На страже Заполярья. 1948 год. Август.
N НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 14 августа 1948 г., № 191 (3187), К Дню Военно-Морского Флота СССР Народ-морехоД ГРО Ш советемл стра на, нет ей равной в мире. Трудно себе даже представить необозримые просторы нашей Родины! Во время русско-япон ском войны 1904 года на помощь своему Тихо океанскому флоту из Кронштадта вышла русская эскадра. Чтобы дритти в свой же порт Владивосток, русским воен ным судам пришлось обойти почти вокруг света через Северное и Среди земное моря, Гибралтар в Суецкий капал, обошуть африканские, индийские, китай ские и японские берега. Всего русская эскадра прошла 12,5 тысячи миль. Не спро ста мы называем свою Советскую Родину великой морской державой. Морские границы СССР составляют 47 тысяч ■километров. Советский Сони имеет выход к трем океанам — Северному Ледо витому, Атлантическому и Тихому. Бере га вашей земли омываются двенадцатью морями. Исключительно богата страна наша внутренними водными путями — реками и озерами История русского народа от древнейших времен и до нынешних дней' неразрывно связана с великими морскими путешестви ями и открытиями, с незабываемыми мор скими делами. Паш флот — самый древний в мире, он имеет тысячелетнюю историю. Наш народ — народ-мореход, отважный я смелый, безгранично любпцдй море, поднял Еще в IX воке, то-есть тысяча сто лет назад, руосяю дружмвы под водительст вом Аскольда и Пира совершили поход к Царьграду па 200 худах-дадьях. В 907 roiff Олег предпринял грандиоз- * ный поход против Византии, причем 80 тысяч пехоты отправилось морем на 2 ты сячах судах. Через 34 года такой поход повторил Игорь. Старинные русские летописи хранят много свидетельств б морских походах и сражениях русских в X и X I веках* Новгородские дружины уже плавали по Ладожскому озеру, Финскому заливу и Балтийскому морю. Во все последующие вШ& многочислен ные неприятели земли русской старались оттеснить наш парод от морских просто ров, загнать его в леса, но русский мор ской дух не иссякал. Е XVI веку закрепле ны были за Россией Волга и выход на Каспий. При Иване Грозном был построен и спущен на воду первый русский воен ный корабль «Орел». Бурно начал развиваться русский воен ный флот при Петре I. Едва построенные корабли тут же уходили в походы: в устье Дона ’против турецкой крепости Азов, поз же — ‘против шведов. Борьбу, которую Россия вела па выход к морю, и ее победу в этой борьбе высоко оцепил Карл Маркс. По словам Маркса, Петр овладел том, с... тго было абсолютно необходимо для нормального развития его страны». Маркс писал о России, чт 0 нель- г :: Советский народ хочет видеть свой ф лот еще более сильным и могучим. Наш народ создаст для флота новые боевые корабли и новые базы. Задача флота заключается в том , чтобы неустанно готовить и совершенствовать кадры моряков, полностью освоить боевой опыт Отечественной войны, ещ е выше поднять мор скую культуру, дисциплину и организованность в своих рядах. И. В. СТАЛИН. Ф лот , достойный великого дела искусство мореплавания на недосягаемую зя себе представить великую нацию, ото- высоту. рванную от морского побережья. Страницы истории 017МБ Р#есийский через К воды Спешит в неведомы на роды... Эти слова Ломоносова можно отнести ко всем русским морским путе шественникам, сыграв шим огромную роль в культурном развитии человечества. Только на Тихом океане России принад лежит честь пятидесяти шести важнейших географических открытий, в том числе Бе рингова пролива, Камчатки, Анадыря и так называемой русской Америки, Сахалина, Командорских, Курильских, Алеутских, Щаюталютях и прочих островов северной части Тихого океана, Татарского пролива, побережья Охотского моря, Уссурийского края, Еваютунского полуострова, нашопец, .тропических «Островов Россиян» в южном полушарии и материка Антарктиды. Количество (кругосветных плаваний рус ских моряйлв в XIX веке превысило число морских путешествий двух крупнейших в то время морских держав вместе взятых — Англии и Франции. Сколько нового в историю человечества вписали русские мо реплаватели Крузенштерн, Лисянский, Беллинсгаузен, Лазарев, Нахимов, Коцебу, Литве, Невельский, Врангель, Головнин, Макаров, а до них — Афанасий Никитин, Семен Дежнев, Алексей Чириков, братья Лаптевы, Степан Малыгин, Алеисей Па- гаев, Василий Прончнщев»..' А какой беспримерной, блестящей эпо пеей является 'завоевание Арктики, побе дителями которой впервые в мире стали советские люди! -Многие открытия, совершенные русски ми людьми, замалчивались или приписы вались другим народам врагами нашей Ро дины. Но историю нельзя сделать ни лучше, ни хуже, н факты остаются фактами. Русские земле- и мореходцы были первыми еврооейцамн, проникшими в северную часть Тихого океана от мыса Дежнева до залива Ашгва яа Сахалине. Одним из первых европейцев, побывав ших в XV зеке в Индии, является тверской купец Афанасий Никитин. После откры тия русскими мореплавателями пролива, названного Беринговым проливом, русские промышленники за 40 лет открыли всю Алеутскую гряду и дальние острова, при легающие к Аляске. Россия гоняла первое место в мироЬом дальнем мореплавания и научном исследо вании мерей и океанов. Только с 1803 по 1849 год состоялось 36 русских кругосвет ных плаваний. “Они разрешили много не ясностей старой географической науки, по ложили начало новой науке — океаногра фии, сыграли большую роль в развитии яттгографии. Памятниками этих 'вртгосветных море- плаваний служат таогочислениые русские названия различных пунктов земного ша ра. Русский флот стяжал себе немеркнущую славу и в многочисленных морских сраже ниях. 27 июля 1714 года в битве при Гангуте молодой русский флот разбил и взял в плен шведскую эскадр}. Вслед за этим был одержан еще ряд побед над шведами.' В послепетровский период военный флот России одерживает ряд новых побед. В те годы засверкало имя выдающегося русско го флотоводца, создателя маневренной тактики русского парусного флота — ад мирала Федора Федоровича Ушакова. Дей ствуя, как Суворов па суше, Ушаков пер вым сломал рутилу линейной тактикп, со здал новые маневренные формы боя, пока зал образец взаимодействия армии и флота. В сражениях у острова Фиодонпеи, в Керченском проливе, у Тендры, у острова Корфу Ушаков одерживает замечательные победы над турецким флотом. В 1807 году русские моряки под коман дованием продолжателя ушаковской школы адограла Сепявина, не потеряв ни одного своего кораыля, уничтожили в Афонском сражении 5 турецких кораблей и один взя ли в плен. Одержал решительную победу над соединенным турецко-египетским фло том адмирал Лазарев. Герои Синопского боя, во время которого была уничтожена вся турецкая эскадра, адмиралы Нахимов и Корнилов прославили мужество русских моряков в дни ге роической обороны Севастополя в 1854 го ду. Коща началась эпоха парового, желез ного, броненосного флота, то в создании его выдающуюся роль сыграл адмирал С. 0. Макаров — основатель учения о не потопляемости судов. Велики его заслуги и в других отраслях военно-морской науки и техники. С развитием флота связано имя другого великого русского ученого — А. С. Попова, изобретателя радио. Но на люди, подобные Макарову, реша ли судьбу русского флота в то время, а представители правящего, но осужденного историей да гибель класса. Они и привели русский флот д цусимской катастрофе. Не русские армия и флот потерпели по ражение в русско-японской войне 1904 го да, а царское самодержавие. Имена таких кораблей,.лак «Варяг», «Кореец»# «Стере гущий», «Громкий», живут и будут вечно жить в памяти народной. Несмотря ва бездарность русского коман дования, русский флот в первой мировой войне, благодаря самоотверженности моря- 0 НАСТОЯЩЕЕ свое раз витие как военно-мор ской, так н торговый флоты нашей Родины получили только после Великой Октябрьской со циалистической рево люции. В стране побе дившего социализма развернулись безгра ничные творческие силы советского наро -1 да. Под руководством партии большевиков паша страна была превращена в могучую морскую державу. Творческая энергия со ветских людей, направляемая волею пар тии Ленина — Сталина, не знает претрад. Советский человек меняет лицо страны, ее географию, заставляет природу служить так. как надо ему — строителю и созида телю нового коммунистического общества. Одним из самых величественных соору жений первой сталинской пятилетки яв ляется грандиозный водный путь — Беломорско-Балтийский капал имени Сталина. Канал был построен в рекорд ные для такого сооружения сроки — 20 месяцевз Было создано много гидротехни ческих сооружений: шлюзов, плотин, водо спусков, дамб и каналов. Строительством этого капала водная связь между Балтий ским и Белым морями сократилась на 4 ты сячи километров. Другим, стце более крупным сооружени ем является канал Москва— Волга, который соединил кратчайшим глубоководным путам столицу нашей Родины Москву с Верхней Волгой. На большом протяжении канал РКСМ обратился ко всем морякам, ко всей молодежи Советского Союза с призывом, в котором говорилось: «Российский коммунистический союз молодежи в страдные дни гражданских боев послал тысячи своих лучших товари щей в ряды непобедимой Красной Армии... И недавно, уже в годы мира, когда раГю- чо-крестьянская молодежь России вновь получила возможность прильнуть к стан ку и к книге, мы все же сумели вывести более двух тысяч комсомольцев из завод ских кузниц и отдать их в ряды борцов за социалистическую республику — в Красный военный флот... Принимая шефство, мы, прежде всего, обращаемся к комсомольцам-морякам: будьте лучшей боевой частью флота, слу жите примером для всех молодых моряков, усердно и настойчиво постигайте все труд ности морской службы... Вое комсомольцы России должны знать: наш Российский коммунистический союз молодежи и в дни мира не бросит якоря в тихой пристаниj Мы будем готовиться к тому, чтобы отбить все попытки мировых хищников (откуда бЪг они ни шли) порабо тить рабоче-крестьянскую Россию...». Уже к началу 192*4 года ком сомол дал флоту около 9 тысяч чело век. Из них выросло много талантливых командиров и флотоводцев. Па флоте соз дались боевые комсомольские традиции. Волею коммунистической партии, уси лием советского народа Военно-Морской Флот возродился, увеличивался с каждым годом состав его кораблей. Были введены его понимание значения флота в обороне страны. * , Суровые испытания Великой Отечест венной воины Советский Военно-Морской Флот выдержал с честью. Оп был верным и надежпым помощником нашей героиче ской Советской Армии, вложил свою долю ратного труда в дело победы над гитлеров ской Германией. Всенародная забота о строительстве ко раблей, как о своем родном, кровном деле, с особой силой проявилась в Отечествен ную войну, когда трудящиеся отдавали своп сбережения для укрепления флота». Комсомольцы л несоюзная молодежь Ярославской области буквально в несколь ко дней собрали 5.800 тысяч рублей на строительство подводной лодки «Ярослав ский комсомолец», которая была передана I Северному флоту. Вскоре подводная лодка «Ярославский комсомолец» потопила не мецкий транспорт водоизмещением в 12 тысяч тонн. В 1943 году комсомольцы я молодежь Тамбовской области за короткое время со брали на укрепление флота 4.500.000 рублей. Опи писали товарищу Сталину: «Просим на собранные средства постро ить торпедные катера я присвоить им пазвашш «Тамбовский комсомолец» и «Тамбовский пионер». Товарищ Сталин ответил: «Передайте комсомольцам и молодежи, пионерам и школьникам Тамбовской обла сти, собравшим 4.500.000 рублей на строительство торпедных кагеров «Там бовский комсомолец» и «Тамбовский пио нер» и подарки для моряков Краснознамен ного Балтийского флота, — мой горячий привет и благодарность Красной Армии». На всех флотах и флотилиях есть « ь рабли, построенные на средства комсомоль цев. Инициативу комсомольцев поддержали все трудящиеся. С января 1943 года по 1 моя 1945 года советские патриоты со брали для флота около 160 млн. рублей. Патриотическое движение народа, аабо- тящегося о развитии флота, приняло самые различные формы. В частности, оно выра жается в стремлении большой части моло дежи посвятить свою жизнь флотуэ Напри мер, в Высшее воепио-морское инженерное ордена Ленипа училище имени Ф. Э. Дзер жинского в 1939 году на каждое вакантное место было шдоно 11 заявлений, а в 1940 —28. Всегда был исключительно велик приток добровольцев во флот. Первым инициатором и вдохновителем создаппя большого флота так же, как ини циатором и вдохновителем всех наших побед, является великий Сталин. Его указапил берут в основу своих работ советские судостроители и добиваются за мечательных успехов в строительстве но вых боевых кораблей? С именем Сталина выходят в походы военные моряки, чтобы совершенствовать свое боевое мастерство. Имя Сталина вдохновляет советских тор говых моряков на стахановские рейсы, на досрочное выполнение плана послевоенной пятилетки. Только вперед проходит в выемках и насыпях, а частью j в строй военные корабли «Комсомолец», по искусственным озерам«водохранили щам. Капал строился меньше пяти лет. Эти грандиозные сооружения сталинской эпохи небезинтересно сравнить с Суэцким и Панамским каналами. Первый из них со единяет Средиземное море с Красным. И хо тя он не имеет ни шлюзов, ни насосных станций, строился он десять лет. Панам ский канал строился и того больше — 32 года. Творческая энергия, целеустремленность советских людей видны в многочисленных морских походах по освоению новых зе^ мель, новых путей, совершенных в нашей стране за годы советской власти. Незабываемы покорение Арктики, созда ние великого Северного морского пути. В листнческих стран. Гордостью наполняют- суровой борьбе со стихией во всем величии наши сердца, когда мы видим создан- «Марат», «Аврора», «Коминтерн» и ряд других. Социалистическая ивдустриализапия ва шей страны обеспечила высокое развитие судостроительной промышленности. За го ды сталинских пятилеток был создан мо гучий боевой флот, с честью выдержавший тяжелые испытания величайшей из войн, которые когда-либо знало человечество. За первые две пятилетки в нашей стра не было построено кораблей в 4 раза боль ше, чем было построено ® дереволтоциов- ной России с 1904 по 1914 год. В 1939 году наша отечественная промышленность дала флоту 112 боевых кораблей, в 1940 году вновь увеличился выпуск надводных и подводных кораблей, которые по своим качествам цревосхюдилп корабли каппта- своем встал советский человек. На Северном полюсе, там, где еще не ступала человеческая пота, взвился алый флаг нашей могучей социалистической Родины. %Меняя географию страны, осваивая но вые морские пути, создавая величественные сооружения, строить которые только под силу такому народу-гиганту, как наш, со ветские люди не забывали об укреплении морских границ своей страны. Вдохновляе мые и руководимые великой партией боль шевиков, они строили могучий Военно-Мор ской Флот, достойный социалистической державы. С первых же дней революции Ленин п Сталин придавали исключительное значе ние созданию и укреплению большого Воен но-Морского Флота, который мог бы надеж но охранять морские рубежи нашей Роди ны. I Еще X с’сед РКП(б) в марте 1921 года принял решение об укреплении Красного военной флот*. По инициативе Ленива и Сталина в 1922 году Российский коммунистический союз ные советским народом мощные корабли. Еще в 1938 году на первой сессии Вер ховного Совета СССР товарищ Молотов го ворил: «...По-настоящему взяться за строи тельство морского флота мы смогли только в последние Годы. И Балтийский, и Чер номорский, и Северный, и Тихоокеанский флоты начали уже расти так, как пола гается для Советской великой державы. ...У могучей Советской державы должеп быть соответствующий ее интересам, до стойный нашего великого дела, морской и океанский флот». П такой флот мы создали! Создали по тому, что строительству флота исключи тельное внимание всегда уделили партия, и Советское правительство, ассигнуя па создание его большие суммы, потому что социалистическая индустриализация нашей , страны, социалистическая экономика Со- ! ветешо государства обеспечили высокое развитие судостроительной промышленно сти, способной (производить современные боевые корабли всех классов 'На отечест венных заводах из отечественных материа лов. В создании могучего флота сыграли свою выдающуюся роль творческая актив- ков, сорвал немецкие планы военных дей- молодежи принял шефство над Военио- ствий на море. Такие операции, как Моон- Морским Флотом. По этому поводу V с’езд | ность советского народа, его патриотизм, зундская операция осенью 1917 года, во шли блестящей страницей в морскую исто рию нашей страны. КАЖДЫМ ' днем растет паше морское могущест во, наливается новыми силами флот. Страпа со ветская идет вперед. В грандиозном сталинском плайе мы видим облик нашего завтрашнего дня, видим и каким будет нага советский флот. В годы послевоенной сталинской пяти летки получают свое дальнейшее развитие все флоты нашей Родины — военный, торговый, промысловый, речной. Это дик туется морскими особенностями Советского Союза. Уже в 1946 году был восстановлен ряд международных водных транспортных свя зей. С каждым годом все большее количест во торговых судоэ под советским флагом бороздит моря и океаны мира. Увеличиваются рейсы и между внутрен ними портами страны. К 1950 году грузооборот морского тор гового флота будет увеличен по сравнению с довоенным временем в 2,2 раза.- Памного восрзстут перевозки морем хлопка, угля, руды, пеФтп, зерна и других товаров. Советские моряки с честью выполняют план сталппской пятилетки. С богатой до бычей верпулась не так давно китобойная флотилия «Слава», совершившая промы словый рейс в Антарктику. Она находилась в трудном плава ппи семь с половпиой меся цев и прошла свыше 24 тысяч миль. По следний месяц промысла китобои промыш ляли в южно-полярпых водах в непосред ственной близости от обледенелых берегов Аптарктиды. Больше половины этого вре мени плавание проходило срети льдов. По пи частые штормы, ни сильные снеж- пыо бури, пи суровые условия антаркти ческого китобоПпого промысла пе были страгапы советским морякам. Наращивают так;ке темпы отважные мореходы Баренцова моря — рыбники Мурмана. Ими еще в 1947 году был пре взойден довоеппыи уровень добычи рыбы: вылов на один траулер достиг *43 тысяч цептперовз Па каждом море, в каждом порту растут ряды стахановцев послевоенной сталин ской пятилетки. Совершенствуют свое боевое мастерство военные моряки, глубоко осваивая опыт Велико» Отечественной войны. А страна наша дает военному и торгово му флотам нее новые и новые керабли. К 1950 году судостроение будет увеличено вдвое по сравнению с 1910 годом. Появят ся у пас, как записано в пятилетием пла не, и новые корабли, н новые морские ба зы, и повые порты. Большой вклад в отечественное судо строение вписали деятели советской паукп и техники. Среди работ, удостоенпых на про тяжении ряда лет Сталинских премий, есть много паправлепных иг укрепление бое способпостп Военно-Морского ^ Флота. Сталппскпй лауреат профессор П. Ф. Поп кович создал труд «Строительная жыь* ника корабля», который не имеет саба равных в миреа Другой Сталинский лау реат профессор К. К. Хренов доказал воз можность устойчивого горения сварочной дуги под водой. Его труды открыли новые возможности в ремонте кораблей ва плаву и в проведении судопод’емных работ. В 1947 году Сгалипские премии была присуждены Л. А. Шубенко-Шубину, 0. JL Пыжу, В. Э. Бергу, В. В* Соловей, В. Т. Холину за разработку конструкции и тех нологии изготовления машины для боевых кораблей, Л. Г. Ледииу, * С. Т. Мудраку, В. В. Хожеву, П. П 3 Савельеву, Ф. И. Нау мову — за коренное усовершенствование морского вооружения. В одном только нынешнем году свыше 500 инженерно-технических и научных работников удостоены высокого звания лауреата Сталинских премий за новые до стижения в области судостроения. Среди лауреатов — тт. Махарадэе, Ка^санпер, Корппепко, Розин, Паянии, Ляндрес, усовершенствовавшие конструк цию и технологию двигателей для бое вых кораблей; Перельмутер и Эпшгейя* участвовавшие в разработке и внедрении в практику методов повышепия скорости бое вых кораблей, и мпогие другие. В 1939 году Центральный Комитет ВКП(б) и Советское правительство уста новили День Военно-Морского Флота, ука зав, что этот праздпик проводится «..;В целях мобилизации широких масс трудя щихся вокруг вопросов строительства Ра- боче-Крестьяпского Военно-Морского Фло та Союза ССР и стоящих перед ним за дач...». С тех пор этот день стал тради ционным праздником всего советского на рода, праздником, когда мы проводим смотр нашему морскому могуществу. И в ныпешнем году страна паша будет прово дить День Военно-Морского Флота в обста новке творческой актпвности советских людей, самоотвержение выполняющих сталинскую пятилетку в четыре года. Вы полнение пятилетпего плана восстановле ния и развития народпого хозяйства СССР принесет новый расцвет п советскому фло* ту. Создание Добровольного общества содей ствия флоту (Д0СФЛ0Т) явилось новым ярким выражением всенародной заботы о процветании морского могущества наше! великой Родппыз Моря наши, по которым плавают жну* чие советские корабли, — неот’емлемаа часть великой сухопутной и морской со циалистической державы. Надо помнить всегда о высокой чести принадлежать к Военно-Морскому Флоту СССР, куда народ посылает своих лучших сынов. Советски! моряк — это звучит гордо; Советский мо ряк — это любимец народа, видящего в нем олицетворение военно-морского могу щества нашей страпы. Будем же гордиться честью носить звапие военного моряка, я оправдывать ее образцовой службой!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz