На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.
ГГ апреля 1948 г., № 85 (308Т) и г с т р а ж е з я т г о л я р е я к 125-летию СО Д Н Я РОЖДЕНИЯ А . ' Н. ОСТРОВСКОГО В Е Л И К И Й Р У С С К И Й Д Р А М А Т У Р Г * Ого лет вазад в литературной среде Мо сквы появился молодой человек чиновник коммерческого суда Александр Николаевич Острсвский. На одном из литературных вечеров, в присутствии Гоголя, он про чел отрывки из своей пьесы «Несостоя тельный должник» (в театре era пьеса появилась под названием «Свои люди — сочтемся»). Сцены, прочитанные 24-лет ним начинающим автором, ошеломили и покоряли слушателей. Сдержанный ва по хвалы Гоголь призвал за молодым автором талант. Знатоки литературы восторженно говорили о том, что в России рождается своя вацноиальная театральная литерату ра ж прямо ставили первую пьесу Остров ского рядом с «Ревизором». И. Тургенев потом сказал про Островского: «Он начал (необыкновенно». Пьэсы Островского не умерли и не по тускнели до сих пор. Они живут на на шей сцене. Репертуар многих советских театрод украшают пьесы «Гроза», «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины ви новатые», «Бедность не порок», «Беспри- j даншзца» и многие другие. Давно исчезли и забыты тысячи драм и комедий, шумевших и при жизни Остров ского и в более поздние времена. Никто не станет их теперь смотреть, тем более иг рать или . перечитывать. Но почему мы любин творчество Островского, смотрим его пьесы с неувядающим интересом, поче му темы втих пьес нас и поныне увлека ют и волнуют? •Первый отвегг, который напрашивается, состоит в общеизвестном положении о том, что А. Н. Островский обладал громадным сценическим талантом писателя, знал тайны человеческих чувств, изумительно владел языком/и, значит, остался в рус- . ской литературе как классический ху дожник. Это известно каждому школьнику, изучающему русскую литературу. ■Но давайте подумаем, какцх людей, ка кую среду с ее нравами принес в свои драмы и комедии Островский? Если мы представим себе этот мир, а потом вчита емся в пьесы великого драматурга, то не минуемо окажется, что васлуга А. Н. Островского не только в его художествен ном мастерстве. Вот что пишет сам Островский в един ственной своей вещи, написанной повест вовательно, о людях, взятых пм для своих Храм я комедий, в «Залисках замоскво рецкого жителя»: «До сих лор известно было только положение и имя этой стра ны; что же касается до обитателей ее, т. е. образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности — все это было покрыто мраком неизвестности». Страна эта, по официальным известиям, лежит црдоо против Кремля, по ту сторо жу Москвы-реки, отчего, вероятно, и на вивается «Замоскворечье». А в пьесе «Тяжелые дни» Досужев рас сказывает о Замоскворечье времен 1847 года, как вообще о действительности тех глухих времен, следующим образом: «А живу в той стороне, где дни разде ляются на легкие и тяжелые; где люди твердо уверены, что земля стоит на трех рыбах, и что, по последним известиям, ка жется, одна начинает шевелиться: значит, плохо дело; где заболевают от дурного гла за, а лечатся симпатиями; Где есть свои астрономы, которые наблюдают за коме тами и рассматривают двух человек на лу не... Одним словом, я живу в пучине». В ваше В;ремя, благодаря постановке в Московском Художественном театре, попу лярна пьеса «Горячее сердце». Там имени тый купец Курослепов, совершенно заспав шийся, спрашивает. ;• -*,п «Неужто ж это я в аде?.. И что, ежели вдруг теперь светопреставление! Ничего мудреного нет! Оченно это все может слу читься». • Таких Курослеловых и многих иных, со ставляющих большую галерею образов в пьесах Островского, он знал в жизни, изу чал их нравы, переносил живые истории в свои пьесы, пользовался пх языком. Что могло бы случиться, даже с талантливым писателем, если бы талант художника не пошел дальше изображения картин «темно го царства». В лучшем случае, это были бы интересные и познавательные сцены и картины из жизни давно исчезнувшего «дикого племени». В пьесах Островского есть много мест, которые раскрывают нам тайну неувядае мой жизненности его творчества. Приведем только один пример из пьесы «Гроза». Еу- лигин говорит Борису: «И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, ва этими замками разврату темного, да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает», * Конечно, эти слова самого автора, его взгляд. Островский без особого нравоучи- тельства раскрывает жизнь, озаряя ее бие нием горячего сердца и светлым умом художника. Критик Добролюбов первый назвал драмы и комедии Островского «пье- самп жизни». Свободно, без натяжек и сценических выкрутасов течет на сцене сама жизнь с ее добром и злом, с ее сле зами и радостями. Островский так близко, так точно раскрывает человеческие чув ства, что мы понимаем, в какое время жили герои его пьес, какие предрассудки их одолевали, какая тьма царила вокруг них. Но для того, что^ы узнать, каким был быт Замоскворечья в 40 или 60 годах прошлого столетия, мы бы вряд л? стали смотреть эти пьесы. Нет! Современного зрителя, будь он человеком, знавшим доре волюционные времена, или человеком мо лодым, выросшим на новых отношениях, в пьесах Островского волнуют верные чув ства, исполненные жизненной правды, са ма жизнь. И еще есть замечательная особенность в творчестве Островского: он любил героев своих пьес. Конечно, он не писал слаща вых и сентиментальных сцен. Это — лю МОЛОДЕЖЬ ГРЕЦИИ БОРЕТСЯ Тяжелых жертв стоила греческому на роду борьба с немецкими оккупантами. До второй мировой войны в Греции насчиты валось около 7,5 миллионов жителей. За время немецкой оккупации свыше 1 мил лиона греков погибли в боях, были казне ны или умерли с голоду. 26 апреля 1941 года на священной для греческого народа скале Акрополь фашисты водрузили флат со свастикой. Вскоре на чался массовый террор, грабежи и убийства мирных людей. Но греческий народ не по верился. Не прошло я месяца со дня фа шистской оккупации Афин, как захватчи ка получили первый урок, послуживший предостережением, что народ Греции будет боротьел. Этот первый урок дала немецким и итальянским фашистам греческая моло дежь. В ночь на 20 мая 1941 года двое ютоией, членов прогрессивной молодеж ной организации, пробрались к Акрополю, спустили флаг со свастикой и, изорвав его в 'Клочья, скрылись. Боевой клич ЭПОН— «К оружию!» про несся по всей страде и воодушевил моло дежь. Сраву же было создано 189 специ альных партизанских отрядов ЭПОН. Эти отряды мужественно боролись с врагом, а в перерывах между боями члены ЭПОН вели культурно-просветительную работу средп населения. За короткое время ЭПОИ сумел охватить широкие массы греческой молодежи, показав eft путь к свободе и независимости. Молодежь, наконец, нашла правильный путь — путь об’единения под знаменем ЭПОН. С оружием в руках ЭПОН отстаивал елмт свободу, воспитывая моло дежь в духе интернационализма, братско го взаимопонимания и любви к своему на роду, своей стране. Греческий 1 народ никогда не забудет подвигов своей молодежи. 3 марта 1944 г. десять молодых девушек — членов ЭПОН были приведены на казнь. Командир взво да фашистов дал им десять минут для то го, чтобы девушки высказали свое по следнее желание. Все десять девушек, взявшись за руки, ’ начали- танцовать зна менитый стариннчй танец Сули, который более ста лет т назад танцовали их предки, женщины Сули, предпочитая уме реть, чем попасть в руки турецких пора ботителей. «Прощай прекрасный мир, про щай, милая жизнь»— пели женщины Сули, бросаясь с высокой скалы. «Прощай пре красная жизнь» — пела каждая пз десяти девушек, занимая свое место во главе хо ровода. Когда танец был окончен и немец кий офицер скомандовал солдатам «приго товиться, пли», — трое греческих солдат не могли поднять виптовки. Многочисленные примеры самоотвер женности и героизма греческой молодежи свято хранит история борьбы народа Гре ции за свою свободу.^ Греческий народ и его молодежь муже ственно боролись за то, чтобы не допустить в своей стране гибели демократии, но в то время, как героические армии Советско го Союза добивали немецких фашистов иа фронтах войны, а греческий народ уже праздновал победу пад фашистами в своей стране, забрасывая цвет*амп своих героев— бооикл ЭЛАС. — в T dc u u io явились ан- бовь очень тонкого ■ зоркого наблюдателя, который видел в людях дурные и хорошие качества. Не щадя людей дурных, возвы шая прекрасных, он бесконечно верил в людей. Островский об’асяяе? свое отноше ние к героям своих пьес в известном пись ме к литературному деятелю Погодину, на писанном в 1853 году: «..Лусть лучше русский человек ра дуется, видя себя на сцене, чем тоскует... Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее...». Бесценными н не утратившими своего значения до наших дней остаются его мыс ли, изложенные в записке об устройстве русского национального театра в Москве. «Театр с честным, художественным, здо ровым иародпым репертуаром пеоЗходпм для Москвы. Такой театр был бы поистиие наукой п для русского драматического искусства. Мы должпы начинать сначала, должны начинать свою родную русскую школу, а не слепо итти за французскими образцами и писать по их шаблонам раз ные тонкости, интересные только уже пре сыщенному вкусу. Русская нация еще складывается, в нее вступают свежие си лы; вачем же нам успокаиваться на пош лостях, тешащих буржуазное безвкусие... Русские авторы желают пробовать своп силы перед свежей публикой, у которой нервы не очень податливы, для которой требуется сильный драматизм, крупный комизм, горячие пскреошие чувства, живые и сильные характеры. Драматическая по эзия ближе к народу» чем все другие отрас ли литературы; всякие другие произведе ния пишутся для образованных людей, а (рамы и комедии для всего парода. Эта близость к народу нисколько не унижает драматической поэзии, а, напротив, удваи вает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать; и только тс произведения пережили века, которые были истинно на родными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценны ми для других народов, а, наконец, и для всего света». В этих словах — истинная любовь и ве ликое уважение классика русской драмати ческой литературы к своему народу. И ка чества эти он воплотил в свое творчество. Поэтому-то Александр Николаевич Остров ский остается драматургом любимым и близким советским зрителям. А. Н. Островский умер в 1886 году, оставив большое литературное наследие. Им написано около пятидесяти пьес. Со ветские люди любовно берегут это насле дие, талантливые творенпя великого рус ского драматурга целиком вошли в сокро вищницу культуры нашего народа. 12 апреля исполняется 125-летие со дня рождения А. Н. Островского. Эта дата ши роко отмечается по всей нашей стране. Правительством создан Всесоюзный Коми тет но ознаменованию юбилея. Юбилейные комитеты созданы во всех союзных респуб ликах. Театры страны готовят постановки 28 пьес А. Н. Островского, на экраны выпускается документальный фильм об Островском, на домах, связанных с его жизц^ю, будут установлены мемориальные доски. Советский народ достойно чтит память верного сына своей Родины, великого рус ского драматурга А. Н. Островского. Николай ПОГОДИН. гличале. Английские империалисты окку пировали Грецию и лишили свободолюби вый греческий народ свободы, добытой це ной страданий и обильно пролитой крови. Вновь по всей стране раздался боевой клич ЭПОН — массовой демократической организации греческой молодежи, соеди нившей в своих рядах 600 тысяч юношей и девушек, — «К оружию! Наша свобода в опасности!». 4 декабря 1944 года на массовой демон страции члены ЭПОН несли плакат с изображением знамени, обагренного кровью бойцов ЭПОН. На плакате была надпись: «Когда народу угрожает тирания, он дол жен сделать выбор: либо цепи, либо ору жие». После ряда крупных неудач обанкротив шиеся англичане вынуждены были усту пить свои позиции в Греции американским интервентам, этим матерым спекулянтам на послевоенных лишениях пародов Евро пы. В связи с американской интервенцией положение греческого народа стало еще тяжелее, а его сопротивление стало еще ожесточеннее. Уже больше т^ех лет прошло с тех нор, как народ Греции ведет борьбу с англо- американскими захватчиками и их став ленниками, греческими мопархо-фаши- стами. Эта борьба не принесла силам реак ции желаемых результатов. Наоборот, в хо де войны выросла опытная, проверенная в боях, партизанская армия, 75 процентов которой составляет молодежь 18 — 24 лет. Партизанская армия хорошо освоила местность, па которой она ведет бои, от стаивая каждую, пядь земли, д нанесла ряд серьезных поражении врагам греческого народа, несмотря ва то. что ее боевые ел-А Сцена из первого акта пьесы А. Н. Островского «Волки и овцы» в постановке театра Северного флота. ПЬЕСЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО 0 ТЕАТРЕ СЕВЕРНОГО ФЛОТА ' «Стены существующих театров узки. В них нет места для той публики, для которой хотят писать народные писатели. Драматическая поэзия бли же к народу, нем все другие отрасли литературы...» А. Н. ОСТРОВСКИП «Записки о народном театре». Великий русский драматург А. Н. Ост ровский писал для всего народа. Его меч тою было создание народного театра. Тре буя от царского правительства основания такого театра в Москве, он считал театр учителем жизни н задачей своей «суд над жизнью»... «соединение в полные образы подмеченных у века порока и недостат ков»... Художник народный, смелый обличи тель «темного царства», основанного на эксплоатацип, деспотизме и косности, А. Н. Островский создал более 50 комедий и драм, широко осветцающих Россию XIX века, отзывающихся на все жгучие вопросы жизни, ему современной. Репер туар, им созданный, является краеуголь ным камнем того здания, нмя которому русский национальный театр. Литератур ное наследие Островского входит неот’ем- «емой частью в сокровищницу нашей :ультуры. Народный театр, о котором мечтал драматург при жизни, построен. Великой Октябрьской социалистической револю цией. В каждом театре нашей страны, на каждой клубной сцене и в самодеятель ном кружке идут пьесы А. Н. Островского. Популярность его пьес в нашем народе необычайна, и невозможно указать такой сцены, профессиональной или самодея тельной, в СССР, где не шли бы замеча тельные комедии Островского. Миллионы зрителей смотрят их во всех уголках на шей Р одины от Владивостока до Ленин града, от Севастополя до Мурманска. Театр Северного флота за годы своего творчества не однажды обращался к на следству А. II. Островского. Семь его пьес поставил и показал флотскому зри телю театр за 10 лет своего существова ния: «Доходное место» — в 1937 году, «Своп люди — сочтемся» — 1938, «Ди карка» — 1940 г., «Волки и овцы» — 1942 г., «Поздняя любовь» — 1943 г., лы находились в отношении 1 : 20 к войскам интервентов и греческих монархо- фашнстов. Военно-стратегические и моральные ре зультаты крупных побед демократии очень глубоки. Теперь уже мало кто в армии реакцпи верит по-настоящему в победу над войсками генерала Маркоса. Что касается Демократической армии, то можно с уве ренностью сказать, что в ней нот ни од ного человека, который бы не был убежден в победе сил демократии. Военное руководство и монархо-фаши стское правительство требуют увеличения личного состава правительственной армии. Софулис считает, что для того, чтобы до биться перелома в борьбе против Демокра тической армии, сейчас необходимо по меньшей мере 300 тыс. человек. Но для того, чтобы активизировать борьбу против сил демократии, необходимо получить до полнительную помощь от г-на Трумэн», нужно обучать новобранцев, демобилизо вать старшие возрастные группы, которые по своим физическим данным уже не могут больше оставаться в армии. В то же время монархо-фашисты знают, что новые правительственные войска встретятся лицом к лицу с новыми силами Демократической армии, свежими и обу ченными. Престиж английского протекционизма за годы гражданской зойны в Греции свел ся к нулю. Греческий народ убедился в том, что ан гличане, такие, как Скоби, Роулинго, Лп- накер н др., организовали н руководили войной против сил греческой демократии по аланам английского генерального штаба. Т р . паы » «екотовые рез&циолпые гвечеекие «Горячее сердце» — 1946 г., «Не было ни гроша, да йдрут алтын» — 1947 г. * Актеры всегда с большим желанием работают над ролями пьес Островского, так как замечательная его драматургия— это школа реалистической игры. Один из любимых на флоте актеров — В. М. Деньгин создал четыре образа из пьес Островского. Его приказчик Подха люзии, помещик Льгаяев, городничий Гра добоев, его Елеська Мигачев из пьесы «Не было ни гроша, да вдруг алтын» — это этапы творческого роста артиста, ступени зрелости и мастерства. Один нз организаторов театра — С. Г. Аханов также сыграл много ролей из пьес Островского. Его Чугунов в пьесе «Волки и овцы», его купец Епишкин в «Не было ни гроша, да вдруг алтын» — необычайно яркие и запоми нающиеся фигуры. Особенной удачей ар тиста является создание образа купца Ку рослепова из комедии «Горячее сердце»... Ряд работ над образами пьес Островско го таких артистов, как Муратовекая, Хло- потов, Хотянов, Волкова, Коломейцева, Лукинов, можно считать ихч лучшими работами. Так необычайно значительным является для роста артиста работа Луки- нова в пьесе «Не было нп гроша, да вдруг алтын». Артист создал центральную роль в пьесе — образ скряги, отставного чи новника Крутицкого, н это является до сего дня его лучшей работой в театре. Завтра вся наша страна отмечает 125 лет со дня рождения великого русского драматурга (1823 — 1948 гг.). На всех сценах Союза пойдут его лучшие комедии и драмы, иаппсанные им для народа. Наш театр тожо напряженно н любовно гото вился к этому юбилею. Помимо играемой театром комедии «Не было нп гроша, да вдруг алтын», театр включил в репертуар еще две пьесы Островского. На-днях состоялась постановка первой пз написанных Островским комедий «Свои люди — сочтемся», которая была тепло встречена зрителями. Этот спектакль те атр повезет на базы флота, на побережье и по области, как свод первый подарок юби лею. Артисты Аханов, Коломейцева, Маев- генералы шлют проклятия в адрес британ цев, называя пх бездарными и ненужны ми людьми, развалившими,и без того неза дачливую правительственную армию. В настоящее время монархо-фашисты возлагают все своп надежды и упования на амерпканекпх нмперпалистов. Но всем известно, что американцы ничем не луч ше англичан пи в теории, нп в практике. В правящих кругах Греции опять на чалась грызпя. В связи с обсуждением за конодательной комиссией указов об изме нениях в структуре греческой правитель ственной армии возникли крупные разно гласия между т. н. «народной» и «либе ральной» партиями. Когда военный министр Стратос, сторон ник «народной» партии, заявил, что все декреты по армии уже согласованы с «со юзниками» и комиссия должна полностью принять их либо отвергнуть, представите ли «либералов» встали и демонстративно ушли, хлопнув дверью. Орган либералов газета «Вима», не скрывая положения ве щей, сообщает, что «снова начался раздор между правительственными партиями». Разуверившись в победе над Демократиче ской армией, монархо-фашистекие заправи лы прибегают к помощи чудес, которые якобы предсказывал в своей проповеди в Афинах александрийский патриарх Христо фор. . • Не от хорошея жизни Софулис в прош лом году читал отходную реакционному правительству, в пух н прах разносил мо- пархо-фашпетскую армию и ее безда^лых руководителей. В своих заявлениях афин скому корреспонденту «Ньюс кравши» | ол говорил, что «партизаны стержат ко нечную победу... Динамическая политика ская, Кобец, Козмпна, Ершов, Ермакова создали хороший ансамбль, сочно и ярко рисующий картину быта семейства мошен ника-купца Большова, об’являвшего себя ложно банкротом, идущего на все во имя наживы... Поставленный режиссером Ящннпной спектакль будет хорошо смот реться нашим зрителем, любящим Остров ского, его дарование, его сочные образы и яркую образную речь./ К юбилею — 12 апреля 1948 года театр выпускает вторую работу — вечер, посвященный творчеству А. М. Островско го, под названием «Театр Островского». Сопровождаемые докладом о жизни н твор ческой деятельности великого драматурга, перед зрителем пройдут сцепы из десяти комедий и драм А. Н. Островского, харак теризующих особенности его творчества. В программу вечера входят сцены лз первых, увидевших свет рампы, комедий Островского — «Не в своп сани не са? дись» и «Бедность не порок»; сцены из замечательных произведений его — «Гро за» и «Без вины виноватые», «Волки и овцы», «За че*м пойдешь, то и найдешь», «Последняя жертва», «Правда хорошо, а счастье лучше», сцены из исторической драмы «Василиса Мелентьевна», Одновременно с вгимн работами театр к концу апреля готовит большой спектакль — постановку одной пз лучших комедий Островского «Лес». Ставит спек такль Г. А. Пофин. Главные роди в спектаклб готовят заслуженный артист РСФСР Дудников Д. М., Муратовская С. Л., Деньгин В. М., Хотянов Б. П., артистки. Серова Е. П., Сидорова А. М. и Василисина. Оформляет спектакль худож ник Бернацкпй В. Д. Нет в театре ни одного артиста л арти стки, которые в дни юбилея не работали бы над образами А. Н. Островского. Театр старается достойно отметить 125-летие со дня рождения А. Н. Остров ского, чтобы как можно шире п глубже нести его творчество в массы зрителя то го народного театра, который был • лишь мечтою Островского п который стал ре альной действительностью наших дней. Главный режиссер театра Северного флота М. ТРОЯНСКИЙ. США трагична... Антиславянский бастион Цалдариса представляет собой абсурда и т. д. Реакционно-монархические генералы не видят иного выхода пз затянувшейся гражданской войны, кроме вооруженной интервенции американских империали стов в Греции. Однако можно с уверен ностью сказать, что свободолюбивый гре ческий народ найдет в себе достаточно енл для того, чтобы одержать победу над аме риканскими интервентами так же, как ж одержал победу над войсками итальянцев и немцев. Последняя -ставка врагов грече ского народа на помощь американцев так же ненадежна, как л все предшествую щие. Нарастающие удары частей Демократи ческой армии привели к тому, что под контролем Демократической армии оказа лось три четверти всейуреческой террито рии, обширные административные районы с сотнями крупных населенных пунктов. Демократическая армия, сохраняя тактику партизанской борьбы, переходит местами к боям на широком фронте, перестраивает ся постепенно в регулярную армию. Она занимает все новые города и села, неся свободу народу, который встречает ее с восторгом н ликованием. Эти победы армии Маркоса, - прежде всего, об’ясняются тем, что Демократиче скую армию поддерживает весь народ и что тактика Демократической армии зна чительно совершенней, чем тактика реак ционных греческих ген^алов и их англо- американских покровителей. (Окончание си. на 4 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz