На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.
Г?А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я .те апреля 1948 г., № 89 (ЗССС). Х о р о ш о П О Д Г О Т О В И Т Ь С Я экзаменам к Опыт семи месяцевработы школ пар тийногоактива в новом, 1947 — 1948 учебном году показывает, что учебный про цесс в большинстве школ партийного ак тива со^^инений проходит гораздо органи зованее, чем в прошлом году. К передовым школам следует преждевсе го отнести школы партийногоактива, где начальниками капитан Бугаев, капитан Шушурин и майорОрлов.В этих школах передначаломучебного года был тщатель но подобрансоставслушателей, правильно укомплектованы учебные группы, назначе ны квалифицированные преподаватели из числа наиболее подготовленных политра- бСИШГШЕ- В школе партийногоактива, где началь ником капитан Бугаев, занятия проходят регулярно, лекции читаютквалифицирован ные и опытные товарищи. Особенно боль шой интерес проявляют слушатели к лек циям по истори ВКП(б), которые читают офицеры Суслов и Твардовский. Боль шинство слушателей этой школы тща тельно записывает лекции, читаетрекомен дованную литературу, составляет конспек ты, посещает консультации, на классно- групповых занятиях выступает активно, содержательно п глубоко. • Подавляющее большинство слушателей этой школы занимается успешно п имеет ’ хорошие достижения в учебе. Вот один из слушателей школы — секретарь партий ной организациитов. Ханин. К учебе он от носится со всей серьезностью, много ра ботает надсобой. Знания, полученные в школе партийного актива, тов. Хаттон умело используетна практической работе. С каждым месяцем полнее п лучше организует он партийную работу. Слушатели этой школы тт. Бардин, Алтухип, Исаев, Тисленко, Тарцан и мно гие другие также успешно овладевают марксистско-ленинской теорией. Плодотворно работает и школа партий ногоактива, начальником которой являет ся капитан Шушурин. Слушатели этой школы всесторонне готовятся к очередным занятиям, активно участвуют в обсуждении вопросов на семинарских и классно-груп повых занятиях. Следует отметить хоро шую подготовку к очередным занятиям преподавательского состава этойшколы. Большинство подготовленных лекций пред- Еаритсльнэ обсуждается на совещашш преподавателей п работников политотдела, просматривается начальником политотдела п начальником школы. Так, например, пе ред чтением лекций по третьей, четвертой, седьмой и другим главам «Краткого курса истории ВЕП(б)» было проведено обсужде ние методическогоплана занятий и содер жания лекций. Такое предварительное об суждение лекций практикуется и по дру гим тема^ учебной программы. Следует отметить, что многие замести теликомандировпо политчасти,партийные организации кораблей и частей в этом учебном годугораздо лучше, чемв прошлом учебном году, оказывают помощь в органи зациисамостоятельной подготовкислушате лей,больше проводят консультаций, инди видуальных бесед со слушателями, актив- пео интересуются посещаемостью занятий и т. д. Так, секретарь партийной организа ции тол.Тишаков постоянно интересуется учебой своего партийного актива. Тов. Ти шаков помогает слушателям в подготовке к занятиям, в составлении конспектов, обес печивает слушателей необходимой литера турой, оказывает помощь отстающим в учебе. Подлинную заботу об учебе партий ного' актива проявляют офицеры капитан 3 ранга Ф. Некрасов, майор Твар довский, майор Галка, младший лейтенант Топорови многие другие. Однако в работе отдельных школ пар тийного актива имеются и отрицательные факты. В отдельных соединениях политот делыи партийные организации слабо вни кают в работу школ. Политработники тт. Гусев, Максимов не интересуются по вышением идейно-теоретического уровня партийного актива, зачастуюсамоустраня ютсяот руководства этимважным делом. Особенно следует это сказать о работе школы партийного актива, гденачальником школы капитан Жила. Здесь в руководстве школой и марксистско-ленинской учебой партийного актива до сих пор имеются серьезные упущения и недостатки. Плохая посещае(мость и слабая дисциплина слуша телейявляютсяосновным тормозомв рабо те школы. На занятиях, как правило, при сутствует всего 50 — 60 процентов со става слушателей. Особенно слаба посе щаемость на вечернем отделени .школы— бывают дни, когда на занятиях присутст вует 30 — 35 процентов от общего числа слушателей. В январе были случаи, когда вместо 56 слушателейдвух вечерних груп на занятия приходили 18 — 20 человек. Однако ни политотдел, ни начальник шко лы капитан Жилане приняли решптельиы: мер к тому, чтобы обеспечить высокую по •ещаемость и дисциплину слушателейпш: лы. Положения пеизменилосьпо сей депь. Здесь недостаточно следят и за качест вом лекций читаемых для слушателей школы. Так. няптшмер. 6 апреля капитан тов. Липплин читал лекциюна тему: «Пар тия большевиков в период Великой Отече ственной войны Советског Союза». Лекция была слабо подготовлена, не обсуждена на совещании преподавательского состава школы. В результате она была прочитана на низком идейно-политическом уровие и совершенно не удовлетворила слушателей школы. Подобные факты здесь пе единич ны. Перечисленные выше недостатки свиде тельствуют о том, что в отдельных соеди нениях забыли, что школы партийного ак тиваявляются важнейшим звеном в воспи тании партийногоактива, необходимым ус ловием дальнейшего совершенствования и роста партийного актива, испытанным средством улучшения качества партшлю- организационной и партийно-политическ ой работы в частях и на кораблях флота. В июне 1948 года,через три месяца, школы партийного актива заканчивают свой учебный план. Б оставшийся период работы школ необходимо еще выше поднять качество учебы. Необходимо развернуть игирокую подготовку к итоговым экзаменам. Чтобы успешно подготовиться к ним, нуж но своевременноорганизоватьиндивидуаль ные и групповые консультации прп шко лах, парткабинетах, базозых клубах, раз вернуть на корабляхи в частях проведние бесед со слушателями по паиболее важным вопросам учебной программы. Нужно оборудовать помещения, где-бы слушателимогли самостоятельно работать в вечерне время и в период проведения сборов.В партийных кабинетах п библио теках нужно подобратьи сосредоточить па видном местелитературу и наглядные по собия по пройденным темам учебной программы. Только при этих условиях мы доб’емся нужных результатовз учебе партийного актива. Капитан-лейтенант П. СОСИН. НА СНИМКЕ: отличник боевой и политической подготовки старший матрос Г. Морошкин, сфотографированный у развернутого флага корабля. Фото А. Попова. Передовики реконта СЕРЬЕЗНАЯ ПОДГОТОВКА ОТЛИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личный состаз боевой части с большой активностью взялся за выполне ние ремонтных работ.Матросы и старшины, не считаясьсо временем, работали с пол ной отдачей сил. Они выполняли дневные задания на 200 и более процентов. Осо бено отличалась ремонтпая бригада стар шины 2 статьи Степанова. Получив зада ние отремонтировать парокомпрессор, •лытный котельный машинист Василий Степанов собрал своих подчиненных, об’яснпл им важность предстоящих работ и распределил обязанности. Шабровку и перетяжку подшипников 0 выполненных работах старшины 4 2 статьи Степанова и его подчиненных яр ко говорят показатели. Например, вначале бригада Степанова выполнила работы на 225 процентов, а сейчас — на 270. Отделениемашинистов-турбинистов, воз главляемое старшиной 2 статьи Андре евым, не отстало от своих товарищей. Они в сжатые сроки произвели переборку всех вспомогательных механизмов машинного отделения. Большую инициативу и матрос скую смекалку проявилна работе комсо молецстарший матрос Саушкин. Командир корабля поощрил тов. Сауш- Степанов произвел со старшим матросом iкина 10-суточным внеочередным отпу- Бобенковым, а переборка арматуры была поручена старшему матросу Пашкову. Ма тросы прилагают все усилия к тому, чтобы быстре выполнить задание. Сейчас уже закопчены работы, отремонтирован компресор, произведена регулировка вса сывающих и нагнетающих клапанов. Ра бота проведена качественно и раньше ерэ- ка. ском. За отлтгчный ремонт старшие матросы Петров, Самсонов и Горяйнов получили ; метод занятий с личным составом, благодарности, командир отделения стар шина 2 статьи Андреев — денежную премию, а комсомолец старший матрос Са довников сфотографирован у развернуто го знамени корабля. Старший лейтенант К. РУДЕНКО. О Т Л И Ч Н И К И Младшие командиры Трубоевскпй и Ту- лярпо.В ней освещается опыт лучших от- гоз пользуютсябольшим авторитетому личного состава нашего корабля. Они оба отличники боевой п политической подго товки. Старшина 1 статьиТрубоевскпй служит старшиной группы машинистов. Он хорошо знает свою спецпальпость, умело проводит занятпя. Его заведываниовсегда содержит ся в образцовом порядке. Машины работа ют безотказно. Кроме того,тов. Трубоевскпй является и хорошим общественником. Он редактор корабельной стенгазеты. Старшина 1 ста тьичестно относится к общественному по ручению — стенная газета выходит регу- личннков учебы и резко критикуются на рушители воинской дисциплины. Младший командир Тугов — дисципли нированный и требовательный боцман. Он хорошо знает морское дело п обучает ему личный состав. Ему доверили проводить занятпя по морской практике с будущими старшинами отделений. Тугову недавно присвоено очередное воинское звание— старшина 1 статьи. Как лучшие отличники боевой и поли тической подготовки, старшины 1 статьи Трубоевскпй и Туговзанесены на Доску почета. у Старшина 2 статьи В. ПИЛЮГИН. Катераподразделения огаршего лейте нанта Быкова выполняли артиллерийские стрельбы. Крупная зыбь, нордовый ветер, ча стые снежные заряды-значительно услож няли условия. В таких условиях отматро сов и старшин артиллерийски отделений катеров требуется большая внимательность прп наблюдении, выдержка, (привычка к морю, натренированность в обращении с оружием и глубокие знания правилстрель бы на качко и при плохой видимости. В недалеком прошлом эти трудности оказывали большое влияние на результаты стрельб личного состава катеров старшего лейтенанта Быкова. Этоподразделениеиме ло слабуюподготовку артиллерийских от делений, имело ряд крупных недостатков в эксплоатации оружия. Достаточно ска зать, чтоне было ни одной стрельбы, во время которой всемеханизмы материаль ной частиоружия действовали бы безот казно, без задержек. В подразделениииме лись и поломки артиллерийского вооруже ния, связанные со слабым знанием лич ным составомправилэксплоатацииматери альнойчастии ее устройства. Были и не удовлетворительно выполненные стрельбы. Все эти(недостатки являлись результа том слабой подготовки личного со става,неправильных методовобучениялич ного состава. На этисерьезные недостатки обратил внимание старший лейтенант Быков и стал проводить повседневные тре нировки на боевых постах, неодно кратные выходы в сложных метеоро логических условиях, (насыщенные трени ровками в наводке, устранениями неис правностей и повреждений. Внезапные про верочные стрельбызамшили лекционный Боль шую работу провелиартиллеристы лейте нант Червяков и главный старшина Иван- ников. Они сумели путем практических за пятим добиться хороших знаний правил эксплоатаци материальной части, ее устройстваи правил стрельбы. Большую помощь оказали партийная и комсомольская организации. Коммунистыи комсомольцы повели активную борьбу за ликвидацию недостатковв боевойподготов ке личного составаартиллерийских отде лений. Ряд проведенных 'бесед по вопросам боевых традиций флота, соединения тор- f педных катеров, большая помощь в прове дении технических конференций — вез это сыграло огромную роль в деле повыше ния уровня знаний личного состаза артил леристов ( атеров. Работа, проведенная командирами кате ров, сггециалистами-артплерпстамп, пар тийной и комсомольской организациями, пе замедлила сказаться на уровне подготов ленности артиллерийских отделений кате ровстаршего лейтенанта Быкова п обеспе чила отличные результаты недавно прове денных еггрельб. Для личного состава не былп страшны трудности недавних стрельб в условиях качки и плохой видимости. Как только появилась цель п былоnpn-j казано открыть огонь, нити трассирую щих пуль и снарядов потянулись к ма ленькому темному силуэту щпта. Точно п грамотно вели огонь старшина 2 статьи Коротких, старший матрос Никитин, матрос Лебедев, старший матрос Мартынов и дру гие.Точно пущенные очереди, правильно выбранные моменты очередей, спокойствие и уверенность говорили об отличных зна ниях своего дела, о твердых навыках в ис пользовании оружия, об отличной подго товке материальнойчасти к стрелибе. Командованием соединения старшина 2 статьи Коротких, старший матрос Ники тин, матрос Лебедев, старший матрос Мар тынов и другие за отличное выполнение стрельб награждены денежными премия ми. Но, несмотря на эти достижения, в под готовкеличного состава все еще имеются отдельные недостатки. Спецпалпсты-ар- Я тпл ерпстынедостаточно обращают внпма- ния на подготовку боеприпасов к стрельбе, почему-то считаяэто второстепенным де лом. ' Каждый специалист-катерник должен помнить, что «мелочи», упущения в под готовкематериальной части к стрельбеиг рают большую роль в ее боевомпримене нии. Отсюдадолжны сделать вывод всема тросы — ни однамелочь не должна быть упущена, ни один винт пли гайка не долж ны быть ослаблены. Только тогда можно быть уверенным, что материальная часть никогда не подведт, всегда будетдейство вать исправно и 'без задержек. Капитан-лейтенант А. КАРУННЫЙ. Содержать корабль в чистоте Примерный специалист Старший матрос Булычев па флоте слу жит пятый год. За это время оп приобрел богатый опыт работы по специальности. Но Булычев не успокаивается на достиг нутых успехах, он постоянно совершенст вует своебоевоемастерство, глубже изу чает спецна.тьиость. Сейчас он является старшиной отделения. Большое внимание старший матрос Бу лычевуделяет занятиям на боевых постах. Корабельные работы требуют морских знаний Весьдень был отведен для авральных работ. Предстояло вымыть п покрасить борта,надстройки и рангоут корабля. Об’ем -работ большой, дела хватало каждо му матросу и старшине. С утра личный состав был разведеп по об’ектам работ, назначены старшие. Непо средствен о руководил мытым ц покраской корабля, как и положено, главный боцман главный старшипа Стукан. Обращают на себя внимание два матро са, работающие паверху фок-мачты. Это сигнальщики матросы Лыткин и Кравченко заняты покраской своего зазедывания. Находиться на двадцатнметровой высоте над палубой п работать с кистьюв ру ках— непростоедело. Главным здесь матрос Лыткин, Кравченко помогаетему. Лыткиг доСровольдо вызвался на самый трудныГ участок. Он уже отмыл стеньгу, рейикрас пицы. Теперь красит. Трудноему пришлось. Чтобы красить иоки реи пли краеппц, надо было сесть верхом, одной рукой держать ся за топенапт, а другой красить. Работа былавыполнена им хорошо. Матрос 5ыткин действуетумело, но плохо то, чтоон пренебрегает правилами безопасности. Все матросы, работающие на мачтах, реях п за бортом, должны обвязы ваться концом, чтобы но упасть. Матрос Лыткин во все время работы на большой высоте не былобвязан концом, хотя и знал, что такое требование обязательно. Это прснебоежение к правилам безопасности усугубляется еще и тем, чтонаходящийся старшина 2 статьиКондратьев не принял мер к устранению столь серьезного недо статка. Не обратил на неговнимания и главный боцман. Хуже обстоялос мытьем бортов. Левый борт носовой части мыли со шлюпки ма тросыСвинтушевский и Спиции. Старший матрос Щербина сидел за веслом. Они сна чала начали мыть борт у ватерлинии, по том выше, пока могли достать щеткой. Когда дошли до такой высоты, что щеткой нельзя было достать до немытого места, Свинтушевский и Сиипин встали на бан ки шлюпки и продолжали мыть выше. На конец, шлюпку отвели, и матрос Свииту- шевскнй перешел на беседку, чтобы до мытьсамый верхборта. Всякому грамотному моряку должнобыть известно,что на корабле все моется и кра сится сверху вниз. Этпм матросам тоже следовало бытак работать. Если мыть так, как Свиитушевский и Спиции, то на вымытое место будут сверху стекать гряз ные потоки и пачкать чистые места. Кра ситьже можно только по чистовымытой и сухой поверхности. На грязпое место краскаплохо пристанет и будег держаться недолгое время. Почему-то ни обслуживающий старший матрос Бойко, ни главный боцман, ни даже помощник командира корабля не указали матросам Свинтушевскому и Сппцпну на их ошибку, не поправплп пх и пе показа ли, как надо мыть правильно. Эти матросы другиематросы. Нащшмер, старшие матро сы Какасв и Игнатьев, работающие на второйбеседке, былп обвязапы концами малой длины. Они, вероятно, не знают, что коней должен доставать до веды.Такая длина обуславливается тем, что в случае падения человека с беседки,чтобы он имел возможность держатьсяза конец, ожидая помощи. Это правило обязательно для всех и его нельзя иарушать. Матрос Лихачев, обслуживающий Какае- ва и Игнатьева, показал полнейшую мор скую безграмотность. Он оба конца бесед ки прикрепил к верхним срезам ле рных стоек,что категорически запрещается, так как иод тяжестью людей, находящихся па беседке, леерные стойки могут погнуться. Не велика цена работпо приведению ко рабля в порядок, если эти работыповлекут за собой порчу корабля.К тому же Лиха чев крепил концы беседки не существу ющими в морской практике узламп. Он вместо удавкп намотал оба конца на леерныестойки и завязал пх узлами, кото рые нельзя назвать морскими. Когда его спросил: «Какие узлы у вас получи лись?», то оп откровенно признался: «Я и catf пе знаю, чтоэто за узлы». Равнодушие матроса Лихачева к своей морской безграмотности могло получиться только по халатностиего старшины и са мого Лихачева. А ведь оп уже служит на Флотечетвертый год. За такой срокмного му можно былонаучиться и во всякомслу чае уметь вязать и применять морские узлы. Морское невежество и халатность больше другихпроявили матросы Юркий и Лрагузья. Они перевертывалина воде бе седку. Старшина 1 статьи Кругликов пре- неизбежно будут повторять ошибки. Сла- дупредпл пх: «Не топите беседки». П все- 'тпзп командир отделепия сигналышгков 1 бые знания морской поактики показали и таки этиоба матроса пеобпатплттвнимания Это ему во многом облегчает обучение ма тросов,помогает закрепить теоретические знания. Недавно при проверкеофицером Макси мовым вся материальнаячасть, обслужи ваемая старшим матросомБулычевым, бы ла отмечена исправнойи чистой. Старшина 2 статьи Б. БАБУШКИН. на предупреждение старшины и утопили сначала один конец беседки, а затем дру гой, обмочиввсю е(е. Грамотному моряку должно быть ясно, чтооколо корабля поверхность воды всегда загрязнена тонким слоем масел и мазута, которые оседают на предметы, погружен ные в воду у борта, и делаютих скользки ми. Такси стала и беседка у матросов Юр- кина и Драгузья. Работать на скользкой беседке очень неудобно, потому что можно поскользнуться и упасть. Перечисленные факты говорято том, что на этом корабле к покраске готови лись плохо. Матросы не имеют элементар ных морских навыков и не умеют подго товлятькорабль к покраске. Младшие командиры действия матросовне контроли руют, не показывают им и не требуют от них твердых знаний морского дела. Подобное положение создается потому, что перед общекорабельными работами на некоторых кораблях уделяют много внима ния подготовкещеток, ведер, концов и дру гих материалов и инструментов, но забы вают об основном — о подготовке личного состава.А ведь людирешают успех дела. Вполне понятно, чтонасколько хорошо бу дут обучены матросы н старшины, на столько успешно они выполнят все работы. Па таких работах, как покраска кораб ля, матросы сталкиваются с необходи мостьюприменения знаний морского дела. Отсюда, подготовка корабля к покраске, а такжо п сама покраска должны стать хо рошей учебой личного состава.Для этой цели полезно предварительнопровестиза нятия и воспользоваться таким видом, как техническая конференция. Она может по мочь наиболее успешно ликвидировав морскую безграмотность матросов. Капитгн-лейтенант В. ТРУНЕВ. На нашем корабле постоянно прививает ся матросам любовь к чистоте и порядку. Это— большое дело. Советский матрос дол жен быть культурным моряком. Что бы содержать в чистоте корабль, его надо любить, проявлять о нем заботу. Поэтому у нас старшины стремятся с первого дня приходамолодых матросов на корабль воспитать у них необходимое ка чество — любить свойкорабль, ухаживать за ппм. Матроса и тем более молодого надо учить па деле, показывая ему, что и как положено делать. На корабле у каждого матросапли у не скольких матросов естьсвой об’ектприбор ки, свое заведыванпе, которое онп обязаны содержать в образцовом порядке. Заведы- ватьприборочным материалому нас по ставлен старший матрос Тарасов. У него есть специальное помещение для хране ния швабр, пеньки, ветоши, щеток, мыла. Перед началом прпборкп матросы полу чают у Тарасова приборечный материал и после конца приборки сдают его обратно. Тов. Тарасов— строгай хозяин своего заве- дывания. Он не (примет грязную швабру, а всегда -заставит матроса вымыть ее. Эго приучает личный состав к чистоте и по рядку. Па корабле много матросов, которые сле дятза чистотойсвоего участка, старатель но делают приборки. К примеру, взять хотя бы отделение старшины Песковского. Ма тросы Торопов, Лопатой, Положай всегда W 4 HO по дудке приходят на об’екг При борки и не уходят, пока не будет данот бой. Старшина отделения Песковский на учил своих подчиненных, как надо делать приборку, и требует от ппх чистоты по мещения. Он всегда проверяет качество и, если приборка сделана плохо, требует пе ределать снова. По-друтому относится к этому необходи мому делу матрос Бурак. Бурак при ходит на свой об’ект иногда после дудкп п производит работу* с неохотой, лишь бы время отбыть. Идешь мимо его и видишь, как Бурак медленноводитпо палубешваб рой. Он не промоет швабру, не отожмет е- как следует. Много раз Бурака заставляли переде латьприборку снова. Прпборочный мате риал оп стремится сдать грязным. Можно ли сказать, чтоБурак культурный моряк?. Конечно нет. Неладноу матроса Бурака и с дисципли ной. Много раз он получал замечания и был наказан за халатное отношение к приборке. Каждый матрос должеп любить свой ко- габль, содержать его в чистоте. Главный старшина М. ВЛАСОВ. На вахте быть бдительным На сигнальщика корабля возлагаются ответственные задачи при несении вахты на походе и в особенности на тралении. В это время сигнальщик корабля должен особо внимательно следить за горизонтом но установленному курсу корабля, точно н быстро докладыватьо всех обнаруженных плавающих предметах длятого,.чтобы вах тенный офицер мог своевременно принять необходимые меры и избавить корабль от опасности. Плавающий предмет, хотя бы бревно, не замеченное вахтенным сигнальщиком, мо жет попасть под винты и повредить их, не говоря о том, если будет просмотрена пла вающая мина. Особаябдительностьи зоркость требуют ся от сигнальщика, когда производится траление в плохую погоду и ограничен ную видимость,а такие условияу нас не редки. В этот момент все внимание сиг нальщика должно быть приковано к своему сектору, где ожидается подсеченная мина. Лучшим сигнальщиком нашего’ корабля в прошлых походах считался старший ма трос Трифонов. Он обнаружил пять плава ющих мин. Старший матрос Трифонов обу чил сигнальному делуматроса Анисимова, который бдительнонес вахту при боевом Кроме несения сигнальной вахты на мо стике, матросы несут 1 вахту на юте,утра лов. Здесь они наблюдают за натяжением трала и докладывают о подсеченных минах. В момент плохой видимости, когда бы вают туманы, заряды, своевременное доне сение вахтенного сигнальщика о подсечен ной мине имеет большое значение потому, что этимобеспечивается безопасноедвиже ние позадидущих кораблей. Образцово несет вахту у трала минер старший матрос Песковой. Он не ослабляет внимания за динамометром и всегда во время докладываето подсеченной мине. Только что подсеченная мина легкооб наруживается сигнальщиком, так как она с силой выскакивает на поверхность и почти больше чем на половпну оголяется, а затем снова исчезаети остается плавать совершенно малозаметной на поверхности моря. Подсеченные мнны затрудняют движе ние других кораблей, но прп услови бди тельного несения вахты, матросами их можно своевременно уничтожить и расчи стить путь для безопасного плавания ко раблей. Минерам есть чему учиться у опытных матросов и старшин при боевомтралении. 1 акие товарящж, как старшие матросы тралении. Анисимов выработал сноровку. сигнальщик Трифонов, минер Песковой так вести наблюдение, что не пропускает] комендорТоропов, имеют богатый опыт ни одного плавающего предмета в любую тогоду. Он обо всем своевременнодоклады вает вахтенному офицеру, не отрываясь ог :воего секторанаблюдения. наблюдения за морем. Они охотно обучают новичков искусству бдительного несения вахты. Мичман Н. ЛАЗАРЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz