На страже Заполярья. 1948 год. Август.
в августа 1948 г., ffi 184 (3180). Марксистско-ленинская подготовка офицеров В большинстве групп марксистско- ленинской учебы офицерского состава фло та заканчивается изучение тем, установ ленных программой. (Мыт показывает, что подавляющая ч&сть слушателей умело сочетает серьез ную теоретическую учебу с практической работой. Характерно и то, что успехи офи церов в марксистско-ленинской учебе, как правило, благотворным образом сказыва ются на всей их служебной деятельности. Примером может служить член ВКП(б) военный врач тов. Соколуха. Он имеет высшее образование. Однако это не стало для него пределом. Он не останавливается па «старом» багаже, а неуетаппо продол жает учиться и совершенствовать свои знания. Упорным трудом тов. Соколуха до- ^^ижся замечательных успехов, он являет- ЩЩя «дням из лучших специалистов своего К^ла. Сейчас тов. Соколуха пишет науч ную работу по специальности. Свою повседневную работу тов. Соколу ха сочетает с глубоким изучением марк систско-ленинской теории. В течение года он не пропустил ни одного занятия офи церской учебы, добросовестно готовился к каждому из т о и принимал самое актив ное участие в обсуждении вопросов. По каждой главе «Краткого курса исто рии ВКП(б)» у него имеется конспект. Он также изучил и законспектировал книги В. И. Ленина: «Что делать?.*, «Шаг впе ред, два шага назад», «Две тактики со- / циаг-демократии в демократической рево- лгоцгш» и другие. Законепе-ктиттял также несколько произведений товарища Стадтин». Тов. Соколуха часто можно видеть среди личного состава выступающим с докладом или беседой на научные и политические темы. Этот пример не единичен и он говорит о том, что офицеры не по-книжному, не узко-академически подходят к марксист ско-ленинской теории, а изучают ^ в тес ной связи с жизнью, борьбой со ветского народа под руководством партии Ленша __ Сталина за победу коммуниз ма, за дальнейшее укрепление могущества Вооруженных Сил. Но, (к сожалению, есть и такие офице ры, как, например, тов. Истомин, которы* совершенно перестал работать над повы- шензем своего идейно-теоретического уровня. Тов. Истомин всегда н.айдет при чину своей неподготовленности к заня тия*: то нет времени, то «перегружен по работе» и т. д. В прошлом оп также, как и тов. Соколуха. кончил высшее учебное /аведение, но после этого совершенно пе- ^зстал работать над собой и совершенство вать свои знания, и не случайно тов. Исто мин не мог ответить на самые элемеита.н- Y ные вопросы из истории партии и текущей политики. Офицеры должны всегда помнить слова товарища Сталина, сказанные им на —чем ниже политический уровень и марксистско-ленинская сознательность ра ботников, тем вероятнее срывы и провалы в работе, тем вероятнее измельчание и вы рождение самих работников в деляг-крохо боров, тем вероятнее их перерождение». Не совсем благополучно обстоит дело с подготовкой к проверке политических зна ний офицеров в группе, которой руководит тов. Полянский. Об этом говорят клас- сно-групповые занятия, проведенные недавно. На занятие явилась всего поло вина группы. Многие офицеры пришли совершенно неподготовленные, без конспектов. Не бы ло никакой активности при обсуждении вопросов, руководителю просто приходи лось «вытягивать» слушателей, давать один за другим наводящие вопросы. Так, например, коммунист старший лейтенант Кулагин не мог дать ответ на вопрос «Борьба Ленина за создание марксистской партии». А офицер тов. Каменев заявил: «Я был в командировке, а поэтому к за нятиям не готовился». Офицер тов. Чистя ков ничего не мог рассказать о П 1 съезде ВКП(б), о роли ленинской «Искры» в борь бе за создание марксистской партии. Прошедшие классно-групповые занятия показали, что еще не все офицеры включились по-настоящему в подготовку к . предстоящей проверке их политических знаний. Некоторые офицеры под разными предлогами не всегда посещают занятия по марксистско-ленинской подготовке. Офицер тов. Кабернсок шесть раз не был на занятиях по марксистеко-ленинской подготовке. Политический отдел не припял еще надлежащих мер по улучшению марксист ско-ленинской учебы офицеров. Мало чи тается лекций в помощь изучающим мллк- спстоко-ленинсгсую пауку. В течение ше сти месяцев 1948 года работники полит отдела подготовили и прочли около 50 лек ций и докладов для всего личного состава, из них 31 раз была прочитана лекция о международном наложении п ни одной лекции по истории партии, по произведе ниям Ленина и Сталина; Уже сейчас необходимо учесть опыт передовых политических органов и пар тийных организаций по оказанию помопти лфицерам в марксистско-ленинской учеб»1, ц подготовке их к предстоящей проверке политических знаний. Нужно проводить консультации, собеседования по отдель ным вопросам, чаще читать лекции. Осо бое внимание следует уделять изуч'»тппо ■'опросов марксистско-ленинской филосо фии и изучению послеоктябрьского перио да истории нашей партии. Овладение ленинизмом — жизненная потребность советской интеллигепптпт. Без высокой идейной закалки, без зпа- ния марксизма-ленинизма и умения руко водствоваться революционной теорией В Е Ч Е Р МОЛОДЕЖИ В Доме офицеров по инициативе шяюо- мольской организации судоремонтного ва- вода состоялся молодежно-комсомольский вечер, посвященный Дню Военно-Морского Флота. К омсомольский актив завода провел боль шую подготовку к этому вечеру. План ме роприятий обсуждался на расширенном за седании бюро, где комсомольцы-активисты получили конкретные задания. Так, тов. Раевский взялся за подготовку концерта. Бму во многом помогли тов. Максомчук я артистка театра Северного флота тов. Му- ратовская. Много поработали секретарь комсомольской организации завода тов. Ни колаев, члены бюро и артисты театра Се верного флота. Все это обеспечило успех. После доклar ia секретаря партийной организации тов. Косых о Дпе Военно-Морского Флота участ ники художественной самодеятельности я артисты театра Северного флота выступили с интересной праздничной концертной про граммой. После концерта были проведены лите ратурная викторина и шахматный турнир. В впкгорнне приняло участие 70 человек. Подарки за наибольшее количествоправиль ных ответов патучили тт. Елизаров, Аверьянов, Селютин и другие. Сеанс одно временной шахматной игры на 11 досках дал чемпион Мурманской области и Север ного флота по шахматам на 1948 год ин женер-капитан Зиндер. Его противники дружно взялись за игру, упорно сопро тивлялись, по были вынуждены сдаться.* Последним признал себя побежденным кур сант Бобров. Старший лейтенант Н. ТКАЧ. Семинар секретарей комсомольских организаций При политотделе проведен семинар сек ретарей комсомольских организаций, на котором обсуждепы вопросы: «Ход выпол нения решений отчетно-выборных собра нии», «Роль бюро ВЛКСМ в организации спортивной работы и сдаче молодежью норм на значок ГТО». Для присутствующих прочитан» лекция на тему о международном рабочем движе нии. Старший сержант Н. КОЗЛОВ. Поя парусом. Фото М. Бугаков* ХОДИТЬ Н* ШЛЮПКЕ ДОЛЖЕН УМЕТЬ КАЖДЫЙ МОРЯК ТЩАТЕЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ К ГРЕБНО-ПАРУСНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ ХТШ с’езде партии: «Нужно пии^нать, как Маркса— Энгельса — Ленина — Сталина аксиому, что чем выше политическим уровень и марксистско-ленинская созна тельность работников любой отпасли госу дарственной и партийной паботы, теле вы ше и плодотворнее сама работа, тем эффек тивнее результаты работы, и наоборот, в повседневной практической деятельно сти не может быть и речи о дальнейшем совершенствовании наших командных кад ров, об их движении вперед,- Капитан А. ПРЯХИН. Помощь агитатора Подготовкой к очередным политзанятиям мы занимаемся в комнате политпросветра- боты. Здесь у географической карты у нас часто возникзоот оживленные беседы. Если нам что неясно, на помощь приходит агитатор коммунист тов- Шумилкин. Он всегда |раз’яснит непонятное, (рассказывает междунарсд- ской Германией, о нынешнем ном положении. Тов. Шумилкпн провел с матросами так же беседы ъ значении воинской дисципли ны, о примерности комсомольцев и другие. В тем. что большинство матросов отве чает на политзанятиях на «хо(рошо» и «отличпо» немалая заслуга агитатор тов- живо, увлекательно и интер°сно. Недавно он нам: рассказал о р *о.тп большевистской Щуиилкииа. партии в достижении победы над фашист- I • Старший матрос Р. СЕРЕГИЧЕВ. ----- в п / ртииных — и комсомольских ОРГАНИЗАЦИЯХ ФЛОТА На нашем корабле активно прошло общее комсомольское собрание с повест кой дня: «Выполнение решений отчетно- выборного собрания и конференции». Старший матрос Леютин сделал содержа- .тельный доклад. Комсомольцы всесторон не обсудпли доклад, внесли деловые предложения. Старшина 2 статьи Н. Зверев. ■йг * •* Состоялся выпуск слушателей школы партактива. Среди отлично закончивших учебу коммунисты мичман Трещенков, старшина 2 статьи Павловский, комсо мольцы Спратюк, Стрелкин и другие. П< Петров. ■йг ☆ <Г Па нашем корабле для комсомольцев- активистов создан кружок по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)». Руко водит кружком коммунист тов. Каптяев. Первые занятия прошли интересно. Матрос И. Даниленко. Аварийная партия в борьбе заживучзсть корабля Организация и обучение личного состава должны быть направлены на то, чтобы эки паж корабля мог в любых условиях боевой деятельности максимально использовать свои боевые технические средства борьбы за живучесть и пепотопляемость корабля. Чтобы добиться четких действий каждого матроса, старшина (командир боевого пос та) должен иметь хорошо продуманный план-конспект па каждое учение или тре нировку, наметить вводные и продумать, кому и какую вводную дать. Были случаи, «когда давалась вводная «пожар» или «пробонпа», а матросы для тушения «пожара» применяли один шланг. Готусловно, пожар можно лотутпнть и этими средствами, все зависит от характера пова ра. Одашсо это пе должно исключать трени ровки личного состава в пшоаьзсазаиип сссх противопожарных средств. Матросы аварийной партии старшего матрога Харева имеют хорошую боевую выучку, организованность и днеципл-ши- р&тпость и поэтому все задачи были сда ны Iими только на «хорошо» и «отлично». Поступила вводная: «Пробоина» в агод- Б^'той части борта». Старший матрос Ха- pej принимает правильное решению: под- п-эзаляет переборку соседних помещений, к;>апит палубу. Он приказал трюмному ма- «.'ггпгету старшему матросу Шустер следить •» краном п диферентам корабля, старшему ,:атросу Швагурцеву доложить командиру С ; !) обстановку в отсеке. Тов. Ха/рев предусмотрителен. Он прика зал приготовить лепкою водолаза к спуску за борт на случай необходимой помощи пластырной партии при заводке пластыря. Но вот раздался «взрыв». От «сотрясе ния» корабля выбило автомат и рубильни ки освещения. Вновь звучит спокойный го лос командира боевого поста: «Поставить боевые сростки, исправить освещение ’ в отсеке». Хареву поступает доклад от матро са Плеханова: «Пожар» в шпилевой». Ха- рев оставляет за себя старшего матроса Шустера, а сам с группой матросов бежит к месту «пожара». Он быстро оценивает об становку, принимает меры, чтобы пожар не распространялся к главному орудию, расчет которого отражает «атаки» авиации. Благодаря правильным действиям старшего матроса Харева и натренированности его подчиненных «пожар» был быстро поту шен, угроза миновала. Пластырная партия приступила к завод ке пластыря. Часть личного состава ава рийной партии вооружает водоотливные средства. Легкий вода!аз старший матрос Ревва спустился за борт, проверил положе ние пластыря, после чего доложил боцману, что пластырь необходимо опустить на дол- метра ниже. Пластырная партия снова ра ботает напряженно, быстро. Старший ма трос Ревва и матрос Смирнов спустились в затопленный отсек выяснить характер «пробоппы» л поставить подпору, чтобы очючать воду из затопленного отсека. Не которые матросы сомневались в успехе во долазов, но упорная тренироска, любовь к своему делу, чувство ответственности за честь боевой части и корабля всеща помо гают преодолевать трудности. Водолазы сделали свое дело быстро в качественно. Харев успевал внимательно следить за действиями каж-дого матроса. Вот матрос Филиппов ушиб пальцы правой руки, но он не дрорснил ни слова, а продолжал ра ботать, что5ы не отвлекать своих товари щей. Когда командир боевого поста спро сил, почему тов. Филиппов умолчал, матрос ответил, что в бою можно получшъ и не ушиб, а несерьезнее ранение, по там жало ваться пе придется, чтобы не погу бить корабль. Оставшись довольным соз нательностью матроса, тов. Харев, од нако, заметил ему, что ушиб руки — пока затель крайней неосторожности и даже не культурности в работе. «Сегодня вы незна чительно прижали пальцы, — сказал тов. Xaipee, — а завтра допустите серьезную оплошность. Так работать нельзя». Умелое обучение матросов, личная при мерность, требовательность» и любовь к своему делу — вот что лежит в основе ус пехов учебы в отделепии старшего матроса Харева. ' Старшина 1 статьи В. ВАЩЕНКО. Важные и злободневные вопросы вы двигает тов. Потапов в статье «Ходить на шлюпке далжен уметь каждый моряк».4). Мне хотелось бы рассказать о нашем ко рабле. Когда наступила весна, у нас сразу же началась подготовка к будущим гонкам Были трудности. Два шестивесельных яла которыми располагал корабль, изрядп' износились. Обе шлюпки рассохлись, нг ппх шатались банки, кницы. По это не остановило моряков. Как только было по лучено разрешение доставить первую «ше стерку» на завод, личный состав дружпе приступил к ее оборудованию.- Пришлось заново закреплять многие детали. Силами матросов и старшин были произведены шпаклевка и покраска яла. Одна шлюпка вступила в строй. Со вто рой дело оказалось хуже. На неоднократ ные запросы о ее ремонте на заводе неиз менно отвечали: — Подождите. Мы предложили и вторую «шестерку» отремонтировать своими силами, но и па это получили отказ,- Нам не разрешили воспользоваться даже необходимыми для работы инструментами. Перспективы выри совывались неважные. При наличии одной «шестерки» па корабле соревнования между боевыми частями организовать трудно. Но ждать дальше было нельзя. Упу скать драгоценное время, которое нам так скупо дарило короткое заполярное лето, значит панести ущерб делу морской вы учки личного состава. Пришлось довольст воваться тем, что есть: проводить заня тия, используя только один шестивесель ный ял? Предстояли соревнования. 0 них уже начали поговаривать. На других кораблях приступили к подготовке к ним. А мы от ставали. Следовало наверстать упущенное. . Кто желает ходить па шлюпке? Охотники нашлись сразу. Все зпалп, что речь шла пе о занятиях, целью которых является широкое знакомство мо ряков с шлюпочным делом, а о напряжен ных тренировках, в которых нужно распо лагать опытом хождения на гребном суд не. Гоночная команда была укомплектова на в основном из старослужащих, участво вавших в шлюпочных соревнованиях еще в былые годы. Это было первой ошибкой, допущенной на пашем корабле при подготовке к сорев нованиям. Вместо широкого привлечения моряков к участию в гонках тренирова лись лишь одиночки. Правда, те, кому было поручено защи щать спортивную честь корабля, оправда ли доверие экипажа. Опп тренировались настойчиво н достигли неплохих резуль татов: Участвуя в соревнованиях, наши сослуживцы неоднократно занимали хоро-_ шие места. *) См. газету сНа страже Заполярья» за 3 августа. Одпако основного—массовости— достиг нуто не было. Если бы тогда, к примеру, ''просили у командира шлюпки или ее старшины: «Сможете ли вы срочно укомплектовать еще несколько команд или провести внутрпкорабельные соревнова ния», то ответ, естественно, последо вал бы отрицательный. Не росла смена новых физкультурников, гребцов, способ ных в будущих соревнованиях с честью защитить спортивный престиж корабля. Плохо обстояло дело с систематическими тренировками. Даже гоночная команда садилась за весла от случая к случаю, большей частью накануне состязаний* Подобная организационная неурядица и «об’ективпые» помехи не замедлили ска заться на спортивных результатах. Когда с корабля был откомандирован бывший командир шлюпки офицер Кошкин — хо роший трепер и организатор, — гоночная команда на очередных соревнованиях за няла место, нампого хуже прежнего. Ошибочная установка на одиночек — бывалых спортсменов, как и следовало ожи дать, не оправдала себя. Ее порочность проявилась сразу же после ухода наиболее опытного командира шлюпки. Отсутствие хорошо налаженной работы в деле приобщения моряков к шлюпочному спорту привело к тому, что некоторые ма тросы, особенно малодые, еще и сейчас не- понимают важности этого вида морской подготовки, пе придают ему должного зна чения. Еще хуже с хождением под парусом? Значительная часть личного состава не ИМ г * уи т'мпетическлй подготовки для это го. Подобпое положение не делает чести нам. Оно не помогает делу морского воспи тания личного состава, а, наоборот, вредит ему. Правда, на пашем корабле есть так на зываемые «объективные» причины недо статочного развития шлюпочного спорта. Основпая из них — это отсутствие доста точного количества хорошо оборудованных шлюпок. Однако даже при таком положении обучеппе моряков хождению на веслах и под парусами можно было организовать значительно лучше,- Для этого следовало практиковать поочередные тренировки личного состава па шлюпке, которой мы располагаем. Занятиям по гребле надо уделять посто янное внимание. Тогда будут расти ряды мастеров шлюпки. В этом году состав гоночной команды у нас пополнился только одним новым человеком, — загребным матросом Сусля ным. При наличии же массовых спортив ных мероприятий таких людей, конечно, было бы значительно больше* Только систематические тренировки, массовые соревнования принесут успех, явятся подлинной школой морской выучки личного состава. Старшина 2 статьи Л. ПРОКОПЬЕВ. В дружбе с книгой После дня напряженной учебы . член комсомольского бюро сержант Кравец по лезно проводит .свободное время. Его часто моашо видеть играющим на струнном ин струменте, «сражающимся» в шашки, до мино, но еще чаще за чтением художест венной литературы. В нашей библиотеке имеется меоспо хо роших книг. Кравец является активным читателем. Только за последний месяц он прочел! 11 книг. Особенно понравилась ему «Повесть й настоящем человеке». С содержанием ее он познакомил личный состав. С боль шим вниманием слушали матросы сержан та. После беседы многпе воины побывали в библиотеке и попросили выдать им это произведение- Сержант Н. КЛИМЕНКО. Хороший кок Старшина 2 статьи Сиднев пришел ва корабль недавно. Его специальность—№ Добросовестным выполнением своих обязан ностей он заслужил уважение всего личвого состава -корабля. 0 нем говорят: «Замеча тельный кок». Приготовленные Сиднезым вкусные обе» ды моряки кушают с аппетитом. Вторые блюда он составляет из 3 — 4 разнообраз ных гарниров, и это всем очень нравится. Капитан-лейтенант И. РЫБАЛЧЕНКО. ~ Морякн помогли школе Пятьдесят моряков корабля во главе С лейтенантом- Ппколкиным в прошедший выходной день провели воскресник в сред ней школе. За несколько часов дружной работы матросы и старшины закончили коповатитб служебное помещение, сооруди ли небольшой сарай и сложили печку. (Наш корр.). Почему не выходит радиогазета? В политическом воспитании личного со става большую роль играет корабельная радиогазета. Радиопередачи, посвященные лучшим матросам, повышают авторитет отличников боевой и политической подго товки, заставляют других матросов рав няться по ним. Маггросы с интересом слушают переда ваемые по радио литературные произведе ния, материалы из газет и журналов. Почему же на нашем корабле вот уже больше четырех месяцев пе выходит радио газета? Почему старшина 2 статьи Кале- бин забыл о порученном ему деле выпу скать радиогазету, а комсомольская орга низация не требует от пего выпалнения комсомольского поручения? А. МАТВЕЕВ. Нерадивый писарь Ефрейтор Коианчук работает писарем. К своим обязанностям он относится халат но. При обращении к нему салдаты полу чают в ответ грубости, а докладные запис ки, попадая в канцелярию, лежат до тех пор, пока их от пего пе потребуют. Были случаи, когда писарь сам уничто жал докладные заппекп, жалобы,. Такой случай был с моей докладной запиской, которую писарь уничтожил, скрыв ор командира. Солдат Н. ВЫВШЕВ. ' Переписка летчиков с шефами Комсомольцы гвардейского подразделе ния летчиков ведут активную переписку с комсомольцами колхоза «Пламя», Рамен ского района, Московской области? Шефы пишут о своих успехах в борьбе за высокий урожай. Сев- в нынешнем году проведен на высоком агротехническом уровне и в сжатые сроки. Много гектаров засеяно сверх плана. Указом Президиума Верховного Совета СССР ряд членов сель- орденами хоза!ртеои «Пламя» награжден и медалями Советского Союза. Комоомальцы-гвардейцы пишут о своих успехах в боевой и политической подготов ке, о лучших воинах, таких, как сер жанты Симонов, Кузнецов, Евстегпеев, Климов, рассказывают о боевых делах лет- чиков-североморцев. К Дпю Военно-Мор ского Флота комсомольцы-воины готовят споим 1 шзьям-шефам фотоальбом. Лейтенант В. БОНДАРЕНКО. ...А содержатель ожидает срока : Посуда, которой пользуются наши бой цы при приеме пшцп, находится в плохом состоянии. Кружки, из которых мы пьем чай, ржавые. »■» На жалобы личного состава содержатель Паламарчук отвечает, что посуда в мае месяце «менялась» и сейчас ее срок еще не вышел, тогда как в журнале, в котором ведется запись приема и сдачи посудц, отмечено: «Всо кружки к употребле нию не пригодны». Младший сержант В. ДЕМЧЕНКО. По следам наших выступлений „А ГДЕ ЖЕ ТРЕНИРОВАТЬСЯ?1* Под таким заголовком в нашей газете за 15 июля 19|48 года была помещена статья? Автор писал, что спортсменам ко рабля Н. негде i ставиться ж сдаче нор* ГТО. Место, отведеппое под спортивное поле, пе оборудовано. Нам сообщили, что ответственному * за физическую подготовку офицеру Меныпе- пину даны указания по улучшению ру ководства массово-спортивной работой. Организуется сдача норм ГТО. Составлен план спортивных мероприятий по подго товке & Дню Военно-Морского Флота. Для тренировок спортсменами будет ис пользоваться стадиоп; . .*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz