На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.

в апреля 1948 г., № «3 (3078). НА С Т Р А Ж Е З А П О Я Я Т ^ Я Стахановцы по:левоеянвй пятилетки ШКОЛА ГАЛИНЫ СОКОЛОВОЙ В цехе г щ к ткацкой фабрике комбина­ та П Ш 1 Щербакова много колодах деву­ шек. Они работают у новых ткацких став- вое. Если присмотреться, то легко заметить разницу в хх сноровке. Одни быстро ловят ж завязывают оборванную уточную нить, привычными движениями останавливают или пускают в ход ставок, уверенно до­ хают все, что требуется от ткачихи. Дру­ гие действуют медленнее, менее уверенно, дорою работают и оглядываются как бы * жща помощи. К девушке подходит другая ткачиха, та­ кая же юная, как и она, с острыми свет­ лыми глазами. Ее пальцы действуют с удивительной ловкостью. Она «ведет нить в ремиз», пригоняет к ткани и пускает ставок. Все движения она совершает с под­ черкнутей четкостью, показывая при этом и рассказывая подруге, как нужно рабо­ тать. — Соколова, сюда! — слышится голос ткачихи, работающей у другого станка. Галина Соколова спешит к ней и в не­ сколько секущ оказывает нужную помощь. Затем она подходит к третьей, четвертой, к остальным ткачихам. Два месяца назад Галине Соколовой по­ ручили обучение 25 девушек ткацкому мастерству. Соколова очень ясно и доходчиво об’ясняла особенности мастерства ткачихи, шаг за шагом раскры- ▼ вала перед ученицами мир сложного про­ изводства. Она успевала следить за рабо­ той каждой из двадцати пяти девушек и всегда во-время помочь им. Под руководством инструктора цеха глади Галины Соколовой за два месяца многие девушки стали ткачихами. Они начали выполнять задания, а Гуськова, Сугробова, Хазанова и другие уже перевы­ полняют нормы. Сейчас все ученицы пе­ реходят на сдельщину. Немного лет работает на фабрике и са­ ма Галина Соколова, но способная ткачиха успела-стать одной из искуснейших ма­ стериц фабрики. Это представитель новой молодой поросли мастеров производства. Вдумчивая и проницательная, она всем своим сердцем отдается теперь делу, кото­ рое ей поручили, — обучению молодых ткачих. Двадцать пять девушек — это первая группа ее учениц. С присвоением им зва­ ния ткачих инструктор цеха Соколова •озьмется за обучение очередной группы. К. ВЫРЕЛКОВ. КОРАБЕЛЬНЫЙ ПОРТНОЙ Шахматные соревнования 1 апреля наша часть отмечала четырех­ летие преобразования в гвардейскую. В че*сть праздника прошли шахматные соревнования. Среди шахматистов, имеющих катего­ рии, первые места заняли офицер Бочка­ рев, гвардии матрос Воробьев. Им при­ суждена четвертая всесоюзная категория по шахматам. В турнире, в котором приняли участие шахматисты, не имеющие категорий, луч­ шие результаты показали Процентов, Обу­ хов, Шплкин, Медведев п другие. Все эти товарищи совершенствуют своп знания в об.т шахмат. Гвардии старший лейтенант А. СИДЯКИН. О хяактю А год елужнг ва фхоге старшина 1 статьи Александр Гигашвили. Четыре нз них — на крейсере «Мур­ манск». Здесь же в 1945 году он остался на сверхсрочную службу в качестве ма­ стера-портного. Своеобразную школу портновского ма­ стерства прошел Гигаднгили. В его семье никто не занимался стам делом, да н сам он как-то случайно стад незаурядным портным. А случилось это вот как. • 1943 памятный год. Небольшой отряд морской пехоты занимая оборону под Но­ вороссийском. Наводчик противотанкового ружья старший матрос Гигашвили, недав­ но добровольно пришедший с корабля в отряд, любил флотский порядок. Окопная жизнь, камни и песок быстро выводили из строя обмундирование. Заменить на лучшее не всегда было возможно, а хо­ дить в рваных брюках совсем плохо, — с этим никак не мог смириться Гигашвили. В свободные от боя минуты он откладывал в сторону противотанковое ружье, брал иголку и приводил в порядок одежду не только свою и расчета, но и соседей. — Жаль, что погладить негде, а то было бы совсем, как новое, — смеясь го­ ворил Александр своим товарищам, возв­ ращая починенные брюки. — Тебе, Саша, — шутили друзья, — директором швейной фабрики или ателье мод надо быть. А ты вот здесь в переры­ вах между боями на наши брюки пла­ стырь накладываешь и получается всего навсего, так сказать, рядовой аварийной партии или дивизиона живучести, если не считать, конечно, того, что ты непло­ хой наводчик. — А кто его знает. Вот разобьем нем­ цев, может, и директором стану, — отшу­ чивался Гигашвили. Вскоре морские пехотинцы, а вместе с ними и Александр приняли участие в ос­ вобождении Новороссийска от немецкой нечисти. После этого старший матрос сно­ ва пришел на родной черноморский ко­ рабль в семью артиллеристов. Заряжаю­ щий орудия не терял и на корабле приоб­ ретенного в окопах опыта по ремонту об­ мундирования. Ео здесь в основном он занимался не ремонтом, а подгонкой одеокды. Матросы, старшины, да и офицеры об­ ращались к нему с различными просьба­ ми. У одного—бушлат чересчур длинен, у другого— брюки в поясе широки, у треть­ его— бескозырка великовата, на четвертом — китель плохо сидел. Всем им требовалась помощь Гигашвили, уже варекомещовав- пмгб себя хорошим портным. Ннкому не отказывал Гигашвили, хотя ва п о и уходила добрая часть его личного времени. •Полезная инициатива комсомольца не осталась незамеченной со стороны коман­ дования. Дважды отмечало оно благодар­ ностями старательного портного-самоучру, много сделавшего для того, чтобы его то­ варищи ходили в аккуратно подогнанной фор*е. Но подлинную виртуозность в швейном искусстве Гигашвили проявил уже на Се­ вере, на крейсере ^Мурманск», ло праву занимая место мастера-портного в им же самим оборудованной мастерской. Мастер­ ская эта — небольшая каюта с двумя швейными машинами. — Чтобы вручную не крутить их, — говорит Гигашвили, — приладил пару электромоторов с контактами под ногой. Работать легко и руки всегда свободные. Быстрее дело идет. Один успевает он обслуживать весь экипаж. Заказы не залеживаются в ма­ стерской. Коль нужно, старшина 1 статьи задержится подольше, но сделает так, как надо. Работать же приходится много. За­ казы поступают один за другим и все они выполняются точно, в срок. 0 большом числе выполненных заказов свидетельствует кипа корешков от на­ кладных. Матросу Попову Гигашвили пе­ релицевал брюки, матросам Храмову и Лащуеву подогнал фланелевки, старшине 2 статьи Мигуля — бушлат, матросу Но­ викову и старшине 2 статьи Молярову — брюки. Подобные работы выполнены еще многим десяткам матросов и старшин. П все они с благодарностью отзываются о портном. Прилежность, аккуратность, стремление сделать как можно лучше и быстрее заме­ чены личным составом. 0 портном Гига­ швили все в экипаже отзываются с ува­ жением, ценят его полезную работу на скромном и малозаметном месте. Его ува­ жают еще и потому, что коммунист, сверх­ срочник Гигашвили не только отличный корабельный портной, но и лучший заря­ жающий зенитной пушки, который бес­ сменно вот уже четвертый год подряд за­ нимает этот боевой пост. Полное десятилетие прослужил Гига­ швили на флоте. Многими благодарностями, I в том числе и от командующего флотом, отмечены его служба и работа. Старший сержант В. ПЕТРОВ. т "--- НА СНИМКЕ: слушатель вечернего университета марксизма-ленинизма от­ личник боевой и политической подготов­ ки старшина 1 статьи Орлов готовится к очередному занятию. Фото А. Попозз. Дружит с книгой Одним из самых активных читателей нашей корабельной библиотеки является матрос Бондаренко. Только за март он про­ чел книги «Порт-Артур», «Адмирал Се- пявин», «Капитан 1 ранга». По поручению комсомольской организа­ ции Бондаренко проводит беседы с комсо­ мольцами. Он делится впечатлениями о прочитанных книгах, чем вызывает ин­ терес у своих товарищей к литературе. Дружба с книгой помогает Бондаренко п изучении специальности. Он является отличником боевой и политической подго­ товки. А. СОКОЛОВ. Успехи матросской художест венной самодеятельности У нас хорошая матросская художест­ венная самодеятельность. Личный состав принимает в ней активное участие. Приятно звучит матросский хор, боль­ ших успехов достигла хореографическая группа. Она отработала русскую пляску, «Яблочко», комический танец. Много за­ нимаются солисты. По нескольку раз они репетируют, чтобы достичь большего ма­ стерства. Напряженный труд принес и благие ре­ зультаты. Наш коллектив получил хоро­ шую оценку от командования. Неоднократ­ но наша самодеятельность выступала в Доме офицера. Недавно мы дали концерт в городе. Старшина 2 статьи В. ПИЛЮГИН. Старательный библиотекарь Большим авторитетом пользуется в на­ шем подразделении библиотекарь тов. Корж. Он помогает сержантам и солдатам в выборе интересной книги, в подборе ли­ тературы к политическим запятиям. : Одно время библиотека ‘находилась в не­ благоустроенном помещении. Сейчас при помощи партийной организации силами личного состава оборудованы полки для размещения книг. Комсомолец тов. Таболин написал для нового помещения библиотеки лозунги, плакаты, привел в порядок фо­ товитрину «0 пятилетием плане восста­ новления и развития народного хозяйства СССР на 1946— 1950 гг». Сержант И. П0РУБЕНК0. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЧИТКИ В подразделении, где секретарем комсо­ мольской организации летчик Бондаренко, проходят коллективные читки книги Юлиуса Фучика «Репортаж с петлей па шее». Ч етки вызывают большой интерес у ма­ тросов и старшин. (Наш корр.). 14-й традиционный Праздник Севера Ч е т в е р т ы й ;д е н ь Около ста горнолыжников испытывал л в этот день спортивное мастерство в ско­ ростном спуске. Самое опасное в этом спуске—крутые резкие повороты. И если спортсмен в этих местах падает, можно сказать почти с пол­ ной уверенностью, что он потерял не толь­ ко драгоценные секунды, но и хорошее ме­ сто в первом десятке. Но можно и не падая утерять хорошее место. Хороший спуск — это борьба не только сильных, но и закаленных людей, способных преодолеть любое препятствие на пути. Это можно было наблюдать во время соревнования. Плохая погода. Мокрый и рыхлый снег резко снижает технические показатели большинства участников. Однако спорт­ смен, мастерски владеющий горно-лыжной техникой, умеет и в таких трудных усло­ виях показать отличные результаты. Одним из первых берет старт прошло­ годний абсолютный чемпион Праздника Севера мастер спорта Михаил Гавва. Сегод­ ня ему нужно во что бы то ни стало взять реванш у мастера спорта Панджекпдзе, ко­ торому он проиграл соревнование по сла­ лому. > ...Гавва cfpeMHTe.ibHo мчится по трас- cev Вот крутой поворот. Он ма­ стерски минует его и несется к красным флажкам. Он показал луч­ шее вр^мя— 17 секунд. Берет старт его со­ перник Панджекпдзе. Кажется, что он быстрее товарища мчится вниз. Однако это не так. Его время равно 20 секундам. Заслуженные мастера спорта Смирнов и Орлов проходят трассу: первый— за 21,8, второй — за 22,4 секунды. Стартует наш флотский горно-лыжник старший матрос Яковлев. Он показывает время 22,7 секун­ ды. Во время второй попытки он улучшает свой результат 21.5 секунды. Од­ нако в сумме двух попыток его результат хуже мастера спорта Гаввы. Первое место завоевывает таким образом представитель солнечной Грузии Гавва. На втором месте Панджекпдзе. Представитель спортобщест- ва «Химик», способный лыжник Кузнецов — на третьем месте. Старший матрос Яковлев, показавший в сумме двух попы­ ток 44,2 секунды, занимает 9-е место. Женщины соревновались в скоростном спуске на дистанцию короче, чем мужчи­ ны. Первые места заняли представители Латвийской республики спортсменки Ниедра и Салмпня. Представитель спортобшества «Спартак» Боброва, занявшая первое место, в сумме двух попыток показала 54,8 секунды. Среди юношей быстрее всех прошел трассу Громов (г. Кпрозск) — 46,2 се­ кунды. В результате четырехдневных соревно­ ваний в скоростном спуске места распреде­ лены: Мурманская и Архангельская области 1 и 2 места, Ленинградская на 3-м месте. По второй группе среди женшин по этому виду соревнований команда Северно­ го флота заняла 2-е место. На первом ме­ сте — «Пищевик». Майор Н. ДЕЖИН. Старший лейтенант Л. ШАХНОВСНИЙ. Беспорядок в столовой Раздача пиши в столовой, где заве­ дующим сержант Чапский, производится не по распорядку дня. Сам Чапский при раздаче пищи не присутствует. Пиша готовится безвкусно и однообраз­ но. Заведующему столовой неоднократно указывалось на эти недостатки, но мер к устранению их он не принимает. П. ЗАПАРА. Раздается дудка: команде обедать. Де­ журный кок раздает бачки с первым блю­ дом. Но не все могут принимать пишу. У кого нет ложки, миски, вилки. Из-за этого обед всегда затягивается дольше положен­ ного времени. Посуда-то, оказывается, имеется у содержателя старшего матроса Коковина, но он не выдает ее. В ожидании посуды 0 том, что многим матросам приходится в ожидании посуды тратить много времени, знает и начальник интендантской службы лейтенант тов. Сурмап, но его это пе бес­ покоит. • Н. МОРОЗОВ. По следам наших выступлений „0 собрании, которое... не состоялось" Офицер Кореневский сообщил редакции: «Корреспонденция капитана Дубинина, напечатанная в газете за X* 65 от 19 мар­ та с. г., под таким заголовком отразила факт правильно. Секретарь комсомольской организации тов. Огорелков плохо подго­ товил собрание, не обеспечил явку ком­ сомольцев. Секретарь партбюро тов. Руси- нович не проконтролировал п пе помог секретарю комсомольской организации подготовить собрание. После выявления недостатков, допущен­ ных на первых собраниях, политотделом было созвано совещание политработников, где обращено внимание иа улучшение под­ готовки и проведения последующих собра­ ний». Великий русский драматург А. Н. Островский К 125-летию со * Единой цели подчинена жизнь великого драматурга Александра Николаевича Островского: создать национальный рус­ ский театр. Он настойчиво защищал само­ стоятельность русской сцены, боролся против господствовавшего засилья пере­ водных пьес — «они для нас дело вто­ ростепенное... а насущная потребность наша — в родном репертуаре». А. Н. Островский горячо восставал против того, «чтобы вслед нттп за французскими об­ разцами х писать по их шаблонам разные тонкости, интересные только пресыщен­ ному вкусу». Он писал: «У нас есть рус­ ская школа живописи, есть русская му­ зыка, позволительно нам иметь и русскую школу драматического искусства». Ео л создал великий драматург. А. Н. Островский, ло словам Гончарова, достроил «здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонви­ зин, Грибоедов, Гоголь». Созданный Островским театр замечателен не только своей драматургией, но и целыми поколе­ н и ям великолепных мастеров русской сцены, которые, начиная от Прова Садов­ ского, Александра ' Мартынова, Пелагеи Стрепетовой — до крупнейших советских актеров наших дней, воспитывались на пьесах Островского. .Самобытные и оригинальные произведе­ ния Островского до сих пор сохраняют все свое значение. Его пьесы пользуются не­ изменной любовью советского зрителя. Их играют в Москве и Ленинграде, в област­ ных городах л на селе. Ставят их на про­ фессионально!” сцене_с_ з_ кружках художз- дня рождения - ственной самодеятельности, в театрах для взрослых и в театрах юного зрителя. Целый мир людей самых различных со­ словий и профессий, различного имуще­ ственного и общественного положения вы­ вел драматург в своих 47 пьесах. Каждый созданный им образ верен действительно­ сти, жизненной правде, раскрыт на фоне окружающей среды, нравов и быта. Но Островский не был бесстрастным изобразителем жизни — -каким не раз пы­ тались изобразить его буржуазные литера­ туроведы; он был обличителем эпохи, в ко­ торой царила погоня за наживой, самодур­ ство, жестокое угнетение. Язвы и пороки современной Островскому жизни — «тем­ ного царства» — раскрыты великим пи­ сателем с такой широтой и художествен­ ной силой, которая свойственна лишь не­ многим драматургам мира. В своих произ­ ведениях Островский сказал, быть мажет, больше, чем сам, по своей социальной ограниченности, хотел сказать. А. Н. Островский сам считал, что отли­ чительной национальной особенностью русской литературы является «нрав­ ственно-обличительное направление», и подавляющее большинство его пьес служи­ ло выражению антидворянских, антикре­ постнических, гуманистических устремле­ ний передовой современной мысли. В «Отечественных записках», издававшихся Некрасовым и Салтыковым-Щедриным, Островский в течение 16 лет печатал свои основные пьесы. На его творчестве ска­ залось влияние революционно-демократи­ ческих идей. Своими произведениями А. Н. Островский содействовал развитию обще­ ственного самосознания и критическому пониманию окружающей действительно­ сти. В этом — историческая ценность творчества драматурга. Изображая отрицательные явления, Островский никогда не переставал верить в конечное торжество настоящей челове­ ческой правды. Он рисовал не только угнетателей и смирившихся угнетенных, но и тех, кто смело поднимал свой голос против окружающей среды. И «купеческий сын» Любим Торпов («Бедность — не по­ рок»), и горемыка-актер Несчастливцев («Лес»), и молодой учитель Мелузов («Та­ ланты и поклонники»), и приказчик Пла­ тон («Правда — хорошо, а счастье— луч­ ше») безбоязненно клеймят бесправие и деспотизм, разоблачают их и борются с ними. Выводя в своих пьесах развратных помещиков, лицемеров и ханжей, молодых дворянок, готовых продать себя, Остров­ ский в то же время создал целую гале­ рею светлых образов русских девушек и женщин. Дочери, безропотно покоряющие­ ся родительской власти, жены, подчиняю­ щиеся капризам мужей, показаны наряду со страстными, смелыми, волевыми жен­ скими натурами. И это не одна Катерина в «Грозе», о которой Добролюбов писал, что она восстала «против самодурства, вооруженная единственно силою своего чувства, инстинктивным сознанием своего прямого, неотъемлемого права на жизнь, счастье и любовь». Ведь и Параша («Го­ рячее сердце») не боится порвать с семьей, лишиться средств к существованию: она уверена, что никогда «в кабалу» не пой­ дет. И Надя («Воспитанница»), мечтаю­ щая о человеческом счастье, и та своими поступками ясно говорит о протесте про­ тив своей «благодетельницы». Пьесы Остравского учат нас пониманию родного языка н лю&ви к нему. Сам дра­ матург великолепно знал богатый, красоч­ ный и образный русский язык, черпал ма­ териал для своего творчества лз пословиц, поговорок и сказок, цеиил народные ска­ зания, летописи, исторические документы, любил народно-песенное творчество. Мет­ кость и верность народного языка в ко­ медиях Островского поиепше поразитель­ ны. А. Н. Островский — глубоко нацио­ нальный, народный писатель. Оп сам со­ знавал это. Это было ясно и его велпкпм современникам. Добролюбов подчеркивал, что «произведения Остравского служат выражением народной жпзни, народных стремлений», Лев Толстой, предлагая дра­ матургу участвовать в издании книг для народа, писал: «Цель наша издавать то, что доступно, понятно, нужно всем, а пе маленькому кружку людей... лз всех рус­ ских писателей ни один не подходит бли­ же тебя к этим требованиям... Я по опы­ ту знаю, как читаются, слушаются и за­ поминаются твои вещи народом». Островский, как п Белинский, Добролю­ бов, Чешшшевский, считал необходимым, чтобы ]Ркусство отвечало потребностям широких демократических кругов. Его глу­ боко возмущало отношение буржуазии к театру. «Нет ничето бесплоднее для посту­ пательного движения искусства, — писал он, — как эта по-европейски одетая пу­ блика, не понимающая ни достоинства ис­ полнения, ни достоинства пьесы и не знаю­ щая, как относиться к тому и другому». Зная, что «драматическая поэзия бли­ же к народу, чем все другие отрасли ли­ тературы», А. Н. Островский призывал «писать для всего народа» и доказывал, что «близость к народу нисколько не уни­ жает драматической поэзии и, напротив, удваивает ее силы и пе дает ей опошлить- J ся и измельчать». Всем своим творчеством, всей своей деятельностью он стремится к утверждению русской школы драмати­ ческого искусства, к созданию «русского театра, национального, всероссийского». Оп мечтает об организации театра для публики, которая может оценить «горячие искренние чувства, живые и сильные ха­ рактеры». Именно поэтому «театр Островского» не мот встретить сочувствие среди господ­ ствовавших классов. В последний период творчества. Остравского, когда талант его раскрылся в полной мере, тогда им были созданы такие шедевры, как «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Лес», «Волки и овцы», «Послед­ няя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», — реакционные публици­ сты утверждали, что Островский — «дра­ матург по недоразумению», что он «испи­ сался», что ему «пора замолчать». В Советском Союзе, где театр стал доступен всему народу, репертуар Островского возродился с невиданной си­ лой. Пьесы Островского не могут не тро­ гать нашего советского демократического зрителя. Не случайно на сценах Союза идет 30 пьес Островского в 279 постановках. Не случайно в связи с юбилеем великого драматурга советский театр осуществляет 231 новую постановку. Пьесы Островского идут на 29 языках народов СССР. Юстров- ский переведен на польский, чешский, болгарский, сербский, французский, анг­ лийский, немецкий, финский, китай­ ский языки... Навсегда уничтожены в нашей стране те социально-экономические условия, ко­ торые породили людей, выведенных в пьесах Островского. Навсегда исчезло «темное царство». Наш советский, зритель любит произведения великого драматурга потому, что они не выдуманы, пото­ му, что они, по удачному определению До­ бролюбова, являются «пьесами жизни». Картины прошлого показаны драматургом с такой убедительной правдой, облечены в такую блестящую драматургическую Форму, что их герои встают перед нами, как. живые. Но по только прошлое мы осмысливаем благодаря пьесам великого драматурга. Смотря и читая их, мы лучше понимаем жизнь современных нам буржуазных стран, где сохраняются те же условия жизни, которые разоблачал русский дра­ матург — власть капитала и зависимость от него, стремление к наживе, страсть я накоплению, деспотизм, угнетение и пора­ бощение. В капиталистическом мире продолжают существовать «волки и овцы» с той лишь разницей, что аппетиты волков значи­ тельно возросли. «Бедные невесты» п • «беспрпданнпцы», как п во времена Островского, вынуждены продавать еебя, и разница лишь в том, что торговля жи­ вым товаром приняла более широкие раз­ меры. «Трудовой хлеб» еще тяжелее дает­ ся людям и «путина» еще сильнее затя­ гивает безработных. Глубокая ненависть русского драма­ турга ко всем видам порабощения челове­ ка, отличавшая все его творчество, его вера в силы, заложенные в народе, его стремление пробудить в человеке сознание собственного достоинства делают произвел дения Островского близкими демократиче­ ским зрителям и читателям всех стран и народов. Сам Островский знал: «История оста- | вит название великих и гениальных толь­ ко за теми писателями, которые умели писать для всего народа, и только те про- I извещения пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие прогозедения со временем делаются по­ нятными и ценными и для других наро­ дов, и, наконец, и для всего света».- Великий русский драматург писал «для всего народа», и его произведения были «истинно народными у себя дома». Поэтому его творчество сохранило свою неувядаемую ценность на нашей Родине, поэтому его произведения становятся «понятными и ценными и для других на­ родов», для всего мира. , Профессор Вл. ФИЛИППОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz