На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.
ф ИА Й Т Р АЖЕ З А П ОЛ Я Р Ь Я 2В апреля 1948 г., № 97 (3033). ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА ПОСЛЕ ОТЧЕТНО-ВЫБОРНОГО СОБРАНИЯ Проходившее в декабре прошлого года отчегно-вь орное собрание признало ра боту ннзоеои партийной организации, ко торой ныне руководит коммунист тов. Та тарине*, неудовлетворительной. Серьеоной и резкой была критика. Коммунисты по- деловому указывали на недостаткии про махи, па отрыв партийно-политической ра'кугы от конкретных задач, стоявших перед подразделеним, на безынициатив ность секретаря. Деятельность молодого партийного ру ководителяТатарпнова началась с того, что он побеседовал с каждым коммуни стом. Работа партийной организациимо жет быть успешной, если в ней принима ют участие все коммунисты. Тесное об щение с членами и кандидатами партии помогло Татаринову лучше узнать их мы сли, пх пожелания, наметить, что может сделать каждый пз них. Вскоре после собрания подразделение приступилок выполнению задач по бое вой подготовке. Посоветовавшись с секре таремпервичной партийной организации и с командиром подразделения, Татари ном решил посвятить первое партийное ссбр&нпе обсуждению роли коммунистов в решенпп этих задач. Собранию предшест вовала большая работа с каждым комму нистом в отдельности. Большую помощь оказали молодому секретарю комунисты- руководители. На собрани выступило более половины состава партийной орга низации. Обсуждая доклад командира под разделения, коммунисты резко (критико вали свои:;товарищей Крутова, Елизаро ва и других, которые еще не заняли авангарднойроли. О остановка непримиримости к недо статкам, создан ая на партийном собра нии, всколыхнула всех коммунистов. Лю ди почупствовалп, что нельзя быть без различными к тому, что делается вокруг, что-каждый из них ответственен перед партиен за боеспособностьне только свое го поста, но и подразделения в целом. Партийное собрание, обсуждавшее вада- чп коммунистов в решении стоящих перед подразделением задач по боевой подготов ке, прнпяло решение. Многио коммунисты получллп партийныо поручения. Устраняя пробел в огневой подготовке артиллзрпй- ских п пулеметных отделений, коммунист ЧерЕяксв по поручению командира и партийной организации подготовил техни- » ческуго конференцию по устройству и особенностям эксплоат ции катерногоору жия. С основными докладами выступали опытные комендоры п пулемлтчикп Иванчпкол, Береснев, Державин. Кон ференция оказала серьезную помощь •молодым комендоргм и пулеметчикам. Ее результаты и усилившиеся за последнее время тренировки по испольйо - ваниго катерного вооружения в самых различных условиях боя благотворно ска зываются на практических стрельбах, на .огневой выучке молодых специалистов. Достаточно в качестве примера сослаться на достигнутую меткость огня, на расту щее умение молодых комендоров и пуле метчиков, выполняющих в этом году за четные задачи лучше, чем раньше. Серьезную помощь молодым комендорам и пулеметчикам оказал коммунист старшина 1 статьи Береснев. * Каж дый день его можно вид-еть «на кате рах помогающим рядовым специалистам изучать катерное вооружение. Благодаря его помощи комепдор Шестаков, ранее слабо 8 назший правила стрельбы, теперь стал однпм пз лучших специалистов под разделения. Все задачи, выполненные Ше стаковым, получили только хорошие и отличные оценки. •Много работают с мотористами катеров коммунисты Огепкин, Семонов и другие. Группа мотористов, руководимая коммуни стом Семеновым, добилась хороших успе хов в эксплоатациидвигателей. Ни одной аварии, ни одной поломки, безупречная работа моторов — таков итог работы бое вого поста коммуниста Семенова. Сейчас по совету командира и по ини циативе партийной организации в подраз деленииготовится техническая конферен ция по устройству и использованию дви гателей. Бесспорно, что она окажет бла готворное влияние на боевую выучку лич ного состава моторных групп. Партийная организация не ограничи ваетсяпроведением только таких меро приятий, которые охватывают значитель ную массу личного состава. Коммунисты Стенкин, Крылов, Глуханов, Семенов, Пет рищев и другиесвоей индивидуальной ра ботой средиличного состав^ мобилизуют его на успешное Бешение задач боевой подготовки. «Боевой листок» подразделения (редак тор коммунист Петрищев) из номера в но мерподнимает важнейшие вопросы учебы, пропагандирует опыт передовиков, резкой и справедливой критике подвергает не радивых. Партийная организация проявила цен ную инициативу — готовит вечер, посвя щенный боевой деятельности моряков тор педных катеров в годыВеликойОтечествен нойвойны. С основным докладамотактиче ском использовании торпедных катеровв годы войны выступит один пз наиболее подготовленных офицеров. Содокладчиком выступит участник боевых операций се вероморских катерников старшина 1 ста тьи Береснев, который поделится личным опытом. Это — хорошее начало.Если партий ная организация с такой же настойчи востью будети дальше пропагандировать боевой опыт и славныетрадиции катерни ков, завоеванные в дни Великой Отечест венной войны, то это окажет серьезное влияние на качество боевой подготовкив подразделении. Анализ состояния работы по обеспече нию боевой подготовки показывает, что партийная организация стоит ва правиль ном пути и обеспечиваетуспешное реше- iние задач воинского воспитания личного состава. В неразрывной связи с воинским воспи танием катерников решает парторганиза ция и вопросы идеологической работы. В подразделении хорошо поставлено чтение лекций и докладов на различные полити ческие и естественно-научные темы, j Члены и кандидаты партии учатся, ра ботает кружокпо изучению УставаВКП(б), часть партийных активистов учится в школе партийного актива, наиболее под готовленные тавафищи углубляют своя знания истории парти по первоисточни кам в группе повышенного типа. Секре- ; тарп низовых партийных организаций прп iпомощи членов бюро и секретаря первич ной организации систематически контро лируют учебу коммунистов, оказывая им Бюро умело нацеливаеткоммунистов на peiu.n.i • воинского и политического воспитания личного состава подразделе ния. Однако состояние атитаппонной ра ботыеще не отвечает повышенным требо ваниям сеготняпгнего дня. Агитаторы ком мунисты Крутов, Ромашев и другиерабо таютеше плохо. За четыре месяцапосле отчетно-выбор ного собрания сделаны заметные шаги вперед, активизировавшие деятельность партийной организации. Капитан Б. МЕНЬ. Э кзамены в школе партактива Начались испытания в школе партий ного актива, где начальником офицер Де нисов. Экзаменам предшествовала серьез ная подготовка: состоялись групповые и индивидуальные консультации, прочитаны дополнительно лекции по основным вопро сам пройденной программы, прошел двух дневный сбор слушателей. Всего сдают зачеты 46 человек. Это— секретари первичных партийных, комсо мольских организаций, заместители секре тарей, члены бюро, агитаторы. Слушатели в преоЗладающем большинстве серьезно . относились к учебе, аккуратно посещали заг~ гпя, конспектировали лекции,готови лись к семинарам, активно выступали при обсуждении тем. Первый зачет по «Краткому курсу истории ВЕЛ(б)» показывает, что слуша телишколы твердо усвоилиматериали свооодно в нем разбираются. На вопрос экзаменующегоотвечает стар шина второй статьи Ковалев. Он обстоя тельно рассказывает о втором и третьем походах Антанты, об обстановке, котораяв то время сложиласьв стране. Старшина Ковалев подробно остановился на роли товарища Сталина в разгроме Деникина. Полные и обстоятельные ответы также дал главстарпшна Матвеев. Он рассказал о причинах поЗеды Великой Октябрьской социалистической революции, о кипуче? деятельности большевистской партии по завоеваниюмасс в этотпериод. Слушатели школы показывают твердые знания по «Краткому курсу истории ВКЩб)».. (Наш корр.). Хорошо ПОДГОТОВИТЬСЯ к испытаниям Секретарь комсомольской организа ции, электрик, отличник боевой и полити ческой подготовки старший матрос Ана толий Позгалев. Фото М. Бугакова. Получили отличные оценки На-днях закончились занятия стрелков- рздистов нашего подразделения. Особое внимание было уделеноздесь совершен ствованию знаний а практической работе по приему и передачена ключе. Личный состав прослушал лекции по электрооборудованию и радиотехнике. В качестве натлядных пособийбылп исполь зованы схемы самолетных радиостанций. Проводимые лекции позволили глубже за крепить знания по устройству и эксплоа- тации радиостанций. Благодаря правильной организации за нятий большинство стрелков-радистов по лучило па зачетах хорошие и отличные оценки. Так, сержант Белооерцов по всемпрой денным дисциплинам сдал зачеты на «от лично». Пе отстали от него и сержанты Дегтярев,Арпшп, Холдырев и другие. Получив новые знания по специально сти, стрелки-радисты закрепляют пх в практической боевой учебе, добиваясь пра вильнойэксплоатации вверенной техники. Сержант В. СОКОЛОВ. Образцы труда Командир отделения младший сержант Бершадский, матрос Кураев повседневно повышают своп военные и политические знания. На инспекторской проверке поли тических занятий онп получили отличные оценки. Немало примеров отличной службы по казывают и другие матросы и сержапты этой части. Например, в мартекомсомолеп сержант Матве в и старший матросМпло- хип, раЗотая на ремопте материальной части, производственый план выполнили па 350 процентов. Сержант Борткевич, старший матрос Карапдееввыполнили в том же месяце более 200 процентов произ водственого плана. Намного перевыпол нили месячпый план старшипа цеха электриков сержант Мерзляков, механик по электрооборудованию сержант Ушаков, механпк штурманских приборов младшпй сержант Карпинский. Гвардии старший сержант М. ТРОИЦКИЙ. В ближаАпм время радиотелеграфисты и телеграфистыбудут держать испытание на получеюю аваия массного специя», ста. Испыяафям подвергнутся в одинако вой мерематросы и старшины, независи мо от их срока службы и подготовка. Этоне простоэкзамены по проверкезна ний, какие проводилисьраньше, а установ ление степени мастерства, накопленного матросами я старшинами завсю пх служ бу. Испытания покажут, насколько при лежно и старательно занимались радисты п телеграфистыи насколько их подготовка удовлетворяетпред’являемым требованиям. Испытания установят класс специаль ности каждого специалиста радиосвязи. Этобудет большое событиев службе свя зистов. Радиотелеграфисты п телеграфисты пройдут проверку во всем об’еме знаний: прием наслух и передача на ключе, уме ние вести оперативный радиообмен на ра диостанции, знание материальной части, правил эксплоатации радиоаппаратуры и правилэксплоатационной службы. После прохождения испытаний матро сам и старшинам комиссией будетустанов лен классспециальности. Наиболеепод готовленные радиотелеграфисты и теле графисты удостоятся звания специалиста первого класса, менее подготовленныеспе циалисты— второго и третьегокласса. Поэтому заслугой каждой боевой части наблюдения и связи, каждого подразделе ния будет являться большее число матро сов и старшин, получивших звания спе циалистов первого класоа. Па большинстве кораблей и в подразделе ниях подготовкаиспытаниям на получе ние классной квалификации давнонача лась и проходит организованно и целе устремленно. Для этойцели там регуляр но проводятсяплановые и внеплановые за нятпя и тренировки, введен учет качест венных показателей,достигнутых каждым специалистом. При таких условиях матро сы и старшины видят свои ошибки и сразу могут их устранять. Примером образцовойподготовки могут служить подразделения, где руководят связью офицеры Штанов и Витвицкнй. Они уделяют большое внимание практической подготовке радистов к несению радиовахт и грамотному обслуживанию материаль ной части. Положительные результатыдают полностью использованные выходы кораб лей в море и работы в учебных классах. Пошмо того, у этих офицеров зна иая часть радистов повседэевво занимает ся самостоятельно, готовится с испытани ям на специалиста первого сдасса. Благодаря хорошо развернутой работе с радистами, заметно улучшилась их подго товка, повысилась дисциплина радиообме на, значительно сократилось число нару шенпй при несении радиовахт. На прово димых учениях тт. Штановым и Вигшц ким радисты смоглиобеспечить надеж ную и бесперебойную связь с самолетами У офицера Штанова хорошо подготовле вы старшины групп мичманы Пустовалов и Горбунов, на которых он опирается в обучении матросов и командиров отделе ний. Мичманы Пустовалов и Горбунов обу чены методически правильно проводить занятия с подчиненными и в свою очередь подготовилихороших специалистов. Но не везде подходят к испытаниям на классных специалистов, как к важному и серьезному делу. Некоторые офицеры, ру ководящие вопросами связи, еще «во при ступили к подготовке своих подчиненных, не наметили никаких мероприятий, не на ладили занятий с радистами. Кое-где имеют место даже срывы плановых занятий. Например, у офиперов-связистов Дерп- коленко, Карасеваи Брусницына радисты перегружены работамине по специаль ности, в ущерб боевой подготовке,у нпх допускается невыполнение планов и тре нировок по специальности. 0 какойподготовкеможно говорить, если у старшего лейтенанта Брусницына ра дисты долгое время не тренируются в не сении практических радиовахт.Планируют ся занятия по специальностии упражне ния, которые доводятсядо матросов и ciud- шин, но тренировки срываются, а офицер Брусяипын заносит несостоявшиеся тре нировки в журнал учегга боевой • подготов ки, как выполненные. При таком состоянии подготовки ради стов наверняка можно сказать, чтоу офи цераБрусницына немного окажется подчи ненных, удостоенных звания специалиста первого клас а. Столь большое мероприя тие может оказаться проваленным на этом корабле. Сейчас необходимо связистам напрячь всесилы, максимально использовать остав шееся время для подготовкик испытаниям. На решение этой задачинадо мобилизовать все силы, чтобы приттн в испытаниям вполне подготовленными. Капитан-лейтенант Н. ТРУХНИН. Добились хороших успехов В отделение рулевых прибыли юнги Белкин, Дмитриевских, Паньков и Катунов. С первых дней они с интересом стали изучать устройство к рабля и расположе ние боевых постов. Старослужащий матросы Перфильев и Ангеловознакомилиюнгс рулевым устрой ством, с расположением и назначением приборовв ходовойи штурманской рубках. На всех занятиях и гренировках лучшие результаты в учебе и дисциплине показали юнги Белкин и Дмитриевских. Приказом командира кордбля юнге Бел кину присвоено звание— матрос, а заотличную учебу ему был предоставлен краткосрочный отпуск. По возвращении из отпуска матроса Белкина поставил на штатную должность рулевого. Оя при нял заведыванпе главного поста управле ния рулем. чман Кудрявцев и его ученини Сзшннар евнпгтарзй мсогаьснх отачизаций Политотдел П-ского соединения провел трехдиевЕЫЙ семинар секретарей первич ных комсомольских организаций. На семи наребылппрочитаны доклады: «Практика работы комсомольской организаци по обе спечению примерности комсомольцев в боевой подготовкеи дисциплине», «Поли тические занятия — основная форма по литического воспитания матросов и стар шин», «Обеспечение примерности комсо мольцев в политическойучебе», «Формы и методыра(5оты комсомольских организаций по воспитанию у комсомольцев и молоде жи чугства советского патриотизма и на циональной гордости», «Планирование ком сомольской работы в пепвпчной опганиза- цни», «Порядок * ведения комсомольского хозяйства». С докладамивыступили тт. Гончаров, Смирнов, Сумеркин, Матвеев, Ефимов и другие. В заключение семинара выступил на чальник политотдела, который поставил перед комсомольским активомконкретные задачипо обеспечению авангардной роли комсомольцев в боевойподготовке нз бли жайшее время. С большим вниманием прослушали уча стники семинара доклад лектора Полит управления майора Силаева о народно- освободительнойвоСне в Китае. Старший лейтенант М. РЕПИН. -Для мен$ флот являетсяроднойсемь ей. На корабле я вырос, воспитался и стал специалистом, — так говоритмолодыма тросамопытный мастер кабельно-подвод- ышй- связи мичман Кудрявцев. В 1918 году он добровольцемушел в от рядКрасной гвардии,участвовал в разгро ме немецких полчищ под Псковом. Юноша исколесил с отрядом многие фронтовые ю- роги. Десять лет подряд служил Александр Тимофеевич на кабельномсудне«Молния». Ему хорошо знакомы острова Балтики, бухтыишхеры, аво многих местах и грунт моря. Из года ® год он производил про кладку подводных кабелей. В 1944 году он прибыл на Северный флот, и вот уже четвертый год продолжает работать в одном подразделении. Александру Тимофеевичу исполнилось 46 лет. Хотя и засеребрилисьего виски и морские соленые ветры отложили свой от печаток на его лице, но выглядит он бод рым и не по летам энергичным. Даже в выходные дни его всегда можно видеть за работой. Тоон беседует с людьми, то осмат риваетпроводаили что-нибудь делает на контрольном посту. А когда у него спро сили, почему он проводит выходные дни не дама,мичман так ответил: — У меня есть семья и квартира. Но в свою частья тоже прихожу каждый выходной день, как в родной дом. Мпчмап Кудрявцев привык к суровым условиямЗаполярья, горячо полюбил Се верный флот. Ведь не случайно в 19-15 го ду здесь он остался на сверхсрочную службу на 10 лет* Мичман готовит таких специалистов, которые смогут мастерски прокладывать подземный п подводный кабель, умело ыполнять любые обязанности электри- ка-связиста. Нелегко даетсяобучение и воспитание молодежи. Оно требует особого трудолюбия и глубоких познаний. Все эти знания мичман Кудрявцев изо дня в день передаетсвоим ученикам стар шему матросу Богатыреву, матросу Кура- кову и другим. Он не раз выводил их на подземную трассу и заставлял произво дить монтажные работы. Ученики копали землю,прокладывалировную, как стрела, канаву. Выходил мичман с щуплой своих уче ников и на залив, наглядно показывал, как надо прокладыватьподводную связь. В первый год своей службы такая .ра бота показалась старшему матросу Бога тыреву не под силу. — Товарищ мичман, спишите меня электриком-связистом, — просил Богаты рев,— все равноне быть мне специали стом кабельных работ, не по плечу это. Кудрявцев долго беседовал со своим учеником и отклонил его просьбу. Он по вседневно прививал ему любовь к трудной специальности, рассказывало ее большой значимости дляфлота. Кудрявцев рассказал о лучших масте рах прокладки подводной связи и ее зна чении в народном хозяйстве нашей стра ны. Вскоре ученик Богатырев переменил свое мнение об этойпрофессии. Он стал проявлять любопытство к технике, вни мательно осваивать свою специальность. Все приборы и механизмы поста Белкин содержит в образцовомпорядке и чистоте. Готовясь к предстоящим походам, он де тальноизучает свое заведование. Юнгу Дмитриевских, как наиболее под готовленного,перевели ухаживатьваэлект- ртьавигационными приборами. Сейчас он занимает должность ученика штурманского электрика. Дмитриевских настойчиво изу чаетэлектротехнику и электронзвигацион- пые приборы. В освоениитехники ему по могает старшина отделения штурманских электриков старший матросКозлов. Отличники Дмитриевскихя Белкин уже несут самостоятельную вахту и успешно справляются с порученным делом.. Благо даря настойчивой учебе юнги добиваются хороших успехов. Матрое В. МАТВЕЕВ. Кудрявцев последовательно вводил его в курс дела и поручал ему все более слож ные работы, строго следил- за каждым действием своегоученика. От зоркого взгляда опытного мастера ничто не ускользало. Он всегда во-время замечал даже еле уловимую погрешность в работе своего сподручного. И нп однаошибка не оставалась без детального обсуждения. Кудрявцев показывал, что и как надо де лать и как избежать погрешностей. Так, на практических трудоемких рабо тах старший матрос Богатырев кропотли во учился и в конце концов успешно ов ладел сложным делом. Когда мичман находился у своих род ных подПсковом, в одной из гаваней пос ле уратана оборваласьсвязь— вышел из строя подводный кабель. Востановить связь никто не решался. Вспомнили о Кудрявцеве и даже помышляли срочно вызвать его из отпуска. Он мог бы явить ся к месту аварийных работ в лучшем случае ие раньше, как черезтрое-чет- веро суток, в то время как требовалосьне медленно восстановить связь. Тогдакоман дир подразделения решил использовать учеников мичмана. «Кого бы из них на править на аварийные работы?» — думал командир, и его выбор нал ва старшего матроса Богатырева. — Вы училисьу Кудрявцева, сможете ли вы самостоятельно проложить подвод ный кабель на участке...? — взглянув в глава Богатыреву, спросил командир. — Смогу, — уверенно ответил связист. Получив разрешение на выполнение важного задания, Богатырев срочно на правился к месту аварийных работ. Он был обрадован тем, что ему поручил” столь ответственное дело, которое в лодоб-, Секретарь комсомольской организации, примерный радист Александр Липкин. Фото М. Бугакова. ЗАНЯТИЕ ПО СВЯЗИ Старшины и матросы поиазали хорошу» выучку и натренированность На-дняхрадисты нашего корабля провела тренировочное занятие. Накануне былсде лан разбор ранее допущенных радистами ошибок. Эти ошибки матросы и старшины учитывали при подготовке к предстоящему занятию. На разборе офпцер тов. Самко указал, например, на большое количество искаже-^-w нпй радиограмм прп приеме, на задержк 1 ^ Ш с докладом, на невнимательность отдель ных матросововремя несения вахты, что особенно замечаетсяза матросом Бабки ным, который по своей невнимательности однажды* даже не принял радиограмму. Когда былдан сигнал: «Корабль к похо ду изготовить», старшина 2 статьи Ерми лов тщательно настроил все передатчики на заданные волны. Радисты быстро уста новили связь, большинство пз нпх сделало это с первого раза. Радиограммы поступали большими серия ми, требовалось быстрое оформление и от правлен!» их по назначению. Вот несетвахту комсомолец старший ма тросПерминов, награжденный Почетной грамотой областного комитета комсомола. Он быстро принимает и разбираетсигналы, передаваяих комсомольцу старшине 1 ста тьи тов. Вида. Оба радиста работают чет ко, радиограммы не искажаются и не за держиваются. Вскоре понадобилось быстро перестроить передатчики. С этойзадачейуспешно спра вились старшина 2 статьи Ермилов и се кретарь комсомольской организации стар шина 2 статьи Азаров. Передатчики были перестроены быстро и точно. Усиленно поработали в этот день свя зисты. Флагманский специалист остался доволен их действиями. Уходя с корабля, офицер сказал: «Личный состав работал слаженно, дружно и в основном с задачами справился». Подробный анализ действиям каждого специалистасделал офицер тов. Самко на разборе. Общую оценку офицер дал хорошую. В приказе командира корабля были от мечены благодарностями радисты-отлични ки: старшина 2 статьи Ермилов, старший матрос Кузнецов и другие. Матрос В. КОСОВ. ных случаях всегда выполнял со своими учениками самый опытный мастер — мичман Кудрявцев. Связь была восстанов лена в рекордные сроки. Бывший .ученик мичмана блестяще выдержал экзамен. Хороших результатов достиг в учебеи другойученик мичмана — матрос Кура- ков,который уже подготовтен для само стоятельной прокладкп сложной связи. Недавно ураганом повалило несколько столбов и оборвалась связь с берегом. Командование приказало Кудрявцеву сроч но установить связь. Погрузив ва мотобот телеграфный кабель, связисты направи лись к месту работы. Частые снежные за ряды и штормовой ветер били в лицо, мешали восстанавливатьсвязь. К томуже по причине сильного волнения и низкой осадки мотобота подойти близко к берегу не представлялось возможным. Офицер Курепин предложи Кудрявце ву произвести прокладку телеграфного кабеля со шлюпки. Старшина 2 статьи Баскаков и матросКузьмин вооружились веслами, умело удерживали на волнах шлюпку, пока мичман Кудрявцев погру жал в нее барабан с кабелем. Шлюпка подошла в острову. Кудрявцев выброси конец кабеля, закрепил его и под веслами направился в противоположному берегу, прокладывая подводный провод. • Затем мичман вместес Баскаковым и Кузьми ным на берегу востановили четыре те леграфных столба и концы подводного ка беля включили в воздушную линию. Так, в условиях штормовой погоды была вос становленасвязь. Этому мастерству Куд рявцев учит н своих подчиненных. Хорошая школа мичмана, в ней есть чему поучиться, — так говорят связисты ) рзботе Александра Тимофеевича. Капитан И. ШАИРК0. V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz