На страже Заполярья. 1948 год. Август.

/ Я А C t P A R f f ' S A f f e J I f l P S H S «густа 1948 г., № 181 (3177). Гребные суда спустить! Ходить на шлюпке должен уметь каждый военный моряк Старший лейтенант тов. Потапов в публикуемой здесь статье поднимает серьезный и актуальный вопрос. Речь идет об одном из важнейших элементов военно-морского воспитания личного состава флота. Уметь ходить на шлюпке на веслах и под парусами, в совср- ! шенстве владеть этим делом должен каждый военный моряк. Нечего и говорить, что это не только физически закаляет матросов, но и имеет огромное значение для повышения боевой подготовки, Хля укрепи Ш 1 Я боеспособности кораблей. Публикуя статью тов. Потапова, редакция просит офицеров, старшин и матросов выступить на страницах газеты по затронутому вопросу с тем, чтобы поделиться опытом обучения шлюпочному делу, внести свои предложения, вскрыть недостатки. — Отваливай! — скомандовал старшина | Разве не яс т , что этот 1 статьи Роговекой. Гребцы действамли умело и слаженно. •Шлюпка отошла от <ггорабля. — Весла на воду! Шлюпка резко рванулась вперед и ста­ ла быстро набирать скорость. — Наши на тренировку вышли, — ска­ зал одни матрос. — Красиво ходят. И действительно, приятно было смот­ реть, как работала команда. В движениях каждого ее участника чувствовалась уве­ ренность знающего дело человека. Но уме­ ние, опыт не пришли сразу. Им предшест­ вовала упорная учеба. Команда в течение месяца ежедневно три раза в день выходила на тренировки. Начинали с «аэсв»: «как держать весло, как его заносить, как делать гребок и т. д. За­ тем стали заниматься в «полную силу» па дистанции. Гребцы три раза в день пттоднлп рас­ стояние в 20 кабельтовов. Так выработа­ лись выносливость, техника гребли. Шлюпка старшипы 1 статьи Роговакого занимает сейчас второе место в части по гребле. Несомненно, что такого резуль­ тата можно было достигпуть только при серьезном отношении гребцоз п старшипы к изучению шлюпочного дела. На этом корабле часто сто воскресным | дням проводятся соревнования по гребле между боевыми частями. В гонках прини­ мает участие почти весь личный состав. Подобный метод оэученпя моряков, шлю­ почному делу, безусловно, приносит поль­ зу. Он не умаляет значенпл зантгпй, преду­ смотренных по плану боевой лод>:отх>ппд, а, наоборот, дополняет их, как бы иодродя итог тому, что достигнуто повседпевной учебой. Па соревнованиях выявляются лучшие, на­ иболее успешно тренировавшиеся команды. Совсем обратная картина получается тогда, когда шлюпке уделяется мало внима­ ния. При таком, казалось бы, лосложном деле, как гребля, личный состав теряется, становятся беспомощным. Причиной этому — неопытрость старшины. Шлюпку, старшиной которой был на­ значен старшина 2 статьи Емельянов, по­ слали на другой корабль. Опа отошла от борта, но продолжительное время стояла с торчащими в разные стороны веслами. По­ том кое-как стала передвигаться. Причиной факт свиде­ тельствует о том, что еще не все мо­ ряки умеют ходить на шлюпке. Хуже тод>, есть люди, прослужившие по нескольку лет на флоте и пи раду не садившиеся за весла. Возможность обучить личный состав гребле есть на всех кораблях. Для этого необходимо, в первую очередь, чтобы ма­ тросы запомнили слова команд и четко вы­ полняли их, тренируясь во шлюпочному делу. Из опыта известно, что лучше всего гре­ сти длинными гребками, увеличивая и* число за счет времени заноса весла. Очень важно отртбетугь дыхание. Гребок — вдох, резкий занос весла — выдох. Это намного сохранит силы гребцов. Значительно труднее обучить матросов хождению под парусами. К сожалению, это­ му увлекательному'виду спорта уделяется еще недостаточное внимание. Если занятия по гребле проводятся часто, то обучение парусному делу почти не организуется. Управление шлюпкой под napywm тре­ бует теоретической подготовки от всего со­ става ксианды и особенно от стоотпины. Он должен обладать хорошим «м^ким гла­ зом», систематически проводя тр'ннрэвни добиться того, чтобы матросы быстро и осмысленно выполняли его приказания. Па соревнованиях всегда выигрывает та шлюпка, команда которой буквально с по­ луслова понимает своего старшину. Прежде чем сесть в шлюпку, пужпо де­ тально изучить парусное вооружение * се, обязанности каждого гребпа, понтгь прави­ ла: Действовать быстро и смело. В этом от­ ношении поучителен пример того же стар­ шипы 1 статьи Роговского. Дул сильный ветер, шел снег. Другие шлюпочные команды остались ждать бук­ сира. Старшина 1 статьи Роговекой решпл итти под парусами. Ненастная погода не остановила натренированных моря»ков. Большое внимание строевому делу уделяет старшина 2 статьи П. Кутовой. НА СНИМ КЕ: старшина 2 статьи П. Кутовой проводил- занятая по строевой подготовке. Фото A t Бутакова. К отстающим в учебе—особый подход К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ШАБЛОН Стзртптаа отделения радистов старший | Однажды Шаров послал Ельника в ма­ матрое Шаров уже около года обучает под- I стерскую за радиоприемником. Матрос схо- ч и н рн н ы х . Срок вполне достаточный, чтобы хорошо изучить каждого матроса, найти к нему правильный подход и на основе инди- гндуального обучения на боевых постах сплотить отделение в дружный коллектив, сделать всех радистов мастерами своего дела. Что же наблюдается сейчас в отделе­ нии старшего матроса Шарова? Большим уважением на корабле поль­ зуются подчиненные Шарова старшие матросы Лежеиеков, Долгобородов, занесен­ ные на Доску отличников, и старший матрос Спиридонов. Благодаря сознатель­ ному отношению к овладению специально­ стью. они сумели отлично изучить устрой­ ство аппаратуры, инструкции, правила эксплоатацпи техники в любых условиях. Нельзя сказать, что в успехе передови­ ков учебы Лежепекова, Долгобородова и Спиридонова нет заслуги старшего матроса Шарова. Занятия, проводимые нм, прино­ сят, безусловно, большую пользу матро­ сам, потому что Шлров — опытный радист, знает дело, и при хорошей подготовке за­ нятия могут пополнить знания» подчинен­ ных многими необходимыми сведениями. Так и поступает Шаров. К запятиям он Команда действовала умело, слаженно. Че- I готовится добросовестно, используя жизые рез 43 минуты дистанция в 60 кабельтовое примеры из своего опыта эксплоагацпи |аппаратуры. 0 дза<ко не для всех матрссов этого была пройдена. Этот факт — доказательство того, что нужно тренироваться систематически, не упускать случая учиться на трудностях. Пе следует ожидать «прогулочной пого­ ды». Смелость, решительность в действиях — качества, необходимые моряку. Обучить шлюпочному делу личный со­ став — долг каждого офицера и старшипы. задержки, оказывается, было то, что моло- i корабле не должно быть ни одного ма- дые гребцы попали к ^аршине, который не умеющего ходить на шлюпке. «рршине сам плохо знал шлюпочное дело и, следо­ вательно, не сумел во-время поправить не­ правильные действия матросов^ У нас должпы быть свои мастера греб- но-парусного дела, свои чемпионы шлюпок. Старший лейтенант А. ПОТАПОВ. С отличной оценкой Перед стрельбой старший матрос Чежпн старшего матроса Чежина при подготовке с личным составом своего подразделелпя артиллерийских приборов, стрельба была провел частное учение. Давая вводные, он выполнена на «отлично». Умело действива- принял нормативы по замене предохрани­ телей. Командир отделения провел также несколько бесед по подготовке материаль­ ной части к «бою», напомнив о возмож­ ных задержках. Благодаря правильному руководству ли молодые артэлектрики старшие матросы Ковалевсготй и Свинарчук. За бесперебойное обеспечение механиз­ мов электроэнергией отделение командира Чежина получило благодарность. Старший матрос К. САЕВАТЕЕВ. деления групповые занятия и тренировки оказались в равной степени удовлетворяю­ щими, одинаково полезными. Если Леже- пеков, Долгобородов а Спиридонов, имея достаточную общеобразовательную подго­ товку, быстро усваивали материал и при­ обретали необх<\димые навыки для само­ стоятельной работы, то матросу Елькпну каждая новая теша давалась е большим трудом. Старшина отделения не сумел своевре­ менно заметить этот недостаток, не обратил внимания на «пассивность» Елькина на занятиях в тренировках в продолжал обу­ чение по одному методу —~ групповые за­ нятия. Шло время. Старательные, более грамот* пые матросы стали на самостоятельную вахту, получали благодарности за усердие в службе, за мастерство. А радист Елькин попрежнему получал низкие оценки при проверке знания материальной части, не выполнял нормативов при работе на ключе и, что хуже всего, стал проявлять небреж­ ность в работе. дил и принес его* Но как ни стара­ лись радисты настроиться, ничего не полу­ чалось: исправный приемник не работал. Не зная данной схемы, не мог ничего сде­ лать и старший матрос Шаров. Ему необ- хотнмо было, по крайней меро, несколько суток для того, чтобы разобраться в мон­ таже незнакомой схемы. Почему новый приемник не работает? Этот вопрос волно­ вал не только старшину , но и его подчи­ ненных. Пришлось снова птта в мастер­ скую п выяснять. Оказалось, что матрос Ельвин при постановке ламп перепутал их, поставив не на свои места. Почему это произошло? Елькин проявил небрежность. В мастерской его просили записать порядок постановки ламп, и он записал. Но по дороге, видимо, утерял бу­ мажку и забыл то, что ему рассказывали радисты из мастерской. Но л этот случай не нссторожпл Шаро­ ва, не заставил его задуматься над тем, почему матрос Елькин не повышает своих знаний, а, напротив, забывает то, что знал ранее, и допускает небрежность в работе, а иногда и нарушения дисциплины. Ограни­ чившись беседой с Елькиным и предупреск- сти самого старшины, е*ч) требовательно­ сти— необходимых условий для успешной воспитательной работы с подчиненными, для их правильного обучения. Оказалось, что сам Шаров допускает иногда нетерпи­ мые ошибки во взаимоотношениях с матро­ сами. /Каждому радисту известно, что курить в пятиорубке ни в коем случае нельзя. А Шаров грубо нарушает это требование. За курение в радиорубке старшина отделе­ ния имеет от командира боевой части дисциплинарное взыскание. А как ведут себя матросы? Они следуют плохому при­ меру своего начальника. Однажды офицер застал куряпшм в радиорубке радиста Ма­ карова. Матрос был строго наказан, но ко­ рень этого проступка идет от нетребова­ тельности старшины. Да и как Шаров мо­ жет потребовать прекратить курение в ра­ диорубке, если он сам стоит с папиросой во рту. Плохо обстоит дело у старшего матроса Шарова и с дисциплинарной практикой. Несмотря на наличие серьезных проступ­ ков, Шаров только один раз об’явил не­ дисциплинированному матросу выговор, а кому и когда — он уже не помнит. Не поощряются младшим командиром отличаи- донием, Шаров продолжал групповые оаня- ки. Это делают или старшина группы, или тпя, не помышляя даже об индивидуальном, офицер. На неправильность такой практики особом подходе к обучению Елькина. Шарову пе раз указывали офицеры па его ошибки. И не только указывали, но и давали советы, методические указанил, требовали перестроить работу. Именно неослабным контролем со стороны офицеров и следует об’яспить некоторые успехи от­ деления радистов. Однако положение с обу­ чением матроса Елькина доч'чг не измени­ лось. Однажды младший лейтенант той. Ива­ ненков долго и серьезно разговаривал с Шаровым. Речь шла как раз о Елькине. — Чем вы об’ясшгте отставание матро­ са? спросил офицер, Ша^в ответил: — Плохим отношением Елькина к уче­ бе, его низкой сознательностью. Ответ на первый взгляд правильный. Матрос, плохо понимающий важность стоящих перед ним задач, слабо развитый политически, «безусловно, медленнее будет осваивать специальность. Но талой ответ не удовлетворил офицера. — А что сделали вы, как начальник, для повышения его сознательности? И разговор коснулся личной примерно- Связисты на линии Ремонтная партия, возглавляема! глав­ ным старшиной Поляковым, заканчиваем ремонт линии связи. Передвигаясь от од* ного становища к другрму, ремонтники тщательно, со знанием своего дела прове­ ряют трассу. Они поставили столбы, пере­ тянули провода, переложили кладки. Иногда отсутствие дорог делает невоз­ можным использование транспортные средств, а поэтому столбы, камни для кладок прихотптгя таскать на себе. Матро­ сы Минин, Князев, Заика и Картзшев, не считаясь с трудностями, успешно выпол­ няют ответственное задание. Кода закапчивайся рабочий день, командир группы собирает всех ремонтни­ ков и подвотит итоги дня. Сейчас личный состав, руководимый коммунистом Поля­ ковым, поставил перед собой задачу — День Военло-Мор^кого Флота встр досрочпым и качественным ремонтом пии связи. Главный старшина П. СМИРНОВ. егнтт> « Регультат зпзнайства Матрос Забофшиков длительное время считался дисциплинированным, хорошо знающим свою специальность. За добросо­ вестное отношение к службе Заборщикову был вынесен ряд благодарностей. По за последнее время матроо Забойщи­ ков стал нерадиво относиться <кслужбе. При несении дежурства он плохо стал выполнять команды и сигналы. Недавно матрос За 1 орщнко© грубо нарушил инструк­ цию дежурного по кубрику, за что был^|к строго наказан. Этот проступок об’ясняетс^^г только зазнайством матроса, его нетребова­ тельностью к себе. Матрос А. ЩЕРБАКОВ* Неинтересное занятие Недавно в нашем подразделении было на­ значено занятие сержантского и старшин­ ского состава. Па него должны был явиться шесть человек, а пришло всего лишь трое. Началось занятие с опозданием. Никто из сержантов не знал темы заня­ тия, а руководитель старшина Анишин со­ вершенно не подготовился. Занятие прошло скучно, неинтересно. Ясно, что такое от­ ношение к обучению сержантского состава недопустимо. Сержант И. РУСАКОВ. . Шарову не раз указывалось. Старшин матрос Шаров не. интересуется политической учебой подчиненных. В част­ ности, на вопрос: «Как успевает на полит­ занятиях матрос Елькин?», он отвечает: — Точно не знаю, но, кажется, ничего. . Все это вместе взятое привело старши­ ну отделения старшего матроса Шарова к шаблонности в обучении подчиненных, к отсутствию в отделении индивидуального обучения матросов, т. е. к «стрижке всех под одну гребенку*. А шаблонность, в свою очередь, привела к тому, что матрос Ель­ кин, несмотря на продолжительный срок службы, до сих пор плохо работает на ключе, слабо разбирает схемы, хуже дру­ гих бвает устройство материальной часта. К тому же, он нарушает дисциплину. Специальность корабельного радиста трудна, ответственна и почета. Овладе­ вать ею надо непрерывно, усердно, с со­ знанием гордости за эту профессию и от­ ветственности перед своей Родиной, дове­ рившей радисту сложную аппаратуру. Это j должен хорошо помнить каждый матрос и особенно старшина. Капитан И. БЕРЕЗКИН. ЗНАТНЫЙ ММНЕР ФЛОТА В просторной и светлой аудитории Воен- но-морской академии офицеры слушали лекцию опытного преподавателя, известно­ го знатока морского оружия. Оп рассказы­ вал об огромной работе, которую проделали в дни прошедшей войны советские минеры. После лекции преподаватель отвечал па вопросы слушателей. Разговор зашел о не­ обычайных трудностях, с которыми прихо­ дилось, да и сейчас еще приходится стал­ киваться минерам. __Пожалуй, об этом лучше всех может рассказать тот, кто не рач вазгадывал тай­ ны многих мин. — И преподаватель указал па капитана 21 ранга Охримепко.- Вот что услышали офтшеры от прослав­ ленного минера Григория Охримепко. ...Рассвет уже наступил. Мо'ре было по­ дернуто полупрозрачной дымкой. В Сева­ стопольском порту и на широких утопаю­ щих в зелени улицах царпла тишина. За­ нималось воскресное утро 22 июня 1941 года. Вдруг задребезжали стекла окон, разда­ лись оглушительные взрывы. Это был гервыи надет немецких самолетов на глав- гуго базу советского Черноморского флота. Сдца за другой неприятельские машины с>-асывали мины на внешний репд. Зами- 1 ;.аролав подходы к Севастополю, немецкое ^следование рассчитывало, что Черно­ морский флот будет^закупорен в собствен­ ной базе. Но враг просчитался: наши ми­ неры разгадали его замысел. Против мин применили заранее раяработаиньве ме­ тоды траления, и выход из бухты удалось очистить. По прошло немного времени, и немцы снова сбросили мины. На этот раз они бы­ ли совершенно нового, неизвестного типа. Фронт к тому времени уже вплотную подо­ шел к Севастополв). Связь героического горо­ да с базами снабжения поддерживалась мо­ рем, и таинственные мины, закупорившие подходы к Севастопольскому порту, угро­ жали парализовать оборону города. Нужно было разгадать тайну новой, до­ селе неизвестной мины. — Сумеете сделать? — спросил минера Григория Охримепко командующий. Охрименко — высокий, широкоплечий человек с усталым от многих бессоных но­ чей лицом ответил: — Сделаю... Это нужно сделать: Я по­ нимаю, что на мне лежит большая ответ­ ственность..* Григорий Охрименко одел водолазный скафандр и спустился на дцо бухты в том месте, где по свидетельству наблюдателей упала отна из этих неизвестных мин. Смерть подстерегала смельчака на каждом шагу — не было сомнения в том, что фа­ шистские конструкторы и техники в пред­ видении попыток разгадать тайну мины снабдили ее разнообразными ловушками: они должны были разорвать стальное чу­ довище при малейшей попытке прнкос- ! нуться к ним. На берегу с волнением ждшг возвраще­ ния Охрименко. Но вот, наконец, бот йодо* шат к берегу. Охрименко легко соскочил на причал, усталость, как рукой, сияло. Его обнимали, ему жали руки. — Жив..-, невредим!.. __ Целехонек, что мне сделается, — улыбаясь, отвечал Охрименко. — Ну, а мина? — Еще раз на дно спущусь, и тайна будет разгадана. И минер добился своего, он преодолел трудности, он не страшился опасностей, призвав на помощь всю свою выдержку, хладнокровие, мужество, знание минно­ торпедного деда. Мина — «рогатая смерть», как ее называют моряки, была извлечена со дна Севастопольской бухты. Она оказалась совершенно новой миной. Разоружив ее, разобравшись в принци­ пе ее действий, можно было найти и сред­ ства борьбы с ней. Так, благодаря Григо­ рию Охрименко удалось открыть фарватер. Севастополь продолжал сразиться, полу­ чая морем подкрепление и боеприпасы. Такова была первая победа минера Ох­ рименко над хитрым я коварным врагом. А за ней последовали другие блистатель­ ные победу. Но особенно прославилря Гри­ горий Охрименко на Дунае. Ухода поя на­ пором советских войск с Дуная, немцы заминировали фарватер этой реки от устья до самых истоков, рассчитывая парализо­ вать жизнь придунайских стран. За раз­ минирование реки взялся Охрименко и его матросы. До прихода на Дунай отважные советские минеры успешно провели очи­ стительные работы в других портах. На широкой н полноводный Дунай моряки- минеры явились обогащенные новым бое­ вым опытом. Здесь им предстояло решать не менее сложные задачи; На рейде находилось много судов. Сплошная минная банка преградила им путь. Несколько буксиров уже подорвались на минах, как только сделали попытку прзйтп вверх по реке. Как быть? Старые, умудренные опытом лоцмана говорили: — Надо переждать зиму, а весной, ког­ да сойдет лед, снова предпринять попытку I к расчистке фарватера. Если же делать это сейчас, то можно погубить людей и тральщики. — Нет, не согласен я с такими пред­ ложениями, — отвечал Охрименко. — Раз­ ве можно спокойно отсиживаться здесь, 8 ная, что нас с надеждой ждут тысяча людей... Мы должны прорваться, «в мыпро­ рвемся! Решение пришло после нескольких дней напряженной работы, после исканий, раз­ думья, бессоных ночей, проведенных над картами. Григорий Охрименко рассуждал так: немцы проводили мивддофвр в жый поеледай момент sepej отходом конце лета, то-есть в малую воду. Зна­ чит, корабли, с которых они сбрасывали мнны, могли ИТТИ только по основному фарватеру, по середине .реки. Сейчас вода прибывает и продолжает прибывать. Это позволяет птти вплотную к берегу, даже над заливными лугами, выбирая затоплен­ ные луга, куда месяц назад немцы не ри­ скнули бы сунуться. Так Охрименко и поступил. Его корабли во главе караванов судов двинулись цо реке в обход основного фарватера. Но и этот путь, конечно, был сопряжен с рис­ ком. Под командой своего умелого и бес­ страшного командира советские моряки прекрасно выполнили ответственное зада* ние. с..После трудового дна мы встретились с Григорием Охрименко у алания Военно- морской академии и пошли по набережной Нееы. Я спросил моряка о его планах. Охрименко ответил: —Я сдам экзамены, потом буду прохо­ дить летнюю практику. Заниматься при­ ходиться много, немало потрудиться при­ дется и в плавании. Свой отпуск я, види­ мо, проведу в родной деревне Гайворон — на Украине. Земляки прислали письмо и просят приехать посмотреть на их жизнь, на новые трактора, на вновь построенное здание колхозного клуба и многое другое, чем богата жизнь современной советской деревни. М. ЕВГЕНЬЕВ. Требовалось произвести капитальньй ремонт шлюпки. Старший матрос Юрьев с группой товарищей взялись за работу* Не считаясь с отдыхом, они отремонти­ ровалп шлюпку за шесть дней, сделав ее более прочной и ходкой. Матрос М. Александр». * ★ ★ Много работают над изучением своей специальности тт. Евтюхов и Бармрнхов. Па помощь молодым бойцам пришли комсомольцы-отличники Масюткин, Гу­ ров, Сухоруков, Жила. Они помогают своим товарищам правильно и быстро выполнять трудоемкую работу- Ефрейтор Н. Попов. ★ * * • Активное участие в утеплении кара­ ульного помещения принимают матросы Кирпича и Корнилов, старшины Осад- чий в Прибавив. Онп решили своими силами оборудовать помещение к пред­ стоящ^ зиме. Сейчас матросы и стар­ шины началп укладку торфяных плит. М. Казаков. ★ ★ * Нужно было сделать Досжу почета, оборудовать е^ и сфотографировать от­ личников боейой п политич°ской подго­ товки. За выполнение этой работы взял­ ся матрос Пономарев. Он сделал Доску j) отличников учебы красивой и привлека­ тельной. Пономареву была об’явлвва благодадшость. Матрос В. Маслов. * * * Матрос Комков хорошо выполняет свои служебные обязанности кладовщи­ ка. Честным и добросовестным отноше­ нием к работе он заслужил ряд благодар­ ностей командира; Недавно комсомольская органявацвя части приняла матроса Бомкова в свои ряды. Старший матрос А. Бвиряшов. ★ * ★ Много и упорно работал над освое­ нием специальности радиста огарщий i матрос Мифтахутдннов. Труды оправ­ дали себя: на конкурсе на лучшего свя- i аиста подразделения тов. Мифтахухда- вов занял первое место. Старший матроо В.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz