На страже Заполярья. 1948 год. Август.

За нашу Советскую Родину! Г .л Ежедневная газета Северного флота М 180 (3176). Воскресенье 1 августа ; 1 9 4 8 г. > Год издания 12-й С е г о д н я ■ номере : Навстречу Дню Военно-Морского. Флота (1 стр.). Министр путей сообщения СССР В . Бе- щев. — Всесоюзный День железнодорож­ ника (1 стр.). Лейтенант Н. Тихонов. — В напряжен­ ной учебе — залог успеха (2 стр.). Капитан В. Лагошный. — Станислав Круппа и его товарищи (2 стр.). Кандидат филологических наук А . Нед- зведский. — Леся Украинка (3 стр.). В . Мартын**. — Советская неделя (3 стр.). Майор М» Владимиров, майор Н. Де­ ментьев. — «На холмах севастопольских» (3 стр.).. - Шахматы (4 стр.). Отставка Тильди Золтана (4 стр.). . Новые массовые нарушения правил по­ летов английскими и американскими са­ молетами (4 стр.). >»- • Военные действия в Греции (4 стр.). Выше идейный уровень политинформаций! Полтавекие информации являются/ од­ елим яз мощных средств идейного востгита- :«тросов и старшин. Опп способст- ~ вуют повышению социалистической созна­ тельности советского воина, мобилизуют его на дальнейшее совершенствование бое* вой и политической подготовки, на борьбу за укрепление дисциплины, организован­ носта и порядка. «Быть сознательным советским граж­ данином, — говорит товирига Жданов, — это значит понимать политику пзртии и 1 Советского государства п всеми силами до­ биваться ее осуществления. Социалистиче­ ское сознание ускоряет движение -советско­ го общества вперед, умножает источники его силы и могущества. Поэтому пеуклоп- нов повышение политического и культур­ ного уровня парода составляет жизненную потребность советского строя». В свете этих указании особенно боль­ шое значение приобретают политические М^ннформации. Назначение политической информации — своевременно и популярпо раз’яснять матросам, солдатам, старшинам и сержан­ там решения правительства и партии, при­ казы Министра Вооруженных Сил Союза ССР, а также текущие политические со­ бытия как внутреннего, так и международ­ ного характера и наиболее злободневные вопросы из жизни корабля, части. Политическая информация, интересная и глубокая по своему содержанию, проведен­ ная на высоком идейном уровне, пользует­ ся большой популярностью у матросов и старшин. Об этом свидетельствуют многие призеры и, в частности, опыт корабля Н. Личный состав этого корабля получает на политинформациях ответы па самые разнообразные, интересующие его вопро­ сы. Большое место в политинформациях отвечено задачам, стоящим перед кораблем. Здесь тщательно продумываются темы политических информаций, -составляется примерный план, подбирается необходи­ мая литература. Каждый, кто проводит * полялгнформациго, заранее извещается о сроках и имеет достаточное время для под­ готовки. Все это обеспечивает высокое ка­ чество политических информаций. Вот перечень тем политинформаций, проведенных йа корабле за последнее вре­ мя. Тов. Иваненков сделал политинформа­ ции «Строго выполнять военную присягу — долг каждого советского воина», «Мор­ ская дружба». Другие офицеры выступали на темы: «Соблюдение формы одеж­ ды на корабле и вг берегу есть важ­ нейшая обязанность личного состава», «Работа личного состава в походе». Кроме этих, проводились политические информа­ ции, посвященные жизни страны и собьь тиям за рубежом,- Широко освещается жизнь части и' в гвардейском Краснознаменном подразделе- мации проводятся нерегулярно, а то и вовсе отсутствуют. 0 таком недопустимом факте пишет в редакцию солдат II. Калашников. В подразделении, — сообщает он, — вот уже четыре месяца нет для личного соста­ ва ни политинформаций, ни бесед, ни лек­ ций. Наша страна живет напряженной, пол­ нокровной жизнью. Большие события каж­ додневно происходят за рубежом. А как насыщена летней боевой и политической подготовкой жизнь нашего фйота, только что отметившего свое пятнадцатилетие! Так отчего же у политработников не нашлось ни одного слова, чтобы рассказать обо всем этом! Справедливым упреком зву­ чат слова военкора о том, что личный со- стаз хочет послушать интересную полит­ информацию, но когда спросят заместителя командира по политчасти, почему они не проводятся, тот только пожмет плечами и... уйдет! Большое внимание следует уделять ка­ честву проводимых политических информа­ ций. Некоторые офицеры не готовятся к ним, превращают их в простую читку га­ зет или в инструктаж. Это происходит там, где заместитель командира по полит -1 части не следит за подготовкой руководи- j телей политинформации, не инструктирует j их по содержанию, не проверяет их кон­ спекты; Чтобы политинформация полностью от­ вечала задачам сегодняшнего *ня, замести­ тель командира по политчасти должен ру­ ководителей политических информаций дер­ жать постоянно в курсе событий, расска­ зывать им о задачах личного состава по боевой и политической подготовке. Качество; политических информаций це­ ликом зависит от тех, кто их проводит. Согласно директиве Главного Политическо­ го Управления, политинформации' должны проводить политработники кораблей и ча- Н а в с т р е ч у Д н ю В о е н н о-М о р с к о г о Ф л о т а С высокой оценкой . . ...у> •: 'wwiv .yjx'AiW ’ ’ • ' ' V-’ я " м т ш т ш Ш.Л .. РАДИСТЫ СТАРШИНЫ СЕРГЕЕВА УСПЕШНО СДАЛИ ЗАДАЧУ Па-дпях личный состав подразделения сдавал зачетную задачу по специальности. Этому предшествовала тщательная подготов­ ка. ГОомапдир отделения радистов старши­ на 2 статьи Сергеев проверил своих под­ чиненных, в свободное от вахт, занятий я работ время тонировал их быстро и пра­ вильно устранять повреждения и веисправ- рубке звезду с цифрой «1». Ш т ■•v fcfe. ‘ ,1 I — Корабельный —- праздник ♦ ГОДОВЩИНУ ПОД’ЕМА ФЛАГА ОТМЕТИЛИ УСПЕХАМИ В УЧЕБЕ Экипаж нашего корабля торжественно отметил очередную годовщину под'ема военно-морского флага, встретив эту зна­ менательную дату новыми успехами в боевой и политической учебе* В годы Великой Отечественной войны личный состав корабля успешно выпол­ нял боевые задания командования. В одном из походов корабль потопил не­ мецкую подводную лодку, за что носит Отличными показателями в боевой и политичеокоч подготовке встречает всена­ родный праздник День Военно-Морского Флота СССР лучший радист тЪгттедпых катеров старший матрос Михаил Васин. За короткое время он получил пятнадцать поощрений от командования. * НА СНИМ КЕ: старший матрос М. Васин. Фото М. Бугакоза. постп, еще раз озпакомил с чертежами я схемами радиоаппаратуры- Труд старшины 2 статьи Сергеева не пропал даром. Его подчингпные старшие матросы Бакагмов и Стариков па все вопросы проверяющих да­ вали глубокие, исчерпывающие ответы. Большую работу по покраске генераторов проделал со своими матфосаии командир отделепия электриков старпгина 2 статьи Воробьев. При сдаче зачетной задачи ог доение Воробьева получило высокую оцепку, Лучше других отвечал матрос Са-[ дЪвский. Знание боевой техники и ев сбережение по подразделению в целом признаны хоро­ шими Старший матрос М. БАРДНЖ08. День Военно-Морского' Флота мы ветре стен и политорганов, а также наиболее таем хорошими показателями в боевой и подготовленные строевые офицеры из чис­ ла командиров подразделений, кораблей, частей. Там, где забыли об этом, где проведение политических информаций перекладывает­ ся на плечи неподготовленных людей, там они проходят на чрезвычайно низком идейном уровне. политической учебе. В настоящее время идет деятельная подготовка к празднику. Готовится витрина, в <котх>]>ои будут отра­ жены боевая деятельность Военно-Морского С В Я З И С Т О В Флота в годы Великой Отечественной вой­ ны и подвит советских моряков. Ведется подготовка в спортивным соревнованиям, посвященным всенародному празднику. Матрос М. АЛЕКСАНДРОВ. Слово строителей В нашем подразделении состоялось со­ брание личного состава. Обсуждался вопрос ! оло,тготовке к Дню Военно-Морского Флота.* Поело доклада первым выступил коман- 'дпр лучшей) отделения сержант Кудинов. От имени своего отделения он заверил командование, что солдаты 5щ т выпол­ нят:, производственные задания не ниже, чем па 150 процентов- Вслед за сержантом Кудиновым выступили комсомольцы Доро­ нин п Степочкин. Они заятшли, что будут При выполнении боевых заданий матро­ сы, старшины и офица?ы честно выпол­ няли свой воинский долг перед Родиной, сражались храбро и мужественно. Отмечая в приказе пройденный ко­ раблем путь в годы войны и успехи лич­ ного состава в учебе в условиях мирного времени, командир об’явил бла­ годарности старшинам 1 статьи Кононо­ ву, Бармашеву, старшим матросам Пис­ кунову, Бойцеву и многим другим. В день праздника командир корабля вручил большой группе матросов, стар­ шин и офицеров юбилейную медаль «30 яет Советской Армии и Флота». По­ сле получения наград личный состав с интересом просмотрел выступление ан­ самбля песни и пляски Северного флота. На береговой спортивной площадке со­ стоялись соревнования и массовые игры. Старшина 2 статьи В. ЧЕПРАСОВ. Встреча с ветеранами Комсомольская организация нашего под- разделения провела встречу ветеранов Ве­ ликой Отечественной войны с личным со­ ставом. С большим интересом и вниманием прослушали молодые механики выступле­ ние тов. Сенаторова, который рассказал о выполнять в предпраздничные дни по двеi боевых ичигах североморсгта летчикаг в нормы. Отделение младшего сержан­ та Продли борется за выполнение месячно­ го плана на 140 проценте®, • солдат Иль- ченков — на 150. Ефрейтор Е ПЕРЕЛЬМУТЕР. д а войны. 0 работе механиков в боевых условиях рассказягстарший сфжант Пые- тогов: Затем выступил офицер Халимов, награжденный несколькими боевыми орде­ нами и медалями. ' Старший сержант Я. АЛЕКСЕЕНКО- Успех этой форйы агитации, ее целе­ устремленность во многом зависят от пра­ вильного подбора тематики выступлений, от оперативности. Политические информа­ ции должны освещать события сегодняш­ него дня, не могут они носить случайный характер, не затрагивать животрепещущих вопросов жизни нашей страны, боевой и политической подготовки личного состава. Нельзя признать нормальным, когда в по­ литических информациях преобладает меж- ВСЕСОЮЗНЫЙ ДЕНЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА Наша страна тринадцатый раз отмечает Всесоюзный День железнодорожника.- Празднование Всесоюзного Дня железно­ дорожника проходит в обстановке большого творческого под’ема, в разгар борьбы за досрочное завершение третьего решающего года послевоенной пятплетки. Социалисти­ ческая промышленность и земледелие добп -1 машинист Боготольского депо Краснояр­ ской дороги тов. Юшко за два с поло­ вший года выполнил трехлетшою норму. Паровозная колонпа Северо>*Донецкой дороги под руководством старшего машиниста тов. Брюховецкого пере- нин кораблей. Тов. Бочкарев провел поли- дородная тематика, заслоняющая виут- тическую информацию на тему: «Как рдуптв вопросы корабля, части, гвардейцы борются за укрепление воин­ ской диспиплины», тов. Ермаков—о неоо- ходимости знания и бережливого отношения к своему оружию. Здесь также немало политических информации посвящено меж­ дународному положению. Однако следует сказать, что не везде К этой форме большевистской агитации необходимо приковать самое пристальное внимание политических органов. Политин­ формации есть прямая служебная обязан­ ность политработников и командиров. Главное Политическое Управление Воору­ женных Сил Союза ССР требует, чтобы еще политические информации находятся в центре внимания политработников. Со-! начальники политических органов и заме- глаадо указаниям Главного Политического стятели .командиров по политической части Управления, политические информации должны ' проводиться три раза в неделю. Есть же корабли п части, где нолитинфор- ческую помощь лицам, проводящим их. повседневно следили за содержанием поли­ тических информаций, оказывали практи- - 0 - А А А Министр путей сообщения СССР В . Б ЕЩ Е В Д Л Д котельщика Алымова, формовщика Пота­ пова и многих других. Лучшие работники железнодорожного транспорта систематически перевыполняют лись крупных успехов. Об этом убедителъ- ! средиенрогрессивпые нормы, увеличивают но говорит сообщение Госплана СССР об ;межремонтный пробег подвижного состава, итогах работы во 2 квартале 1948 года. , \ ускоряют его оборот, максимально исполь- |выполняет порму технической скорости. зуют технику, образцово содержат свое хо- >В течение последнего месяца бригада про- зяйство, неустанно борются за внедрение ' вела 30 тяжеловесных поездов и перевезла повои технологии, за экономию топлива. . «’верх нормы около 10 тысяч тони грум, материалов и государственных средств. |Мантиппст депо Зилово Забайкальской до- Действеиность социалистического сорев- ' роги тов. Соловьев — инициатор ком- нованпя нашла' яркое проявление в заме- ; плексного применения передовых методов» чателъпом патриотическом движении тима- j труда. За годы послевоенной пятилетки оа шевцев но восстаиовлению в условиях де- ! уже выполнил норму пробега 3-х с полови- по поврежденных во время воины локомо- j пой лет. Герой Социалистического Труда тивоз и вагонов. По методу тплгатпевпев I тов. Папавин, работающий 20 лет па на транспорте восстановлено более 2.100 ! одпои матаипе, довел пробег своего тгаровоэа С ростом народного хозяйства все больше повышается требование к железнодорож­ ному транспорту. Транспорт для удовлетво­ рения нужд народного хозяйства с каждым годом увеличивает об’ем и темпы своей ра­ боты. Во втором квартале 1948 года средне­ суточная погрузка на железных дорогах составила 114 процентов ко второму квар­ талу прошлого года. Возросла погрузка; В честь Дня железнодорожника РОСТОВ-на-ДОНУ. На Дону, Кубани •fc в Ставропольском крае обозы с зерном непрерывным потоком идут к железнодо­ рожным станциям. Железнодорожники Кавказского округа перевезли тысячи вагонов зерна сверх июльского плана; Только на одной Северо- Кавказской магистрали в этом месяце по­ гружено на несколько тысяч вагонов боль­ ше задания. Среднесуточная погрузка хлеб! по сравнению с июлем 1940 года возросла в два раза. Превзойден также запланированный на 1950 год уровень среднесуточной погрузки угля и нефти. • A.IMA-ATA. 20 тысячами тонн топлива, сэкххюмленного па зиму, встречают День железнодорожника паровозники Туркеста­ но-Сибирской магистрали. Сейчас они расходуют угля на 8 процентов меньше прошлогоднего. Коллектив депо Матай отложил для зи­ мы свыше 1.200 топн топлива. Многие сотни тонн утля сэкономили депо Аягуз, Чире кая. Защита: ВОРОНЕЖ. 40 предприятий Юго-Восточ­ ной железной дороги досрочно выполнили 7 ‘месячный план. Машинисты паровозного депо станции Таловая в два с лишним раза перевыпол­ нили план пробела локомотивов и перевез­ ли грузов на 86 процентов больше, чем предусмотрено заданием. С начала года рабочие депо сэкономили около 300 тысяч рублей. ХАРЬКОВ. Транспортники южной маги- страли готовятся к своему традиционному \вые ге‘Р °1 послевоенной пятилетки. Заме- важнейших народно-хозяйственных грузов: угля—из 6 процентов, кокса—на 12 про­ центов, нефти — на 11 процентов, руды — на 18 процентов, черных металлов — на 12 процентов, зерна — на 69 процен­ тов, муки — па 88 процентов, лесных грузов — на 28 процентов, цемента — на 18 процентов.* В первом полугодии 1948 года желез­ ные дороги выполнили государственный план погрузки на 101 процент, семимесяч­ ный план погрузки также выполнен. В борьбе за досрочное завершение пяти­ летнего плана на транспорте развернуто широкое социалистическое соревнование, в ходе которого выдвигаются все новые и по- паровояов и только за прошлый год — ! без кашггального ремонта до 1.200 тысяч празднику — Сталинскому Дню железнодо­ рожника. Пропагандисты и агитаторы рас­ сказывают труженикам транспорта о зна­ чении этого дня, о лучшем друге советских железнодорожников — великом Сталине; На предприятиях узла Харьков-Сор-* тировочввя и других устраиваются доклады па тему: «СССР — великая железнодо­ рожная держава». Во Дворце культуры имели Сталина, в партийных кабилетах, узловых парткомах п па стапцияк обору- чательные образцы социалистического от­ ношения к труду среди паровозников пока­ зали прославленные машинисты Юшко, Шумилов, Абаджан, Кипианн, Иванов; сре­ ди диспетчеров — Беспятов, Коновалов; среди составителей поездов — Гурьев, Ефимов, Орлов; среди весовщиков — Ав­ сеев, Лобанов; среди вагонников — Хаба- 1.090 пассажирских вагонов. Совсем педавпо па трапспорте возникло повое движение, пазваппое у железнодо­ рожников морозовским. Почин коллектива паровозников стаищш Морозозская, Сталин­ градской железной дороги, организовавших ремонт вагонов под хле<5, подхвачен всеми железнодорожниками. Силами морозовцев отремонтировано уже свыше 8 тысяч ваго­ нов. В это массовое движение включились не только паровозники, не только работни­ ки других служб, но и многие предприятия промышленности. Можно отметить . также патриотический почин тульских машини­ стов п работников станции Мосста- Сортировочная, поставивших вопрос о пе­ ресмотре устаревших норм* Все эти проявления творческой инициа­ тивы тружеников транспорта показыва­ ют, как велика решимость железнодорож­ ников, как горячо их стремление досрочно завершить послевоенную пятилетку. Со­ циалистическое соревнование стало мощ­ ным орудием борьбы за под’ем железнодо- Нефедов, Мальцева, Бянкпн; среди связи­ стов — Коновалов, Соломатин. Немало пе- редовых людей среди строителей — ка- дованы выставки, показывающие огромный |MeHntIIKII Смирнов н Червяков, экскаватор- рост железнодорожного транспорта за годы j Лютенко и Иванов, штукатуры советской власти, роль транспорта в Вели- з^йкулов ц Малышко, плотники Логинов кой Отечественной войне, его развитие в послевоенной сталинской пятилетке. /ТАШ . километров. Мпогпо коллективы транспорта встреча­ ют Депь железнодорожника большими тру­ довыми победами. Досрочно выполнили се­ мимесячный плап погрузки Западный, Кавказский п СеверогЗападный округа, Белорусская, Западная, Кировская, Брест* .Титовская, Октябрьская, Ленинградская, Ка.жппнская, Юго-Западная, Вшшщкая, Одесская, Южная, 0рджопикпд爩ская, Азербайджанская, Закавказская, Дальнево­ сточная, Туркестано-Сибирская, Ашхабад­ ская, Омская и другие дороги. Среди заводов Министерства путей ссооб­ щения особо отличились Тамбовский маши­ ностроительный завод, Лосиноостровский, Гомельский и Ташкентский элевтротеаши- ческие заводы, которые ознаменовали День железнодорожника выполнением 8 -месяч­ ной программы. Железнодорожники много потрудились над усилением технической вооруженности магистралей и увеличением их пропускной способности. Восстановлены и вновь по­ строены тысячи километров путей, сотни паровозных стоил и вагонных депо, тысячи больших и малых мостов, построено для железнодорожников свыше 1,5 миллиона кзатратных метров жилой площади.- стпческом сорсзновагаш дооплся передовой j Отмечая серьезные успехи, достигнутые н Югов. Знают на транспорте ж передовых стряд железнодорожников — машинисты. |под руководством большевистской партии, работников ваЬодов — технолога Тарасо- \ Инициатор соревнования за выполнение,железнодорожники, однако, не должны ваг вз, кузнеца Камбарова, слесаря Баско, 1 пятилетиеи нормы пробега в четыре года j бывать о крупных неаостатках, наблнцаю- ров, Рязанов, Шавкун; среди путейцев — рожного транспорта. Более миллиона же­ лезнодорожников перевыполняет заданные нормы. Тысячи транспортников досрочно осуществили своп годовые, а многие ста­ хановцы и пятилетие планы. Особеппо больших успехов в социали- i щтаея в работе траосшрта. Над устранени­ ем этих недостатков вам предстоит много поработать. Партия и правительство подвергли наши недостатки суровой большевистской кри­ тике, чем оказали нам огромную помощь. Это вселило в нас уверенность в том, что мы преодолеем недостатки и поднимем ра­ боту транспорта на новый более высокий уровень, соответствующий нарастающему по.т’ему народного хозяйства страны. Вам предстоит еще много поработать над оздоровлением вагонного парка и путе­ вого хозяйства. Мы должны шире развер­ нуть работу по мобилизации внутренних резервов в использовании подвижного со­ става. Необходимо в кратчайший срок про­ вести коренную ломку устаревших техни­ ко-экономических норм. Железнодорожники станет своей задачей образцово подготовить хозяйство транспор­ та и кадры к предстоящей зиме, своевре­ менно обеспечить завоз на предприятие промышленности и в города запасов сырья и топлива, обеспечить бесперебойную ра­ боту железных дорог в зимних условияхs Одна из важнейших задач — перевезти хлеб нового урожая в установленные сроки и без потерь. Железнодорожники должны помнить, что че* успешнее будут прове­ дены хлебные перевески, тем большей вклад они внесут в дело укрепления могущества пашей славной Родины. Необходимо решительно улучшить об­ служивание пассажиров, навести порядок на вокзалах, полностью устранить опозда­ ния пассажирских поездов. Надо выполнить нанесенные планом ра­ боты по капитальному строительству и вос­ становлению железных дорог, в первую очередь по усилению пропускной способно-* сти дорог Урала, Сибири, Донбасса. В 1949 году оборот вагонов должен быть ускорен до 7,5 суток, а средний вес грузо­ вого поезда повышен не менее, чем на 6 процентов. Над решением этих ответст­ венных задач транспортники должны мно­ го поработать уже во втором полугодии это-* го года. Советские желе-зномрожники не раз по­ казывали примеры успешного преодоления трудностей па транспорте.' Они и сейчас мобилизуют все свои силы, волю и энергию на успешное выполнение задач, поставлсч- пых перед железнодорожным транпыртом нашей партией, правительством и велики* Сталиным. / /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz