На страже Заполярья. 1948 год. Август.

I НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я __________ ________________________________________ I 22 августа 1948 г., Л 198 (3194>, I Встретим зиму во всеоружии! - Плавание кораблей в сложных условиях Капитан 2 ранга тов. Цезаревич своевременно поднимает важный вопрос подготовки личного со­ става и материальной части к работе в сложных условиях полярной зимы. , в Чтобы во всеоружии встретить зиму, уже сей­ час необходимо по-деловому к ней готовиться. В этом деле очень важно, чтобы опытные моряки рассказывали молодым североморцам о своей службе на Севере, передавали им свои знания и навыки эксплоатации техники в зимних условиях. Нужно особенно подчеркивать при этому что толь­ ко неуклонное выполнение инструкций н наставле­ ний обеспечит успешное выполнение поставленных перед личным составом задач. Редакция приглашает опытных матросов, стар­ ший и офицеров всех специальностей выступить на страницах газеты с советами, как лучше молодому моряку править службу зимой. Корабельный устав требует проведения боевой подготовки непрерывно, круглый год. Это значит, что корабли флота долж* ны быть готовыми к плаванию в различ­ ных условиях, в тон числе и в шторм, и полярной ночью. Плавание в шторм я ночью вырабаты­ вает у офицеров и матросов умение вла- деть своим оружием в любых условиях, в любой обстановке, закаляет людей, способ­ ствует совершенствованию их мастерства. Однако между плаванием в простых п сложных условиях есть большая разница, и этого пе следует забывать. Если, на­ пример, штурмаи успешпо справляется с проводкой своего корабля в тихую по* юду и в светлое время суток, то это еще не значит, что в сложных условиях он сделает то же самое. Во время шторма работа штурмана бу­ дет затрудняться появлением дрейфа, не­ точностью держания корабля на курсе, потерей скорости и т. д. Все эти особенно” сти можно учесть, только имея достаточ­ ный практический опыт плавания в слож­ ных условиях. Безопасность плавания всех бее исклю­ чения классов кораблей в этот период требует от личного состава штурманских боевых частей достижения подлинного мастерства в вопросах кораблевождения и своевременной подготовки штурманской техники и приборов к плаванию. Темный (осенне-зимний) период време­ ни сопровождается ухудшением гидромете- орологичи'ких условий, а именно: увели­ чением числа дней со свежими ветрами, пггормамп, туманами, ограниченной мгли­ стой видимостью и повышенным волнени­ ем моря. Кроме того, в этот период пони-, кается устойчивость погоды, т. е. быстрее происходит изменение отдельных ее эле­ ментов (ветра, облачности, видимости и т. п.). Следовательно, выбрать благоприят­ ную для плавания погоду очееь трудно. Этот период у нас на Севере сопровождает­ ся также повышенным значением земной ' рефракции, полярными сияниями и маг­ нитными бурями, затрудняющими астро­ номические наблюдения, использование магнитных компасов и радиопеленгаторов. Период темного времени, увеличиваясь, |лстигает для нашпх южных рейсов девят- ‘ ладцати часов в сутки, а для северных — переходит в сплошную полярную ночь. Такая большая продолжительность темно­ го времени суток сама по себе, без дру­ гих явлений осенне-зимнего периода, зна­ чительно усложняет плавание кораблей. Все перечисленные особенности, харак­ терные для темного времени, требуют от командиров кораблей, штурманов н осо­ бенно от командиров малых кораблей и старшин раз’ездных катеров повышенного внимания к вопросам кораблевождения. Нужно постояппо помнить, что корабле­ вождение в сложных павигацнонных усло­ виях может быть безопаспым только прп условии натренированности личного со­ става (рулевых, штурманских электриков, штурманских радистов и особенно стар­ шин раз’ездньгх катеров), поддержания в постоянной готовности всех без исключе­ ния имеющихся па корабле (катере) лгтурманекпх приборов, хорошего знания театра и неуклонного выполнения правил предупреждения столкновений судов. Не­ соблюдение хотя бы одного из этих уело- j им не следует слепо доверяться, а тем вий уже не может гарантировать корабль от аварии. Подготовка штурманских боевых частей к плаванию в условиях темного времени и осенне-анмних штормовых, погод долж­ на заключаться в подготовке материаль­ ной частя, тренировке личного состава в обслуживании приборов и управлении ко­ раблем в штормовых и ночных условиях. Уже сейчас нужно тщательно проверить исправпость всех мореходных инструмен­ тов и приборов, хорошо проверить (а если нужно, заново определить) поправки при­ боров, обеспечить себя необходимым коли­ чеством запасных частей.* Особое внимание следует обратить на исправность лотов, пе исключая и ручного, которые должны быть в постоянной готовности к действию. Особой зайогой командира корабля долж­ на стать подготовка штурмана к каждому плаванию. В этом вопросе не следует ио- лататься на опыт штурмана, его практи­ ческий стаж, а требовать исчерпывающих докладов о готовности БЧ-1 к плаванию и предоставлять штурману время на подго­ товку к походу, которая должна быть на­ правлена в первую очередь да изучение навигационных и гидрометеорологических условий плавания, тщательную корректу­ ру пособий и карт но последним извеще­ ниям гидроотдела, ознакомление с прогно­ зом погоды, составление предварительной прокладки и проверку работы материаль­ ной части. В период подготовки полезно k *акже «поднять» карту района плавания штри­ ховкой опасных глубин я банок, напесе- нием кругов дальностей видимости маяков со своего корабля недругах данных, могу­ щих понадобиться в Аходе. Вообще нужно еще в базе произвести все необходимые расчеты, чтобы не тратить ва это время в походе. Перед выходом в поход нужно использовать все возможности для провер­ ки поправок приборов и убедиться в ис- правпой пх работе. Во время самого плавания штурман обя­ зан особенно точно вести прокладку и чаще определять свое место всеми возможными способами, обратив особое внимание на учет влияния течения * и дрейфа, которые в штормовых условиях могут достигать значительных размеров и вносить ошибки и счисление? При подходе к берегу или плаваппп вблизи навигационных опасностей следует чаще измерять глубины, а при. неуверен­ ности в своем месте — уменьшать ход. Серьезное внимание должно уделяться опознаванию маяков и огней. Только после проверки характеристики их огня по £Се­ кундомеру, а не н^;глаз, можно уверен­ но ими пользоваться!. При выборе курсов пяавания в нц£ш>е время следует учитывать возможный Лрс корабля течением и дрейфом. Вое повара*, ты на новый курс надо обязательно пред­ варять расчетом поворотной точки по обо­ ротам .мапши, лагу и секущему пеленгу маяка или огня. Только совпадение всех этих элементов (времд, отсчет лага и пе­ ленг) будет служить над вашей гаранти­ ей. что корабль пришел в точку поворота. При пользовании пловучпм навигащйи 4 ным ограждением (буи, вехи) не нужно забывать, что они в условиях частых осенних штормовых погод могут быть сдасеньг^со своих штатных мест, и поэтому более срезать» их вплотную; При плава­ нии в темноо время и шторм штурма# обязан постоянно находиться на мостике пли в штурманской рубке. О малейшем сомнении в своем мее¥е штурмап обязан доложить командиру ко* рабля, чтобы во-врежя принять предупре­ дительные меры. Здесь уместно заметить, что некоторые штурманы, основываясь на ложном понятии — нежелании подорвать свой авторитет, совершенно не докладыва­ ют командиру корабля о своих сомнениях в месте нахождения корабля, что может в конечном итоге привести к аварии. Это ложное цонятпе нужно отбросить всем нашим штурманам. Командир корабля имеет большой опыт плавания и поэтому сможет .помочь штурману полез­ ным советом или своевременно принятыми мерами предотвратить аварию. Наоборот, своевременная предосторожность, прояв­ ленная штурманом, только повысит его авторитет у командира и будет свидетель­ ствовать о высокой морской культуре. Особое внимание в этот период плавания должно уделяться вопросам предупрежде­ ния столкновений кораблей при расхожде­ ниях в узкостях и навалам на другие ко­ рабли прп подходе к причалам. Известно, что определить расстояние в почное время значительно труднее, чет днем, а отрабо­ тать машиной в штормовых условиях не всегда удается. Поэтому лучше придержи­ ваться правила, что никогда не будет лишним обезопасить себя достаточным пространством для избежания столкнове­ ния. Павалы на другие корабли при подходе к причалам происходят в большинстве случаев из-за пеучета влияния ветра и течения/ а также из-за излишней уверен­ ности в возможности отработать иашиной. В штормовых и ночных условиях об этом пе следует забывать, так как 1даже при наличии мощной машины иногда не удает­ ся предотвратить навал на другой корабль пли причал. Вопросы обеспечения безопас­ ности стоянки у причалов в штормовых условиях также пе следует упускать из вида, так как при необеспеченной стоянке получают повреждения причалы и корпу- са, кораблей. Основной задачей штурманов по обеспе­ чению безаварийного плавания кораблей в сложных условиях должна стать про- перка корабля перед выпуском его в море; В этом вопросе .они должны придержи­ вать(Зг правила, что ни одип корабль пе толжен быть выпущен в море, если на нем хоть один штурманский прибор неисправен fcjrtf если у штурманаs нет полней ясности в навигационной обстановке на театре, а также если девиационные рабо­ ты не производилась в течение несколь­ ким Месяцев. . * Наступивший период темного времени и * приближающийся период штормовых погод требует от командиров кораблей, штурманов и особенно командиров малых кораблей и старшин катеров повышения ишошша uvвопросам кораблевождения и серьезного обдумывания вопросов преду­ преждения навигационных аварий в этот перши. Безаварийное плавание кораблей флота в сложных навигационных условиях будет свидетельствовать о высокой мор­ ской выучке и готовности выполнить лю­ бые задачи. Капитан 2 ранга Б.‘ ЦЕЗАРЕВИЧ. Отделение стало передовым / Отделение младшего сержанта Князева состояло яз мо­ лодых артшерястов. Потребовалось иного труда я времени, чтобы обучмть ях специальности. С первого же дня Князев повысил требовательность к своим подчиненньш в выполнении воинских уставов. Он ча­ сто занимался с ними по изучению материальной части ору­ дия. Особенно большое внимание командир уделял заряжаю­ щему яатросу Игопгину; Матрос вначале не выполнял нор­ мативов и путался в действиях. Тогда Князев начал зани­ маться с ним в свободное от занятий время, тренировал его па быстроту. Благодаря настойчивой учебе и помощи коман­ дира отделения матрос Игошип подтянулся, стал перевыпол­ нять нормативы. Сейчас отделяете тов. Князева — передовое на батарее. За примерную службу я умелое воспитание подчиненных младший сержант Князев имеет более двадцати благодарно­ стей. Матрос И, ГАЛИН. Отличник боевой к палптичеокой подго товки гвардии старший лейтенант Петр Карачевскяб. Фото М. Бугакова. НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНОВ До экзаменов остались считанные дни. В школе хорошо оборудованы классы, кабинеты, имеются необходимые чер­ тежи и детали* Особенно оживленно идет подготовка к экза­ менам в дизельном отделении. Матросы Енакаев, Молодцов, Пунпн, Фомин и другие сейчас изучают уставы Вооруженных Сил. Большую работу по подготовке к экзаменам отстающих матросов проводят старший матрос Ратников, комсомольцы Казаикин, Синичкип, Васильев, Кожевников и другие. Они имеют оценки по всем предметам «отлично». Матрос В. МАСЛОВ. Н а п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Учеба помогает в службе В груши политических занятий, которой руководит офицер С. Коваль, в отведенное для учебы время большинство старшпн- сверхсрочников работает с полным напря­ жением сил. Изучение большевистской теории помогает младшим командирам луч­ ше воспитывать своих подчиненных. Это вида хотя бы на примере коммуниста главного старшины Н. Бегунова. Являясь руководителем ответственного участка ра­ боты, коммунист Богунов образцово вы­ полняет свой воинский долт. Его служебное время заполнено важной и продуктивной деятельностью. Старшина, неся ответст­ венность за сложное хозяйство, много вни­ мания уделяет воинскому и политическому воспитанию своих подчиненных. С воз­ ложенными задачами он справляет­ ся безукоризненно? В составе ру­ ководимой им группы бойцов имеет­ ся комсомолец матрос П. Остапенко. В короткое время *эв. Богунов сумел при­ вить ему любовь к своей воинской спе­ циальности, повседневно направлял дея­ тельность подчиненного на примерное не­ сение обязанностей по службе. Старшина знает, что успешное воспитание подчинен­ ных требует повышения их чувства ответ­ ственности за выполнение воинского дол­ га. Поэтому бойцы, входящие в группу главного старшины Н. Богунова, выделя­ ются своей Дисциплинированностьго и слу­ жебным рвением. стоятельная работа над язучишем этой гла­ вы Краткого курса была организована четко. Учебники я письменные принадлеж­ ности имелись почти у всех, мест для ве­ дения записей хватало, помещение к заня­ тиям подготовлен». Руководитель гду^оьо продумал занятие я вел его правильно. Полезным следует счи­ тать краткое выступление офицера Коваль, сделанное им перед началом самостоятель­ ной работы. Он напомнил основные поло­ жения своего рассказа, проведенного на предыдущем занятии, подсказал узловые моменты д несколькими вопросами х груп­ пе, на которые слушателя коротко отвечали с места, помог восстановить в памяти ма­ териал прошедшей беседы. Старшина 1 статья Е. Вега сшякш от­ ветами показал», что он внимательно слу­ шал руководителя. В то время, когда вся групп добросове­ стно работала, было заметно, что сверх­ срочник старшина 1 статья коммунист А. Шдшелов рассеянно просматривал ма­ териал. По всему было видно, что к учебе он не проявлял 1 должного стремления, во­ просов у вето не нашлось. Такое отношение к политической учебе хорошо известно секретарю партийной организации. Но ни он сам, ни члены бюро не удосужились по­ беседовать с коммунистом, который безот­ ветственно относятся к своему идейному росту. Отсутствие заботы о своем полити­ ческом росте пагубно сказывается яа ра- Комсомльцы вавангарде боевой и политической подготовки Лучшим из лучших— Почетные грамоты Комсомольцы-активисты старшина 1 статьи Пермяков, старшина 2 статьи л Екимовский, старшие матросы Канев, i Сницарь, Карюкин и Кудрявцев— передо- \ вые люди нашего корабля. За достигну- j тые успехи в боевой и политической | подготовке н активную массово-полити- , ческую работу опи неоднократно поощ­ рялись командованием. Па-днях тт. Пермякову, Екимовскому, |j Сницарь, Карюкииу и Кудрявцеву вру­ чены Почетные грамоты Мурманского обкома ВЛКСМ. Тов. Канев удостоен По­ четной грамоты ЦК ВЛКСМ. n Старший матрос И. САФОНОВ. т Недавно в группе изучалась 10-я глава боте Шишелова с подчиненными. ^Краткого курса истории ВКЩб)». Само- Калктзн Г. СЕРГЕЕВ. Заслуженный авторитет СОВЕЩ АНИЕ С Т А РШ И Н В нашем подразделении проведено сове­ щание младших командиров по обмену опытом воспитания и обучения матросов. Содержательный доклад на тему: «Ленин и Сталин о коммунистическом воспитании» гделал офицер тов. Алексеев. Затем выступил 1 сержант тов. Бондарен­ ко. Он рзссказал о своей работе по обуче­ нию подчиненных специальности, о том, luaiure трудности встречались ему, как ком­ мунисты и комсомольцы помогали коман­ диру отделения в наведении воинского по­ рядка. Выступивший затем сержант Титюов отметил, что матросы Жмак, Семин, Сидо­ ров, Аржаников являются настоящими по­ мощниками младшего командира. Старший матрос Н. ШАРАЙ. дежурный боцман отличник боевой и политической подготовки старший ма- грос П<*тр Г )се Е отбивает склянки. Фото М. Бугакоза, В конце рабочего дня командир собрал Iсержаятский состав, чтобы подвести итоги работы. Ка* примерпыо воины, были отме- ,чены младшие сержанты Уваров и Суха­ нов. Их отделения — передовые по боевой и политической подготовке. Хорошо потру­ дились подчиненные Уварова и Суханова п в этот день. Младший лейтенант А. Зорин. ☆ ☆ Отличники боевой и политической подготовки коммунист Намятов, комсо­ мольцы Пианов, Тухватудшщ и связис­ ты Бураскин и Лошков при осмотре ли­ нии обнаружили неисправность. Работая % глубокой ночи, они выполнили зада­ ние на 12 часов раньше срока. Коман­ дир об’явил этим товарищам благодар­ ность. Матрос А. Гилязов. ' * * В подразделение старшины 1 статьи Островершепко пришли служить молодые матросы Сидоров, Сивцов и Землянов. С иервых же дней они (принялись за изу­ чение боевого оружия. Большую помошь нм оказали старпигны Горшков л Коро­ пов. В последнем походе матросы несли вахту самостоятельно. За примерную службу матросы Сидоров, С-ивцов п Зем­ ляное получили благодарность. С.арший матрос В. Башматов. Коммуниста Голюшева хорошо знает весь личный состав. Его имя занесено па Доску отличников. Опаргоина артэлектриков Григорий Го­ люшев — требовательный комапдир, но­ ситель порядка и дисциплины в подразде­ лении. Всей своей службой оп показывает образцы выполнения воинекого долга, всю­ ду и во всем следует требованиям воин­ ских уставов. Это убедительно подтверж­ дает его карточка взысканий и поощре­ ний, в которой записано 13 поощрений и нет ни одного взыскания. Подчиненные Голюшева младший сер­ жант Савчук, старшие матросы Хапун, Се­ маков и другие, следуя примеру своего командира, тоже являются отличниками боевой и политической подготовки. Они настойчиво изучают материальную часть своих заведываний, заботливо ухаживают за вверенной им техникой, умело обслужи­ вают ее; Младший сержапт Голюшев отдает все силы и зпаадя, чтобы научить бойцов то­ му, что требуется на войне, тренируя их в обстановке, приближенпой к боевой. И теперь, когда подчиненные стали полно­ ценными мастерами civ?ro дела, Григо­ рий Голюшев пе успокашлется на до­ стигнутом. Он настойчиво отрабатывает взаимозаменяемость каждого бойца, учит их работать на механизмах сокращенным расчетом. Результаты налицо — каждый из пнх научился выполнять обязанности другого. Коммунист Голюшев умело сочетает обу­ чение с воспитанием. Однажды старший матрос Меркулов был одет не по уставной форме. Командир напомнил Меркулову о требованиях устава и тут же приказал исправить недостаток; Па очередном комсомольском собрании Голюшев резко критиковал нарушителя, напомнил Меркулову, что комсомолец — это передовой воин, которым гордится наш 1 народ. Все это подействовало. Старший натрое Меркулов заметно улучшил свое отношение к службе и вскоре стал примерным бой­ цом. Командование премировало его крат­ косрочным отпуском. Так командир помог I бойцу стать в ряды отличных воинов. I Личным примером, заботливым отноше- «нием к подчиненных Голюшев зарекомен­ довал себя среди личного состава автор*-^ ---- ----- командиром, хорошим Личный пример комсомольца Член ВЛКСМ старший матрос Гераси- -i мов командует отделением пулеметчи­ ков. Ои • знает, что личный пример, !| командира — важнейшее средство вое- j питания подчиненных. П тов. Герасимо- L ва по заслугам ставят у нас в пример j; другим. За достигнутые успехи в боевой и политической подготовке он имеет ряд!! поощрений командования, занесен на 1 ! Доску отличников подразделения. Тов. Герасимов активно участвует в pa- ! боте комсомольской организации. Его !| часто можно видеть беседующим с ма- !) тросами о международном положении СССР, о воинских уставах и на другие !j темы. \ Старший матрос Н. ГАГАРИН. тетным младшим воспитателем. Капитан 3. ФЕДОТОВ. С помощью комсомольцев Комсомолец Щецов не служил примером для других матросов. Так было до тех пор, j| пока комсомольское бюро не проявило к нему высокой требовательности. Старшин матрос Шецов стал серьезнее относиться к боевой и политической подготовке. Вскоре он получил ряд поощрений коман­ дования. Недавно за достигнутые успехи старший матроо Щецов сфотографирован у развер­ нутого флага корабля и занесен ва Доску отличников. Старший матрос С. КАНЕВ. БЕСЕДЫ ВСЕГДА ИНТЕРЕСНЫ Матрос Алексеев пользуется большим ав­ торитетом в нашем подразделении. Он передовик боевой и политической подготов­ ки, активный общественник. Беседы агпта- ! тора Алексеев;* всегда интересны, так как к пим он тщательно готовнгся. Недавно по желанию матросов тов. Алексеев провел бе­ седу о Великой Отечественной войне. Старший матрос Л. МИХАЙЛОВ. Успехи, добытые трудом Предстояли стрельбы. Комсомолец Кол- басов тщательно готовился к ним. Он еще рал проработал инструкцию, настав- ления, добросовестно тренировался на . боевом посту. Упорный труд дал своп ре­ зультаты. Очередную задачу по огневой ; подготовке тпв. Колбасой сдал на «от- 1 ЛИЧНО). С такой же настойчивостью тов. Кол- ,1 басов работает над повышением своего идейпо-полтгпгчеспого уровня. Он регу­ лярно посещает занятия кружка по нзу- 1 чению «Краткого курса истории БКП(б)», читает газеты и художественную лите- / ратуру. Своя знания агитатор Колосов умело применяет в беседах с матросамп. Старший матрос А. ПОПОВ. > у В дружбе с книгой Как бы ни был загружен работой авиа­ механик комсомолец А. Зуев, он находит время почитать произведения художе­ ственной литературы, журнал, газету. За сравнительно . короткий промежуток времени он прочитал книги: «Хождение по мукам» А. Толстого, «Молодая гвар­ дия» А. Фадеева, «Кружилиха» В. Пзно- ij вой, «Счастье» П. Павленко, «Ночь пол- j ководца» Березко и другие. Работая над повышением своего уровня, тов. Зуев честно выполняет свой воинский долг перед Родиной; За пим прочно закрепи­ лась слава одного из лучших механиков* частп, оп имеет ряд поощрений коман- •? довання. ^Недавно успехи комсомольца Анатолия Зуева были отмечены в фотогазете части. Сержант В. СОКОЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz