На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.
s НА С Т Р АЖЕ З А ПОЛЯ Р Ь Я / И ' щ а т ' Т Ш г „ " Я Г Я ' ! Я 7 р . После отчетно-выборных партийных собраний ПОМО Г АЮТ КАЖДОМУ КОММУНИСТУ После отчетно-выборного собрания пар тийная организация корабля Н. заметно улучшила идейно-политическое воспитание членов и кандидатов партии. Если до со брания партийное бюро этого корабля не отреклось еще от порочной практики не вмешательства в дело политического само образования коммунистов, за что бюро резко «критиковали на собрании, то сейчас этот серьезный недостаток устраняется. Секретарь парторганизации лейтенант тов. Пугачев вместе с членами бюро и активом начал повседневно вникать, ин тересоваться, как учатся коммутп^.ты. Члены партийного бюро лей^елпнт тов. Шумный и главный старшина тов. Бе лов путем консультации оказывают не посредственную помощь коммунистам, са мостоятельно изучающим «Краткий курс истории ВКЩб)». Коммунисты Пахтусов и Полоз имеют низшее образование. Долгое время не бра лись они за изучение «Краткого курса истории ВКЩб)». Прежний состав бюро не оказывал им никакой помощи. По-другому начал руководить (учебой коммунистов новый состав бюро. Член бю ро тов. Шумный, побеседовав с Пахтусо вым и Полозом, выяснил их знания и при шел к выводу, что с ними надо начать учебу, как говорится, >с азов. Так тов. Шумный и поступил. Он раз’яснпл моло дым коммунистам, почему необходимо изу чать исто-рию партии, показал, как надо работать с книгой, как выделять главное б прочитанном и вести конспект. — Начинайте работать над Кратким курсом, а я вам помогу, — посоветовал Шумный тт. Пахтусову и Полозу. Теперь его часто вечерами можно ви деть вместе с Пахтусовым и Полозом, кото рым он оказывает деловую помощь в изу чении нсторип партии. Изучив и закон спектировав первую и вторую главы, эти товарищи уже приступили к изучению третьей главы Краткого курса. Ценно то, что члены бюро работают с каждым коммунистом в отдельности. Кан дидат в члены ВКЩб) тов. Малеев, не имел опыта изучения Краткого курса, поч ти от строки до строки переписывал в тетрадь текст книги, а главной мысли вы делить но мог. Член бюро тов. Арбузов ока зал помощь тов. Малееву и показал ему, как надо вести конспект. Сейчас тов. Ма леев хорошо усваивает изучаемый мате риал. *• Член бюро тов. Суворов оказал помощь кандидатам партии тт. Шарпаеву и Зина- тулину. Шарпаев сейчас изучил 2 главы, а Зинатулпц 4 главы Краткого курса. Про верка показала, что эти товарищи хорошо усвоили пройденное. Серьезно взялись за изучение основ марксизма-ленинизма коммунпсты-офпце- ры. Кандидат в члены ВКД(б) инжедер- лейтенант тов. Жериенко и коммунист офи цер Байраков, изучив «Краткий курс ис тории ВКП(б)», приступили к работе над первоисточниками. Они изучили работу товарища Сталина «Марксизм и нацио нальный вопрос», «Манифест коммунисти ческой партии» Маркса и Энгельса, рабо ты Ленина «Что делать?» и «Шаг вперед, два шага назад». Секретарь парторганизации тов. Пуга- чев систематически беседует с коммуни стами-офицерами, контролирует пх учебу, проверяет, как они работают над усвое нием основ марксизма-ленинизма. Партийное бюро строго следит за выпол нением решения отчетно-выборного собра ния. Бюро заслушало коммунистов Зпна- тулина и Солопова о том, как они работа ют над собой, выяснило, в какой помощи они нуждаются, и поручило члену бюро тов. Белову оказать им помощь в учебе. На корабле систематически проводятся собеседования с членами и кандидатами партии. Эти беседы помогают глубже за крепить знания, приобретенные в процессе самостоятельной учебы, дают возможность выяснить, -кто хорошо работает над собой и от кого необходимо потребовать, кому оказать помощь. Собеседования являются действенным средством контроля и помощи в деле марксистско-ленинского образова ния коммунистов. О том, что коммунисты -стали больше работать над собой, ярко показало послед нем собеседавание по 2-й главе Краткого курса, которое состоялось в конце марта. В обсуждении поставленных вопросов при няло активное участие большинство ком мунистов. Партийное бюро правильно поняло свою ролЪ. Оно стремится улучшить марк систско-ленинскую подготовку членов и кандидатов партии. Нужно вместе с тем сказать, что у бюро имеется ряд неисполь зованных возможностей. Рядом находится политотдел, который располагает кадрами пропагандистов. Можно было бы в помощь изучающим теорию марксизма-ленинизма организовать квалифицированные лекции. К сожалению, этого не делается. А поли тический отдел со своей стороны также не проявляет инициативы, чтобы органи зовать лекции. Пропагандисты политотде ла до сих пор еще редкие гости на ко раблях, мало выступают с лекциями. Капитан-лейтенант Г. ТОПОР. Решение партийного собрания в действии Тов. Приймак сделал правильные вы воды из критики коммунистов на отчетно- выборном собрании и серьезно за нялся самообразованием, стал система тически изучать «Краткий курс истории ВКЦ(б)». Примеру секретаря последовали и другие коммунисты. Для лучшего усвое ния изучаемого материала член партии Попов провеа два групповых собеседова ния. Большое место в докладе и в выступле ниях коммунистов на собрании занимали вопросы Боепитания личного состава бата реи. П&ртсобрание наметило ряд мер по улучшению агитационно-пропагандист ской работы. Намеченные мероприятия выполняются. Коммунист Попов выступил перед личным составом с докладом па тему: Партия Ленина — Сталина — организа тор великих побед советского народа». | Член партии Лукьянченко провел беседы на темы: «Революционная бдительность— неотемлемое качество советского воина» и «Приказ командира — закон для подчи ненного». Члены партии стали чаще бы вать в кубриках бойцов и беседозать с ни ми о текущих событиях. Партийная организация значительно улучшила работу по оказанию помоши командиру в решении задач боевой и по литической подготовки. Если на отчетно- выборном собрании коммунисты говорили об известном отрыве партийной работы от задач, выполняемых батареей, то леперь этого уже сказать нельзя. Для подтверждения этого вывода можно при вести хотя бы такой пример. В Феврале личному составу батареи предстояло отра ботать и сдать очередную задачу ио боевой подготовке. Командир /батареи рассказал коммунистам о содержании предстоящей задачи и о роли членов и кандидатов ВКП(б) в ее успешном решении. Партор ганизация акггивно включилась в эту ра боту. Коммунисты Попов и Горшков про вели с личным составом беседы, в которых раз’яснши содержание задачи, указали, какие требования она предъявляет к ма тросам и младше* комавдирам. Секретарь парторганизации Приймак и его замести тель Лукьянченко помогли бюро ВЛКСМ батареи в мобилизации «комсомольцев на подготовку и успешную сдачу предстоящей задачи. Для оказания индивидуальной по мощи матросам, отстающим в боевой под готовке, были привлечены отличники ком сомольцы тт. Зеленый, Павлюк, В исиц - кий, Загребалов. Партийная организация помогла командиру батареи провести тех ническую конференцию по такти:;о-тех ническим данным орудий. Активное уча- стио в подготовке п провздешш этой кон ференции приняли коммунисты Горшков, члены ВЛКСМ Алексеев, Павлюк, Махнибо- рода. Подготовка к сдаче задачи широко освещалась в стенной газете. Эти и другие мероприятия, проведенные партийной ор ганизацией батареи, в значительной мере способствовали тому, что личный состав батареи сдал задачу с оценкой «хорошо». На отчетно-выборном собрании отмеча лось, что партийная организация не про водила никакой .работы по воспи танию младших командиров. А это тем бо лее было необходимо, что командиры от делений здесь все молодые, как по .воз расту, так и по стажу «работы в этой долж ности. Всо они нуждаются в повышении своего политического уровня, в приобре тении практических навыков воспитания подчиненных. И в этой области партийная организа ция проделала известную работу после собрания. Член партии Попов провел беседу с младшими командирами на тему: «Задачи сержантского . со става в обучении и воспитании под чиненных». Партийная организация помогла командиру подготовить и провести совещание с младшими командирами по об мену опытом воспитания личного состава. Младшие командиры активно вовлекаются в общественную работу на батарее. Безусловно, в работе партийной органи зации батареи есть еще много недостатков и упущения. Так, например, партийная организащ[я все еще мало оказывает по мощи Оюро ВЛКСМ в воспитании комсо мольцев, в обучении комсомольского ак тива, плохо заботится об организации культурного досуга матросов. Однако истекший после отчетно-выбор ного собрания период показывает, что секретарь по-деловому начал выполнять наказ коммунистов. Майор М. КОНЕЧНЫЙ. С отчетн о-выборных комсомольских соб р ани й Мимо главного Большинство комсомольцев организа ции, где секретарем лейтенант Левитин, за нято обслуживанием самолетов. Естест венно, что главным в комсомольской работе должно быть идейное воспитание младших авиационных специалистов, борьба за без укоризненное обеспечение полетов. К сожалению, как показало обсуждение отчетаого доклада секретарю, вопросы авангардов роли комсомольцев не были в центре вжмавия бюро. Из выступлений комсомольцев выяснилось, что бюро слабо боролось за примерность комсомольцев в укреплении воинской дисциплины, прохо дило мимо фактов нарушения дисциплины комсомольцами. Мало внимания уделяло бюро и политическим занятиям. В резуль тате, некоторые члены ВЛКСМ на инспек торской проверке получили плохие оцен ки. Собрание црошло активно. Выступавшие ь прениях тт. Востриков, Трипольский, Бардин, Борзунов и другие вскрывали не достатки в работе бюро, вносили ряд цен-* ных предложешй, направленных к под’ему комсомольской работы. Старший матрос И. ЕГОРОВ. Забыли о росте Комсомольская организация Н-ского подразделения слабо росла за отчетный период. Об этом говорил в своем докладе секретарь комсомольской организации тов. Борисов. Он признал, что, несмотря на наличие большой базы роста, молодежь в комсомол не вовлекалась. ' В прениях комсомольцы отмечали плохую работу и поведение отдельных членов бюро. Так, нмгример, тов. Голубев имеет ряд замечаний по службе. Не уча ствовал в союзной работе член бюро тов. Алешин. В состав нового бюро избраны отлич ники боеео# и политической подготовки тт. Ступкин, Миронов, Филатов. Матрос С. ХОДЫРЕВСКИЙ. На политических занятиях по изучению биографии И. В. Сталина в группе инжеяер-леитенантз Е. Никитенко. Фото М. Бугакоза. Почему не выполнена плановая таблица К руководству пришли актиЕные комсомольцы Па корабле, где секретарем комсомоль ской организации тов. Комаров, состоялось отчетно-выборное собрание. Выступавшие в прениях тт. Жиронкин и Босенко отме чали, что бюро проходило мимо фактов на рушения дисциплины отдельными комсо мольцами. Ряд дисциплинарных взысканий имеют комсомольцы тт. Прокопов и Го ловенко, однако бюро делало вид, что не замечает этого, не привлекло этих комсо мольцев к союзной ответственности. Собрание переизбрало бюро. К руковод ству пришли новые товарищи *— отлични ки боевой подготовки, активные комсо мольцы. С первых же дней новое бюро во главе с секретарем тов. Ревяклным горячо взялось за выполнение решения комсо мольского собрания. За короткое время организован кружок художественной са модеятельности, комсомольцы стали за стрельщиками в организации культурного досуга личного состава. Старший матрос В. ВОРОБЬЕВ. Почетные грамоты ЦК ВЛКСМ вручены лучшим В юмсомольской организации, где секретарей младший сержант Боханов, состоялось вручение Почетных грамот Центрального Комитета ВЛКСМ. За отличную боевую и политическую v r -вку и хорошее несение карауль ной службы Почетные грамоты получили солдаты Веретещенко, Нелин и другие. Всего комсомольцам-отличнпкам вру чено *:мь грамот. Старший ыатрос В. КОДАНЕВ. В сторойе от политического воспитания Большинство комсомольцев, выступав ших по отчетному докладу секретаря комсомольской организации тов. Аброси мова, отмечало, что бюро не уделяло вни мания молодым комсомольцам. — Кружок по изучению Устава ВЛКСМ, — говорил тов. Зайцев, — первое время работал хорошо, но когда руководитель кружка комсомолец Васильев демобилизо вался, другого руководителя не выделили, и кружок распался. Комсомолец Сорокин говорил о непра вильном стиле работы бюро. Вместо тото, чтобы помогать комсомольцам, не успе вающим на политических занятиях, бюро занималось вредными методами запугива ния: «Если' получите плохую оценку — будете привлечены к союзной ответствен ности», — предупреждал секретарь от дельных комсомольцев. Такой метод «по мощи» не укрепляет авангардную роль комсомольцев на политических занятиях. — Бюро не интересовалось тем, как учатся комсомольцы в вечерней партийной школе, — отмечали товарищи на собра нии. Комсомольцы смело, по-деловому крити ковали недостатки в работе бюро. В состав нового бюро избраны передовые комсомоль цы, отличники боевой и политической подготовки. Старшина 2 статьи Б. БАБУШКИН. % 1. ГДЕ ТРОС? , Еще с вечера командир утвердил пла новые таблицы. Летчикам подробно рас сказали о предстоящих полетах, о тех упражнениях, которые им надлежало вы полнить. Инженер своевременно дал заяв ку в авиатехническое подразделение на обеспечение летного дня бензозаправщи ками, автомашинами и тягачами. На следующий день точно в назначен ное время взлетел первый самолет. Не- смотря на неблагоприятные метеорологиче ские условия, летчики-гвардейцы напря гали все силы, чтобы точно выполнить плановые таблицы. Вначале все шло так, как и было за планировано. Но через час на аэродроме произошла заминка: на одной из машпн при посадке лопнула износившаяся по крышка. Летчик не мог самостоятельно зарулить самолет на стоянку. Стоявшая в центре взлетной полосы машина мешалд посадке другим летчикам. Учеба на неко торое время была прекращена. Руководитель полетов приказал тракто ристу Борисову отбуксировать поврежден ный самолет на стоянку. Трактор напра вился в конец аэродрома. Если бы прика зание солдат Борисов выполнил быстро, то некоторая задержка с вылетом других самолетов не отразилась бы в значитель ной степени на дальнейшем выполнении плановых таблиц. Но тракторист оказался не из предусмотрительных людей. Когда он прибыл к самолету, то обнаружилось, что на тракторе нет буксира. Трактористу не сразу удалось ' найти буксир. Он искал его п° * :e:iy аэродрому. Кое-кто говорил, ч:о его утащил другой трактор. Тогда инженер Каверин позвонил помощнику коменданта аэродрома стар шему лейтенанту Иванову, но тот тоже не знал, где в ‘его «хозяйстве» могла на ходиться нужная в данный момент вещь. Больше того, он даже не вышел из зем лянки на аэродром. Видимо, все это мало его тревожило. Но тревожила задержка с вылетом и ра ботников авиатехнического подразделе ния. Да их, кстати сказать, в этот день никого не было видно на летном поле. Тов. Каверин решил побеспокоить пх те лефонным звонком. Вскоре все же сказали, где находится буксир. Однако наверстать напрасно потерянное время уже было не возможно. Бесцельно потраченные 40 -ми нут на поиски троса нарушили темп по летов, и плановые таблицы пришлось «сдвигать». ' 2. О ЧЕМ ЗАБЫЛ ТОВ. БОЦМАН Если летчикам, производившим аэро дромные полеты, помешали выдержать пла новые таблицы тракторист и другие, то вылет звена Коваленко задержал на 1 час 25 минут офицер Боцман, ведающий по лигоном. Об этом нам подробно рассказал гвардии капитан Воробьев, который в этот день был назначен представителем на по лигон от летной части. Когда начали проверять готовность плавсредств к приему самолетов, то обна ружили, что на катере нет матросов группы вылавливания, она осталась на берегу. 0 ней забыл офицер Боцман. Сно ва катер послали в базу за матросами. Это и задержало открытие полигона точно в назначенное время. Подобный случай в работе офицера Боц ман не единичен. Только халатностью и забвением служебного долга можно об’яс- нить эти факты. Странно, что этот случай срыва плановой таблицы остался безна казанным, хотя виновники заслужива ют самого сурового наказания. 3. ОТЧЕГО ОПЫТНЫЙ ЛЕТЧИК НЕ ВЫПОЛНИЛ УПРАЖНЕНИЕ Гвардии лейтенанта Нижегородцева в подразделении знают, как опытного лет чика, не раз с успехом выполнявшего торпедометание. Но в последнем полете случалось так, что он не выполнил за планированное плановой таблицей упраж нение. Что же произошло в воздухе, кто по мешал опытному летчику добиться успеха на полигоне? Вернемся к тому, как Нижегородцев го товился к полету, -как он выходил в ата ку, скажем несколько слов о его экипаже. Летчика Нижегородцева, как мы говорили выше, нельзя упрекнуть в неопытности и тем более мы не можем ничего сказать плохого о той наземной подготовке, кото рую он провел в экипаже до полета. Но все же этот опытный летчик на земле упу стил из виду один важный момент: он ле тел со штурманом, с которым ранее не поднимался ® воздух. Поэтому стоило бы обратить особое внимание на условные сигналы, договориться с ним, какими сред ствами штурман будет помогать летчику в выполнении торпедной атаки. А этого как раз и не сделал Нижегоррэдев, что и при вело его к плохим результатам полета. Несогласованность в действиях летчи ка и штурмана неблагоприятно сказалась при выходе самолета в атаку. Штурман начал летчику подавать те команды, о ко торых Нижегородцев не условился на зем ле. Штурман сказал ему по переговорному аппарату*: «Идешь хорошо, можно - бро сать». Приняв эти слова, как разрешение на сбрасывание от представителя на по лигоне, летчик произвел торпедометание. На разборе полетов, как и следовало ожидать, Нижегородцева обвиняли в том, что он зашел на полигон и сбросил торпе ду без разрешения. В этом, безусловно, есть доля вины летчика. Но виноват пе только он, а п командир подразделения, который запланировал его в полет но со своим штурманом. Кстати сказать, этот случай, когда в воздух поднимается экипаж не в том со ставе, в каком он закреплен, здесь не еди ничен. У летчика Бондаренко, например, долгое время за штурмана летал началь ник связи, у которого нет ни достаточных знании, ни опыта. Все это в конечном счете сказывается на боевой учебе летно го состава. Такого положения можно лег ко избежать, если командиры подразделе ний будут пунктуально выполнять ин струкции н наставления. 4. К ЧЕМУ ПРИВОДИТ УПРОЩЕНЧЕСТВО Песколько слов об учебе летчиков на полигоне. Согласно плановой таблице, со ставленной на этот день, командир звена гвардии лейтенант Коваленко должен был выполнять торпедометание по движущей ся цели. Еще на земле он спросил у командира: «Атаковать корабль-цель бу дем на ходу пли нет?». По ему отвечали: «Нет. Корабль-цель будет стоять на месте». Командир звена справедливо воз мущался упрощенчеством в боевой подго товке. Он говорил: «Такое торпедомета ние я выполнял и в прошлом году. Хоте лось бы хотя бы один раз испытать свое мастерство по движущейся цели, как это го требует курс боевой подготовки». На слова летчика Коваленко никто не обра тил внимания. В небе гроздьями рассыпались ракеты. Быстро запустив моторы, звено Ковален ко ушло на полигон. Атака была прове дена грамотно, летчик получил благодар ность от командира... Казалось бы, все это должно удовлетво рить командира звена гвардии лейтенанта Коваленко. Но и после полета он выражал свое недовольствие по поводу упрощения боевой учебы. Беспокойство летчика нам вполне понятно. Подобные полеты не способствуют его дальнейшему росту*, при учают летчиков к шаблонным действиям. А ведь если заглянуть в его летную биографию, то нельзя пе заметить, как этот грамотный летчик подобное торпедо- метанио выполняет уже неоднократно с отличными результатами. На этот раз он также выполнял упражнение то, ко торое было запланировано молодым летчикам. Боевая учеба летного'состава будет про ходить с наибольшей пользой лишь тогда, когда всо звепья, призванные обеспечи вать выполнение плановой таблицы, будут работать четко и организованно, когда летчики будут выполнять торпедометание так, как запланировано в плановой таб лице, как это предусмотрено курсами, ког да в пх боевой подготовке не будет места шаблону и упрощенчеству. Капитан В. СТЕПАНОВ. НАПРЯЖЕННО УЧИТЬСЯ ВО ВРЕМЯ PEMOHT ft Качество боевой подготовки во многом зависит от организации и проведения за нятий по специальности. Теоретическое занятие нужно проводить непосредственно у боевых механизмов. Это делает занятие целеустремленнее, способствует более глу бокому изучению материальной части. У механизма можно наглядно показать, как действует та или иная деталь. Матрос Симоненко, например, на за нятии подробно рассказал о назначении каждой детали турбины высокого давле ния, но, как -распределяется смазка, — он не ответил. Этот процесс ему сразу же раз’яснили непосредственно у боевого ме ханизма, и Симоненко понял. Матрос Ботов .рассказывал об устрой стве турбины низкого давления. У матро са Пешехоиова возникло сомнение, не ошибается ли его товарищ. Пришлось при нести чертежи, разобрать нужные детали и подробно рассказать их устройство. Пеше ходов признал свое сомнение неоснователь ным. Проводя занятия по специальности, дгужво чаще проверять знания матросов. Это приучает их к внимательности и со средоточенности. Надо добиться активно сти матросов на занятиях, чтобы они сами выступали, поправляли и дополняли друг друга. Такие занятия, безусловно, перей-* дут в живую беседу, что благотворно ска жется на усвоении материала. На занятии по специальности матрос Корюкин рассказывал об устройстве сепа ратора и ошибся. Ошибку товарища свое временно поправил матрос Кузнецов. Боль шинство опрошенных матросов показало хорошие знания. Чем это достигнуто? Прежде всего тем, что каждый матрос стремится глубоко изучить свое заведывание и ознакомиться с заведыванием товарищей. 'Большое значение имеют практические занятая по специальности, исключая все условности. Однажды матросу Елютину было приказано запустить конденсатный насос. Согласно инструкции, перед запу ском насоса нужно было произвести на ружный осмотр. Енготвн забыл об этом. Старшина обнаружил ошибку матроса и об’яснил специалистам, что нарушение янструш л может привести и серьезный последствиям. В данном случае, если бы в карьере был какой-либо предмет, это привело бы к выходу механизма пз строя. Тут же старшина привел пример пз боево го опыта, когда по вине одного машиниста, нарушившего инструкцию, насос вышел из строя и бездействовал более 2 -х часов. Пример запомнился матросам. Сейчас они строго выполняют боевую инструкцию. Для того, чтобы матросам срочно освоить технику и у'меть ее правильно эксплоатп- ровать, нужно привить им любовь к ору жию, заинтересовать людей. Надо все сложные ремонтные работы производить общими силами. Коллективный труд спла чивает матросов, развивает чувство това рищества, дружбы. Матрос Енютин участвовал . почти во всех сложных работах, многие механизмы моряк вернул в строй. Ремонт механизмов — боевая под готовка, где на практике закрепляются технические знания. Следует максимально использовать время ремонта для изучения техники. Старшина 2 статьи П. КОЗЛОВ. -SSSP
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz