На страже Заполярья. 1948 год. Август.

t НА С Т Р А Ж С З А « В Я Я 1 » 1 Л Щш т т Т Г « г.. № 182 TS17U. П е р в ы й у с п е х У орудия стоит матрос Гаврилов. Оп наблюдает за действиями стаюслужаптх. Их движения бистры и слаженны, коман- ’ды исполняются четко. Срттаивая выучку старослужащих и свою, Гаврилов все бо­ лее убеждался, что ему еще много надо учиться п тренироваться, чтобы стать та­ ким же умелым артиллеристом. В кубрике Гаврилов брал схемы орудия и начинал разбирать действие частей. Ему помогал опытный матрос Морозов. Они вместе разбирали взаимодействие частей, учились правильно собирать стреляющее приспособление, замок. Потом матросы шли на боевой пост. Здесь они вакрепляли теоретические знания. Матрос Смирнов по­ казывал Гаврилову, как происходит пода­ ча патрона и как извлекается он при вы­ стреле. Плохо действовал Гаврилов на орудии по боевой инструкции: то он не мот правиль­ но поставить стреляющее приспособление, то забывал, как надо действовать на уста­ новке. Однако на ошибках матрос учился. Его поправляли товарищи, старпгина. Все он запоминал, повторял я у него получа­ лось лучше, быстрее. У матр-оса вначале чувствовалась ка­ кая-то неуверенность в действиях, что приводило к ошибкам. Гаврилов до сих пор помшт такой слу­ чай. Старшина приказал заменить стре­ ляющее приспособление. Этого он не смог сделать сразу. Он нарушал порядок заме­ ны и получалось замедление в его дейст­ виях. Положенное время быстро уходило. А получалось так потому, что Гаврилов, стремясь выполнить побыстрее приказание старшины, торопился, не обдумывал пред­ варительно с чего правильнее начать. — Что-то не получается, товарищ стар­ шина. — А знаете, почему не получается? — ответил старшина Гладкий. — Торопиться никогда пе следует. Запомните, что даже самая простая вещь требует внимательно­ го, серьезного отношения к «абе. Гаврилов внимательно выслушал заме­ чание старшины Гладкого. После этого он все делал всегда точно и аккуратно. Постепенно молодой матрос освоился с обстановкой, стал работать более уверен­ но: К концу занятий он уже мог самостоя­ тельно заменить стреляющее приспособле­ ние, собрать и разобрать его и произвести выстрел. Теперь надо было тренироваться, добиться перевыполнения норматива. Ког­ да готовился к первой боевой стрельбе, он не считался с личным временем. После ужина он поднимался на спардек и там на орудии подолгу тренировался на скорость. Однажды старшина подошел к нему и сказал: — Теперь проверим по секундомеру. Пустив секундомер, старшина Гладкий А^тюдал и за работой подчиненного, и за стрелкой. Цо матрос, чувствуя, что его экзаменуют, начинал терятьсял — Вы пе обращайте Слушайте комл h i ы. И снова старшина командовал «заря­ дить», ускоряя все время темн работы. — Вот, видите, получается, — ска­ зал после тренировки старшина Гладкий. — Главное — внимательность, уверен­ ность в своих действиях. ...Корабль вышел в море» Гаврилов попросил у старшины разрешения участ­ вовать в стрельбе. Старшина знал, что матрос гтрелять сможет, но он решил его вначале приучить . к боевому выстрелу. Были же случаи, когда отдельные мзтросы путались выстрела и начинали действо­ вать не так, как надо. — Не спешите, — говоры старшина, — успеете еше пострелять. Такое отношение старшины даже оби­ дело Гаврилова. Он видел, что етарттгаа пока не доверяет ему. Но так продолжа­ лось недолго, и Гаврилов вскоре получил «добро» на участив в стрельбе. Собствен­ но, его нельзя было назвать еще в полной мере самостоятельным номером расчета, потому что он находился по* постоянным наблюдением Гладкогод Старшина остался доволен стараниями будущего артиллериста и, отмечая его хо­ рошев начало, сказал: — Отлично, товарищ Гаврилов, теперь вы можете назвать себя арггчллериствм, ко­ мендором. Так действуйте в впредь. Преходили дни. Оцна стрельба сменялась другой. Бессменно нес вахту заряжающего матрос Гаврилов. Не успокаиваясь на до­ стигнутых успехах, ои совершенствовал свое мастерство. Перед подразделением была поставлена задача: отлично провести стрельбу по ко­ нусу. Орудийные расчеты упорно готови­ лись к предстоящему серьезному экзамену. Проверял свое заведование и заряжающий матрос Гаврилов. Он осмотрел части мага­ зина, протер и смазал их, затем пригото­ вил, пересмотрел каждый боевой патрон. Убедгашись в полном порядка своего ва- ведывания, матрос доложил о готовности старшине отделения. Когда прозвучал сигнал, заряжающий Гаврилов был- уже на своем боевом посту. Один аа другим прозвучало несколько залпов. Цель была поражена, задача вы­ полнена успешно. Гаврилов не подвел своего учителя. Он заслуженно получил отличную опен­ ку за умелые действия при стрельбе. Мог лп теперь Гаврилов считать себя полноценна специалистом?sНет. Он атило еще не добился. Чтобы быть настоящим ар­ тиллеристом, надо не только уметь стрелять одним номерам, а уметь работать любым но­ мером расчета. Для этого надо звать «на­ зубок» всю материальную часть орудия. Трудна, по почетна задача для молодого матроса быть передовым артиллеристом. Матрос Гаврилов упорно добивается эжо. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. В открытом море. Фото М . Бутакова. О СБОРЕ ОТРАБОТАННЫ Х МАСЕЛ Связь еосстэновл ° н :» Электрики-связисты старшина 1 статьи Яутенков, старшина 2 статьи Шумов, стар­ шие матросы Ерофеев и Малярович двое суток работали без отдыха на спайке кабе­ ля. Потопа стала ухудшаться, появилась угроза обрыва кабеля. Надо было как мож­ но быстрее завести его на берег и закре- ПВТЪз Когда шлюпка подходила к берегу, ветер н течение относили ее от намеченной трас­ сы прокладки. Старшина 2 статьи Гусев н старший матрос Малярович прыгнули в во­ ду. Они забрали кабель, передав его това­ рищам. Работа была выполнена на трое суток раньше срока. Главный старшина А. ПОПУШИНц Все наши механики и мотористы отлич­ но знают, что долговечная и безаварийная работа двигателей зависит от точности вы­ полнения инструкций, приказов и настав­ лений по аксплоатации материальной частп. Но беда в там, что инода инструкции и наставления выполняются формально. Получая свежую партию смазочного масла, старшина 2 статьи Заревин доволь­ ствуется тем, что имеет на руках паспорт о стандартности масла. Он не проверяет мас­ ло на вязкость, на цвет, на залах и т. п. Однажды, не профильтровав масло, он залил его в машину. Старшина просто от­ метил очередную смену масла согласно паспорту и подшил в «делу». Формально все как будто правильно. Но в таких слу­ чаях могут быть очень печальные послед­ ствия: кладовщики, ведающие доставкой горюче-смазочных материалов, иногда бы­ вают очень мало сведущими в отличии сортов масел и могут их перепутать. Примеры правильной эксплоатащгп тех­ ники, точного соблюдения инструкций и наставлений показывают наши передовые механики и мотористы— отличники боевой и политической подготовки. Главный стар­ шина Ткаченко и старшина 1 статьи Шу­ бин пробуют полученное масло «на палец», на стекло, б з запах и на вкус. Убедившись, что масло подходящее, они сравнивают его с указаниями в паспорте, затем тщательно фильтруют и заливают его в машипу. Так поступают отличники боевой и полити­ ческой подготовки. Каждому сорту смазочного масла на раз­ личных механизмах устанавливается строго определенный срок работы. Старое, отработавшее свой срок смазоч­ ное масло раньше выбрасывалось за борт. Когда подсчитали, то оказалось, что этим мы приносили государству сотни мил­ лионов рублей убытка ежегодно. Терпимо ли это? Безусловно нет. Поэтому все сма­ зочные масла, отработавшие свой срок в механизмах, подлежат сдаче на регенера­ ционные сташщи для очистки, восстанов­ ления и для последующего использования их. Эксплоатация же масла сверх установ­ ленного временл вредно отражается на со­ стоянии деталей двигателя, они быстрее изнашиваются, требуют частых ремонтов, замены. Это получается потому, что ис­ пользованное масло имеет мносх) золы, кок­ са, вредных кислот, смол п воды. Все это увеличивает трение между работающими деталями. На корабле Н. механик Павлов допустил переработку дорогостоящего масла, две тон­ ны которого уже невозможно было регене­ рировать, что принесло убыток в две ты­ сячи рублей. Бывает и так, что сданные отработанные на регенерацию масла оказываются совер­ шенно непригодными для регенерации, а поэтому они идут на сжигание. Это наносит большой ушерб государству. Многолетняя практика работы регенера- шгонной станции показала, что некоторые воинские части, сдающие отработанное масло на регенерацию, нарушают цирку­ лярные указания, инструкции и наставле­ ния топливного и технического отделов. Халатно отнесся, к примеру, при сдаче отработанного смазочного масла настанцию механик Кулешнн. Пытаясь обмануть рабо­ чих станции, он сдал турбинное масло с водой на 67 процентов. А ведь Кулешову известно, что вода в смеси с обтирочным материалом затрудняет рабочим регенера­ цию его. Им приходится по два-три раза регенерировать такие масла и больше все­ го переводить в сорта более дешевые или переводить на топливо, что также при­ носит сотни тысяч рублей убытка з Миноносец Н. сдавал несколько тонн от­ работанного турбинного масла одному танкеру. Последний сдал масло на ре­ генерацию. В процессе регенерации оказа­ лось, что в турбинном масле содержатся примеси цилиндрового масла, кероси­ на и даже нагар, какой бывает у двигате­ лей внутреннего сгорания. Почему та* по­ лучилось? Потому, что матросы БЧ-V мино­ носца плохо, видимо, знают правила сдачи масла, а механик танкера Садовничий понадеялся на людей, приняв это масло без проверяй его состояния. В результате тур­ бинное масло не подалось восстановлению и было переведено в низший сорт. Нельзя забывать, что если в одну тонну турбинного масла влить песколько кило­ граммов вискозина, мазута или мотор­ ного масла, оно окажется испорченным. Если в одну бочку авиационного масла до­ бавить несколько килограммов моторного масла, то на каждой тонне авиационного масла мы будем иметь несколько тысяч рублей убытка. Что надо делать, чтобы не причинять го­ сударству ущерба? Для этого надо, ттобы липа, ведающие доставкой н хранением го­ рюче-смазочных материалов, точно знали в выполняли требования, пред'являемые при сборе и сдаче отработанных масел, а коман­ диры БЧ-V и механики строго контролиро­ вали порядок сбора и сдачи. Сейчас проходит летняя учеба военных моряков. За этот период будут израсходова­ ны тысячи тонн дорогостоящего горючего и масел. И сбор отработанных масел мы должны провести с пользой для государ­ ства, сэкономив этим миллионы рублей. Корабли и части должны иметь тару для каждого сорта отработанного масла и ни в коем случае не допускать смешивания различных сортов масел, а также не пу­ тать тару. Нельзя допускать примеси топ­ лива, воды и другой грязи, а особенно большого «натягивания» веоа для сдачи. Не допуская этого, мы облегчим работу се­ бе и рабочим регенерационной станции. Старший техник-лейтенант В. МОРГУН. ТАК РАСТЕТ М А С Т Е Р С Т В О Много хороших .радистов воспитал яа ш*мя своей службы старшина 2 статьи Какорев. Он тщательно я кропотливо гото­ вится к каждому занятию, составляет на каждый день план работы; На каждую тему у тов. Какорева составлен подробный конспект. Время у него всегда рассчитано. Излагая материал, стар­ шина аа практике показывает, как пра­ вильно пользоваться аппаратурой- Такой метод занятий дагт матросам возможность хорошо усваивать материал. Сейчас Какорев обучает пмчттнениы* радистов Иванова и Чумилкина. Матросы уже добились хороших результатов в изу­ чении материальной части. Обслулсиваемая ими радиоаппаратура всегда содержится в чистоте и исправпости. Большим уважением среди своих полш- пенных пользуется старшина 2 статья Смирнов. За шесть лет службы он хорошо изучил специальность. Кроме занятий сМ радистами по теории, тов. Смирновбольшой внимание уделяет тренировке на боевых постах. Он добивается в учебе от каждого радиста отличной отработки всех норма­ тивных показателен. На одном занятии старшина дал вводную матросу Петрову: «Перейти на аварийное титание»- Петров долго не мог выполнить гто задание, в результате чего связь не действовала. Старшина Смирнов сам пока­ зал, как нужно быстро соединять аккуму­ ляторные батареи, в заставил Петрова тре­ нироваться, пока он не научился быстро переходить с одного питания на другое. Тов.- Смирнов—ззботливый и требова­ тельный старшина. Он чутко отзывается на все запросы своих подчиненных и в то же время строго требует от них выполне­ ния уставов. Старшина 2 статьи Б. БАБУШКИН. Вторая золотая нашивка на погонах С первых дней службы старший матрос боевой техникой, пользующимся авторите- Дорошин проявил себя хорошим специали­ стом, в совершенстве владеющим вверенной том у матросов, сержантов и офицеров. Ha-днях за успехи в боевой и полити­ ческой учебе и умелое руководство дове­ ренным участком работы командование присвоило Дорошину очередное воинское звание — младший сержант. Старший матрос Н. ОБ'ЕДКОВ. U За четыре часа .рабочего времени сол­ даты Беляков, Колесник и матрос Скры­ неков разгрузили 16 тонн различного имущества. Всем нм об’явлены поощре­ ния. Солдат Б. Бубнов. * ★ * На проходивших недавно стрельбах из личного оружия солдаты Рафиков и Карпов показали образцы владения вин-» товкой и отлично выполнили упражне­ ние. Ефрейтор Н. Истомин. * * * Лучшим воином подразделения по пра­ ву считается сверхсрочник сержант Пв- пуныров. За восемь лет службы он ив совершил ни одного проступка. Являясь радистом, тов. Пипуныров овладел специ­ альностью киномеханика и теперь регу­ лярно демонстрирует личному составу (подразделения кинофильмы. Младший лейтенант П. Петрухии. ★ * * Интересной и содержательной была бе­ седа, которую на-днях провел ветеран Северного флота офицер тов. Королев. Матросы узнали из беседы об историче­ ском посещении товарищем Сталиным Севера в 1933 году, о строительстве в укреплении боевой мощи нашего флота. Старший матрос В. Амосов. < На трудовой вахте Скорый поезд «алея от станции к стан­ ции, минуя раз’езды и полустанки. Все дальше увозил он матроса от Черного моря. Снова я снова перебирал Елисейкин в па­ мяти семь лет своей жизни на флоте. Пер­ вые месяцы в учебном отряде, первые на­ выки морской службы. Походы на канонер­ ской лодке. Десанты. Семь месяцев дрался матроо на «Малой земле» — на «пятачке» под Новороссийском. Здесь и орден Славы акхгучил. Тут же ранило его осколком не­ мецкого снаряда. А после выздоровления участвовал в десанте на Керченском полу­ острове, брал Керчь, бился за Севастополь. Да, есть о чем вспомнить моряку! Что тгл, на родном заводе, в Москве? Получал он от товарищей письма. Сообщали — растет завод, готовится в выпуску но­ вых жапшн, да и прежние неплохие были! Часто встречал матрос их на франте — ав­ томобили с гордой паркой на радиаторе «ЗИС» — завод имени Сталина. По бездо­ рожью, з слякоть, в зимнюю стужу шли они * фронту. В широких кузовах плотно стояли ящики с минами, снарядами, патро­ нами. Возили продовольствие. И в непогодь, когда застревали другие машины, «ЗИС-5», натужно рокоча моторами, пробивались к Фронту, и озябшие шоферы, с впавшими от бессонных ночей глазами* выскакивая из /вабви у складов, запрятанных в поросшем мелколесьем овраге или в расщелине при­ брежной скалы, говорили нежно и значимо: — Sha вывезет. Сталинская... А маиина, о которой писали Алекса/цдру Глисэйкшу, w e лучше т- «ЗИС-150». Грузолод’емвость ее — больше старого « Ж ’а». Двигатель — шествдршодровый, в 95 сил. Пять скоростей, пневматические тормоза. Да, отличная, должно быть, маши­ на... До войны Александр Елисейкин работал в цехе нормалей. Сюда пришел он учени­ ком, здесь стал токарем. Он горд был, что строит машины на заводе имени Сталина, первенце советской автомобильной промыш­ ленности. От старых рабочих знал он исто­ рию своего завода; Там, где прежде была Тюфелева роща, Постылое озеро, Кошачья слоЗода, там, где была заброшенная окраи­ на Москвы — Симоновка, сейчас растяну­ лись цехи заводангишанта. На этом месте банкир Рябугаявский бо­ лее трех десятков лет назад начал строить ' автомобильный завод. Правда, заводом то, ' что было построено, назвать дакал нельзя было. По сути это были жалкие авторе­ монтные мастерские. В первые годы советской власти мастер­ ские начали расти. Они оснащались новой техникой. Тут воспитывались кадры пер­ вых рабочих-автомобнлестроителейj Еще и сейчас старые москвичи помшт, как в 1924 году, в день празднования седьмой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, по Красной площади прошла колонна первых советских автомобилей — десять «АМО-Ф-15». На заводе тогда собирали в месяц десять сорокасильных полуторатонных грузови­ ков. С них и началась история советского автомобилестроения. Из года в год увеличивался выпуск ма­ шин: в 1924 году — 10 автомобилей, 1925 г. — 113, 1926 г. — 342. В 1928 году Алексей Максимович Горь­ кий побывал на Московском автозаводе. В цехе шассп, беседуя с автозаводцами, ве­ ликий шеатель воскликнул: — Ваш завод ■<— гордость велчткой от­ чизны, вы люди большого мастерства, инициативы. Разве можно было старой ма- тушке-Росснн мечтать об автомобиле?! Уже в 1929 году началась генеральная реконструкция завода. Завод «АМО» вклю­ чен был в исторический список 518 ново­ строек первой сталинской пятилетки. В два года создан был новый завод. 1 октября 1931 года автозаводцы с великой радостью читали приветствие, подписанное товарищем Сталиным: «С большим удовлетворением ЦК ВКЩб) отмечает победу рабочих и администра­ тивно-технического персонала завода «АМО». Там, где русские капиталисты могли строить автомобильные мастерские с отсталой техникой, с низкой производи­ тельностью труда, с варварскими приемами эясплоатаедии, создан могучий гигант с производительностью в 25.000 грузовых машин, с применением всех достижений современной техники. Ваша победа — это победа всех трудящихся нашей страны... Горячий большевистский привет всем строителям первого в СССР автогиганта —* завода «АМО». По просьбе работах Московскому авто­ мобильному заводу было присвоено имя товарища Сталина. • Из года в год рос завод. Вблизи завода сооружены большие жилые здания, дет­ ские ясли, сады. Дворец культуры построен на месте Симонова монастыря. Рабочие по­ лучили свой дом отдыха и свой санаторий. Не выходя из стен автозавода, можнозакон­ чить техникум п институт. • К 1932 году валовая стоимость продук­ ции завода возросла в шестнадцать раз по сравнению с 1928 годом. В 1935 — 1937 гг. — вторая рекон­ струкция. Возведены sopnyca еще одного механосборочного цеха, третьего питейно­ го, инструментального, куэовото, арматур­ ного. Завод имени Сталина превращен в крупнейшее в Европе автомобильное пред­ приятие. Он стал выпускать в год 70 ты­ сяч грузовиков. Он дал стране легковую машину «ЗИС-101», двадпатичетьгрех- местные автобусы, трехтонный грузовик, который на фронтах Великой Отечествен­ ной войны с честью выдержал испытание. Во время войны автозаводцы работалина оборону. За успешную работу автозавод имени Сталина был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Зна­ мени. 39 раз во время войны завод имени Сталина выходил победителем в соревно­ вании предприятий автопромышленности: На вечное хранение оставлено заводу зна­ мя Государственного Комитета Обороны. Вот на какой завод возращаяся матрос Александр Елисейкин. Он не видел еще ни первоклассного лимузина «ЗИС-110», ни новинки советского автомобилестроения — цельнометаллический шестидесятиместный автобус «ЗИС-154», ни грузовика, о кото­ ром тате много писали ему товарищи, — «ЗИС-150». Но он чувствовал, что, придя снова в пех, он отдаст все своя силы люби­ мому делу. В цехе «Задний мост» хорошо знают ру­ соволосого наладчика станков в синей фланелевке, из открытого ворота которой мыском выгладывает неизменная полосатая тельпяжка. Двадцать станков. У станков фрезеровщики и токари. Все молодежь. Да и сам наладчик молод — и по годам, и по стажу. Александр Елисейкин, вернувшись на автозавод, пожелал работать над выпуском грузовиков «ЗИС-150». Это было в самую горячую пору освоения этих великолепных машин. Он стал хозяином трех станков-ав­ томатов. Ежесменно табельщик записывал две—две с половиной нормы, которые да­ вал новый станочник. Сметка, проворство, ловкость, спокойствие, настойчивость — качества, которые» развились у Александре на флоте, сейчас пригодились ему. Через короткое время станочник стал на­ ладчиком. В первый же день в пролете к нему подошел мастер Владимир Клименко. Сам бывший моряк, он с первого же взгля­ да узнал в Александре матроса, — Где, браток, плавал? — Черноморец, — сказал Елисейкин. — Ну, а я с Балтики, — улыбаясь ска­ зал мастер. — Так что трудиться будем по­ морскому — с умом и душой. — Не уроним славы морской, — отве­ тил наладчик словами командира, сказан­ ными на вечере проводов демобилизован­ ных. Александру Ёлисейкину дали -десять че­ ловек. Из них только один был заправским станочником, остальных надо было научить работать по-стахановски. И, налаживая токарные, фрезерные, зуборезные станки, он учил фрезеровщиц Каширину и Бело­ ножко, токаря Игнатову, слесаря-сбор- пщка Кулакова. . Коща Елисейкин принял участок, ра­ бота здесь не ладилась. Наладчик при­ смотрелся к людям, по-вовому расставил их. Он сразу же выделил Каширину и Бе­ лоножко— эти работницы задают тон в со­ ревновании, трудятся старательнее других. Им он поручил изготовлять особо точные детали. Хорошо понимая цену времени, ои учит станочников сберегать каждую минуту. Ме.ткая поломка станка. Прежде в этих случаях звалп слесаря. До прихода ре­ монтника станок простаивал. Сейчас на­ ладчик мелкий ремонт производит сам, быстро и умело. Бригада Елисейвднасоревнуется с брига­ дой Вор<шова. Каждый день, приходя на смешу, первым делом узнает наладчик, как шли дела у Воронкова. Пока станочники Елисейкина— впереди. И он надеется удер­ жать первенство и дальше. ★ * * Непрерывным потоком сходят с конвейе- ров завода имени Сталина автомобили «ЗИС-110» — комфортабельная семнлест- ная легковая машина с восьмицилищровьш двигателем мощностью в 140 сил и мак­ симальной скоростью по шоссе 140 кило­ метров в час, машина, знаменующая собой новый этап технического прогресса совет­ ского автомобилестроения; автобусы—цель­ нометаллические «ЗИС-154»; грузовики — «ЗИС-150». О размахе производства на автозаводе имена Сталина ярко свидетельствует такой факт: каждый вагон чугуна, полученный заводом и пушенный в производство, через четыре дня уже уходит через заводские во­ рота в виде готовых автомобилей. По пяти­ летнему плану годовая производительность Московского автозавода в 1950 году должна достичь 100.000 грузовых автомобилей. Во всех уголках нашей Родины ходят сейчас автомобили марки «ЗИС». И если черноморцы, сходя с кораблей на берег, увидят грузовую машину темнозеленого цвета с вместительным «узовом, очень удобную и красивую, высокой проходимости и экономичности, пусть знают: в одном ез многочисленных цехов Московского завода имени Сталина над деталями этого автомо­ биля трудится их товарищ — Александр Елисейкин. Трудится так же отлично, как воевал он в дружной семье моряков, с та­ ким же пылом и умением, с каким в по­ слевоенные годы участвовал в подеме за ^ нувших кораблей. И на трудовой вахте не пнгнает ма­ трос своей боевой честн, попрежнему вы­ соко держит знамя морской славы. С. АНСАНОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz