На страже Заполярья. 1948 год. Август.

I А А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Б Я 12 airycTtj 1948 г., /6 189 (31Л ). ■? ХОДИТЬ НА ШЛЮПНЕ ДОШ Е И УМЕТЬ НАМДЫЙ МАТРОС Обеспечение полетов*'* залог успешной учебы Большз внимания авиационному механику Нуженповседневный хозяйский уход — Првтотовпться к выходу на шлюп­ ке! — подал команду старшина. Быстро, как один, действовал» матросы. И пх движениях чувствовалась уверен­ ность хорошо натренированных моряков. Без лшппей суеты, но растороппо они вы­ полняли приказ командира. Через некоторое время шлюпка уже мер­ но •покачивалась на тяжелой волне. Кра­ сивый одновременный зашю весла. Гребок. И вновь движение повторялось. Команда работала четко, слаженно. Так бывает всегда, когда яа тренировку выходит наш ял. Обучению шлюпочному делу личного со­ става на пашем корабле уделяется большое внимание. В свободное время матросы п старшины часто ходят на шлюпке на. вес­ лах н под парусами. Особое место в подготовке к соревнова­ ниям у нас занимает уход за шлюпкой. Правильно пишет старшин лейтенант А. Потапов в статье, напечатанной в газе­ те 3 августа, о том, что хозяйское отноше­ ние к шлюпке способствует развитию греб­ ного спорта. Иногда приходится наблюдать, как 1 * результате бесхозяйственного отношения т; шлюпке она подводила требцов на со­ ревнованиях или же вовсе выходила ш строя. На нашем корабле гоночная команда по- хозяйски заботится о гребных судах. Ее участники внимательно следят за чистотой в шлюпке, наблюдают, чтобы полностьюна месте было ее спаряжеппо. При уходе и приходе шлюпки старший матрос Зотов следит, чтобы гребцы аккуратно уклады­ вали весла, накрывали шлюпку чехлом. Никто у нас пе нарушает правило: не ста­ новится в обуви на банки. Ремодт шлюпки тоже вполне по силам нашим матросам и старшинам. Они научи­ лись сами делать весла, заливать вальки сгянцом, чинить парусное вооружение. IT результаты этого налицо: паша шлюпка всегда в готовности; Бережное отношение к шлюпке — это не только вопрос о сбережении ее. Это так­ же показатель выучки личного состава, его морокой культуры. Ог состояния шлюнки, как и от натре­ нированности гребцов, зависит успех в со­ ревнованиях. Старшина 2 статьи Л. ВАСИЛЬЕВ. ЗАБОТИТЬСЯ О ВООРУЖЕНИИ ШЛЮПКИ О веслах, парусах и снабжающих органах В порядке обсуждения вопросов, подня­ тых тов. Потаповым в его статье «Ходить на шлюпке должен уметь каждый моряк», мне хочется высказать некоторые своп мысли, нред’явпть упрек нашим тыловым органам, от которых также зависит успех развитая массового гребно-парусного спор­ та. * В этом году у нас чаще проводятся за- няттш и соревнования но гребле и парусу. Шлюпочные команды еще с марта при­ ступили к регулярным трениров­ кам л не прекращают тгх до сих нор. Впервые в этом году мы тровели гребную эстафету с участием многих комапд. Прак­ тикуются также проведенпо соревнований между боевыми частями, прием от матро­ сов иормативов по гребле, а от старшин— зачеты по управлению шлюпкой под пару­ сами. Для тренировки в гребле и в хождении пол парусами у нас назначались специаль­ ные дежурства шлюпок в целях сообщения между кораблями и при стоянке их на рейде. Проводились также прогоны на веслах во время уврешей зарядки и в обеденные перерывы. Лребля всем корпусом {а не только од­ ними руками) с отвалом и длинным, нол- ньгм гребком — стиль команды Северного флота, который на Всероссийских гонках, плодимых в городе Севастополе, был признап лучшим, как правильный, русский военно-морской стиль, без иска­ жения. Черноморцы и балтийцы гребли, делая 26—28 гребков в минуту'. У mix гребок получался несколько незакончен­ ным. У тихоокеанцев был крайне высокий темп (по 34 гребка в минуту). Северомор­ цы делали 24—2G гребков минуту. Как пзвеетпо, Северный флот в пятых Всероссийских гребно-парусных гопках в городе Севастополе запял вто­ рое место (первое заняли черноморцы). Это, безусловно, итог большой работы по обучеппю личного состава шлюпочному де­ лу. ^ , И действительно, на натем ф,тоте любят шлюпочные гонки, уделяют им большое впиманпе. Замечательных спортивных ре­ зультатов достигли у нас многие команды. Хорошо ходит на веслах шлюпка, команди­ ром которой старший лейтенант Середпев. под парусом—шлюпки лейтенантов Богда­ нова и Бровченко, старших лейтенантов Потапова, Карсакова. Троицкого. По есть и недостатки. Серьезным препят­ ствием развитию шлюпочпото дела яв­ ляется необеспеченность их в достаточном количестве шлюпками и шлюпочным ин­ вентарем. В этом повинны работники тыла. Некоторые шлюпки . стали ветхими. Они нуждаются в основательном ремонте, по последний не производится.- Полученные паруса не пригодны к употреблению. Они сшиты из нестандартной редкой мешкови­ ны, при небольшом дожде намокают, не поддаются управлению. Острая нужда в веслах. Половина из них — плохие. Вальип на них укорочен­ ные, лопасти также короче, чем положено, много сучьев. Обо всем этом прекрасно осведомлены работники завода, но завод ноирежнему продолжает поставлять б{>ак. Такое поло­ жение явно ненормально. Его дальше тер­ петь нельзя. По-настоящему хорошо организовать за­ нятия гребно-парусным спиртом на ко­ раблях п в частях можно будет только тогда, когда они в должной мере будут снабжаться доброкачественными шлюпками и шлюпочным инвентарем. Старший лейтенант А. МЕНЬШЕНИН. Гоночная команда готовится к сорезнозаниям Напряженно готовятся гребцы гоночной шлюнки нашего корабля к предстоящим в День Военно-Морского Флота соревнова­ ниям. Старшина шлюики старшина 1 статьи Вгерещагин умело распределил гребцов по банкам и за короткое время под­ готовил хорошую -команду. Большинство выходов назначается в свежую погоду. 1 Большую помощь в овладеют техникой I гребли оказал команде шлюнки загребной ! старший матрос Потораиоп, который дваж- i ды участвовал во всефлотских шлюпочпых ! соревнованиях в Севастополе. Сейчас наша 'шлюпка проходит 10 кабельтовой за ; 12 минут. * Старшина 2 статьи В. ЗВЕРЕВ. Почему померкла былая слава Гребно-парусные гонки еще в прежние годы были излюбленны* занятием нашего личного состава. Этому делу мы с удо­ вольствием посвящали мпогие часы своего свободпого времени. Регулярно проводились тренировки, соревнования. Паши команды неоднократно выходили победителями в них. Совершенно иное положение сейчас. Шлюпки давно спущены на воду, но в нпх никогда не видно гребцов, потому что ни на одпой пз шлюпок не* полного комплек­ та весел. Много делалось неоднократных запросов по этому поводу, но безрезультатно. То®. Шепелев, который обязан заботиться о своевременной доставке весел, буквально не пошевелил еще пальцем, чторы хотя что- нибудь предпринять в этом отношении. Мало внимания морской выучке лично­ го состава удаляет и физрук тов. Никитин» Если занятия по другим видам спорта он проводит регулярно, то за организацию шлюпочпых гонок еще и не думал прини­ маться. Ппкто не проявляет заботы о том, чтобы в должной мере поощрить личный состав за спортивные успехи. Команда нашей шлюпки была награждена грамотой. С тех пор минуло немало времени, но грамота и поныне не вручена. Мы внимательно читаем газету, следим за спортивной жизнью флота. Когда редак­ ция пригласила своих читателей расска­ зать, как па их кораблях и в частях об­ стоит дело с обучением личного состава Гребно*паруспому спорту, я решпл сооб­ щить о положении у т с . Совершенно ясно, что такому важному виду морской подготовки лпчиого состава, как обучение шлюпочному делу, необхо­ димо удатять большое внимание. Пам хо­ чется, чтобы наши сослуживцы вповь, как н прежде, достигли хороших спортивпых результатов в гребно-парусном спорте. Каждый матрос обязан уметь ходить па шлюпке. Дело это краГше необходимое, и хотелось бы, чтобы внпмапне к пему про­ являлось самое серьезное и деловое. Старший матрос Н. К0СТЮЧЕНН0. На технический состав возложена задача обеспечить безотказную работу" материаль­ ной части самолётов на земле и в воздухе. Большинство механиков п специалистов правильно понимает эту ответственную за­ дачу и успешно ее решает. Технический состав одного подразделе­ ния обеспечивает постоянную готов­ ность материальной части, ее безотказ­ ность. В этом подразделении всегда вы­ сокий процент исправной материальной части, причем самолеты готовятся к по­ летам организованно и выпускаются в воз­ дух строго но плановой таблице. Офицер Прпщепа сумел воспитать у механиков чувство ответственности за состояние материальной части, за ее без­ отказное действпе. ОсоОешю в этом отно­ шении 'показательна рн>ота механика старшего сержанта СтароиоПтова. Оцшжды на его самолете появилась неисправность. Это тормозило летную работу всего подраз­ деления. Хоротро понимая необходимость быгтрого ввода машины в строй, тов. Ста­ ровойтов работал весь выходной день и в понедельник утром долоокил о исправности самолета. За одни сутки он сделал то, на ’по обычно уходило три рабочих дня. Хорошо работает технический состав другого подразделения. Вечером при осмотре мотора па самолете гвардии ставшего сержанта Дежкппа в трех ци­ линдрах была обнаружена пониженная ком­ прессия. На утро самолет планировался для выполнения нескольких полетов. Пе­ ред техническим составом встала задача — к утру ввести самолет в строй. Всю почь работал гвардии старший сержапт Дежкнн, п утром его самолет был в воздухе. Совершенно другую картину можно на­ блюдать в подразделении, где руководит ра­ ботой технического состава офицер тов. Литвин. Там работа идет неорганизованно. У некоторых механиков не чувствуется той энергии, без которой невозможно сделать дело быстро и качественно. Так, механики самолетов Девщешсои Код очень медленно производят замену моторов, допускают грубые нарушения инструкций. Такое положение можно об’ясннть только тем, что тов. Литвин, имея солидный опыт руководства работой технического состава, не желает полностью использовать этот опыт, а командир подразделения не требует от Литвина улучшения руководства, по­ вышения требовательности к себе и к под­ чиненным. Что же требуется от технического соста­ ва летных частей для обеспечения про­ дуктивной и безаварийной летной работы? Для этого прежде всего необходимо по­ высить требовательность к подчиненным, подать дисциплину, воспитать у механи­ ков чувство ответственности за состояние п содержание самолетов п моторов. Необхо­ димо добиться глубокого понимания каж­ дым механиком, мотористом и специали­ стом того, что самолет является боевой единицей, создающей могущество нашей Ро­ дины, что чем больше будет летать его са­ молет, тем совершеннее будет боевое'' мастерство командира эклнмм, адшахет которого обслуживает механик. % Необходимо широко популяризировать работу и опыт лучших механиков и техшт- ков, осуждать поступки плохо раЛотаювйй. недисциплинированных механиков ц <шр- № листов. Большую немощь в этан даяда оказать партийные н вомедемаыцщ #ра- низации. Коммунисты п комсомольцы обязаны личным примером увлекать весь личный состав на успешное выпадите планов боевой и политической подрчгда^и. Партийная и комсомольская ортаищадщ должны помогать командиру постоянно прививать техническому составу любовь % своей службе, к своей машине, щягвгиать чувство ответственности за выполняемую работу, за состояние и содержание савдо самолета. Не менее важным является пмкедаядо обучение и воспитание молодого, Mwo- опытного технического состава. Нередка можно видеть, когда молодые меха^гаи, ра­ ботая на своих машинах, в силу ма* лоопытности расходуют время тгрцрп налыю, а подчас и неправильно. В резуль­ тате времени на выполнение той вли иной работы затрачивается в яесквлив рае больше, чем слодует, а иногда ори устре* пенни одного дефекта вводится целая едав других. Офицеры должны яаучять мвхаляхде й практически показать неносредютеяяо m материальной части, как замесить ту или иную деталь, как устранить тог т а иной дефект и т. п. Промерам хорошей аргаздзаодв обуче­ ния п работы технического состава мв*е? служить одно из подразделений. Здесь мо­ лодые мехапики хорошо справляются с работой по обеспечению пологов. Вот ка­ кой случай произошел однажды в этом подразделении. Припроведении предполетной подготовки г» 11 часов дат на самолете была обнару­ жена (неисправность — течь радиатора. Для устранения неисправности требовалось три-четыре часа рабочего времени. Кол­ лектив звева быстро произвел замену рэдна- тора, и в точно намеченный срок самолет поднялся в воздух. Техник звена должен хорошо знать дого своего подчиненного, его слоообиости, знания, практические навыки. Исхдо щ этих знаний, необходимовыработать к каж­ дому сержанту индивидуальный погод s его воспитании, обучении и ддо заддои па выполнение той пли иной работы. На обязанности техника звена лежит воедига- нпо своих подчиненных та примерах луч­ ших людей своего подразделения, своевре­ менное обнаружение допущенных ошибок я предупреждение их. Только поиседневное обучение s вооцжга* нпе технического состава, еввевреываиое щ тщательное выполнение инструкций я ука­ заний по екенлоатаягни самолетов, мегеров, оборудования и вооружения обеспечит ус­ пешное вылолпепле плала учебно-боевой подготовки. Имжвнер-майвр 0. КОЗЛОВ. Первая благодарность В Учебном отряде матрос Киселев полу­ чил только теоретические знаппя по своей снеинальностп. Придя па корабль, свои знания он стал применять па практике, на механизмах. Одпажды Киселеву поручили произвести паружную чистку котлов. Матрос показа,! в этом отличные знания свеете дела. Рабе* та была выполнена досрочно, с высоким качеством. За добросовестное отношение к выполнению задания командир отделения об’явпл матросу Киселеву первую благо­ дарность. Старший матрос И* САФОНОВ. Д л я б е с е д с м а т р о с а м и День B oshho -M odckofo Флота - всенародный прззшн трудящихся наше! Репины Ежегодно в нашей стране отмечается арадициотгный всенародный праздник — День Военно-Морского Флота. В этот ^ень советский народ чествует своих военных моряков. Советский Союз — не только великая сухопутная держава, но и великая морская держава. Две трети, болео 40 тысяч кило­ метров советских границ омываются' моря­ ми и океанами. Такой протяженности мор­ ских границ не имеет пи одпа страна в ми­ ре. Поэтому, чтобы надежно обеспечить безопасность пашей социалистической Ро­ дины, необходимо заботиться о безопасно­ сти но только сухопутных, но и наших морских рубежей. Ьла 1 Ч>даря политике большевистской парпш, Советского правительства, лично­ му вниманию и заботам товарища Сталина, с. первых дней существования Советского государства вместе с Советской Армией рос и укреплялся и ее верпый номощппк в ох­ ране государственных иптересов Советского Союза — наш военпый флот. Многовековая история нашей страпы ^Грко показывает любовь русского парода к морю, его способность к мореплаванию, рассказывает о борьбе за выходы к побе­ режьям Черного и Балтийского морей, Се­ верного Ледовитого п Тпхого океанов. Со­ ветский народ по нраву гордится! такими отважцыми русскими учепыми-мореплава- телямн, как Вилькицкий, Челюскин, Седов, Сибиряков, именами которых названы мпо­ гие острова, проливы и моря на географи­ ческих картах Тихого океана, Северного Ледовитого океана, Антарктики. Наш на­ род v вырастил бесстрашных, талантливых моряков, многих выдающихся флотоводцев — адмнралов Ушакова, Лазарева, Нахимо­ ва, Макарова, доблестными военными под­ вигами увенчавших русский Военно-Мор­ ской Флот неувядаемой славой. В условиях царской России творческие силы парода не находили поддержки у правящих классов, низкопоклонничавших перед заграпицей. Однако русские уче­ ные-моряки во многом опережали иностран­ ную науку п технику. • Из рядов рус­ ского флота выдвинулось большое количе­ ство выдающихся изобретателей. А. С. Попов изобрел первый радиотелеграф, пер­ вое электрическое освещение создали мор­ ские офицеры Яблочков и Ладыгип. В Рос­ сии были построены первые броненоспые крейсеры, подводпые лодки и другие типы воеппых кораблей. Советские кораблестрои­ тели во главе с академиком А. Н. Крыло- j вым. вооружили наш флот боевымп кораб- j лямп, показавшими в Великой Отечествен­ ной воине первоклассные качества. В первой мировой войне, благодаря вы­ сокому героизму и боевой выучке русскпх моряков, германский воепно-мошкой флот понес большие потери, но ие добился успе­ ха в военных действиях пи на Балтике, нп па Черном море. Пе удалась также попыт­ ка немцев проникнуть к побережью рус­ ского Севера с целью блокировать морском путь к Архангельску и Мурманску. Рус­ ская Северная военная флотилия, хотя она была сформирована наспех и из старых кораблей, все же сумела п здесь помешать осуществлению планов немецкого комап- доваппя. Сражаясь против немцев в первой ми­ ровой войне, основная маеса русских во­ енных моряков показала героизм п отвагу. Под руководством партии Лешша — Сталина, проводившей па флоте боль­ шую революционную работу, моряки активно участвовали в Великой Октябрь­ ской социалистической революции и в героической защите ее завоеваний в годы гражданской войны. Предвидя неизбежность нападения им­ периалистов па молодую Советскую рес­ публику, Лении и Сталин в первые же месяцы Советской власти приступили к созданию вооруженных сил. 28. января В. И. Ленин подписал декрет о создании Красной Армии, а 12 февраля — о соз­ дании Красного флота. С первых дней своего существования наш Военно-Морской Флот запял в Вооруженных Сплах страпы \ то важное место, которое было определено Лепипым и Сталиным, п с честыо выпол­ нял свою 1 юль верного и надежного помощ­ ника Красной Армии, оказывал си поддер- жку на многих фронтах. Большую помощь Красной Армии в го­ ды гражданской войиы оказали также сформированные под руководством Ленина и Сталина речные флотилии. В историче­ ской обороне Царицына принимал участие сформированный из пароходов н катеров по инициативе товарища Сталина специаль­ ный речной отряд. Созданпая под руко­ водством В: М. Молотова Волжская воен­ ная флотилия во главе с комиссаром Нико­ лаем Маркиным сыграла большую роль в разгроме белогвардейцев и чехословаков на Волге и Каме, участвовала в освобождении Казани, Самары и других городов. Ряд успешпых боевых операций провела под руководством возглавлявшего оборону Ас­ трахани С. М. Кирова Астрахапо-Касций- ская флотилия, комиссаром которой был легендарный герой гражданской войны Владимир Подухцн. Героическую борьбу против англо-американских и французских интервентов на Севере вела Сезерс-Двин- ская флотилия,под командованием Павлина Вшюградова. Интервенты захватили Мур- маиск и Архангельск и намеревались через Котлас и Пермь соединиться с восставшими чехословакамif и белогвардейцами. Красная Армия н моряки Сеш^ю-Двинской флотилии остановили наступление интервентов в глубь страпы, а затем и окончательно разгромили ипоземпых захватчиков и из­ гнали их из пределов нашего Севера. Имя героя-матроса комаидира бропеноез- да Аиатолия Железпякова напоминает нам о десятках тысяч моряков, сражавшихся на всех фроитах гражданской войны в раз- лпчных родах войск Советской Армии. Укрепляя обороиу и Вооруженные Силы пашей страны после гражданской войпы, большевистская партия п лично товарищ Сталии уделяли большое внимание разви­ тию Военно-Морского Флота В годы ста­ линских пятилеток были успешно завер­ шены восстановление и модернизация 1 ста­ рых кораблей. От растущей отечественной судостроительной промышленности флот патучил в течение первых двух пятилеток около 500 повых кораблей. В эти годы товарищ Сталии, большеви­ стская партия и Советское правительство уделили большое внимание обороие берегов Тихого океана и Советского Севера. В 1932 году был сформирован Тихоокеанский флот. После окончания строительства Беломор­ ско-Балтийского канала, позволившею перевезти на север корабли с Балтики, был создай п Северный флот. Победоносное выполнение сталинских пятилеток позволило партии и правитель­ ству поставить задачу .строительства большого морского и океанского флота. 15 января Н Ш года, выступая на первой сессии Верховного Совета СССР, товарищ Молотов сказал: «У могучей Советской державы должен быть соответствующий ее интересам, до­ стойный нашего волпкогр дела, морской и океанекпй флот». По воле великого Сталипа и партии большевиков советский парод к началу Ве­ ликой Отечественной войны имел сильный Военно-Морской Флот. В ВеликоГг Отечественной вайна Бовине* Морской Флот был верным помощникам Советской Армии. Военно-Морские Силы надежно охраняли фланги наши еухощт* иых фроптов от немецких морских десантовя Советские войска ни разу не подверглись ударам с моря.„ Советские же военные морга, вамогая Советской Армии ударами но флангам и тылу противника, осуществили более 100 десантных операций. Одной из крупных десантных операций Северного фдота дес­ ной 19421 года было сорвано последнее готовившееся немцами наступление на Мурманск. Славные страницы в истерию Отечест­ венной войны вписали советские доодныа моряки, защищая Одессу, Смудоежь, Ленинград. Героическая оборона этих горо­ дов надолго задержала продчижеадт ррага в период его наступления, наиеада о с и ­ ные потери немецко-фашистским захвата* кам. Заслугой наших Военно-Морских Сил яв­ ляется также охрана водных коммуника­ ций Советского Союза, имевших важнее значение в Отечественной войне, С целью нарушить, например, наши северные цар­ ские пути немцы, сосредоточили круглые военно-морские силы и большое количество авиации, предпринимали ожесточенные воздушные налеты па Мурманский порт и базы Северного флота. Однако все уездя врага принесли ему только большие потери в самолетах, кораблях и подводных лод­ ках. Мурманский порт не был выведен из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz