На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.

/ н а За нашу Советскую Родину / ?' г•L Ежедневная газета Северного флота № 93 (3089). Среда 21 апреля 1 9 4 8 г. С е год н я в Год издания 11-й r V > / 4 / ^ V W 4 / V W V По советской стране (1 стр.). ’ Г . Черняев. А . Н ухра т . — Судоре­ монтники Севера готовят флот к нави­ гации (1 стр.). Майор А . Чапаев. — За большевист­ ский порядок в партийном хозяйстве (2 стр.). Инженер-майор М . Котов. — Умело сберегать оптические приборы (2 стр.). номере: Третий решающий (3 стр.). Решение об обединении коммуни­ стической и социально-демократической партий .Чехословакии (4 стр.). Выборы в Италии (4 стр.). Гражданская война в Греции (4 стр.). Не теряя ниодногодня готовиться к летней учебе в воздухе % • г Большие и ответственные задачи стоят ред североморскими авиаторамив период етшй учебы. Успешно их решить можно лишь в том случае, когда все командиры, весь инженерно-техническийсостав сейчас, не теряя ни одного дпя, тщательно будут готовиться к этомуважному этану в боевой и политической подготовке летчиков. Отличные результатыв воздухе, безот­ казностьработы материальнойчасти завп- сят прежде всего от тщательной под­ готовки в каждом подразделении, ча­ сти. Длятого, чтобы организованно при­ ступить к полетам, необходимо провести большую л трудоемкую работу. Подготовку материальной части, осмотр моторов, агрегатов, вооружения, планеров нужно провестп самым тщательным обра­ зом. В кратчайший срок выполнить все предусмотренные регламентные работы— ервейший долг инженерно-технического состава авиации флота. С полным сознанием своего воинского долга приступили к подготовке авиацион­ ной техники -к летнейучебе летчики- гвардейцы. Здесь не такдавно прошло пар­ тийное собрание части, на котором комму­ нисты по-деловому обсудиливопрос, как лучше организовать подготовку материаль­ ной части к летней эксплоатции.Комму­ нисты внесли ряд ценных предложений. пркЕЯЛИ конкретные решения, направлен­ ные на оказание помощи командиру и инженеру в решении этой ответственной вадачи. \ Но былобы неправильно всю подготов­ ку к полетамв летних условиях в частях своднъ дгопь к ремонту и осмотру авиа- циошшой техники. Важно, чтобы эта под­ готовка носила бы широкий и раоносто- характер. Как известно, для того, чтобы нашп детчзки учились тому, что требуется па войне, нужно сейчас позаботиться о при­ ведении в порядок полигонов, о пх попол­ нении новыми тактическими целями. 'Кое-кто из офицеров, ведающих полиго­ нами, стремится сейчас упростить ми­ шенную обстановку. «Нарисуем на земле известью круг, щит, и все в порядке», — говорят такие товари­ щи. Такое мнение порочно. Упро­ щать учебу — значпт вестп нашп летные кадры не к дальнейшему совершенствова­ нию, а тащить их назад. Важно создать на полигоне такую обстановку, чтобы летчикчувствовалсебя, придяна стрельбу или бомбометание, как в боевом вылете. Обеспечение летней учебы всем необхо­ димым также требует слаженной работы авпатехличеекпх подразделений, чтобы и здесь подготовкак лету велась заблаго­ временно п строго по плащ*. Правпльно поступают тс командиры и начальники, которые уже сейчас .ремонтируют спе­ циальные машины, меняют па них фильт­ ры, приводятв порядок стартовое хозяй­ ство, тренажные установки, тиры, радио­ станции, осматривают и проверяют цент­ ральные посты управления полетами. Одоко, как подтверждают факты, еще кое-где в авиатехнпческих подразделениях подготовкак летупроходит крайне медлен­ но и неорганизованно. Вот, например, в автоцюте тов. Долголаптева профилактиче- екий ремонт автотранспортане налажен, здесь много машин не находу. Оставшееся время необходимо наилучшим образом ис­ пользовать для того, чтобы привести в по­ рядок все хозяйство автопарка. Тщательно, по-хозяйски надо осмотреть и привести в порядок аэродромы. Большую работу в этом проделало подразделение аэродромногообслуживания офицера Сте­ панова. Как только наступили первые от­ тепели, трактористы, шоферы и весь лич­ ный состав прибыли на летное поле для уборки снежного покрова. Люди работали днем и ночью, не счптаясь с отдыхом, и с честью выполнили все, чтонамечалось по плану. Теперь, когда па аэродроме снегубран, комендант со своими людьми обязан про­ смотреть каждый метр летного поля, за­ сыпать неровности и укатать его. Следует помнить, что от состояния аэродрома зави­ сит безаварийность полетов. К сожалению, всего этого не понимает комендант аэродрома старший лейтена т Шитов. Его «редко можно видеть на аэро­ дроме. Даже в самоестрадноевремя, когда на аэродроме убирали снег, его не было на летном иоле. Свое аэродромное хозяйство оп запустил, многие постройки за зиму разломали. В такомже состоянии находит­ сяи стартовое имущество. Недостаточно уделяет внимания своему хозяйству и офицер Сукочев. Лет­ чики еще с прошлого года испытывали пе ,ребои в учебе из-за отсутствия крестовин необходимых для швартовки самолетов. Эти крестовины стали как бы камнем прет­ кновения. 0 них говорят много, обещают «а bog и ныне там». А между тем отсут­ ствие полаженного количества крестовин приводит к нежелательным последствиям Так, например, оборудованная для швар­ товки самолетов «бочка» не годится для дальнейшей эксплоатаци лишь потому, что на ней не срублены длинные штыри Однажды прп швартовке летчик Максимов таким штырем пробил борт самолетз Странно, что все этифакты, тормозящие узйбу летаого сортва, известны и коман­ диру авиатехннческого подразделения, ,но мер пока чтоникаких не принимается. Большие задачи стоят передкомандира­ ми частей,штабами. Нужно так спланиро­ вать сейчас летнуюучебу, чтобы она соот­ ветствовала курсам боевой подготовки, способствовала бы дальнейшему совершен­ ствованию знании летного и технического состава. Ни в коем случае не следует сво­ дить летнюю учебу лишь к однимполетам. Учеба в воздухедолжна сочетатьсяпод­ готовкой на земле. Решить ответственные задачи, поставленные перед летчиками Министром Вооруженных Сил, только лишь одной учебой в воздухе, без глубокой теоретической учебы на земле невоз­ можно. Учеба в воздухедолжна проходить без каких бы то ил было нарушений инструк­ ций. Долг каждого авиатора сейчас— ликвидировать пробелы в знании мате­ риальной части, правил ее эксплоатации в летних условиях, изучить еще раз наставления по производству полетов. Это явится предпосылкой безаварийной работы и исключиткакие бы то ни было летные происшествия. Партийные и комсомольские органпза- НА СНИМКЕ- (слева направо) старшина 2 статьи П. Иващенко, насажденный медалью «Ушакова», старший матрос О. Курышин, на^жденныП орденом «Красная Звезда», старший матрос А. Плаксин, насажденный орденом «Красная Звезда» н лучший дизелист-моторист Н-сшго соединения Л. Сктличный^ ---- Фото. М Бугакова. цпи обязаны мобилизовать коммунистов и комсомольцевна оказание помощи коман­ диру и инженеру в подготвкематериаль­ ной части к летней эксплоатации.' Не теряя ни одного дня, следует сей­ час самым тщательным образом подгото­ виться к летней учебе. По Советской стране ПОДСОБНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В КОЛХОЗАХ САРАТОВ. (ТАОС). Колхозы области ВИННИЦА. (ТАСС). строят большое количество подсобных предприятий. Сельскохозяйственная ар­ тель «Работник» Черкасского района за­ кончила строительствомельницы и стро­ иткирпичный завод. Колхозим. Калинина Ворошиловского района построил э.тсктро- станпию, мельницу, кузницу и обозную мастеркуь. За истекший год колхозы об­ ластиИогтройли десяткимелшпц, масло­ боек, кирпичных заводов, сколько куз- шиц, мастерских по изготовлению транс­ портных средств, пошивке и починке обу­ ви и одежды. Многпе колхозы получают значительные доходыот своихподсобных предприятий. На колхозных кирпичных заводах области начался производственный сезои. В текущем году в «оельхозартелях области будет рабо­ тать свыше 100 предприятий, производя­ щих строительные (Материалы. Они вырабо­ тают для нуяд с&зьсжого и колхозног строительства 8 миллионовштук кирпича, чдр^шпгы, большоеколичество иэвеста и много других материалов. В колхозах Винницкой области внынеш­ нем году вступят в строй около 200 кир­ пичных, черепичных и известковых заво­ дов. Так называется труд, составленный кол­ лективом военно-морских историков во главе с доктором воено-морских наук ка­ питаном 1 ранга Н. В. Новиковым. Это— хроника важнейших .событийвоен­ ной истории русского флота с девятого века до Великой Октябрьской социали­ стической революции. В предислови к труду .развивается мысль о том, что воен о-морские силы играли важную роль в истории русског государства на протяжении многих веков. Нашп предки совершали дерзкие по отваге дальние походы па Балтийском, Черном, Азовском и Каспийском морях. Ладьирус­ ских мореплавателей бороздили воды Сре­ диземног моря еще во времена Киевской Руси. Констатггинополь — столица могу­ щественной Византии — не раз видел у своих стен отважных «русов», по имени которых Черное море в те отдаленные времена называлось Русским морем. Сто­ летия назад новгородцы и поморы плавали' «БОЕВАЯ ЛЕТОПИСЬ РУССКОГО ФЛОТА» по Белому морю, прокладывая путь к Ле­ довитомуи Тихому океанам. ., Первая частьлетописи посвящена борь­ бе руского государства за выходы на мо­ ря в девятом — семнадцатом веках. Этот период является -предисторией русского регулярного воено-морского флота, соз­ данного при Петре Первом. Здесь приведе­ ны подробные сведения: не только о бое­ вых действиях, но и материалы, относя­ щиеся к развитию мореходства, морской торговли, освоению морских и речных путей. 1 Военно-морские историкив хронологиче­ ском порядкеописывают в своем труде все морскиесражения, в которых принимали участие рус кие корабли, рассказывают об их замечательных победах. . . . «Боевую летопись русского флота» из­ даетИнститут истории Академии наук СССР. *(ТАОС)., Судоремонтники Севера готовят флот к навигации СВЫШЕ 200 ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕНИНГРАДА ПЕРЕВЫПОЛНИЛИ 4-х МЕСЯЧНЫЙ ПЛАН ЛЕНИНГРАД. (ТАСС) Развернув пред- майское социалистическое соревнование, коллективывводов я фабрик Ленин­ града :успешно выполняют свои социа­ листические обязательства. Свыше 200 предприятий уже справились с заданием 4-х месяцев и выпускают продукцию в счетмая. Промышленность Украинсной ССР в первом квартале КИЕВ. (ТАОС). Уполномоченным Гос­ плана СССР ло Украине подведены итоги выполнения государственногоплана вос­ становления и развития народногхозяй­ ства ;Украинской ССР за первый квартал J948 года. Шан первогоквартала по выпуску ва­ ловой продукции всей промышленностью Укршны выполнен на 104 проц., по сракзелпю с тем жо периодомпрошлого годавыпуск продукции возроспа 68 проц. Значительных успехов добились пред­ приятия Министерства цветной металлур­ гии выполнявшие квартальный план па 125 upon., автомобильной и тракторной промышлмшости — па 113 ппоп., хими­ ческой — на 110 проц., станкостроитель­ ной п нефтяной промышленности Южных и Западных районов — на 109 проц. Предприятия Министерства черной ме­ таллургии перевыполнили квартальный план на 8 проц., угольной промыш­ ленностиЗападных -районов— на 3 проц., целлюлозной п бумажной промышлен­ ности— на 5 проц. Увеличился выпуск пищевых продуктов. Предприятия Министерства рыбной про­ мышленности Западных районов перевы­ полниликвартальный план на 26 ироц., пищевой, мясной и молочной промышлен­ ности — на 4 проп^ ОНЕЖСКИЕ МОТОВОЗЫ ПЕТРОЗАВОДСК. (ТАОС). Онежский машиностроительный завод приступил к серийному производству мотовозов длялес­ ной промышленности. В качестве образца был взят мотовоз Калужского завода типа МУЗ-4. В него внесено много изменений, улучшивших конструкцию и эксплоатацшнные качества машины. Новый мотовоз — четырехосный уз­ коколейный с газогенераторным двига­ телем. ЛеспромхозомКарелии отгружены пер­ вые 8 машин. ЛЕНИНГРАДСКАЯ ИНДУСТРИЯ НА ПОД’ЕМЕ ЛЕНИНГРАД. (ТАОС). Уполномочен­ ный Госплана ССОР по Ленинграду и Ле­ нинградской области подвел итоги выпол­ нения плана по промышленности, сель­ скомухозяйству, транспорту, товаро бо­ роту и городскому хозяйству за первый квартал 1948 года. План производства валовой продукци выполнен промышлен­ ностью Ленинграда на 103,2 . процента, Ленинградской области — на 103,7 про­ цента. По сравнению с первым кварталом прошлого года выпуск цельнометалличе­ ских пассажирских вагонов вырос в 6,2 г-аза, крупных элежтомапгин*— на 97,3 процента, линотипов — на 75 про* центов, ватеров— на 195,6 процента и т. д. Заметно возросло производство автопо­ крышек, хлопчатобумажных тканей, рези­ новойобуви, чулочно-носочных изделий, мыла. В целом производство валовой про­ дукции в первом квартале этого года по сравнению с этим же периодом прошлого года возросло по Ленинграду—на 41 про­ цент, по Ленинградской области — на 39,5 процента. Успешно работали железнодорожный транспорт и Балтийское морское лавоход- ство. Весна на пороге. В заводских затонах людно в эти яркие весенние дни. Горячая пора судоремонта! На заводах заканчива­ ют ремонт судов первойочереди. Выпол­ нено уже до93 процентов ваводских работ. Судоремонтники на 15 суток обогнали график. На 10 дней раньше срока закан­ чивается ремонт двух ледоколов — они первыми откроют навигацию. Успешно! ремонтируются землечерпа­ тельные суда. «Амур» готов на 90 про­ центов вместо 67 по ц>а$ику, «Двина» на 91 процент вместо 63 по графику. Все суда первойочереди завод выпускает на 20 суток раньше намеченного плана. В целом судоремонт 1948 года идет ус­ пешнее, чем в прошлом году. ^ Начало судоремонта сложилось мало благоприятно. Суда стали на зимний ре­ монт с большим опозданием, навигация затянулась, судазадержалисьв эксплоа­ тации. Несмотря на это, флот должен был получить необходимый ремонт в полном .об’еме, повышенном против прошлого го­ да па 14 процентов и во-время вступить в навигацию. Встала вадача провести ремонт в сокращенные сроки, скоростны­ ми методами. Задача эта нелегкая, но она была ясно понята коллективами заводов и экипажа­ ми судов с самого начала ремонта. На вы­ ручку пришла инициатива, творческая мысль рабочих, инженеров-технолгов. В корпусном цехе мастерМ. Е. Юни- цын — «хирург кораблей», как его проз­ вали на заводе, — впервые организовал комплексную бригаду. Если до этого кор­ пусные работы ^производились отдельными специализированными бригадами, кото­ рые работали самостоятельнои зачастую мешали друг дату, ' то в комплексную бригаду входят все специальности, необ­ ходимые для производства корпусных ра­ бот, начиная от сборщика и кончая че­ канщиком. Ими руководит бригадир В. А. Тряпицыл. Бригада работает по еди­ ному плану, строго последовательно, про­ водяодинпроцесс за другим. В ускорении работы име т большое значение подготовительная работа, прово­ димая в цехе. Листыстали для замены днища размечаются ло заранее снятому шаблону, сверлятся, проходят специаль­ ную фигурную выгибку по месту и по­ даютсяк судну. Здесь они прихватывают­ ся болтами к шпангоутам, и клепальщики приступают к делу.Устанавливая по два- три листа в день, сборщики создают ши­ рокий фронт работы для клепальщиков и чеканщиков, что вдвое повысило их вы­ работку. Таким образом вся бригада за­ гружена работой полностью и одновремен­ но. Чтобы наиболее производительно ис­ пользовался каждый человек, рабочие комплексной бригады освоили по две спе­ циальности. Благодаря такой организации труда комплексная брпгада выполняетпо дв' нормы, заработок увеличился также вдвое. В то же время число запятых рабочих уменьшилось с 66 до 35 человек. В результате бригада Тряпицына кор­ пусные работы выполнила на 70 проц. вместо 40 по плану. Замечательнуюинициативу проявили технологизавода тт. Вторыгпи, Ломле, Мелявский па ремонте главной машины парохода. Рамовые шейки коленчатогова­ ла этой машины имели выработку и не­ который эллипс, поэтому понадобилось пх откалибровать. Обычно в таких случа­ ях коленчатый вал снимают с машины, доставляют в цех, где в центрах большого токарного станка производят проточку и шлифовку. Доставка тяжеловесного цель- ноковаиного коленчатоговала.сопряжена с большими трудностями. Затрачиваете* многовремени на подготовительные рабо­ ты при разборке и транспортировке. Тех­ нологирешили не снимать вал с главной машины и проточку всех пяти рамовых шеек произвести на месте. ** ; Лучший токарь механического цех» СергейИлларионович Отолярчук успеш-. но произвел проточку и шлифовку всех пяти шеек. От этого мероприятия завф выиграл во времени 35 дней; ^ Судоремонтники успешно использую* скоростной метод ручной электросварки ультракороткой дугой, разработанный из­ вестным украинским академиком Патоном. Производительность труда при этом сшн собе сварки возрастает по. сравнению в обычной почтив 5 раэ. Работники «Kpaej ной кузницы», практически применяв этотметод на судостроении, добились уве­ личения выпуска продукции в 1,5 раза. ] Успех судоремонтарешает также рабо-’ та каждого рабочего, его инициатива, смекалка, животворный советский патрио-, тизм. На заводе 22 стахановца выполни­ ли свыше пяти годовыхнорм; норму от 4 до 5 лет выполнили 50 человек, от 2 до 4 лег — 160 человек. . | Знатный стахановец — расточник за­ вода депутат областного Совета Серафим Усов, работающий в настоящее время в счет 1953 года, недавно проявил новую, инициативу в ускорении ремонта. Умело приспособивтяжеловесный нижний черна- ковый барабан дляземснаряда на станок, он успешно произвел проточку . шеек, выполнив эту работу за 14 часов.- Рань­ ше шейки барабановкалибровались вруч­ ную, на что уходилодо 10 рабочих дней. Кузнец Андрей Семенович Федотов за два года послевоеннойпятилетки* выпол­ нил 145,2 месячных нормы и сделал за два месяца 1948 года еще 12,5 месячных норм. Теперь он работает в счет 1957 го­ да. ** '.-«г. ~ Вот пример его стахановского трудам Дляускорения работы-тов. Федотов зара­ нее изготовляет штампы. При подкатке грунтов гожелеза длязаклепок, работая без штампа, он дал за 75 минут 25 кон­ цов, а со штампом за это же время — 45 концов^ •— - • * На заводе Северного морског пароход­ ствастрогальщик многостаночник Нико­ лай Дмитриевич Мокрецов работает по этой специальностивсего 20 месяцев и за это время выполнил 67 месячных норм. За 28 дней марта он на строжке параллелей выполнил 3,5 месячных нормы. Этих результатов стахановец-новатор до­ стиг умелым применением специальных приспособлений, уплотнив машинное вре­ мя всех своих трех обслуживаемых станков до 90 процентов. Ремонт Северного транспортного и тех­ нического флота в верных руках. Боль­ шинство судов вступит в строй досрочно. Г, ЧЕРНЯЕВ. * А. НУХРАТ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz