На страже Заполярья. 1948 год. Август.

T l tarym 194f г., « 192 (3111). H A НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я В Е Р Н О С Т Ь H A P У! Люди ф нашего флота 13 Л И Т С Л У Ж Б Ы вмшшо-Иорсяюй Флот. Вряд и есть люди в надпей замечательной стране, не либсше тебя, твоих смелых, отважных К 9тэвеспев&ых воинов! Тыслчн юношей годе желанием влиться в твою дружную бешую семью, стремятся сделать своим Уделос I службу на флоте. Но лишь луч- пшм сиз лучших выпадает эта честь. Их впитают счастливцами, нм завидуют еверетанкв детства, юности. Т*к было и с Семеном Ломакиным, гадаогам служить на флот в 1935 го­ ду. 13 лет прошло с тек пор.-Сколько ве­ личественных событий произошло за это дохл в жизни советского воина укра­ инца Семена Ломакина! Мирная учеба, амем война с фашистской Германией* — ащита героического Севастополя, солнечного Кавказа и сурового, но оди­ наково дорогого сердцу Советского За­ полярья, — потом снова боевая учеба. От рядового матроса до мичмана, от на­ водчика орудия до старшины зенитной батарея, от воспитанника до воспитате­ ля — вот ступени той служебной лест­ ницы, по которой шел верный военной присяге Семен Ломакин. Корабль стал его домом родным. В этом доме он стал комсомольцем, здесь же ему вручили партий­ ный билет, здесь его «научили честному служило матери-Родипе и здесь же его ж раз благодарили за верность ей. Шесть правительственных наград укра­ шают грудь бывалого моряка. С гор­ д о^ » косит их мичман Семен Павлович ХлМакин, отдавший более трети своей Военно-Морскому Флоту. ЗА ЧЕСТЬ ГВАРДИИ и НА ЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ К*к зто пало вообще и как это много д о него, Алексея Соболева —юноши из колковой деревни заполярной области. Буяующее Баренцово море н соленые бршгс его рас’яренных волн безраздель­ но задоадели умом и сердцем романтпч- m молодого человека. Он хотел быть Фгвлятьт. Он энал, что мири любит ежльных я смелых. Пусть не дрошло и года с тех пор, как матрсс Алексей Соболев, окончив школу юяг, впервые ступил на палубу воен­ ного корабля, пусть его первые шаги на веос были робкими и неуверенными, но в них уже тогда с первых дней чувство­ валось, что из него будет моряк. Комсомольцу Алексею Соболеву не тряслось воевать. Теперь этот скром­ ный, любознательный и серьезный мо­ ряк напряженно и терпеливо готовит свёл умелым н мужественным воином. С большой настойчивостью изучает он свою специальность, углубляет знания, учит­ ся у старших. Труды не пропадают щ т . Уже сейчас матрос Соболев уо- nejnso песет самостоятельную вахту ра­ диотелеграфиста. Его ставят в пример другим, им гордятся на корабле, его лю­ бят я уважает весь экипаж. 14 рае командование благодарило его за безупречную службу: Это харак­ терна показатель достоинства молодого советского коряка. Учись, дерзай, матрос Алексей Собо- I ______ __ \! Старшина В. ПЕТРОВ. ..«Гвардейский корабль лег ва обратный курс. Па отходе ему предстояло разрушить мост через реку. Личный состав верхних боевых постов сильно продрог за 12 -часо­ вое пребывание та палубе, но матросы все, как один, горели желанием уничтожить путь к отступлению фашистов. В темноте все корабли полным ходом ушли на ост. Экипаж знал, что вражескую переправу охраняет сильная береговая ба­ тарея немцев. Группа управления артил­ лерийским огнем под командованием стар­ шего лейтенанта Москалей выработала ис­ ходные данные,- И как только из-за мыса открылось устье реки, орудие старшины 2 статьи Ратникова содрогнулось от выст­ рела. Высоко в небе разорвался освети­ тельный снаряд. Яркий свет упад на мост, на поселок и озарил крутые скалы. Дальномерщики старшина 21 статьи Гри­ цай и старший матрос Яковенко приникли к окулярам приборов и дали точную дис­ танцию. Визирщик старший матрос Мели­ хов навел перекрестие нитей прибора на мост. Еще до войны он вместе с кораблем бывал в этих местах, изучая театр. Теперь оп увидел, узнал знакомую обрывистую сопку, под которой когда-то ютилось не­ сколько рыбачьих избушек: Узнал он я дамбу, и мост, с коФорого в разные стороны бежали охранявшие его немцы. Заговорили орудия главного калибра. То- балыкин, Огарков, Сиволоб и другие коман­ диры орудий посылали фугасные снаряды, чередуя» с бронебойными. Столбы воды по­ дымались то у моста, то за ним. Третий залп накрыл цель. * — На поражение! — скомандовал уп­ равляющий огнем капитан-лейтенант Ша­ буров. Огневой валет захлестнул я переправу, и поселок, где были немцы, и дамбу, где 'тояли их технические средства. Сектор обстрела был мал, и вскоре цель вышла из пего. Зато в поле зрения была батарея, расположенная па той обрывистой сопке, которую хорошо помнят гвардейцы. Бата­ рея продолжала «огрызаться». Визиршикп и дальномерщики по коман- капитан-лейтенанта Шабурова оп­ ределили данпые.- Орудия дали несколько залпов. Немецкая батарея замолчала иа- всегда. После того, как части Советской Армии заняли Печенгу, командир отлого артилле­ рийского подразделения, восхищенный ра­ ботой моряков, сообщил: — Шестнадцать прямых попаданий в мост. Немцы не могли им воспользовать­ ся... Две холодные ночи напролет гвардейцы обстреливали укрепления немцев, нанося им тяжелые потери. Орудийные залпы ко­ рабля поддерживали наступление морем! пехоты на Муста-Туптури и на Большой земле. Многие из экипажа корабля за эту операцию были награждены орденами и медалями СССР: Весь личный состав полу­ ч и тогда за образцовые мйпмя две благодарности Верховное Главвоюомащую- щето Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина. Так сражались гвардейцы, освобождая исконно русскую землю — Печенгскую область. Самыми отважными и умелыми в боих были коммунисты и комсомольцы-- члены ВКП(б) тт. Сиволоб, Афонин, Моска­ ленко, Фокесв, Ратников, Мельников, Мар­ кин, Яковещенко, комсомольцы тт. Фила­ тов, Спспкнн, Атанов, Газизов и другие. Теперь, в дни мирной учебы, гвардейцы совершенствуют свое боевое мастерство, учат молодое пополнениена опытепрошлых боев, иа славных традициях корабля. В день, когда настало время демобжжи- зоваться, многие старшины корабля оста­ лись на сверхсрочную службу. Для них был дорог корабль, близко к сердцу море. Среди связавших свою жизнь с кораблем— мичмая Зозуля, главные старшины Моска­ ленко, Шопгнев, Аматюшкин, матросы (те­ перь старшины) Хойц, Сергеев, Рзянин, Жуков и многие другие. Сейчас на корабле много молодых матро­ сов. Когда они пришли на корабль, старослужащие и сверхсрочники рассказа­ ли им боевую историю гвардейского кораб­ ля, познакомили с его замечательными де­ лами. На перекурках, вечерами перед от­ боем ветераны делятся воспоминаниями с молодыми товарищами, прививая ям лю­ бовь к кораблю, гордость за его гвардей­ ский флаг. Любимым местом моряков корабля яв­ ляется» каюта полкгико-просветятвль- ной работы. На стенах ее размещены за­ рисовки и снимки боевых эпизодов я мая- более памятных операций, проведенных кораблем, его боевой счет. На витрине отличников боевой и политической подго­ товки рядом с ветеранамн-гвардейцамн, из­ вестными всему флоту, помещены портре­ ты молодых матросов, которые старательно перенимают знание и опыт у старослужа­ щих. Недавно здесь по поручению партийно# организации коммунист Зозуля рассказал молодым морякам о боевом пути корабля: Из рассказа участника всех боев и похо­ дов корабля бойцы узнали, что за время Великой Отечественной войны корабль про­ вел но один десяток операций. Из них 11 раз он огнем cbojjx орудий громил укреп­ ления, живую силу и технику прав». Дваж­ ды гвардейцы громили крупные свовленкя немцев па Севере. Не менее внимательно слушал* моряки и беседу коммуниста Свекрова, участника отражения 112 атак немецких самолетов на корабль. Он рассказал подробности боев, раскрыл секрет успеха корабельных зенит­ чиков, сбивших 14 самолетов. На этой же беседе воины поняли важность бдительно­ сти при наблюдении. Наблюдатели не раз спасали жизнь корабля и его экипажа при поясках кораблей и подводных лодок противника. О том, как воевали люди пятой боевой части, рассказывают молодым морякам старшина 2 статьи Хойл, главные стар­ шины Шошнев, Москаленко. Из нх доход­ чивых рассказов люди видят: благодаря знанию материальной части, любовному уходу за ней и умелой експлоатапии. ко­ рабль прошел бее аварий я поломок мно­ го тысяч миль по вашим северным морям. — Свито храните чость гвардейского флага, боевые традиции. Они обагрены кровью наших лучших боевых товарищей. Служите, жпвэто и учитесь „строго но уставам, как требует от нас Родина. — говорят ветераны молодым. Преемники гвардейской славы да деле оправдывают свое высокое звание и дове­ рие старослужащих. Они с достоинством и честью в ь я к ш я :п свой воинский долг пе­ ред Р одиной , т м я т у я слова: «Вам, гвар­ дейцам, много дано, с вас и спросу боль­ ше». Одним яз достойнейших преемников бо­ евой славы экипажа является старшина 2 статьи Сисикин. В конце войны он при­ шел на корабль юнгой. Старательность, точное выполнение каждой статьи устава, заявив дела и дисциплинированность вы­ вели его в число передовых.- Он отличник, хомаядует отделением артэлектриков, кото­ рое ваиямает ведущее место на корабле. Подстагь ему я старший матрос Фила­ тов, пронявший участие в последних боях корабля. Он награжден орденом Крас­ ной Звевды я двумя медалями. Недавно он окончил школу партийного актива, продол­ жает совершенствовать свои военные и по­ литические знания. Гвардии старший матрос Свистунов, ет целый ряд поощрений. К 1 довщине Северного флота он добился боль­ ших успехов и заслужил внеочередной краткосрочный отпуск. От Свснкина, Филатова ж Свиетунова не отстают матросы Юдаяев, Глебычев, Ба­ тищев, Серов я многое другие старшины и матрасы корабля. День Воеяпо-Жорского Флота СССР эки­ паж гвардейского корабля встречает новы­ ми успехами в боевой учебе, в поуцггиче- ской подготовке и дисциплине. Всюду уста­ новлен твердый уставной оодоюк. Гвардейцы гедегёя тем, что они сража­ лись ■ служат яа флоте, созданном и вьг- неетсваипм м а й Сталиным. — Нал Северный Флот —-деяние вен ­ де» С илва, — с гоцюстью соворет гвар- яейцы. — Тпвигип товарища Сталина тому, Ч!У) потребуется на войне, обязывает пае ел» бельше ааянаатъея боа- Этому в яввяшщое время я подчинена вся жизнь ■ деятельность гвардейского экипажа. | /- Младший «йпиаит Л. ПЕТРУХИИ. Н а л и ч н о м п р и м е р е Главный старшина Сергеев — бывалый моряк. Службе на нашем флоте он посвятил двенадцать лет. В суровых водах Баренцева и Белого морей ему приходилосьплавать на кораблях различных классов. Постоянно повышая свои зна­ ния, тов. Сергеев стал искусным мастером своего дела, лю­ бит морскую службу и корабльj Он настойчиво и терпеливо готовит кадры молодых моряков, умело передает свои знания и опыт подчиненным, воспитывая их на личном примере. И сколько таких умелых и мужественных моряков, воспитан­ ных и обученных главным старшиной Сергеевым, служит на (Моте, зорко ограняет заполярные морские рубежи социали­ стической Родины! На корабле сейчас горячая мера. Комендоры, машини­ сты, минеры, сигнальщики, радяеты неустанно совершенст­ вуют свою боевую выучку и готовится к выполнению пред­ стоящих задач. День Военно-Морского Факта пятая боевая часть корабля, которой командует главный старшина Сергеев, встречает новыми успехами в боевой я политической подго­ товке. Капитан Ф. ЗОРИН. Величавым законам устава Не изменит испытанный флот, Мы—навеки морская держава. Повелители вспененных вод. Отличник боевой я политической подготовки старший матрос Александр Силантьев ва Вахте. Фсгт М. Бугакова. Великий русский кораблестроитель * Деюая я славная жизнь великого рус- ^•екего кораблестроителя академика Алек­ сея Николаевича Крылова неразрывно свя­ зана с вашим Военно-Морским Флотом. Шестьдесят лет Алексей Николаевич от­ дал делу укрепления мощи отечественного флота. За это время он вырастил ре одно поколение морских офиперов и инженеров, прочие утвердил в нашей технической шьояе традицию бережного отношения к насдедию прошлого п одновременно смелого искания новых путей. В течение своей творческой жизни А. Н. Брыков непрерывно принимал самое ак- ч тЛ т участие в разрешении сложпей- ттуг технических проблем, связанпых со строительством флота. Характерно, что при .решении их Алексей Николаевич на­ ходи то основное звено, ухватившись за которое можно было ралреганть задачу простейшим способом. Об об’еме научной работы А. Н. Кры­ лова можно судить уже по тому, что ос- тавлввое им литературное наследство составляет в общей -сумме свыше четырех С половиной тысяч печатных страниц текста: Только список его трудов занима­ ет 3ff'страниц текста. А. Н. Крыло® родился 15 (3) августа 1863 года в городе Алатыре (бывш. Сим- бярекой губернии, ныне Ульяновской об­ ласти]*. Академик Д. Н. Крылов X X В 1884 году А. Н. Крылов оканчивает с премией морской корпус и поступает в компасную часть Главного гидрографиче­ ского управления, где он написал в первые же три года службы десять оригинальных раб‘»т по девиации компасов. Нельзя не отметить, что Сталинскую премию 1-й степени в 1941 году А; Н. Крылов получил такжо за выдающиеся работы в области теории компаспого дела. С 1890 года по 1900 год А. П. Крылов работает исключительно в Морской акаде­ мии х Морском корпусе, слушая одновре­ менно лекции в университете. К этому времени относятся классические труды Крылова по разработке схем основных ко­ раблестроительных расчетов, а также соз­ дание теории качки корабля на волненхн, которая уже в 1898 году стяжала ему мировую известность. Несмотря на то, что сама проблема была поставлена задолго до А. П: Крылова и над ней работал! выдающиеся математики и кораблестрои­ тели, решить ее удалось только великому русскому кораблестроителю. Второй крупной работой А. Н. Крылова являлись его исследования в области не­ потопляемоcfn кораблей, где оп развжд идеи адмирала Макарова. В этих исследо­ ваниях А. Н. Крылов доказал, что спа­ сать поврежденный корабль нужно путем затопления отсеков в корпусе с таким рас­ четом, чтобы выпрямить накосившийся корабль, а пе откачкой воды нз аварий­ ного отсека, как это делалось прежде. В последующем, основываясь на полу­ ченных выводах, А; Н. Крылов предложил так называемые «Таблицы непотопляемо­ сти», позволяющие быстро (а это очень важно в боевой обстановке) решал» вопрос о спрямлении судпа, получившего повреж­ дение. Эти таблицы получили распростра­ нение сначала в русском флоте, а затем и во флотах других государств. Насколько новы и неожиданны былиятя работы А. П. Крылова, можно видеть нз 1 ого восномяваяяй, в которых он показы­ вает консерватизм в равнодушно чиновни­ ков царского флота, с которыми они встре­ тили работу: «Из-за этой теории мне пришлось выдержать большую борьбу. Ко­ рабельные инженеры в генеральских мун­ дирах, сидевшие в морском техническом комитете, не моглж отрешиться от рутины: За то, та я их в этом обвинял, мне был об’явлен выговор но флоту. В ран&рте по вопросу о непотопляемости судов я для примера взял броненосец «Петропавловск», ибо в бассейне была его модель с отсокамя, сделанная по указанию адмирала Макарова. На пршгее, подтверж­ дающем мои расчеты, я показывал, как модель опрокидывается, если ее не спрям­ ляют, затопляя другие отсеки. На рапорте была положена резолюция о немедленном рассмотрения моей работы, а рапорт был положен под сукно. Только после гибели «Петропавловска» вспомнили о моей работе; Было немедленно назначено заседание, на котором я сделал доклад о непотопляе­ мости корабля. Однако по докладу не приняли никаких мер. Мне даже с упреком сказали: «Обращаясь к генерал-лейте­ нанту, полковник но должен делать такие доклады, он должен помнить и соблюдать • субординацию, а не называть прямо в г.тз- i са вещи их нметамя»(!). И только после Цусимы моя теория о непотопляемости стала применяться в практике кораблестроения». Характерен в этом отношении и еще один факт. В 1909 г. А. Н. Крыловым была разра­ ботана теория и сделаны все необходимые расчеты гироскопического успокоителя качки.- Если бы'Морское министерство не пожалело 50.000 руб. на установку этого успокоителя на яхту «Стрела», то наша страна первой в мире применила бы припцип гироскопа для стабилизации су­ дов. Небезиптересно отметить, что таблицы непотопляемости, предложенные Алексеем Николаевичем и известные в нашем флоте с 1902 года, в английском были приня­ ты только в 1926 году. В 1914 году А. Н. Крылов получи от Московского университета ученую степень доктора прикладной математики и в том же году был избран Академией наук в чис­ ло ее члёнов-корреспондеятов. В 1916 году Алексей Николаевич был назпачеп директором Главной физической обсерватории, где работал, впрочем, недол­ го, так как предпочел заняться более близ­ ким ему делом — составлением проекта под’ема лилейного корабля «Императрица 1 Мария», затонувшего после взрыва в Се- | настополе в 1915 г. С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции А. Н. Крылов вел большую плодотворную работу, отда­ вая служению Родипе всего себя, свои зпапия, свой опыт и умение. В 1922 га Алексей Николаевич назна­ чается на ответственный пост в Военно-Мор­ ской Академии, выполняет самые ответст­ венные и сложные поручения правитель­ ства. В 1927 году Алексей Николаевич был назначен на пост директора Физико-мате­ матического института Академии наук, а в 19i3i2 г. Всесоюзное техническое общество судостроения избрало его первым своим председателем. Здесь до конца своей жизни Алексей Николаевич показывал нашиммолодымспе­ циалистам прпмер того, как следует отно­ ситься к прппятым на себя общественным обязанностям. Труды и педагогический талант А. Н- Крылова давно сделали его имя одним нз популярных в пашей великой стране. За выдающиеся заслуги перед Родиной академик А. Н. Крылов был награжден высшей правительственной наградой —* орденом Ленина. * Незадолго до его воеыяиесягаютяя А. Н. Крылову было присвоено звание Ге­ роя Социалистического Труда, а весной 1945 г., в связи с празднованием 2{20-лет­ него юбилея Академии паук СССР, за вы­ дающиеся достижения в области науки я техники оп был вновь награжден орденом Ленина. # А. П. Крылов давно стал в глазах, рус­ ских моряков таким же отцом и родона­ чальником современной кораблестроитель­ ной школы, каким для авиации был Н. Е. Жуковский. Инженер-капитан 2 ранга Га АЛХИМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz