На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.

% ЯА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 1S ИЮТй Т О » 9 ., Я 88 730827, Повседневно руководить стенной печатью Стенные газеты кораблей н частей всегда занимали видную роль в деле вос­ питания у воплных моряков чувства люб­ ви и безответной преданности социалисти­ ческой Родине, своему героическому наро­ ду. Сейчас, когда наши моряки трудятся над совершенствованием своих военных знаний, над укреплением могущества Со­ ветских Вооруженных Сил, долг стенных газет постоянно напоминать матросам ука­ зания товарища Сталина, что в мирное время первостепенная задача всех без исключения бойцов состоит в том, чтобы неустанно изучать военное дело, знать свое оружие и безупречно выполнять свои обязанности по службе, повседневно кре­ пить железную воинскую дисциплину, быть бдительным на любом участке. Редколлегии стенных газет на кораб­ лях и в подразделениях нашего флота со­ ставляют большой отряд. И там, где пер­ вичные партийные организации по­ вседневно направляют деятельность стен­ ных газет, оказывают им практическую деловую помощь, там стенные газеты яв­ ляются хорошими помощниками командира в деле воспитания матросов, в укреплении дисциплины и порядка на корабле, в под- рааделении. Заслуженным уважением, например, пользуется среди личного состава Н-ского подразделения стенпая газета «Часовой» (редактор тов. Колесник). Эта газегга по­ ставила в центре внимания вопросы бое­ вой подготовки. «Из номера в номе® моби­ лизует она личный состав на неутомимую борьбу за укрепление боевой мощи своего подразделения. «Беречь оружие, пак зйницу ока» — под таким заголовком стенная газета «Часо­ вой» выступила в одном иэ номеров с пе­ редовой статьей, в которой раз’ясняет сол­ датам и сержантам, что вверенное оружие надо не только знать в совершенстве, но и любовно, по-хозяйски беречь его. На конкретных примерах и фактах в газегге рассказывается, как рядовые тг. Головня и Беляев любовно ухаживают 8 а своим оружием, за что получили благодарности. Вместе с тем, газета критикует тех, кто еще плохо ухаживает за боевым оружием, несвоевременно его чистит и смазывает. Большой популярностью пользуется среди личного состава стенная газета, ко­ торую редактирует старший сержант Зай­ цев. Эта газета глубоко освещает жизнь подразделения. Она регулярно выходит, красочно оформляется и пользуется авто­ ритетом среди матросов. Они любят свою газету, часто выступают в ней, пишут о достижениях передовиков, об их опыте. Газета пишет о работе комсомольцев, о спорте, публикует рассказы отпускников. Высокий идейный уровень, наличие ши­ рокой сети военкоровского актива делают эту газету верным помощником командира в выполнении вадач, стоящих перед под­ разделением. Содержательными и на высоком идейно­ политическом уровне выпускаются стен­ ные газеты в подразделении, где секрета­ рем партийной организации младший лей­ тенант тов. Бондаренко. Однако встречаются еше корабли п подразделения, где стенные газеты не в почете, где они выходят от случая к слу­ чаю, лишь к большим празтникам. А пар­ тийные организации не проявляют заботы о выпуске стенных газет, не направляют деятельность •редколлегий, не помогают им в .работе. Долг флотских партийных организаций —сделать все стенныо газеты боевыми по­ мощниками командира в решении задач, стоящих перед кораблем и подразделением в боевой и политической подготовке, в у к ­ реплении воинской дисциплины. Стенные газеты могут и должны помочь матросам в изучении воинской специаль­ ности, политическом и культурном образо­ вании. В передовых статьях и других ма­ териалах следует на конкретных примерах отличников учить остальных образцовому, выполнению нрикавов командира, своего долга перед Родиной. Обязанность стенной газеты — посто­ янно напоминать матросам о требованиях товарища Сталина к воинам Вооруженных Сил, мобилизовать личный состав на укре­ пление боевой «мощи своего корабля, под­ разделения. Как учатся молодые матросы, как они совершенствуют свои знания, как им помогают старослужащие специали­ сты, успехи передовиков боевой и полити­ ческой подготовки, примеры образцового выполнения обязанностей по службе и т. д. — все эти темы следует сделать повсе­ дневным содержанием стенной газеты. Особенное внимание газеты должны уделять тому, как воины изучают и осваи­ вают боевой опыт войны и двигаются впе­ ред в совершенствовании своих знаний. Хорошо сделают редколлегии стенных га­ зет, если при помощи опытных офицеров и старшин будут систематически приво­ дить поучительные факты из боевой прак­ тики. Отлично знать оружие, боевую техни­ ку, умело владеть ею и беречь ее, как зеницу ока, — священная обязанность воина. Задача стенных газет — всемерно прививать бойцам любовь к своему ору­ жию, к своему заведыванпю. Участники Отечественной войны могут рассказать много . примеров, как любовное отношение к оружию, к боевой технике, умелое ее использование давало успех в бою, в вы­ полнении боевых заданий. В центре внимания стенных гавет долж­ на быть борьба за порядок, организован­ ность, воинскую дисциплину. Редколлегиям стенных газет необходимо шире использо­ вать оружие критики и самокритики, пом­ ня указание товарища Сталина о недопу­ стимости зазнайства и благодушия, • и о том, что от каждого советского воина требуется — не кичиться своими заслуга­ ми, а добросовестно трудиться на своем посту, отдавая все силы и знания не пользу Вооруженных Сил своей Отчизны. С этими задачами редколлегии стенных газет будут успешнее справляться, если им будут оказаны повседневная помощь и руководство со стороны партийных орга­ низаций кораблей и частей. Подполковник А. РАССКАЗОВ. Комсомолец—примерный боец Комсомолец Абрамов служит в строи­ тельном подразделении. Он не только в совершенстве овладел своей специаль­ ностью плотника, но н добился отличных результатов в изучении военного дела, в политической подготовке. За примерную службу и добросовестный труд примерный боец, лучший мастер Абрамов занесен на Довку передовиков и имеет ряд других поощрений. На отчетно-выборном собрании комсо­ мольцы избрали тов. Абрамова в члены бюро. Недавно тов. Абрамов вместе в комсо­ мольцем Васильевым успешно выполнил ответственное задание, за что нм была об’явлена благодарность. Ефрейтор Н. НЕДОСЕКИН. Старший матрос комсомолец М. Бат­ манов —- котельный машинист крейсера «Мурманскэ. За отличные успехи в бое­ вой и политической подготовке, за вы­ сокую дисциплинированность имеет 20 благодарностей от командования ко ­ рабля. НА СНИМКЕ : Старший _ матрос М. Батманов. Фото М. Бугакова. На политических занятиях Что показэла итоговая беседа В нашей группе была проведена итого­ вая беседа по пройденному материалу. Благодаря настойчивой и упорной учебе большинство слушателей группы лейте­ нанта тов. Лукина получило хорошие и отличные оценки. К числу передовых надо отнести стар­ ших матросов Иващенко, Боранова, матро­ сов Хамова, Спнюкова, Кузьмина, Весело­ ва и других, которые получили оценку отлично. К этим товарищам знания при­ шли не сами. Они их добились кропотли­ вым трудом и настойчивой учебой. Они аккуратно ведут конспекты, читают бро­ шюры, рекомендуемую литературу, а так­ же много времени уделяют чтению худо­ жественной литературы. Все это значи­ тельно расширяет кругозор и дает возмож­ ность лучше разбираться в той или иной теме, а читка газет дает возможность лучше разобраться в текущей политике внутри нашей страны и за ее рубежом. Но в нашей группе на этих занятиях один из всех слушателей — Шевченко по­ лучил неудовлетворительную оценку. Когда стали разбирать на комсомоль­ ском собрании, почему матрос Шев­ ченко получил такую низкую оценку, то он сослался на плохую память. Конечно, это неправильное объяснение. Причина в том, что он пассивно относился к полити­ ческим занятиям. Не присутствуя на по­ литзанятиях по какой-либо причине, он никогда не попросит у товарища тетрадь и не изучит тему, которую разобрали без него, также не является и на допол­ нительные занятия, которые обычно бы­ вают у нас. Старший матрос Н. МОРОЗОВ. СОВЕЩАНИЕ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ Лекция для мопяков Личный состав нашего корабля с боль­ шим интересом прослушал лекцию о международном положении* прочитанную лектором офицером т. Лернер. Старшины и матросы задали много вопросов, на кото­ рые получили исчерпывающие ответы. Старший матрос Г. СМИРНОВ. На-днях состоялось совещание рациона­ лизаторов. С докладом об итогах работы по рационализации я изобретательству в 1947 г. и задачах на 1948 год выступы офицер Каплун. -•> Морякамн-рационалжзаторамж в 1947 г. проведена большая работа. Жми внесено 158 различных рационализаторских пред­ ложений. 70 процентов этих предложений реализованы и дали 260.480 рублей эко­ номии. Наибольшее число предложений внесли рационализаторы судоремонтных мастер­ ских. На их долю падает 29 предложе­ ний. В части, где организатором работы по рационализации и изобретательству инже- нер-майор Мумриков, за год внесено 26 рационализаторских предложений. Много ценных предложений было внесено в других частях и на кораблях в 1947 г. 80 лучших рационализаторов кораблей и частей премированы на сумму 23 тыс. рублей. Кроме того, премировано 9 офи­ церов за содействие при реализации ра­ ционализаторских предложений. Усилия рационализаторов кораблей и частей были направлены к тому, чтобы своими предложениями содействовать по­ вышению качества боевой подготовки, проведению быстрого и качественного су­ доремонта, экономии горючего и материа­ лов. В Н-ском подразделении офицер Аниси­ мов сконструировал металлическую ци- ‘терну, которая позволила проводить тре­ нировку личного состава в борьбе за жи- л учесть в условиях, приближенных к дей­ ствительности. Вся цистерна под руковод­ ством тов. Алексеева сделана силами личного состава части. Много ценных предложений внесли ра- ционализаторы-судоремонтннки. Начальник цеха судоремонтных мастер­ ских тов. Тихомиров предложил во*дй способ изготовления анкерков для шлю­ пок. Это предложение сократил* процесс производства ^нкерка и уменьшила вдвое себестоимость его. Рационализаторы кораблей многое сде­ лали для того, чтобы сэкономить горюче­ смазочные материалы. В этой связи об­ ращает на себя внимание предложение старшины 2 статьи Олимпова. Он предло­ жил перевести работу камбуза с жидкого топлива на твердое. Сконструированная старшиной-рационализатором новая^топ ка дала на испытаниях хорошие результаты. Вскоре такие же топки были установлены и на других кораблях этого подразделения. Предложение тов. Олимпова дает экономию свыше 200 тонн в год дорогостоящего соляра. На совещании выступил ряд представи­ телей комиссий по рационализации и изо­ бретательству кораблей и частей, кото­ рые поделились опытом своей -работы. Интересным было выступление органи­ затора рационализаторской работы в судо­ ремонтных мастерских инженер-капитан- лейтенанта П. Будат. Рационализаторы мастерских ввесл' 29 ценных предложений. В настоящее время уже реализовано 19 кз них. Общий экоаошпесхвй эффект от дадовалватор- ских предложений составляет 93,000 руб­ лей. ~'г" По м преа к радионаляшгии в яюоре- татвльств* в мастерехих проделава боль­ шая раз’жнительная работа. Проводились специальные цеховые собрания ж совеща­ ния IT ? . Кемиссия по радоо^Ешсзавкн составила специальный темнит, д о рацио­ нализаторов, организовала среди них изу­ чена* даяедящих документов по вопро­ сам рационализации я изобретательства. В мастерских оборудован уголок рациона­ лизатора. С каждым месяцем растет число рационализаторов. Достаточно сказать, что из 29 предложений, внесенных в мастер­ ских в 1947 году, только два предложения внесены старыми рационализаторами, остальные — маюдыми новаторами. Лучшие производственники п специали­ сты тг. Хвостов, Бустрнн, Плохое и дру­ гие давали рационализаторам консульта­ ции, помогали им реализовать предложе­ ния. Справедливую претензию пред’явил тов. Будат партийной, комсомольской и проф­ союзной организациям. Они мало интере­ суются положением рационализаторской работы в мастерских, не ведут раз’яснн- тельной работы среди военнослужащих и вольнонаемных производственников о зна­ чении рационализации и изобретательст­ ва. Эту же мысль выразили офицеры Ва­ сильев, Турков, Думанаский и другие. На совещании указывалось, что неко­ торые командиры кораблей и частей стоят в стороне от рационализаторской работы, не руководят ею. В подразделении тов. Гаркуша рассмотрение рационализатор­ ских предложений задерживается по не­ скольку месяцев. В Н-ском подразделении старшина 2 статьи Беляев и матрос Ми- роненко внесли очень ценное предложение. Однако флагманский специалист тов. Смышляев не оказал молодым рационали­ заторам необходимой помощи. Еще хуже с рационализаторской работой у капитан- лейтенанта Тангаличева. Здесь к подбору организатора рационализаторской работы подошли формально, работу его не контро­ лировали. В результате, никакого учета предложений рационализаторов в части нет. А между тем, главный старшина Еф­ ремов, старшина 1 статьи Дашков и дру­ гие не только вносили, но и самостоятель­ но добивались реализации своих предложе­ ний. 1948 год рационализаторы соедине­ ния встретили новыми успехами в своей работе. С каждым месяцем растет число рационализаторов и количество предложе­ ний. Очень интересное предложение внесли на судоремонте офицер Гукович и старши­ на Олимпов. Они разработали новый спо­ соб ремонта вспомогательного котла на ме­ сте. Все ремонтные работы были произве­ дены силами личного состава корабля. Предложение тт. Гукович и Олимпова дало •экономию 30 тыс. рублей. Участники совещания внесли ряд цен­ ных предложений, направленных на улуч­ шение работы рационализаторов. Капитан Р. ЛЕВИТ. Техническая конференция В хорошо оснащенном наглядными по­ собиями кабинете живучести состоялась техническая конференция экипажа Крас­ нознаменного корабля. Она была посвеще- на глубокому изучению общекорабельных систем. На конференции выступили матросы различных специальностей. Рулевой Оноф- рпйчук рассказал о топливной системе. Матрос Каплуненко говорил об устройстве масляной системы корабля. Моторист Ко­ жевников рассказал о системе замещения топлива. Каждый из них для нагля.кности чертил на доске схемы и иллюстрировал ими свое выступление. Старший матрос Чулков говорил о топ­ ливной мАгстрали. Старшина 2 статьи Хабаров детально проанализировал преды­ дущие выступления и указал на отдель­ ные ошибки молодых докладчиков. Конференцией руководил опытный стар­ шина группы мотористов гвардии старши­ на Оншценко. Он подвел итоги высказыва­ ниям и раз’яснил матросам наиболее слож­ ные вопросы. (Наш корр.). Лучший радиоспециалис! * На жатер Виктор Татарннов пришел слух жить в последние дни войны. Среди дру- г о , начинающих морскую службу матро­ сов. он ничем не выделялся. Одно общее стремление объединяло сверстников Викто­ ра Татаринова — скорее изучить _ специ­ альность радиста/. С тех пор прошло уже около трех лет. Настойчивость и прилежность помоги Татарннову глубоко изучить щеренную технику, а постоянные трепироякн 8 практическая учеб» в море (выработали » нем прочные практические навыки. Кампанию прошлого года Татарннов про­ вел лучше других специалистов подразде­ ления. Он участвовал во всех походах ш учениях и всегда показывал образцы не­ сения вахты и использования техники. Более 10 благодарностей — такова оценка успехов Татаринова в боевой учебе в прошлом году. Сейчас он уже старшина 2 статьи. Командование присвоило Викто­ ру Татарннову почетное звание — «Луч­ ший радиоспециалист части». Это большая честь для молодого патриота нашей вели­ кой) Родппы. Лейтенант И. ГЕЛЕВЕРЯ. Меткие очереди В прошлом году комендоры старшие матросы Казанов, Федоров и пулеметчик старший матрос Ламанов все стрельбы по надводным, береговым и воздушным це­ лям выполняли на «отлично» и «хорошо». Командование неоднократно поощряло пх за высокие успехи в боевой учебе. Хорошими показателями начали и ны­ нешний год комендоры Казаков, Федоров и пулеметчик Ламанов. С начала года онв уже выполнили по две учебных задачи. Когда катера вышли в море, комендо­ рам и пулеметчикам пришлось стрелять по дрейфующей цели. Несмотря на свежую погоду, стрельбы былп выполнены успеш­ но. После окончания в щите было насчи­ тано много пробоин. Меткие очереди ко­ мендоров и пулеметчиков — результат настойчивой учебы и совершенствования практических навыков по использованию боевого оружия. За отличную стрельбу комендоры Ка­ заков, Федоров и пулеметчик Ламанов представлены к награждению денежными премиями. (Наш корр.). Задание выполнено Ha-днях личному составу нашего под­ разделения было дано срочной задание. Руководить работами командование пору­ чило коммунисту сержанту Короткову. Это почетное доверие Коротков с честью оправдал. Он сумел так расставить личный состав, что задание было выполнено на­ много раньше назначенного срока. Особенно хорошо работали солдаты тт. Гребенкин, Двоеглазов и Коваль. Они находились на самых ответственных участ­ ках и своим самоотверженным трудом увлекли остальных солдат на быстрейшее и лучшее выполнение задания. Старший матрос И. РЯБЧИКОВ. Сдали техминимум При судоремонтном заводе были органи­ зованы занятия по повышению квалифи­ кации. Занятия проходили регулярно. Особенно хорошо учились тт. Юшин, Круглов, Аксенов, Муратов. Эти товарищи успешно сдали зачеты и получили спе­ циальные удостоверения о сдаче техми­ нимума. Матрос П. ШАЛАЕВ. Назначен новый старшина Корабль увеличил ход. Вдали за кор­ мой исчезает темная, узкая полоса бере­ га. На мостике обычная деловая обста­ новка. Командир корабля принимает до­ клады, дает приказания, распоряжения. — Внимательно наблюдать за флагман­ ским кораблем! Старшина вахты сигиалъщкхов старший матрос Павел Соколов ждет докла­ дов от матросов. Когда комавдгр приказал усилить наблюдение за флагманом, стар­ шина вахты насторожился еще больше. Он переводил взгляд с сигнальщика Шамоно- ва на флагмана, словно боясь, как бы ма­ трос не ослабил внимания м не упустил важного сигнала. Но Шамонов стоял непод­ вижно, иногда поднимая к глазам бинокль, медленно прощупывая взглядом свой сек­ тор наблюдения. На флагмане поднят сигнал... Шамо­ нов докладывал громко, отчетливо произ­ нося хаждое слово. Не ожидая, когда сиг­ нальщик закончит доклад, Соколов подбе­ жал к нему, взял 1 в руки бинокль м сам стал разбирать сигнал. Соколов явно спешил: он командовал подчиненными, не отводя от глаз бинокля. Поспешность стар­ шины вахты отражалась на работе других. Сишалыцик Бобарков в спешке ямкак не мог прнстопорить флаг. Но Соколов этого ре видел. Разобрав сигнал, он подал коман­ ду: — Поднять енгвал до половины! Бобар­ ков взсуетился, непристопоренный им флаг задерживал исполнение команды. . __в чем дело? — обратился к Соколову вахтенный офицер. — Почему вы ушли и не проконтролировали набор сигналов? Соколов сначала не понял, за что ему сделали замечание — ведь он хотел сде­ лать лучше и быстрее. — Отвечайте флагману! — старшина вахты подбежал к Бобаркову, чтобы по­ мочь ему правильно пристопоригь флаг. И за это действие он получил замечание от командира боевой части старшего лейте­ нанта тов. Самко. Как могло случиться, что отличник бое­ вой и политической подготовки старший матрос Павел Соколов не справился с обя- ванностями старшины вахты на походе? Почему он допустил ошибки? Комсомолец Соколов за три года службы хорошо освоил специальность сигналыци- ка. Не было случая, чтобы он когда-либо не разобрал сигнала или замедлил с отве­ том, с ренетов анжем. На тренировках он отработал каждое движение так, что мог работать в любых условиях свободно, уве­ ренно. Овладев специальностью, Соколов ста­ рался служить еще лучше, добивал»ся но­ вых успехов м посвящал этому каждую минуту времени, отведенного для занятий ж тренировок. Многие трудности преодолел Соколов, преодолел достойно, по-комсо­ мольски. Он был уже отличником учебы, когда перед ним встали новые, более слож­ ные задачи: старшину отделения старшину 1 статьи Плешкова направили учиться на командира катера, а Соколову было прика­ зано цвжнять отделение и командовать им. Он делал первые шаги, как старшина отделения, когда корабль вышел в море. Расставив подчиненных по местам, Соко­ лов по неопытности считал своим долгом помогать каждому матросу своим участием. Это привело к тому, что старшина вахты подменял сигнальщиков, хотел сделать все сам. Он еще не понял, что, разбирая сиг­ нал, он не мог проследить за работой других подчиненных, не мог заметить до­ пускаемых ими ошибок, что и случилось с сигнальщиком Бобарковым:. — Старшина вахты на походе должен строго контролировать работу вахтенных сигнальщиков,—говорил Соколову командир БЧ-IV.— Сам вы никогда не успеете сделать всего, что положено делать вашим подчи­ ненным. Вы старшина отделения и должны командовать людьми, а не делать за них. Выслушав командира, молодой? старшина задумался. Потом он обратился к старшине группы Богомолову с просьбой помочь ов­ ладеть (командирскими навыками, подска­ зывать, если он, Соколов, где-нибудь оши­ бется. Старшина Богомолов его, конечно, поддержал. — Обращайтесь ко мне по любому вопросу и в любое время. Если я не смогу разре­ шить, обратимся к командиру боевой ча­ сти. Старший лейтенант Самко внимательно следил за действиями Соколова. Он помогал ему быстрее «освоиться», работать увереннее. * Уже спустя несколько дней после назначения Соколова старшиной ему было доверено проведение занятий по специальности. KoManiHD БЧ делал это лля того» чтобы старшина учился работать с людьми, обучать их, требовать от подчиненных по уставу. Командир помогал, безусловно, ме­ тодическими указаниями, присутствовал на занятиях, указывал на ошибки. Соколов, отлично зная сигнальное дело, с каждым днем улучшал качество занятий. Он усид­ чиво готовился по каждой теме, составлял план, подробный конспект. Подготовку к занятиям Соколов считал одним из решаю­ щих моментов и потому относился к ней очень серьезно. Вот, например, как разра­ ботал старшина тему*: «Сигналопроиз- водство средствами световой связи». Цель занятий: добиться от личного со­ става правильного ведения переговоров средствами световой сигнализации. Расчет времени...часов. Вопросы: 1) Когда и в какое время применяются средства световой сигжализа- цни? 2) Какой промежуток времени между знаками — точкой и тире? и т. д. Далее идут вопросы, которые руководи­ тель санятжя задаст слушателям дли про­ верки усвоения материала: 1) Что такое светограмма? 2) Знак общего вызова м когда он подаетея? и т. д. Все вопросы подробно излагались в кон­ спекте, составленном при участии стар­ шины группы и утвержденном командиром БЧ. Чувствуя хорошую подготовку руково­ дителя, его глубокие знания материала, матросы занимались с интересом н отвеча­ ли правильно. Так, например, проходило занятие на боевом посту. Это было, собственно, повто­ рение того учения в море, когда Соколов допустил ошибку. Но с тех пор пропио ужо пекоторэе сремя, в ттчешпл кетового старшина вахты сумел приобрести многое. Он яомавдовал: — Сигнальщик Захаров — на шпвом фале! — Кормановский — на втором! — Наблюдают Молотков, Павлушков! — На записи — Шамонов! Расставив людей, старшина давал ввод­ ные. — На флагмане поднят сигнал... Сигнальщики набирают сигналы, докла­ дывают. Соколо® видит каждого матроса, подмечает недостатки. Вот матрос Федин медленно поднимает сигнал. Он не натрени­ рован. При под’еме обнаружилось, что Фе­ дин повторил ошибку Бобаркова: плохо при- стопорил флаг. Но Соколов уже же помогал Федину: пусть матрос учится, пусть сам исправит свою ошибку. Вводные повто­ ряются, сигнальщики тренируются, учится и сам старшина. О пользе таких занятий свидетельствует четкая работа сигналь­ щиков и старшины вахты во всех после­ дующих выходах в море. А • старшем ма­ тросе Соколове командир БЧ говорит: — Соколов — молодец. Он быстро пенял требования, проявляемые к нему, как к старшине отделения, быстро сумел стать на свое место и зарекомендовать себя тре­ бовательным младшим командиром. Соколов принял отделение в порядкес уровень боевой и политической подготов­ ки был высокий, с дисциплиной дело об­ стояло благополучно. Старшина 1 стати Плеппков был хорошим младшим команди­ ром и вел свое отделение в первом ряду передовиков учебы. Соколов это знал. Он понимал также, что поддержание порядка и дисциплины, ттыпгение специальных м политических знаний мзтросов теперь во многом зависят от него. Поэтому, делая первые шаги, как старшина. Соколов об­ ращал внимание па каждую «мелочь», не проходил мимо малейшего нарушения уста­ вов, распорядка дня. Он ежедневно произ­ водил осмотры обмундирования подчинен­ ных, порядка в рундучках, интересовался всеми вопросами службы и быта матросов. Не все подчиненные сразу поняли харак­ тер и намерения нового старшины. Как-то утром при очередном смотре Соколов на­ шел рабочее обмундир&ваняе старшего ма­ троса Кормановского грязны». Старшина приказал постирать обмундирование. Ве­ чером Соколов проверил, выполнено ли его приказание. Оказалось, что Кормановский только еще «думал приступить к стир­ ке». Старшина отделения, зная, что у Кор- мановского времени для стирки было боль­ ше чем достаточно, наложил на него дисциплинарное взыскание. Соколов не посчитался с тем, что в отделении дол­ гое время не было взысканий, он действо­ вал так, как следовало для укрепления дисциплины. Это, кстати. . единственный случай, когда старшине пришлось восполь­ зоваться дисциплинарными правами. Так сознательным отношением к деду, с помощью командира, опытных товари­ щей мЬлодой старшина отделения сумел найти правильный путь, быстро заслужил уважение своих подчиненных и начальни­ ков. Спустя месяц после вступления нз новую должность старшему матросу Соко­ лову командир боевой части об ’явил благодарность за отличные показатели в боевой и политической подготовке. Капитан И. БЕРЕЗИН*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz