На страже Заполярья. 1948 год. Август.
НА С Т Р А Ж Е З Г П О Я Я Р В Я 25 августа 1Й48 г., № 200 (3196) Т р е б о в а т е л ь н о с т ь з а л о г у с п е ш н о й у ч е б ы Из фотоснимков, присланных на конкурс Старшин* 1 статьи Федор Молев, проходя по кубрику, увидел старшего матроса Куз нецова у рундучка в то время, когда на корабле шли занятия по специальности. — Почему вы не на боевом посту? — спросил Молев. — Забыл конспект. — Сейчас же идите на занятже, а по том зайдете ко мне. Занятая кончились. Старший матрос Кузнецов явился к старшине. — Ваше отношение к ^чебе, — «казал Моле®, — показывает, что вы яе дорожите учебным временем, которое и без того ог раничено. К любому занятою добросовест ный матрос готовится заранее. Каждую ми нуту, отведенную для учебы, надо исполь- г.овать с пользой для деда. Вы по своей ха латности забыли конспект и, стало быть, нарушили распорядок дня. Подумайте хо рошенько, по-деловому, по-серьезному оце ните хвой проступок. После этого случая старший матрос стал боле» серьезно относиться к занятиям, при-* од ил не » них подготовленным и с конспек том. Старшина сумел убедить матроса и доказать ему необходимость правильного использования учебного времени. Но стар шина Молев не выпускал матроса из поля зрения, следил за каждым его шагом. Кузнецов, спустя некоторое время, стал одним из примерных на занятиях, значи тельно улучшил дисциплину. Он стал дей ствовать точно по уставу. Одагако стоило старшине ослабить кон троль, как Кузнецов совершил еще один грубый проступок. На этот раз старшина не ограничился беседой. Узнав точно подроб ности нарушепия, Молев построил весь личный состав и разобрал поведение Куз нецова-. Недостойное поведение матроса было подвергнуто обсуждению* Каждый из присутствующих имел возможность выска заться. В своих коротких выступлениях ма тросы говорили просто и убедительно. Они |езко критиковали Кузнецова за то, что он зюталея, забыл о требованиях Дисцип линарно™ устава. Здесь же перед всеми лрисутетвугощими Молев наложил на Куз нецова взыскание. Матрос заверил своих сослуживцев и старшину, что подобных проступков больше не повторится. Дальнейшая служба показала, что стар ший матрос сдержал свое слово м не имел ни одного замечания. ' чФедор Молев за непродолжительный пе риод службы вырос от рядового матроса до старшины команды машинистов-турбини- .'тов, отличпо освоил сложную боевую тех нику, научился эксплоатировать ее в лю бых условиях. Чувство ответственности за выполнение воинского долга, старатель ность и инициатива позволили ему стать волевым и требовательным младшим коман диром. Не было случая, чтобы он сделал не так, кап приказано. Молев постоянно за ботится о том, чтобы подчиненные безукоризненно владели боевой техникой, были дисциплинированными, везде и во всем поддерживали строгий уставной порядок. Молев настойчив в своих требованиях. Он знает, что все записанное в уставах следует выполнять точно, что в них нет «мелочей», на которые можно не обращать внимания, смотреть сквозь пальцы. Взять, к примеру, такой вопрос, как соблюдение формы одежды. Некоторые старшины считают, что если матрос пришел иа утренний осмотр опрятно одетым— зна чит все в порядке. А в каком виде он хо дит в рабочее время— это их не интере сует. Молев относится к делу по-иному. -В любое время он одинаково требователен к внешнему видуа И где бы ни встретил он подчиненного, всегда обратит внимание на то, опрятно ли тот одет. Был такой случай. Молев увидел на бое вом посту старшего матроса Винникова в синем рабочем обмундировании. Он тут ж построил личный состав, и Винникова вы вели из строя. — Почему вы ходите одетым не по- форме? — спросил старшина. Матросу ничего не оставалось, как по просить разрешение пойти выстирать се рое обмундирование. Принятые Молевым меры подействовали на Винникова. С тех лор его никто не видел одетым не по форме. На утреннем осмотре, в часы занятии, авральных работ внешний вщ его точпо соответствует уставным требованиям. В любом деле успех обеспечивается вы сокой воинской дисциплиной. Где ее нет, там не может быть организованности и по рядка. Воспитание высокого чувства ответ ственности за выполнение своих обязанно стей требует от старшины длительной и кропотливой работы. Старший матрос Котов был ленив, нару шал распорядок дня. Более того, Котов ха латно относился к уходу за своим заведы- ванпем — турбиной нпзкого давления п главным конденсатором: Во время одной из проверок старшина обнаружил механизмы в грязном состоянии. Это обеспокоило его. Тут же он указал Котову на недопусти мость такого положения и серьезно его предупредил. Молев обратил внимание ма троса на то, что плохой уход за боевыми механизмами приводит к их порче и преж девременному износу. Этот случай натолкнул старйгину на мысль провести с турбинистами своей команды бесету на тему: «Любить, беречь и заботливо ухаягпвать за материальной частью». Беседа была хорошо подготовлена и прошла организованно. Молев в равной степени строго относится к поведению своих подчиненных в любом месте. На берегу, на дежурстве — в'езде и всюду виден его зоркий глаз. Как-то стар ший матрос Карпов, будучи на увольнении, без разрешения уехал в соседний гарнизон, что делать категорически запрещено. Стар шина наказал подчиненного, лппгив его увольнения на определенный срок. Карпов понял свою ошибку и исправился. Строго по-уставному требует старшина тгестп дежурную и вахтенную службу, раз’- ясняет положения воинских уставов я инструкций? Однажды старший матрос Литвинов на дневальстве нарушил инструкцию, за что был наказан Молевым. Старшина не огра ничился взысканием, а продолжал повсе дневно следить за тем, как Литвинов иску пает свою вину. Строго придерживаясь устава, ’Молев исходит из того, что люди отличаются друг от друга своим характером, развитием, спо собностями. Поэтому и взыскания наклады вает он по-разному, учитывая) тяжесть простунка и особенности провинившегося. Старшина всегда действует в соответствии с требованиями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР, и благодаря этому его меры действенны д!р воспитания. Настойчивая и кропотливая работа Мо- лева по укреплению воинской дисциплины приносит положительные результаты. Его подчиненные показывают образцы дисци плинированности, исполнительности и под тянутости. Каким образом добился он этого? Преж де всего, Молев сумел воспитать в себе необходимые командирские навыки, соз дать и укрепить свой авторитет наставни ка и учителя подчиненных. С первых же дней старшинской деятельности он сумел найти верный тон начальника, обращаясь к подчиненным спокойным голосом, тоном, не допускающим возражений. Молев не только учит примером, требует строго, не оставляя без внимания ни одно го проступка, но и заслуженно поощряет достойных. Многие матросы, отличившие ся в учебе и дисциплипе, не один раз по лучали благодарности старшины; Этого Молев требует и от старшин отделений Ивктгна и Чупрпна. В его команде имеется много отлични ков боевой и политической подготовки, дисциплинированных и исполнительных моряков. Среди них — старшие матросы Дмитриев, Миняев, Красильников, молодой турбинпст Парахопич и другие. Все они заслуженные воины, пользующиеся боль шим авторитетом у матросов. Воспитанные на лучших традициях бывалых моряков, они достойно выполняют священный долг перед Родпной. Старший матрос Дмитриев, придя на ко рабль, плохо знал материальную часть, имел ряд нарушений дисциплины. Потребо вались большие усилия Молева, чтобы на учить Дмитриева управлять боевыми ме ханизмами, воспитать его исполнительным воином. Старшина много занимался с ма тросом по теории, прививал ему практиче ские навыки, требовал делать все по ин струкции. Если Дмитриев ошибался в чем- либо, Молев приходил на помощь. Сейчас старший матрас Дмитриев является одним из лучших специалистов, показывает п р ^ф в учебе я дисциплине. Недавно оя нес ходовую вахту и на боевом посту дей ствовал уверенно, четко выполнял посту пающие приказания. Хорошие результаты в службе имеет мо лодой матрос Парахонич: За короткое вре мя он освоил свое заведование и успешно несет самостоятельную вахту. Он стара тельно познает технику, готовясь стать полноценным машинистом-турбинистом. Парахонич не имеет ни одного замечания по службе, стремится быть достойным вы сокого звания советского военного моряка. Поддержанию строгого воинского порядка во многом помогает политико-воспитатель ная работа. Старшина 1 статьи Молев за нимается ею повседневно. Его часто можно видеть за проведением групповых и инди видуальных бесед с матросами, он органи зует занятия по изучению уставов. Молев находит время поговорить с увольняющи мися о поведении на берегу, в обществен ных местах. Личный пример, понимание важности порученные обязанностей и большая тре бовательность помогают старшине 1 статьи Федору Молеву поддерживать дисциплину среди подчиненных на ком уровне. Лейтенант А. РЫБАКОВ. • УСПЕХИ МОЛОДОГО МАТРОСА С первых дней службы на (корабле молодой матрос Перегудов ваялся за овла дение специальностью машинастатурбн- нястаз Вначале ему было трудно изучить механизмы, с которыми он встретился впервые. Но матрос был уверен, что при желании и помощи товарищей! сможет стать полноценным специалистом. Большую помощь оказали Перегудову старший матрос Пискунов и матрос Федо ров. В свободное от занятий время они об’ясняли ему устройство механизмов, разбирали чертежи, схемы. Многому научился Перегудов во время учений) и тренировок на боевом Старшина отделения Веселов давал су вводные, обращая особое внимание на точность выполнения команд. Практической проверкой знаний Перегу- доеа был выход в море. Мадрас впервые нес вахту- у вспамогательного механизма За отличные действия молодой матроо^ получил первую благодарность. Сейчас матрос Перегудов зачислен на штатную должность машини-ста-турбяни- ста. Это — результат упорного труда. Старшина 2 статьи В. ЧЕПРАСОВ. И I Среди многочисленных фотографий, присланных на конкурс, п освященный I 15-летию Северного флота, в редакцию поступил снимок старшего матроса Влади- 1 » мира Лашманова, который автор назвал «Полярная ласточка*. Матросы отдаленных постов любят водный спорт и занимаются ну. На сним ке запечатлей прыжок со скалы в воду. ( Вот что рассказывает автор фотосним ка в своем письме б редакцию: «Не так просто совершать прыжки в ледяную воду в условиях Заполярья. Им ' предшествует серьезная, длительная подготовка всего организма: зимой — обтирание снегом, летом — обливание холодной водой. Для закаленного организма холод* I ная вода; не страшна. Когда совершаются прыжки в воду, в бухточке стоит приго товленная шлюпка со спасательными средствами. Предлагаемый фотоснимок сделан 19 сентября 1947 года. На нем запечатлев я сам ь момент прыжка. Все приготовления к фотографированию произведены мною. Ввиду того, что мне необходимо было прыгать, я Попросил матроса Попчоза от крыть затвор об’ектива по моему сигналу, что он и сделал. Дальнейшая обработка снимка произведена также мною. Старший матрос В, ЛАШМАНОВ». Морская закалка Самостоятельное изучение боевого ору жия было основным вядом практики. Боль* пгую помощь курсантам оказывали стар шины и матросы, которые умело переда вали свой опыт эксплоатацдп заведыва- Пий. Все курсанты несли дежурно-вахтен ную службу на корабле: стояли на сиг нальном мостике, дублировали вахтенногв офицера и т. д. Курсанты военно-морского училищ*; проводили на корабле• большую культур но-массовую работу; Они участвовали в выпуске стенгазеты, проводили политзаня тия и политинформации. ‘Б ольшинства ! курсантов участвовало в коллективе худо жественной самодеятельности. Программа практики выполнена в срои, Па проходивших зачетах отличные знания показали курсанты Аутат, Тереягьев* Эвосков, Мустафин,’ Смирнов и другие. Они имеют но всем предметам отличные оценки. Во время практики ваши курсанта получили много знаний. Они позважоаги- лись с особенностями- флота, получили хорошую морскую закалку. И этим мы во многом обязаны старшинам и матросам, Я также кофщованию корабля. Курсант П. ГОРБАЧЁВ, вонн^й^ ю высо- РЕЗУЛЬТАТ НАСТОЙЧИВОЙ УЧЕБЫ После окончания курсов матрос Прытин прпбыл в подразделение связи. Пе успо каиваясь па достигнутом, он продолжал настойчизо заниматься: разбирал схемы и чертежи, изучал радиоаппаратуру. Большую помощь матросу оказал млад ший сержашт Якимов. Он ежедневно трени ровал его в приеме па слух. Вначале Прыгину трудпо давалась ра бота на ключе; Командир отделения это заметил». — Вы, товарищ Прыгин, проявляете пзлишнюю поспешность,— говорил Якимов. C 1 W- — Следует постепенно увеличивать рость и работать спокойно. Указания командира матрос выслушивал внимательно, запоминал- а старался вы полнять их. Упорная учеба дала свои результаты. Прыгин стал хорошо разбираться в радио технике и отлично овладел приемам па слух п передачей па ключе. Его допустили к самостоятельной вахте. Недавно тов. Прыгину присвоено воин- ('кое звание — старший матрьс. Старший матрос Б. АЛЕКСАНДРОВ. Вдвое раньше срока матросы Копейкпн и Педая. Вся группа затратпла на работу времени значительно меньше, нежели предполагалось. Па ве черней поверке всем матросам командир об'явил благодарность. Старшин матрос Г. СМИРНОВ. Ha-днях ipynna матросов, руководимая тов. Зайцевым, успешно выполнила ответ ственное задание. Отличпо работали стар шие матросы Швец и Чукалин. Они за кончили работу вдвое раньше срока. Примеру передовиков следовали старшие Четко и уверенно работают на своих боевых постах отличники боевой и по литической подготовки младший сержант Михайлов, старшие матросы Колбаоов и Комаров. Две калибровые стрельбы ар тиллеристы выполнили с высокой оцен кой. Михайлов, Колбасов и Комаров по лучили от командира внеочередной от пуск. Старший матрос К. Савватеее. ★ * * Мастерски владеют личным оружием J старший сержант Раздобедпн п ма трос Самигулпп. Па недавно прошед ших стрельбах опи выполнили упраж нение на «отлична», вдвое сократив нор матив времени. Опенку «хорошо» полу чили натроеы Нечаев и Анисимов. Старший матрос И. Егоров. Великие русские ученые Основоположник военно-полевой хирургии Советский народ по праву гордится своей наукой и своими великими учены ми. Иэ среды нашего народа вышло мног# видных ученых с мировым именем. Это основоположник русской науки Ломоно сов, гениальный химик Менделеев, вели^ шй математик Лобачевский, крупней ший геолог Карпинский, всемирно из вестный географ Пржевальский, основа тель военно-полевой хирургии Пирогов, новаторы биологии Мечников, «Сеченов, Тимирязев и Павлов, замечательный преобразователь природы Мичурин, со здатель радиосвязи Попов, выдающиеся деятели русской революционной мысли Белинский, .Чернышевский, Добролюбов и другте. Николай Иванович (Пирогов был пегинным патриотом Родины, замеча тельным ученым, создавшим своими трудами славу русской хярургаи. Пирогов был не только великим уче ным и талантливым хирургом, но он был и великим русским гражданином. Он ло мал старые каноны и борояся за новые идеалы, за здоровое воспитание людей с честными уб!ждениями. Нелегкий, но славный путь прошей Николай Иванович за 71 год своей жизни. Пирогов родился 25 ноября 18Ш года в Москве тринадцатым из детей казначея * е шю-провиантского депо, который до- служился до чина майора. С ранних лет Лирогоп дома обучался русскому, фр&н- цуг^ю^му (и латинскому языкам, а также арифметике. В 12 лет о«н был помещен в пансион, где успешно занимался русской словесностью, писал стихи, был органи затором и состашгтелем литературного сборника. Н. И. Пирогов. Когда Пирогову исполнилось 13 лет, материальное состояние семьи резко ухудшилось — отец потерял службу, и Николай был вынужден покинуть дорого стоящий пансион. Казалось бы, на этом его образование и закончится. Но здесь, как говорится в русской пословице: «Пе было бы счастья, да несчастье йомогло». Тяжелой н опасной болезнью заболел старший бр$г Пирогова. Лечил его декан медицинского факультета Московского университета Ерофей Осипович Мухин, который успешно излечил тяжелую бо лезнь. Событие это оставило глубокий след в памяти Пирогова, и с ранпего дет ства оп заинтересовался медициной. Му хин стал близким к семье Пироговых. Мухип, как декан и экзаменатор, помог четырнадцатплетнему Николаю посту пить в университет. Вскоре после этого умер отец. «Как я, или лучше, мы про- нищенствовали в Москве во время моего студенчества, это для меня осталось за гадкой», — писал впоследствии Пиро гов. Несмотря на огромные трудности, 17- летним юношей Пирогов блестяще окон чил университет и попал в число 20 лучших студентов русских университе тов, которые должны были после.трехго дичных занятий в Дерпте (Тарту) про быть 2 — 3 года в заграничных универ ситетах и этим самым подготовиться в профессорской деятельности. В Дерпте Пирогов полпостыо отдался науке. Трудовой день его начинался в 6 часов уф>а и кончался в 12 часов ночи. Николай Иванович стал близким в доме профессора Мойера, под руководством ко торого оя работал. Хирургия сделалась для пего уже больше чем профессией, — она завладела всем его существом, стала делом его жизни. В то время даже видные европейские хирурги действовали ощупью и соверша ли ошибки. Пирогов всегда возмущался пренебрежительным отношением многих хирургов к анатомии. Он считал, что это основа, без которой не может двигаться вперед хирургия. Пирогова также возму щала .медлительность хирурга во время операции. Здесь следует упомянуть, что в то время операции производились бее анестезирования, при воплях и криках оперируемых. Молодой ученый убеждался, что только, владея познаниями анатомии, можно правильно поставить диагноз за болевания и достичь быстроты в произ водстве операции. Поэтому Пирогов очень много уделял времени работе над трупами, постцгая все тонкости строения челове ческого организма, вырабатывая точ ность и быстроту оперирования. Вскоре Пирогов с большим успехом защищает диссертацию на ученую сте пень доктора медицины на тему: «Пере вязка брюшной аорты при паховых анев ризмах». Эта тема никем еще не была раз работана. После этого о Пирогове вагово- рнлГкак о талантливом ученом. В , этой же работе Пирогов об’явил а-натомиго ос новой хирургии. Нет [Медицины без хи рургии и нет хирургии без анатомди, — говорил он. Пирогов первым в Европе на чал производить опыты над животными, то-есть дополнять клинические наблюде ния экспериментальными. Это великое начинание Пирогова дало толчок к широ кому применению эксперимента в меди цинской науке. О значении эксперимен тирования первый физиолог мира ве ликий русский ученый академик И. П. Павлов писал: «Только пройдя че рез огонь эксперимента, вся медицина станет тем, чем она должна быть, то-есть сознательной, а следовательно, всегда л вполне целесообразно действующей». За Н}/.ь лет пребывания в Дерпте Пи рогов стал не только первоклассным спе циалистом, но и во многом опередил своих современников, знаменитых хирургов Ев ропы. В 1833 году Пирогову предоставилась возможность поехать в Германию. К ве ликому удивлению, Николай Иванович за стал здесь практическую медицину почти совершенно мзолированнои от главных реальных основ ее: анатомии и физиоло гии. «Такие известные специалисты, как Руст, Грефе п Дпфенбах, не знали анато мии... Лангенбен был единственный хи рург-анатом». По окончании научной командировки Пирогов возвращается в Россию. Круп нейший представитель медицинского мира того времени мечтал занять кафедру в Московском университете. Во-первых, он мог бы непосредственно помогать семье, а, во-вторых, он имел на это законное право, как лучший знаток своего дела. Но в пути оп заболел тифом и был вы нужден сделать остановку в Риге, где слег в госпиталь. После выхода из- гос питаля он чувствовал себя настолько слабым, что не решался двигаться д*иь- ше и стал работать в одной из клиник Риги. Здесь он вскоре удивил весь меди цинский мир несколькими блестящими операциями. Полностью оправившись от болезни, Николай Иванович елет в Петер бург за назначением. Горько бьгл обижен Пирогов, 1 $огда он узнал, что в Москве кафедра уже запята профессором Инозем цевым. В Петербурге, в ожидании решения, Пирогов стал работать в госпиталях и читал лекции, пользовавшиеся большим успехом. 0 молодом ученом заговорили в петербургском обществе и медицинском мире столицы. С февраля 1836 года Пирогов занял кафедру* своего бывшего учителя, ушедше го в отставку, профессора Мойера'в Дерп те. Уже первые его лекцпп пользовались большим успехом. Хирургия стала любимым т предметом дерптских студентов. V Молодой профессор работал чрезвычай но напряженно. Оя читал одновременно три курса: теоретическую хирургию, опе ративную хирургию и глазные болезни, вел клинику и поликлинику, как прави ло, несколько часов уделял эксперимен там над животными, часа три посещени ям больных. На отдых и на сон остава лось не больше шести часов. % Через два года работы он издал свой лекции под заглавием «Анализы хирурги ческой клиники», и две другие крупные* научные работы. В 1841 году Пирогову предложили ка федру в -Петербургской медико-хирурги ческой академии. Здесь он основал пер вую в России госпитальную клинику на базе военного госпиталя в Петербурге. По поводу этого госпиталя Пирогов писал: «Целое море пришлось мне тогда взбала мутит^, чтобы очистить эти авгиевы ко нюшни». ’ Николаю Ивановичу пришлось приложить много труда и усилий, чтобы навести в госпитале порядок. Совместна с другими профессорами Пирогов внес предложение об учреждения анатомиче ского института. Предложение это адми нистрацией было принято, н Пирогов бы* назначен директором этого института. Краме всей многообразной научной работы, он являлся консультантом пятя круцч нейшях больниц столицы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz