На страже Заполярья. 1948 год. Август.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я А 18 августе 1948 г., № 194 (3190) УМЕТЬ РАБОТАТЬ С КАЖДЫМ ОЛУШАТЕЛЕМ д Помощники руководителей политзанятий о своем опыте д / Большую работу по политическому воспитанию личного состава выполняют помощники руково дителей политзанятий. От них во многом зависит успеваемость слушателей — матросов, солдат, старшин и сержантов. На нашем флоте есть мно го помощников руководителей политзанятий, ко торые накопили богатый опыт в своей деятельно сти. Вместе с тем есть немало молодых помощ ников руководителей политических занятий, не- дазно приступивших к работе. Им, этим моло- дым товарищам, нужна большая помощь, чтобы преодолеть неизбежные трудности, встающие на пути, чтобы добиться таких же успехов, какие имеют опытные помощники руководителей полит занятий. Вопросам обмена опытом работы и было посвя щено совещание помощников руководителей по литических занятий, созванное на-днях Полит управлением Северного флота и редакцией газе ты «На страже Заполярья». На это совещание пришли такие опытные по мощники руководителей политзанятий, как това рищи Степаненко, Киселев и другие. Присутство вали и молодые помощники руководителей по литзанятий, стаж которых определяется всего не сколькими месяцами. Участники совещания рас сказали о том. как они работают. Печатая здесь некоторые выступления, редакция просит помощников руководителей политзанятий поделиться на страницах газеты своим опытом работы. ЛУЧШИЙ РАДИСТ Как лучшего специалиста, радиста Фу- калова направили учиться на младшего командир®. Школу он окончил по пе-рвому разряду. Вернувшись на свой корабль, Фу калов стал старшиной отделения радистов. Старшина 2 статьи Фукалов продолжа ет изучать свою специальность. Он трени руется на скорость в приеме и передаче, намного перевыполняя существующие нор* мативы: Па-днях Фукалов сдал зачеты па ради ста 1 класса. Прп испытаппи на лучшего радиосп^циалиста флота он запял первое место. Бысандующий наградил старшину 2 статьи^укалова денежной премией в раз мере 500 рублен. Старший матрос Н. К0ЛЫХАН0В. ГО РЖ У С Ь СВО ЕЙ РАБОТОЙ Старшина П. СТЕПАНЕНКО . • В системе политического воспитания игчжхго состава ведши роль помощника руководителя политических занятий. Я горжусь своей работой. Нет ничего почет* псе, чем участвовать в формировааии ком мунистического мировоззрения советских людей. Доверие, оказанное мне, я стараюсь оп равдать. К каждому занятию тщательно ютовлгось, понимая, что от организация за нятий зю многом зависит ж их качество. За ранее подбираю литературу для слушате лей, готовлю наглядные пособия. Я не ог раничиваюсь вывешиванием географической картьг: карта—вещь хорошая, но пользы будет больше, если ее дополнить различ ными схемами я диаграммами. Так, напри мер, тогда мы проходили тему о Сталин- 1 радской битве, я вычертя специальные гхемы. Когда мы изучали биографию т^Ба^ища Сталина, то подготовили специ альную витрину, на которой были указаны в хронологическом порядке важнейшие да ты из .-кизил воокдя. I Главное в нашей работе — это занятия с пропустившими по какой-либо причине политическое занятие, помощь отстающим. Я ввел для себя правило: заниматься с про пустившему! учебные часы в тогг же вечер. Таким обрезом мы добиваемся, чтобы все глушатели одновременно изучали одну те му. Стоял ли старшина на вахте или вы полнял какую-либо другую работу, не по дсолившую ему присутствовать на полити- ^зских занятиях, он все равно не отстает *т других. В гаключение мяв хочегея высказать одно пожелание газете «На страаве Запо лярья» — я считаю, что газета должна больше печатать материала для очередных политических занятий. ОБ ИНДИ ВИД УАЛ ЬНОМ ПОДХОДЕ К С Л УШ А Т ЕЛ ЯМ Старшина 2 статш А. КИ С ЕЛ ЕВ . • Паша группа требует к себе особого вни мания и заботы: она состоит из хвзяйст- г/чшиков — кладовщиков, шоферов, коков и т. д. С этими товарищами требуется про водить большую работу, так как очень труд но бывает собрать их вместе. Здесь особенно остро встает вопрос об умении работать с каждьи слушателем, об индивидуальном подходо к матросам. О том, насколько это важно, говорятмногиефакты. Сошлюсь на такие примеры. В нашей груп пе есть матрос Джумбаев ж старший матрос Авдеев. Оба они долгое время отставали от других, плохо усваивали материал. 7В чем же дело? Я поговорил с ними в убедился, что у каждого есть свои причи ны, влияющие на качество учебы. Матрос Джумбаев, хазах по национальности, плохо говорит по-русски, ему и 'читать трудно, и еще труднее вести записи и составлять конспекты. Авдеев же имел все возможности итти наравне с другими, но, попросту гово ря, ленился, невнимательно относился к политической учебе. Совершенно ясно, что и Джумбаеву, и Авдееву нужно было помочь, надо было «вытянуть» их, но к каждому следовало подойти особо. Так я и сделал. После ваиятий я вновь читал Джумбаеву пройденное, пересказывал своими словами прочитанное. Джумбаев повторял рассказ и уже затем начинал конспектировать мате риал. При составлении конспекта я помогал ему формулировать мысли, находить основ ное и главное в том или ином вопросе. С Авдеевым я побеседовал, раз’яенил ему всю важность и необходимость политиче ских занятий. Об этом же с ним говорилп командир подразделения и руководитель по литических занятий. Пе стояла в стороне и редколлегия степной газеты: о нем была написана заметка. Все это подействовало на сознание старшего матроса. Авдеев при шел ко мне п сказал, что будет заниматься добросовестно, попросив при этом помочь изучить карту, в которой он плохо разби рается. Конечно, я не отказал ему в прось бе. Каковы же результаты такого подхода к слушателям? Джумбаев учится сейчас на «хорошо», а Авдеев — на «отлично». РА С С КА ЗЫ ВА Т Ь ПРОСТО И У БЕД И Т ЕЛ ЬН О Солдат М . СА ВВА ТЕЕВ . • Большое это дело — помогать отстаю щим в политических занятиях, добиваться, чтобы каждый из них в конце концов стал учиться если не на «отлично», то на «хо рошо». Основное, на мой взгляд, это найти путь к сердцу слушателя, заинтересовать его, заставить задуматься, реально пред ставить себе все, о чем говорится на поли тических занятиях. В пашей группе было два отстающих — Лобанов и Попов. Я долго думал, как по мочь ИМ. Мы проходили тему о коллективизации сельского хозяйства. Лобанов и Попов были колхозниками и жплп в Коми АССР. До рг- воспоминанпямн о жизни их родителей до революции и при советской власти. От рассказа о Коми АССР я перешел к рассказу о всей нашей стране, о том, как партпя большевиков и Советское прави тельство вывели крестьян к счастливой за житочной жизни, как создавались ваши колхозы, создавалось самое передовое в ми ре сельское хозяйство. Так индивидуальная работа с Лобановым и Поповым помогла им преодолеть свое от ставание П РО Т И В Ш К ОЛ Я Р С Т В А Главный старшина А. ПАНИН / 9 Идейный уровень политических занятий ..авиепт прежде всего от подготовки руко- зодителей политических занятий и их по- мошинков, а также от методики занятий. В прошлом году мы неправильно вели заня тия, увлекались зубрежкой, проводили каждое запятио по-школярски. Матросы пе вели записи самостоятельно, а пи сали под дпктоику руководителя или его помапщпка. К чему это приводило? Матрос не задумывался пад тем или иным вопро сом, он спешил записать все, что ему дик туют. В результате он но мог четко фор мулировать свои мысли, рассказывать сво ими словами, занимался зубрежкой. Пынче мы отказались от такого пороч ного метода, и результаты -налицо: успева емость стала значительно выше. Теперь слушатели группы могут своими словами рассказать то, что проходим яа полит занятиях, могут ясно, четко формулировать своп мыелп. Мне приходится самому проводить поли тические запятая. К каждому яз них я старательно готовлюсь. Стремлюсь сделать своп рассказ простым, доходчивь(м, разби раю каждый вопрос в отдельности, добива ясь, чтобы все было понято слушателями, а в конце рассказа делаю вывод по всей теме. Для этого мне приходится заранее про думывать каждое свое выступление, со ставлять плап. От плана многое зависит. Я считаю, что рассказ руководителя дол жен быть сосредоточен пе более чем на 4 — 6 вопросах, нпаче ои не уложится в отведенпое время, и материал будет ском кан, до слушателей не дойдет. Старый багажом не проживешь С парвььх дней службы в нашем подраз делении матрос Обливач проявил себя хо рошо знающим специальность комендора. Его успехи были огмечетгы несколькими поощрениями командования. Успокоившись па достигнутом, матрос Обливач перестал повышать своп специ альные знания. Переоценив свои успехи, он стал отстающим матросом.. Забыл Обливач и личное оружие. Если он ранее имел ряд благодарностей за от личное содпржанпе оружия, то теперь ма трос имеет взыскание за плохое содержа ние его. Вот что значит жпть «ста рым багажом». Младший сержант С. ХОДЫРЕВСКИЙ. Старшин техинк-лситси-'нг Паьел Митрюхин и сержант /Шакл^ин x>uoiKoa считают ся лучшими специалистами в чгсти. НА СНИМ КЕ: старший техник-лейтенант П. Митрюхин я сержант А. Волков за проверкой материальной части. Фото М. Бугакова. На строевых занятиях 1 Много работают пад освоением мате риальной части младший сержант Тете- ревлев и старший матрос Дорошин. Од новременно они повышают свой идейно- _ политический уровень. Готовясь к по.тп- ду он дожрц помнить о требованиях Строе- Сгрогвая выправка является показателем дисциплинированности воина. Умение пра вильно подойти к начальнику, отойти от него, отдать ему честь, действовать с ору жием в строю и вне строя достигается на строевых занятиях. По поведению матросов па увольнении, прп несении ими различных служб и нарядов можно безошибочно оУдить о состоянии строевой подготовки в подраз делении, уровне проводимых строевых за нятий. Там. где строевым занятиям уделяется внимание, где они проводятся! в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, там и дисциплина у бойцов, как правило, лучше, опи всегда подтянуты, строго по форме одеты. Важно только, что бы уставная требовательность командира не ограничивалась рамками проводимых строевых занятий, она пе должна быть снижена и в повседневной жизни подразде ления. Куда бы боец ни шел: на обед, в наряд, па занятия по специальности—всю- БОЛЫПУЮ ПОМОЩЬ ПОМОШНИКчТМ руково- волгоции это был глухой, заброшенный Iдптелей политических запягпй могут ока- КраГг, где люди прозябали в шпцете и не- |зать отличники учебы, которых прпкреп- | ское звание — старшипа 2 статьи. тическим занятиям, Тетеревлев и Доро шин изучают «Краткий курс истории ВКП(б)» п биографию товарища П. В. Сталина. За отличную боевую п политическую подготовку они занесены на Доску от личников. Старший матрос Н. Об’едков. ■Ь -й it Образцово содержит обмундирование личный состав отделений сержантов Андреева и Ищенко. Особое внимание на вто обращают сами младшие командиры. Они заботятся о своевремепном ремонте обуяй и обмундирования солдат, требуют от нпх опрятноетп и подтянутости. За умелое воспитание подчиненных сержан ты Андреев и Ищенко имеют от коман дира части по Нескольку поощрений. Солдат Н. Лукацкий. * * it Рядовой Калашников является актив ным общественником нашего подразделе- ' ния. Благодаря его стараниям кубрик личного состава оформлен лозунгами и плакатами, регулярно выпускается «Боевой листок»'. В день 15-летия Северного флота при- j | казом командира части Калашникову : присвоено звание ефрейтора. Сейчас он | назначен командиром отделения. Рядовой Ю. Карачев. it it it Умело воспитывает своих подчиненных старший матрос Миронов. Его отделение не имеет ни одной посредственной оцен ки по боевой п политической подготовке. Па-днях тов. Миронову присвоено вонн- вежестве. Коми ютились в курных избах, пахали сохой, охотились с кремневыми ружьями. Бедно п примитивпо было сель ское хозяйство в крае. И вот, начав заниматься дополнительно с Лобановым и Поповым, я достал материал, характеризующий развитие Коми АССР за годы советской власти, рассказал 0 яеро- приятяях партии и правительства, направ ленных на развитие этого ранее заброшен ного края. Попов я Лобанов с интересом слушали. Мой рассказ они дополнили собственными лягот к отстающим. У лас в группе отста вали старшины 2 статьи Косточко и Мои сеев. Мы к ним прикрепили отличников Розова, Зыкова, Кудявнина: Теперь Моисе ев и Косточко стали заниматься лучше. Копечпо, это ни в коем случае не сни мает ответственности за успеваемость слу шателей с помощников руководителей поли тических запятпй. Оп сам в первую голо ву обязал заниматься с отстающими, по могать им. Матрос Б. Фсмичев. В О Д О Л А З Ы В повести «Люди с чистой совестно» П. Верпшгора словами тов. Ковпака срав нивает отвагу и самоотверженность парти зан Вешкой Отечестенной водны с отвагой эпроновцев. Водолазы Севера с полным правом и чистой совестью могут гордиться этим сравнением. Многие лучшие в Советской Союзе водо лазы — глубоководники в особенности — начинали свой путь в Заполярье. Эго они, северные моряки и водолазы, подняли за Полярным кругом со дна холодного моря мощный ледокол «Садко» и получили поздравление великого Сталина и его вер ных соратников товарищей Молотова, Ворошилова, Кагановича. • Это они с честью выдержали экзамен па готовность производить спасательные рабо ты в любых условиях, вырвав из ледовых об'ятий Арктики ледокол «Малыгин»* Славную страницу спасения «Малыгина» отмстялп от имели советского парода н партии П. В1. Сталин я С. М. Киров. Только тзстские военные моряки могли прп £3-градусном морозе, под толстым льдом работать на глубокой дне Карского моря., награжден орденом Красной Звезды и дву- Этн и многие, многие другие дела творили полярные водолазы, работая п .. добиваясь цели в любых метеорологических и геогра фических условиях. Теперь, когда наш народ занят созида тельным трудом, водолазы Севера вносят свой вклад в общее дело социалистического строительства. Вот портреты некоторых замечательных питомцев Северного флота, непрерывно в течение 15 — 17 лет пе су щих здесь вахту аварийно-спасательной службы* Воспитанник ленинского комсомола мичман Обыдоинов Николай Егорович при был в Заполярье в 1932 году, после окон- чапия водолазной школы. За свою долго летнюю образцовую службу II. Е. Обыдеп- пов проработал на больших морских глу бинах свыше 7.300 часов. Ои и теперь с честью оправдывает звание коммуниста, своим примером в труде обучает и воспи тывает молодых водолазов. За выполнение заданий командования мичман Обыденпов мя медалями. Водолаз-глубоководник первого класса Дряхлов Андрей Павлович служит на Севере 13 лет. Он так же, как и тов. Оиыден- пов, пришел в ряды большевистской партии пз комсомола, безупречно несет j военной пятилетки», где привел мпого it it it Матрос Соловьев за короткий срок изучил специальность моториста. Сейчас молодой матрос песет самостоятельную вахту. Командир отделения об'явил ему первую благодарность. Старший матрос А. Бутиин. * * * Педавпо тов. Рахманинову присвоили звание — старшипа 1 статьи. За время своей службы он имеет 15 благодарно стей, вырос от юнги до старшины. Экза мены по специальности тов. Рахманинов сдал на «отлично», получив звание ради ста первого класса. Старший матрос К. Алексеев. •йг * * Комсомолец матрос Олпдков часто про водит беседы, устрапвзет громкие читки. Недавно он провел беседу «Выполнение плава третьего решающего года после- вого устава Вооруженных Сил Союза ССР. Личный состав подразделения офицера Тетерятникова среди других матросов под разделения вт.ггодпо отличается выправкой, строгим соблюдением формы одежды, веж ливостью в обращении со старшими. Это- результат строгой, справедливой требова тельности офицера не только к старшинам — непосредственным начальникам матро сов, но п ко всему личному составу. В этом подразделении проведению строе вых занятии уделяется исключительное внимание. Пет такого случая, чтобы кто- нибудь из старшин командиров смен при шел па занятия неподготовленным, в не ряшливом впдо пли приступил бы к заня тиям без соответствующего плана. Строгий к себе офицер Тетерятников учит своих старшин быть требовательными к подчи ненным. Вот как прошло, например,- последнее ©троевое занятие. В день,.предшествующий запятию, Те- терятпнков созвал всех командиров смен,- Здесь оп дал им подробный инструктаж о том, как нужно провести это занятие, на что обратить особое внимание. Тут же бы ли раз’ясшчш все вопросы, которые воз никли плп имелись раньше у старшин. В заключение офицер посоветовал, как пра вильно составить план п копспект заня- тпй. Па следующий день к началу заня тий у всех старшин были составлены планы проведения запятпй по • Строевому уставу.- У главного старшины Клевцова плап выглядел таким образом: Тема: повторе-тге ттронденпого. Цель зv пятий: добиться четкого выполнения команд л составе отделения. Время: 3 часа, стематическп. Опи приучают матросов в Далее шел перечень вопросов, подлежа- строго, дисциплинируют их. Общий поря- щих обработке: iдок п подтянутость не являются эпизодпч- 1. Отдание чести с оружием на месте ; нымп, они становятся привычкой каждого 3. «Оружие составить» и «Положить ору* жис» — 20 минут. •1. Построения отделения в одношере- пожный п двухшерепожпый строй — 15 минут. Подобные планы занятий были составле ны также главными старпгинам-и Яковенко, Лаптевым, Аиушковым и старшиной 1 ста тьи Юдппым. В 14.10 по сигналу было произведено построение. Старшипы -придирчиво про веряли форму одежды, исправность ору- „ жия. Белизна чехлов, «стрелки» брюк, фланелевок, чистота ботинок — все было подвергнуто тщательному осмотру. Все это делалось в присутствии и под непосредст венным наблюдением командира и стар-А шип. Сама обстановка перед строевыми^ занятиями, атмосфера, предшествующая им, дисциплинировала матросов, вселяла в пих святость требований Строевого устава; «Раз занятия, значит никаких ски док не будет», — так чувствовал каж дый стоящий в строю., И когда у старших матросов Братищева и\Фомина — вообще исправных воппов — было обнаружено от сутствие заметных «стрелок» на брюках, все восприняли это, как большое упущение с их сторопы. Старшие матросы за не сколько мипут привели свой внешний вид в порядок п возвратились в строй. Отработка строевых приемов проводи** лась по отделениям. Все элементы движе ния буквально оттачивались. Хорошо под готовленные старшины подавали команды громко, внятно, строго по уставу. Пра вильно подаппую команду хорошо и легко исполнять. Матросы действовали ве*,-о*в« один. В исполняемый прием каждый вкла дывал большое старание, стремился сд^ лать как можио лучше. В такой обстанов- щ ке заметны промахи каждого. ^ По комапде «Отделение, положить ору жие» старший матрос Захаров па секунд? замешкался, опоздал п нарушил слажен ность отделения. Главпый старшина Клев- цов спова выстраивает отделение, снова терпеливо раз’ясняет, как пужно действо вать по уставу, затем сам демонстри рует движения рук, ног, корпуса тела при исполнении этого приема. Убедившись, что все бойцы действуют правильно, оп пере ходит к отработке очередного пункта пла на. Апалогичпо проходят занятия во всех отделениях. Старшипы раз’ясняют, пока зывают и после этого отрабатывают прие мы. Здесь же. везде успевая и все замечая, офицер Тетерятников со старшипой под разделения мнчмапом Поповым. Они конт ролируют ход занятий, дают указания старшинам, поправляют пх. Такпе строевые занятия проводятся ch it в двпгпеппи — 10 мпнут. 2. Отделение по командам «Сомкнись» и «Разомкнись» — 2,0 минут. матроса, входят в потребпость повседнев ной ЖИЗПИ; Младший лейтенант Н. ЯЦУК. свою службу и имеет па личном счету ; 4.200 часов работы под водой. Верной поступью ндут^по пути к вер- | шипам водолазпого мастерства молодые I водолазы-глубоководппкп комсомольцы тт. ! Попков К. 3., Матюпнн А. II. Тт. Булатов ; А. П., Скворцов Ф., Реутов А. Д., Боричев > А. П., Дпапов п многие другие образцово несут свою службу. По .это только ма- лепькая частица большого коллектива, где 1 старшим водолазным специалистом тов. ! Потемхип П. К. Люди здесь овладевают двумя — тремя специальностями, наиболее нужными в морском спасательном деле, они могут выполпять успешно водолазную, боцмап- скуто службу или быть мотористами, электоосвашпиками. ремоптниками. Инкянер-гдаГ;ор С. УХСВ. интересных примеров, показывающих восстановление и развитие народного хо зяйства в своем крае. Старший матрос И. Ефанов. it + * С помощью сержанта Старикова матрос Любченко в совершенстве изучил двига тель и был допущен к самостоятельной вахте. Одновременно матрос изучал авто дело. Подавно он получил права шофера. Старший матрос Л. Чернов. На самостоятельной вахте ^НеАолько месяцев тому назад к нам прпбылп молодые матросы Лялин н Канев. С первых тлей пребывания на корабле онп угодено овладевали специальностями. Ос новной задачей Лялин и Канев считали глубокое u j учение заведываемых механиз мов с тем, чтобы успешно нести самостоя тельную вахту. Много помог молодым морякам старшина 2 статьи Пучпнпп. Оп рассказывал им все, что их интересовало, показывал, как нуж но действовать практически. Благодаря настойчивой работе и огром ному стремлению к швьппсипю свопх^вво- 1 шй матросы Лялин п Канев добились хоро ших результатов. Сейчас матрос Канев уже специалист третьего класса и допущен к самостоятельной вахте. Он хорошо справ ляется с работой, свое заведывание содер жит всегда в чистоте и порядке, за что по лучил благодарность от командира «орабля. Успешно работает самостоятельно и ма трос Лялин. Матрос М. МИНИН. Седьмая благодарность За полтора подразделении месяца службы в нашем солдат Попов имел шесть благодарностей. Недавно за отличное не сение караульной службы он был награж ден денежной премией,- Комсомолец Попов показывает образцы выполнения воинского долга. Он заслужен но считается отличником боевой в полити ческой подготовки. На-днях примерный боец получил седь мую благодарность. Младший сержант В. ДЕМЧЕНКО. ж -л 1* Стсутствие материалов задерживает ремонт Па пашем посту СПпС вот уже веешь- | щенпя. Большинство ремонтных работ мы ко лет nj производился капитальный ре- могли бы произвести своими силами, по Как только привезли электромотор из j М01,т служебных и жилых помещипяй- беда в том, что у нас нет ремонтных мате- мастерской, матросы под руководством I Из-за этого здания обветшали. Они требуют риалов, а офицпр Гавриш отделывается старшипы 2 статьи Панкова принялись немедленного ремонта- , только обещаниями прислать материалы. Сейчас, пока пе наступила зима, нам 0 необходимости пемедлеяпого ремонта необходимо исправить печи, камб|узную знают также офицеры Рыбип и Березешго, плиту, побелить потолки н покрасить сте- однако мер никаких не принимают. за работу. Мотор был установлен раньше срока и работает отлично. Матрос П. Новиков. ны, застеклить рамы, проконопатить помс- Ш. НИКОЛАЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz