На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.
* / НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 10 апреля 1948 г., N; 84 (3080). С отчетно-выборных комсомольских собраний ЗА ЧТО КРИТИКОВАЛИ СЕКРЕТАРЯ На отчетно-выборном собрании в Н-с-ком подразделении комсомольцы резко критиковали секретаря комсомольской ор ганизации тов. Петрова. — Секретарь руководил наэги плело,— заявил в своем выступлении тов. Седа- шев.— Комсомольские поручения давались нам редко, да и те не контролировались. Секретарь обещал организовать коллек тивную читку романа «Молодая гвардия», по так эта книга и не появлялась в куб- ртаэ до сегодняшнего дня. Хуже всего, что тов. Петров не любит критики. Об этом говорит следующий факт. Как-то Петрова покритиковали в стенной газете за недостатки в работе. Вместо того, что бы правильно, хго-комсоадольски воспри нять критику, тов. Петров заявил: «Отны не я ппс,ать ваметки в стенную газету не буду, а за то, что меня протащили в газе ту, — пойду жаловаться в политотдел...» Комсомолец Чунихин в своем вы ступлении сказал: — Наш секретарь боится беседовать с комсомольцами о дисциплине, так ка® сам нарушал воинскую дисциплину. Будучи командиром отделения, тов. Петров не по казывал примера другим командирам отде лений в политико-воспитательной работе с подчиненными, лично занятий п бесед с ппмп никогда не проводил. А ведь у Пет рова, как у комсомольца, а тем более у секретаря комсомольской организации, воспитательная работа в отделении должна была бы быть поставлена лучше, чем у других. Членами бюро секретарь не руко водил, а поэтому они ему не оказывали помощи в работе. — Комсомольское бюро не требует при* мерности от комсомольце® в воноской дис циплине, — заявил в своем выступлении тов. Кучерявенко,— а также не ваботилось о политическом воспитании молодежи. Петрову в политотделе далп билеты для посещения • комсомольцами молодежного лектория при Доме офицера. Петров нам билеты вручил, но посещают ли комсо мольцы лекторий, могут ли они его посе щать— этим он не поинтересовался. Пет ров не требовал от комсомольцев строгого выполнения Устава ВЛКСМ. Отельные товарищи по 2 месяца не платили член ских взносов, комсомольские билеты хра нят в рундуках, но это не тревожило тов. Петрова, который свыкся с этими недостатками. Коммунист тов. Шуманпн в своем вы ступлении остановился на роли комсо мольского бюро в повседневном воспита нии комсомольцев. — Если бы тов. Петров руково дил. членами бюро по-настоящему, то результаты в работе были бы совершенно другие. Особенно недостаточно велась ра бота по предотвращению нарушений дис циплины среди комсомольцев. Об этом го ворит такой пример. Комсомолец Кулихин начал было нарушать воинскую дисцип лину. По моему настоянию тов. Кулихин был вызван на заседание комсомольского бюро. Здесь ему было указано на недо стойное комсомольца поведение. Пос ле разбора дела на бюро Кулихнн стал за метно исправляться, а сегодня о нем мож но оказать, что он показывает . пример другим в слуайе, за что получил от на чальника благодарность. Более половины присутствующих на собрании комсомольцев выступило по до кладу тов. Петрова. Вое выступления были критическими. Собрание прошло активно и послужило хорошей школой для каждо го комсомольца. Старший лейтенант В. ДИКАЧ. „КНИГА — ДРУГ МОЛОДЕЖИ " содногокомсомольского СОБРАНИЯ На открытое комсомольское собрание пришло много несоюзэой молодежи. С до кладом «Книга — друг молодежи» высту пил летчик секретарь комсомольской ор ганизации подразделения тов. Бондаренко. Он рассказал собравшимся о том огромном значении, которою имеют книги для поли тического воспитания наших воинов' в ду хе любви и преданности в любимой социа листической Родине. Поело содержательного доклада началось обсуждение. Выступавшие говорили о большом значении художественней лите ратуры в становлении их характеров, взглядов. С большим вниманием собравшиеся вы слушали комсомольца Еульборисова. Оп сказал: — Советск&я молодежь «обет читать хорошие книги русских классиков я совре менных писателей. На книгах мы учимся жить, бороться за построение коммунисти ческого общества. Они обогащают нас. Я лично больше всего люблю читать совре менные книги. В таких романах, как «Мо лодая гвардия», «Бак закалялась сталь», я нашел своих героев н стараюсь им под ражать. Ценное предложение внес на собрании комсомолец Мельников. — Наша молодежь, — сказал он, — любит не только читать, зо и сама стре миться писать рассказы, очерки, стихи. Следует организовать конкурс на лучший рассказ, очерк, стихотворение. На недостатках, которые имеются в ра боте комсомольского бюро в области про паганды книги среди молодежи, останав ливался и комсомолец Гук. Он говорил о том, что чтение такой популярной книги , как «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, было проведено неорганизо ванно. — Художественная книга, — говорил тов. Шлычок, — еще мало популяри зируется в нашей самодеятельности. Гото вя концерт к 1-му Мая, нужно, чтобы ру ководители самодеятельности учли этот недостаток. Мы желаем, чтобы ив сцене выступали не только плясуны, хористы, но чтобы со сцены читались отрывки из лучших произведений советских писате лей. Комсомолец Слобочиков подверг резкой критике тех товарищей, которые хотя и много читают художественных произведе ний, но не стремятся в повседневной жиз ни следовать и подражать героям произ ведений. Он назвал фамилию Инсарова. Этот комсомолец мйого читает, но пользы из прочитанного для себя не извлекает. Открытое комсомольское собрание, по священное книге, прошло хорошо. Моло дежь приняла конкретное решение, на правленное на улучшение пропаганды художественной литературы среди ‘Комсо мольцев. На ближайшее время комсомоль цы запланировали провести беседу на те му: «Мой любимый писатель». (Наш ноор.). Отличники политической подготовки из группы инженер-лейтенанта Никитен ко старшие матросы, командиры отделе ний, кандидат ВЮТ(<5) Н. Рогов и ком сомольцы В. Краснобаев и Б. Саковский готовятся «с политическим занятиям по биографии товарища Сталина. Фото М . Бугакове. Совершенствуя свои знания Старшина 2 статьи Кушнарев является отличником боевой и политической подго товки на нашем корабле. Не успокаиваясь на достигнутых успехах, он постоянно углубляет своп знания, совершенству ет воинское мастерство и добивается но вых успехов в боевой) п политической подготовке. Уставы, учебные пособия и техническая литература являются постоянными помощ никами в службе старшины 2 статьи Кушнарева. Он грамотно пользуется ими в своей практике. Для каждого советского воина открыты все пути-дороги к тому, чтобы стать культурным, грамотным и хорошо знаю щим свое дело защитником нашей Роди ны. Но при этом необходимо помнить, что знания не приходят сами по себе, их надо добывать упорным трудом. Нелегко достались знания и старшине 2 статьи Кушнареву. В первые дни служ бы на флоте ему пришлось особенно мно го учиться, привыкать к дисциплине. Но Кушнарев хорошо знал, что строжайшая дисциплина и высокая требовательность командиров приносят неоценимую помощь в воспитании и учат преодолевать трудно сти в учебе. За образцовую службу и знания своего дала старшина 2 статьи Кушнарев имеет 9 благодарностей от командования кораб ля. • Недавно на отчетно-выборном собрании старшину 2 статьи Кушнарева комсо мольцы избрали секретарем комсомольской организации корабля. С новыми задачами он справляется хорошо п мобилизует ком сомольцев п молодежь на выполнение по ставленных задач. Матрос Н. СИВ0Л0ЖСКИЙ. Успех занятия решает подготовка Практическое применение средств борь бы за живучесть короля вырабатывает у личного состава уверенность в действи ях, совершенствует навыки, развивает творческую инициативу. Обучение ма тросов нужно начать с подробного изуче ния устройства корабля, его тактико- технических данных, системы и т. д. Ко рабль необходимо знать в совершенстве каждому матросу, чтоЗы совершенно сво бодно ориентироваться в самых тяжелых условиях при борьбе за живучесть. Для этого надо отра-Зогать до автоматизма действия личного состава на боевых по стах. Старшина команды трюмных машини стов главный старшпна Корпков, получпв задание провести занятно с личным со ставом на тему: «Борьба с пожарами на корабле», еще раз прочитал частное на ставление по борьбе с пожарами на ко рабле, изучил все инструкции, наставле ния, составил подробное описание средств борьбы с пожарами. Он особенно обратил внимание на те пз них, которые слабо знал л и ч н ы й состав, что было впдно пз предва рительного опроса матросов на боевых постах. Отдельные конструктивные узлы, которые наиболее трудно осваивались ма тросами, были разобраны до мельчайших деталей и вычерчены. «Прежде чем пока зывать матросу, как действовать тем или иным агрегатом в борьбе за живучесть корабля, необходимо ему сначала расска зать назначение п конструктивное устрой ство, — говорит главный старшпна Ко- риков. — Тогда матрос будет сознательно, уверенно действовать ца боевом посту». Когда был написан подробный кон спект с чертежами и схемами, главный старшина Кориков принес его на проверку к офицеру. В беседе с ним выяснилось, что устройство одного пз огнетушителей, которое слабо освоено матросами, не име ет подробных чертежей, а есть только принципиальные схемы. Огнетушитель на корабле никогда на разбирался. Главный старшпна Корпков, получив разрешение, дважды разобрал головку ог нетушителя и вычертил ее. В разобранном виде головка была принесена на занятие. В беседе с главным старшиной Корпковым были выяснены все непопятныо ему во просы, проверены п утверждены конс пект, чертежп, схемы, уточнена методика преподнесения материала. Старшина Ко риков был подготовлен к проведению за нятия. На занятие были принесены все пме- емыо на корабле средства борьбы с пожа рами, отдельные сложные конструктив ные узлы противопожарных средств были доставлены в разобранном виде. Расска зывая то и л и иное устройство, Кориков показывал взаимодействие составных ча стей, матросы прощупали каждую деталь, одновременно разобралп возможные не исправноетп. Особое внимание обращалось на органи зацию и способы тушения пожаров в ар тиллерийских погребах. На занятии было выяснено, что пе все матросы отчетливо представляют, чем можно тушить торя щий порох. Матрос Гребенков не знал, что горящие легксзознламеняющпеся жид кости можно тушить водой с помощью специальных устройств. Старшина Корп ков дал исчерпывающие ответы на все вопросы. Занятие прошло интересно, ак тивно. На боевой пост стзршпны 1 статьи Коз лова поступило приказание тушпть «по жар» . (пожар имитировался дымовой шаш кой) в одном из отсеков корабля. Личный состав боевого поста быстро вооружался противопожарными средствам!, бросился к отсеку, в котором был пожар, н<и. по тушить его не смог, так как у матросов не было противогазов и гопколитовых патронов, кпелородо-изолирующих при боров -(они лежали в аварийном ящике). Так, из-за нетребовательности к себе и личному составу на боевом посту старшп на 1 статьи Козлов не смог ликвидировать пожар в закрытом помещении, что в бое вых условиях могло привести к тяжелым последствиям. Этот случай был подробно разобран главным старшиной Нориковыми обсужден всем личным составом. На боевой пост старшего маттюса Ти хоновского поступило приказание тушить «пожар» на мостике. Матрос Пименов ту шил пожар в противогазе с гопколитовым патроном. На вопрос главного старшины Корпкова: «Зачем вы надели противогаз», — матрос Пименов ответил: «Ведь пожар нужно тушить только в противогазах». В данном случае матрос Пименов по ступил неверно, противогаза одевать не нужно было, так как пожар был на верх ней палубе, и к очагу пожара можно было подойти без противогаза, одетый же про тивогаз только затруднял действия матро са на боевом посту. Главный старшина Кориков и этот случай подробно разобрал со всем личным составом. Опыт Великой Отечественной войны учит, что весь личный состав корабля не зависимо от его специальности должен уметь пускать и обслуживать в работе все аварийные средства корабля По борьбе с водой и пожарами. Благодаря настой чивости и упорству в обучении личного состава, главный старшина Кориков добил ся того, что любой старшина и матрос аварийных партий может выполнить и это требование боя. Если теперь понадо бится на боевом песту пустить тот или иной агрегат для борьбы с пожарами или водой, то это может выполнить и младший боцман матрос Космали, и котельный ма шинист матрос Кузнецов, и электрик ма трос Старик, машинист-турбинист стар ший матрос Голбин. В результате «попадания» артиллерий ского снаряда в нефтяную систерну, кото рая расположена ниже ватерлинии, в ней и в смежном помещении возник «пожар». Матрос Якимов получил приказание ту шпть пожар в отсеке. Матрос Якимов на чал отдраивать водонепроницаемую дверь отсека, в котором был «пожар», но коман дир боевого поста старшина 2 статьи Ко валь его немедленно остановил. Матрос Якимов не знал, что перед тем, как отдраивать водонепроницаемую дверь, необходимо убедиться в том, что отсек по затоплен. В данном случае отсек был до половины затоплен, и на поверхности воды горели мазут и краска. На вопрос командира боевого поста старшины 2 ста тьи Ковалева, как определить, адтоплен отсек или нет, матрос Якимов не ответил. Старшина Ковалев пояснил всему боевому посту, как нужно было действовать по данной вводной, и вновь дал вводную ту шпть «пожар» в этом же отсеке. Матросы на этот раз правильно и быстро решили вводную. Когда «пожар» на корабле будет поту шен, необходима немедленно откачать во- iy из отсека. Старшина 2 статьи Чебота рев после ликвидации пожара воду не откачал из отсека, решив, что воду убе- >ут потом заведующие помещением* Та ков решение явилось результатом того, что старшина Чеботарев не понимал, что на личие воды в отсеке это не просто беспо рядок, но понижение боеспособности ко рабля. Старшина Кориков и этот случай подробно разобрал со всем личным соста вом. Матросы правильно поняли старшину и на последующих занятиях этих ошибок не повторяли. Старшины Кориков п Беляков долго ду мали над тем, как произвести зарядку ог нетушителей на корабле. Старшпна Корп ков разработал чертежи, пзготовпл при способление, а старшпна Беляков осуще ствил его на практике. Теперь все систе мы огнетушителей и баллоны заряжают ся. Это рационализаторское прпспособде- ^ нпе повысило живучесть корабля. щ Ъ Корабль вел успешный бой с «протпв-^^ пиком». Но вот раздается сильный «взрыв» в носовой части корабля. Командиры бое вых постов отдают приказания осмотреть отсеки. Матрос Якимов докладывает: «В помещении — «пожар». Матросы Пиме нов и Туров вооружают противопожарные средства, правильно п быстро ликвидиру ют пожар, немедлеЬно включает аварий ные средства. Через несколько минут от попадания снаряда возник «пожар» в кубрике лпчного состава п продовольственной кладовой. Матросы Ульяннпков, Голбпн, Коротков, быстро вооружают пожарные шланги, ог нетушители. Каждый пз них тушит пожар одновременно. Остальные матросы полива ют забортной водой смежные переборки помещения. Помещение заполнилось едким дымом, тяжело дышать, ничего не впдно, в кубри ке воды на 30 см. Но матросы отлично знают устройство отсеков корабля, сво бодно ориентируются, быстро находят оча ги «пожаров» и ликвидируют пх. В таких условиях придется тушить действительные пожары, п есть все осно вания полагать, что онп будут так же быстро и умело ликвидированы, как на этом занятии. Чувство удовлетворения охватывает весь л и ч н ы й состав по окончании борьбы с «пожарами». Приятно видеть и созна вать, что затраченный труд не проходит даром. Только теперь матросы почувство вали, что онп мокрые до нпткп. Матросы Туров п Пименов так энергично действо вали, что только сейчас заметплп, что у нпх течет кровь пз рук, онп не помнят, где п когда поранили руки. В аварийную партию поступило прика зание спустить тяжелого водолаза в за топленное помещение, обследовать пробои- * ну, заделать ее. Старипгал 2 статш Усен- ко вооружает водолаза старшего матроса Сафонова. Он опускается в фактически затопленный отсек, на имитационном яшаке заделывает пробоину. Но пока старший матрос Сафонов обследовал и заделывал проэопну под водой, аварийные водоотливные средства были полностью вооружены. Затопленный отсек начали осушать. Матросы Мотва и Грпгуревпч быстро подали электроэнергию на важные агрегаты, от боевых сростков вооружили освещение в отсекая. Так на боевых постах в условпях, при ближенных к боевым, матросы под руко водством главного старшины Корпкова совершенствуют свои знания, учатся бо роться за живучесть корабля. Главный старшина Корпков смог правильно органи зовать боевую учебу подчиненных. Ма тросы полюбплп свое Дело п постоянно совершенствуют навыки. В -этом заслуга матросов и пх воспитателя главного стар шины Корпков1,!. Инженер-лейтенант Ю. ЖМАК. Произведения, удостоенные Сталинской премии „Г У Р Т Ы НА ДОРОГАХ" Действие талантливой повести Виктора Авдеева «Гурты нз дорогах», удостоенной Сталинской премии третьей степе ни, развивается в первый год Ве ликой Отечественной войны на Украи не, в одном из крупных зерновых совхозов, обладающем большим количе ством зерна, машин, рогатого скота. При ближается линия фронта, — и все это богатство, накопленное в мирные годы тру дом и заботами советских людей, надо спасти от врага, сохранить для apsjfiu и парода. П вот колонны тракторов п ком байнов движутся к железнодорожной ли нии, а огромные гурты скота растягивают ся в горячей украинской степж, под зной ным солнцем августа, на широких, пыль ных дорогах... Вспо:шим это героическое время, когда с запада на восток передвигались целые заводы, двигались целые эшелоны сложнейших промышленных машин, пере правлялись колоссальные стада скота кол хозов и совхозов. В труднейших условиях воины эта исполинская передвижка эко номических баз и богатств народа, шед шая параллельно эвакуации населения, осуществлялась очень быстро и протекала, разумеется, не стихийно, а организованно, направляемая партией н государством. 1Ьвесть Виктора Авдеева тем и значитель на, что она правдиво рисует одну из част ных картин этого перебазирования многих к-^шпх ресурсов на восток, ставшего потом однпм нз решающих условий нашей исто рической победы над врагом. «Да разве вы не видите сами, как народ .];л 1 гогозплся к борьбе,— говорит главны! герой повести старший зоотехник Верев кин.— В какой другой стране возможна та -, кая организация и в таких колоссальных масштабах. Вывозится все: промышленное оборудование, институты, сельские хозяй ства. Нам даны точные маршруты, по пу ти следования мы получаем продукты, медикаменты., А как ведут себя наши сов хозники?.. Такие люди не могут пасть ду хом. А ведь пока человек не пал духом, он непобедим». Полторы тысячи километров проходят гурты совхоза «Червоный херсонец» по дорогам Украины и донских степей, чтобы прибыть по определенному адресу — в зерносовхоз «Задонский». Вместе с гуртами едут около двухсот чабанов, доярок, табун щиков, зоотехников, ветеринарных врачей. Многие из них едут со своими семьями, с детьми и са мым необходимым имуществом, взятым в дальнюю дорогу. Весь этот движущийся совхоз или «табор», как его называют сами рабочие совхоза, получает в городах продукты, концентрированные корма для скота, медикаменты, одежду, обувь. На всем движении «таборз». лежит печать порядка, организации. То, что описано Виктором Авдеевым в его повести, не может быть сочинено, вы думано, явиться плодом творческой фанта зии. С первых же страниц книги читатель убеждается, что перед ним картина, вос произведенная «с натуры». Автор повести как бы незримо присутствует при всем движении «табора», находясь среди та бунщиков, доярок, зоотехников и осталь ного «населения» совхоза. Герои повести Авдеева — это живые, подлинные люди, воодушевленные своей задачей, x o d o u io понимающие, что они так же, как и весь народ, участники тита нической борьбы с врагом. Главное действующее лицо повести — старший зоотехник совхоза и начальник переправляемых гуртов Осип Егорыч Ве ревкин нарисован писателем, как очень скромный, сдержанный, немного даже замк нутый, но честный и преданный делу чело век. Его хафактернзуют черты, из кото рых в сущности и складывается характер героя. Веревкин не совершает в повести ничего необыкновенного, <пз ряда вон вы ходящего, героического, но читателю ста новится ясно, что именно из таких людей выходят подлинные герои нашего времени. Скромпость, . сдержанность Веревкина дают повод ветеринарному врачу Кулпбабе и его жене Марине Георгиевне критически относиться к распоряжениям п действиям Веревкина. В него не верят, как в началь ника, его третируют, как человека. Между тем, Веревкин в действительности стоит па целую голову выше внешне культур ной, но в сущности глубоко мещанской пары Кулибабов. Старший зоотехник пока зывает себя, как настоящий -руководитель и вожак движущегося совхозного «табо ра». Его честность и непреклонность осо бенно ясно обнаруживаются в самые труд ные мпнуты; переживаемые лагерем, и в тех случаях, когда .решается судьба пере гоняемых гуртов и даже отдельных пи томцев совхоза. В долгом пути «табора» однажды заболевает красивый племенной бычок Важный. Для ветврача Кулибабы, вообще не верящего в спасение скота и считающего, что скот все равно погибнет в этом длительном путешествии, вопрос решается просто: сдать бычка в какой- нибудь колхоз нли совхоз п спнсать его по балансовой стоимости. — Кто нас может в этом упрекнуть?— спрашивает он Веревкина и получает характерный для последнего ответ: — Мы сами. Совесть паша. Еще резче дает почувствовать автор повести разницу между Веревкиным и людьми типа Кулпбабы в момент, когда движущиеся по степным дорогам гурты попадают в очаг зарзжения ящуром. Часть скота заболевает тяжелой болезнью. Фор мально исполняющий своп обязанности Кулибаба, равнодушный к судьбе перего няемого скота, заранее спокойно мирится с печальной перспективой — потерять десять-пятнадцать процентов скота. Но Веревкина такая перспектива не устраи вает. Он приказывает произвести искус ственное заражения скота и встать в ка рантин, чтобы сократить сроки последне го и размеры падежа. Между Кулибабой п Веревкиным происходит острое столкнове ние, ярче всего раскрывающее сущность одного и другого. Вот этот эппзод, один из самых центральных в книге: «— Да вы что, О син Егорыч,— говорил Кулибаба чуть не с испугом. — Хотите добровольно поставить под угрозу все 2.500 голов?.. Пе-ет... Это... это вреди тельством пахнет. Я снимаю с себя всякую ответственность Отвечайте сами, а я умы ваю руки. — А я н не прошу вас, — взглянув Кулибабе прямо в глаза, резко сказал Ве ревкин. — За своп поступки я сам при вык отвечать. D вообще, я давно знаю, что вы... вы... — он некоторое время подбирал выражение и, наконец, нашрл то, которое долго искал... — пнтеллнген- тик. Кулибаба слегка побледнел, скривив тонкие губы. — А вы? — Я? Интеллигент. Советский. Пз на рода». Вместе с начальником гуртов за спасе ние скота мужественно борются ветери нарный Фельдшер Галя Озавснко — герои ня повести, Христя Невенченко, тетка Параска и другие персонажи книги. Галя Озаренко — живая, веселая, на первый взгляд немного надменная девушка, так же, как и Веревкпн, руководствуется, прежде всего интересами общего, инте ресами борьбы с врагом, хотя никогда и не декларирует это словесными заявления ми. Образ ее — один нз самых удачных в повести. Между Галей Озаренко и Веревкиным завязываются нежные, сердечные чувст ва. Но они завязываются не сразу. Вик тор Авдеев не идет здесь по шаблонному, избитому пути. Старший зоотехник снача ла выносит невыгодное впечатление о девушке: «Слишком громкий смех, над менный прищур глаз, неестественная по рывистость движений. Н откуда у девчон ки столько самоуверенности?». В свою очередь и Галя Озаренко под влиянием Кулибабов сперва несколько пренебрежи тельно относится к Веревкину, считая его «серым», «неинтересным», пожалуй, да же «скучным» человеком. Ей больше сначала нравится Олекса Упеник — ве селый, ловкий, щеголеватый заведующий снабжением колонны. Твердо уверенный, «что всякая сеть и особенно торговая су ществует на то, чтобы в мутной воде рыб ку ловить», Олекса Упеник ловко «умел доставать продукты там, где ничего не выдавали, а прокисшее совхозное молоко продать в таком месте, где не покупали и свежего». Говорун, весельчак, он упорно побивается успеха у Гали Озаренко. Но девушка быстро разочаровывается в нем. Пошлость, ограниченность Упеника на всегда отталкивают от него девушку. Настоящее, глубокое чувство зарождает ся у Гали пе к Упенпку, а к Веревкину после того, как она ближе узнала его н поняла, что этот скромный, казавшийся ей прежде «неинтересным» п даже гру боватым, человек на самом деле обладал такими качествами, которые она ценила больше всего. Герои псвестп на всем ее протяжении, казалось бы, ничего необыкновеиного не совершают. Исключение представляет только один эппзод, когда пз группу та бунщиков нападает немецкий езмолет. Молодой табуншпкчОмелько Лобань, что бы отвлечь немецкого летчика от «табо ра», заставляет его пикировать па себя и чуть было не погибает в перавном пое динке. За исключением этого боевого эпи зода все остальное в повестп это — «обы денные» факты походной жизни движу щегося совхозного лагеря. Но именно пз этих «обыденных» фактов и составляется общий подвиг коллектива, спасшего бога тые гурты совхоза для армпп п государст ва, а следовательно, в конечном счете, для победы. Повесть кончается светлым оптимисти ческим мотивом. • Длинная колонна «херсонцев» п ясный голубой осенний день вступила в совхоз «Задонский». В это время над совхозом высоко в солнеч ном небе пролетала ззшшазшая станпцз диких гусей. «Их далекпй призывной крик донесся до земли, и ^вольно херсонпы стали под нимать головы п смотреть в небо. Тоже эвакуируются, — сказал кто- то. — Па все время холодов. А верят, небось, что снова наступит тепло, и онп вернутся в Россию. — Вот так и мы вернемся в свой сов хоз». Этим светлым чувством — чувством реры в свои силы, в грядущее тепло п сиянье победы — проникнута вся повесть. Повесть Виктора Авдеева, пс(умнеиио, одно из самых ярких и правдивых произ ведений послевоенной советскоГ; xvio : e *- ственной литературы. Б. ВИНЮРЗЯ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz