На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.
23 апреля 1948 г., № 99 (3091). N А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 3 4 у РЯДИОГЯЗЁТЛ ЛЕТЧИКОВ I У летчиков-гвардейцев радиогазета нача ла выходить еще в дни войны. Тогда перед микрофоном выступали герои боев с не мецко-фашистскими захватчиками, кото рые рассказывали радиослушателям об отваге и мужестве летчиков, штурманов и воздушных стрелков, проявленных ют в боях с врагами Родины. В коротких высту плениях воздушные воины передавали свои опыт. Бо.тыпую работуведет радиогазета и те перь,в дни мирной учебы. Редколегия во главе с капиталом Екнмовым умелоподби рает материал, прпзлскаст длявыступле ния перед микрофоном лучших людей ча сти. Редколлегия большое внимали" в своай работе уделяет окаган”ю помощи летчикам и воздушным с;-релкам в овладении поли тическимизнаниями. Изучению коммунистами истории и тео рии большевистской паргпп была посвя щена специальная радиопередач!. Газета рассказала об опьгга изучения марксист ско-ленинскол теории маПором Хслимским: «Несмотря па большую служебнуюипар тийную загруженность, офицер 'Чтнмспг.й находит время для самостоятельного изуче ния теорпп большевизма. Он системати чески, по каждой т:ме составляетконспек ты. У негоесть подробило записи по от дельнымработамВладимираИльичаЛенина: «Что такое «друзья парода» и как онп воюют против социал-демократов», «Шаг вперед,два шага назад», по произведениям товарища Сталина «Ке-ротко о партийных разногласиях», «Класс (пролетариев и пар тия пролетариев». Радиослушателям «было рассказано той помощи, которую оказывает партийная ор ганизация летному и техническому составу в марксистско-ленинской уче>5е. Большую помощь оказала радиогазета йладшгм авиаспециалистам и воздушным стрелкамв дни подготовкиинспекторской проверке полптпчеекпх запятой. Несколько номеров было посвящено атому вопросу. Освещалсяопыт лучших людей частей п подраоделенпй, былрекомендован конкрет ный материал потемам. Когда в частях и подразделениях летчи ки и воздушные стрелки начали изучать биографию товарища Сталина, этому важ ному событию было посвящено несколько номеров радиогазеты. Перед (микрофоном выступил руководи тель политических занятий гвардии лей- тешшт Бойко. Он рассказал о том, с каким огромным воодушевлением и под’е- мом механики и мотористы• изучают жизнь и деятельность великого вождя народов. Коммунисты тт. Быков, Попович, комсомольцы Поляков и Коваленко ведут обстоятельные конспекты, систематически читают дополнительную литературу. Воз душные стрелки тт. Ган, Масарскнй, Долгов с большим воодушевлением приступили к изучению биографии товарища Сталина. Часто перед микрофоном выступают or лпчники учебы — командир отела стар ший лейтенант Добычпа, технпк- лейтснанг Дубровкпп, лейтенант Вагнер, Наумов и другие. В своих выступлениях они расска зывают о лучших людях части, об пх опы те учебы. Содержательным быловыступление тов. Наумова об учсЙе п работе старшины Ра- бина— отличника бор.вой н политической подготовки. Большое мссто в работе радиогазетыза- |нпмагот вопросывеепптаппя личного соста- |г.а на боевых традпппях. У микрофона вы- Jступаюг ветераны Отечественной войны, которыерасказывают, как личный состав г дпи боев с немецкими захватчиками дрался с врагом. Заслуживает особого внимания номер радиогазеты, посвященный героическим традициям гвардейской части. Начался он выступлением оаслужедаого штурмана ча сти, старого гвардейца капитана Орлова, который привелживые и яркие эпизоды из боевойдеятельности летчиков. Гвардии капитан Орлов особо остановилсяна под виге Аздрея Банггыркова. С пптсресиымл воспоминаниями высту пали капитан Г алдев, Герой Советского Союза майор Писарев, старший лейтенант Анисимов, капитан Суровой, которые рас сказывали радиослушателям о подвигах летчиков-героев. Нужно отметить и недостатки, к>оторьйе еще имеются в работе радиогазеты. Суще ственным го них является то, что полит отдел пепривлекаетк выступлениям перед микрофоном отпускников, побывавших в городахиколхозах. А они могли бырасска затьмного интересного о трудовм героизме советских людей. Устранив этии другие недостатки, ра диогазета станет еще более надежным по мощником командования в политическом воспитании личного состава. Капитан В. СТЕПАНОВ. СТАРАТЕЛЬНЫЙ КОК Пять лот работает у нас коком младший сержант Сильченко. В своей работе он мак симально использует свой богатый опыт и знания, проявляет настоящую заботу о том, чтобыличный состав обеспечивался ькусно приготовленной пшцей. У младшего сержанта иа камбузе образ цовый порядок, чисто, светло, аккуратно содержится инвентарь. Сам Сильченко ак куратен в требует соблюдениясанитарных правилот своих помощников. Сильченко пользуется большим авторнт?* том среди личного состава за его старания в работе. Солдат И. СТОЛПаЗСКИХ. Стахановец судоремонтного завода молодой токарь Николай лулак» выпол няет производственную норму иа 200 процентоз. НА СНИМКЕ: токарь Н. Куликов за работой. Фото М. Бугакова. 1 О так называемых „вечерах молодежи Киножуриалы—зрителю • • Советская кинематография нарядуспол нометражными фильмами выпускает боль шое количествокоротких документальных фильмов, так называемых киножурналов. Среди них — «Новости дня», «Наука и жизнь», «Физкультура и спорт» и другие. Много интересного может узнать зритель из них о многогранной и бьющей ключом жизни советских людей, строителей пре красногобудущего. I Но, к сожалению, этого,видимо, недопо нимают в Домеофицеров, где начальником тов. Николаев. Здесь, как правило, полно метражной кинокартине очень редко пред шествует демонстрация киножурналов. А нам, жителям Советского Заполярья, не безынтересно видетьпа гкранах, например. такой киножурнал, как «Северный», ре гулярновыпускаемый Ленинградской кино студией.В нем обычно рассказывается о делах и людях северных районов СССР. Обижают здесь и наших малышей, кото рым на детских утренниках чаше всего по казывают серьезные, трудные для пх по нимания картины. Мультипликационные короткометражные фильмы демонстри руются реД|К 0 , а кому, как не детворе пред назначены они! Пренебрежительноеотношение в корот кометражным фильмам недопустимо. Кино хроника — одно из самых доходчивых средствагитаци фактами. М. САЗОНОВА. «Сегодня... в базовом матросском клубе состоитсявечермолодежи» — так гласят развешенные афиши. Вечером матросы и старшины заполняют всепомещение. Мож но было предположить, что вечер молоде жи начнется интересной беседой, лекцией или каким-нибудь другим мероприятием, которое пополнит знания собравшихся, мо билизует их на выполнение задач боевой и политической подготовки, на успешную работуна производстве. Но вот пробило20 часов. На сцену выхо дят два аккордеонистаи начинают играть фокстрот. Парни и девушки кружатся в танце. Танцуют кто как хочет, но многие идут «линдой». Начальник клубатов. Мов- гайтпрп сем присутствует и совершенно спокойно смотрит на фокстротное кривде- ние. Аккордеонистов сменяет радиола. И опять в кричащем фоксеи танго проходит время. Так до конца «вечера молодежи». Уставшие парни л девушки расходятся по домам. По плану, утвержденному на апрель, за планирован только один такой «вечер мо лодежи». На самом же деле только за 15 дней текущего месяца пх было 5, то-есть почти каждую среду,субботу и воскре сенье. Танцы бывают всегда, когда сры вается какое-нибудь мероприятие. Конечно, ничего плохого вег в том, что !ашп воины *анцрот. Естественно, моло дежь хочет павеселиться, потанцовагь, по петь песни в т. д. Но плохо то, что матросский клуб, который должен быть центром культурно-просветительной и мас сово-политической работы, фактически превратился в танцовальную площад ку. В то же время в клубе неудовлетво рительно поставлена. пропаганда наших достижений в области восстановления и развития народного хозяйства СССР, успе ховв политической п боевой подготовке, помощь воинам в их политическом образо вании. За 20 дней апреля не прочитано ни одной лекции и доклада о ходе выполнения пятилетнего плана, о важнейших событи ях в нашей стране, хотя в календарном планезаписано очень много таких Miepo- прпятий. ЦК ВКЩб) в своих постановлениях по идеологическимвопросам с особой силой подчеркивает необходимость повседневной работы,по воспитанию высокоидейвой мо лодежи, жизнерадостной, здоровой, не боя щейся трудностей, а идущей навстречу им и преодолевающейих. В воспитании моло дежи значение клубов велико и задачиих огромпы. Работники матросского клуба, ко торый возглавляет тов. Монгаит, видимо, не сделали правильных выводов из требо ваний ЦК ВКП(б) и работу клубасвели к демонстрации кинофильмов и танцам. По литический отдел, кстати сказать, находя щийся рядом, своевременно не поправил их. Такое положение в матросском клубе нетерпимо. Майор Д. ФЕДОРИН. Примерная работница 14 лет работает Мария Ивановна Санп-. •коза в П-ском госпитале. Всеэтигоды она честновыполняет свой трудовой долг. За добросовестное отношение к служеб ным обязанностям Мария Ивановна имеет •много благодарностей, неоднократно преми рована. При заступлении на дежурство Санни- ковавсе внимательно проверяет. Когда она в палате, здесь чисто п уютно. Мария Ивановна с любовью прогзгодпт уборку помещения. Она, как мать, ста- рзется выполнить все просьбы больных. Доброе слово о ней можно услышать во многих палатах госпиталя. Примерную работницу уважают и больные и штатные сотрудники. Матрос В. ЗАЙМУЛИН. Хорошая инициатива Жены военнослужащих нашего подразде ления взяли шефство над кубриками ма тросовп сержантов. К первомайским празд никам тг. Халимова, Сурина, Иванова и Се наторова постиралии выгладили все зана вескис окон и чехлы с кроватей, изгото вили салфетки на матросские тумбочкв. Кроме этого, они оказывают помощь лич ному составув подгонкеобмундирования. Сержант В. СОКОЛОВ. Обмундирование готовят к лету Репутацией хороших портных на вашем корабле пользуются старшина 1 статьи Оводов и старшина 2 статьи Теньгаев. У них много сейчас работы. Не считаясь со временем, старшины подгоняют морякам бескозырки, бушлаты, фланелевки д брю- / ки. Онп прилагают всесвое умение в ста рание длятого, чтобы обмундирование матросоврадовало глаз своей аккурат ностью. На корабле иметсяи сапожная мастер ская. Матрос Тифинскнй обеспечивает своевременный ремонт обуви, а еслв нуж но, то он шьет новые сапоти или ботинки. И портные и сапожники честно выпо^ няют порученное им дело. Старшина 2 статьи В. ПИЛЮГИН. ■О' Книжная полка В библиотекикораблей п частей фло та, а также в книжные отделы магази нов Военторга поступилалитература. Н. Г. Чарнышевсний. — «Что де лать?». 472 стр. Цена 9 руб. Роман «Что делать?» представляет собоювершину научной и общественной мысли России 60-х годов. М. Ю. Лермонтов. — «Избранные про изведения». 332 стр. Цена 15 руб. В книгу включены поэмы: «Демон» — восточная повесть, «Бетлеп» — гор скаялегенда, «Боярин Орша», «Мцы ри», «Маскарад» — драма в стихах, а также произведения поэта в прозе: «Ге рой нашего времени», «Княжна Литов ская» п «Панорама Москвы». И. С. Тургенев. — «Избранные про изведения». Редакция текста и примеча ния Н. Л. Бродското. 576 стр. Цена 20 руб. 4 романа: «Рудин», «Дворян ское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети», 2 пьесы, 9 рассказов пз цикла «Записки охотника». Ф. М. Достоевский. — «Избранные произведения». 485 стр. Цена 17 руб. Книга содержит 7 произведений писа теля и среди них: роман «Бедные лю ди», сентиментальный роман — «Белые ночи», роман в шести частях с эпилогом — «Преступление и наказание», фан тастический рассказ«Кооткая» и дру гие. Где же обещанный приз? Еще в феврале состоялисьлыжные со ревнования на первенство Н-ской части. Предварительно со спортсменами бесе довал офицер Аксенов. Как секретарь ком сомольскойорганизации и судья предстоя щих гонок, он авторитетно заявил, что команде, занявшей первое место, будет вручен приз «Бронзовый орел». Бойцы трех подразделений участвовали в соревнованиях. Между ними шла упор ная борьба на лыжне. Почетное звание лучшей завоевала команда офицера Вол кова. Победительнице по праву должен был принадлежать приз. Но вручение его отложили... В дальнейшем же оказалось, что «Бронзового орла», еще в не приобрел тали. Минули февраль, март, давно настал апрель.. Но призадо сих пор нет. — Купим, — отвечает секретарь ком сомольской организации Аксенов на во просы спортсменов. Но бойцы уже не ве рят этим обещаниям. 0. ТРАЦЕВСКИЙ. Ржавые ложки В столовой,где заведующих мичман Ве- ренцов, умеют вкусно приготовить шпцу. Но к хорошему, сытному обеду здесь пода ют покрытые ржавчиной ложки. Матросы и старшины обращали внима ние заведующего на этот факт, но безре зультатно. Видимо, и интендант тов. Кузнецов счи таетзамену ложек неразрешимой пробле мой. В. СМИРНОВ. По следам наших выступлений „Неблагоустроенное общежитие" ОфицерКарасев сообщил, чтопо заметке, напечатанной в >£ 74 от 30 мартас. г. под таким заголовком, приняты меры: проведе на электропроводкаи поставлены розетки во всех кухнях, в комнатах установлены недостающие радиоточки. Заведующая об- щежитпем Морозоваза слабое поддержание чистоты в общежитии с работыснята. По стельное б лье меняется регулярно. 10 ап реля в общежитие завезена мебель. ИэЕЫФшаазз кадров ®шт@£доигенции Советский народ, осуществляя великую программу культурног строительства в стране, вырастил замечательные кадры .молодой советскойинтелигенци . Паша интеллигенция в корне отличается от ста рой дореволюционной интеллигенции, ко торая состояла главным образом из пред ставителей господствующих классов п Великая Октябрьская социалистическая революция широко раскрыла передтрудя щийся двери высшей школы, отменив су ществовавшие до советской власти нацио нальные, сословные и другие ограничения прп прпгмэ в высшие учебные заведения. Под руководс^гвом товарища Сталина партия и правительство провели огромную служила им. В Советском Союзе, - гово- Р*5огУ ™ перестрой высшего образова- кия, которое развилось в СССР в полном сответствиис общими планами соцпзлп- Г»пл товарищ Сталин, — народилась «многочисленная новая, советская интел лигенция, вышедшая пз рядов рабочего клзсса,крестьянства, советских служа щих, плотьог плети и кровьот крови стпчзского строительства. За годы сталин ских пятилеток были созданы повью центры подготовки кадров интелигенции на Угзле,в Сибири, на Дальнем Востоке, нашего народа, интеллигенция, но знаю-jа так;ке ц 0 тхТД во всехианпональных рес- ща>я ярма эксплоатации, ненавидящая экоплоататоров и готовая служить народам СССР веройи правдой». В воспитании новой, советской интел лигенции выдающуюся роль сыграла выс шая школа. За годы советской власти па ша высшая школа прошла большой п слав ный путь своего развития. Если в цар ской Росспп был 91 Еуз с 112 тыс. уча щихся, тэ в настоящее время в СССР на считывается около 800 вузов, в которых обучается 670 тыс. студентов, т. е. боль ше чем во всех странах Европы, вместе взятых. В дореволюционной России путь к выс- шпму образованию былоткрыт главным образомпредставителямзажиточных слоев населения. Например, в 1914 году среди студентов восьми русских университетов дегя дворян и чиповкгкав составляли 38,3 проц., детибуржуазии и духовенства — 43,2 проц., дети кулацкой верхушки деревни 14 нроц. и только 4,5 проц. со ставлялилети рабочих, крестьян и низших слоев интеллигенции. Рабочей и крестьян скоймол одода вто Бремядочтпвдозможпо было получить вышес образование. пуолппах. Крупнейшим центрэмвьвешего образова ния яеля£тся Москва. Столичным вузам принадлежит ведущая роль в подготовке специалистов для всех отраслей народного хозяйства и культуры. Сейчас в Москве 78 вузов, из шIX 58 созданы после Ок тябрьской революции. Более чемв три ра за по сравндпляо с дореволюционным вре менем выросло число московских -студен тов. Сейчас оно достигает 120 тьге. чело век. Знаменательным фактом в жизни выс шей школы была речьтоварища Сталина о передовой науке на^1-м Всесоюзном со вещании работников высшей школы. Эта речь вождя вдохновила всюсоветскую ин тел игенцию, научных работников, все советскоестуденчество .на еще более серь езную учебу, овладениенаукой. Многочисленная армия советских интел лигентов с каждым годом увеличивала своиряды. Перед началом Отечественной воины советские вузы ежегодно давали стране 100 — 110 тысяч спещшшгстов, тогдакак до 1 *езрл№ш.число. высших учебных заведений не пвевышало жать образование, с любовью встречены высшей школой. Нм оказывается предпоч тение прп поступлении в вуз. Инос отношение встретили демобилизо ванные вкапиталистических странзх. Прошло уже более 2-х лет со для окон чания второй(мировой воины. За этотпе риод советская школа достигла (серьезных успехов. Значительно выросли профсссор- ско-прсподавательсвпе кадры. Сейчас в высшей школе работает более 65, тысяч щепная большевистской партией, сыграла профес оров п преподавателей, то-есть в I огромную роль в реконструкции народного 10 раз больше, чемдо. революци , хозяйства, вдосрочном выполнении сталия-, По плачу новой пятлфзткп подготовка ских пятилеток, в созданииоборонной про- кадров специалистовзначительно расиш- мьтшиностп. :ряегся. За пять Лет высшая пимлп» выпу стит (*02 тысячи специалистов, что в три с половиной раза превысит количествовы- руакшков в период первой сталинской 8 — 10 тысяч. За годытрех сталинских пятилетокразличные отрасли народного хозяйства икультуры страны получилииз высшей школы свыше миллиона специали стов. Молодая советская интеллигенция, вэра- Внсзашйз нападение гитлеровскойГер мании на СССР временно затормозилораз витие высшей школы. На фронты Отече ственной во Г леы ушли десяткитысяч сту- доптоз п преподавателе советских вузов. Большинство пзяпх iaa особыезаслуги пе ред Родиной получило высокие пра вительственные награды. Многие удо стоены высокого звания Героя Советского Союза. В одпом толшо Московском государ ственном университете обучается сейчас 14 Героев Советског Союза, в Уральском индустриальном институте — шесть Героев Советского Союза и т. д. , 1 Примеры oraaiii в героязвв; пДОвАнные паишш студентами па фронтах Отече ственной войны и -на трудовом фронте, свидетельствуют об их высоких физиче ских и моральных качествах, о беззавет ной преданности Родине. Благодаряупорной работе профессоров, преподавтелей и самих студентовзанятая в высшей школе во время войны rt пре кращались. 300 тысяч молодых специали стов было выпущено вз вузов в Фоенвыв годы. * Послепобедоносного окончания Великой Отечественной войны наши вузы пополни лись новым составам молодежи, значитель ная часть которой учаетоовала в ер*же* д а д Ь л ч и » н^вдаУВИвсгь | д а ы Бывшие фронтовики, пожелавшие продол пятилетки. Ъ подготвке кадров интел игенци участвуют всесоюзные респу&гшч. 60 процентов выпускников высшей шнольг дастРоссийская 'Федерация. €йыпге 110 тысяч выпустят вузы Украины. Закавказ ские союзные республики дадут стране свыше 45 тысяч человек, среднеазиатские свыше 40 тысяч. Значительная часть кадров, подготовляемых в национальных республиках, будет состоять из лиц, при надлежащих к коренным народностям этих республик, что явится новым мощным толчком для под’ема их культурного уров ня. Ничего подобного нет и не может быть в капиталистическом «гое. «Сравните положение нашей высшей школы с высшем школой капиталистиче ских государств п вы увидите колоссаль ную разницу в пользу СССР, — говорил товарищ Молотов. — Судьбы высшей шко лы в капиталистических государствах п в Советском Союзе, исак и всякое другое крупное общественное явление, отражают коренное различие в развитиидвух миров — каюггютстпческого и социалистическо го. В странах (капитализма высшая школа ердадв^^мже5&о -пору кризис!. ттгад-_ оа»4 В то время, калЗ советскоегосударство заботитсяо всемерном расширении высше гообразованияи под'ема культурного уров ня народа в капиталистических странах происходит сокращение студентов.По явно преуменьшенным подсчетамамериканских деятелей высшей школы, 125 тысяч юно шей п девушек, обладающих способностями для получения вы^чшего образования, не попадают в вузы из-за отсутствия матери альных средств. Безработица, отсутствие спросананнже- нерио-техтгческтт'' кз’ФЫ, потеря всякой надежды полечить местопо специальности — рот удел интел игенци капиталисти ческих стран. И ие случайно поэтому в буржуазных странах нз года в год умень шается число сту:тентов. Так, по статистике высшей технической школы США видно, что еелп в 1940 — 1941 году в тех нических вузях обучалось 110 тысяч,сту дентов, то в 1944 — 1945 году их было уже 38 тысяч, асейчас и того меньше. Советская высшая школа ежегодно вы пускает до 100 тысяч специалистов,и вое гни немедленно получают работу. Несмот ря ва это,многиеотрасли народногохозяй ства и культуры все еще испытывают большой недостатокв-кадрахспециалистов. .Это лишний раз говорито том, какая ог ромная творческая, созидательная работа проводитсяв нашем советском обществе 41 кап безграничны возможности дхя приоб щения к пауке новых широчайших слоев Трудящихся. Другое д< 1 то в странах капи тализма. Там если человеку я удается за кончить высшую школу, то не всегда оя может найти применение своим знаниям. «Поищите-ка у нас безрабангогоученого, безработного специалиста!— говорил товарищ Молотов. — Если’быкто-нибудь нашел у вас безработного учеапго, асыбы ему далн премию!... В (ваших уеярввжх та кие вещи, как «безработица учеяых про фессий», звучат просто джхо». Советская система обучения студентов принципиально отл^ззется от^дшцалдс^ж-. ческой. Теоретическая и практическая под готовканаших студентовпозволяет им по окончании вуза смело приступать к'прак тической работе па различных участках народногохозяйства. Большое значение в советской высшей школе придается сочетанию учебной рабо ты с идейно-политическим воспитанием студентов. Наша задача— поставитьдело так, чтобы каждый день пребывания сту дента в вузе воспитывал в нем высокую идейность, расширял его политический я культурный кругозор. «Молодому советскому поколению,— го ворил тов. Жданов иа Ленинградском парт активе, — предстоитукрепить силу и мо гущество социалистического советского строя, полностьюиспользовать движущие силы советского общества для нового ве- виданного расцветанашего благосостояния и культуры. Для этих великих задач моло дое поколение должно быть воспитано стойким, бодрым, не боящимся препятствий, идущим навстречу этим препятствиям и умеющим их преодолевать. Наши люди должны быть обраэоватзными, высокоидей ными людьми, с высокими культурными* моральными требованиями и вкусами». Важнейшей патриотической обязан остью работников советской науки и техники яв ляется решительное преодоление<еще име ющегося у некоторой частя нашей интел лигенции низкопоклонства и раболепияпе ред иностранщиной, забота о сохранении приоритетанашей страны на научные от крытия и изобретения. Высококвалифицированны!! специалистов и горячих патриотов социалистической Ро дины воспитывает наша высшая школа. Вся научная работа у нас проводитсяв тесной связи с жизнью, с практикой стро ительствакоммунистического общества. За мечательным образцом такой связи туки с жиныо, теория с практикой является деятельность великих вождей В. И. Ленина и I . В. Сталина. У них должны учиться мы I ваше молодое поколение. . в. 9- КАФТАНОВ, Министо высшего обзазоцния СССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz