гин, лишь 10 дпей назад принявший шко лу, забил тревогу. Но его старания до сих пор не увенчались успехом, так как гор исполком не оформил необходимых доку ментов Па получение Дров в тыле флота. К этому надо добавить, что окна в школе полностью не остеклены, а остекленные рамы не промазапы замазкой. Нельзя ие отметить и того факта, что существующий при школе родительский комитет совершенно не помогал ей в подго товке к повому учебному году. Почему произошло так, трудно сказать, по заин тересованность родителей учащихся в нормальной работе школы должна быть. Таково положение в школе. Оно не мо жет не обеспокоить родителей, директора школы, заведущую гороно тов. Карельскую и работников Совета депутатов трудящихся города. В немногие оставшиеся до начала уче бы дни необходимо принять срочные меры, устранить все недочеты в подготовке шко лы к новому учебному году. Старшина В< ПЕТРОВ. Переходим в соседппй зал. Здесь размешена выставка, посвященная Островскому. По середине комнаты стоит столярный верстак. Великий драматург работал за ним в часы досуга. А вокруг — сценичюкая история его бессмертных творений. Нам очень знакомы липа актеров, игравших в 1897 го^у роли Поликсепы п Платона в комедии «Правда хорошо, а счастье луч ше». Это молодые Е. Турчанинова и Н. Яковлев, начинавшие тогда свой арти стический путь. Неподалеку — снимок нашего времени. Те же артисты, в тон же пьесе, но уже в ролях стариков, Мавры Тарасовны и Грозпова. Островский но раз горько сетовал на небрежность, с которой осуществлялись его спектакли на императорской сцене. Срав ните снймки двух спектаклей: «Василиса Мелентьсва» и «Дмитрий Самозванец», и вы убедитесь, что оба спектакля шли... в однНх и тех же 1 декорациях. Только для одного из них «щедрая» дирекция приба вила трон. И это было совсем незадолго до революции. А рядом — пьесы Островского на советской сцене. Отличное оформле^е, глубокое проникновение в эпоху, в сущ ность образов. «Последняя . жертва» с И. Москвиным в МХАТ’е, «Лес» с П. Са довским в Малом театре. Пьесы Островского прочло вошли в ре пертуар наших нациопальных театров. Рядом со снимками крупнейших русских актрис в «Грозе» мы видим новых Кате рин — Фатьму Кадри (Баку), Сару Ишап- тураев? (Ташкент), Фатьму Ильскую (Ка зань). Драматургия Островского пере шагнула границы стран и языков. Его Г о р П С К О В 750 лет над суровой гладью реки Вели кой стоят седые стены славного русского города Пскова. Испокон веков эта стены — верная защита русской земли от инозем ных захватчиков. Еще в 1242 году на льду Чудского озера русское войско под предводительством Алексащра Невского, наголову разбило немецких псов-рьдарей. У стен Пскова в 1581 году триадатитысячаая армия .псковичей разбила стотысячное войско польского короля Стефана Бзтория, пытавшегося веять город. Здесь, под Пско вом. в феврале 1918 года молодая Красная Армия, петербургские рабочие вместе с псковцами дали героический отоор немец ким захватчикам, и именно поетому день 23 февраля считается днем рождения Со ветской Армии. . . Свято хранятч-псковичи память о Владимире Ильиче Ленине. На улице Лепипа до войны стоял домжк, к которому стекались тысячи экскурсантов со всех концов Советского Союза. В этом домике л;ил В. И. Ленин. Псков не случайно назван городом-му зеем, а Псковщина, славившаяся своим добротным льном-долгунцом, — краем се верного шелка. Пемецко-фаптстским захватчикам в пер вые дни войны удалось захватить Псков. Около трех лет хозяйничали гитлеровцы на псковской земле. Цветущий город русской славы oira превратили в развалины, вы везли ценнейшее оборудование с заводов и фабрик, разрушили деревни, архитектур ные памятники, представляющие громад ную историческую ценность, сотнп жилых домов, школы, больницы, учреждения. Дни оккупации были страшными днями зверских расправ, арестов, угона наших людей в немецкое рабство. Но не сдавались псковичи. На Псковщине бушевало пламя парти занской войны. Народные мстители, люди вчерашних мирных профессий, с орулшем в руках вышли на борьбу с иноземными захватчиками. Па всю страну прогремела слава бесстрашной комсомолки города OcTjMHia Героя Советского Союза Клавы На заровой — организатора подпольного дви жения молодежи. Пемцы повесили девушку- героипю. Память о ней свято чтут псковичи, как память о верной дочери на рода, отдавшей во имя победы свою жизнь. Велика была сила партизан Псковщины, организовавших советский район на заня той немцами территории. Партизанский край наводил ужас на гитлеровских вояк, любителей легкой победы. Сотни эшелонов с живой силой п техникой летели под „откосы, горели комендатуры, не было покоя немецким гарнизонам. Партизанский поэт Иван Виноградов в те дни писал: «Скорей умрем, чем встанем на колени И победим скорее, чем умрем!» И вот 23 июля 1944 года залпы москов- скнх орудий возвестили миру еще об одной замечательной победе войск Ленинградского фронта, оевободнвших город Псков от не- мецко-фаиигстских захватчиков. Псков стал снова советским и псковская земля — навек свободжнЪ пьесы пользуются огромным успехом в странах новой демократии. Вот белградская афиша с непопятным словом «Шума», что означает — «Лес». Комедии Островского идут в Праге, Софии, Варшаве. Островский па русской оперной сцене. Ппрвой московской «Снегурочкой» была артистка II. Салина, выступавшая в этой роли в 1885 году. Мы видим на снимке стройную молодую девушку в опушенном белым мехом костюме. Артистка здрав ствует и по сей час. Мы рассказали об вкспозищих музея, Ио фонды его бссмерно богаче. Опустимся ио каменным ступенькам вняв, в полупод вальные хранилища. Отдел рукописей. Че- го только здесь пет! .Этот синий сафьяно вый альбом с узорными бронзовыми за стежками принадлежал когда-то А. Вер- стовскому. Сюда рукой композитора бе режно вклеивались письма, записки, по священия, эпиграммы. Мы осторожно пово рачиваем листы столетней давности. Имена А. Грибоедова, В. Одоевского, П. Вяземско го, М. Погодина, Ф. Глинки мелькают пе ред нами. А вот альбом рисунков В. Анд- рсева-Бурлака. Любимец русской про винции, он исколесил всю Россию. В его рисунках отражено восхищение родной природой. Хранитель отдела А. Фриденберг извле кает откуда-то все новые и новые редко сти... На тонком картоне бережно закреплен большой лист сероватой бумаги, вещщрен- пый старомодным неразборчивым почер ком. Это рукопись Щепкина, страница пз воспоминаний о выкупе его на волю. По решению Совета Министров СССР Псков вошел в число 15 городов, подлежа щих восстановлению в первую очередь. Го сударство ассигновало колоссальные сред ства на восстановление Пскова, дало стро ительные материалы. Псковичи взялись аа работу. Город оделся в леса строек. Быст рыми темпами началось восстановление жи лых домов, предприятий, учреждении. Уси лиями восстановителей — неутомимых тружеников— введены в строй сотни квад ратных метров жилой площади. В светлые, уютные квартиры вселились псковичи. Тот, кто был в Пскове в первые дни освобожде ния, не узнает город сейчас. Спова зазеле нели улицы, счастливо живут псковичи, трудятся вдохновенно, п труд их виден каждому, кто хоть раз побывает в этом го роде. На восстановлении городаобразцы герои ческого труда показывают лучший штука тур Пскова Маренчук, который ежедневно дает 4 — 5 норм, молодой плотник Нико лай Зуихин, держащий первенство среди молодежных бригад области, электросвар щик строительного участка тов. Дубров ский, работающий в счет 1952 года, и многие другие. Город растет с каждым днем. Уже вос становлены электростанция, шпагатная фабрика имени М. И. Калинина, которая дает продукцию, равную довоенной. Завод «Выдвиженец» освоил выпуск новой про дукции и сейчас работает на полную мощ ность. Восстановлен и оборудован по послед нему слову техники завод «Металлист», на полную мощность работает псковское паро ходство. За три года в городе открыты десяткй начальных и средних школ, педагогический и учительский институты, техникумы. Ра ботает университет марксизма-ленинизма, 2 G библиотек, два кинотеатра, драматиче ский театр -имени А. С. Пушкина, фнлармо* ния, театр эстрады. Огромный урон нанесли немцы сельско му хозяйству области. На Нюрнбергском процессе гневно прозвучали слова свидете ля колхозника деревни Павлово, Порхов- ского района, Якова Григорьевича Григорь* ева, поведавшего суду о том, как грабхп немцы богатую Псковщину. Сейчас на месте пепелищ поднимаются повые колхозные постройки, дока колхоз ников, школы, больницы. Нет ни одной семьи в землянках — колхозники пересе лились в новые дома. Только в одном Стру- го-Краснснском районе построено более че тырехсот домов и несколько школ. В район ном центре Порхове открыты кинотеатр н районная библиотека. В Пожеревицах при районной больнице вновь оборудован рент геновский кабинет, который обслуживает население трех районов. За три года на Псковщине восстановлено три тысячи колхозов, 40 МТС и 37 совхо зов. Цветет Псковщина, залечивает раны войны. К концу пятилетки седой город русской славы будет еще лучше и краше, а сельское хозяйство облапи прославится вновь своим добротным льпом-долгупцом? Н. Д0БР0ТВ0РСКИЙ. Мы в отделе иконографии. Здесь со брано больше восьми тьАяч редких порт ретов актеров, драматургов, деятелей теат ра. Многие очень интересны. Здесь хранит ся единственный достоверный портрет П. Мочалова, сделанный рукой безвестного актера Каракалпакова. Любопытна по сю жету картина «Щепкин на могиле Гоголя», датированная 1853 годом. А вот портрет знаменитого И. Самарина. Из тяжелой во* лотой рамы смотрит вдохновенное лицо че ловека с искрящимися, живыми глазами. Но дальше, дальше!.. Мы вступаем в мир вещей, драгоценных реликвий. Бле стящий панцьгпь. остроконечный шлем. Это доспехи Орлеанской девы. В них выходила на сцену Мария Ермолова. Но Как попал сюда кусок простого дерева, перевя занный лиловой лентой. Это бесхитростный дар плотников Малого театра: они поднослж Ермоловой кусок из деревянного настила со сцены Малого теаггра. Простые, бедные люди придумали пояарок, полный глубоко го смысла. Этот плоский деревянный ящик с зеркалом, вделанным в крышку, с заячь ей лапкой и набором грима стоял в арти стической уборной А? Ленского. Трогатель ное чувство вызывает маленький уэеиький черньй сюртучок, сшитый словно на под ростка. В нем играла Егорушку нз «Бедно сти не порок» великая Ермолова, будучи еще ученицей театральной школы... Великий образ вновь возникает перед нами... Словно одна за другой проходят страницы славной истории русского теат ра, звучит живой рассказ о его могучей самобытной силе, о его» ярком сегодняшнем дне.«* Евг. МОСКВИН. 0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz