На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.
в апреля 1948 г., № «3 (3078). НА С Т Р А Ж Е З А П О Я Я Т ^ Я Стахановцы по:левоеянвй пятилетки ШКОЛА ГАЛИНЫ СОКОЛОВОЙ В цехе г щ к ткацкой фабрике комбина та П Ш 1 Щербакова много колодах деву шек. Они работают у новых ткацких став- вое. Если присмотреться, то легко заметить разницу в хх сноровке. Одни быстро ловят ж завязывают оборванную уточную нить, привычными движениями останавливают или пускают в ход ставок, уверенно до хают все, что требуется от ткачихи. Дру гие действуют медленнее, менее уверенно, дорою работают и оглядываются как бы * жща помощи. К девушке подходит другая ткачиха, та кая же юная, как и она, с острыми свет лыми глазами. Ее пальцы действуют с удивительной ловкостью. Она «ведет нить в ремиз», пригоняет к ткани и пускает ставок. Все движения она совершает с под черкнутей четкостью, показывая при этом и рассказывая подруге, как нужно рабо тать. — Соколова, сюда! — слышится голос ткачихи, работающей у другого станка. Галина Соколова спешит к ней и в не сколько секущ оказывает нужную помощь. Затем она подходит к третьей, четвертой, к остальным ткачихам. Два месяца назад Галине Соколовой по ручили обучение 25 девушек ткацкому мастерству. Соколова очень ясно и доходчиво об’ясняла особенности мастерства ткачихи, шаг за шагом раскры- ▼ вала перед ученицами мир сложного про изводства. Она успевала следить за рабо той каждой из двадцати пяти девушек и всегда во-время помочь им. Под руководством инструктора цеха глади Галины Соколовой за два месяца многие девушки стали ткачихами. Они начали выполнять задания, а Гуськова, Сугробова, Хазанова и другие уже перевы полняют нормы. Сейчас все ученицы пе реходят на сдельщину. Немного лет работает на фабрике и са ма Галина Соколова, но способная ткачиха успела-стать одной из искуснейших ма стериц фабрики. Это представитель новой молодой поросли мастеров производства. Вдумчивая и проницательная, она всем своим сердцем отдается теперь делу, кото рое ей поручили, — обучению молодых ткачих. Двадцать пять девушек — это первая группа ее учениц. С присвоением им зва ния ткачих инструктор цеха Соколова •озьмется за обучение очередной группы. К. ВЫРЕЛКОВ. КОРАБЕЛЬНЫЙ ПОРТНОЙ Шахматные соревнования 1 апреля наша часть отмечала четырех летие преобразования в гвардейскую. В че*сть праздника прошли шахматные соревнования. Среди шахматистов, имеющих катего рии, первые места заняли офицер Бочка рев, гвардии матрос Воробьев. Им при суждена четвертая всесоюзная категория по шахматам. В турнире, в котором приняли участие шахматисты, не имеющие категорий, луч шие результаты показали Процентов, Обу хов, Шплкин, Медведев п другие. Все эти товарищи совершенствуют своп знания в об.т шахмат. Гвардии старший лейтенант А. СИДЯКИН. О хяактю А год елужнг ва фхоге старшина 1 статьи Александр Гигашвили. Четыре нз них — на крейсере «Мур манск». Здесь же в 1945 году он остался на сверхсрочную службу в качестве ма стера-портного. Своеобразную школу портновского ма стерства прошел Гигаднгили. В его семье никто не занимался стам делом, да н сам он как-то случайно стад незаурядным портным. А случилось это вот как. • 1943 памятный год. Небольшой отряд морской пехоты занимая оборону под Но вороссийском. Наводчик противотанкового ружья старший матрос Гигашвили, недав но добровольно пришедший с корабля в отряд, любил флотский порядок. Окопная жизнь, камни и песок быстро выводили из строя обмундирование. Заменить на лучшее не всегда было возможно, а хо дить в рваных брюках совсем плохо, — с этим никак не мог смириться Гигашвили. В свободные от боя минуты он откладывал в сторону противотанковое ружье, брал иголку и приводил в порядок одежду не только свою и расчета, но и соседей. — Жаль, что погладить негде, а то было бы совсем, как новое, — смеясь го ворил Александр своим товарищам, возв ращая починенные брюки. — Тебе, Саша, — шутили друзья, — директором швейной фабрики или ателье мод надо быть. А ты вот здесь в переры вах между боями на наши брюки пла стырь накладываешь и получается всего навсего, так сказать, рядовой аварийной партии или дивизиона живучести, если не считать, конечно, того, что ты непло хой наводчик. — А кто его знает. Вот разобьем нем цев, может, и директором стану, — отшу чивался Гигашвили. Вскоре морские пехотинцы, а вместе с ними и Александр приняли участие в ос вобождении Новороссийска от немецкой нечисти. После этого старший матрос сно ва пришел на родной черноморский ко рабль в семью артиллеристов. Заряжаю щий орудия не терял и на корабле приоб ретенного в окопах опыта по ремонту об мундирования. Ео здесь в основном он занимался не ремонтом, а подгонкой одеокды. Матросы, старшины, да и офицеры об ращались к нему с различными просьба ми. У одного—бушлат чересчур длинен, у другого— брюки в поясе широки, у треть его— бескозырка великовата, на четвертом — китель плохо сидел. Всем им требовалась помощь Гигашвили, уже варекомещовав- пмгб себя хорошим портным. Ннкому не отказывал Гигашвили, хотя ва п о и уходила добрая часть его личного времени. •Полезная инициатива комсомольца не осталась незамеченной со стороны коман дования. Дважды отмечало оно благодар ностями старательного портного-самоучру, много сделавшего для того, чтобы его то варищи ходили в аккуратно подогнанной фор*е. Но подлинную виртуозность в швейном искусстве Гигашвили проявил уже на Се вере, на крейсере ^Мурманск», ло праву занимая место мастера-портного в им же самим оборудованной мастерской. Мастер ская эта — небольшая каюта с двумя швейными машинами. — Чтобы вручную не крутить их, — говорит Гигашвили, — приладил пару электромоторов с контактами под ногой. Работать легко и руки всегда свободные. Быстрее дело идет. Один успевает он обслуживать весь экипаж. Заказы не залеживаются в ма стерской. Коль нужно, старшина 1 статьи задержится подольше, но сделает так, как надо. Работать же приходится много. За казы поступают один за другим и все они выполняются точно, в срок. 0 большом числе выполненных заказов свидетельствует кипа корешков от на кладных. Матросу Попову Гигашвили пе релицевал брюки, матросам Храмову и Лащуеву подогнал фланелевки, старшине 2 статьи Мигуля — бушлат, матросу Но викову и старшине 2 статьи Молярову — брюки. Подобные работы выполнены еще многим десяткам матросов и старшин. П все они с благодарностью отзываются о портном. Прилежность, аккуратность, стремление сделать как можно лучше и быстрее заме чены личным составом. 0 портном Гига швили все в экипаже отзываются с ува жением, ценят его полезную работу на скромном и малозаметном месте. Его ува жают еще и потому, что коммунист, сверх срочник Гигашвили не только отличный корабельный портной, но и лучший заря жающий зенитной пушки, который бес сменно вот уже четвертый год подряд за нимает этот боевой пост. Полное десятилетие прослужил Гига швили на флоте. Многими благодарностями, I в том числе и от командующего флотом, отмечены его служба и работа. Старший сержант В. ПЕТРОВ. т "--- НА СНИМКЕ: слушатель вечернего университета марксизма-ленинизма от личник боевой и политической подготов ки старшина 1 статьи Орлов готовится к очередному занятию. Фото А. Попозз. Дружит с книгой Одним из самых активных читателей нашей корабельной библиотеки является матрос Бондаренко. Только за март он про чел книги «Порт-Артур», «Адмирал Се- пявин», «Капитан 1 ранга». По поручению комсомольской организа ции Бондаренко проводит беседы с комсо мольцами. Он делится впечатлениями о прочитанных книгах, чем вызывает ин терес у своих товарищей к литературе. Дружба с книгой помогает Бондаренко п изучении специальности. Он является отличником боевой и политической подго товки. А. СОКОЛОВ. Успехи матросской художест венной самодеятельности У нас хорошая матросская художест венная самодеятельность. Личный состав принимает в ней активное участие. Приятно звучит матросский хор, боль ших успехов достигла хореографическая группа. Она отработала русскую пляску, «Яблочко», комический танец. Много за нимаются солисты. По нескольку раз они репетируют, чтобы достичь большего ма стерства. Напряженный труд принес и благие ре зультаты. Наш коллектив получил хоро шую оценку от командования. Неоднократ но наша самодеятельность выступала в Доме офицера. Недавно мы дали концерт в городе. Старшина 2 статьи В. ПИЛЮГИН. Старательный библиотекарь Большим авторитетом пользуется в на шем подразделении библиотекарь тов. Корж. Он помогает сержантам и солдатам в выборе интересной книги, в подборе ли тературы к политическим запятиям. : Одно время библиотека ‘находилась в не благоустроенном помещении. Сейчас при помощи партийной организации силами личного состава оборудованы полки для размещения книг. Комсомолец тов. Таболин написал для нового помещения библиотеки лозунги, плакаты, привел в порядок фо товитрину «0 пятилетием плане восста новления и развития народного хозяйства СССР на 1946— 1950 гг». Сержант И. П0РУБЕНК0. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЧИТКИ В подразделении, где секретарем комсо мольской организации летчик Бондаренко, проходят коллективные читки книги Юлиуса Фучика «Репортаж с петлей па шее». Ч етки вызывают большой интерес у ма тросов и старшин. (Наш корр.). 14-й традиционный Праздник Севера Ч е т в е р т ы й ;д е н ь Около ста горнолыжников испытывал л в этот день спортивное мастерство в ско ростном спуске. Самое опасное в этом спуске—крутые резкие повороты. И если спортсмен в этих местах падает, можно сказать почти с пол ной уверенностью, что он потерял не толь ко драгоценные секунды, но и хорошее ме сто в первом десятке. Но можно и не падая утерять хорошее место. Хороший спуск — это борьба не только сильных, но и закаленных людей, способных преодолеть любое препятствие на пути. Это можно было наблюдать во время соревнования. Плохая погода. Мокрый и рыхлый снег резко снижает технические показатели большинства участников. Однако спорт смен, мастерски владеющий горно-лыжной техникой, умеет и в таких трудных усло виях показать отличные результаты. Одним из первых берет старт прошло годний абсолютный чемпион Праздника Севера мастер спорта Михаил Гавва. Сегод ня ему нужно во что бы то ни стало взять реванш у мастера спорта Панджекпдзе, ко торому он проиграл соревнование по сла лому. > ...Гавва cfpeMHTe.ibHo мчится по трас- cev Вот крутой поворот. Он ма стерски минует его и несется к красным флажкам. Он показал луч шее вр^мя— 17 секунд. Берет старт его со перник Панджекпдзе. Кажется, что он быстрее товарища мчится вниз. Однако это не так. Его время равно 20 секундам. Заслуженные мастера спорта Смирнов и Орлов проходят трассу: первый— за 21,8, второй — за 22,4 секунды. Стартует наш флотский горно-лыжник старший матрос Яковлев. Он показывает время 22,7 секун ды. Во время второй попытки он улучшает свой результат 21.5 секунды. Од нако в сумме двух попыток его результат хуже мастера спорта Гаввы. Первое место завоевывает таким образом представитель солнечной Грузии Гавва. На втором месте Панджекпдзе. Представитель спортобщест- ва «Химик», способный лыжник Кузнецов — на третьем месте. Старший матрос Яковлев, показавший в сумме двух попы ток 44,2 секунды, занимает 9-е место. Женщины соревновались в скоростном спуске на дистанцию короче, чем мужчи ны. Первые места заняли представители Латвийской республики спортсменки Ниедра и Салмпня. Представитель спортобшества «Спартак» Боброва, занявшая первое место, в сумме двух попыток показала 54,8 секунды. Среди юношей быстрее всех прошел трассу Громов (г. Кпрозск) — 46,2 се кунды. В результате четырехдневных соревно ваний в скоростном спуске места распреде лены: Мурманская и Архангельская области 1 и 2 места, Ленинградская на 3-м месте. По второй группе среди женшин по этому виду соревнований команда Северно го флота заняла 2-е место. На первом ме сте — «Пищевик». Майор Н. ДЕЖИН. Старший лейтенант Л. ШАХНОВСНИЙ. Беспорядок в столовой Раздача пиши в столовой, где заве дующим сержант Чапский, производится не по распорядку дня. Сам Чапский при раздаче пищи не присутствует. Пиша готовится безвкусно и однообраз но. Заведующему столовой неоднократно указывалось на эти недостатки, но мер к устранению их он не принимает. П. ЗАПАРА. Раздается дудка: команде обедать. Де журный кок раздает бачки с первым блю дом. Но не все могут принимать пишу. У кого нет ложки, миски, вилки. Из-за этого обед всегда затягивается дольше положен ного времени. Посуда-то, оказывается, имеется у содержателя старшего матроса Коковина, но он не выдает ее. В ожидании посуды 0 том, что многим матросам приходится в ожидании посуды тратить много времени, знает и начальник интендантской службы лейтенант тов. Сурмап, но его это пе бес покоит. • Н. МОРОЗОВ. По следам наших выступлений „0 собрании, которое... не состоялось" Офицер Кореневский сообщил редакции: «Корреспонденция капитана Дубинина, напечатанная в газете за X* 65 от 19 мар та с. г., под таким заголовком отразила факт правильно. Секретарь комсомольской организации тов. Огорелков плохо подго товил собрание, не обеспечил явку ком сомольцев. Секретарь партбюро тов. Руси- нович не проконтролировал п пе помог секретарю комсомольской организации подготовить собрание. После выявления недостатков, допущен ных на первых собраниях, политотделом было созвано совещание политработников, где обращено внимание иа улучшение под готовки и проведения последующих собра ний». Великий русский драматург А. Н. Островский К 125-летию со * Единой цели подчинена жизнь великого драматурга Александра Николаевича Островского: создать национальный рус ский театр. Он настойчиво защищал само стоятельность русской сцены, боролся против господствовавшего засилья пере водных пьес — «они для нас дело вто ростепенное... а насущная потребность наша — в родном репертуаре». А. Н. Островский горячо восставал против того, «чтобы вслед нттп за французскими об разцами х писать по их шаблонам разные тонкости, интересные только пресыщен ному вкусу». Он писал: «У нас есть рус ская школа живописи, есть русская му зыка, позволительно нам иметь и русскую школу драматического искусства». Ео л создал великий драматург. А. Н. Островский, ло словам Гончарова, достроил «здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонви зин, Грибоедов, Гоголь». Созданный Островским театр замечателен не только своей драматургией, но и целыми поколе н и ям великолепных мастеров русской сцены, которые, начиная от Прова Садов ского, Александра ' Мартынова, Пелагеи Стрепетовой — до крупнейших советских актеров наших дней, воспитывались на пьесах Островского. .Самобытные и оригинальные произведе ния Островского до сих пор сохраняют все свое значение. Его пьесы пользуются не изменной любовью советского зрителя. Их играют в Москве и Ленинграде, в област ных городах л на селе. Ставят их на про фессионально!” сцене_с_ з_ кружках художз- дня рождения - ственной самодеятельности, в театрах для взрослых и в театрах юного зрителя. Целый мир людей самых различных со словий и профессий, различного имуще ственного и общественного положения вы вел драматург в своих 47 пьесах. Каждый созданный им образ верен действительно сти, жизненной правде, раскрыт на фоне окружающей среды, нравов и быта. Но Островский не был бесстрастным изобразителем жизни — -каким не раз пы тались изобразить его буржуазные литера туроведы; он был обличителем эпохи, в ко торой царила погоня за наживой, самодур ство, жестокое угнетение. Язвы и пороки современной Островскому жизни — «тем ного царства» — раскрыты великим пи сателем с такой широтой и художествен ной силой, которая свойственна лишь не многим драматургам мира. В своих произ ведениях Островский сказал, быть мажет, больше, чем сам, по своей социальной ограниченности, хотел сказать. А. Н. Островский сам считал, что отли чительной национальной особенностью русской литературы является «нрав ственно-обличительное направление», и подавляющее большинство его пьес служи ло выражению антидворянских, антикре постнических, гуманистических устремле ний передовой современной мысли. В «Отечественных записках», издававшихся Некрасовым и Салтыковым-Щедриным, Островский в течение 16 лет печатал свои основные пьесы. На его творчестве ска залось влияние революционно-демократи ческих идей. Своими произведениями А. Н. Островский содействовал развитию обще ственного самосознания и критическому пониманию окружающей действительно сти. В этом — историческая ценность творчества драматурга. Изображая отрицательные явления, Островский никогда не переставал верить в конечное торжество настоящей челове ческой правды. Он рисовал не только угнетателей и смирившихся угнетенных, но и тех, кто смело поднимал свой голос против окружающей среды. И «купеческий сын» Любим Торпов («Бедность — не по рок»), и горемыка-актер Несчастливцев («Лес»), и молодой учитель Мелузов («Та ланты и поклонники»), и приказчик Пла тон («Правда — хорошо, а счастье— луч ше») безбоязненно клеймят бесправие и деспотизм, разоблачают их и борются с ними. Выводя в своих пьесах развратных помещиков, лицемеров и ханжей, молодых дворянок, готовых продать себя, Остров ский в то же время создал целую гале рею светлых образов русских девушек и женщин. Дочери, безропотно покоряющие ся родительской власти, жены, подчиняю щиеся капризам мужей, показаны наряду со страстными, смелыми, волевыми жен скими натурами. И это не одна Катерина в «Грозе», о которой Добролюбов писал, что она восстала «против самодурства, вооруженная единственно силою своего чувства, инстинктивным сознанием своего прямого, неотъемлемого права на жизнь, счастье и любовь». Ведь и Параша («Го рячее сердце») не боится порвать с семьей, лишиться средств к существованию: она уверена, что никогда «в кабалу» не пой дет. И Надя («Воспитанница»), мечтаю щая о человеческом счастье, и та своими поступками ясно говорит о протесте про тив своей «благодетельницы». Пьесы Остравского учат нас пониманию родного языка н лю&ви к нему. Сам дра матург великолепно знал богатый, красоч ный и образный русский язык, черпал ма териал для своего творчества лз пословиц, поговорок и сказок, цеиил народные ска зания, летописи, исторические документы, любил народно-песенное творчество. Мет кость и верность народного языка в ко медиях Островского поиепше поразитель ны. А. Н. Островский — глубоко нацио нальный, народный писатель. Оп сам со знавал это. Это было ясно и его велпкпм современникам. Добролюбов подчеркивал, что «произведения Остравского служат выражением народной жпзни, народных стремлений», Лев Толстой, предлагая дра матургу участвовать в издании книг для народа, писал: «Цель наша издавать то, что доступно, понятно, нужно всем, а пе маленькому кружку людей... лз всех рус ских писателей ни один не подходит бли же тебя к этим требованиям... Я по опы ту знаю, как читаются, слушаются и за поминаются твои вещи народом». Островский, как п Белинский, Добролю бов, Чешшшевский, считал необходимым, чтобы ]Ркусство отвечало потребностям широких демократических кругов. Его глу боко возмущало отношение буржуазии к театру. «Нет ничето бесплоднее для посту пательного движения искусства, — писал он, — как эта по-европейски одетая пу блика, не понимающая ни достоинства ис полнения, ни достоинства пьесы и не знаю щая, как относиться к тому и другому». Зная, что «драматическая поэзия бли же к народу, чем все другие отрасли ли тературы», А. Н. Островский призывал «писать для всего народа» и доказывал, что «близость к народу нисколько не уни жает драматической поэзии и, напротив, удваивает ее силы и пе дает ей опошлить- J ся и измельчать». Всем своим творчеством, всей своей деятельностью он стремится к утверждению русской школы драмати ческого искусства, к созданию «русского театра, национального, всероссийского». Оп мечтает об организации театра для публики, которая может оценить «горячие искренние чувства, живые и сильные ха рактеры». Именно поэтому «театр Островского» не мот встретить сочувствие среди господ ствовавших классов. В последний период творчества. Остравского, когда талант его раскрылся в полной мере, тогда им были созданы такие шедевры, как «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Лес», «Волки и овцы», «Послед няя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», — реакционные публици сты утверждали, что Островский — «дра матург по недоразумению», что он «испи сался», что ему «пора замолчать». В Советском Союзе, где театр стал доступен всему народу, репертуар Островского возродился с невиданной си лой. Пьесы Островского не могут не тро гать нашего советского демократического зрителя. Не случайно на сценах Союза идет 30 пьес Островского в 279 постановках. Не случайно в связи с юбилеем великого драматурга советский театр осуществляет 231 новую постановку. Пьесы Островского идут на 29 языках народов СССР. Юстров- ский переведен на польский, чешский, болгарский, сербский, французский, анг лийский, немецкий, финский, китай ский языки... Навсегда уничтожены в нашей стране те социально-экономические условия, ко торые породили людей, выведенных в пьесах Островского. Навсегда исчезло «темное царство». Наш советский, зритель любит произведения великого драматурга потому, что они не выдуманы, пото му, что они, по удачному определению До бролюбова, являются «пьесами жизни». Картины прошлого показаны драматургом с такой убедительной правдой, облечены в такую блестящую драматургическую Форму, что их герои встают перед нами, как. живые. Но по только прошлое мы осмысливаем благодаря пьесам великого драматурга. Смотря и читая их, мы лучше понимаем жизнь современных нам буржуазных стран, где сохраняются те же условия жизни, которые разоблачал русский дра матург — власть капитала и зависимость от него, стремление к наживе, страсть я накоплению, деспотизм, угнетение и пора бощение. В капиталистическом мире продолжают существовать «волки и овцы» с той лишь разницей, что аппетиты волков значи тельно возросли. «Бедные невесты» п • «беспрпданнпцы», как п во времена Островского, вынуждены продавать еебя, и разница лишь в том, что торговля жи вым товаром приняла более широкие раз меры. «Трудовой хлеб» еще тяжелее дает ся людям и «путина» еще сильнее затя гивает безработных. Глубокая ненависть русского драма турга ко всем видам порабощения челове ка, отличавшая все его творчество, его вера в силы, заложенные в народе, его стремление пробудить в человеке сознание собственного достоинства делают произвел дения Островского близкими демократиче ским зрителям и читателям всех стран и народов. Сам Островский знал: «История оста- | вит название великих и гениальных толь ко за теми писателями, которые умели писать для всего народа, и только те про- I извещения пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие прогозедения со временем делаются по нятными и ценными и для других наро дов, и, наконец, и для всего света».- Великий русский драматург писал «для всего народа», и его произведения были «истинно народными у себя дома». Поэтому его творчество сохранило свою неувядаемую ценность на нашей Родине, поэтому его произведения становятся «понятными и ценными и для других на родов», для всего мира. , Профессор Вл. ФИЛИППОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz