На страже Заполярья. 1948 год. Август.

« » мгуота 1043 г., М 182 НА С Т Р А Ж ! З А П О Л Я Р Ь Я Тщательно готовиться к каждому занятию Единый уровень политически заня- jно неправильно. В первый час тот. Ним- тип за.гисит прежде всего от подготовки ,тин осветил только один вопрос, ва вто- руководителей. Чтобы успешно препода- ром часе стад торопиться вать на политических занятиях, руководи­ тель обязан сам глубоко и систематически изучать теорию марксизма-ленинизма, историю большевизма. Основным методом подготовки руководителя является само­ стоятельная работа над «Кратким курсом истории ВКП(б)», вад трудами Ленина и Сталина. И, конечно, это относится в пер­ вую очередь в руководителям групп, где изучается история нашей большевистской партии. Значительная часть руководителей по­ литических занятий много и добросовестно работает над собой: Так, например, стар­ ший лейтенант Ступал, иххговясь к расска- по теме: «Меньшевики и большевики в ^Р^риод русско-японской войны п первой русской революции», прочитал, кроме соот­ ветствующего раздела «Краткого курса истории ВКП(б)», произведения Ленина «Две тактики социал-демократии в демо­ кратической революции», «Доклад о рево­ люции 1905 года», второй раздел биогра­ фии товарища Сталина. В результате тов. Ступак сумел провести интересное, содер­ жательное занятие, давшее многое слуша­ телям. Следует, одпако, указать на недостат- и «рассказал» сразу о трех вопросах, а оставшиеся за недостатком времени вообще не осве­ тил. Таким образом, видно, что это полит­ занятие было проведено ва низком уровне и цели своей не достигло. Примером того, как нужно готовить и проводить занятие с группой, может слу­ жить политическое занятие, проведенное младшим лейтенантом Малеевым. Прежде чем проводить рассказ по теме: «Партия большевиков в период подготовки и про­ ведения Октябрьской социалистической революции», то©. Малеев продумал вопро­ сы. Их было немного, всего четыре: «Апрельские тезисы Ленина и их истори­ ческое значение», «Курс партии больше­ виков на вооруженное восстание», «Побе­ да Октябрьской социалистической револю­ ции» п «Борьба партии большевиков за упрочение советской власти». Эти вопросы были детально (разобраны во время рассказа. Затем слушатели в ча­ сы самостоятельной работы подготовились по всей теме, и когда руководитель на бе­ седе назвал первый вопрос, слово взял младший сержант Ломов. Он обстоятельно рассказал об обстановке в стране, предше­ ствующей приезду В. И. Ленина в Россито в апреле 1917 года, о контрреволюционной Ив рисунков, присланных на конкурс Щ II ки, имеющие место в методике тов. Сту­ пак, тем более, что они свойственны и |сущности буржуазного Временного прави- некоторьгм другим руководителям полипа- тельства и о предательской политике нятий. Оп в своих рассказах ча^о увле- ,гепыпевиков п эсеров. Говоря о ленинских кается описательной стороной того илл I ^е^исах, тов.- Ломов подробно рассказал о иного события, уходя от главного. Напри- I гепналтном плане борьбы партии за пере­ мер, тов.- Ступак увлекся описанием со- хот от буржулзно-демократпч^коч револю- бытий 9 января 1905 гота и хуже осве- цитт к революции социалистической, ил вопрос о тактических разногласиях Сержант Яковлев дополнил выступление ежду большевиками и меньшевиками. Ломоиа, рассказав, что означал лозунг онятно, что это могло явиться лишь I «Вся власть Советам!» и почему Советы следствием недостаточно продуманного I должны были стать органами государст­ иляна занятий. На методику надо обра- венной власти. щать более серьезное внимание. I Сержант Поляков довольно по.тробно Совершенно недопустимо относиться к рассказал о работе VI с’езда партии, о политзанятиям так, лш; это делает лейте- [курсе партии большевиков на подготовку нант тов. Никитин. Готовясь к рассказу по I вооруженного восстания. - шестой главе «Краткого курп истории I Последующие вопросы были x * tv > ttto ВКП(б>», он не только не прочел ни одной (освещены сержантами Кучумовым, Свири- ленинской работы, но даже слабо усвоил I довым, Шереметьевым, материгт в об’еме «Краткого курса исто- Руководитель тов. Малеев сделал по рии ВТГГГ(б)», поэтому его рассказ был ма- каждому вопросу выводы, дал оценку вы- лосодержательным, скучным. [стуиленпям слушателей. В целом занятие Назвав тему занятия, лейтенант Ники- прошло хорошо, принесло большую пользу, тин предложил слушателям записать план. Заслуживает внимания и метод руковод- В этот план входило 8 вопросов, начиная I ства политическими занятиями, применяе- от причин империалистической войны и мый тов. Ежковым. кончая двоевластием, образовавшимся пос- I Он начал с того, что коротко напомнил ле февральской буржуазно-демократпче- (содержание предыдущего занятия, затем ской революции. (назвал очередную тему — «Партия боль- Ляя ра'•скала в течение двух часов та- |шевпков в период иностранной военной ни­ кое количество вопросов было явно боль- тервенции и гражданской войны». Тов. пягм. Оно привело к тому, что тов.- Ники- Ежков поставил перед слушателями соот- тин ни на один из них не дал толкового Jветствутощие вопросы, а затем поадедова- ответа. Нужно было поставить 3— 4 ос- телъно осветил каждый из них. Его par- КОГДА ЗА ДЕЛО ВЗЯЛИСЬ С ОГОНЬКОМ Назначен новый физрук. Эта весть бы­ стро облетела личный состав о обрадовала его. Многие знали старшину 1 статьи За- рукина, ныне лейтенанта, по совместной службе в годы Великой Отечественной войны. Он еще тогда был хорошим физ­ культурником, любил особенно тот вид спорта, который наиболее распространен и нужен в Заполярье. Зарукнн неоднократно выходил победителем на многих лыжных соревнованиях. — Этот не подведет, — говорили ста­ рослужащие. — Спортсмен, каких пои­ скать! И действительно, как только новый физрук приступил к исполнению своих обязанностей, дело с постановкой спортив­ ной работы изменилось. Бывший физрук Тимохов мало оказы­ вал внимания физическому воспитанию личного состава, плохо занимался тре- , ннровками, проводил их без учета индиви­ дуальных способностей спортсменов; Недо­ статочно приобщался личный состав к шлюпочному спорту. Была острая нужда в сшртннвентаре. Офицер Зарукин первым делом близко познакомился с физкультурным активом. Оп лично побеседовал со многими спорт­ сменами, советовался с ними, как лучше наладить работу. П, когда на помощь бывалому спорт­ смену пришел актив, дело оживилось. В короткий срок была соодана материальная база. Часть получила спортивный инвен­ тарь: параллельные брусья, штангу, ядро, диск, гранаты, волейбольные сетки п мя­ чи.- В несколько дней спортивный городок части стал неузнаваем. Здесь много потру- доись комсомольцы. Под руководствам тов. Парусова они оборудовали беговую дорожку, место для прыжков в высоту я длину, установили два турника, шторм­ трап, кольца. Сейчас личный состав ежедневно сдаст нормы на значки ГТО 1 и 2 ступени. Под­ тягивание на турнике, прыжки в высоту и длину многие уже сдали. В настоящее время матросы, старшины и офицеры го­ товятся к сдаче норм по плаванию.* Деятельность инструктора физкульту­ ры чувствуется везде. Он уже организовал три волейбольных команды, одну баскет­ больную. Нашлись и футболисты. Только несколько тормозит их подготовку отсут­ ствие обуви. Характерно, что спорт в части стал мас­ совым. В пем участвует весь личный со­ став. Тяжелоатлетов тренирует офицер Кузьмин, легкоатлетов — офицер Ильин? Он обучает моряков технике бега, прыж­ кам в длину и высоту. Уже сейчас, в разгар летнего спортивного сезона, офицер Зарукин ду­ мает о подготовке к зиме: приводятся в по­ рядок лыжи, крепления, обувь И т. д. — Сейчас,—говорит Зарукин, — подго­ товим группу гимнастов и возьмемся за массовое развитие гимнастики. Можно сказать, что не только это, а и многое другое будет сделано, если за дело взялся человек, постоянно помнящий о физическом воспитании моряков, радую­ щийся спортивным успехам матросов, вкладывающий в работу страсть, энер­ гию, молодой задор. Младший лейтенант Kj ЯЦУК. Высадка десанта в тыл противника. Рвисунок старшего матроса В. Леонтьева. ПОЧЕМУ НЕТ РОСТА КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЯ Комсомольская организация, секретарей отношение к своим обязанностям остаются которой является старший матрос Проко- без внимания бюро. Так, шофер Мамочкин Забота о развитии спорта шев, имеет большую базу роста. Это— от­ личники боевой п политической подготов­ ки, политически грамотные, сознательные воины. Им только нужно помочь подгото- за короткий промежуток времепи вывел из строя две автомашины, по вине комсомоль­ ца Щербакова материальная часть катера раньше срока стала непригодной к експло- новных вопроса и на них дать исчерпы­ вающий ответ. Рассказ руководителя был скорее похож rfa плохую лекцию. Тов. Никитин монотон­ но, не отрываясь от конспек*/а и не обра­ щая взимания на слушателей, «пересказы­ вал все, что записал в свою тетрадь. На протяжении всего занятия он не спросил ни одного слушателя о том, как тот усваива­ ет материал. Руководитель не выделял основных вопросов, не обращал внимания слушателей на основные и главные поло­ жения изучаемой темы. Ведя рассказ, тов. Никитин допускал грубые ошибки по содержанию материала и оговгфки. Он не смог доходчиво и понят- сказ отличался простотой, популярностью тем ил «менее в нем не было упрощенчест­ ва. Излагая какой-либо вопрос, руководи­ тель обращал внимание слушателей на главное. В конце занятий руководитель от­ ветил ра вопросы слушателей: Рассказ, проведенный тов. Ежковьгм. был метопически построен .правильно, время рассчитано удачно. В ходе рассказа руко­ водитель был связан с аудиторией, неодно­ кратно обращался с вопросами к слушате­ лям, останавливался на основных момен­ тах темы. Многие руководители политических за­ виться для вступления в ряды ВЛКСМ, атапии. По эти нарушители даже не были Почему же передовая молодежь этого под- вызваны на бюро комсомольской оргапиза- раздеаепия не вступает в комсомол? цпи; Все дело в плохой постановке работы в Недостатков в работе комсомольской ор- комсомольской организации. После отчет­ но-выборного собрания бюро не провело пи одного закрытого или открытого комсо­ мольского собрания). Отсутствует здесь пропаганда среди молодежи традиций денивского комсомола. В нынешнем году бюро не организовало для молодежи ни од­ ного доклада или лекции. И, как резуль­ тат, за целый год в ряды ВЛКСМ не принят здесь ни один человек Советская молодежь любит песни, стихи, литературу, здоровый культурный отдых. Воины подразделения не раз обращались к членам бюро и секретарю за помощью, просили организовать культурный досуг, Ш> ни секретарь, ни члены бюро не пошли навстречу пожеланиям молодежи. Хорошо налаженная * внутрисоюз­ ная работа, помощь передовых комсомоль- нятий накопили богатый опыт по препода- ! пев отстающим, примерность чтенов ванию истории ВКЩб). Их положительный i ВЛКСМ в боевой подготовке и дисциплине по, например, раз’яснить вопрос о справед- j опыт следует сделать достоянием всех ру-1 способствуют росту рядов ВЛКСМ. К сожа- лнвых и несправедливых войнах, подчевк- j ководителей. В этом деле большую роль ! лению. всего этого нельзя сказать о ком- нуть справедливый характер Великой Оте- могут и должны сыграть политорганы и сомольской организации, возглавляемой чественной -войны советского народа.- I партийны* организации. тов. Прокошевым. Нарушения дисциплины Раооты* Все занятие методически было построе-! Капитан 3 ранга А. НЕКРАСОВ; I отдельными комсомольцами, их небрежное ганизацпи было бы значительно меньше, ;если бы работники политотдела соединения знали состояние дел в организации. Межд^ тем, работник политотдела тов. Кутин толь­ ко раз посетил эту организацию в день отчетно-выборного собрания. Тов. Прокошеву нужна помощь: он впер­ вые избран секретарем. Но и этого нет ни со стороны тов. Кутила, ни со стороны се­ кретаря партийной организации подразде­ ления». В корне перестроить работу комсо­ мольской организации, по-деловому взять­ ся за выполнение решений отчетно-выбор­ ного собрания и комсомольской копфереп- пии соедппепия, обратить серьезиое внима­ ние на воспитание несоюзной мол^жп и вовлечение ее в комсомол — таковы неотложные задачи комсомольской органи­ зации. Паптпйной оргавтшпни подразделе­ ния и работникам политотдела следует возглавляемой 1 гР!гаять меРы к оживлению комсомольской Командование и физрук корабля офицер Берестнев большое внимание уделяют физкультурной работе среди офицеров, старшин и матросов. Во время физзарядка по специальному расписанию личный состав подразделений тренируется в беге на 3.000 метров и по другим видам спорта. Нсдавио матросы п старшины из подраз­ деления офицера Самко вышли на стадион. Хорошо натренированные моряки успешно сдали нормы ГТО в беге на 100 и 1.000 метров, в подтягивании ва перекладине, в метании гранат и в лазании по канату. Лучших результатов в этом подразделении добились старший матрос Плюснин, матрос Бабкин и старшина 2 статьи Пермпнов. Сейчас моряки готовятся к сдаче следую- , щих норм. I С большим вниманием весь личный со­ став корабля следит за встречами наших футболистов. Спаянный, выноелпвый и на­ тренированным коллектив футболистов во главе с капитаном команды старшим иАт тросом Завьяловым провел несколько встреч и набрал 11 очков из 14; На-днях моряки встретились с футболистами Н-ской части п победили их со счетом 2:1^ Встреча волейбольных команд также завер­ шилась победой физкультурников корабля. В настоящее время у нас создается бас­ кетбольная команда. Мпогие матросы, стар­ шины и офицеры успешно занимаются борьбой, боксом н в секции по поднятию тяжестей. Старший матрос А. КУЗНЕЦОВ. г»ы на нас не замыкаетесь... И На операционном столе в родильном до- «сети. Он говорил о спасении^ человече- ме готучя Полярный лежал больной чело- j ской жизни, что нужен свет, без 'которого век. Требовалосьнемедленное хирургическое немыслимо продолжать операцию. Ничего вмешательство. Операция началась. Около : пе^ помогло. Вновь с невозмутимым т г 2 часов ночи свет в операционной внезапно койствпем Мьппковз ответила: П. ШУМИЛКИН. погас. Создалось тревожное положение. Сотрудники родильного дома сразу же по­ звонили дежурному по электромеханиче­ ской службе Мышковой и об’яснили о соз­ давшемся положении. Та равнодушным ОС'ШШЧ голосом ответила: — Вы иа нас не замыкаетесь. Такой возмутительный ответ еще боль- — У меня некого послать к вам, да к тему же я вам пе подчиняюсь. А, впрочем* завтра утром исправим повреждение. Что делать? Пришлось немедленно вызы­ вать санитарную машину и отправить больного в госпиталь. Все медицинские сотрудники нашего уч­ реждения до глубины души возмущены Офиц е р - коммуни с т Раннее утро. Лучи солнца нлратот на полирозаной обшивке самолетов. Оживает аародром- Техники, механики и мотористы хлопочет у машин- Проходит несколько ми­ нут, и ро«кот (мощных моторов разрывает 4 тишину. Низкорослый сухощавый человек •в выгоревшем на солнце кителе обходит стоянку. Это — инженер Роскошный. Он здоровается с техническим составом, прове­ ряет, как идет работа, отвечает на вопро­ сы. а потом направляется на старт. Перед вылетом летчики пробуют моторы. Роскошный вслушивается в их гул- Его опытный, натренированный многими го­ дами слух способен отличить самый тон­ кий 'ПОСТОРОННИЙ звук. Но гул моторов чист. С командного пункта дается «добро» на вылет. Самолеты проносятся по взлетной полосе, уходят в воздух. Гвардии капитан авиационно-технической службы Роскош­ ный смотрит им вслед. Он доволен: боевая техника работает отлично. Двенадцать лет служит Роскошный в авиации- У него огромный опыт. В годы Отечественной войны он обеспечил сотни боевых вылетов. Не раз приходилось ему восстанавливать поврежденные машины, приземлившиеся недалеко от линии фрон­ та. Ремонтировал он боевые самолеты и на территории, занятой народными мстителя­ ми — партизанами в тылу врага. Восста­ новленная им машина подчас уходила из- под самого нОса противника. И всегда Рос­ кошный испытывал чувство глубокого удовлетворения человека» честно выпол­ няющего долг перед Отчизной. ...Проводив в воздух последний самолет г.вера старшего техник-лейтенанта Головко, инженер идет на стоянку, где собираются техники, механики п мотористы. Роскош­ ный проводит разбор- Затем он проверяет выполнение планов работы, выясняет, что погсешалр тому или другому технику в срок закончить дело- Люди -расходятся по стоянкам своих са­ молетов. Гвардии капитан Роскошный идет в звено, в гкотором однажды медленно гото­ вили самолет к вылету, а после доклада о готовности были обнаружены серьезные недоделйц. Сюда Роскошный заходит чаще, чем к другим. Вот он подходит к самолету механика Бахофева. — Товарищ инженер! — слышится воз­ глас. Роскошный останавливается. Механик запускает мотор- Винт делает несколько оборотов, но при переходе иа ра­ боту от основных баков мотор глохнет. Бахорев регулирует подачу топлива иглой сказал техническому составу о лекцион­ ной политике правящей клики США, стре­ мящейся расипп)пть свое влияние в стра­ нах Западной Европы, Ближнего и Даль­ него Востока- писной книжке, устанавливает механику срок для их устранения. Закапчивался рабочий день; Роскошный узнал, что в соседней части есть неполадки у службы вооружения. Казалось бы, какое малого газа и еще раз запускает мотор. Он ты не по порядку, чем усложняли дальней- опять останавливается. — Товарищ инженер, правильно ли я регулирую? Роскошный внимательно осмотрел кар­ бюратор и приказал его заменить, что ус­ корило подготовь материальной части к полету. Вскоре самолет был в строю. Инженер идет к группе техников, меха­ ников ш мотористов, которые раньше дру­ гих закончили работу- Они обсуждают ...Самолет механика Шаповалова.- Пропз- Роскошному до самолета соседней на­ водится постановка нового мотора. Руково- сти? По офицер-большевик поспешил туда, лит работой техник звена Шерстнев- Тех- чтобы узнать, почему и что там не ладится. Он побеседовал с инженером, посоветовал, как лучше устранить неисправности, а ве­ чером раз’ясппл своему техническому со­ ставу, как избежать подобных oijrn 6 oK.* В конце рабочего дня Роскошный собрал технический состав на разбор. 0 выполне­ нии планов доложили техники звеньев. По отзывам летчиков, отличную оценку полу­ чили механики Бахорев, Сорокин, Шапова­ лов, Угловой. Инженер об’яввл им благо­ дарность. Выслушав оценку своей работы и получив задание на следующий день, тех­ ники, механики и специалисты идут на отдых.- Но к инженеру подходит механик Бахорев. Он упорно учится и часто наве­ дывается к инженеру, чтобы проконсуль­ тироваться с ним. Инженер раскрывает чертежи, учебники и долго беседует с Ба- хоревым. — Вот здесь вы найдете все, что вас интересует о подготовке мотора в полету. Когда прочитаете, зайдите ко мне, может быть, будет что-нибудь непонятно. Именно потому, что техпический состав те обеспокоил сотрудпиков родильного до- черствым, бездушным и бесчеловечным от- мз Мышковой позвонил дежурный по ношением к судьбе больного человека Они медико-санитарному отделу офицер Жите- негодуют п осуждают Мышкову за бево- лев. П какие только доводы от приводил (бразное отношение к своему служебному он в доказательство о необходимости немед­ ленно исправить повреждение в электро* долгу. А. БОЛЬШАКОВ. ник хотя и имеет достаточный опыт, все- такп частенько заглядывает в схему мон­ тажа мотора. По чертежу тянутся пунктир­ ные линии п стрелки — это детальный «маршрут» в постановке нового мотора на самолет. Линии и стрелки указывают, от­ куда надо начинать монтаж мотора, в юа­ нем порядке ето вести, где и чем закон­ чить. Схема сделана просто и ясно- — Товарищ Шерстнев. удобнее работать с таким «маршрутом»? — спрашивает инженер. — Конечно, удобнее, — отвечает тех­ ник. — И раньше мы тщательно монтиро­ вали моторы, но иной раз ставили агрега- ПО'ТАНСВИЛИ и... НЕ выполнили Месяца два тому назад комсомольцы I попытался подобрать местЮ для площадки. своими спламп решили сделать воаейооль- , Ka-c-то даже собрал солдат п они попыта- лись расчистить поле. Но вдруг оказалось, что оно мало. Так и щ)екратп.лпсь иска­ ния. А мы, как и раньше, не имеем воз­ можности состязаться в волейбол. Солдат Ю. ГУСЕВ. нуло площадку. Что и говорить, полезное дело задумали. По как выполнили? Ответственным за создание волейболь­ ной плоша.ткп назначили члена бюро младшего сержанта Родпопова. Он дважды шую работу. Если поставить раньше вре­ мени, допустим, карбюратор, плохо потом подходить к другой детали. Приходилось по­ пусту терять время. Сейчас постановка производится быстрее, а главное, — все идет своим чередом. Роскошный тщательно осмотрел смонти- Очередь к умывальнику • . После под’ема к умывальнику выстраи- | — Умывальников больше нет. — отве- ваетси длинная, очередь. Так изо дня в тил^Дороппш. — А кружкой можно одной день- А почему? Ответ прост. Па весь лич- обойтись. Такой ответ, црямо скажем, нас нЬ по­ радовал. Мы попрежнему простаиваем в очереди в умывальнику- Младший сержант Д. ЯКИМОВ. ный состав имеется один умывальник да одна кружка. Матросы как-то обратились в старшине подразделения с просьбой навести порядок в умывальнике. -о- рованные узлы мотора и побеседовал с ме- этого подразделения трудится организован- тов Кузнецова о помощниках руководите- Пч следам наших выступления „Почему о них забыли?“ Под таким заголовком в 133 нашей не подготовленными- и отвечавши* газеты 8 июня была опубликована статья ми требованиям помощника руководителя хаником самолета Шаповаловым. __ Вот здесь надо смазать герметиком, статью из газеты. Роскошный вступает в разговор. Инженер - шщюко образовал- ™ « “ не пробивало масло - сказал ин- пый человек. Он член большевистской *«*P- ~ ^ вот тут вы неправильно за- цартии. Не толы» на занятия!, но и все- тягу падо заменить хомут вы- ду, где только представляется возможным ХЛОПЦиГО патрубка. — на аэродроме, в столовой» на стоянке— Шаповалов записывает замечания пнже- Роскошный выступает перед механиками, нера в рабочую тетрадь. В свою очередь, зса-тс агитатор* Сейчас он убедительно рас-.Роскошный отмечает дефекты в своей за- но и добросовестно, за время работы ниже- ле£ политических занятий, нера Роскошного в подразделении не было jjaB нам сообщают, факты при проверке пи одного отказа матевиальной части. А в полностью подтвердились, налаживании отиапитанности, в укоепле -1 для устранения указанных в статье не­ нии дисциплины, в обучении механиков и достатков проведена следующая работа: специалистов до мастеров своего дела ог- •пересмотрен состав помощников руководи- ролгпая заллуг* тпчггаадежит офицеру-ком- телей политзанятий, ряд товарищей, в том мунисту тов. Роскошному. Н. ДМИТРИЕВ. числе главстаршипа Гладуш, главстарши- па Нефедьев п другие заменены влол- политзанятпи старшинами. Вопрос о работе с помощниками рукеро­ дителей политзанятий обсуждался на семи­ наре секретарей партийных органмз&цж#, на совещании политработников и ва сборе руководителей политзанятий. Намечено регулярно проводить одно­ дневные сборы помощников руководителей политзанятия. 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz