На страже Заполярья. 1948 год. Август.
22 августа 1948 г., № 198 (3194). ■А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Из фотоснимков, присланных на конкурс В операционной. Манор медицинской службы Богданов (второй слева) оперирует больного. v Фото старшего матроса В. Манина. ^ ■ ^ Ч А А А ^ Ч ^ Ч А А ^ Ч А А А А А А А А А ^ Ч А Л А А А А А ^ Ч А А ^ 4 Н А Ш Д О К Т О Р Хорошая комната политпросветработы Много поработали коммунисты п комсо мольцы Пащенко, Татаринов, Петров и дру гие do оформлению комнаты политпросвет работы материалами наглядной агитации. Они красиво оформили выдержки но уставов Вооруженных Сил, витрину «Военная при сяга» в текст Гимна Советского Союза, вятрину «Героический труд советского на рода в швов сталинской пятилетке». В кра сивых рамках находятся портреты вождей советского народа. На стенах висят карты, ввтрнна с морскими узлами. В комнате политпросветработы есть воен ная 1 политическая литература, аккуратно ведется подшивка газет. . В вечерние часы большую часть своего свободного времени матросы и старшины проводят в комнате политпросветработы. Вот я сегодня здесь полно матросов п стар ших. Старшие матросы Петров, Пащенко, Ар- сеяов — любителе художественной литера туры. В нх читательских билетах не один десяток записей о* прочитанных книгах. Часто посещает комнату политпросветрабо ты матрос Серегичев. Матросы Филимггов и Савельев играют в шахматы на первенство ! подразделения. Матросы Смирнов и Дол- женков пишут письма па родину. Старшие матросы Тарасов, Боков и Потапов стоят у карты мира с конспектами. Они готовятся к очерелнъв! политзанятиям. Хорошее оформление я бесперебойная ра бота комнаты политпросветработы способ ствуют организации культурного отдыха. Старший матрос П. ШУМИЛКИН. С П О Й , Т О В А Р Ц Щ— Слова Л. ОШАНИНА Музыка 3. НОМПАНЕЙЦА. веадл ’ляитао, 0 9 т * С ю * т ^ в м > т е ю - в 0 т о Ш . х о в - к у , п ро о г- и и - JfSQ St. JB c p ;- г г П № Ш РО В ИЙ X O .JQ + JL 9 Ц л * И Х Н О М С ВШ ТО&.КОП щл4июл1ЯХо»4>^ го. йУ Мк веъ\ SO+P/OL %Й/ЛСвЮ , ГО ВО РИ Ш ЕЛ&ДВПЛР 1. Спой, товарищ, снова про Каховку, про огни костров на холоду, как безусый юноша с винтовкой шел в двадцатом, памятном году. 2. Мчались годы и легли седины на виски строителя-бойца, в эти годы вырастил он сыиа, всей душой похожим на отца. 3. Золотые травы пахли мятой, и на бой, с отцом в одном ряду, шел безусый мальчику автоматом в сорок первом, яростном году. 4. Шел вперед защитник и хранитель Сквозь огонь и смерть в чужом краю. И домой вернулся победитель, чтобы утроить Родину свою. 5. Всей душой, отвагой и уменьем мы тебе послужим, наш народ, ведь недаром с каждым поколеньем сила нашей юности растет. СКУЛЬПТОР 3. ВИЛЕНСКИЙ В операционной тихо, светло. Бесшумно "двигается по комнате операционная сестра Фокина. — Начинаем, — говорит хцрург. Это, кажется, единственное слово, которое ^слышали сестра и санитарка за всю опе рацию. Александр Аттиолопович очень мол чалив, сосредоточен. Удивительно быстро, сноровисто своими короткими узловатыми пальцаки работает он с нпструмептом, из редка протягивая в сторону сестры руку. Он не говорйг, какой ипструмент ему ну жен: Фокина достаточно хорошо изучила хирурга, знает, что именно потребует ся ему. Операппя длится целый час и проходит успешно. .. Сняв перчатки, умывая * руки после трудной работы, Александр Аппололовпч думает: «Ну, хорошо, операция еделапа, но как. будет чувствовать себя больной, не появятся ли осложнения?». Утром пгиходят на дежурство врачи, сестры. Пришла Фокина^ — Вы отдыхали сегодня, Александр Атюлонович? s — Я? Это несущественно... Вот что, Августа Ивановна, у солдата ночью под нялась температура. Вы, пожалуйста, по чаще заглядывайте к нему. Он направился в ординаторскую., но на полпути остановился и..*, снова, в четвер тый раз за ночь и утро, пошел в палату в солдату. Опасения хирурга не были напрасными. У больного началось двухстороипсо вос паление легких. Его положенно стало уг рожающим. Александр Апполонович забыл, казалось, обо всем на свете,- Спасение жизни человека для него было настолько делом профессиональной чести. Сутками не отходил он от солдата. Пе длившись , сколько-нибудь ощутительных результа тов, хирург пошел на крайнее средство: сделал вторую операцию. Вскоре больно му стало легче. Так вотский врач подполковник меди цинской службы А. А. Максимов семь ме сяцев подряд — двести двенадцать дней— Йоролся за жизнь солдата и спас ее! ' И самой большой паградой хирургу был тот момент, когда в темный хмурый день Января высокий, плотно сложенный солдат ^ прощался с врачом. Оп, сстпроопто взяв в свои большие руки руку подполковника и заглядывая веселыми глазами ему в лицо, сказал теплым, проникновенным го лосом: I — Большое спасибо от солдата! Вы спасли мне жизнь, и я этого никогда не забуду. Главная отличительная черта Алексан дра Апполоновича — трудолюбие. Он счи тает потерянным тот день, когда хотя ка кая-нибудь мелочь не сделана, не выпол нена; — Подполковник Максимов, — говорит про него капитан Хаит, — человек, ко торый живет не для себя, а для всех, для больных. И эта характеристика глубоко верна. В любое время! суток (а чаще всего это бывает ночью) по телефонному вызову Максим»© снова идет в госпиталь, не счи таясь с отдыхом. — Немедленно вызовите сестру и сани тарку, — говорит он в телефонную трубку в ответ на извинение дежурного врача, вызывающего его в госпиталь. После ночной операции домой хирург, как правило, уже не возвращается. Мало ли работы можно найти? Надо еще н еще раз обойти налату, осмотреть тяжело боль ных, а потом можпо и почитать. Почитать! Всо свободные мипуты он уделяет изуче нию медицинской литературы. -- Вот ведь какой человек, окончил военно-медиципский факультет института восемь лет назад, отличпын практик, — говорит Фокнпа, — а сиди? почами и шту дирует специальную литературу.* Мало то го, как студент, все прочитанное тща тельно конспектирует. Учится все время. Приступая к операции, Максимов твер до знает, что ему предстоит делать. Это результат глубокого всестороннего анали за болезни, точного знания ее особенно стей. П«еч''ворите с сестрами, и вы почув ствуете. яаскшько закоппа гордость под чиненных своим начальником. Не было случая, чтобы Максимов неправильно по ставил диагноз. Абсолютно все операции проходят у пего благополучно: У сержанта Ш. внезапно открылось кровотечение. Апализ крови показал, что красных кровяных шариков у него в орга низме было в три раза меньше нормального. Когда же сержант выписался ш госпиталя, процент гемоглобина был у него нормаль ным. 36 дней спасал Максимов жизнь младшему командиру. Днями не отходит от пего, дежурил по ночам в палате, пережи вал и волновался не меньше больного, пе релил ему через вену G литров крови. Хирургическое отделение, начальником которого является Максимов, — лучшее в госпитале. — Все сестры у меня хорошие, — гово рит он. — Они буквально нянчатся с боль ными, как с малыми ребятами. Скромный и чуткий начальник, Алек сандр Апполонович в то же время строг и требователен. Он взыскателен и к себе, и к подчиненным. Антонина Ивановна Ра- пова, очень аккуратный и добросовест ный работник, рассказывает о Максимове: — Зашел однажды Александр Апполо нович в комнату', где лежат перевязочные материалы, простыни. Я уж каждый день стараюсь по совести все -вымыть — полы и окпа, чтобы пылинки не было? А тут как-то не доглядела. Он подошел к стене, провел пальцем по карнизу. Там оказалась пыль. «Посмотрите», — сказал он только и вышел. Я чуть со стыда не сгорела. Подполковник Максимов всей своей л:изпью, службой во флоте отвергает уста ревшие, неправильные представления о том, что врач — только узкий специалист; Он прежде всего всесторонне образованный советский человек, отлично разбирающий ся в политических вопросах, любовно сле дящий за специальной и художественной литературой, прессой, много читаюпг". Он систематически занимается с врачами, медсестрами, помогает им повышать зна ния. Месяц назад оп прочитал для офице ров лекцию: «Марксизм-ленинизм о классах и классовой борвбе п о государ стве». Как коммунист, подпол ковшик Мак симов всегда н во всем показывает личный ripимер образцового отношения к своим слу жебным и общественным делам. Ну, а как больные? Какого мнения они о хирурге? Об этом лучше судить по по следнему номеру стенной газеты. Из семи помещенных в ней заметок три по священы Максимову: Вот что, например, пишут Левшин и Кротов: «Забота подполковника Максимова о больных всегда поднимает дух, бодрость я силу у них». Офицер Зотов отмечает теплую и го рячую любовь, внимание к больным со стороны врача. Взволнованными словами написал о Максимово инженер-майор Коз ловский, выразив ему «искреннюю благо дарность ад чуткое и внимательное отно шение». Но сколько бы ни хвалили больные подполковника Максимова, лучше и точнее, чем сказал о нем один моряк, испытавший на себе его заботу и внимание, пе ска жешь: — Подполковник Максимов — наш доктор, наш друг! Л. ШАХНОВСКИЙ. П О Л К А m Подполковник Е. Майков и подполков ник А. Гнедин — Советские инженерные вейска. 118 стр. Цена 1руб. Очерк истории советских инженерных войск. Брошюра описывает героические боевые дела воинов инженерных частей в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны. "k h h Войска связи Советской Армии. 174 стр. Цена 1 р. 50 Ка Сборник под редакцией маршала -войск связи И. Т. Пересыпкина. В брошюре рассказано о состоянии связи в русской армии и о развитии и успехах войск связи за 30 лет Советской Армян. ■* * * Генерал-майор артиллерии В. Г. Дымо нов —Теория стрельбы наземной артил лерии. Часть II. Издание 2-е, дополнен ное и переработанное. 294 стр. Цена 8 руб. 50 коп. Учебник для военных академий. В нем рассмотрены вопросы пристрелки по из меренным отклонениям, а также опреде ленна установок для стрельбы на пора жение и стрельбы по движущимся) це лям. Первая часть курса (полковника А. Блинова) вышла в свет несколько лет назад. Проблема скульптурного портрета одна из самых трудных в творчестве вая теля, призванной) средствами пластиче ского искусства запечатлеть ъ материале образы людей нащей эпохи или выдаю щихся деятелей национальной истории и культуры. Из всех художественных работ бюст и портрет требуют наибольшей проница тельности. Хороший бюст равносилен це лой биографии- Эта биоцрафпческая характерность, глубокое проникновение во внутренний мир портретируемого отличают работы скульптора 'Виленского, одна из кото рых — бюст П. И. Чайковского — удо стоена недавно Сталинской премии. Зрелым мастером, имеющим га своими плечами долгий путь творчества, подошел Виленский к работе над образом компози тора. Как всякий большой художник, стре мящийся прежде всего ие к внешнему сходству, а к раскрытию глубокого / и прекрасного в человеке, 3. Виленский егг мел создать образ, покоряющий зрителя своей психологической убедительностью. Перед нами портрет Чайковского в пору расцвета его дарования, в годы создания своих лучших произведений. Отказавшись от традиционного бюста-портрета, скульп- цгр все свое внимание сосредоточил на ли це композитора. Чайковский — весь во власти вдохновения. Он как бы прислу шивается к одному ему слышимым моти ва*. Сооданная скульптором за двадцать с лишним лет галерея портретов его совре менников свидетельствует о том, с каким неослабевающим интересом ищет худож ник модели для своих произведений. По его проектам воздвигнуты памятники В. I . Ленину в Азове и С. М- Кирову в Боровичах, Ростове н Мурманске. Третья ковская галерея приобретает портреты музыкантов Игумнова и Гольденвейзера. В 1940 году скульптор выходит победи телем в конкурсе на проектирование па мятника М. В. Фрунзе для Москвы- Его проект был отмечен первой премией- Начинается Великая Отечественная война. В эти годы скулыггор переносит своid мастерскую прямо в цех одного из уральских заводов. Тут среди героических тружеников тыла нашел 3- Виленский об разы для своих произведении. Материалом, из которого создавались портреты, слу жила красная шамотная глина. Здесь же. на заводе, готовые портреты обжигались в одной из печей- Так день за днем создавал скульптор неповторимую галерею портре тов свыше 120 лучших стахановцев заво да. Все портреты, по мере их создания, экспонировались в заводском клубе. Последние работы 3- Виленского— порт реты прославленных советских конструк торов Лавочкина я Швецова — образец Топкой психологической трактовки образа и безукоризненного технического мастер ства- Сейчас скульптор с увлечением работает пад памятником прославленному советско му полководцу М. В. Фрунзе и над порт ретами Героев Советского Союза Михай- личенко и Артеменко, а также над боль шим бюстом П- И- Чайковского. Е. МОСКВИН. Писатели о своих творческих планах Г е р о и „ П о р т - А р т у р а “ О действенности стенной печати Стенная печать— стенгазеты и «Боевые листки» — является могучим средством воспитания военных моряков в духе непре клонного выполнения требовании воинских уставов. Такими являются «Боевые лист ки» нзпгего корабля. Старший матрос Бо ровков за недисциплинированность часто подвергался критике па страницах «Бое вых листков». По птоз!у аюв-оду матросы делали ему справедливые, острые замеча ния. __Опять о тебе, Боровков, написано, — сказал ему однажды товарищ по кубрику. — Постараюсь больше по попадать! Критика положительпо подействовала на Боровкова. Сейчас он пс имеет замечаний по службе. В стенной початн неоднократно отмеча- «Боевой листок», старший матрос Смирнов сказал: — А чем я хуже Березина и Магро? Разве я не могу заслужить такой чести? Вскоро Смирнов иолучил приказание покрасить борт корабля; Работал оп стара тельно. Командование по заслугам отмети ло труд матроса. Со Смирнова спяты ранее получеипые им взыскания. Стенная печать особенно действенна там, где о ней заботятся, где члены редколлегии честно относятся к порученному делу. Этого нельзя сказать о членах редколлегии Сашилове п Казакове. Комсомольское бюро поручило Сапшлову н Казакову выпустить «Боевой листок» к Дню Военно-Морского Флота. Чтобы не за- лясь успехи в учеое и раооте матросов талпсь изменить в нем заголовки заметок. Березина и Магро. Однажды, прочитав IСодержание заметок с небольшими поправ- каин они хотели оставить прежними; На это обратил внимание заместитель коман дира корабля но политчасти. Он потребо вал у членов редколлегии со всей серьез ностью отнестись к норученпому им делу. Но Сашилов и Казаков и после этого спу стя рукава работали над выпуском «Боево го листка». Кроме передовой статьи и раз машистым почерком написанного обраще ния: «Старшины н матросы, пишите замет ки в следующий номер», на страницах листка ничего не было. Такое отношение к степной печати ни какой пользы ие принесет. Партийной ор ганизации корабля следует добиться того, чтобы «Боевые листки» боевой части, выпускаемые Сашиловым и Казаковым, были такими жо действенными, каком яв- гружать себя работой, они взяли номер !ляется стенная печать других подразделе- листка, посвященный Дню Авиации, и пы- jшш корабля. Старший матрос В. ЧЕЛПАННИН0В. Я происхожу из военною рода*. Мой отец, дед, прадед— все были военные и все служили в артиллерии. Мой отец и я окончила артиллерийскую академию. Мон отец участвовал в (русако-турецкой войне. 1877 — 1878 года п в русско-японской л первой германской войнах. Я пробыл всю осаду в Порт-Артуре и по мере своих сил 14-летяего мальчика помогал отцу в его боевой работе. Затем я участвовал 1 в пер вой германской и гражданской войнах. В 1921 г. в марте месяце при взятии Крон штадта я был тяжело концужш и ранен и после этого был демобилизован по болез ни из армии. До 1941 г. я работал как ин женер, а в пюне 1941 в. был 1 призван в армию, но уже -как писатель. В конпе 1942 г. меня демобилизовали по болезни. В 1932 г. я тяжело заболел и долгое вре мя лежал в 'Щроаатц. От скуки и безделья, не имея возможности работать как инже нер, я начал писать свои воспоминания о некогда пережитом мною в Порт-Артуре, но вскоре убедился, что многое забыл, пе репутал, многое в свое время неверно по нял, а многого цросто не знал. Мне стало ясно, что писать по памяти нельзя, а надо основательно поработать пад собиранием нужных мне материалов. Через местную библиотеку я выписывал нужные мне .кни ги из Мойквы, Ленинграда, Ростова-па-Дону и т. д. Постепенно проработал до 200 названий различных книг и детально оз накомился со всеми нерепитиями эпиче ской порт-артурекой обороны. Кроме того, я списался с рядом еще живых участни ков обороны и широко использовал семей ный архив. Конечно, мне много помогли и жив личные воспомшшшя. В мою, тогда Л. СТЕПАНОВ. • оценки собранного мною огромного мате риала. Мне стала ясной моя задача — иллюстрировать историческими примерами выдвинутые В. И. Лениным положения, что т русский народ, а царсвое савгодер жавно потерпело поражение на полях Маньчжурии. Наряду с историческими лицами мною выведены, если так можно выразиться, лица иолунсторические, вроде Борейко и Звонарева. В Порт-Артуре мой отец коман довал ротой крепостной артиллерии. У не го в роте действительно служил поручик Борейко, который был в Артуре притчей во языцех. Об его похождениях .говорил весь город. Вместо с том, это был знающий свое дело офицер и толковый артиллерист. Во время воины он отличался своей личной храбростью, но никаких наград он так и не получил из-за постоянных столкновений с начальством. Прообраз этого талантливо го человека п послужил мпе основой для моего героя. Я несколько сгладил его не* привлекательные черты, придал ему чер ты широкой русской натуры, сделал его одним из основных героев своей кииги* Под фамилией Звонарева я вывел призван ного из заиаса в Квантунскую крепостную были живы-еще в 1940 г. 0 дальнейшей судьбе их я ничего не знаю 5 Рива, Кужн- сан н солдаты — лица вымышленные. Солдат я знал с детских лет, сызмальства привык бывать в роте моего отца, затем в первую мировую войну сам был младшим офицером в батарее и почти все свое вре мя проводил среди солдат, наблюдал сол датский быт, вслушивался в их красоч ный народный язык, присматривался в различным характерам людей, их взаимо отношениям, поведепию в бою и на отды хе. Все это и дало мне возможность соз дать образы Блохина, Родионова, Лепехи- па, Ярцева и других. Артиллерист по роду оружия, я и вывел артиллеристов в каче стве основных героев в своей книге. Про исходя из военной семьи, я хорошо зна ком и с бытом тогдашнего офицерства, его обычаями, взглядами, уровпем его куль турного развития. Все это очень помогло мне в моей работе. В своей книге я довел повествование до самого конца осады Артура: Все мои герои благополучно вернулись из плена в Россию я продолжали свою жизнь уже в условиях мирного времени. Сейчас я пишу продол жение Порт-Артура под заглавием «Семья Звонаревых». В этой книге я прослеживаю судьбу своих артурских героев до послед них дней. Действующими лицами являются прежде всего Звоиаревы: Варя и Сережа, артиллерию инженера Корниевского. Когда затом нх приемыш — Вася Зуев, Борейко, я? писал свою книгу, он был еще жив, по этому было более правильно выводить его под чужой фамилией, fco снимало с меня ответственность за все то, что я ему припи сывал. Его роман с- Варей имел место в еще детскою память, на всю жизнь вреза- действительности. Взбаломошная и энергич- лвсь образы героев беспримерной обо роны: офицеров, солдат, матросов». Запом нил я и фигуры Стесселя и еао жены, ге нералов Фока, Кондратенко, Белого, его дочпри Вари и другие. Статья В. И. Леннш «Падение Порт- Артура» и история нашей партии дали мпе твердый иолитичеткий критерий для пая девушка, какой па самом деле и бьиа Варя, фактически женила его на себе. Брак этот был на редкость удачным и продолжительным. Варя умерла в 1945 г., а се муж в 1947 г., оставив после себя многочисленное потомство. Кпдржеевский, Шметилло, учительни цы — все это лица исторические. Дети их « его жена Оля, Ендржеевский и Леля, а “равно и Блохин с Шурой. События романа разворачиваются сначала на фоне судебно го процесса над Стесселем, который проис ходил с ноября 1907 года по март 1908 г., затем на фоне цервой мировой войны, ре волюции, гражданской войпы и сталинских пятилеток. Заканчиваю я свое повествова ние боями под Хасаном: Пз артурских героев в настоящее время живы — доктор Миротворцев, ныне про фессор и член Академии медицинских на ук. Больше я никого не знаю из живых участников героической авгурекой эпопеи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz