На страже Заполярья. 1948 год. Август.

22 августа 1948 г., № 198 (3194). ■А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Из фотоснимков, присланных на конкурс В операционной. Манор медицинской службы Богданов (второй слева) оперирует больного. v Фото старшего матроса В. Манина. ^ ■ ^ Ч А А А ^ Ч ^ Ч А А ^ Ч А А А А А А А А А ^ Ч А Л А А А А А ^ Ч А А ^ 4 Н А Ш Д О К Т О Р Хорошая комната политпросветработы Много поработали коммунисты п комсо­ мольцы Пащенко, Татаринов, Петров и дру­ гие do оформлению комнаты политпросвет­ работы материалами наглядной агитации. Они красиво оформили выдержки но уставов Вооруженных Сил, витрину «Военная при­ сяга» в текст Гимна Советского Союза, вятрину «Героический труд советского на­ рода в швов сталинской пятилетке». В кра­ сивых рамках находятся портреты вождей советского народа. На стенах висят карты, ввтрнна с морскими узлами. В комнате политпросветработы есть воен­ ная 1 политическая литература, аккуратно ведется подшивка газет. . В вечерние часы большую часть своего свободного времени матросы и старшины проводят в комнате политпросветработы. Вот я сегодня здесь полно матросов п стар­ ших. Старшие матросы Петров, Пащенко, Ар- сеяов — любителе художественной литера­ туры. В нх читательских билетах не один десяток записей о* прочитанных книгах. Часто посещает комнату политпросветрабо­ ты матрос Серегичев. Матросы Филимггов и Савельев играют в шахматы на первенство ! подразделения. Матросы Смирнов и Дол- женков пишут письма па родину. Старшие матросы Тарасов, Боков и Потапов стоят у карты мира с конспектами. Они готовятся к очерелнъв! политзанятиям. Хорошее оформление я бесперебойная ра­ бота комнаты политпросветработы способ­ ствуют организации культурного отдыха. Старший матрос П. ШУМИЛКИН. С П О Й , Т О В А Р Ц Щ— Слова Л. ОШАНИНА Музыка 3. НОМПАНЕЙЦА. веадл ’ляитао, 0 9 т * С ю * т ^ в м > т е ю - в 0 т о Ш . х о в - к у , п ро о г- и и - JfSQ St. JB c p ;- г г П № Ш РО В ИЙ X O .JQ + JL 9 Ц л * И Х Н О М С ВШ ТО&.КОП щл4июл1ЯХо»4>^ го. йУ Мк веъ\ SO+P/OL %Й/ЛСвЮ , ГО ВО РИ Ш ЕЛ&ДВПЛР 1. Спой, товарищ, снова про Каховку, про огни костров на холоду, как безусый юноша с винтовкой шел в двадцатом, памятном году. 2. Мчались годы и легли седины на виски строителя-бойца, в эти годы вырастил он сыиа, всей душой похожим на отца. 3. Золотые травы пахли мятой, и на бой, с отцом в одном ряду, шел безусый мальчику автоматом в сорок первом, яростном году. 4. Шел вперед защитник и хранитель Сквозь огонь и смерть в чужом краю. И домой вернулся победитель, чтобы утроить Родину свою. 5. Всей душой, отвагой и уменьем мы тебе послужим, наш народ, ведь недаром с каждым поколеньем сила нашей юности растет. СКУЛЬПТОР 3. ВИЛЕНСКИЙ В операционной тихо, светло. Бесшумно "двигается по комнате операционная сестра Фокина. — Начинаем, — говорит хцрург. Это, кажется, единственное слово, которое ^слышали сестра и санитарка за всю опе­ рацию. Александр Аттиолопович очень мол­ чалив, сосредоточен. Удивительно быстро, сноровисто своими короткими узловатыми пальцаки работает он с нпструмептом, из­ редка протягивая в сторону сестры руку. Он не говорйг, какой ипструмент ему ну­ жен: Фокина достаточно хорошо изучила хирурга, знает, что именно потребует­ ся ему. Операппя длится целый час и проходит успешно. .. Сняв перчатки, умывая * руки после трудной работы, Александр Аппололовпч думает: «Ну, хорошо, операция еделапа, но как. будет чувствовать себя больной, не появятся ли осложнения?». Утром пгиходят на дежурство врачи, сестры. Пришла Фокина^ — Вы отдыхали сегодня, Александр Атюлонович? s — Я? Это несущественно... Вот что, Августа Ивановна, у солдата ночью под­ нялась температура. Вы, пожалуйста, по­ чаще заглядывайте к нему. Он направился в ординаторскую., но на полпути остановился и..*, снова, в четвер­ тый раз за ночь и утро, пошел в палату в солдату. Опасения хирурга не были напрасными. У больного началось двухстороипсо вос­ паление легких. Его положенно стало уг­ рожающим. Александр Апполонович забыл, казалось, обо всем на свете,- Спасение жизни человека для него было настолько делом профессиональной чести. Сутками не отходил он от солдата. Пе длившись , сколько-нибудь ощутительных результа­ тов, хирург пошел на крайнее средство: сделал вторую операцию. Вскоре больно­ му стало легче. Так вотский врач подполковник меди­ цинской службы А. А. Максимов семь ме­ сяцев подряд — двести двенадцать дней— Йоролся за жизнь солдата и спас ее! ' И самой большой паградой хирургу был тот момент, когда в темный хмурый день Января высокий, плотно сложенный солдат ^ прощался с врачом. Оп, сстпроопто взяв в свои большие руки руку подполковника и заглядывая веселыми глазами ему в лицо, сказал теплым, проникновенным го­ лосом: I — Большое спасибо от солдата! Вы спасли мне жизнь, и я этого никогда не забуду. Главная отличительная черта Алексан­ дра Апполоновича — трудолюбие. Он счи­ тает потерянным тот день, когда хотя ка­ кая-нибудь мелочь не сделана, не выпол­ нена; — Подполковник Максимов, — говорит про него капитан Хаит, — человек, ко­ торый живет не для себя, а для всех, для больных. И эта характеристика глубоко верна. В любое время! суток (а чаще всего это бывает ночью) по телефонному вызову Максим»© снова идет в госпиталь, не счи­ таясь с отдыхом. — Немедленно вызовите сестру и сани­ тарку, — говорит он в телефонную трубку в ответ на извинение дежурного врача, вызывающего его в госпиталь. После ночной операции домой хирург, как правило, уже не возвращается. Мало ли работы можно найти? Надо еще н еще раз обойти налату, осмотреть тяжело боль­ ных, а потом можпо и почитать. Почитать! Всо свободные мипуты он уделяет изуче­ нию медицинской литературы. -- Вот ведь какой человек, окончил военно-медиципский факультет института восемь лет назад, отличпын практик, — говорит Фокнпа, — а сиди? почами и шту­ дирует специальную литературу.* Мало то­ го, как студент, все прочитанное тща­ тельно конспектирует. Учится все время. Приступая к операции, Максимов твер­ до знает, что ему предстоит делать. Это результат глубокого всестороннего анали­ за болезни, точного знания ее особенно­ стей. П«еч''ворите с сестрами, и вы почув­ ствуете. яаскшько закоппа гордость под­ чиненных своим начальником. Не было случая, чтобы Максимов неправильно по­ ставил диагноз. Абсолютно все операции проходят у пего благополучно: У сержанта Ш. внезапно открылось кровотечение. Апализ крови показал, что красных кровяных шариков у него в орга­ низме было в три раза меньше нормального. Когда же сержант выписался ш госпиталя, процент гемоглобина был у него нормаль­ ным. 36 дней спасал Максимов жизнь младшему командиру. Днями не отходит от пего, дежурил по ночам в палате, пережи­ вал и волновался не меньше больного, пе­ релил ему через вену G литров крови. Хирургическое отделение, начальником которого является Максимов, — лучшее в госпитале. — Все сестры у меня хорошие, — гово­ рит он. — Они буквально нянчатся с боль­ ными, как с малыми ребятами. Скромный и чуткий начальник, Алек­ сандр Апполонович в то же время строг и требователен. Он взыскателен и к себе, и к подчиненным. Антонина Ивановна Ра- пова, очень аккуратный и добросовест­ ный работник, рассказывает о Максимове: — Зашел однажды Александр Апполо­ нович в комнату', где лежат перевязочные материалы, простыни. Я уж каждый день стараюсь по совести все -вымыть — полы и окпа, чтобы пылинки не было? А тут как-то не доглядела. Он подошел к стене, провел пальцем по карнизу. Там оказалась пыль. «Посмотрите», — сказал он только и вышел. Я чуть со стыда не сгорела. Подполковник Максимов всей своей л:изпью, службой во флоте отвергает уста­ ревшие, неправильные представления о том, что врач — только узкий специалист; Он прежде всего всесторонне образованный советский человек, отлично разбирающий­ ся в политических вопросах, любовно сле­ дящий за специальной и художественной литературой, прессой, много читаюпг". Он систематически занимается с врачами, медсестрами, помогает им повышать зна­ ния. Месяц назад оп прочитал для офице­ ров лекцию: «Марксизм-ленинизм о классах и классовой борвбе п о государ­ стве». Как коммунист, подпол ковшик Мак­ симов всегда н во всем показывает личный ripимер образцового отношения к своим слу­ жебным и общественным делам. Ну, а как больные? Какого мнения они о хирурге? Об этом лучше судить по по­ следнему номеру стенной газеты. Из семи помещенных в ней заметок три по­ священы Максимову: Вот что, например, пишут Левшин и Кротов: «Забота подполковника Максимова о больных всегда поднимает дух, бодрость я силу у них». Офицер Зотов отмечает теплую и го­ рячую любовь, внимание к больным со стороны врача. Взволнованными словами написал о Максимово инженер-майор Коз­ ловский, выразив ему «искреннюю благо­ дарность ад чуткое и внимательное отно­ шение». Но сколько бы ни хвалили больные подполковника Максимова, лучше и точнее, чем сказал о нем один моряк, испытавший на себе его заботу и внимание, пе ска­ жешь: — Подполковник Максимов — наш доктор, наш друг! Л. ШАХНОВСКИЙ. П О Л К А m Подполковник Е. Майков и подполков­ ник А. Гнедин — Советские инженерные вейска. 118 стр. Цена 1руб. Очерк истории советских инженерных войск. Брошюра описывает героические боевые дела воинов инженерных частей в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны. "k h h Войска связи Советской Армии. 174 стр. Цена 1 р. 50 Ка Сборник под редакцией маршала -войск связи И. Т. Пересыпкина. В брошюре рассказано о состоянии связи в русской армии и о развитии и успехах войск связи за 30 лет Советской Армян. ■* * * Генерал-майор артиллерии В. Г. Дымо­ нов —Теория стрельбы наземной артил­ лерии. Часть II. Издание 2-е, дополнен­ ное и переработанное. 294 стр. Цена 8 руб. 50 коп. Учебник для военных академий. В нем рассмотрены вопросы пристрелки по из­ меренным отклонениям, а также опреде­ ленна установок для стрельбы на пора­ жение и стрельбы по движущимся) це­ лям. Первая часть курса (полковника А. Блинова) вышла в свет несколько лет назад. Проблема скульптурного портрета одна из самых трудных в творчестве вая­ теля, призванной) средствами пластиче­ ского искусства запечатлеть ъ материале образы людей нащей эпохи или выдаю­ щихся деятелей национальной истории и культуры. Из всех художественных работ бюст и портрет требуют наибольшей проница­ тельности. Хороший бюст равносилен це­ лой биографии- Эта биоцрафпческая характерность, глубокое проникновение во внутренний мир портретируемого отличают работы скульптора 'Виленского, одна из кото­ рых — бюст П. И. Чайковского — удо­ стоена недавно Сталинской премии. Зрелым мастером, имеющим га своими плечами долгий путь творчества, подошел Виленский к работе над образом компози­ тора. Как всякий большой художник, стре­ мящийся прежде всего ие к внешнему сходству, а к раскрытию глубокого / и прекрасного в человеке, 3. Виленский егг мел создать образ, покоряющий зрителя своей психологической убедительностью. Перед нами портрет Чайковского в пору расцвета его дарования, в годы создания своих лучших произведений. Отказавшись от традиционного бюста-портрета, скульп- цгр все свое внимание сосредоточил на ли­ це композитора. Чайковский — весь во власти вдохновения. Он как бы прислу­ шивается к одному ему слышимым моти­ ва*. Сооданная скульптором за двадцать с лишним лет галерея портретов его совре­ менников свидетельствует о том, с каким неослабевающим интересом ищет худож­ ник модели для своих произведений. По его проектам воздвигнуты памятники В. I . Ленину в Азове и С. М- Кирову в Боровичах, Ростове н Мурманске. Третья­ ковская галерея приобретает портреты музыкантов Игумнова и Гольденвейзера. В 1940 году скульптор выходит победи­ телем в конкурсе на проектирование па­ мятника М. В. Фрунзе для Москвы- Его проект был отмечен первой премией- Начинается Великая Отечественная война. В эти годы скулыггор переносит своid мастерскую прямо в цех одного из уральских заводов. Тут среди героических тружеников тыла нашел 3- Виленский об­ разы для своих произведении. Материалом, из которого создавались портреты, слу­ жила красная шамотная глина. Здесь же. на заводе, готовые портреты обжигались в одной из печей- Так день за днем создавал скульптор неповторимую галерею портре­ тов свыше 120 лучших стахановцев заво­ да. Все портреты, по мере их создания, экспонировались в заводском клубе. Последние работы 3- Виленского— порт­ реты прославленных советских конструк­ торов Лавочкина я Швецова — образец Топкой психологической трактовки образа и безукоризненного технического мастер­ ства- Сейчас скульптор с увлечением работает пад памятником прославленному советско­ му полководцу М. В. Фрунзе и над порт­ ретами Героев Советского Союза Михай- личенко и Артеменко, а также над боль­ шим бюстом П- И- Чайковского. Е. МОСКВИН. Писатели о своих творческих планах Г е р о и „ П о р т - А р т у р а “ О действенности стенной печати Стенная печать— стенгазеты и «Боевые листки» — является могучим средством воспитания военных моряков в духе непре­ клонного выполнения требовании воинских уставов. Такими являются «Боевые лист­ ки» нзпгего корабля. Старший матрос Бо­ ровков за недисциплинированность часто подвергался критике па страницах «Бое­ вых листков». По птоз!у аюв-оду матросы делали ему справедливые, острые замеча­ ния. __Опять о тебе, Боровков, написано, — сказал ему однажды товарищ по кубрику. — Постараюсь больше по попадать! Критика положительпо подействовала на Боровкова. Сейчас он пс имеет замечаний по службе. В стенной початн неоднократно отмеча- «Боевой листок», старший матрос Смирнов сказал: — А чем я хуже Березина и Магро? Разве я не могу заслужить такой чести? Вскоро Смирнов иолучил приказание покрасить борт корабля; Работал оп стара­ тельно. Командование по заслугам отмети­ ло труд матроса. Со Смирнова спяты ранее получеипые им взыскания. Стенная печать особенно действенна там, где о ней заботятся, где члены редколлегии честно относятся к порученному делу. Этого нельзя сказать о членах редколлегии Сашилове п Казакове. Комсомольское бюро поручило Сапшлову н Казакову выпустить «Боевой листок» к Дню Военно-Морского Флота. Чтобы не за- лясь успехи в учеое и раооте матросов талпсь изменить в нем заголовки заметок. Березина и Магро. Однажды, прочитав IСодержание заметок с небольшими поправ- каин они хотели оставить прежними; На это обратил внимание заместитель коман­ дира корабля но политчасти. Он потребо­ вал у членов редколлегии со всей серьез­ ностью отнестись к норученпому им делу. Но Сашилов и Казаков и после этого спу­ стя рукава работали над выпуском «Боево­ го листка». Кроме передовой статьи и раз­ машистым почерком написанного обраще­ ния: «Старшины н матросы, пишите замет­ ки в следующий номер», на страницах листка ничего не было. Такое отношение к степной печати ни­ какой пользы ие принесет. Партийной ор­ ганизации корабля следует добиться того, чтобы «Боевые листки» боевой части, выпускаемые Сашиловым и Казаковым, были такими жо действенными, каком яв- гружать себя работой, они взяли номер !ляется стенная печать других подразделе- листка, посвященный Дню Авиации, и пы- jшш корабля. Старший матрос В. ЧЕЛПАННИН0В. Я происхожу из военною рода*. Мой отец, дед, прадед— все были военные и все служили в артиллерии. Мой отец и я окончила артиллерийскую академию. Мон отец участвовал в (русако-турецкой войне. 1877 — 1878 года п в русско-японской л первой германской войнах. Я пробыл всю осаду в Порт-Артуре и по мере своих сил 14-летяего мальчика помогал отцу в его боевой работе. Затем я участвовал 1 в пер­ вой германской и гражданской войнах. В 1921 г. в марте месяце при взятии Крон­ штадта я был тяжело концужш и ранен и после этого был демобилизован по болез­ ни из армии. До 1941 г. я работал как ин­ женер, а в пюне 1941 в. был 1 призван в армию, но уже -как писатель. В конпе 1942 г. меня демобилизовали по болезни. В 1932 г. я тяжело заболел и долгое вре­ мя лежал в 'Щроаатц. От скуки и безделья, не имея возможности работать как инже­ нер, я начал писать свои воспоминания о некогда пережитом мною в Порт-Артуре, но вскоре убедился, что многое забыл, пе­ репутал, многое в свое время неверно по­ нял, а многого цросто не знал. Мне стало ясно, что писать по памяти нельзя, а надо основательно поработать пад собиранием нужных мне материалов. Через местную библиотеку я выписывал нужные мне .кни­ ги из Мойквы, Ленинграда, Ростова-па-Дону и т. д. Постепенно проработал до 200 названий различных книг и детально оз­ накомился со всеми нерепитиями эпиче­ ской порт-артурекой обороны. Кроме того, я списался с рядом еще живых участни­ ков обороны и широко использовал семей­ ный архив. Конечно, мне много помогли и жив личные воспомшшшя. В мою, тогда Л. СТЕПАНОВ. • оценки собранного мною огромного мате­ риала. Мне стала ясной моя задача — иллюстрировать историческими примерами выдвинутые В. И. Лениным положения, что т русский народ, а царсвое савгодер­ жавно потерпело поражение на полях Маньчжурии. Наряду с историческими лицами мною выведены, если так можно выразиться, лица иолунсторические, вроде Борейко и Звонарева. В Порт-Артуре мой отец коман­ довал ротой крепостной артиллерии. У не­ го в роте действительно служил поручик Борейко, который был в Артуре притчей во языцех. Об его похождениях .говорил весь город. Вместо с том, это был знающий свое дело офицер и толковый артиллерист. Во время воины он отличался своей личной храбростью, но никаких наград он так и не получил из-за постоянных столкновений с начальством. Прообраз этого талантливо­ го человека п послужил мпе основой для моего героя. Я несколько сгладил его не* привлекательные черты, придал ему чер­ ты широкой русской натуры, сделал его одним из основных героев своей кииги* Под фамилией Звонарева я вывел призван­ ного из заиаса в Квантунскую крепостную были живы-еще в 1940 г. 0 дальнейшей судьбе их я ничего не знаю 5 Рива, Кужн- сан н солдаты — лица вымышленные. Солдат я знал с детских лет, сызмальства привык бывать в роте моего отца, затем в первую мировую войну сам был младшим офицером в батарее и почти все свое вре­ мя проводил среди солдат, наблюдал сол­ датский быт, вслушивался в их красоч­ ный народный язык, присматривался в различным характерам людей, их взаимо­ отношениям, поведепию в бою и на отды­ хе. Все это и дало мне возможность соз­ дать образы Блохина, Родионова, Лепехи- па, Ярцева и других. Артиллерист по роду оружия, я и вывел артиллеристов в каче­ стве основных героев в своей книге. Про­ исходя из военной семьи, я хорошо зна­ ком и с бытом тогдашнего офицерства, его обычаями, взглядами, уровпем его куль­ турного развития. Все это очень помогло мне в моей работе. В своей книге я довел повествование до самого конца осады Артура: Все мои герои благополучно вернулись из плена в Россию я продолжали свою жизнь уже в условиях мирного времени. Сейчас я пишу продол­ жение Порт-Артура под заглавием «Семья Звонаревых». В этой книге я прослеживаю судьбу своих артурских героев до послед­ них дней. Действующими лицами являются прежде всего Звоиаревы: Варя и Сережа, артиллерию инженера Корниевского. Когда затом нх приемыш — Вася Зуев, Борейко, я? писал свою книгу, он был еще жив, по­ этому было более правильно выводить его под чужой фамилией, fco снимало с меня ответственность за все то, что я ему припи­ сывал. Его роман с- Варей имел место в еще детскою память, на всю жизнь вреза- действительности. Взбаломошная и энергич- лвсь образы героев беспримерной обо­ роны: офицеров, солдат, матросов». Запом­ нил я и фигуры Стесселя и еао жены, ге­ нералов Фока, Кондратенко, Белого, его дочпри Вари и другие. Статья В. И. Леннш «Падение Порт- Артура» и история нашей партии дали мпе твердый иолитичеткий критерий для пая девушка, какой па самом деле и бьиа Варя, фактически женила его на себе. Брак этот был на редкость удачным и продолжительным. Варя умерла в 1945 г., а се муж в 1947 г., оставив после себя многочисленное потомство. Кпдржеевский, Шметилло, учительни­ цы — все это лица исторические. Дети их « его жена Оля, Ендржеевский и Леля, а “равно и Блохин с Шурой. События романа разворачиваются сначала на фоне судебно­ го процесса над Стесселем, который проис­ ходил с ноября 1907 года по март 1908 г., затем на фоне цервой мировой войны, ре­ волюции, гражданской войпы и сталинских пятилеток. Заканчиваю я свое повествова­ ние боями под Хасаном: Пз артурских героев в настоящее время живы — доктор Миротворцев, ныне про­ фессор и член Академии медицинских на­ ук. Больше я никого не знаю из живых участников героической авгурекой эпопеи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz