На страже Заполярья. 1948 год. Август.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 8 августа 1148 r „ » 18В (3182)1 Наследник гвардейской славы Корабль находился в учебпом походе. Сигнальщики-наблюдатели зорко осматри вали коре. Вдруг одса пз них дояозкнл ксмавдиру: — Справа по борту « ш а >. Командир вооруяаися биноклем. Не- вдалеке действительно плавала гминам. Пулеметчик гвардии старший матрос Ни колай Горшенков изготовился для стрель бы. Вот он приник к пулемету. Цель то появлялась ва волнах, то исчезала между ними. Поймать ее в прицел при таком вол нении на море — нелегкая задача. По пу леметчик сосредоточен, он выжидает мо мент. Проходят секунды, и вад морем разно сится звучная [пулеметная очередь. Попа дание отличное, расстрелягн^з «мата» тонет. За меткую стрельбу комаацнр тогда же об’явил Горшенкову благодарность. Этому успеху радовался не только Гор- шевков, ‘но в боцман корабля гвардии главный старшина Иван Шульга. — Молодец! — сказал оп, сжимая в своей широкой ладони руку Горшенкова. — Не обманул моих надежд, показал гвар дейскую хватку. Радость боцмана не была беспричинной. Пулемет, го которого стрелял Горшенков, несколько лет зпал одного хозяина Шульгу. По боевой тревоге оп неизменно ев, когда из состава ерудийввго расчета выбывал тот ели иной номерной, — тщ л рашчжор Шульта, — Кто заменял «р* Ря дом с ним стоявший матрос. Следовательно, он должен уметь выполиять не только свои обязанности, но н обязанности' своего товарища. А готовы лв вы аамейить; ска жем, Н1ВОДЧЗК4? . — Пет, — ответил Горшенков. — Вот видите, 4 в бою л другое,-WMT быть. Паше дело и прямая обязанность как можно лучше использовать время Ш по вышения своих знаний. Этим приобрета ются навыки в морском дела * \ Советы Шульгн сыграли большую роль в дальнейшей службе Горшенкова. Он понял, ва какой путь наставляет его 6 bffea- лып воип-гоардеец, прослуживший аа фло те двенадцать лет. Следуя его советам, Горшенков через некоторое время уже са мостоятельно выполнял обязанности ору дийного наводчика, а еще черев месяц на стрельбах по воздушной цели достаг пря мого попадания. О нем заговорили на #о- Рабле, как'об одном из лучших наводчиков. Жажда к знаниям, к овладению другими специальностями у вето разгоралась екце сильнее. — Теперь хочу освоить я ваш пулемет, — заявил он однажды старшине. — Рад помочь в таком деле, — ответил находился у своего пулемета, с которым гвардии главный старшива Шульга, подружился во время Великой Отечествен ной воины. Шульга много раз вел вг»нь по некцам из этого оружия. Его стрельба была меткой, и вот теперь было приятие видеть, кат: обученный им гвардии старшей матрос Горшенков заменил его у пулемета и поразил цель с одной очереди. Ученик оказался достойным своего учителя. Николай Горшепков пришел на кораблт неопытным матросом. Его зачислили строе вым в боцманскую (команду гвардии глав- ного старшины Ивана Шульга. Па перво.' году слуаээы, когда Горшенков мпогое в зпал и мог легко допустить оплошпость аа вахте или нарушить воинскую дисципли ну, Шу.тьга внимательно следил за дейст- киями ловпчка, за его поведением на ко рабле и на берегу. Бывало заметит что-пи- будь неладное, сразу же поправляет ма троса, чтобы впредь он не допускал подоб ных ошибок. Например, был такой случай. Горшенков алохо заправил копку. Гвардии главны' старшина тут же приказал ему запра вить койку, как положено, а затем побе седовал с ним о значении опрятности мо ряна. Бесяда была тая; убедительна, что с тех пор Горшепков стал во всем аккурат- пым и опрятным. По боевому расписанию Горшенков чис лился подно:’гаком патронов. Обязанности своя он научился выполпять отлично, но Этим далеко но ограничивайте все успехи гвардии старшего матроса Николая Горшепкова. Являясь отлнччым матросом боцманской команды и отличных комендо ром, он в пыпешпем году сумел освоить ретыо, наиболее сложную, специальность (егкого водолаза. Он уже испытал себя не трактическом деле. Работы, произведенные IM под водой, получила высокую оценку пелпаллетов. • Волнующий момент пережил накануне :раздпика Николай Горшепков. По приказу •омапдира он был сфотографирован у раз вернутого гвардейского флага корабля. Когда он стой у развернутого флага, ердце его было переполнено волпующими 1 увствамж. Он испытывал и радость за свои успехи, л гордость за то, что выполнил наказ старших товарищей, стал достойным продолжателем их гвардейских традиции. Три года прошли для него недаром. Оп мно гое сделал для повышения своей боевой готовности, но в будущем сделает еще больше. Для Горшенкова замечательным * при мером того, как надо выполнять свой во инский долг перед Родиной, как вадо лю бить службу флогскую, море и родной ко рабль, является гвардеец коммунист Пван Шульга. Следуя во всем его примеру, учась у него, Горшенков уверенно идет к воипскому • мастерству, показы вает хороший пример в политической уче- лет служит ва флоте мичман Николай Пегсгв. Отличный специалист, он оереаает свой опыт н старшина команды торпедистов мичман Н. Пегов проводит занятия по специальности. •D Фото М. Бугакова. ОРУДИИ ВА РЕЗУЛЬТАТА расчет «рржанта Озерова — | го расчета и в первую очередь высокой ппми хорошими успехами, перестал работать больше ничем не интересовался. Шульга бе, в укреплении воинской дисциплины, заметил это и однажды на досуге подозвал За три года службы оп не имеет ни одного Горшеияова. .взыскания, а поощрений ему выноеепо рят- — Во время войны было немало случа- надцагь. Лейтенант С« КУЗНЕЦОВ. Передовой командно—лучший расчет Младший сержант Голюшев — лучший Семаков. Они хорошо здают материальную младший командир подразделения. В карточке взысканий и поощрений у него запиоано^много поощрепий. Среди них есть и за отличные показатели в боевой и часть своего заведывания, умело ее экспло- атируют, перевыполняя нормативы. В этом большая заслуга младшего сер жант Голюшева, который нежалеет ни спл. политической подготовке, и за отличную ни времепи для того, чтобы паучкгь бойца дисциплину, и за образцовые действия тому, что требуется в бою. обученного им личного состава во время стрельб, и за личпую примерность при выполнении трудоемких работ. Артэлектрнки, руководимые Голюшевым, Теперь, когда большинство матросов- артэлектриков стали мастерами своего де ла, Голюшев не успокаивается на достиг нутом. Оп учит их работать по взанмозамс- лучшнй в подразделении. Успеха командир расчета добивался напряженным трудом, кропотливой работой с каждым артиллери стом. Проводя занятие у орудия, Озеров убе дился, что нзводчнк Пикольчук недоста точно знает свои обязанности. Производя паводку, особенно по самолету, Пикольчук медленно и пеуверенно работал штурва лом. Он излишне суетился и попустл «гопял» орудие вправо и влево. Начались упорные тренировка У ору дия ежсд] 1 °г.но утром и вечером слыша лись команды: —. Б орудию, шагом марш! — Самолет! — При паводке главпоо быстро пой мать цель невооруженным глазом, а- по- том п в оптический прицел. Так и глаза пе утомятся, п время экономится, — учи" сержант Озеров. При этом он сам садился за оптический прибор и показывал, каг быстрее можпо выполпять команды. Спустя* несколько дней после первой тренировки Пикольчук работал «чище», ловил цеят быстро и надежно удерживал ее в прицеле Расчет сержанта Озерова пополнила многими молодыми артиллерист?ми. 7,л пужно было ввести в ьтрой, научить стре лять.* Командир начал тренировать заря жающего матроса Хмелева и трубочпог матроса Грязева. Особое внимание оп обратил па трубоч- пого Грязева. Матрос мог устанавливал трубки механически, по пужпо уметь втс Тедать и. вручную. Необходимость этого по нимал сам матрос и потому частепько тре нировался, не ожидая специальных заня тий или указаний командира расчета. Однажды Грязев стоял у орудия и зани мался самостоятельно. Б нему подошел Озеров.- — Попробуем сделать на скорость, — сказал сержапт п стал командовать, вклю чив секундомер. Ловко работал ключом матрос Гря зев. Оп уже перевыполнял норма тив. Довольный работой своего подчинен ного, командир расчета об’ячил ему благо дарность за усердную службу. запимают ведущее место в части.- Многие няемости сокращеппым расчетом. Резуль- из них являются примерными воинами, таты налицо — каждый артэлектрик па- <л«иголками боевой и политической под- учился выполнять обязанности любого готовки. К таким относятся младший сер- номера расчета. жант Савчук, старшие матросы Хапун, | Младший лейтенант П. ПЕТРУХМН. дисциплины па боевых постах. Основным средством для достижения сла женности Озеров избрал трепировки. Так, например, готовя к стрельбе установщик.** прицела и целика, сержант отрабатывал д* автоматизма действия установщика на ди станцпоипом барабане. Это делалось для того, чтобы прп первой же команде матро* мог в считанные секунды установить пут ный припел. Для почпых стрельб артилле ристы Озерова тренировались, по собствен ной инициативе, с завязанными глазами что давало большой Эффект.- Старший матрос Зыков, действуя по та кому методу, стал выполнять команды бы стро и увереипо. А допусти ошибку угтя човщик, произойдет затяжка пристрелки г пзлнпгнпй расход снарядов^ Успех стратьбь- решают секунды. Командир расчета Озеров знает, какео большое значение имеет правильная орга низация учебы, поэтому тренировки лич ного состава оп проводит в условиях чрпблпжепных к боевой действитель ности. Сержлпт но допускает ника ких условностей, а, наоборот, усложняв каждую трепировку, делает се напряжен ной. И результат от этого получается вы сокий. .,.В воздухе появился самолет с кину том. Небольшая дымка затрудняла работу оасчета, а в особенности — наводчика. Однако это не помешало наводчику быстро поймать цель. — По копусу, курсовой... прицел.?, — •тытлалась команда. Орудие сержанта Озеров было уже па <товсь». Люди ожидали последней комаи *ы. — Огопь! Раздались выстрелы. Было видно, ка*- xpn-сньте трассы тянулись к цели. Задаче выполнена па «отлично». — Мотодпы, — похвалил матросов сер же,пт Озеров. . По такой оценки пе получил лпчны’ состав другого ооуаиЙпого расчета сер жанта Князева. Дето в том, что с самого начала стрельбы в этом орудпйпом расчете пе было крепкой дисциплины. Люди во ире- Много времени сержант потратил и на j мя команд разговаривали между собой и обучение заряжающего матроса Хмелева, j ходили без падобпоетп у орудия. Подчинеп- Когда нее мат{5осы достаточно хорошо ; ныр Князева работали вяло. А все это ска- овладели специальностями, сержапт Озеров залосъ па опенке стрельбы, стал добиваться слаженности в работе все-1 Сержант Князев, успокоившись преж- с личным составом, стал отпоситься ктре- пировкам с холодком, пе проявляя требова тельности не только к подчинеппым, но и к себе. Расчет состоит пз старых артил леристов. Князев посчитал, что поскольку у пего в расчете опытные артиллеристы, то тренировать их пет надобности. О нетребовательности сержанта Князев* "оворит такой факт. По сигпалу матрое Калатушкип опоздал на боевой поет. До*- тад о готовности задержался на несколько •екупд. А командир орудия не сделал даже замечания матросу, грубо нарушившему бо евую инструкцию..О готовности постов к «бою» также ппкто пе доложил, но комай* тир орудия не потребовал этого я даже не проверил исполнение команд. Сержалгг Князев на тренировках расчета допускает много условностей. Тренируя заряжающего матроса Игошипа, Князев упрощал условия работы, неправильно от рабатывал подачу патрона. Он не требо вал от Игошина быстроты и четкости. В ре зультате этот матрос па боевой стрельб© действовал неверно и до сих пор работал плохо. Пе тренировал перед стрельбой Князев и трубочпого матроса Калатушкина. Он не приучил его при любой готовности держмъ па «товсь» спаряды. Это, мол, необходимо j только при стрельбе. А как учат комод- i дир отделения, так и поступают его подчн -1 пенные. По команде к «бою» матрос Кала- тутпкип, привыкший не брать снаряды, па этот раз тоже забыл это сделать. До сих пор устаповшик угла возвыше ния матрос Поляков слабо знает материаль ную часть. Ои не изучает ее, а командир орудия пе требует. Поэтому-то Поляков не умеет правильно сделать необходимый угол •'.оэвышеппя. • Вывод прост. Где командир орудие тре бователен, где оп работает с личным сос тавом, болеет за честь своего орудия, там, бесспорно, будут отличные результаты. Таким является орудийный расчет серди та Озерова. II прямая . противоположность ему — расчет сержанта Князева. По тому-то и получилось так, что оба сер- жапта, выполняя одпу и ту же стрельбу, | пмеюг разные оценки: расчет Озерова — «отлично», расчет Князев^ — «посред ственно»j Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. Мотор всегда в оо^аздоа нешшш Проверку состояния материальной части т т Л матрос Петухов начинает е осмот ра Я р я т . Сложные м ответственные уз* 6 ом яроверяет вам м показывает матросу loey, Как правильно действовать у ме- |зм#. Ставший матрос Петухов кон- т|»лярует состояние материальной части, ее готовность к действию. | 0 ВВШр отделения Петухов приказал матросам произвести осмотрагрегата. Зара боту принялись его ученики — матросы Кириллов и К озлов . После мелкого ремонта Петухов убедился, что вся работ выпол нена тщательно я с большой любовью. Мехавмамы блестели: все было начисто протерто, вмазано. ^ Сейчас старший матрос Петухов, матро- еы Кириллов is Козлов готовят агрегат к •кеплоатацин в зимних условиях. Коман дир отделения дает подчиненным советы в яаеювления но уходу и сбережению мате риальной части. Он учет молодых Maipoco^L правильной эксплоатации дизеля, безава^р рийяой роботе на нем. Старший матрое Д. ДОНЧЕНКО* НА „ОТЛИЧНО " Меторвсты-дазелиеты усиленно готови лись к аачетам по специальвостя. Они полгали друг другу, часто в свободы» часы разбирали чертежи, схемы, ва та - лиеь йепосредствАНяо у мехатгзмок. В день вачетов матросы Казанкии, Ва сильев, Молодцов* Исаев, Хмьга, Усиков в другие отвечали уверенно, правильно. Все ош получили отличные н хорошие опенки. Это— результат упорной учебы, настойчи вости в желания. Матрос В. МАСЛОВ. л r n v m Q Не выполнении важного задания ма тросы Хмелев, Коняев, Постников, Напо ров и другие выполняют дневные вормы яа 220 — 260 процентов. Д. Козлов. * * * По ншплпгтчЕве комсомольцев личный состав вашего подразделения побывал в военно-марс(ком музее Северного флота. Матросы ознакомились с историей ооада- нмя вашего флота, подвигами северомор цев в дни Великой Отечественной войны в боевыми реликвиями, хранящимися в мувов. Старший матроо Н. Об'однов. ★ * * Комсомолец Морошин прибыл в вашу часть недавно. За короткий срок он про явил себя примерным, дисциплинирован ным воином, активным общественником.. Он избран секретарем первичной комсо мольской организации. По инициативе и при умелом руководи стве тов. Мнрошипа комсомольская орга- ннзацвя провела мвого полезных меро приятий. Т ак , недавно по почину секре таря в части оборудована волейбольная площадка. Рядовой Н, КоТВИОВ. * ★ * По инициативе комсомольцев Шалути- на, Филатова, Усатого п других матро сы нашего подразделения расчистили пу стырь и на его месте построили во лейбольную площадку. При открытия площадка играли две команды. Победи тельницей вышла команда, капитаном ко торой является матрос Шириков. Теперь личный состав нашего подраз деления часто устраивает соревнования по волейболу. Младший сержант С. Ходыревский. Путь к мастерству Окончив Учебный отряд, матрос Нико лай Компаниец прибыл на корабль. После ознакомления с кораблем молодого матроса назначили дневальным по кубрппу/ Па инструктаже ему рассказали об обязанно стях, и он заступил в наряд уверенным, что ничего не случитеял Но предположения не оправдались. Команд] 1 р боевой части решил проверить знания матроса. Он не спросил об обязан ностях диевальпого, как это часто быгает, а заинтересовался тем, впает лн дневаль ный, какие противопожарные средства на ходятся здесь, умеет ли он ими пользовать ся, что находится внизу и вверху кубрп- ка.. Компанией растерялся и не смог отве тить пи на одпп вопрос офипера. Командир приказа заменить его. Это была первая неудача в службе молодого й неопытного матроса. Она заставила его подумать о многом и убедиться в том, насколько сложпа служба на корабле. «Чтобы быть опытным моряком, падо учиться, учиться с любовью, старапнем, — говорил Компа- нпйцу старшина. — Вез этого нельзя чет ко выполнять те большие обязанности, ко* торыо возложепы на матроса». С этого дня Компанией стал более лю бознательным ко всему, более ппиппатив- ным. Оп часто обращался к старшине с просьбой растолковать то, что было ему И'1ПОНЯТНО; Старшиной группы в то время был быв- ш:;й инженер судостроительного завода, главный старшина Фролов. Он до тонко стей знал машинное дело и уделял неослаб ное внимание молодым мапгинистам- он делйрг его не один, в вместе со старо служащими. Очистка сфер подшипников линтпмала, замена огтолей — все это дозрувало у MfTpoca нужпые павыки, не обходимые для эксплоатацип сложных бое- регулярно iJW W S M j готовя их к само- jjjjn дпп^ не,дели^ заполненные напря- турбпнпстам. Фролов, а также старшина отделмшя Степанов с матросами занятия, стоятеаьпой вахте. Фролов не одип раз указывал Компднийцу нз то, чтобы oi больше трепировался практически. А чао касается теоретических внаний, то он зна чительно опережал своих сверстников. Много времени было затрачено па освое ние механизмов, систем паропроводов, ма гистралей. Тренировались практически па боевых постах, чертили схемы. Первый чертеж расположения механизмов й маги стралей Компапиец начертил с оценкой «удовлетворительно». — Здесь вы изобразили не совсем точ- по. Подумайте еще, не спешите, — гово рил ему старшина. Выполнить чертеж не тзк легко. Снача ла нужпо было мысленно представить об- жепдой учебой. Шаг за шагом матрос Ком панией двигался вперед, приобретая прак- Ш ч&ят пяяьгкя, углубляя теоретические знаттия. 0 нем стали уже говорить пе как 0 цододрм, а как об умелом машинисто- турбиннсте, добивающемся все повых и новых успехов. Имя Компанийца появилось на Доске почета в ряду со старослужатпи- мд. Его, как лучшего комсомольца, приня ли, кандидатом в члены большевистской партии. Когда старшине #гделения пришло вре мя демобилизоваться, потребовалось в ко роткий срок подготовить замену. Комапдир подразделения долго перебирал в' памяти своих подчиненных, взвешивал их поступ- . . XX,— и»., .«-гп л , способности, знания и опыт в службе, щуго схему зигзагообразного переплетений' „ ’ v • механизмов, затем также мысленно отрабо тать каждый ее узел. Компанией вторично взял в руки карапдаш. На этот раз оп не И он остановился на кандидатуре Компа- нийца. — Bocnfrrmafb и обучать подчиненных спешил, долго сидел над листом бумаги, !‘ Г~ 3 &даяа но из легких. Но бояться печего. j ‘ Поможем. Вы коммунист, способности аккуратпо наносил прямые и кривые ли пни. Наконец, он провел последнюю жир ную линию. Комапдир тщательно проверил чертеж и дал высокую оценку, поставив Компапий- ца в пример не только молодым, но и ста рослужащим. Перед тем, как стать на самостоятель ную вахту, молодому матросу пришлось многое испытать, перенести большие труд- 1 безупречное несение матросами мости. Он не только посещал занятия, вахты. И Комнанпец взялся за имеете достаточные, стали отличным спе- j цналистом, а теперь добейтесь, чтобы бы- j ли отличным воспитателем подчиненных, сказал офицер Компанийцу. j Больше всего беспокоила молодого етар- j шину предстоящая летняя учеба, которая вот-вот должна была начаться. Надо было выдержать серьезный экзамен, обеспечить ходовой решение ' практически тренировался у механизмов, этой задачи со всей энергией, с сознанием но выполнял различные задания. Конечно, партийной ответственности 1 Пе все шло гладко. Было немало труд ностей. По молодой старшина был настой чив я решителен. Компанией учил сам. Был оп всегда требователен, порою резок и не отступал до тех пор, пока не убедится, что дейст вия подчипеппого правильны. «Делай, как я !», — было любимо" командой бывшего его старшипы. А теперь он воспринял ее. Для него это означало, что, прежде пужно самому безукоризненпс владеть всеми приемами, а потом уже пс* редавать их подчиненным. Много пришлось старшине 2 статьи Компанийцу работать с матросами Пвки- иьгм и Колесником. Как тот, так и другой в ряде случаев допускали неточности. Ка кие же меры предпринимал Компаниеп? Непосредственно у мехапизма старшипа сам лично повторял приемы, в кото рых матросы совершали ошибки. Оп не только делал, но и рассказывал, повторял по нескольку раз. После этого заставлял матросов повторять показанные им прие мы. . Однажды случилось, что Ивкпн разоб рал без разрешения один из механизмов своего заведываппя и начал заниматься. Компанией, узпав об этом, строго преду предил матроса, подчеркнув, что все долж но делаться только с разрешения. Тут же оп собрал подчинеппых и сообщил им об этом случае. — А если бы нам сейчас приказали выйти в море, были бы опасеппя задер жаться? На службе это очень чревато последствиями и особенно в войну. В отделение прибыл молодой матрос ' Осечков. Он многое пе понимал. Компапиец лично обучал его и строго придерживался , опыта своих бывших старшин, которые учили его. Старшина поручал матросу чер- тпть схемы, разбирать и собирать детали. Все это делалось под тщательным контро лем. Однажды в подшипнике произошла неисправность. Старшина вызвал Осечкова и спросил, сможет лп он устранить дан- пый дефект. Матрос был готов выполнить зaдaппe^ — Смотрите, может быть, не справи тесь, тогда скажите, я поручу более опьгг- пому, — говорил старшина. — Разрешите мне, — последовал уве- ренпый голос моряка. Старшине хотелось узнать желаяме под пиленного. Это очень важно, ибо от жела ния зависит успех в работе. 0 чувством удовлетворения Осечков пошел выполнять задание своего непосредственного началь ника. В то время, когда матрос занимался подшипником, старшина не оставлял его без вним'лпия и систематически контроли ровал его действия. Как и следовало ожи дать, Осечков сдержал матросское слово и добросовестно устранил неисправность в подшипнике. Компапиец стремится привить людям ее- повпое, что он приобрел сам я что можно было выразить в сущности очень ко ротко: всегда и всюду действовать в точ ным расчетом и никогда и нигде не пола гаться па «авось» да «небось». Старший матрос Корола устранял одну неисправность. Задание было срочное. Раз так, мапшнпст-турбшшст поспешил н до пустил ошибку. Видя такое положение, когда вот-вот нужно было докладывать, Компаниец сам взялся за ликвидацию де фекта. Когда дошли до того, где ошибся матрос, Компапиец проговорил; — Вот где ошибка! Запомните, что бы строта— хорошее дело, но точность и лов кость — главное. Надо успеть сделать в срок, но сделать вздежно и прочно. Отделение Компанийца считается луч шим в подразделении. Здесь хорошо я е большой пользой проходят боевая учеба н повседневная служба. Компапиец _ воспи тал хороших специалистов, душой болею щих за свое дело, людей дисциплинирован ных; исполнительных, до конца верных воинскому долгу. 'Среди них — старшие 1 ватросы Колесник, Колосов, матрос Осеч ков и другие. А бывший его ученик Нвкин выдвинут ва должность старшины отделе ния и сейчас хорошо справляется со свои ми обязанностями. Служба Компанийка отмечена 15 благо дарностями. Ей он, ни подчиненные не имеют ни одного дисциплинарного взыска ния. — Личный пример, — говорят Компа нией, — нужен везде м во всем, вадо учить людей ва собственном опыте, доби ваясь, чтобы подчиненные подражали старшине. А что значит учить на личном примере? &го значит, показывать все луч шее, чего старшина добился в своей полго* тонко. И Компанией прав. Старшина от* деления обязан не только обучать подчи ненных, но н быть примером в учебе я дисциплине. Таким именно и является старшипа 2 статьи Компапиец. Его служба — образец того, как нужно выполнять яш н тъЛ воинский долг перед Родиной. V МИоиану А, РЫБАКОВ. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz