На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.

s НА С Т Р АЖЕ З А ПОЛЯ Р Ь Я / И ' щ а т ' Т Ш г „ " Я Г Я ' ! Я 7 р . После отчетно-выборных партийных собраний ПОМО Г АЮТ КАЖДОМУ КОММУНИСТУ После отчетно-выборного собрания пар­ тийная организация корабля Н. заметно улучшила идейно-политическое воспитание членов и кандидатов партии. Если до со­ брания партийное бюро этого корабля не отреклось еще от порочной практики не­ вмешательства в дело политического само­ образования коммунистов, за что бюро резко «критиковали на собрании, то сейчас этот серьезный недостаток устраняется. Секретарь парторганизации лейтенант тов. Пугачев вместе с членами бюро и активом начал повседневно вникать, ин­ тересоваться, как учатся коммутп^.ты. Члены партийного бюро лей^елпнт тов. Шумный и главный старшина тов. Бе­ лов путем консультации оказывают не­ посредственную помощь коммунистам, са­ мостоятельно изучающим «Краткий курс истории ВКЩб)». Коммунисты Пахтусов и Полоз имеют низшее образование. Долгое время не бра­ лись они за изучение «Краткого курса истории ВКЩб)». Прежний состав бюро не оказывал им никакой помощи. По-другому начал руководить (учебой коммунистов новый состав бюро. Член бю­ ро тов. Шумный, побеседовав с Пахтусо­ вым и Полозом, выяснил их знания и при­ шел к выводу, что с ними надо начать учебу, как говорится, >с азов. Так тов. Шумный и поступил. Он раз’яснпл моло­ дым коммунистам, почему необходимо изу­ чать исто-рию партии, показал, как надо работать с книгой, как выделять главное б прочитанном и вести конспект. — Начинайте работать над Кратким курсом, а я вам помогу, — посоветовал Шумный тт. Пахтусову и Полозу. Теперь его часто вечерами можно ви­ деть вместе с Пахтусовым и Полозом, кото­ рым он оказывает деловую помощь в изу­ чении нсторип партии. Изучив и закон­ спектировав первую и вторую главы, эти товарищи уже приступили к изучению третьей главы Краткого курса. Ценно то, что члены бюро работают с каждым коммунистом в отдельности. Кан­ дидат в члены ВКЩб) тов. Малеев, не имел опыта изучения Краткого курса, поч­ ти от строки до строки переписывал в тетрадь текст книги, а главной мысли вы­ делить но мог. Член бюро тов. Арбузов ока­ зал помощь тов. Малееву и показал ему, как надо вести конспект. Сейчас тов. Ма­ леев хорошо усваивает изучаемый мате­ риал. *• Член бюро тов. Суворов оказал помощь кандидатам партии тт. Шарпаеву и Зина- тулину. Шарпаев сейчас изучил 2 главы, а Зинатулпц 4 главы Краткого курса. Про­ верка показала, что эти товарищи хорошо усвоили пройденное. Серьезно взялись за изучение основ марксизма-ленинизма коммунпсты-офпце- ры. Кандидат в члены ВКД(б) инжедер- лейтенант тов. Жериенко и коммунист офи­ цер Байраков, изучив «Краткий курс ис­ тории ВКП(б)», приступили к работе над первоисточниками. Они изучили работу товарища Сталина «Марксизм и нацио­ нальный вопрос», «Манифест коммунисти­ ческой партии» Маркса и Энгельса, рабо­ ты Ленина «Что делать?» и «Шаг вперед, два шага назад». Секретарь парторганизации тов. Пуга- чев систематически беседует с коммуни­ стами-офицерами, контролирует пх учебу, проверяет, как они работают над усвое­ нием основ марксизма-ленинизма. Партийное бюро строго следит за выпол­ нением решения отчетно-выборного собра­ ния. Бюро заслушало коммунистов Зпна- тулина и Солопова о том, как они работа­ ют над собой, выяснило, в какой помощи они нуждаются, и поручило члену бюро тов. Белову оказать им помощь в учебе. На корабле систематически проводятся собеседования с членами и кандидатами партии. Эти беседы помогают глубже за­ крепить знания, приобретенные в процессе самостоятельной учебы, дают возможность выяснить, -кто хорошо работает над собой и от кого необходимо потребовать, кому оказать помощь. Собеседования являются действенным средством контроля и помощи в деле марксистско-ленинского образова­ ния коммунистов. О том, что коммунисты -стали больше работать над собой, ярко показало послед­ нем собеседавание по 2-й главе Краткого курса, которое состоялось в конце марта. В обсуждении поставленных вопросов при­ няло активное участие большинство ком­ мунистов. Партийное бюро правильно поняло свою ролЪ. Оно стремится улучшить марк­ систско-ленинскую подготовку членов и кандидатов партии. Нужно вместе с тем сказать, что у бюро имеется ряд неисполь­ зованных возможностей. Рядом находится политотдел, который располагает кадрами пропагандистов. Можно было бы в помощь изучающим теорию марксизма-ленинизма организовать квалифицированные лекции. К сожалению, этого не делается. А поли­ тический отдел со своей стороны также не проявляет инициативы, чтобы органи­ зовать лекции. Пропагандисты политотде­ ла до сих пор еще редкие гости на ко­ раблях, мало выступают с лекциями. Капитан-лейтенант Г. ТОПОР. Решение партийного собрания в действии Тов. Приймак сделал правильные вы­ воды из критики коммунистов на отчетно- выборном собрании и серьезно за­ нялся самообразованием, стал система­ тически изучать «Краткий курс истории ВКЦ(б)». Примеру секретаря последовали и другие коммунисты. Для лучшего усвое­ ния изучаемого материала член партии Попов провеа два групповых собеседова­ ния. Большое место в докладе и в выступле­ ниях коммунистов на собрании занимали вопросы Боепитания личного состава бата­ реи. П&ртсобрание наметило ряд мер по улучшению агитационно-пропагандист­ ской работы. Намеченные мероприятия выполняются. Коммунист Попов выступил перед личным составом с докладом па тему: Партия Ленина — Сталина — организа­ тор великих побед советского народа». | Член партии Лукьянченко провел беседы на темы: «Революционная бдительность— неотемлемое качество советского воина» и «Приказ командира — закон для подчи­ ненного». Члены партии стали чаще бы­ вать в кубриках бойцов и беседозать с ни­ ми о текущих событиях. Партийная организация значительно улучшила работу по оказанию помоши командиру в решении задач боевой и по­ литической подготовки. Если на отчетно- выборном собрании коммунисты говорили об известном отрыве партийной работы от задач, выполняемых батареей, то леперь этого уже сказать нельзя. Для подтверждения этого вывода можно при­ вести хотя бы такой пример. В Феврале личному составу батареи предстояло отра­ ботать и сдать очередную задачу ио боевой подготовке. Командир /батареи рассказал коммунистам о содержании предстоящей задачи и о роли членов и кандидатов ВКП(б) в ее успешном решении. Партор­ ганизация акггивно включилась в эту ра­ боту. Коммунисты Попов и Горшков про­ вели с личным составом беседы, в которых раз’яснши содержание задачи, указали, какие требования она предъявляет к ма­ тросам и младше* комавдирам. Секретарь парторганизации Приймак и его замести­ тель Лукьянченко помогли бюро ВЛКСМ батареи в мобилизации «комсомольцев на подготовку и успешную сдачу предстоящей задачи. Для оказания индивидуальной по­ мощи матросам, отстающим в боевой под­ готовке, были привлечены отличники ком­ сомольцы тт. Зеленый, Павлюк, В исиц - кий, Загребалов. Партийная организация помогла командиру батареи провести тех­ ническую конференцию по такти:;о-тех­ ническим данным орудий. Активное уча- стио в подготовке п провздешш этой кон­ ференции приняли коммунисты Горшков, члены ВЛКСМ Алексеев, Павлюк, Махнибо- рода. Подготовка к сдаче задачи широко освещалась в стенной газете. Эти и другие мероприятия, проведенные партийной ор­ ганизацией батареи, в значительной мере способствовали тому, что личный состав батареи сдал задачу с оценкой «хорошо». На отчетно-выборном собрании отмеча­ лось, что партийная организация не про­ водила никакой .работы по воспи­ танию младших командиров. А это тем бо­ лее было необходимо, что командиры от­ делений здесь все молодые, как по .воз­ расту, так и по стажу «работы в этой долж­ ности. Всо они нуждаются в повышении своего политического уровня, в приобре­ тении практических навыков воспитания подчиненных. И в этой области партийная организа­ ция проделала известную работу после собрания. Член партии Попов провел беседу с младшими командирами на тему: «Задачи сержантского . со­ става в обучении и воспитании под­ чиненных». Партийная организация помогла командиру подготовить и провести совещание с младшими командирами по об­ мену опытом воспитания личного состава. Младшие командиры активно вовлекаются в общественную работу на батарее. Безусловно, в работе партийной органи­ зации батареи есть еще много недостатков и упущения. Так, например, партийная организащ[я все еще мало оказывает по­ мощи Оюро ВЛКСМ в воспитании комсо­ мольцев, в обучении комсомольского ак­ тива, плохо заботится об организации культурного досуга матросов. Однако истекший после отчетно-выбор­ ного собрания период показывает, что секретарь по-деловому начал выполнять наказ коммунистов. Майор М. КОНЕЧНЫЙ. С отчетн о-выборных комсомольских соб р ани й Мимо главного Большинство комсомольцев организа­ ции, где секретарем лейтенант Левитин, за­ нято обслуживанием самолетов. Естест­ венно, что главным в комсомольской работе должно быть идейное воспитание младших авиационных специалистов, борьба за без­ укоризненное обеспечение полетов. К сожалению, как показало обсуждение отчетаого доклада секретарю, вопросы авангардов роли комсомольцев не были в центре вжмавия бюро. Из выступлений комсомольцев выяснилось, что бюро слабо боролось за примерность комсомольцев в укреплении воинской дисциплины, прохо­ дило мимо фактов нарушения дисциплины комсомольцами. Мало внимания уделяло бюро и политическим занятиям. В резуль­ тате, некоторые члены ВЛКСМ на инспек­ торской проверке получили плохие оцен­ ки. Собрание црошло активно. Выступавшие ь прениях тт. Востриков, Трипольский, Бардин, Борзунов и другие вскрывали не­ достатки в работе бюро, вносили ряд цен-* ных предложешй, направленных к под’ему комсомольской работы. Старший матрос И. ЕГОРОВ. Забыли о росте Комсомольская организация Н-ского подразделения слабо росла за отчетный период. Об этом говорил в своем докладе секретарь комсомольской организации тов. Борисов. Он признал, что, несмотря на наличие большой базы роста, молодежь в комсомол не вовлекалась. ' В прениях комсомольцы отмечали плохую работу и поведение отдельных членов бюро. Так, нмгример, тов. Голубев имеет ряд замечаний по службе. Не уча­ ствовал в союзной работе член бюро тов. Алешин. В состав нового бюро избраны отлич­ ники боеео# и политической подготовки тт. Ступкин, Миронов, Филатов. Матрос С. ХОДЫРЕВСКИЙ. На политических занятиях по изучению биографии И. В. Сталина в группе инжеяер-леитенантз Е. Никитенко. Фото М. Бугакоза. Почему не выполнена плановая таблица К руководству пришли актиЕные комсомольцы Па корабле, где секретарем комсомоль­ ской организации тов. Комаров, состоялось отчетно-выборное собрание. Выступавшие в прениях тт. Жиронкин и Босенко отме­ чали, что бюро проходило мимо фактов на­ рушения дисциплины отдельными комсо­ мольцами. Ряд дисциплинарных взысканий имеют комсомольцы тт. Прокопов и Го­ ловенко, однако бюро делало вид, что не замечает этого, не привлекло этих комсо­ мольцев к союзной ответственности. Собрание переизбрало бюро. К руковод­ ству пришли новые товарищи *— отлични­ ки боевой подготовки, активные комсо­ мольцы. С первых же дней новое бюро во главе с секретарем тов. Ревяклным горячо взялось за выполнение решения комсо­ мольского собрания. За короткое время организован кружок художественной са­ модеятельности, комсомольцы стали за­ стрельщиками в организации культурного досуга личного состава. Старший матрос В. ВОРОБЬЕВ. Почетные грамоты ЦК ВЛКСМ вручены лучшим В юмсомольской организации, где секретарей младший сержант Боханов, состоялось вручение Почетных грамот Центрального Комитета ВЛКСМ. За отличную боевую и политическую v r -вку и хорошее несение карауль­ ной службы Почетные грамоты получили солдаты Веретещенко, Нелин и другие. Всего комсомольцам-отличнпкам вру­ чено *:мь грамот. Старший ыатрос В. КОДАНЕВ. В сторойе от политического воспитания Большинство комсомольцев, выступав­ ших по отчетному докладу секретаря комсомольской организации тов. Аброси­ мова, отмечало, что бюро не уделяло вни­ мания молодым комсомольцам. — Кружок по изучению Устава ВЛКСМ, — говорил тов. Зайцев, — первое время работал хорошо, но когда руководитель кружка комсомолец Васильев демобилизо­ вался, другого руководителя не выделили, и кружок распался. Комсомолец Сорокин говорил о непра­ вильном стиле работы бюро. Вместо тото, чтобы помогать комсомольцам, не успе­ вающим на политических занятиях, бюро занималось вредными методами запугива­ ния: «Если' получите плохую оценку — будете привлечены к союзной ответствен­ ности», — предупреждал секретарь от­ дельных комсомольцев. Такой метод «по­ мощи» не укрепляет авангардную роль комсомольцев на политических занятиях. — Бюро не интересовалось тем, как учатся комсомольцы в вечерней партийной школе, — отмечали товарищи на собра­ нии. Комсомольцы смело, по-деловому крити­ ковали недостатки в работе бюро. В состав нового бюро избраны передовые комсомоль­ цы, отличники боевой и политической подготовки. Старшина 2 статьи Б. БАБУШКИН. % 1. ГДЕ ТРОС? , Еще с вечера командир утвердил пла­ новые таблицы. Летчикам подробно рас­ сказали о предстоящих полетах, о тех упражнениях, которые им надлежало вы­ полнить. Инженер своевременно дал заяв­ ку в авиатехническое подразделение на обеспечение летного дня бензозаправщи­ ками, автомашинами и тягачами. На следующий день точно в назначен­ ное время взлетел первый самолет. Не- смотря на неблагоприятные метеорологиче­ ские условия, летчики-гвардейцы напря­ гали все силы, чтобы точно выполнить плановые таблицы. Вначале все шло так, как и было за­ планировано. Но через час на аэродроме произошла заминка: на одной из машпн при посадке лопнула износившаяся по­ крышка. Летчик не мог самостоятельно зарулить самолет на стоянку. Стоявшая в центре взлетной полосы машина мешалд посадке другим летчикам. Учеба на неко­ торое время была прекращена. Руководитель полетов приказал тракто­ ристу Борисову отбуксировать поврежден­ ный самолет на стоянку. Трактор напра­ вился в конец аэродрома. Если бы прика­ зание солдат Борисов выполнил быстро, то некоторая задержка с вылетом других самолетов не отразилась бы в значитель­ ной степени на дальнейшем выполнении плановых таблиц. Но тракторист оказался не из предусмотрительных людей. Когда он прибыл к самолету, то обнаружилось, что на тракторе нет буксира. Трактористу не сразу удалось ' найти буксир. Он искал его п° * :e:iy аэродрому. Кое-кто говорил, ч:о его утащил другой трактор. Тогда инженер Каверин позвонил помощнику коменданта аэродрома стар­ шему лейтенанту Иванову, но тот тоже не знал, где в ‘его «хозяйстве» могла на­ ходиться нужная в данный момент вещь. Больше того, он даже не вышел из зем­ лянки на аэродром. Видимо, все это мало его тревожило. Но тревожила задержка с вылетом и ра­ ботников авиатехнического подразделе­ ния. Да их, кстати сказать, в этот день никого не было видно на летном поле. Тов. Каверин решил побеспокоить пх те­ лефонным звонком. Вскоре все же сказали, где находится буксир. Однако наверстать напрасно потерянное время уже было не­ возможно. Бесцельно потраченные 40 -ми­ нут на поиски троса нарушили темп по­ летов, и плановые таблицы пришлось «сдвигать». ' 2. О ЧЕМ ЗАБЫЛ ТОВ. БОЦМАН Если летчикам, производившим аэро­ дромные полеты, помешали выдержать пла­ новые таблицы тракторист и другие, то вылет звена Коваленко задержал на 1 час 25 минут офицер Боцман, ведающий по­ лигоном. Об этом нам подробно рассказал гвардии капитан Воробьев, который в этот день был назначен представителем на по­ лигон от летной части. Когда начали проверять готовность плавсредств к приему самолетов, то обна­ ружили, что на катере нет матросов группы вылавливания, она осталась на берегу. 0 ней забыл офицер Боцман. Сно­ ва катер послали в базу за матросами. Это и задержало открытие полигона точно в назначенное время. Подобный случай в работе офицера Боц­ ман не единичен. Только халатностью и забвением служебного долга можно об’яс- нить эти факты. Странно, что этот случай срыва плановой таблицы остался безна­ казанным, хотя виновники заслужива­ ют самого сурового наказания. 3. ОТЧЕГО ОПЫТНЫЙ ЛЕТЧИК НЕ ВЫПОЛНИЛ УПРАЖНЕНИЕ Гвардии лейтенанта Нижегородцева в подразделении знают, как опытного лет­ чика, не раз с успехом выполнявшего торпедометание. Но в последнем полете случалось так, что он не выполнил за­ планированное плановой таблицей упраж­ нение. Что же произошло в воздухе, кто по­ мешал опытному летчику добиться успеха на полигоне? Вернемся к тому, как Нижегородцев го­ товился к полету, -как он выходил в ата­ ку, скажем несколько слов о его экипаже. Летчика Нижегородцева, как мы говорили выше, нельзя упрекнуть в неопытности и тем более мы не можем ничего сказать плохого о той наземной подготовке, кото­ рую он провел в экипаже до полета. Но все же этот опытный летчик на земле упу­ стил из виду один важный момент: он ле­ тел со штурманом, с которым ранее не поднимался ® воздух. Поэтому стоило бы обратить особое внимание на условные сигналы, договориться с ним, какими сред­ ствами штурман будет помогать летчику в выполнении торпедной атаки. А этого как раз и не сделал Нижегоррэдев, что и при­ вело его к плохим результатам полета. Несогласованность в действиях летчи­ ка и штурмана неблагоприятно сказалась при выходе самолета в атаку. Штурман начал летчику подавать те команды, о ко­ торых Нижегородцев не условился на зем­ ле. Штурман сказал ему по переговорному аппарату*: «Идешь хорошо, можно - бро­ сать». Приняв эти слова, как разрешение на сбрасывание от представителя на по­ лигоне, летчик произвел торпедометание. На разборе полетов, как и следовало ожидать, Нижегородцева обвиняли в том, что он зашел на полигон и сбросил торпе­ ду без разрешения. В этом, безусловно, есть доля вины летчика. Но виноват пе только он, а п командир подразделения, который запланировал его в полет но со своим штурманом. Кстати сказать, этот случай, когда в воздух поднимается экипаж не в том со­ ставе, в каком он закреплен, здесь не еди­ ничен. У летчика Бондаренко, например, долгое время за штурмана летал началь­ ник связи, у которого нет ни достаточных знании, ни опыта. Все это в конечном счете сказывается на боевой учебе летно­ го состава. Такого положения можно лег­ ко избежать, если командиры подразделе­ ний будут пунктуально выполнять ин­ струкции н наставления. 4. К ЧЕМУ ПРИВОДИТ УПРОЩЕНЧЕСТВО Песколько слов об учебе летчиков на полигоне. Согласно плановой таблице, со­ ставленной на этот день, командир звена гвардии лейтенант Коваленко должен был выполнять торпедометание по движущей­ ся цели. Еще на земле он спросил у командира: «Атаковать корабль-цель бу­ дем на ходу пли нет?». По ему отвечали: «Нет. Корабль-цель будет стоять на месте». Командир звена справедливо воз­ мущался упрощенчеством в боевой подго­ товке. Он говорил: «Такое торпедомета­ ние я выполнял и в прошлом году. Хоте­ лось бы хотя бы один раз испытать свое мастерство по движущейся цели, как это­ го требует курс боевой подготовки». На слова летчика Коваленко никто не обра­ тил внимания. В небе гроздьями рассыпались ракеты. Быстро запустив моторы, звено Ковален­ ко ушло на полигон. Атака была прове­ дена грамотно, летчик получил благодар­ ность от командира... Казалось бы, все это должно удовлетво­ рить командира звена гвардии лейтенанта Коваленко. Но и после полета он выражал свое недовольствие по поводу упрощения боевой учебы. Беспокойство летчика нам вполне понятно. Подобные полеты не способствуют его дальнейшему росту*, при­ учают летчиков к шаблонным действиям. А ведь если заглянуть в его летную биографию, то нельзя пе заметить, как этот грамотный летчик подобное торпедо- метанио выполняет уже неоднократно с отличными результатами. На этот раз он также выполнял упражнение то, ко­ торое было запланировано молодым летчикам. Боевая учеба летного'состава будет про­ ходить с наибольшей пользой лишь тогда, когда всо звепья, призванные обеспечи­ вать выполнение плановой таблицы, будут работать четко и организованно, когда летчики будут выполнять торпедометание так, как запланировано в плановой таб­ лице, как это предусмотрено курсами, ког­ да в пх боевой подготовке не будет места шаблону и упрощенчеству. Капитан В. СТЕПАНОВ. НАПРЯЖЕННО УЧИТЬСЯ ВО ВРЕМЯ PEMOHT ft Качество боевой подготовки во многом зависит от организации и проведения за­ нятий по специальности. Теоретическое занятие нужно проводить непосредственно у боевых механизмов. Это делает занятие целеустремленнее, способствует более глу­ бокому изучению материальной части. У механизма можно наглядно показать, как действует та или иная деталь. Матрос Симоненко, например, на за­ нятии подробно рассказал о назначении каждой детали турбины высокого давле­ ния, но, как -распределяется смазка, — он не ответил. Этот процесс ему сразу же раз’яснили непосредственно у боевого ме­ ханизма, и Симоненко понял. Матрос Ботов .рассказывал об устрой­ стве турбины низкого давления. У матро­ са Пешехоиова возникло сомнение, не ошибается ли его товарищ. Пришлось при­ нести чертежи, разобрать нужные детали и подробно рассказать их устройство. Пеше­ ходов признал свое сомнение неоснователь­ ным. Проводя занятия по специальности, дгужво чаще проверять знания матросов. Это приучает их к внимательности и со­ средоточенности. Надо добиться активно­ сти матросов на занятиях, чтобы они сами выступали, поправляли и дополняли друг друга. Такие занятия, безусловно, перей-* дут в живую беседу, что благотворно ска­ жется на усвоении материала. На занятии по специальности матрос Корюкин рассказывал об устройстве сепа­ ратора и ошибся. Ошибку товарища свое­ временно поправил матрос Кузнецов. Боль­ шинство опрошенных матросов показало хорошие знания. Чем это достигнуто? Прежде всего тем, что каждый матрос стремится глубоко изучить свое заведывание и ознакомиться с заведыванием товарищей. 'Большое значение имеют практические занятая по специальности, исключая все условности. Однажды матросу Елютину было приказано запустить конденсатный насос. Согласно инструкции, перед запу­ ском насоса нужно было произвести на­ ружный осмотр. Енготвн забыл об этом. Старшина обнаружил ошибку матроса и об’яснил специалистам, что нарушение янструш л может привести и серьезный последствиям. В данном случае, если бы в карьере был какой-либо предмет, это привело бы к выходу механизма пз строя. Тут же старшина привел пример пз боево­ го опыта, когда по вине одного машиниста, нарушившего инструкцию, насос вышел из строя и бездействовал более 2 -х часов. Пример запомнился матросам. Сейчас они строго выполняют боевую инструкцию. Для того, чтобы матросам срочно освоить технику и у'меть ее правильно эксплоатп- ровать, нужно привить им любовь к ору­ жию, заинтересовать людей. Надо все сложные ремонтные работы производить общими силами. Коллективный труд спла­ чивает матросов, развивает чувство това­ рищества, дружбы. Матрос Енютин участвовал . почти во всех сложных работах, многие механизмы моряк вернул в строй. Ремонт механизмов — боевая под­ готовка, где на практике закрепляются технические знания. Следует максимально использовать время ремонта для изучения техники. Старшина 2 статьи П. КОЗЛОВ. -SSSP

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz