На страже Заполярья. 1948 год. Август.

НА С Т Р А Ж Е З Г П О Я Я Р В Я 25 августа 1Й48 г., № 200 (3196) Т р е б о в а т е л ь н о с т ь з а л о г у с п е ш н о й у ч е б ы Из фотоснимков, присланных на конкурс Старшин* 1 статьи Федор Молев, проходя по кубрику, увидел старшего матроса Куз­ нецова у рундучка в то время, когда на корабле шли занятия по специальности. — Почему вы не на боевом посту? — спросил Молев. — Забыл конспект. — Сейчас же идите на занятже, а по­ том зайдете ко мне. Занятая кончились. Старший матрос Кузнецов явился к старшине. — Ваше отношение к ^чебе, — «казал Моле®, — показывает, что вы яе дорожите учебным временем, которое и без того ог­ раничено. К любому занятою добросовест­ ный матрос готовится заранее. Каждую ми­ нуту, отведенную для учебы, надо исполь- г.овать с пользой для деда. Вы по своей ха­ латности забыли конспект и, стало быть, нарушили распорядок дня. Подумайте хо­ рошенько, по-деловому, по-серьезному оце­ ните хвой проступок. После этого случая старший матрос стал боле» серьезно относиться к занятиям, при-* од ил не » них подготовленным и с конспек­ том. Старшина сумел убедить матроса и доказать ему необходимость правильного использования учебного времени. Но стар­ шина Молев не выпускал матроса из поля зрения, следил за каждым его шагом. Кузнецов, спустя некоторое время, стал одним из примерных на занятиях, значи­ тельно улучшил дисциплину. Он стал дей­ ствовать точно по уставу. Одагако стоило старшине ослабить кон­ троль, как Кузнецов совершил еще один грубый проступок. На этот раз старшина не ограничился беседой. Узнав точно подроб­ ности нарушепия, Молев построил весь личный состав и разобрал поведение Куз­ нецова-. Недостойное поведение матроса было подвергнуто обсуждению* Каждый из присутствующих имел возможность выска­ заться. В своих коротких выступлениях ма­ тросы говорили просто и убедительно. Они |езко критиковали Кузнецова за то, что он зюталея, забыл о требованиях Дисцип­ линарно™ устава. Здесь же перед всеми лрисутетвугощими Молев наложил на Куз­ нецова взыскание. Матрос заверил своих сослуживцев и старшину, что подобных проступков больше не повторится. Дальнейшая служба показала, что стар­ ший матрос сдержал свое слово м не имел ни одного замечания. ' чФедор Молев за непродолжительный пе­ риод службы вырос от рядового матроса до старшины команды машинистов-турбини- .'тов, отличпо освоил сложную боевую тех­ нику, научился эксплоатировать ее в лю­ бых условиях. Чувство ответственности за выполнение воинского долга, старатель­ ность и инициатива позволили ему стать волевым и требовательным младшим коман­ диром. Не было случая, чтобы он сделал не так, кап приказано. Молев постоянно за­ ботится о том, чтобы подчиненные безукоризненно владели боевой техникой, были дисциплинированными, везде и во всем поддерживали строгий уставной порядок. Молев настойчив в своих требованиях. Он знает, что все записанное в уставах следует выполнять точно, что в них нет «мелочей», на которые можно не обращать внимания, смотреть сквозь пальцы. Взять, к примеру, такой вопрос, как соблюдение формы одежды. Некоторые старшины считают, что если матрос пришел иа утренний осмотр опрятно одетым— зна­ чит все в порядке. А в каком виде он хо­ дит в рабочее время— это их не интере­ сует. Молев относится к делу по-иному. -В любое время он одинаково требователен к внешнему видуа И где бы ни встретил он подчиненного, всегда обратит внимание на то, опрятно ли тот одет. Был такой случай. Молев увидел на бое­ вом посту старшего матроса Винникова в синем рабочем обмундировании. Он тут ж построил личный состав, и Винникова вы­ вели из строя. — Почему вы ходите одетым не по- форме? — спросил старшина. Матросу ничего не оставалось, как по­ просить разрешение пойти выстирать се­ рое обмундирование. Принятые Молевым меры подействовали на Винникова. С тех лор его никто не видел одетым не по форме. На утреннем осмотре, в часы занятии, авральных работ внешний вщ его точпо соответствует уставным требованиям. В любом деле успех обеспечивается вы­ сокой воинской дисциплиной. Где ее нет, там не может быть организованности и по­ рядка. Воспитание высокого чувства ответ­ ственности за выполнение своих обязанно­ стей требует от старшины длительной и кропотливой работы. Старший матрос Котов был ленив, нару­ шал распорядок дня. Более того, Котов ха­ латно относился к уходу за своим заведы- ванпем — турбиной нпзкого давления п главным конденсатором: Во время одной из проверок старшина обнаружил механизмы в грязном состоянии. Это обеспокоило его. Тут же он указал Котову на недопусти­ мость такого положения и серьезно его предупредил. Молев обратил внимание ма­ троса на то, что плохой уход за боевыми механизмами приводит к их порче и преж­ девременному износу. Этот случай натолкнул старйгину на мысль провести с турбинистами своей команды бесету на тему: «Любить, беречь и заботливо ухаягпвать за материальной частью». Беседа была хорошо подготовлена и прошла организованно. Молев в равной степени строго относится к поведению своих подчиненных в любом месте. На берегу, на дежурстве — в'езде и всюду виден его зоркий глаз. Как-то стар­ ший матрос Карпов, будучи на увольнении, без разрешения уехал в соседний гарнизон, что делать категорически запрещено. Стар­ шина наказал подчиненного, лппгив его увольнения на определенный срок. Карпов понял свою ошибку и исправился. Строго по-уставному требует старшина тгестп дежурную и вахтенную службу, раз’- ясняет положения воинских уставов я инструкций? Однажды старший матрос Литвинов на дневальстве нарушил инструкцию, за что был наказан Молевым. Старшина не огра­ ничился взысканием, а продолжал повсе­ дневно следить за тем, как Литвинов иску­ пает свою вину. Строго придерживаясь устава, ’Молев исходит из того, что люди отличаются друг от друга своим характером, развитием, спо­ собностями. Поэтому и взыскания наклады­ вает он по-разному, учитывая) тяжесть простунка и особенности провинившегося. Старшина всегда действует в соответствии с требованиями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР, и благодаря этому его меры действенны д!р воспитания. Настойчивая и кропотливая работа Мо- лева по укреплению воинской дисциплины приносит положительные результаты. Его подчиненные показывают образцы дисци­ плинированности, исполнительности и под­ тянутости. Каким образом добился он этого? Преж­ де всего, Молев сумел воспитать в себе необходимые командирские навыки, соз­ дать и укрепить свой авторитет наставни­ ка и учителя подчиненных. С первых же дней старшинской деятельности он сумел найти верный тон начальника, обращаясь к подчиненным спокойным голосом, тоном, не допускающим возражений. Молев не только учит примером, требует строго, не оставляя без внимания ни одно­ го проступка, но и заслуженно поощряет достойных. Многие матросы, отличившие­ ся в учебе и дисциплипе, не один раз по­ лучали благодарности старшины; Этого Молев требует и от старшин отделений Ивктгна и Чупрпна. В его команде имеется много отлични­ ков боевой и политической подготовки, дисциплинированных и исполнительных моряков. Среди них — старшие матросы Дмитриев, Миняев, Красильников, молодой турбинпст Парахопич и другие. Все они заслуженные воины, пользующиеся боль­ шим авторитетом у матросов. Воспитанные на лучших традициях бывалых моряков, они достойно выполняют священный долг перед Родпной. Старший матрос Дмитриев, придя на ко­ рабль, плохо знал материальную часть, имел ряд нарушений дисциплины. Потребо­ вались большие усилия Молева, чтобы на­ учить Дмитриева управлять боевыми ме­ ханизмами, воспитать его исполнительным воином. Старшина много занимался с ма­ тросом по теории, прививал ему практиче­ ские навыки, требовал делать все по ин­ струкции. Если Дмитриев ошибался в чем- либо, Молев приходил на помощь. Сейчас старший матрас Дмитриев является одним из лучших специалистов, показывает п р ^ф в учебе я дисциплине. Недавно оя нес ходовую вахту и на боевом посту дей­ ствовал уверенно, четко выполнял посту­ пающие приказания. Хорошие результаты в службе имеет мо­ лодой матрос Парахонич: За короткое вре­ мя он освоил свое заведование и успешно несет самостоятельную вахту. Он стара­ тельно познает технику, готовясь стать полноценным машинистом-турбинистом. Парахонич не имеет ни одного замечания по службе, стремится быть достойным вы­ сокого звания советского военного моряка. Поддержанию строгого воинского порядка во многом помогает политико-воспитатель­ ная работа. Старшина 1 статьи Молев за­ нимается ею повседневно. Его часто можно видеть за проведением групповых и инди­ видуальных бесед с матросами, он органи­ зует занятия по изучению уставов. Молев находит время поговорить с увольняющи­ мися о поведении на берегу, в обществен­ ных местах. Личный пример, понимание важности порученные обязанностей и большая тре­ бовательность помогают старшине 1 статьи Федору Молеву поддерживать дисциплину среди подчиненных на ком уровне. Лейтенант А. РЫБАКОВ. • УСПЕХИ МОЛОДОГО МАТРОСА С первых дней службы на (корабле молодой матрос Перегудов ваялся за овла­ дение специальностью машинастатурбн- нястаз Вначале ему было трудно изучить механизмы, с которыми он встретился впервые. Но матрос был уверен, что при желании и помощи товарищей! сможет стать полноценным специалистом. Большую помощь оказали Перегудову старший матрос Пискунов и матрос Федо­ ров. В свободное от занятий время они об’ясняли ему устройство механизмов, разбирали чертежи, схемы. Многому научился Перегудов во время учений) и тренировок на боевом Старшина отделения Веселов давал су вводные, обращая особое внимание на точность выполнения команд. Практической проверкой знаний Перегу- доеа был выход в море. Мадрас впервые нес вахту- у вспамогательного механизма За отличные действия молодой матроо^ получил первую благодарность. Сейчас матрос Перегудов зачислен на штатную должность машини-ста-турбяни- ста. Это — результат упорного труда. Старшина 2 статьи В. ЧЕПРАСОВ. И I Среди многочисленных фотографий, присланных на конкурс, п освященный I 15-летию Северного флота, в редакцию поступил снимок старшего матроса Влади- 1 » мира Лашманова, который автор назвал «Полярная ласточка*. Матросы отдаленных постов любят водный спорт и занимаются ну. На сним­ ке запечатлей прыжок со скалы в воду. ( Вот что рассказывает автор фотосним ка в своем письме б редакцию: «Не так просто совершать прыжки в ледяную воду в условиях Заполярья. Им ' предшествует серьезная, длительная подготовка всего организма: зимой — обтирание снегом, летом — обливание холодной водой. Для закаленного организма холод* I ная вода; не страшна. Когда совершаются прыжки в воду, в бухточке стоит приго­ товленная шлюпка со спасательными средствами. Предлагаемый фотоснимок сделан 19 сентября 1947 года. На нем запечатлев я сам ь момент прыжка. Все приготовления к фотографированию произведены мною. Ввиду того, что мне необходимо было прыгать, я Попросил матроса Попчоза от­ крыть затвор об’ектива по моему сигналу, что он и сделал. Дальнейшая обработка снимка произведена также мною. Старший матрос В, ЛАШМАНОВ». Морская закалка Самостоятельное изучение боевого ору­ жия было основным вядом практики. Боль* пгую помощь курсантам оказывали стар­ шины и матросы, которые умело переда­ вали свой опыт эксплоатацдп заведыва- Пий. Все курсанты несли дежурно-вахтен­ ную службу на корабле: стояли на сиг­ нальном мостике, дублировали вахтенногв офицера и т. д. Курсанты военно-морского училищ*; проводили на корабле• большую культур­ но-массовую работу; Они участвовали в выпуске стенгазеты, проводили политзаня­ тия и политинформации. ‘Б ольшинства ! курсантов участвовало в коллективе худо­ жественной самодеятельности. Программа практики выполнена в срои, Па проходивших зачетах отличные знания показали курсанты Аутат, Тереягьев* Эвосков, Мустафин,’ Смирнов и другие. Они имеют но всем предметам отличные оценки. Во время практики ваши курсанта получили много знаний. Они позважоаги- лись с особенностями- флота, получили хорошую морскую закалку. И этим мы во многом обязаны старшинам и матросам, Я также кофщованию корабля. Курсант П. ГОРБАЧЁВ, вонн^й^ ю высо- РЕЗУЛЬТАТ НАСТОЙЧИВОЙ УЧЕБЫ После окончания курсов матрос Прытин прпбыл в подразделение связи. Пе успо­ каиваясь па достигнутом, он продолжал настойчизо заниматься: разбирал схемы и чертежи, изучал радиоаппаратуру. Большую помощь матросу оказал млад­ ший сержашт Якимов. Он ежедневно трени­ ровал его в приеме па слух. Вначале Прыгину трудпо давалась ра­ бота на ключе; Командир отделения это заметил». — Вы, товарищ Прыгин, проявляете пзлишнюю поспешность,— говорил Якимов. C 1 W- — Следует постепенно увеличивать рость и работать спокойно. Указания командира матрос выслушивал внимательно, запоминал- а старался вы­ полнять их. Упорная учеба дала свои результаты. Прыгин стал хорошо разбираться в радио­ технике и отлично овладел приемам па слух п передачей па ключе. Его допустили к самостоятельной вахте. Недавно тов. Прыгину присвоено воин- ('кое звание — старший матрьс. Старший матрос Б. АЛЕКСАНДРОВ. Вдвое раньше срока матросы Копейкпн и Педая. Вся группа затратпла на работу времени значительно меньше, нежели предполагалось. Па ве­ черней поверке всем матросам командир об'явил благодарность. Старшин матрос Г. СМИРНОВ. Ha-днях ipynna матросов, руководимая тов. Зайцевым, успешно выполнила ответ­ ственное задание. Отличпо работали стар­ шие матросы Швец и Чукалин. Они за­ кончили работу вдвое раньше срока. Примеру передовиков следовали старшие Четко и уверенно работают на своих боевых постах отличники боевой и по­ литической подготовки младший сержант Михайлов, старшие матросы Колбаоов и Комаров. Две калибровые стрельбы ар­ тиллеристы выполнили с высокой оцен­ кой. Михайлов, Колбасов и Комаров по­ лучили от командира внеочередной от­ пуск. Старший матрос К. Савватеее. ★ * * Мастерски владеют личным оружием J старший сержант Раздобедпн п ма­ трос Самигулпп. Па недавно прошед­ ших стрельбах опи выполнили упраж­ нение на «отлична», вдвое сократив нор­ матив времени. Опенку «хорошо» полу­ чили натроеы Нечаев и Анисимов. Старший матрос И. Егоров. Великие русские ученые Основоположник военно-полевой хирургии Советский народ по праву гордится своей наукой и своими великими учены­ ми. Иэ среды нашего народа вышло мног# видных ученых с мировым именем. Это основоположник русской науки Ломоно­ сов, гениальный химик Менделеев, вели^ шй математик Лобачевский, крупней­ ший геолог Карпинский, всемирно из­ вестный географ Пржевальский, основа­ тель военно-полевой хирургии Пирогов, новаторы биологии Мечников, «Сеченов, Тимирязев и Павлов, замечательный преобразователь природы Мичурин, со­ здатель радиосвязи Попов, выдающиеся деятели русской революционной мысли Белинский, .Чернышевский, Добролюбов и другте. Николай Иванович (Пирогов был пегинным патриотом Родины, замеча­ тельным ученым, создавшим своими трудами славу русской хярургаи. Пирогов был не только великим уче­ ным и талантливым хирургом, но он был и великим русским гражданином. Он ло­ мал старые каноны и борояся за новые идеалы, за здоровое воспитание людей с честными уб!ждениями. Нелегкий, но славный путь прошей Николай Иванович за 71 год своей жизни. Пирогов родился 25 ноября 18Ш года в Москве тринадцатым из детей казначея * е шю-провиантского депо, который до- служился до чина майора. С ранних лет Лирогоп дома обучался русскому, фр&н- цуг^ю^му (и латинскому языкам, а также арифметике. В 12 лет о«н был помещен в пансион, где успешно занимался русской словесностью, писал стихи, был органи­ затором и состашгтелем литературного сборника. Н. И. Пирогов. Когда Пирогову исполнилось 13 лет, материальное состояние семьи резко ухудшилось — отец потерял службу, и Николай был вынужден покинуть дорого­ стоящий пансион. Казалось бы, на этом его образование и закончится. Но здесь, как говорится в русской пословице: «Пе было бы счастья, да несчастье йомогло». Тяжелой н опасной болезнью заболел старший бр$г Пирогова. Лечил его декан медицинского факультета Московского университета Ерофей Осипович Мухин, который успешно излечил тяжелую бо­ лезнь. Событие это оставило глубокий след в памяти Пирогова, и с ранпего дет­ ства оп заинтересовался медициной. Му­ хин стал близким к семье Пироговых. Мухип, как декан и экзаменатор, помог четырнадцатплетнему Николаю посту­ пить в университет. Вскоре после этого умер отец. «Как я, или лучше, мы про- нищенствовали в Москве во время моего студенчества, это для меня осталось за­ гадкой», — писал впоследствии Пиро­ гов. Несмотря на огромные трудности, 17- летним юношей Пирогов блестяще окон­ чил университет и попал в число 20 лучших студентов русских университе­ тов, которые должны были после.трехго­ дичных занятий в Дерпте (Тарту) про­ быть 2 — 3 года в заграничных универ­ ситетах и этим самым подготовиться в профессорской деятельности. В Дерпте Пирогов полпостыо отдался науке. Трудовой день его начинался в 6 часов уф>а и кончался в 12 часов ночи. Николай Иванович стал близким в доме профессора Мойера, под руководством ко­ торого оя работал. Хирургия сделалась для пего уже больше чем профессией, — она завладела всем его существом, стала делом его жизни. В то время даже видные европейские хирурги действовали ощупью и соверша­ ли ошибки. Пирогов всегда возмущался пренебрежительным отношением многих хирургов к анатомии. Он считал, что это основа, без которой не может двигаться вперед хирургия. Пирогова также возму­ щала .медлительность хирурга во время операции. Здесь следует упомянуть, что в то время операции производились бее анестезирования, при воплях и криках оперируемых. Молодой ученый убеждался, что только, владея познаниями анатомии, можно правильно поставить диагноз за­ болевания и достичь быстроты в произ­ водстве операции. Поэтому Пирогов очень много уделял времени работе над трупами, постцгая все тонкости строения челове­ ческого организма, вырабатывая точ­ ность и быстроту оперирования. Вскоре Пирогов с большим успехом защищает диссертацию на ученую сте­ пень доктора медицины на тему: «Пере­ вязка брюшной аорты при паховых анев­ ризмах». Эта тема никем еще не была раз­ работана. После этого о Пирогове вагово- рнлГкак о талантливом ученом. В , этой же работе Пирогов об’явил а-натомиго ос­ новой хирургии. Нет [Медицины без хи­ рургии и нет хирургии без анатомди, — говорил он. Пирогов первым в Европе на­ чал производить опыты над животными, то-есть дополнять клинические наблюде­ ния экспериментальными. Это великое начинание Пирогова дало толчок к широ­ кому применению эксперимента в меди­ цинской науке. О значении эксперимен­ тирования первый физиолог мира ве­ ликий русский ученый академик И. П. Павлов писал: «Только пройдя че­ рез огонь эксперимента, вся медицина станет тем, чем она должна быть, то-есть сознательной, а следовательно, всегда л вполне целесообразно действующей». За Н}/.ь лет пребывания в Дерпте Пи­ рогов стал не только первоклассным спе­ циалистом, но и во многом опередил своих современников, знаменитых хирургов Ев­ ропы. В 1833 году Пирогову предоставилась возможность поехать в Германию. К ве­ ликому удивлению, Николай Иванович за­ стал здесь практическую медицину почти совершенно мзолированнои от главных реальных основ ее: анатомии и физиоло­ гии. «Такие известные специалисты, как Руст, Грефе п Дпфенбах, не знали анато­ мии... Лангенбен был единственный хи­ рург-анатом». По окончании научной командировки Пирогов возвращается в Россию. Круп­ нейший представитель медицинского мира того времени мечтал занять кафедру в Московском университете. Во-первых, он мог бы непосредственно помогать семье, а, во-вторых, он имел на это законное право, как лучший знаток своего дела. Но в пути оп заболел тифом и был вы­ нужден сделать остановку в Риге, где слег в госпиталь. После выхода из- гос­ питаля он чувствовал себя настолько слабым, что не решался двигаться д*иь- ше и стал работать в одной из клиник Риги. Здесь он вскоре удивил весь меди­ цинский мир несколькими блестящими операциями. Полностью оправившись от болезни, Николай Иванович елет в Петер­ бург за назначением. Горько бьгл обижен Пирогов, 1 $огда он узнал, что в Москве кафедра уже запята профессором Инозем­ цевым. В Петербурге, в ожидании решения, Пирогов стал работать в госпиталях и читал лекции, пользовавшиеся большим успехом. 0 молодом ученом заговорили в петербургском обществе и медицинском мире столицы. С февраля 1836 года Пирогов занял кафедру* своего бывшего учителя, ушедше­ го в отставку, профессора Мойера'в Дерп­ те. Уже первые его лекцпп пользовались большим успехом. Хирургия стала любимым т предметом дерптских студентов. V Молодой профессор работал чрезвычай­ но напряженно. Оя читал одновременно три курса: теоретическую хирургию, опе­ ративную хирургию и глазные болезни, вел клинику и поликлинику, как прави­ ло, несколько часов уделял эксперимен­ там над животными, часа три посещени­ ям больных. На отдых и на сон остава­ лось не больше шести часов. % Через два года работы он издал свой лекции под заглавием «Анализы хирурги­ ческой клиники», и две другие крупные* научные работы. В 1841 году Пирогову предложили ка­ федру в -Петербургской медико-хирурги­ ческой академии. Здесь он основал пер­ вую в России госпитальную клинику на базе военного госпиталя в Петербурге. По поводу этого госпиталя Пирогов писал: «Целое море пришлось мне тогда взбала­ мутит^, чтобы очистить эти авгиевы ко­ нюшни». ’ Николаю Ивановичу пришлось приложить много труда и усилий, чтобы навести в госпитале порядок. Совместна с другими профессорами Пирогов внес предложение об учреждения анатомиче­ ского института. Предложение это адми­ нистрацией было принято, н Пирогов бы* назначен директором этого института. Краме всей многообразной научной работы, он являлся консультантом пятя круцч нейшях больниц столицы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz