На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.
2 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 28 апреля 1948 г., № 99 (309В) Новый состав комсомольского бюро за работой На отчетно-выборном комсомольской со брании отмечалось, что бюро во главе с тов. Кемеровым ве уделяло должного вни мания изучению комсомольцамисвоей спе циальности, а также примерности членов ВЛЕСМ в воинской дисциплине. Комсомолец тов. Гущин в своемвыступ лении заявил тогда:« В новый состав бю ро мы должны избратьлучших комсомоль цев — отличников боевой и политической подготовки. Бюро . должно иметь тесную связь с командованием (корабля и всячески способствовать командиру в успешном вы полнении задач, поставленных перед ко раблем». Собрание так именно и поступило. В новый состав бюро были набраны лучшие комсомольцы. Из старого составевошел толькодин тов. Кемеров. Секретарь Кемеровучелкритику комсо мольцев и горячовзялся ва !работу. Глав ное, чего он добивается, это примерности комсомольцев службе и учебе. Член бюро тов. Чулков находит время для большой общественной работы и для учебы. За отличноезнание своей специ альностиЧулков получил благодарностьот флагманскогоспециалиста.Он много учит ся, много читает, чат* беседует с матро сами, читает им газеты, журналы. Однаж ды в беседе с матросомТумановым он за дал ему подрос: «Почему ты, Туманов, не вступаешь в комсомол? Ведь ты хороший специалист». Туманов, подумав, ответил: «По правде говоря, со мной ва эту тему никто не бе седовал». И Чулков (начал помогать Тума нову готовитьсяв комсомол. Он ознакомил его с Уставом ВЛКСМ, рассказал о героиче ских делах лениогкого комсомола,о ето славном боевом пути. Эти задушевные бе седы далп своирезультаты. Матрос Тума нов принят в члены ВЛКСМ. Член бюро Буйновеп — отличник боевой и политической подготовки. Ему бюро по ручило оказывать помощь (редколлегии в выпуске стеяной газеты, а также помогать в работе агипторов. Вуйнювец успеш но справляется с заданиембюро. Га зета выходит регулярно,хорошо оформляет ся. Буйновец помогает агитаторам подби рать материал из газет и журналов для коллективных читок, а также сам читает бойцам интересные статьи из журналов и газет. На отчетно-выборнм собрании указы вали, что старое бюроне занималосьаван гардной * ролью членов ВЛКСМ в боевой юдготовке. Новое бюропоставило перед со бой задачу — добиться, чтобы каждый комсомолец в совершенстве владел своей специальностью. По инициативе бюро д с разрешения командира*было проведено не сколько технических «конференций. В мар те проведена конференция па тему: «Водо отливные системы». Руководил конферен цией коммунист Онищенко. С докладами выступили комсомольцы отличники боевой и политической подготовки Кожевников, Каплуненко и Оаофрийчук. Присутствую щие принимали активное участие в обсуж дении тем. Выступило 8 человек. Проведена была также техническая кон ференция под руководством коммуниста Еремина на тему: «Система всплытия и погружения». Докладчиками ва этойкон ференции были комсомольцы отличники боевой и политической подготовки Унте-, ров, Чулков и Гущин. Хорошо подготовив свои выступления, увязав их=£ боевым прошлым корайя, конференция вызвала живой интерес средиличногосостава.Осо бенно много дали технические^конферен ции молодым матросам, недавно прибыв шим на корабль. Офицер Мокрушин говорит: «Комсомоль ское бюро много помогает личному соста ву в изучении своей специальности. Если раньше средиматросовбылп такие, кото рые плохо знали специальность, то сейчас на корабле таких нет». Большое внимание комсомольское бюро уделяет пропаганде уставовВооруженных Сил и укреплению воинской дисциплины на корабле, организует соответствующие беседы. Уже проведено три беседы: «К че му обязывает матроса военная прпгяга», «Задачи комсомола по воспитанию молоде жи», «Поведение военнослужащего в ча стии наберегу». На этихбеседах присут ствовало 70 процентов личного состава. Инициатива в комсомольской работе, связь бюро с массой, с командиром дают хорошие результаты. На корабле заметно укрепиласьроль членов ВЛКСМ в обеспе чении боевой и политической подготовки тичного состава. Старший лейтенант Н. НЕЧЕПОРЕНКО. Как читать книги Пропаганде книги былопосвящено ком сомольскоесобрание в организации, где секретаремстарший матрос тов. Король. С ’большой активностью выступали комсо мольцы, рассказывали о своих любимых книгах, любимых героях, о том, какое ме сто заняла книга в их жизеш. Комсомольцы этого подразделения любят «книгу и много читают. Читательские би леты комсомольцев Михайлова, Поддуецг, Утянского, Коробова, Король п многих дру гих пестрят многочисленными названиями 'КНИГ. N. — Как следует читать я начал на ко рабле, — говорил на собрании старший маросУтяшжий. — Началчитать с ма леньких (произведений падпих классиков. Толстых книг боялся, но постепенно этот «стрех» прошел, ия сейчас читаюбольшие произведения. У нас матросы все увлека ются-книгами. — Книги надо читать умело, разби раться в прочитанном. А у нас есть неко торые матросы, которые неумело делают се бе выписки. Вот почему читать нужно вдумчиво, с разбором,— сказала своем выступлении старший матрос Король. В этой связи на собрани говорили о том, что корабельная библиотека должна активно помогать молодым читателям в выборе книги, а >не «подсовывать молодому бойцу первую попавшую подруку книгу. Необходимовывешивать рекомендательный список литературы. Этопоможетнашим ма тросами старшинам черпать еужные зна ния из книг. Комсомольскоесобрание поручило неко торым товарищам подготовить литератур ный вечер, посвященный роману Н. Ост равского «Как закалялась сталь». Собрание прошло с большой актив ностью. Главный старшина Л. ЗЕЛЕНСКИЙ. I Правильный курс Комсомольцы на своем собрани резко критиковали бюро за то, что оно плохобо ролось за примерность комсомольцев в дис циплине, что оно нерегулярно проводило заседания бюрои общие собрания. Молодой секретарь комсомольской орга низации Пиколай Дорошенко и членыбюро энергично взялись за налаживание комсо мольскойработы. Бюро начало с борьбы за высокую дис циплину членов ВЛКСМ. Вскоре после со брания произошел такой случай. Командир отделения приказал комсомольцу Андросо ву заправить как положено обмундирова ние, Андросов обмундирование заправил, но при проверке оказалось, что оно было уложено неправильно. Андросов получил замечание. Об этом узнал секретарь тов. Дорошенко. В этот день вечером было за седание бюро. Пригласили Андросом, по критиковали его. Он понял свою ошибку, свой проступок п заявил: «Служить буду хорошо, заверяючленовбюро». Раньше на взыскания, полученные ком сомольцами по службе, бюро не всегда своевременно реагировало. П когда члена ВЛКСМ Белова, получившего за мечание от дежурного, вызвали на faopo, он был очень удивлен. Он так и сказал: «Зачем меня из-за пустяка вызвали на бюро». Но когда члены бюро одцнза дру гим начали выступать, указывать ему, к чему ведет разболтанность, Белов понял, что с негоспрашивают правильно, и дал слово, что будет передовым воином. Слово свое Белов держит крепко. Дорошенко не сводитвсе дело воспита ния к вызовам на бюро. Являясь отличным специалистом, политически грамотным воином, он, как и членыбюро, повседневно беседует с комсомольцами, помогает им в вопросах боевой и политической подготов ки. Первым серьезным испытанием для но вого бюро был выход корабля в море. До рошенко и члены бюро Медведев,Глазы- рин, Березниченко и Прокопов тщательно подготовили собрание с вопросом: «О за дачах комсомольцев в приготовлениико рабля к походу и на походе». Собрание прошло активно, комсомольцы наметили конкретные мероприятия. Члены ВЛКСМ Пшеничный и Володинцев, выполняя реше ниесобрания, провели беседу с молодыми матросами по уходу за материальной частью. Комсомольцы Прокопов, Домашев, Механошпн провели индивидуальные бесе ды с несоюзной молодежью. Члены ВЛКСМ Хрустале® и Володинцев написали ло зунги. Все комсомольцы отлично подготовили материальную часть и на походе показали хорошие вианпя по эксплоатацп механиз мов. Командир корабля дат высокую оцен ку работевсего личного составамашинной группы, об’явил многим благодарности,в томчисле и секретарю комсомольской ор ганизациитов. Дорошенко. С момента избрания нового бюро прошло всего полтора месяца. Но и этотпериод по казал, чтобюро стопт на верном пути. Секрет успешной деятельности бюро, воз главляемого тов. Дорошенко, состоит в том, что здесь вопросы решаются оперативно. Члены бюро коллективно обсуждают во просы, проявляют инициативу в работе. Активная и целеустремленнаяработа бюроуже дала своирезультаты. Средиком сомольпеви молодежи резко сократились случаи нарушения уставов и инструкций. Капитан-лейтенант Д. МЕДВЕДЕВ. НА СНИМКЕ: Командир отделения старший матроо Николай Салонин (слева) проводят занятее но специальности со старшими матросами Н. Клещевым и А. Беркуном и матросом Юфирицыным. Фото М. Бугакова. Совершенствуя знания При проверке знаний старшины отдели ния Ковачевавыяснилось, что устройство торпеды и торпедных аппаратовим усвое но хорошо. Но практически Ковачев гото вил торпеду к выстрелу медленно, допус кал серьезные ошибки. Он, например, не мог отрегулировать некоторые приборы, делал излишние движения. Былоясно, что старшина редко тренировался на. боевом посту сам. Требуя четкой работы от подчи ненных, он забыл 0 своем личном совер шенствовании, как торпедиста. Старшина группы потребовал от Кова чевачаще быватьна боевом посту, отра ботать каждое действие строго по инст рукции, до автоматизма. Ковачевоспри нял эти требования, как должное. Он уси лил напряжение на занятиях, использовал каждую минуту времгни, отведенного для тренировки, для более лучшего освоения специальности. Упорная работа над собой обеспечила Ковачеву успех. Спустя некоторое время, старшина группы вновь проверил знания и практические павыкп Ковачева, но на этот раз торпедист не получил пи одного замечания. Другойторпедист, матрос Карпов, пришел на корабль, не имея нп малейшего пред ставления о торпеде. Мне, как старшине Карпова, пртплось серьезноподумать над тем, с чего начать обучение и как его ускорить. Имея некоторый опыт работы с людьми, я решил, что полезнее всего на чатьзанятия на боевом посту, изучать технику, разбирая и собирая механизмы. Этооправдаю себя. Карпов— трудолюбивый, дисциплиниро ванный матрос, ето заинтересовали заня тия. Он буквально часами не отходил от торпеды. Вскоре он теоретически освоил горпеду настолько,что мот уже рассказать не только устройство усталей, по п пх взаимодействие. Однако теоретические знания — это еще не все. Когда Карпову пришлось са мостоятельно готовить торпеду к выстрелу, он растерялся, перепутал порядок дейст вий,нарушил инструкцию. Начались кро потливые и напряженные тренировки, к которым матрос относилсясознательно, не теряянапрасно нп одной мгагуты. С по мощью опытных товарищей Карпов пре одолел и эту трудность. Через несколько месяцев учебы матрос готовил торпеду к выстрелу правильно п без посторонней помощи. Вскоре он был назначен на штат ную должность младшего торпедиста. Особо серьезное внимание при обучении торпедистов уделяется у нас знанию за держек и правил их устранения. При этом мы всячески избегаем условностей, делаем так, чтобы в случае отказаматериальной части торпедисты сразу со бражали, где и что нужно сделать для быстрейшего ввода аппаратовв строй. Дается, например, вводная: «Пригото витьторпедные аппараты к выстрелу». Ее выполняют старшина Ковачев и матрос Липков. Онп докладывают: «Торпедные аппараты к выстрелу готовы!». Следует команда: — Аппараты, товоь! Ковачев и Липков делают все по-боево- му и ожидают решающую команду. — Пли!.. — следуют энергичные дви жения стреляющих, но, к удивлению тор педистов, «выстрела» не последовало. Ко- вачев правильно ориентируется. Он сразу обратил внимание на приборы. Он докла дывает: — Не сработали на отсечку приборы! — МатросЛипков, почему не сработали приборы? — спрашивает его старшина группы. — Туго зажат сальник валика... Ответ неправильный. Старшина об’яс- няет: «После команды'«пли» не следует спешить, а вы поторопил сьи при нажа тии втулки поднимали гайки неравномер но, получилсяперекос, отчего п произошел отказ». Тренировка повторяется сначала. Второй раз Ковачев и Линков действовали уверенно и спокойно. В результате напряженной учебы отде ление торпедистов добилось значительных успехов. Все торпедные стрельбы ими вы полнены с высокими оценками. Сейчас это отделение держит первенство на корабле по быстроте и правильности приготвления торпед и торпедных апаратов к выстрелу. За хорошее знание своей специальности старшина Ковачев, матросыКарпов и Лип ков получили внеочередные краткосрочные отпуска. Они сфотографированы у развер нутого флага корабля. Старшина 1 статьи А. СОМОВ. Он служит примерев для подчиненных . Прошло два с половиной года,хав стар ший матрос Соколовский пришел служить на -корабль. С большим желанием вдял:я он за изучение новой специальвости ко тельного машиниста, а все, что каделось трузпым, Соколовский разрешал с помощью своего старшппы Колетова. «Хорошо знает своп механизмы стар шина отделения, — думал Соколовский, когда Колегов знакомил его в первый раз с паропроводами и магистралями,— но я по стараюсьизучить все это и буду знать еще лучше». Прошло несколько месяцев напряженной учебы. Вместе с другими котельными ма шинистами Соколовский настойчиво изу чаттехническую литературу, пособия и учебники, знакомился с устройствомпаро проводов и в целом котельной установкой. Он радовался каждому новому успеху и напрягал всесилыи знания для полного освоения специальности. Старшина 2 статьиКолелов всегда поощ рял инициативу старшего матроса Соколов ского и помогал в учебе, готовил из него надежного помощника. А когда Еолегов убыл в долгосрочный отпуск, старший ма тросСоколовский был назначен на долж ность старшины отделения •котельныхма шинистов. Первые дни в этой должности принесли старшему матросу Соколовскому немало трудностей. Теперь он отвечал не только за себя, но и за своих подчиненных, за их воспитание ибоевые успехи. Особенно волновали молодого старшину отделениятакие вопросы, гак и с чего начать учебу матросов по специальности, какие ремонтные работы начать в первую очередь, как составитьремонтную ведо мостьи многоедругое. На помощь к нему приходилстаршина группы. Внимательно прислушиваясь к своим •подчиненным и изучая их каждого в от дельности, старший матрос Соколовский искал правильный методобучения и вос питания их, и это ему удавалось.Его отде ление котельных машинистов вскоре заня ло одно из лучших мест в боевой части. Старший матрос Соколовский всегда при сутствовал на гимнастике, подтягивал от стающих матросов. Однажды он заметил, что матрос Ермолаев не всегда выходит на построение и уклоняется от гимнастики. Соколовский вызвал его и сделал замеча ние, а когда Ермолаев повторил сноа» тоже самое, старший цатросСоколовский строго наказал его. После этогоматрос исправился и стал добросовестноотноситься % ’ сжим обязанностям. Поручая дело своемуподчиненному, Соко ловский подробно раз’ясояет и показывает сам, как лучше сделать,а вате» следит, как выполняется его приказание. Такой метод обучения помогает бойцам быстрее освоить свою специальность. Помогло это и матросу Овсянникову, -который старает сявсе делать так, как учит его старшина отделения. Опытный старшина отделения Соколов ский служит образцом для своих подчи ненных и правильно воспитывает их, по казывая личный пример в боевой и поли тической подготовке. Старшина 2 статьи А. РЫЖОВ. В О Д О Л А З Ы ( О Ч Е Р К ) Была ранняя холодная весна. Николай спускался под воду. Чтобы скоротать вре мя, водолаз пел знакомые песенки, слу шал, как с шипениемвходит подшлем воз дух. Неожиданно он стад задыхаться. — Дайте воздух! ---- — срывающимся го лосом крикнул в те лефон. Больше он ничего не помнит. На верхней палубе столпились матро сы, старшина водо лазной группы Ми -4 хайлов хлопоталвоз- чь >£ *' ■ ■ Ш к • . ле него. Николай от крыл глаза и почув ствовал, как щтя- теп соленый морской воздух... Как хороша жизнь в 22 года! — Ну! — сказал доктор. — Ну, ты еще будешь водола зом? «Какой смешной вопрос. Доктор, на верное, пощутил. На шел время для шу- • ток. Ясное дело: шланг замере, и перестал поступать в скафандр», —-А почему бы s нет? Завтра уйду под воду. ...Нет, не лепсокрылаямечта, не маль чишеская романтака связывала его с лю бимым делом. В детстве ему приходилось читать разные замечательно увлекатель ные книжки о людях-героях, проникаю щих в "айны природы, совершающих чу десахрабрости. Конечно, не это тянуло его в глубины океанов и морей. Быть хорошим тружени ком па тяжелом участке борьбы советско го человека с природой, отдать всесилы папользу Родине — вот что былоглавным п -----в его службе на флоте. А она была не легкой, требовала могучей силы воли, железных мышц, зоркого глаза, по стоянного присут ствия духа. У мичмана Нико лая Егоровича Обы- деннога богатая, ин тересная биография водолаза. Сколько захватывающих ис торий, каких только случаев не бывало у него почти за двад цатилетнюю службу на флоте! И каждый из них — ноединок советскогочеловеки со слепыми силами стихии, неукроти мая жажда победы над ними. • ----- — Ну как не рассказать вам про ето! Постойте, когда этобыло? Да, конечно же, это случилось в Отечественную войну. Кажется, в 1943 году. Ему приказали обследовать затонувший корабль. Он немедленно ушел под воду. Вот, накренившись на борт, лежит судно. Водолаз ползком «вошел» в жилое поме щение. Неожиданно кто-то схватилего сзади за голову. «Не надоволпезтея, спокойнее», — убеждал он себя. Чудес нс1 $ ■ ' > Старшина 1 статьи Григорий Лавреиюк. Фото Г. Алхимова. воедух опять бывает, значит что-то случилось такое, чего он не заметил. Осторожно, очень мед ленно водолаз попробовал двинуться назад. «Кто-то» продолжал его держать... Тогда, передохнув, он решил испробовать разные пути отхода. Нолз вперед, влево, вправо, приподымался на четвереньках, всячески изворачивался, вертел шлемом в разные стороны... Все попытки оказались бесплод ными. Он перестал двигаться, решил отдохнуть. Прошло уже больше часа, а по ложение оставалось критическим. Страшно ему было? Да, по совести ска зать, не от чего быловеселиться... Отдох нув, он осмотрелся. Глаз, привыкнув к по лумраку, начал ясно воспринимать очерта ния места, куда он вполз. — Чорт бы меня побрал, если это не баталерка! — закричал он вдруг, и тот час на другомконце телефонного провода, связывавшего его с людьми, которые сна ряжали его под воду, дежурный спросил: — Что ты такое там кричишь? Какая такая баталерка? Выкарабкаешься? — Постараюсь! Пока помощи не надо. Пу да, самая что нп есть баталерка, в которой, ну, конечно же, должны быть крючки для подвешивания мясных туш. Так оно п было. «Кто-то» оказался же- леоным крюком, который поддел за воз душный рожок, находящийся наверху шле ма Обыденнова. Минут двадцать он пытал ся освободиться от крючка и не мог. Тогда на помощь ему спустился другой водолаз Глинка. Но в проходе баталерки лежалНи колай/ и товарищ не смог выручить его. Только через два долгих часа, предприняв самыо равнообразные попытке, водолазу удалось освободитьсяот крючка п поднять ся на палубу бота. В каких только переделках нп приходи лось бывать водолазам в войну! Работы 1ыло столько, что каждый из них ВЫСИ- хивал под водой непрерывно по многу ча сов. Сам Николаи Егорович однажды, ис правляя рулевое управление судна, нахо дился под водой в течение 12 часов под ряд! 17 лет служит па флоте мичман Обы- деннов. Заэто время он сотни разспускал ся под воду, встречался с опасностью, преодолевал неисчислимые трудности сво ей нелегкой профес ии. Он гордится своими двумя орденами Красной Звезды. Но еще больше он горд сознанием, что сумел подготовить себе достойную смену. • — Вот, смотрите: Дряхлов стал главным старшиной, Калинка и Татарншвили полу чилизвания старшин. Лаврснюк — тоже старшина. А давно ли он первый раз оде вал скафандр и шел под воду? Теперь он лучший наш глубоководник. — Сколько же часоввы были под во дой за свои семнадцать лет службы водо лазом? — Много, очень много. И не сосчитать.. А, впрочем, — добавляет Николай Егоро вич, — посчитать, пожалуй, можно! Он куда-то уходит и минут черезпять, загля дывая в свой служебный формуляр, сидит за столом и высчитывает. — Вот! Всего я былпод водой 7.228 часов. Глядя на его высокую плотную фигуру, широкие крепкие плечп руского челове ка, нельзяне поверить, что под водой он находился непрерывно, в общей сумме ча сов,окологода! Прощаясь, он сновавспоминает о Лав- ренюке, хвалит его, восхищаясь водола зом.Хорошая сменарастет! Лавренюк очень похож на Обыденнова: та же крепко сбитая фигура, крутая грудь, короткая мускулистая шея. Что его отли чает от мичмана — это годы. Ему всего 27 лет. А водолаз в этигоды,что называется, «в полной силе». Когда он был на комиссии, определяв шей для каждоговодолаза в отдельности допустимую глубину спуска, председатель |сказал ему: — Спускаться можете до разрешенного предела! До предела, понимаете? — Пе многим давали такое право, и Лавренюк, уверовавшнсь в силу своего сердца и авто ритет врачей, сразу втянулся в службу. Десятки раз приходилось ему спускать ся на большую глубину, борьбу за кото рую он начал с 45 метров. Это средняя нормальная глубина для каждою подготовленноговодолаза. А если корабль затонул на глубине, превышаю щей эту цифру? Тогдаза такое дело при нимаются глуооководники. В одномпз заливов на грунте лежало поврежденное судно. Глубины были извест ны — большие. Григорий Лавренюк одел скафандр, и спуск под воду начался. Держась за ходо вой конец, человек в скафандре медленно спускался на дно моря. Уже прошло око ло десятиминут. — Дальше... метров не ходи, — нззват в телефон цифру мичман Роганов, дежурив ший на палубе бота. До обозначенной на карте глубины оставалось десять метров. Н тогда,по выражению Лавренгока, у него «чортики в глазах заплясали». Держась за конец, он сделал небольшую передышку, отдохнул. Затем, медленно.отдавая конец вверх,продолжал спуск. Каждое малейшее движение усиливало кровообращение, ды- ханно учащалось и все больше затрудня лось. Роганов все время предупреждал об ос торожности прп спуске. ДослухаЛавреню- ка как пз тумана доносилсяуже ставший далеким голос мичмана. И вот оп предел — глубина, на которую еще не спускался в неспепиальном костю ме ни одинводолаз. ...На этойглубине я стал заговаривать ся. В ушах стоял тонкий звенящий стоя, глухимшумом входивший в мое сознание, которое я еще ие потерял. Товарищи рас сказывали потом, что я бормотал бессвяз но что-то, кричал, почему меня вдругна чали подымать, хотя спуск еще продолжал ся. — Кончай работу, садись «на выдерж ку», — это я ясно услышал в телефонп прекратилспуск. Да, очень утомился. Ни чего.Зато я понял, чтодостиг такой глу бины, на которую -редко кто могспустить ся. Под’ем длился около пяти часов,в 30 раздольше, чем спуск. Через каждые не сколько метров я делал «ступеньку», то-есть отдыхал. На нашем языке это на зывается «сесть на выдержку». Нет, не счастливыйслучай помог Лав- ренюку превысить тлубину, на которую разрешен спуск. Отличноезнание всех ус ловий спуска и лод’ема, железноездоровое, несокрушимая воляк достижению успеха на благо Родины — вотчто двигало совет скимморяком. Его пытались опередить другие глубо ководники старшины Бирбасов и Карпенко, мичман Роганов. Борьбу ва глубину начал Бирбасов. Карпенко улучшил результат на 2 метра.-Опытный водолаз Роганов спу стилсяна 10 метров глубже, чем Карпенко. Казалось, достигнуты все допустимые пре делы. И тогда Бирбасов предпринял по пытку — увеличил тлубину спуска еще на 5 метров. Это достижение товарища взволновало Лавренюка. Значат, можно еще глубже спуститься? Значит, ето не предел для со ветского человека? И Лавренюк последняя тельно перекрывает все результаты Кар пенко,^Роганов|, Бирбасова и... добавляе еще 5 метров глубины. Это былвыспиГ результат, которогове смог достичь ни оиг водолаз в Военно-Морском Флоте наше страны. Та кем он остался и до сегодняш них дней — неперекрытым. За 7 лет службы водолазом старшие Лавренюк находился под вотоГ почти около3.000 часов. Цифра внуши тельная, показательная! Старший лейтенант Л. ШАХНОВСНИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz