На страже Заполярья. 1948 год. Август.
I НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я __________ ________________________________________ I 22 августа 1948 г., Л 198 (3194>, I Встретим зиму во всеоружии! - Плавание кораблей в сложных условиях Капитан 2 ранга тов. Цезаревич своевременно поднимает важный вопрос подготовки личного со става и материальной части к работе в сложных условиях полярной зимы. , в Чтобы во всеоружии встретить зиму, уже сей час необходимо по-деловому к ней готовиться. В этом деле очень важно, чтобы опытные моряки рассказывали молодым североморцам о своей службе на Севере, передавали им свои знания и навыки эксплоатации техники в зимних условиях. Нужно особенно подчеркивать при этому что толь ко неуклонное выполнение инструкций н наставле ний обеспечит успешное выполнение поставленных перед личным составом задач. Редакция приглашает опытных матросов, стар ший и офицеров всех специальностей выступить на страницах газеты с советами, как лучше молодому моряку править службу зимой. Корабельный устав требует проведения боевой подготовки непрерывно, круглый год. Это значит, что корабли флота долж* ны быть готовыми к плаванию в различ ных условиях, в тон числе и в шторм, и полярной ночью. Плавание в шторм я ночью вырабаты вает у офицеров и матросов умение вла- деть своим оружием в любых условиях, в любой обстановке, закаляет людей, способ ствует совершенствованию их мастерства. Однако между плаванием в простых п сложных условиях есть большая разница, и этого пе следует забывать. Если, на пример, штурмаи успешпо справляется с проводкой своего корабля в тихую по* юду и в светлое время суток, то это еще не значит, что в сложных условиях он сделает то же самое. Во время шторма работа штурмана бу дет затрудняться появлением дрейфа, не точностью держания корабля на курсе, потерей скорости и т. д. Все эти особенно” сти можно учесть, только имея достаточ ный практический опыт плавания в слож ных условиях. Безопасность плавания всех бее исклю чения классов кораблей в этот период требует от личного состава штурманских боевых частей достижения подлинного мастерства в вопросах кораблевождения и своевременной подготовки штурманской техники и приборов к плаванию. Темный (осенне-зимний) период време ни сопровождается ухудшением гидромете- орологичи'ких условий, а именно: увели чением числа дней со свежими ветрами, пггормамп, туманами, ограниченной мгли стой видимостью и повышенным волнени ем моря. Кроме того, в этот период пони-, кается устойчивость погоды, т. е. быстрее происходит изменение отдельных ее эле ментов (ветра, облачности, видимости и т. п.). Следовательно, выбрать благоприят ную для плавания погоду очееь трудно. Этот период у нас на Севере сопровождает ся также повышенным значением земной ' рефракции, полярными сияниями и маг нитными бурями, затрудняющими астро номические наблюдения, использование магнитных компасов и радиопеленгаторов. Период темного времени, увеличиваясь, |лстигает для нашпх южных рейсов девят- ‘ ладцати часов в сутки, а для северных — переходит в сплошную полярную ночь. Такая большая продолжительность темно го времени суток сама по себе, без дру гих явлений осенне-зимнего периода, зна чительно усложняет плавание кораблей. Все перечисленные особенности, харак терные для темного времени, требуют от командиров кораблей, штурманов н осо бенно от командиров малых кораблей и старшин раз’ездных катеров повышенного внимания к вопросам кораблевождения. Нужно постояппо помнить, что корабле вождение в сложных павигацнонных усло виях может быть безопаспым только прп условии натренированности личного со става (рулевых, штурманских электриков, штурманских радистов и особенно стар шин раз’ездньгх катеров), поддержания в постоянной готовности всех без исключе ния имеющихся па корабле (катере) лгтурманекпх приборов, хорошего знания театра и неуклонного выполнения правил предупреждения столкновений судов. Не соблюдение хотя бы одного из этих уело- j им не следует слепо доверяться, а тем вий уже не может гарантировать корабль от аварии. Подготовка штурманских боевых частей к плаванию в условиях темного времени и осенне-анмних штормовых, погод долж на заключаться в подготовке материаль ной частя, тренировке личного состава в обслуживании приборов и управлении ко раблем в штормовых и ночных условиях. Уже сейчас нужно тщательно проверить исправпость всех мореходных инструмен тов и приборов, хорошо проверить (а если нужно, заново определить) поправки при боров, обеспечить себя необходимым коли чеством запасных частей.* Особое внимание следует обратить на исправность лотов, пе исключая и ручного, которые должны быть в постоянной готовности к действию. Особой зайогой командира корабля долж на стать подготовка штурмана к каждому плаванию. В этом вопросе не следует ио- лататься на опыт штурмана, его практи ческий стаж, а требовать исчерпывающих докладов о готовности БЧ-1 к плаванию и предоставлять штурману время на подго товку к походу, которая должна быть на правлена в первую очередь да изучение навигационных и гидрометеорологических условий плавания, тщательную корректу ру пособий и карт но последним извеще ниям гидроотдела, ознакомление с прогно зом погоды, составление предварительной прокладки и проверку работы материаль ной части. В период подготовки полезно k *акже «поднять» карту района плавания штри ховкой опасных глубин я банок, напесе- нием кругов дальностей видимости маяков со своего корабля недругах данных, могу щих понадобиться в Аходе. Вообще нужно еще в базе произвести все необходимые расчеты, чтобы не тратить ва это время в походе. Перед выходом в поход нужно использовать все возможности для провер ки поправок приборов и убедиться в ис- правпой пх работе. Во время самого плавания штурман обя зан особенно точно вести прокладку и чаще определять свое место всеми возможными способами, обратив особое внимание на учет влияния течения * и дрейфа, которые в штормовых условиях могут достигать значительных размеров и вносить ошибки и счисление? При подходе к берегу или плаваппп вблизи навигационных опасностей следует чаще измерять глубины, а при. неуверен ности в своем месте — уменьшать ход. Серьезное внимание должно уделяться опознаванию маяков и огней. Только после проверки характеристики их огня по £Се кундомеру, а не н^;глаз, можно уверен но ими пользоваться!. При выборе курсов пяавания в нц£ш>е время следует учитывать возможный Лрс корабля течением и дрейфом. Вое повара*, ты на новый курс надо обязательно пред варять расчетом поворотной точки по обо ротам .мапши, лагу и секущему пеленгу маяка или огня. Только совпадение всех этих элементов (времд, отсчет лага и пе ленг) будет служить над вашей гаранти ей. что корабль пришел в точку поворота. При пользовании пловучпм навигащйи 4 ным ограждением (буи, вехи) не нужно забывать, что они в условиях частых осенних штормовых погод могут быть сдасеньг^со своих штатных мест, и поэтому более срезать» их вплотную; При плава нии в темноо время и шторм штурма# обязан постоянно находиться на мостике пли в штурманской рубке. О малейшем сомнении в своем мее¥е штурмап обязан доложить командиру ко* рабля, чтобы во-врежя принять предупре дительные меры. Здесь уместно заметить, что некоторые штурманы, основываясь на ложном понятии — нежелании подорвать свой авторитет, совершенно не докладыва ют командиру корабля о своих сомнениях в месте нахождения корабля, что может в конечном итоге привести к аварии. Это ложное цонятпе нужно отбросить всем нашим штурманам. Командир корабля имеет большой опыт плавания и поэтому сможет .помочь штурману полез ным советом или своевременно принятыми мерами предотвратить аварию. Наоборот, своевременная предосторожность, прояв ленная штурманом, только повысит его авторитет у командира и будет свидетель ствовать о высокой морской культуре. Особое внимание в этот период плавания должно уделяться вопросам предупрежде ния столкновений кораблей при расхожде ниях в узкостях и навалам на другие ко рабли прп подходе к причалам. Известно, что определить расстояние в почное время значительно труднее, чет днем, а отрабо тать машиной в штормовых условиях не всегда удается. Поэтому лучше придержи ваться правила, что никогда не будет лишним обезопасить себя достаточным пространством для избежания столкнове ния. Павалы на другие корабли при подходе к причалам происходят в большинстве случаев из-за пеучета влияния ветра и течения/ а также из-за излишней уверен ности в возможности отработать иашиной. В штормовых и ночных условиях об этом пе следует забывать, так как 1даже при наличии мощной машины иногда не удает ся предотвратить навал на другой корабль пли причал. Вопросы обеспечения безопас ности стоянки у причалов в штормовых условиях также пе следует упускать из вида, так как при необеспеченной стоянке получают повреждения причалы и корпу- са, кораблей. Основной задачей штурманов по обеспе чению безаварийного плавания кораблей в сложных условиях должна стать про- перка корабля перед выпуском его в море; В этом вопросе .они должны придержи вать(Зг правила, что ни одип корабль пе толжен быть выпущен в море, если на нем хоть один штурманский прибор неисправен fcjrtf если у штурманаs нет полней ясности в навигационной обстановке на театре, а также если девиационные рабо ты не производилась в течение несколь ким Месяцев. . * Наступивший период темного времени и * приближающийся период штормовых погод требует от командиров кораблей, штурманов и особенно командиров малых кораблей и старшин катеров повышения ишошша uvвопросам кораблевождения и серьезного обдумывания вопросов преду преждения навигационных аварий в этот перши. Безаварийное плавание кораблей флота в сложных навигационных условиях будет свидетельствовать о высокой мор ской выучке и готовности выполнить лю бые задачи. Капитан 2 ранга Б.‘ ЦЕЗАРЕВИЧ. Отделение стало передовым / Отделение младшего сержанта Князева состояло яз мо лодых артшерястов. Потребовалось иного труда я времени, чтобы обучмть ях специальности. С первого же дня Князев повысил требовательность к своим подчиненньш в выполнении воинских уставов. Он ча сто занимался с ними по изучению материальной части ору дия. Особенно большое внимание командир уделял заряжаю щему яатросу Игопгину; Матрос вначале не выполнял нор мативов и путался в действиях. Тогда Князев начал зани маться с ним в свободное от занятий время, тренировал его па быстроту. Благодаря настойчивой учебе и помощи коман дира отделения матрос Игошип подтянулся, стал перевыпол нять нормативы. Сейчас отделяете тов. Князева — передовое на батарее. За примерную службу я умелое воспитание подчиненных младший сержант Князев имеет более двадцати благодарно стей. Матрос И, ГАЛИН. Отличник боевой к палптичеокой подго товки гвардии старший лейтенант Петр Карачевскяб. Фото М. Бугакова. НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНОВ До экзаменов остались считанные дни. В школе хорошо оборудованы классы, кабинеты, имеются необходимые чер тежи и детали* Особенно оживленно идет подготовка к экза менам в дизельном отделении. Матросы Енакаев, Молодцов, Пунпн, Фомин и другие сейчас изучают уставы Вооруженных Сил. Большую работу по подготовке к экзаменам отстающих матросов проводят старший матрос Ратников, комсомольцы Казаикин, Синичкип, Васильев, Кожевников и другие. Они имеют оценки по всем предметам «отлично». Матрос В. МАСЛОВ. Н а п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Учеба помогает в службе В груши политических занятий, которой руководит офицер С. Коваль, в отведенное для учебы время большинство старшпн- сверхсрочников работает с полным напря жением сил. Изучение большевистской теории помогает младшим командирам луч ше воспитывать своих подчиненных. Это вида хотя бы на примере коммуниста главного старшины Н. Бегунова. Являясь руководителем ответственного участка ра боты, коммунист Богунов образцово вы полняет свой воинский долт. Его служебное время заполнено важной и продуктивной деятельностью. Старшина, неся ответст венность за сложное хозяйство, много вни мания уделяет воинскому и политическому воспитанию своих подчиненных. С воз ложенными задачами он справляет ся безукоризненно? В составе ру ководимой им группы бойцов имеет ся комсомолец матрос П. Остапенко. В короткое время *эв. Богунов сумел при вить ему любовь к своей воинской спе циальности, повседневно направлял дея тельность подчиненного на примерное не сение обязанностей по службе. Старшина знает, что успешное воспитание подчинен ных требует повышения их чувства ответ ственности за выполнение воинского дол га. Поэтому бойцы, входящие в группу главного старшины Н. Богунова, выделя ются своей Дисциплинированностьго и слу жебным рвением. стоятельная работа над язучишем этой гла вы Краткого курса была организована четко. Учебники я письменные принадлеж ности имелись почти у всех, мест для ве дения записей хватало, помещение к заня тиям подготовлен». Руководитель гду^оьо продумал занятие я вел его правильно. Полезным следует счи тать краткое выступление офицера Коваль, сделанное им перед началом самостоятель ной работы. Он напомнил основные поло жения своего рассказа, проведенного на предыдущем занятии, подсказал узловые моменты д несколькими вопросами х груп пе, на которые слушателя коротко отвечали с места, помог восстановить в памяти ма териал прошедшей беседы. Старшина 1 статья Е. Вега сшякш от ветами показал», что он внимательно слу шал руководителя. В то время, когда вся групп добросове стно работала, было заметно, что сверх срочник старшина 1 статья коммунист А. Шдшелов рассеянно просматривал ма териал. По всему было видно, что к учебе он не проявлял 1 должного стремления, во просов у вето не нашлось. Такое отношение к политической учебе хорошо известно секретарю партийной организации. Но ни он сам, ни члены бюро не удосужились по беседовать с коммунистом, который безот ветственно относятся к своему идейному росту. Отсутствие заботы о своем полити ческом росте пагубно сказывается яа ра- Комсомльцы вавангарде боевой и политической подготовки Лучшим из лучших— Почетные грамоты Комсомольцы-активисты старшина 1 статьи Пермяков, старшина 2 статьи л Екимовский, старшие матросы Канев, i Сницарь, Карюкин и Кудрявцев— передо- \ вые люди нашего корабля. За достигну- j тые успехи в боевой и политической | подготовке н активную массово-полити- , ческую работу опи неоднократно поощ рялись командованием. Па-днях тт. Пермякову, Екимовскому, |j Сницарь, Карюкииу и Кудрявцеву вру чены Почетные грамоты Мурманского обкома ВЛКСМ. Тов. Канев удостоен По четной грамоты ЦК ВЛКСМ. n Старший матрос И. САФОНОВ. т Недавно в группе изучалась 10-я глава боте Шишелова с подчиненными. ^Краткого курса истории ВКЩб)». Само- Калктзн Г. СЕРГЕЕВ. Заслуженный авторитет СОВЕЩ АНИЕ С Т А РШ И Н В нашем подразделении проведено сове щание младших командиров по обмену опытом воспитания и обучения матросов. Содержательный доклад на тему: «Ленин и Сталин о коммунистическом воспитании» гделал офицер тов. Алексеев. Затем выступил 1 сержант тов. Бондарен ко. Он рзссказал о своей работе по обуче нию подчиненных специальности, о том, luaiure трудности встречались ему, как ком мунисты и комсомольцы помогали коман диру отделения в наведении воинского по рядка. Выступивший затем сержант Титюов отметил, что матросы Жмак, Семин, Сидо ров, Аржаников являются настоящими по мощниками младшего командира. Старший матрос Н. ШАРАЙ. дежурный боцман отличник боевой и политической подготовки старший ма- грос П<*тр Г )се Е отбивает склянки. Фото М. Бугакоза, В конце рабочего дня командир собрал Iсержаятский состав, чтобы подвести итоги работы. Ка* примерпыо воины, были отме- ,чены младшие сержанты Уваров и Суха нов. Их отделения — передовые по боевой и политической подготовке. Хорошо потру дились подчиненные Уварова и Суханова п в этот день. Младший лейтенант А. Зорин. ☆ ☆ Отличники боевой и политической подготовки коммунист Намятов, комсо мольцы Пианов, Тухватудшщ и связис ты Бураскин и Лошков при осмотре ли нии обнаружили неисправность. Работая % глубокой ночи, они выполнили зада ние на 12 часов раньше срока. Коман дир об’явил этим товарищам благодар ность. Матрос А. Гилязов. ' * * В подразделение старшины 1 статьи Островершепко пришли служить молодые матросы Сидоров, Сивцов и Землянов. С иервых же дней они (принялись за изу чение боевого оружия. Большую помошь нм оказали старпигны Горшков л Коро пов. В последнем походе матросы несли вахту самостоятельно. За примерную службу матросы Сидоров, С-ивцов п Зем ляное получили благодарность. С.арший матрос В. Башматов. Коммуниста Голюшева хорошо знает весь личный состав. Его имя занесено па Доску отличников. Опаргоина артэлектриков Григорий Го люшев — требовательный комапдир, но ситель порядка и дисциплины в подразде лении. Всей своей службой оп показывает образцы выполнения воинекого долга, всю ду и во всем следует требованиям воин ских уставов. Это убедительно подтверж дает его карточка взысканий и поощре ний, в которой записано 13 поощрений и нет ни одного взыскания. Подчиненные Голюшева младший сер жант Савчук, старшие матросы Хапун, Се маков и другие, следуя примеру своего командира, тоже являются отличниками боевой и политической подготовки. Они настойчиво изучают материальную часть своих заведываний, заботливо ухаживают за вверенной им техникой, умело обслужи вают ее; Младший сержапт Голюшев отдает все силы и зпаадя, чтобы научить бойцов то му, что требуется на войне, тренируя их в обстановке, приближенпой к боевой. И теперь, когда подчиненные стали полно ценными мастерами civ?ro дела, Григо рий Голюшев пе успокашлется на до стигнутом. Он настойчиво отрабатывает взаимозаменяемость каждого бойца, учит их работать на механизмах сокращенным расчетом. Результаты налицо — каждый из пнх научился выполнять обязанности другого. Коммунист Голюшев умело сочетает обу чение с воспитанием. Однажды старший матрос Меркулов был одет не по уставной форме. Командир напомнил Меркулову о требованиях устава и тут же приказал исправить недостаток; Па очередном комсомольском собрании Голюшев резко критиковал нарушителя, напомнил Меркулову, что комсомолец — это передовой воин, которым гордится наш 1 народ. Все это подействовало. Старший натрое Меркулов заметно улучшил свое отношение к службе и вскоре стал примерным бой цом. Командование премировало его крат косрочным отпуском. Так командир помог I бойцу стать в ряды отличных воинов. I Личным примером, заботливым отноше- «нием к подчиненных Голюшев зарекомен довал себя среди личного состава автор*-^ ---- ----- командиром, хорошим Личный пример комсомольца Член ВЛКСМ старший матрос Гераси- -i мов командует отделением пулеметчи ков. Ои • знает, что личный пример, !| командира — важнейшее средство вое- j питания подчиненных. П тов. Герасимо- L ва по заслугам ставят у нас в пример j; другим. За достигнутые успехи в боевой и политической подготовке он имеет ряд!! поощрений командования, занесен на 1 ! Доску отличников подразделения. Тов. Герасимов активно участвует в pa- ! боте комсомольской организации. Его !| часто можно видеть беседующим с ма- !) тросами о международном положении СССР, о воинских уставах и на другие !j темы. \ Старший матрос Н. ГАГАРИН. тетным младшим воспитателем. Капитан 3. ФЕДОТОВ. С помощью комсомольцев Комсомолец Щецов не служил примером для других матросов. Так было до тех пор, j| пока комсомольское бюро не проявило к нему высокой требовательности. Старшин матрос Шецов стал серьезнее относиться к боевой и политической подготовке. Вскоре он получил ряд поощрений коман дования. Недавно за достигнутые успехи старший матроо Щецов сфотографирован у развер нутого флага корабля и занесен ва Доску отличников. Старший матрос С. КАНЕВ. БЕСЕДЫ ВСЕГДА ИНТЕРЕСНЫ Матрос Алексеев пользуется большим ав торитетом в нашем подразделении. Он передовик боевой и политической подготов ки, активный общественник. Беседы агпта- ! тора Алексеев;* всегда интересны, так как к пим он тщательно готовнгся. Недавно по желанию матросов тов. Алексеев провел бе седу о Великой Отечественной войне. Старший матрос Л. МИХАЙЛОВ. Успехи, добытые трудом Предстояли стрельбы. Комсомолец Кол- басов тщательно готовился к ним. Он еще рал проработал инструкцию, настав- ления, добросовестно тренировался на . боевом посту. Упорный труд дал своп ре зультаты. Очередную задачу по огневой ; подготовке тпв. Колбасой сдал на «от- 1 ЛИЧНО). С такой же настойчивостью тов. Кол- ,1 басов работает над повышением своего идейпо-полтгпгчеспого уровня. Он регу лярно посещает занятия кружка по нзу- 1 чению «Краткого курса истории БКП(б)», читает газеты и художественную лите- / ратуру. Своя знания агитатор Колосов умело применяет в беседах с матросамп. Старший матрос А. ПОПОВ. > у В дружбе с книгой Как бы ни был загружен работой авиа механик комсомолец А. Зуев, он находит время почитать произведения художе ственной литературы, журнал, газету. За сравнительно . короткий промежуток времени он прочитал книги: «Хождение по мукам» А. Толстого, «Молодая гвар дия» А. Фадеева, «Кружилиха» В. Пзно- ij вой, «Счастье» П. Павленко, «Ночь пол- j ководца» Березко и другие. Работая над повышением своего уровня, тов. Зуев честно выполняет свой воинский долг перед Родиной; За пим прочно закрепи лась слава одного из лучших механиков* частп, оп имеет ряд поощрений коман- •? довання. ^Недавно успехи комсомольца Анатолия Зуева были отмечены в фотогазете части. Сержант В. СОКОЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz