На страже Заполярья. 1948 год. Август.
T l tarym 194f г., « 192 (3111). H A НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я В Е Р Н О С Т Ь H A P У! Люди ф нашего флота 13 Л И Т С Л У Ж Б Ы вмшшо-Иорсяюй Флот. Вряд и есть люди в надпей замечательной стране, не либсше тебя, твоих смелых, отважных К 9тэвеспев&ых воинов! Тыслчн юношей годе желанием влиться в твою дружную бешую семью, стремятся сделать своим Уделос I службу на флоте. Но лишь луч- пшм сиз лучших выпадает эта честь. Их впитают счастливцами, нм завидуют еверетанкв детства, юности. Т*к было и с Семеном Ломакиным, гадаогам служить на флот в 1935 го ду. 13 лет прошло с тек пор.-Сколько ве личественных событий произошло за это дохл в жизни советского воина укра инца Семена Ломакина! Мирная учеба, амем война с фашистской Германией* — ащита героического Севастополя, солнечного Кавказа и сурового, но оди наково дорогого сердцу Советского За полярья, — потом снова боевая учеба. От рядового матроса до мичмана, от на водчика орудия до старшины зенитной батарея, от воспитанника до воспитате ля — вот ступени той служебной лест ницы, по которой шел верный военной присяге Семен Ломакин. Корабль стал его домом родным. В этом доме он стал комсомольцем, здесь же ему вручили партий ный билет, здесь его «научили честному служило матери-Родипе и здесь же его ж раз благодарили за верность ей. Шесть правительственных наград укра шают грудь бывалого моряка. С гор д о^ » косит их мичман Семен Павлович ХлМакин, отдавший более трети своей Военно-Морскому Флоту. ЗА ЧЕСТЬ ГВАРДИИ и НА ЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ К*к зто пало вообще и как это много д о него, Алексея Соболева —юноши из колковой деревни заполярной области. Буяующее Баренцово море н соленые бршгс его рас’яренных волн безраздель но задоадели умом и сердцем романтпч- m молодого человека. Он хотел быть Фгвлятьт. Он энал, что мири любит ежльных я смелых. Пусть не дрошло и года с тех пор, как матрсс Алексей Соболев, окончив школу юяг, впервые ступил на палубу воен ного корабля, пусть его первые шаги на веос были робкими и неуверенными, но в них уже тогда с первых дней чувство валось, что из него будет моряк. Комсомольцу Алексею Соболеву не тряслось воевать. Теперь этот скром ный, любознательный и серьезный мо ряк напряженно и терпеливо готовит свёл умелым н мужественным воином. С большой настойчивостью изучает он свою специальность, углубляет знания, учит ся у старших. Труды не пропадают щ т . Уже сейчас матрос Соболев уо- nejnso песет самостоятельную вахту ра диотелеграфиста. Его ставят в пример другим, им гордятся на корабле, его лю бят я уважает весь экипаж. 14 рае командование благодарило его за безупречную службу: Это харак терна показатель достоинства молодого советского коряка. Учись, дерзай, матрос Алексей Собо- I ______ __ \! Старшина В. ПЕТРОВ. ..«Гвардейский корабль лег ва обратный курс. Па отходе ему предстояло разрушить мост через реку. Личный состав верхних боевых постов сильно продрог за 12 -часо вое пребывание та палубе, но матросы все, как один, горели желанием уничтожить путь к отступлению фашистов. В темноте все корабли полным ходом ушли на ост. Экипаж знал, что вражескую переправу охраняет сильная береговая ба тарея немцев. Группа управления артил лерийским огнем под командованием стар шего лейтенанта Москалей выработала ис ходные данные,- И как только из-за мыса открылось устье реки, орудие старшины 2 статьи Ратникова содрогнулось от выст рела. Высоко в небе разорвался освети тельный снаряд. Яркий свет упад на мост, на поселок и озарил крутые скалы. Дальномерщики старшина 21 статьи Гри цай и старший матрос Яковенко приникли к окулярам приборов и дали точную дис танцию. Визирщик старший матрос Мели хов навел перекрестие нитей прибора на мост. Еще до войны он вместе с кораблем бывал в этих местах, изучая театр. Теперь оп увидел, узнал знакомую обрывистую сопку, под которой когда-то ютилось не сколько рыбачьих избушек: Узнал он я дамбу, и мост, с коФорого в разные стороны бежали охранявшие его немцы. Заговорили орудия главного калибра. То- балыкин, Огарков, Сиволоб и другие коман диры орудий посылали фугасные снаряды, чередуя» с бронебойными. Столбы воды по дымались то у моста, то за ним. Третий залп накрыл цель. * — На поражение! — скомандовал уп равляющий огнем капитан-лейтенант Ша буров. Огневой валет захлестнул я переправу, и поселок, где были немцы, и дамбу, где 'тояли их технические средства. Сектор обстрела был мал, и вскоре цель вышла из пего. Зато в поле зрения была батарея, расположенная па той обрывистой сопке, которую хорошо помнят гвардейцы. Бата рея продолжала «огрызаться». Визиршикп и дальномерщики по коман- капитан-лейтенанта Шабурова оп ределили данпые.- Орудия дали несколько залпов. Немецкая батарея замолчала иа- всегда. После того, как части Советской Армии заняли Печенгу, командир отлого артилле рийского подразделения, восхищенный ра ботой моряков, сообщил: — Шестнадцать прямых попаданий в мост. Немцы не могли им воспользовать ся... Две холодные ночи напролет гвардейцы обстреливали укрепления немцев, нанося им тяжелые потери. Орудийные залпы ко рабля поддерживали наступление морем! пехоты на Муста-Туптури и на Большой земле. Многие из экипажа корабля за эту операцию были награждены орденами и медалями СССР: Весь личный состав полу ч и тогда за образцовые мйпмя две благодарности Верховное Главвоюомащую- щето Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина. Так сражались гвардейцы, освобождая исконно русскую землю — Печенгскую область. Самыми отважными и умелыми в боих были коммунисты и комсомольцы-- члены ВКП(б) тт. Сиволоб, Афонин, Моска ленко, Фокесв, Ратников, Мельников, Мар кин, Яковещенко, комсомольцы тт. Фила тов, Спспкнн, Атанов, Газизов и другие. Теперь, в дни мирной учебы, гвардейцы совершенствуют свое боевое мастерство, учат молодое пополнениена опытепрошлых боев, иа славных традициях корабля. В день, когда настало время демобжжи- зоваться, многие старшины корабля оста лись на сверхсрочную службу. Для них был дорог корабль, близко к сердцу море. Среди связавших свою жизнь с кораблем— мичмая Зозуля, главные старшины Моска ленко, Шопгнев, Аматюшкин, матросы (те перь старшины) Хойц, Сергеев, Рзянин, Жуков и многие другие. Сейчас на корабле много молодых матро сов. Когда они пришли на корабль, старослужащие и сверхсрочники рассказа ли им боевую историю гвардейского кораб ля, познакомили с его замечательными де лами. На перекурках, вечерами перед от боем ветераны делятся воспоминаниями с молодыми товарищами, прививая ям лю бовь к кораблю, гордость за его гвардей ский флаг. Любимым местом моряков корабля яв ляется» каюта полкгико-просветятвль- ной работы. На стенах ее размещены за рисовки и снимки боевых эпизодов я мая- более памятных операций, проведенных кораблем, его боевой счет. На витрине отличников боевой и политической подго товки рядом с ветеранамн-гвардейцамн, из вестными всему флоту, помещены портре ты молодых матросов, которые старательно перенимают знание и опыт у старослужа щих. Недавно здесь по поручению партийно# организации коммунист Зозуля рассказал молодым морякам о боевом пути корабля: Из рассказа участника всех боев и похо дов корабля бойцы узнали, что за время Великой Отечественной войны корабль про вел но один десяток операций. Из них 11 раз он огнем cbojjx орудий громил укреп ления, живую силу и технику прав». Дваж ды гвардейцы громили крупные свовленкя немцев па Севере. Не менее внимательно слушал* моряки и беседу коммуниста Свекрова, участника отражения 112 атак немецких самолетов на корабль. Он рассказал подробности боев, раскрыл секрет успеха корабельных зенит чиков, сбивших 14 самолетов. На этой же беседе воины поняли важность бдительно сти при наблюдении. Наблюдатели не раз спасали жизнь корабля и его экипажа при поясках кораблей и подводных лодок противника. О том, как воевали люди пятой боевой части, рассказывают молодым морякам старшина 2 статьи Хойл, главные стар шины Шошнев, Москаленко. Из нх доход чивых рассказов люди видят: благодаря знанию материальной части, любовному уходу за ней и умелой експлоатапии. ко рабль прошел бее аварий я поломок мно го тысяч миль по вашим северным морям. — Свито храните чость гвардейского флага, боевые традиции. Они обагрены кровью наших лучших боевых товарищей. Служите, жпвэто и учитесь „строго но уставам, как требует от нас Родина. — говорят ветераны молодым. Преемники гвардейской славы да деле оправдывают свое высокое звание и дове рие старослужащих. Они с достоинством и честью в ь я к ш я :п свой воинский долг пе ред Р одиной , т м я т у я слова: «Вам, гвар дейцам, много дано, с вас и спросу боль ше». Одним яз достойнейших преемников бо евой славы экипажа является старшина 2 статьи Сисикин. В конце войны он при шел на корабль юнгой. Старательность, точное выполнение каждой статьи устава, заявив дела и дисциплинированность вы вели его в число передовых.- Он отличник, хомаядует отделением артэлектриков, кото рое ваиямает ведущее место на корабле. Подстагь ему я старший матрос Фила тов, пронявший участие в последних боях корабля. Он награжден орденом Крас ной Звевды я двумя медалями. Недавно он окончил школу партийного актива, продол жает совершенствовать свои военные и по литические знания. Гвардии старший матрос Свистунов, ет целый ряд поощрений. К 1 довщине Северного флота он добился боль ших успехов и заслужил внеочередной краткосрочный отпуск. От Свснкина, Филатова ж Свиетунова не отстают матросы Юдаяев, Глебычев, Ба тищев, Серов я многое другие старшины и матрасы корабля. День Воеяпо-Жорского Флота СССР эки паж гвардейского корабля встречает новы ми успехами в боевой учебе, в поуцггиче- ской подготовке и дисциплине. Всюду уста новлен твердый уставной оодоюк. Гвардейцы гедегёя тем, что они сража лись ■ служат яа флоте, созданном и вьг- неетсваипм м а й Сталиным. — Нал Северный Флот —-деяние вен де» С илва, — с гоцюстью соворет гвар- яейцы. — Тпвигип товарища Сталина тому, Ч!У) потребуется на войне, обязывает пае ел» бельше ааянаатъея боа- Этому в яввяшщое время я подчинена вся жизнь ■ деятельность гвардейского экипажа. | /- Младший «йпиаит Л. ПЕТРУХИИ. Н а л и ч н о м п р и м е р е Главный старшина Сергеев — бывалый моряк. Службе на нашем флоте он посвятил двенадцать лет. В суровых водах Баренцева и Белого морей ему приходилосьплавать на кораблях различных классов. Постоянно повышая свои зна ния, тов. Сергеев стал искусным мастером своего дела, лю бит морскую службу и корабльj Он настойчиво и терпеливо готовит кадры молодых моряков, умело передает свои знания и опыт подчиненным, воспитывая их на личном примере. И сколько таких умелых и мужественных моряков, воспитан ных и обученных главным старшиной Сергеевым, служит на (Моте, зорко ограняет заполярные морские рубежи социали стической Родины! На корабле сейчас горячая мера. Комендоры, машини сты, минеры, сигнальщики, радяеты неустанно совершенст вуют свою боевую выучку и готовится к выполнению пред стоящих задач. День Военно-Морского Факта пятая боевая часть корабля, которой командует главный старшина Сергеев, встречает новыми успехами в боевой я политической подго товке. Капитан Ф. ЗОРИН. Величавым законам устава Не изменит испытанный флот, Мы—навеки морская держава. Повелители вспененных вод. Отличник боевой я политической подготовки старший матрос Александр Силантьев ва Вахте. Фсгт М. Бугакова. Великий русский кораблестроитель * Деюая я славная жизнь великого рус- ^•екего кораблестроителя академика Алек сея Николаевича Крылова неразрывно свя зана с вашим Военно-Морским Флотом. Шестьдесят лет Алексей Николаевич от дал делу укрепления мощи отечественного флота. За это время он вырастил ре одно поколение морских офиперов и инженеров, прочие утвердил в нашей технической шьояе традицию бережного отношения к насдедию прошлого п одновременно смелого искания новых путей. В течение своей творческой жизни А. Н. Брыков непрерывно принимал самое ак- ч тЛ т участие в разрешении сложпей- ттуг технических проблем, связанпых со строительством флота. Характерно, что при .решении их Алексей Николаевич на ходи то основное звено, ухватившись за которое можно было ралреганть задачу простейшим способом. Об об’еме научной работы А. Н. Кры лова можно судить уже по тому, что ос- тавлввое им литературное наследство составляет в общей -сумме свыше четырех С половиной тысяч печатных страниц текста: Только список его трудов занима ет 3ff'страниц текста. А. Н. Крыло® родился 15 (3) августа 1863 года в городе Алатыре (бывш. Сим- бярекой губернии, ныне Ульяновской об ласти]*. Академик Д. Н. Крылов X X В 1884 году А. Н. Крылов оканчивает с премией морской корпус и поступает в компасную часть Главного гидрографиче ского управления, где он написал в первые же три года службы десять оригинальных раб‘»т по девиации компасов. Нельзя не отметить, что Сталинскую премию 1-й степени в 1941 году А; Н. Крылов получил такжо за выдающиеся работы в области теории компаспого дела. С 1890 года по 1900 год А. П. Крылов работает исключительно в Морской акаде мии х Морском корпусе, слушая одновре менно лекции в университете. К этому времени относятся классические труды Крылова по разработке схем основных ко раблестроительных расчетов, а также соз дание теории качки корабля на волненхн, которая уже в 1898 году стяжала ему мировую известность. Несмотря на то, что сама проблема была поставлена задолго до А. П: Крылова и над ней работал! выдающиеся математики и кораблестрои тели, решить ее удалось только великому русскому кораблестроителю. Второй крупной работой А. Н. Крылова являлись его исследования в области не потопляемоcfn кораблей, где оп развжд идеи адмирала Макарова. В этих исследо ваниях А. Н. Крылов доказал, что спа сать поврежденный корабль нужно путем затопления отсеков в корпусе с таким рас четом, чтобы выпрямить накосившийся корабль, а пе откачкой воды нз аварий ного отсека, как это делалось прежде. В последующем, основываясь на полу ченных выводах, А; Н. Крылов предложил так называемые «Таблицы непотопляемо сти», позволяющие быстро (а это очень важно в боевой обстановке) решал» вопрос о спрямлении судпа, получившего повреж дение. Эти таблицы получили распростра нение сначала в русском флоте, а затем и во флотах других государств. Насколько новы и неожиданны былиятя работы А. П. Крылова, можно видеть нз 1 ого восномяваяяй, в которых он показы вает консерватизм в равнодушно чиновни ков царского флота, с которыми они встре тили работу: «Из-за этой теории мне пришлось выдержать большую борьбу. Ко рабельные инженеры в генеральских мун дирах, сидевшие в морском техническом комитете, не моглж отрешиться от рутины: За то, та я их в этом обвинял, мне был об’явлен выговор но флоту. В ран&рте по вопросу о непотопляемости судов я для примера взял броненосец «Петропавловск», ибо в бассейне была его модель с отсокамя, сделанная по указанию адмирала Макарова. На пршгее, подтверж дающем мои расчеты, я показывал, как модель опрокидывается, если ее не спрям ляют, затопляя другие отсеки. На рапорте была положена резолюция о немедленном рассмотрения моей работы, а рапорт был положен под сукно. Только после гибели «Петропавловска» вспомнили о моей работе; Было немедленно назначено заседание, на котором я сделал доклад о непотопляе мости корабля. Однако по докладу не приняли никаких мер. Мне даже с упреком сказали: «Обращаясь к генерал-лейте нанту, полковник но должен делать такие доклады, он должен помнить и соблюдать • субординацию, а не называть прямо в г.тз- i са вещи их нметамя»(!). И только после Цусимы моя теория о непотопляемости стала применяться в практике кораблестроения». Характерен в этом отношении и еще один факт. В 1909 г. А. Н. Крыловым была разра ботана теория и сделаны все необходимые расчеты гироскопического успокоителя качки.- Если бы'Морское министерство не пожалело 50.000 руб. на установку этого успокоителя на яхту «Стрела», то наша страна первой в мире применила бы припцип гироскопа для стабилизации су дов. Небезиптересно отметить, что таблицы непотопляемости, предложенные Алексеем Николаевичем и известные в нашем флоте с 1902 года, в английском были приня ты только в 1926 году. В 1914 году А. Н. Крылов получи от Московского университета ученую степень доктора прикладной математики и в том же году был избран Академией наук в чис ло ее члёнов-корреспондеятов. В 1916 году Алексей Николаевич был назпачеп директором Главной физической обсерватории, где работал, впрочем, недол го, так как предпочел заняться более близ ким ему делом — составлением проекта под’ема лилейного корабля «Императрица 1 Мария», затонувшего после взрыва в Се- | настополе в 1915 г. С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции А. Н. Крылов вел большую плодотворную работу, отда вая служению Родипе всего себя, свои зпапия, свой опыт и умение. В 1922 га Алексей Николаевич назна чается на ответственный пост в Военно-Мор ской Академии, выполняет самые ответст венные и сложные поручения правитель ства. В 1927 году Алексей Николаевич был назначен на пост директора Физико-мате матического института Академии наук, а в 19i3i2 г. Всесоюзное техническое общество судостроения избрало его первым своим председателем. Здесь до конца своей жизни Алексей Николаевич показывал нашиммолодымспе циалистам прпмер того, как следует отно ситься к прппятым на себя общественным обязанностям. Труды и педагогический талант А. Н- Крылова давно сделали его имя одним нз популярных в пашей великой стране. За выдающиеся заслуги перед Родиной академик А. Н. Крылов был награжден высшей правительственной наградой —* орденом Ленина. * Незадолго до его воеыяиесягаютяя А. Н. Крылову было присвоено звание Ге роя Социалистического Труда, а весной 1945 г., в связи с празднованием 2{20-лет него юбилея Академии паук СССР, за вы дающиеся достижения в области науки я техники оп был вновь награжден орденом Ленина. # А. П. Крылов давно стал в глазах, рус ских моряков таким же отцом и родона чальником современной кораблестроитель ной школы, каким для авиации был Н. Е. Жуковский. Инженер-капитан 2 ранга Га АЛХИМОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz