На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.
I НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 18 влрмл ИМИ и М 12 (М И ) . Против формализма в комсомольской работе С комсомольской конференции Н-ского соединения В Н-ском соединении на-днях прошла комсомольская конференция, обсудившая доклад начальника политотдела о задачах комсомольских организаций в идейно-по литическом воспитании членов ВЛКСМ ■ обеспечении передовой роли комсомольцев в боевой подготовке. Аз доклада ш выступлений делегатов было впдно, что первичные организации ВШЗМ е& кораблях и в частях занимают ведущую роль среди молодых воинов в де ле выполнения планов боевойи политиче ской подготовки я укрепления воинской дисциплины. Во всехорганизациях большинство чле нов ВЛВШ активно занимается в кружках по изучению историибольшевистской пар- тжи, Устава ВЛКОМ. Комсомольские бюро повседневноинтересуются учебой комсо мольцев в системе пиитических занятий, ока ывают помощь отстающим товарищам, организуют лекции, доклады и беседы, способствующие расширению политическо го кругозора 'и повышению их активности в борьбе за успешное решение задач, сто ящих перед кораблем или частью. Б Н-ском подразделении комсомольское бюро, руководимое старшиной 1 статьи Кузнецовым, регулярно проводит с ком сомольцами и молодежью лекции на общественно-политические, научные и исторические темы, устраивает вечера встречи участников Отечественной вой ны, громкие читки популярных ‘книг советскихавторов. Многое дал, например, для комсомольцев вечер,посвященный па мяти В. И. Ленина. На нем читались сти хи и рассказы о великом вожде. Для уча стников вечера стал еще ближеи понят нее величественный образ создателя Совет скогогосударства, на защите которогоонп стоят. В другом, гвардейском, подразделении комсомольские бюро также применяют различные формы идейно-воспитательной работы. Особенно хорошо здесь постав лено воспитание ва боевых традици ях. Только эа последние два' меся ца было проведено пять бесед, среди них были такие:. «Будь достоин звания гвар дейца», «Дорожи честью гвардейского фла га», «Они завоевали звание гвардейцев». В качестве беоедчиков выступают вете раны Отечественной войны тт. Диденко, Семашкин, Шульга, Шпанов и другие. В результате повседневной воспитательной работы комсомольскогобюро на краснозна менном корабле Н., с/каждым месяцемра стет авангардная роль (комсомольцев в боевой и политическойподготовке. Отмечая положительные стороны, наг. докладчик, так и делегаты конференции вскрыли и многие недостаткив работе. Не смотря лаа большой раамах идейно-полити ческого воспитания, все же качество этой работы остаетсяне на должной высоте, а в ряде комсомольских организаций совсем низкое. И не случайно, что на кораблях и в частях, где комсомольские бюро мало уделяют внимания содержанию проводимых мероприятий, далеко пе все комсомоль цы занимают передовую роль в службе, учебе и дисциплине. В комсомольской ор ганизации, которуювозглавлял до отчетно- выборного собрания тов. 'Горних, приме няли различные формы идейногвоспита ния членовВЛЕСМ, но работа строиласьбез увязки с основными задачами подразделе ния, а потому ие приносила нужных ре зультатов. Формальное отношение к идейно-полп- тпческому воспитанию комсомольцевдо пускалось и в организаци , где секретарем ‘ тов. Лукьянов. Там поручали проводить весьма трудные беседы,, требующие боль ших знаний, таким товарищам, которые не подготовлены к этому. Например, беседу по Постановлению ЦК ВКЩб) об опере Му радели «Великая дружба» бюро обязало провестине подготовленному для этогоком сомольцу Шамову. Как справедливо отмечалиделегаты конференции, низкое качество идейно-по- литпческого воспитания малотревожит отдельных политработников кораблей и частей. После отчетно-выборного собрания к руководству комсомольскими организа циями пришли в большинстве своем но вые люди,которым нужна повседневная помощь, но этой помощи имне оказывают. Например, в части, где политработником тов. Карогодов, неблагополучно с дисцип линой среди многих членовВЛКСМ, что является прямым следствием неумелой по становки ‘ идейно-политического воспита ния со стороны комсомольского бюро. Не смотря на это, Карогодов не направляет деятельность секретаря комсомольской р ганизации, не интересуется мероприятия ми, которые осуществляет бюро. В тече ние четырех месяцев он не утврржда.* планов работы комсомольской организа ции. Секретарь бюро тов. Володин неод нократно напоминал ему об этом,но всегда получал в ответ: «Некогда сейчас, рсть де ла более важные». Даже наотчетно-выбор- ном собрании комсомольской организаци Карогодов присутствовал не до конца. Вскоре после доклада он выступил с речью и тут же удалился, тогда как дела в орга низации требуют пристального внимания политработника. Немаловажное значение име т иштгвп- дуальная работас комсомольцами, отстаю щими в учебе. Об этом говорили многие де легаты. Особенно хорошо рассказал о спле и результатах индивидуальноговоздейст вия секретарь одной пз комсомольскихор ганизаций тов. Нехородгков. В пх части комсомольцы Арапов и Ламанов б»езответ- ствепно относились к службе, допускали |рроступки. Комсомольский актпвпст Оль ховский стал с ними беседовать. Он осу ждалихпроступки, прпводпл примеры', как должен служить советский воин, тем бо лее комсомолец. Затем привлек пх к уча стиюв комсомольской работе. Воздействие Ольховского оказало влияние. Оба комсо мольца стали исправляться и вышли в число передовых воинов. Ламанов сейчас активно работает агитатором, а Арапов избран в состав бюро комсомольской орга низации. Комсомольская конференция • Н-ского соединения детально обсудила работу ком сомольских организаций, по-большевист ски вскрыла недостатки. В своем решении она наметила четкие пути к дальнейшему улучшению идейно-политического воспита ния комсомольцев и несоюзноймолодежи, к повышению передовой ротп членов ВЛКСМ . в боевой подготовке и воинской дисциплине. Младший лейтенант С. КУЗНЕЦОВ. Отличник боевой и политической под готовки старший матрос Михаил Панов. • Фото М. Бугакова. ПРИМЕРНЫЙ КОМСОМОЛЕЦ * Окончив училище, сержант Оберюхтия прибыл в подразделение на должность авиационного механика. Тепло встретили авиаторы молодого воина. Опытные меха ники тт. Кудрявцеви Бескаравайиый охот- по помогали ему практически освоить бое вую технику, правила приготовления са молета к полету. Повышая свою квалификацию, сержант Ооерюхтпн с нетерпением ждал тот день, *огда он станет полным хозяином боевой :ашины. П этот день наступил: за ним '>ыл закреплен самолет, в то время подле жавший ремонту. Однажды инженер, осматривающий са молет Оберюхтина, обнаружил недоделки. Это встревожило вопна-томсомольца, и он дат слово серьегггее относится к ра боте, тщательно проверять,все лп устране ны дефекты, все ли исправлено. Своеслово тов.Оэерюхтпн держит твер до. Сейчас он по#праву считается одним из лучших механиков Подразделения. Не останавливаясь на достигнутом, он регу лярно посещает сборы механиков, внима тельно слушает лекци, тщательно гото вится«кзанятиям. Сержант Оэерюхтпн слывет не только отличным специалистом,но и дисципли нированным, политически грамотным вои ном. На итоговом политзанятиион получил отличную оценку. Как отличник боевой и политической подготовки, он занесен на витрину: «Берите пример с них!». Сержант В. СОКОЛОВ. Нет внимания к стенной печати Вновь избранная у нас редколлегия выпустила одинномер стенгазеты. Да и этот номер был подготовлен плохо. Все опубликованные в нем заметки носят декларативный характер, в них нет отра жения жизни и боевой учебы личного со става подразделения. „ После этого прошло уже более месяца, по нп редактор тов. Пирожков, ни члены редколлегии не задумались над выпуском очередного номера газеты. Все это видит п знает политработник тов. Белов, но у него «нет времени», что бы заняться газетой, провести семинар с вновь избранными работниками стенной иечати. Старший матрос И. ЕГОРОВ. Н А П О Л И Т И Ч Е С К И Х З А Н Я Т И Я Х И З У Ч А Ю Т И С Т О Р И Ю В К П ( б ) Моторная группа коммуниста Липатова В учебном плане политических занята" со старшинами сверхсрочной службы ест: раздел «История ВКП(б)». Вполне понятно, что изучение славно!” истории большевистской партии, великих идейЛенина — Сталина вызвало живей ший интерес у старшнн-сверхсрочнпков В процессе изучения первых тем учебного плана, & также в ходеитоговых бесед по разделам руководитель группы тов. По кровский установил, что слушатели имеют достаточную общеобразовательную подго товку для изучения истории большевист ской партии. Но то обстоятельство,что из всех слушателей только один — сверх срочник главный старшина Афонин — ранее изучал «Краткий курс истории ВКП(б)» по программе партийной школы, заставило руководителя группы серьезно подумать над тем, как лучше излагать материал. Будет рассказ ярким, вырази тельным. доходчивым и высокоидейным— значит шгинность, на занятиях будегг хо рошая. II наоборот, будет рассказ сухим, вялым ж неубедительным ‘— значит ои не даст нужного результата. Посоветовавшись с пропагандистом по литотдела, тов. Покровский составил план рассказа по первойглаве. В порядке подготовкибыли вновь перечитаны произ ведениеЛенина «Что такое «друзья наро да» и KiK они воюют против социал-демо кратов», статьи Ленина «Задачи руских социал-демократов», «Заявление редакции «Искры», и другиенеобходимые материа лы. И только после того,как был продумал р |етальао изучеи ©тот материал, сделаны т^ходнмые выписки, тов. Покровский эставил конспект. Началось первое занятие... Коротко становившись на введениик «Краткому .;урсу истори ВКП(б)», подчеркнув важ ность теоретического богатства, которое содержитсяв этойкниге, руководитель группы в простой и доходчивой форме из ложилсодержание первой главы. Много численные вопросы, заданные старшинами после рассказа,убедили его в том, что материал воспринят с интересом. Таким образом, первая задача, которую ставил тов. Покровакий, — была достигнута. В ходе последующей работы встрети лись трудности. При самостоятельной ра боте у большинства старшин возникали некоторые вопросы, связанные с непони манием того пли иного положения и даже отдельных слов. Другая часть старшин стремилась к школярскому заучиванию отдельных положений без глубокого ос мысливания их. Но тов. Покровекпй на шел правильный путь, чтобы решить и эту задачу __ задачуглубокого н осмыс ленного изучения героического пути на шей партии. Он нашел время, чтобы по бывать у всехстаршин, занимающихся в группе, проверял, как тот или инойслуша тель готовится к очередному заЬятию, по могал составлять отдельным старшинам конспекты, растолковывал все, что трудно усваивалось. К этойработе тов. Покров ский привлек двух старшин, окончивших Ъ 1947 году школу партийного актива. Коммунист Быков и комсомолец Переплес- нин оказали руководителюбольшую по мощь в подготовке группы к очередному занятию. Двух часов самостоятельногочтения, предусмотренных программой, после такой предварительнойработы было вполне до статочно, чтобы закрепить знания стар шин по первой главе «Краткого курса истории ВКП(б)». На беседе по первой теме старшины по казали хорошее знание материала. Стар шины Веселко, Шкурко, Некрасов и дру гие обстоятельноотвечали на всевопросы. Однако на этом же занятии были вскры ты и недостатки. Сказался тот факт, что старшины впервые так основательно изу чали историю партии большевиков. На вопрос руководителя, как вы понимаете вопрос о соединении социализма с рабо чим движением, пз всех старшин отве тил толькоглавный старшина Веселко. Не смогли старшины толково ответить и на вопросы, что означают слова «либе ральный», «крестьянская община» и др. Тов. Покровский тут же подробно и доход чиво об’яснилстаршинам непонятные им вопросы и слова. Изучение первойглавы «Краткого кур са историиВКП(б)» показало, что руково дитель группы тов. Покровекпй стонт на правильном пути, повседневно оказывая помощь своим слушателям, добиваясь вы сокого усвоения программы политзанятий. Лейтенант В. подав. Многие часы проводил Алексей Липатов у моторов. Под наблюдением старшины Си лина он разбирал и изучал детали, читал описание моторов, вычерчивал схемы. Уже через месяцпосле прихода на ка тер комсомолец Липатов сдал экзамен и был назначен штатным мотористом груп пы. Походы стали для Липатова школой практического опыта п навыков по эк сплоатациимеханизмов. Вскоре Липатов получилповышение и был назначен старшиной отделения мото ристовв группу старшины 1 статьп Бол- данкова. Старшина группы — строгий и требовательный младший командир, чут кий и умелый воспитатель. Молодому командиру он сразу же сказал: — Чтобы стать хорошим специалистом, надо изучить механизмы досконально, знатькаждую деталь, научиться чувство вать дыхание моторов. Я помогу, учиться и работатьбудем вместе.. Теперь, когда за плечами Липатова три с половиной года службы, накоплен опыт, когда он уже сам стал хозяином машинно го отсека, он с благодарностью вспоми нает Болданкова. Старшпна сделал из не го умелого специалиста, н учил не только обучать подчиненных, по и воспитывать их. Вот первые днп Липатова на катере уже в. должности старшины труппы. Было Трудно. Проработавшие длительное время моторы требовали особенно заботливого ухода. И Липатов настойчиво прививал каждому мотористу чувство постоянной за боты за заведыванле. Учеба часто проходила в море. Люди несли бессменную вахту у моторов, уста вали. Но, возвращаясь из походов, стар шпна не думал об отдыхе, спускался в машину, выяснял, как работали в походе моторы, и начинал приводитьих в поря док. Вм'естЪ со -старшиной работали и его подчиненные — командир отде ления старшина 2 статьп Осенков, стар ший моторист старший матрос Иванов и моторист матрос Григорьев. Так вырабатывалась привычка забо титься о моторах, об их сохранности и го товности в любой момент обеспечитькате ру необходимые ходовыережимы. Для того, чтобывыработатьи тем более ,за крепить у подчиненных это качество, Липатову потребовалось много време ни и энергии. По труд его окупается сейчас. Группа законно и справедливо гор дится порядком в машине. Группа Липато ва всегда ставится в пример другим. Командованием не один раз об’явлены Ли патову и его подчиненным благодарности за отличное содержание моторов. Матрос Григорьев в группе служит недавно. Как-то он стал утверждать, что знать мотористу устройство рулевого управления необязательно. — Если бы мотот>*!ггы катера так от носились к рулевому устройству, как вы, — сказал Липатов Григорьеву, — то ка тер вряд лп справился бы с выполнением боевой задачи. Григорьев не могне согласиться с дово дамистаршины. Сейчас он хорошо знает рулевое устройство и заботливо ухаживает за ним. Старший матросИванов заведует элек трооборудованием. Низкая общеобразова тельная подготовка не позволяет емусра зу усвоить электротехнику. Липатов ежедневно помогает Иванову изучать за коны электротехники. Иванов тоже ста рается. Он нашел учебник по физикедля средней школы п самостоятельно изучает раздел «Электричество». Кроме того, Ива нов часто ходит к электрикам другого ко рабля и разбирает с ними непонятные во просы. Его знания сейчас еще не очень полны, но прочные. Иванов постепенно иознает законы электротехники и будет высоко грамотным специалистом на кате ре. Главное — есть желание, стремление, усидчивость, есть помощь со стороны то варищей, коллектива и старшины группы. На катере, в машинном отсеке частораз гораются оживленные споры. Предметом 1 их являются различногрода ааддаккк и заедания в работемоторов. Такие дискус сии, км правило, возглавляет сам стар шина. Недавно в походе на одном пз катеров произошел довольно поучительный слу чай. В выхлопном кол екторе создалась воздушная подушка. Это былосвоевре менно обнаружено механиком подразделе ния, -который шел на ватере. Не будьме ханика, образование подушки привело бы к прогоранию коллектора и выходу из строямотора. Почему образовалась в выхлопном кол лекторе воздушная подушка? Над этим вопросом думали мотористы старшины Ли патова. Кое-кто из мотористов на других катерах и особенно на том, где произошел этот печальный случай, пытался свалить все на моторы. Онп, дескать, уже поряд ком износились si от них можно всегоожи дать. Но мотористы Липатова яе разделя ли этого мнения. Их интересовалне толь ко самфакт возникновения воздушной по душки, но и вытекающие из него послед ствия. В ходедискуссии былиустановле ны причины образования воздушных по душек в выхлопных коллекторах. Они за ключались в том, что мотораст невнима тельно следил за работоймеханизмов н не принимал своевременномер, предусмотрен ных в таких случаях специальными ин струкциями по эксплоатации моторов на больших оборотах. Старшина Липатов ис пользовал эют случайдлятого, чтобы мо тористы его lipуппы воочию убедилась, какое важное значение имеет вниматель ный контроль за работой вверенных ме ханизмов и приборов. Детальный разбор происшедшего стал,таким образом, наукой и дляего подчиненных. Знание механизмов — первейшее ус ловие их успешной эксплоатации. Об этом очень убедительно г ворит одиниз последних походов катера, на котором слу жит старшина 2 статьи Липатов. Каждое занятие становится дляхруппы старшины Липатова школой совершенст вования знаний и практического опыта. Мотористы должны знать свойкатер, а, значит, и бороться за его жизнь. Поэтому учения по отработке аварийных задач проходят в обстановке, наиболее прибли женной к боевой. Поступила вводная: — Пробиты масляные магистрали. Моторист Иванов расторопными дви жениями рук берет резину, обжимки, ава рийную проволоку и обтягивает ма гистраль. Все это делается быстро, доб ротно, со знанием дела. Котда смотришьна ловкие,смышленныедвижения Иванова, то убеждаешься, чтоподобную вводную он решает не впервые. У него же выработа ны прочные навыки, сноровка, понимание своихдействий. Вводную моторист Иванов решал в присутствии механика подразделения старшины группы. Работа получила высо кую оценку с их стороны. Умело решил вводную и моторист Гри горьев. Усложненная задача по соедине нию оборванной снарядом водяной маги страли выполнена им умело и надежно. И Григорьев,п Иванов знают, где лежит аварийное имущество. Поэтому в любой обстановке быстро находят его и правиль но используют при выполнении вводных. Каждая такая вводная прививает им необходимые навыки, которые пригодятся в боевой обстановке. Старшина Липатов подолгу и частобеседует с участниками войны, узнает у них наиболе характер ные повреждения, встречавшиеся в боях, п в со тветствии с этим продумывает свои вводные. Вот почему каждая тренировка, каждое аварийное учение приносят наи большую пользу мотористам группы. Группа коммуниста Липатова — пере довая в подразделени. Ее машины всег да в готовности. Коммунист Липатов умело воспитывает своих подчиненных. А онп, глубоко понимая свою ответственность за судьбы и обороноспособность любимой Со ветской Родины, честно, по-комсомольски выполняют свой воинский долг. Лейтенант И. ГЕЛЕВЕРЯ. Люди дальнего поста Вдали от базы и населенных пунктов расположен спинально-наблюдательный пост. Здесь всегда — ив дни, когда пурга неистововоетвокруг, не прекращается бое вая учеба. Участник Отечественной вой ны начальник постакоммунист старшина 1 статьиБлинов учит подчиненных пере даче п приему семафоров, наблюдению в различноевремя суток. Сам Блинов в дип войны не раз обнаруживал плавающие ми ны и вражеские самолеты, чемоказывал услугу нашим караванам. На другом посту отличником радиосвязи зарекомендовал себямолодой матрос Ры ков. Он служит таедавно, но уже заслужил 10 поощрений. В любое время суток он безошибочно принимает и передает радио граммы. Еще не было случая, чтобы он исказил текст илидопустил неточность. Недавнодалеко от поегга вышла из строя одна из магистральных лиитй связи. В труднейших условиях, когда пурга ограни чивала видимостьдо нуля, а сильный снежный ветер валил с вот людей, свя зисты нашли место обрыва. Несколько ча сов потребовалось нм для того, чтобы вы* полнить (приказ командира. И они его вы полнили. За образцовое выполнение задания свя зисты комсомольцы Чесноюов и Федотов получили благодарностькомандира. Младший лейтенант П. ПЕТРУХИН. Отличник боевой и политической под готовки старший матрос Николай Зайцев. Фото М. Бугакова. Дизель-генератор будет в строю Катер вышел в море После непогожих штормовых дне» уста новилась солнечнаявесенняя погода. Око ло причала, где стоят катера-охотники, охотник отрабатывает задачу по курсу боевой подготовки. — Корабль к походу изготовить! — поданакоманда на катере, которым коман дует офицер Бенедиктов. Матросы и старшины занимают свои места. На мостик поступают докладыо го товности. Заработала машина. Отдаются швартовы. За кормой давно остались знакомые очертания порта. Матросы стоят на своих постах. Сигнальщики настороженно и вни мательно всматриваются в даль. — Справа по борту плавающая «ми на», — докладаваегг матросКотылев. Командир щрл>еш/. Ведь только ему одно-' му было известно о присутствии в это* районе «мины». С мостика поступает команда: — По плавающей «мине» — огонь! Командир орудийного расчета старшина 2 статьи Тарганский вместе со старшим матросом Смирновым наводят орудие нз цель. Подносчик старший матрос Еремкин;Я . заряжающий матрос Кожухарь готовят орудие к залпу. Третьим снарядом мина была уничтоже на. Артил еристы в этойстрельбе проде монстрировали хорошую выучку. Недаром они накануне так усиленно тренировались у орудия, выполняя вводные командира. Теперь тренировка в море принесла свои отличные результаты. Выполняв боевое задание, на обратном пути в базу командир -катера решил про вести учение. В походе держали экзамен не только ко мендоры, но и весь личный состав. Через •некоторое время, когда катер приблизился к побережью, командир дал вводную: — Слева батарея «противника» открыла огонь по кораблю.. Подавить батарею! На мостик вновь поступают доклады <л боевой готовности. Катер маневрирует, уклоняясь от огня батареи «противника». Затем,выбраввы годную позицию, командир корабля дает команду: , — По батаре «противника» — огонь! Орудийный расчет старшины 2 статьи Тарганского вступает в артилерийский поединок с береговой батареей. С мостика хорошо видны разрывы снарядов. Они ле жаться точно по цели. Командир удовле творен • действиями *комендоров. Он дает высокую оценку личному составу корабля. «Большой охотник» ложится на обрат- пый курс. Но учения еще не закончены, надо решить еще несколько вводных задач, — Человек за бортом! — Шлюпку на воду! — ло этойкоман де боцман кораблястаршпна 2 статьи По пов и подчиненные ему матросы быстро спускают шлюпку, бросают «тонущему» спасательные круги. Прошли считанные минуты, и шлюпка вместес «пострадав шим» была поднята на борт. Организованно работали матросы и стар шины пятой боевой части. Механикам и мотористам было дано также несколько вводных. Кроме того, в походе механик произвел проверку знания материальной частиличным составом БЧ-V. Матросы и старшины выдержали экзамен хорошо. ^ Напитан Н. ДУБИНИН. Днвелисты старшпна 2 статья Тихоми ров.матросыПерепелови Ильин, электри ки старший матрос Марееви матросы Со колов п Белозюерочно вводят в строй I новый дизель-генератор Для выполнения ! этой работы они пе жалеют ни сил, ни времени. Чтобы ускорить монтажные ра боты, ошг работают в вечернее времяп в выходные дни. Уже закончен монтаж ос новных узлов. На этойнеделе будет про изведен первый пус* дизель-генератора. Деловую помощь в сборке дизель-гене- ратора оказывают коллективу электро станцийглавный старшина Рогндцый и старшина 1 статьп Лобанов. Они своевре менно выполняют все заказы монтажни ков. Главный старшина И. СЫ.ЧЕВ. Зачеты сдали успешно Недавно матросы и старшины подразде ления офицера Ильина сдавали зачеты по знанию своих обязанностей. Зачеты при нимались на боевых постах. Матросы н старшины действоаличетко, отвечалина все вопросы правильно. Особенно хорошие знания показалстар шина 2 статьиСеничев. По устройствун эксплоатцииматериальной части старши на дал точные, ясные ответы поверяюще му. Хорошие оценки получилистаршины 2 статьи Никитин и Глазков, старшие ма- трссы Матросов и Голчане кий. Матррс В. ВОРОБЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz