На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я апреля 1948 г., W1 77 (3073) С отчетно-выборных комсомольских собраний Высокая активность Подавляющее большинство членов ВЛКСМ краснознаменного лидера «Баку» и, прежде всего, комсомольцы-активисты —* это от­ личники боевой и политической подготов­ ки. Тт. Андреев, Хрулев, Чучин, Максимов, Невзоров и многие другие с достоинством выполняют свои обязанности, помогают командованию и партийной организации в обучении и воспитании воинов. Однако в работе комсомольской организации есть и недостатки, которые были глубоко вскрыты на отчетно-выборном собрании. Член ВЛКСМ тов. Андреев сказал: — Бюро слабо осуществляло свою 'роль коллективного руководителя. Секретарь комсомольской организации тов. Гавердов- ский всю работу брал на себя. Член бюро Морозов настолько отстранился от своих обязанностей, что даже перестал посещать заседания бюро. Отсутствие организованности и слажен­ ности в работе бюро отрицательно сказы­ валось на работе комсомольской организа­ ции в целом. Бюро ВЛКСМ не сумело обеспечить авангардную роль всех комсомольцев иа политических занятиях. На оссиаей ин­ спекторской проверке политических заня­ тий члены ВЛКСМ Зубов и Молоджипкий получили неудовлетворительные опенки. Бюро не оказ#ю им должной помощи, и эти воины по сей день отстают в полити­ ческой подготовке. Члены бюро не имели тесной связи с руководителями групп, не занимались подбором литературы, нагляд­ ных пособий,— отмечали товарищи в сво­ их выступлениях. Кружок по изучению Устава ВЛКСМ за­ кончил программу. Но бюро но ировело итогового занятия, не проверило знания комсомольцами Устава ВЛКСМ.. Руководи­ тели комсомольской организации не звают, как проходят занятия в кружке по изуче­ нию биографий В. И. Ленина н П. В. Сталина. Не интересуется бюро и само­ стоятельной учебой комсомольцев. Член ВЛКСМ Чудинов числится самостоятельно изучающим историю большевистской пар­ тии, а бюро не знает, правильно ли рабо­ тает над книгой тов. Чудинов, какая до- мощь требуется ему* Бюро слабо пропагандировало требова­ ния воинских уставов и военной прися­ ги, не популяризировало отличников. мало% воздействовало на совершавших проступ­ ки. На собрании говорили о том, что бюро недостаточно руководило комсомольскими организациями подразделений. Члены бю­ ро, кроме тов. Гавердовского, не посеща­ ли собраний низозых комсомольских ор­ ганизаций. Неудовлетворительно развер­ нута’ спортивно-массовая работа. За весь зимний период никто i d комсомольцев не сдал норм на значок ГТО. В этом также повинно бюро. Комсомольцы отмечали слабую помощь бкхро со стороны политработников корабля, которые не организовали учебы комсомоль­ ского актива, недостаточно руководили комсомольской работой. Собрание приняло деловое решение, на­ правленное на быстрейшую ликвидацию выявленных недостатков. В состав нового бюро избраны лучшие комсомольцы, отличники Соевой и поли­ тической подготовки. Старший лейтенант М. РЕПИН. НА ПОЛИТИЧЕСКИХ З АНЯТИЯХ В Политическом Управлении Северного флота Совещание редакторов печатных газет соединении При Политическом Управлении Север­ ного флота состоялось совещание (редакто­ ров печатных газет соединений. Совеща­ ние обсудило 'задачи печати по выполнению приказа INI 5 Министра -Вооруженных Сил. Редакторы газет обменялись опытом своей работы по освещению вопросов бое­ вой и политической подготовки, полити­ ческого и культурного воспитания матро­ сов, а также опытом массовой работы с военкорами и читателями. На совещании выступил генерал-лейтенант тов. Алек­ сеев. „Памятка матроса*4 Вышла из печати, изданная Политиче­ ским Управлением Северного флота, бро­ шюра «Памятка матроса». Брошюра пред- ствыяет собой небольшой сборник офици­ альных документов и выдержек из уставов. В нее включен Государственный гимн Со­ ветского Союза, военная присяга. Указ Президиума Верховного Совета СССР об ответственности за разглашение государст­ венной тайны, статьи из уставов о бдитель­ ности, обязанностях солдата (матроса), о воинской дисциплине, о порядке на кораб­ ле, о службе корабельных нарядов и дру­ гие. «Памятка матроса» издана массовым тиражом и рассылается во все соединения флота. Однодневный семинар политработников Ha-днях состоялся однодневный семинар политработников. Работники политотделе, заместители командиров по политчасти ко­ раблей и подразделений, секретари партий­ ных и комсомольских организаций прослу­ шали доклад о партийно-политической ра­ боте по обеспечению плана боевой подго­ товки. После доклада состоялись семинарские занятая по философскому разделу «Крат­ кого курса истории ВКП(б)». Выступили тт. Журухин, Савин, Попов и Немировский. Особенно содержательным и глубоким бы­ ло выступление молодого политработника лейтенанта Попова. (Наш корр). В школе партийного актива Интересно и увлекательно проходят за- «нятия в школе партийного актива. Лектор офилер Козлов, читая курс истории Все­ союзной Коммунистической Партии (боль­ шевиков) и вопросы партстроительства, заинтересовал слушателей своими умело подготовленным^ лекциями, что положи* тельно сказывается на усвоении програм­ мы. Четко и уверенно отвечают слушатели сержанты Фишман, Родин и другие ил вопросы преподавателя. Не менее интересно проходят занятия по экономической географии, которую чи­ тает лейтенант Сапронков. Сержант В. КРИВОШЕИН. Активно, с огромным под‘емом С огромным под’емом и воодушевлением аоряки линкора «Архангельск» приступи­ ли к изучению биографии вождя советско­ го народа Иосифа Виссарионовича Сталина. Ha-днях прошли занятия по второму разделу биографии в группе старшинского состава. В группе лейтенанта Макарпева слушатели пришли на занятия с конспек­ тами. У каждого был подробно законспек­ тирован первый раздел биографии товарища Сталина, многие сделали записи и по второ­ му разделу, а член ВКП(б) тов. Бурков за­ конспектировал пять разделов. Большинство слушателей этой группы окончило школу партийного актива, гю они изучали биографию товарища Сталина. — Школу партийного актива я окончил с отличными опенками. Там я приобрел навыки самостоятельной работы, — гово­ рит старшина 2 статьи Костеев. — Изуче­ ние биографии товарища Сталина помо­ гает мне в воспитании подчиненных, в прп- витин им лучших качеств советского вои­ на, достойных защитников мирного созида­ тельного труда нашего народа. Коммунист Костеев не только сам отлич- пи учится, он заботливо воспитывает своих подчиненных. На осенней инспектореко3 проверке политзанятий его отделение вы­ шло в число передовых в подразделении. Не отстают матросы п в боевой подготовке. Отличник боевой и политической подготов­ ки матрос Авдеев хорошо правит службу. Его яаведывапие всегда в порядке. Авдеев добросовестно подготовил свою материаль­ ную часть для выполнения боевой задачи и помог молодому матросу тов. Щур. В группу старшинского состава недавно пришел /молодой командир отделения стар­ ший матрос Грачев. На отчетно-выборном собрании подразделения комсомольцы ока­ зали ему высокое доверие, избрав секрета­ рем низовой комсомольской организации. Грачев с первых дней с большой активно­ стью взялся за учебу. На первых занятиях оп правпльпо и глубоко отвечал па постав­ ленные вопросы руководителя. — У нас па корабле, — говорит коммунист старшина 2 статьп Ост- ровершепко, — служат представители различных национальностей, больших и малых, по мы живеЫ все в дружбе, зная, что выполняем большое и почетное дело — защищаем мирный труд нашего народа. Мудрая сталинская национальная политика предоставила ог­ ромные права народам Советского Союза. Старшина 2 статьи Островершенко— член партийного бюро парторганизации подраз­ деления. В беседах с матросами он всегда старается разъяснить интересующие их во­ просы. В своем отделении он организовал громкие читки материалов, посвященных жизни и деятельности товарища Сталина. Не отстает от своих товарищей и ком­ мунист Коропов. Па занятия он всегда приходит подготовленным. П сейчас на занятия оп пришел с тетрадью, в которой аккуратпо законспектированы два раздела из биографии товарища Сталина. — На осенней инспи;т.'>тг:?ои проверке я получил' отличную опечк:*, — говорит тов. Коропов,—но и г. швом году с таким жг напряжением я продолжаю учиться. В моем отделении есть ’матрос Максимов, чмеюший низшее образование. Зная это, я гму всегда помогаю. В беседах отвечаю на почглкающие у него вопросы. Политические занятия по биографии тосариша Сталина, которые проводил лей­ тенант Макарцев, прошли активно. Стар- !гпны проявляют большой интерес к изу­ чению этого великого документа, ярко по­ казывающего жизнь и революционную ьнтельность товарища П. В. Сталина. Старший лейтенат К. РУДЁННО. щ ОРОР С большим под’емом и воодушевлением матросы и старшины нашего флота при­ ступили к изучению биографии великого вождя советского народа Иосифа Виссарионович;? Сталина. Первые политическая занятия по изучению биографии товарища Сталина на крейсере «Мурманск» прошли в группе старшинского состава, которой руководит лейтенант И. Свгмин. НА СНИМКЕ : лейтенант И. Свилин проводит политические занятия со стар­ шинами своей группы. Фото М. Бугакова. ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ВОЖЦЯ ВДОХНОВЛЯЕТ НА УПОРНУЮ УЧЕБУ Жизненный путь Иосифа Виссарионовича Сталина — вдохновляющий пример служения народу, и поэтому «Краткая биография П. В. Сталина» для миллионов советских людей стала любимой настоль­ ной книгой. Книга учит жить и бороться за дальнейшее процветание нашей Роди­ ны, идущей по пути к коммунизму. Матросы, старшины п офицеры флота с большим интересом изучают биографию вождя. Каждая глава книги вдохновляет моряков еще лучше служить, отдавать своп силы и способности на благо совет­ ского народа. Ныне, как и в прошлом году, матросы и старшины будут изучать биографию товарища Сталина на политических заня­ тиях. Это событие моряки кр'Т'ура «Мур­ манск» встретили с большим поземом. Ha-днях первые политические занятия по изучению биографии II. В. Сталина прошли в группе старшин, которой руко­ водит лейтенант Свилин. Эта группа по праву считается одной из передовых на ко­ рабле. Большинство слушателей— коммуни­ сты и комсомольцы, отличники боевой и политической учебы. Каждый из старшин обстоятельно готовится к занятиям, мно­ гие из них имеют конспекты, сде­ ланные при самостоятельной работе над той или иной темой. Поэтому руково­ дителю группы лейтенанту Свилину уда­ лось добиться того, что слушатели на каждых занятиях выступали активно. Часто выступают на занятиях старшина 1 статьи Николаев, старшина 2 статьп Модин, старший матрос Цикорпдзе п др. К занятиям по изучению биопрафиг товарища Сталина слушатели готовились с еще большей активностью. Книг нехва- тает на каждого слушателя и поэто­ му в часы массовой работы в кубрике проводплась громкая чптка биографип. тт устраивались собеседования. Как и всегда, коммунисты стали инициаторами в прове­ дении атнх мероприятий. Партийная ор­ ганизация подразделения, возглавляемая коммунистом Цикорпдзе, оказала большую Лауреаты Сталинских премий В. И. К А Ч А Л О В Имя Василия Ивановича Качалова, крупнейшего представителя советского те* атра, блестящего мастера 1 удо«ественш>го слова, творца незабываемых сценически! образов, хорошо известно в нашей стране и далеко за ее пределами* Тягу к театру, % сцене В. И. Ка 1 <чалов об­ наружил с очень ранних лет. Еще дома, в Вильно, в семье отца соборного протоиерея, двенадцати-тривадцатилетний гимвавист Вася Шверубович (Качалов — его теат­ ральная фамилия) увлекается театром. Он вспоминает: «Я, раздевшись, взби­ рался на шкаф, надевал старую • отцов­ скую рясу и без конца играл и пел Демо­ на. Мог пробыть так, на обращеааом фан­ тазией в скалу шкафу, целые часы. И хо­ телось непременно сделаться оперным певцом». премепно сделаться оперным певцом»* Действительно, Качалов обладал исклю­ чительными голосовыми данными. Его го­ лосу завидовали лучшие оперные певцы. Вот п сейчас: даже слушая его чтение по радио, удивляешься, как звучен, гибок и приятен голос этого уже немолодого че­ ловека (Качалов родился 20 января 1875 года). i ,4Г" -ltr Окончательное решение стать актером юноша Шверубович щшиимает в 17 лет. ,В то время в Вильно был Орленев, буду­ щий знаменитый трагический актер. К нему и пришел молодой Качалов с прось­ бой учить его актерскому мастерству. Орлеиев «благословил» Шверубовича на путь актера, сказав, что он должен иттп на сцену. В 1893 году мы видим Василия Ивано­ вича в Петербурге, куда он приехал про­ должать образование и поступить на сце­ ну. Здесь, в Петербурге, в кружке студен- тов-любителей он с громадным успехом вы­ ступает в большой и ответственной роли Несчастливцева в пьесе Островского «Лес». Успех его был так велик, что ис­ полнению этой роли было посвящено не­ сколько статей в «Петербургской газете». К этому времени относится знакомство Ка­ чалова с крупнейшим художником Репи­ ным и писателем Гариным. Василий Иванович ветшает на путь профессионального актера в театре лите­ ратурно-художественного общества в труппу Суворина. С этого момента он по­ лучает и свою театральную фамилию — Качалов. Работа в большой труппе Суворина не приносила Качалову творческого удовле­ творения: ему давали играть очень редко, да и то третьестепенные роли. Поэтому уже в 1897 году он вступает в товарищество артистов и под руководством Бородая рабо­ тает в Казани и Саратове. Театральная критика уже тогда высоко оценила богатейшие способности актера. Имя Качалова становится настолько известным в мире искусства, что организа­ торы Художественного театра К. С. Стани­ славский и В. И. Немирович-Данченко приглашают молодого актера в свой театр. С 1900 года и до сих пор Василий Ивано­ вич является гордостью этого лучшего в мире театра. Годы работы в МХАТ’е были годами рас­ цвета качаловского таланта, годами упор­ ной. настоГчпвой работы по созданию труднейших сценических образов, годами вдохновенного творческого труда. Какпе задачи большого мастерства поста­ вила перед ним работа в МХАТ’е, видно из творческой программы театра, так сформу­ лированной К. С. Станиславским: «Мы протестовали и протпв старой манеры пг- ры, и против театральности, п против ложного пафоса, декламапип, и- протпв актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портпло ан­ самбль, п протпв всего строя спектаклей, и протпв ничтожного репертуара». И вот, когда в «Снегурочке» не могли найти актера па роль Берендея, по пред­ ложению Станиславского за одни сутки подготовил роль Качалов и на другой день провел ее под гром рукоплесканий ввей труппы. С этого дня имя Качалова непрерывно связано с высшими творческими победами МХАТ’а. 1900 — 1906 годы в истории Художе­ ственного театра были годами драматургии Чехова и Горького. Любая чеховская роль Качаловым построена на глубоком, тонком госприятип образов. Мастерство Качалова п выпазилось в столь пажпом для чехов­ ских пьес умении-создать очень сложный, но абсолютно ясный и четкий психологи­ ческий рисунок. С предельной убежденностью звучали в устах Качалова слова Тузенбаха: «Пришло время, надвигается на всех пас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку. Я буду работь, а через какие-нибудь двадцать пять — тридцать лет работать будет уже каждый человек! Каждый!» Качалов сумел передать в чеховских об­ разах самое существо человека, избегнуть скучных рассуждений в монологах, напол­ нить их глубоким лирическим волнением. Московский Художественный театр но­ сит имя основоположника литературы соци­ алистического реализма А. М. Горького. Это имя присвоено театру за то, что здесь первыми шли пьесы Горького. Так же, как и Чехов, Горький вместе с артистами М'ХАТ’а воплощал своп драматические замыслы. Качалов в горьковских пьесах высту­ пает, как классический иейолнитель. Роль барона в пьесе «На дне» была блестяще выполнена артистом. Горький на генеральной репетиции за­ метил: «Ничего подобного я не ппсал... По это — гораздо больше, чем я паписал. Я об этом и не мечтал. Я думал, что это — «никакая роль». В работе над ролью барона видна вдум­ чивость и серьезность работы Качалова над образом вообще. Оп впимателен к клж- дой мелочи, вплоть ло наведения глянца • помощь руководителю группы. Сам руко- ьодитель группы офицер Свилин работал с каждым слушателем в отдельности, раз’яснял и рассказывал им об отдельных этапах революционной деятельности Иосифа Виссарионовича Сталина. Время занятий. Сосредоточенно и с большим вниманием слушают старшины текст краткой биографии, которую выра­ зительно читает руководитель политзаня­ тий. На столе перед каждым из слушате­ лей лежит тетрадь, в которой они любовно записывают даты и наиболее яркие эпи­ зоды из жизни и деятельности вождя. Читая текст п отвечая на вопросы, ру­ ководитель вызывает к карте старшину 2 статьи Денисова и просит его показать места, связанные с революционной дея­ тельностью товарища Сталина в Закав­ казье. Взоры всех слушателей обращают­ ся к карте. Дорогие сердцу названия — Гори, Тифлис, Батум... Быстро показав их на карте, Денисов довольный возвращает­ ся на свое место. Во время перерыва старшины оживленно обмениваются меж­ ду собой мнениями. Второй час занятий. Лейтенант Свилин продолжает чтение текста биографии. По­ дробно и живо повествует книга слушате­ лям о политической демонстрации батум­ ских рабочих, которой руководил И. В. Сталин и во главе которой он шел. В непримиримой борьбе с оппортунизмом сложилась и выросла ленинско-искровская организация в Закавказье. В борьбе с врагами народа рос н формировался вели­ кий вождь революции. Сердца слушателей наполняются гордостью за нашу могучую Родину, доверившую им вахту па морских рубежах. Расходясь после занятий по постам, каждый из воинов ощущает в себе новые силы, которые оп отдаст служению народу. Образ Сталина, жизнь Сталина вдохнов­ ляют моряков на новые достижения в уче­ бе, Младший лейтенант Ю. ГАДАЛЕВ. на ногти обшлагом пиджака, «гвардей­ ской» походке и ковырянию мизинцем в ухе; с другой стороны, «живыми моделя­ ми» были подлинные босякп, с которыми артист встречался в ходе работ над ролью. Какой степени мастерства достигли театр и в частности Качалов в исполнении горь­ ковских пьес, говорит совершенно изуми­ тельный факт, происшедший па первой постановке «Дети солнца» 24 октября 1905 года. Когда По ходу действия на сш\- ну ворвалась толпа, нападающая на Про­ тасова. которого играл Качалов, публика решила, что в театр порвались черносотен­ цы. чтобы избить актера. Часть зрителей бросилась к толпе защищать Качалова, часть поспешила из зала. Кто-то опустил занавес. Когда его подняли, раздались кри­ ки: «Качалов, встаньте!». Чтобы пока­ зать, что ничего с ним не случилось, Ва­ силий Иванович встал, а затем продолжал играть. В этот же период Качалов создает роль Цезаря в одноактной пьесе Шекспира. Эта роль ввела его в немногочисленный круг мировых исполнителей шекспировских ро­ лей. Только такой силы актер, как Качалов, мог создать почти одновременно столь ра­ знообразные образы, как лирический Бе­ рендей, властолюбивый Цезарь, пропойца барон. Чрезвычайно интересна его работа над Чапким в комедии Грибоедова «Горе от ума». Первый раз эта роль изумительно была разработана им в 1906 году. Режис­ сер требовал, чтобг ■» основу образа было положено «Горе от любви». Качалов уси­ ПОМОГАТЬ МОЛОДЫМ ШТУРМАНАМ Неустанно сювршеаетвоватъ знания Авиационный штурман в учвлище полу­ чает достаточные теоретические знания, которые в части ему надо закрепить и использовать на практике. Но для этого надо много и напряженно учиться самому, повседневно следить за всем новым, что появляется в штурманском деле. Как пока­ зывает опыт, некоторые молодые штурма­ ны, считая, видимо, училище последней ступенью к мастерству, не углубляют своих знаний в части и, как следствие, забывают то, что знали ранее. Совершенна иное наблюдается у тех товарищей, которые непрерывно совершен­ ствуют свои знания по всем дисциплинам. На политических занятиях, к прим( многие штурманы показали себя тол! с хорошей стороны. На занятие, которо! проводил офицер Егорычев. штурманы Павлов, Николаев, Алиев, Косогов пришли с аккуратными обстоятельными конспек­ тами. На первый же вопрос руководителя многие желают ответить, в том числе и молодые товарищи. Отвечает штурман Косогов. Он говорит обстоотельно, чувст­ вуется продуманность вопроса. Тов. Косо­ гов приводит выдержки из произведений В. И. Ленина, И. В. Сталина. Высокий уровень политической подготовки гово­ рит прежде всего о сознательности лю­ дей, а также о правильной постановке учебы, о контроле со стороны партийной организации за учебой коммунистов. Следовательно, чтобы улучшит ь каче­ ство обучения штурманов по специаль­ ности, надо повысить п ним требовател^^ ность, помогать им. Иногда бывает т ^ А что молодому штурману дается задание для самостоятельной работы, причем не указывается ни срока, когда штурман должен закончить изучение данной темы, ни тем более метода, который бы облегчил труд человека. Штурман представляет­ ся самому себе. Проходят дни, никто о за­ дании не вспоминает, не интересуется по­ ложением дела, и, наконец, оно забывается и штурманом, и тем, кто давал это зада­ ние. А ведь контроль за самообразованием подчиненных — дело командира экипажа, и штурманов звеньев. Надо сказать, что последние особенно мало интересуются ростом молодых штурманов, не помогают им. Однажды при подготовке к зачетам nd навигации штурманы Алиев и Павлов зая­ вили, что они не готовы сдавать очереди ^ ную тему, хотя времени для ее изучения было больше, чем достаточно. Понятно, что при соответствующей помощи штурма­ на звена изучение пошло бы значительно быстрее. Старший лвйтенант В. ЛОССОВСКИЙ. Примерный старшина Большим уважением товарищей поль­ зуется старшина 2 статьи Солуянов. Он трудолюбивый, исполнительный воин, отличный специалист. За успехи в боевой и политической подготовке тов. Солуянов имеет несколько благодарностей. Много работает старшина по повышению своего идейно-политического уровня. Его часто можно видеть за книгой, газетой, журналом. Сейчас тов. Солуянов избран секрета­ рем комсомольской организации. Матрос И. ЧИРКУН0В. лил общественные мотивы Чацкого и ре­ шил режиссерскую задачу, показав любовь сильного, активного, идущего вперед че­ ловека. К 10-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции МХАТ ставил современную пьесу «Бронепоезд 14-69». Василий Иванович играл роль руко­ водителя партизан Никиту Вершинина. И здесь его ждала творческая удача. Верши­ нин у Качалова является как бы завер­ шением ранее созданных образов. Своим большим умом, сердцрм, чутким к правде и неправде, в Вершинине показал Качалов лучшие черты русского народного героя, которые роднят его с Сусаниным и Мини- пым. «Правда» писала о Качалове — Верши­ нине: «Он показывает руководителя пар­ тизан, который одновременно п вождь, и также рядовой мужик, тесно спаянный СО всеми массами». Основная творческая задача, которую решал п решает Качалов, бескоивчш) близка к народу. Это показ человека, прекрас­ ного в мечтах о счастье и свободе, сильно­ го в стремлениях к правде, свободного в могучем расцвете своей мысли и воли. Советское правительство высоко оценило деятельность Василия Ивановича. Еще в 1924 году он получил звание заслуженно­ го, в 1927 году — народного артиста РСФСР, в 1936 году в чпеле немногих — народного артиста СССР. В 1935 году Ка­ чалов награжден орденом Трудового Крас­ ного Знамени, в 1937 году — орденом Ленина, а в 1943 году рму ппигтямрпа Сталинская поемия. Н. МАЛИНИН, i

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz