На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.

ГГ апреля 1948 г., № 85 (308Т) и г с т р а ж е з я т г о л я р е я к 125-летию СО Д Н Я РОЖДЕНИЯ А . ' Н. ОСТРОВСКОГО В Е Л И К И Й Р У С С К И Й Д Р А М А Т У Р Г * Ого лет вазад в литературной среде Мо­ сквы появился молодой человек чиновник коммерческого суда Александр Николаевич Острсвский. На одном из литературных вечеров, в присутствии Гоголя, он про­ чел отрывки из своей пьесы «Несостоя­ тельный должник» (в театре era пьеса появилась под названием «Свои люди — сочтемся»). Сцены, прочитанные 24-лет­ ним начинающим автором, ошеломили и покоряли слушателей. Сдержанный ва по­ хвалы Гоголь призвал за молодым автором талант. Знатоки литературы восторженно говорили о том, что в России рождается своя вацноиальная театральная литерату­ ра ж прямо ставили первую пьесу Остров­ ского рядом с «Ревизором». И. Тургенев потом сказал про Островского: «Он начал (необыкновенно». Пьэсы Островского не умерли и не по­ тускнели до сих пор. Они живут на на­ шей сцене. Репертуар многих советских театрод украшают пьесы «Гроза», «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины ви­ новатые», «Бедность не порок», «Беспри- j даншзца» и многие другие. Давно исчезли и забыты тысячи драм и комедий, шумевших и при жизни Остров­ ского и в более поздние времена. Никто не станет их теперь смотреть, тем более иг­ рать или . перечитывать. Но почему мы любин творчество Островского, смотрим его пьесы с неувядающим интересом, поче­ му темы втих пьес нас и поныне увлека­ ют и волнуют? •Первый отвегг, который напрашивается, состоит в общеизвестном положении о том, что А. Н. Островский обладал громадным сценическим талантом писателя, знал тайны человеческих чувств, изумительно владел языком/и, значит, остался в рус- . ской литературе как классический ху­ дожник. Это известно каждому школьнику, изучающему русскую литературу. ■Но давайте подумаем, какцх людей, ка­ кую среду с ее нравами принес в свои драмы и комедии Островский? Если мы представим себе этот мир, а потом вчита­ емся в пьесы великого драматурга, то не­ минуемо окажется, что васлуга А. Н. Островского не только в его художествен­ ном мастерстве. Вот что пишет сам Островский в един­ ственной своей вещи, написанной повест­ вовательно, о людях, взятых пм для своих Храм я комедий, в «Залисках замоскво­ рецкого жителя»: «До сих лор известно было только положение и имя этой стра­ ны; что же касается до обитателей ее, т. е. образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности — все это было покрыто мраком неизвестности». Страна эта, по официальным известиям, лежит црдоо против Кремля, по ту сторо­ жу Москвы-реки, отчего, вероятно, и на­ вивается «Замоскворечье». А в пьесе «Тяжелые дни» Досужев рас­ сказывает о Замоскворечье времен 1847 года, как вообще о действительности тех глухих времен, следующим образом: «А живу в той стороне, где дни разде­ ляются на легкие и тяжелые; где люди твердо уверены, что земля стоит на трех рыбах, и что, по последним известиям, ка­ жется, одна начинает шевелиться: значит, плохо дело; где заболевают от дурного гла­ за, а лечатся симпатиями; Где есть свои астрономы, которые наблюдают за коме­ тами и рассматривают двух человек на лу­ не... Одним словом, я живу в пучине». В ваше В;ремя, благодаря постановке в Московском Художественном театре, попу­ лярна пьеса «Горячее сердце». Там имени­ тый купец Курослепов, совершенно заспав­ шийся, спрашивает. ;• -*,п «Неужто ж это я в аде?.. И что, ежели вдруг теперь светопреставление! Ничего мудреного нет! Оченно это все может слу­ читься». • Таких Курослеловых и многих иных, со­ ставляющих большую галерею образов в пьесах Островского, он знал в жизни, изу­ чал их нравы, переносил живые истории в свои пьесы, пользовался пх языком. Что могло бы случиться, даже с талантливым писателем, если бы талант художника не пошел дальше изображения картин «темно­ го царства». В лучшем случае, это были бы интересные и познавательные сцены и картины из жизни давно исчезнувшего «дикого племени». В пьесах Островского есть много мест, которые раскрывают нам тайну неувядае­ мой жизненности его творчества. Приведем только один пример из пьесы «Гроза». Еу- лигин говорит Борису: «И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, ва этими замками разврату темного, да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает», * Конечно, эти слова самого автора, его взгляд. Островский без особого нравоучи- тельства раскрывает жизнь, озаряя ее бие­ нием горячего сердца и светлым умом художника. Критик Добролюбов первый назвал драмы и комедии Островского «пье- самп жизни». Свободно, без натяжек и сценических выкрутасов течет на сцене сама жизнь с ее добром и злом, с ее сле­ зами и радостями. Островский так близко, так точно раскрывает человеческие чув­ ства, что мы понимаем, в какое время жили герои его пьес, какие предрассудки их одолевали, какая тьма царила вокруг них. Но для того, что^ы узнать, каким был быт Замоскворечья в 40 или 60 годах прошлого столетия, мы бы вряд л? стали смотреть эти пьесы. Нет! Современного зрителя, будь он человеком, знавшим доре­ волюционные времена, или человеком мо­ лодым, выросшим на новых отношениях, в пьесах Островского волнуют верные чув­ ства, исполненные жизненной правды, са­ ма жизнь. И еще есть замечательная особенность в творчестве Островского: он любил героев своих пьес. Конечно, он не писал слаща­ вых и сентиментальных сцен. Это — лю­ МОЛОДЕЖЬ ГРЕЦИИ БОРЕТСЯ Тяжелых жертв стоила греческому на­ роду борьба с немецкими оккупантами. До второй мировой войны в Греции насчиты­ валось около 7,5 миллионов жителей. За время немецкой оккупации свыше 1 мил­ лиона греков погибли в боях, были казне­ ны или умерли с голоду. 26 апреля 1941 года на священной для греческого народа скале Акрополь фашисты водрузили флат со свастикой. Вскоре на­ чался массовый террор, грабежи и убийства мирных людей. Но греческий народ не по­ верился. Не прошло я месяца со дня фа­ шистской оккупации Афин, как захватчи­ ка получили первый урок, послуживший предостережением, что народ Греции будет боротьел. Этот первый урок дала немецким и итальянским фашистам греческая моло­ дежь. В ночь на 20 мая 1941 года двое ютоией, членов прогрессивной молодеж­ ной организации, пробрались к Акрополю, спустили флаг со свастикой и, изорвав его в 'Клочья, скрылись. Боевой клич ЭПОН— «К оружию!» про­ несся по всей страде и воодушевил моло­ дежь. Сраву же было создано 189 специ­ альных партизанских отрядов ЭПОН. Эти отряды мужественно боролись с врагом, а в перерывах между боями члены ЭПОН вели культурно-просветительную работу средп населения. За короткое время ЭПОИ сумел охватить широкие массы греческой молодежи, показав eft путь к свободе и независимости. Молодежь, наконец, нашла правильный путь — путь об’единения под знаменем ЭПОН. С оружием в руках ЭПОН отстаивал елмт свободу, воспитывая моло­ дежь в духе интернационализма, братско­ го взаимопонимания и любви к своему на­ роду, своей стране. Греческий 1 народ никогда не забудет подвигов своей молодежи. 3 марта 1944 г. десять молодых девушек — членов ЭПОН были приведены на казнь. Командир взво­ да фашистов дал им десять минут для то­ го, чтобы девушки высказали свое по­ следнее желание. Все десять девушек, взявшись за руки, ’ начали- танцовать зна­ менитый стариннчй танец Сули, который более ста лет т назад танцовали их предки, женщины Сули, предпочитая уме­ реть, чем попасть в руки турецких пора­ ботителей. «Прощай прекрасный мир, про­ щай, милая жизнь»— пели женщины Сули, бросаясь с высокой скалы. «Прощай пре­ красная жизнь» — пела каждая пз десяти девушек, занимая свое место во главе хо­ ровода. Когда танец был окончен и немец­ кий офицер скомандовал солдатам «приго­ товиться, пли», — трое греческих солдат не могли поднять виптовки. Многочисленные примеры самоотвер­ женности и героизма греческой молодежи свято хранит история борьбы народа Гре­ ции за свою свободу.^ Греческий народ и его молодежь муже­ ственно боролись за то, чтобы не допустить в своей стране гибели демократии, но в то время, как героические армии Советско­ го Союза добивали немецких фашистов иа фронтах войны, а греческий народ уже праздновал победу пад фашистами в своей стране, забрасывая цвет*амп своих героев— бооикл ЭЛАС. — в T dc u u io явились ан- бовь очень тонкого ■ зоркого наблюдателя, который видел в людях дурные и хорошие качества. Не щадя людей дурных, возвы­ шая прекрасных, он бесконечно верил в людей. Островский об’асяяе? свое отноше­ ние к героям своих пьес в известном пись­ ме к литературному деятелю Погодину, на­ писанном в 1853 году: «..Лусть лучше русский человек ра­ дуется, видя себя на сцене, чем тоскует... Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее...». Бесценными н не утратившими своего значения до наших дней остаются его мыс­ ли, изложенные в записке об устройстве русского национального театра в Москве. «Театр с честным, художественным, здо­ ровым иародпым репертуаром пеоЗходпм для Москвы. Такой театр был бы поистиие наукой п для русского драматического искусства. Мы должпы начинать сначала, должны начинать свою родную русскую школу, а не слепо итти за французскими образцами и писать по их шаблонам раз­ ные тонкости, интересные только уже пре­ сыщенному вкусу. Русская нация еще складывается, в нее вступают свежие си­ лы; вачем же нам успокаиваться на пош­ лостях, тешащих буржуазное безвкусие... Русские авторы желают пробовать своп силы перед свежей публикой, у которой нервы не очень податливы, для которой требуется сильный драматизм, крупный комизм, горячие пскреошие чувства, живые и сильные характеры. Драматическая по­ эзия ближе к народу» чем все другие отрас­ ли литературы; всякие другие произведе­ ния пишутся для образованных людей, а (рамы и комедии для всего парода. Эта близость к народу нисколько не унижает драматической поэзии, а, напротив, удваи­ вает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать; и только тс произведения пережили века, которые были истинно на­ родными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценны­ ми для других народов, а, наконец, и для всего света». В этих словах — истинная любовь и ве­ ликое уважение классика русской драмати­ ческой литературы к своему народу. И ка­ чества эти он воплотил в свое творчество. Поэтому-то Александр Николаевич Остров­ ский остается драматургом любимым и близким советским зрителям. А. Н. Островский умер в 1886 году, оставив большое литературное наследие. Им написано около пятидесяти пьес. Со­ ветские люди любовно берегут это насле­ дие, талантливые творенпя великого рус­ ского драматурга целиком вошли в сокро­ вищницу культуры нашего народа. 12 апреля исполняется 125-летие со дня рождения А. Н. Островского. Эта дата ши­ роко отмечается по всей нашей стране. Правительством создан Всесоюзный Коми­ тет но ознаменованию юбилея. Юбилейные комитеты созданы во всех союзных респуб­ ликах. Театры страны готовят постановки 28 пьес А. Н. Островского, на экраны выпускается документальный фильм об Островском, на домах, связанных с его жизц^ю, будут установлены мемориальные доски. Советский народ достойно чтит память верного сына своей Родины, великого рус­ ского драматурга А. Н. Островского. Николай ПОГОДИН. гличале. Английские империалисты окку­ пировали Грецию и лишили свободолюби­ вый греческий народ свободы, добытой це­ ной страданий и обильно пролитой крови. Вновь по всей стране раздался боевой клич ЭПОН — массовой демократической организации греческой молодежи, соеди­ нившей в своих рядах 600 тысяч юношей и девушек, — «К оружию! Наша свобода в опасности!». 4 декабря 1944 года на массовой демон­ страции члены ЭПОН несли плакат с изображением знамени, обагренного кровью бойцов ЭПОН. На плакате была надпись: «Когда народу угрожает тирания, он дол­ жен сделать выбор: либо цепи, либо ору­ жие». После ряда крупных неудач обанкротив­ шиеся англичане вынуждены были усту­ пить свои позиции в Греции американским интервентам, этим матерым спекулянтам на послевоенных лишениях пародов Евро­ пы. В связи с американской интервенцией положение греческого народа стало еще тяжелее, а его сопротивление стало еще ожесточеннее. Уже больше т^ех лет прошло с тех нор, как народ Греции ведет борьбу с англо- американскими захватчиками и их став­ ленниками, греческими мопархо-фаши- стами. Эта борьба не принесла силам реак­ ции желаемых результатов. Наоборот, в хо­ де войны выросла опытная, проверенная в боях, партизанская армия, 75 процентов которой составляет молодежь 18 — 24 лет. Партизанская армия хорошо освоила местность, па которой она ведет бои, от­ стаивая каждую, пядь земли, д нанесла ряд серьезных поражении врагам греческого народа, несмотря ва то. что ее боевые ел-А Сцена из первого акта пьесы А. Н. Островского «Волки и овцы» в постановке театра Северного флота. ПЬЕСЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО 0 ТЕАТРЕ СЕВЕРНОГО ФЛОТА ' «Стены существующих театров узки. В них нет места для той публики, для которой хотят писать народные писатели. Драматическая поэзия бли­ же к народу, нем все другие отрасли литературы...» А. Н. ОСТРОВСКИП «Записки о народном театре». Великий русский драматург А. Н. Ост­ ровский писал для всего народа. Его меч­ тою было создание народного театра. Тре­ буя от царского правительства основания такого театра в Москве, он считал театр учителем жизни н задачей своей «суд над жизнью»... «соединение в полные образы подмеченных у века порока и недостат­ ков»... Художник народный, смелый обличи­ тель «темного царства», основанного на эксплоатацип, деспотизме и косности, А. Н. Островский создал более 50 комедий и драм, широко осветцающих Россию XIX века, отзывающихся на все жгучие вопросы жизни, ему современной. Репер­ туар, им созданный, является краеуголь­ ным камнем того здания, нмя которому русский национальный театр. Литератур­ ное наследие Островского входит неот’ем- «емой частью в сокровищницу нашей :ультуры. Народный театр, о котором мечтал драматург при жизни, построен. Великой Октябрьской социалистической револю­ цией. В каждом театре нашей страны, на каждой клубной сцене и в самодеятель­ ном кружке идут пьесы А. Н. Островского. Популярность его пьес в нашем народе необычайна, и невозможно указать такой сцены, профессиональной или самодея­ тельной, в СССР, где не шли бы замеча­ тельные комедии Островского. Миллионы зрителей смотрят их во всех уголках на­ шей Р одины от Владивостока до Ленин­ града, от Севастополя до Мурманска. Театр Северного флота за годы своего творчества не однажды обращался к на­ следству А. II. Островского. Семь его пьес поставил и показал флотскому зри­ телю театр за 10 лет своего существова­ ния: «Доходное место» — в 1937 году, «Своп люди — сочтемся» — 1938, «Ди­ карка» — 1940 г., «Волки и овцы» — 1942 г., «Поздняя любовь» — 1943 г., лы находились в отношении 1 : 20 к войскам интервентов и греческих монархо- фашнстов. Военно-стратегические и моральные ре­ зультаты крупных побед демократии очень глубоки. Теперь уже мало кто в армии реакцпи верит по-настоящему в победу над войсками генерала Маркоса. Что касается Демократической армии, то можно с уве­ ренностью сказать, что в ней нот ни од­ ного человека, который бы не был убежден в победе сил демократии. Военное руководство и монархо-фаши­ стское правительство требуют увеличения личного состава правительственной армии. Софулис считает, что для того, чтобы до­ биться перелома в борьбе против Демокра­ тической армии, сейчас необходимо по меньшей мере 300 тыс. человек. Но для того, чтобы активизировать борьбу против сил демократии, необходимо получить до­ полнительную помощь от г-на Трумэн», нужно обучать новобранцев, демобилизо­ вать старшие возрастные группы, которые по своим физическим данным уже не могут больше оставаться в армии. В то же время монархо-фашисты знают, что новые правительственные войска встретятся лицом к лицу с новыми силами Демократической армии, свежими и обу­ ченными. Престиж английского протекционизма за годы гражданской зойны в Греции свел­ ся к нулю. Греческий народ убедился в том, что ан­ гличане, такие, как Скоби, Роулинго, Лп- накер н др., организовали н руководили войной против сил греческой демократии по аланам английского генерального штаба. Т р . паы » «екотовые рез&циолпые гвечеекие «Горячее сердце» — 1946 г., «Не было ни гроша, да йдрут алтын» — 1947 г. * Актеры всегда с большим желанием работают над ролями пьес Островского, так как замечательная его драматургия— это школа реалистической игры. Один из любимых на флоте актеров — В. М. Деньгин создал четыре образа из пьес Островского. Его приказчик Подха­ люзии, помещик Льгаяев, городничий Гра­ добоев, его Елеська Мигачев из пьесы «Не было ни гроша, да вдруг алтын» — это этапы творческого роста артиста, ступени зрелости и мастерства. Один нз организаторов театра — С. Г. Аханов также сыграл много ролей из пьес Островского. Его Чугунов в пьесе «Волки и овцы», его купец Епишкин в «Не было ни гроша, да вдруг алтын» — необычайно яркие и запоми­ нающиеся фигуры. Особенной удачей ар­ тиста является создание образа купца Ку­ рослепова из комедии «Горячее сердце»... Ряд работ над образами пьес Островско­ го таких артистов, как Муратовекая, Хло- потов, Хотянов, Волкова, Коломейцева, Лукинов, можно считать ихч лучшими работами. Так необычайно значительным является для роста артиста работа Луки- нова в пьесе «Не было нп гроша, да вдруг алтын». Артист создал центральную роль в пьесе — образ скряги, отставного чи­ новника Крутицкого, н это является до сего дня его лучшей работой в театре. Завтра вся наша страна отмечает 125 лет со дня рождения великого русского драматурга (1823 — 1948 гг.). На всех сценах Союза пойдут его лучшие комедии и драмы, иаппсанные им для народа. Наш театр тожо напряженно н любовно гото­ вился к этому юбилею. Помимо играемой театром комедии «Не было нп гроша, да вдруг алтын», театр включил в репертуар еще две пьесы Островского. На-днях состоялась постановка первой пз написанных Островским комедий «Свои люди — сочтемся», которая была тепло встречена зрителями. Этот спектакль те­ атр повезет на базы флота, на побережье и по области, как свод первый подарок юби­ лею. Артисты Аханов, Коломейцева, Маев- генералы шлют проклятия в адрес британ­ цев, называя пх бездарными и ненужны­ ми людьми, развалившими,и без того неза­ дачливую правительственную армию. В настоящее время монархо-фашисты возлагают все своп надежды и упования на амерпканекпх нмперпалистов. Но всем известно, что американцы ничем не луч­ ше англичан пи в теории, нп в практике. В правящих кругах Греции опять на­ чалась грызпя. В связи с обсуждением за­ конодательной комиссией указов об изме­ нениях в структуре греческой правитель­ ственной армии возникли крупные разно­ гласия между т. н. «народной» и «либе­ ральной» партиями. Когда военный министр Стратос, сторон­ ник «народной» партии, заявил, что все декреты по армии уже согласованы с «со­ юзниками» и комиссия должна полностью принять их либо отвергнуть, представите­ ли «либералов» встали и демонстративно ушли, хлопнув дверью. Орган либералов газета «Вима», не скрывая положения ве­ щей, сообщает, что «снова начался раздор между правительственными партиями». Разуверившись в победе над Демократиче­ ской армией, монархо-фашистекие заправи­ лы прибегают к помощи чудес, которые якобы предсказывал в своей проповеди в Афинах александрийский патриарх Христо­ фор. . • Не от хорошея жизни Софулис в прош­ лом году читал отходную реакционному правительству, в пух н прах разносил мо- пархо-фашпетскую армию и ее безда^лых руководителей. В своих заявлениях афин­ скому корреспонденту «Ньюс кравши» | ол говорил, что «партизаны стержат ко­ нечную победу... Динамическая политика ская, Кобец, Козмпна, Ершов, Ермакова создали хороший ансамбль, сочно и ярко рисующий картину быта семейства мошен­ ника-купца Большова, об’являвшего себя ложно банкротом, идущего на все во имя наживы... Поставленный режиссером Ящннпной спектакль будет хорошо смот­ реться нашим зрителем, любящим Остров­ ского, его дарование, его сочные образы и яркую образную речь./ К юбилею — 12 апреля 1948 года театр выпускает вторую работу — вечер, посвященный творчеству А. М. Островско­ го, под названием «Театр Островского». Сопровождаемые докладом о жизни н твор­ ческой деятельности великого драматурга, перед зрителем пройдут сцепы из десяти комедий и драм А. Н. Островского, харак­ теризующих особенности его творчества. В программу вечера входят сцены лз первых, увидевших свет рампы, комедий Островского — «Не в своп сани не са? дись» и «Бедность не порок»; сцены из замечательных произведений его — «Гро­ за» и «Без вины виноватые», «Волки и овцы», «За че*м пойдешь, то и найдешь», «Последняя жертва», «Правда хорошо, а счастье лучше», сцены из исторической драмы «Василиса Мелентьевна», Одновременно с вгимн работами театр к концу апреля готовит большой спектакль — постановку одной пз лучших комедий Островского «Лес». Ставит спек­ такль Г. А. Пофин. Главные роди в спектаклб готовят заслуженный артист РСФСР Дудников Д. М., Муратовская С. Л., Деньгин В. М., Хотянов Б. П., артистки. Серова Е. П., Сидорова А. М. и Василисина. Оформляет спектакль худож­ ник Бернацкпй В. Д. Нет в театре ни одного артиста л арти­ стки, которые в дни юбилея не работали бы над образами А. Н. Островского. Театр старается достойно отметить 125-летие со дня рождения А. Н. Остров­ ского, чтобы как можно шире п глубже нести его творчество в массы зрителя то­ го народного театра, который был • лишь мечтою Островского п который стал ре­ альной действительностью наших дней. Главный режиссер театра Северного флота М. ТРОЯНСКИЙ. США трагична... Антиславянский бастион Цалдариса представляет собой абсурда и т. д. Реакционно-монархические генералы не видят иного выхода пз затянувшейся гражданской войны, кроме вооруженной интервенции американских империали­ стов в Греции. Однако можно с уверен­ ностью сказать, что свободолюбивый гре­ ческий народ найдет в себе достаточно енл для того, чтобы одержать победу над аме­ риканскими интервентами так же, как ж одержал победу над войсками итальянцев и немцев. Последняя -ставка врагов грече­ ского народа на помощь американцев так же ненадежна, как л все предшествую­ щие. Нарастающие удары частей Демократи­ ческой армии привели к тому, что под контролем Демократической армии оказа­ лось три четверти всейуреческой террито­ рии, обширные административные районы с сотнями крупных населенных пунктов. Демократическая армия, сохраняя тактику партизанской борьбы, переходит местами к боям на широком фронте, перестраивает­ ся постепенно в регулярную армию. Она занимает все новые города и села, неся свободу народу, который встречает ее с восторгом н ликованием. Эти победы армии Маркоса, - прежде всего, об’ясняются тем, что Демократиче­ скую армию поддерживает весь народ и что тактика Демократической армии зна­ чительно совершенней, чем тактика реак­ ционных греческих ген^алов и их англо- американских покровителей. (Окончание си. на 4 стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz