На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.
s К А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р - 1 «пшля i m r . i М 82 (3078)^ ^ЯШ аШ аШ ЯШ Ш Ш Ш Ш Ш ЯШ Ь С отчетно-выборных комсомольских собраний П о в ы с и т ь и д е й н о - п о л и т и ч е с к о е в о с п и т а н и е м о л о д е ж и Делегатское комсомольское собрание на линкоре „Архангельск Т«в. Белое я члены бюро Ев помо гали секретарям шзовых комсомольских организаций в идейном воспитании моло дежи, не интересовались успеваемостью комсомольце® на политических занятиях, а если обнаруживал* (недочеты, то равно душно взирали на них. Так, например, бюро было известно, что член ВЛКСМ стар шина 1 статья Радько не работает над собой, но бюро ничего не предприняло в отношении тов. Радько, не помогло ему исправиться. Бюро ВЛКСМ корабля (недостаточно за ботилось о примерности комсомольце® на политзанятиях. Подготовка к политзаняти ям, громкие читки статей, собеседования по темам предстоящих занятой не прово дились. Самостоятельная подготовка комсо мольцев не контролировалась. Направив все «внимание на подготовку в проведение от четно-выборных собранай, бюро не приня ло мер к ликвидации недостатков, выяв ленных полиотделом в политических заня тиях, не заслушало т бюро секретарей комсомольских организаций подразделений о политическом воспитании молодежи. Между тем, сами комсомольцы подсказыва ли, что нужно делать. Отдельные товари щи, проявляя инициативу, помогали руко водителям политических занятий: под бирали рекомендованную литературу, на глядную Агитацию, вывешивали списки тем предстоящих занятий, проводили гром кие читки. Бюро не подх 1 ватило инициа тивы передовиков. Слабым звеном в идейном воспитании комсомольцев явилась пропаганда книги. За отчетный период проведено всего пять литературных «вечеров, как, например, по книге К. Симонова «Дни и ночи», Б. Гор батова «Непокоренные» и другим. В ре зультате слабой пропаганды книга от дельные комсомольцы >на корабле совер шенно не читают книг. Комсомольцы в своих выступлениях го ворили о том, что лекции и доклады на молодежные темы проводились крайне ред ко. Матросы интересуются достижениями советского народа в борьбе за выполнение послевоенной сталинской) пятилетки в че тыре года, советским искусством, наукой и техникой, но лекции и доклады на эти темы были редкими на корабле. Можно было использовать и такую форму массо во-политической работы, как рассказы ма тросов, побывавших в отпусках, о патрио тических делах тружеников советского тыла. Эта форма массово-политической работы выпала из поля зрения бюро ВЛКСМ корабля. Бюро совершенно не практиковало пропаганду лучших музы кальных произведений и достижений со ветской кинематографии, к которым) воен ные моряки проявляют большой интерес. В прениях делегаты остро (критиковали работу бюро и одновременно делились своим опытом работы. Так, секретарь ком сомольской организации подразделения старший матрос Губанов рассказал: — Готовясь к осенней проверке поли тических занятий, мы организовали кружок по изучению биографии товарища Сталина. Многие беспартийные воины записались в кружок. Мы полностью изучили програм му, твердо ее усвоили. В этом месяце в системе политзанятий мы вновь при ступаем к изучению биографии товарища Сталина. На своем собрании мы решили организовать кружок по изучению биографии вождя. Первое занятие прошло организованно и активно. На нем присут ствовали все комсомольцы нашей органи зации. --------------------------- о — г--------------------- Отчетао-выборяыв собрания ниябвых и первичных комсомольских организаций корабля прошли с большой активностью. В прениях выступило около половины всех присутствовавших на собраниях членов ВЛКСМ. Они по-деловому обсужда ли работу бюро, глубоко вскрывали недо статки, вносили деловые предложения, на правленные на улучшение политического воспитания комсомольцев, укрепление во инской и союзной дисциплины, на борьбу за авангардную роль комсомольцев в службе и учебе. О возросшей активности комсомольцев, 0 их стремлении неустанно повышать бое вую выучку говорят результаты сдачи за дач по боевой подготовке в прошедшей летней кампании, а также за три месяца текущего года. Подавляющее большинство членов ВЛКСМ служит примером для всей моло дежи, настойчиво и творчески изучает опыт Великой Отечественной войны, пе редает свои знания молодым матросам. В своем отчетном докладе секретарь бюро тов. Белов отметил вместе с тем недо статочную работу бюро в укреплении во инской дисциплины. В организации ВЛКСМ, где секретарем тов. Вознгок, многие имеют i дисциплинарные взыскания. Здесь слабо пропагандировались воинские уста вы и военная присяга. Членам бюро ко рабля следовало бы помочь устранить не достатки в этой комсомольской организа ции. Однако этого не было сделано. На корабле есть комсомольские органи зация, которые накопили большой опыт борьбы за примерность членов ВЛКСМ в дисциплине. Однако опыт работы передо вых комсомольских организаций не рас пространялся. Был проведен лишь один семинар актива с вопросом: «О практике борьбы за примерность комсомольцев в дисциплине». Этим семинаром и исчерпы вается обмен опытом. Отсутствие должного внимания бюро к воспитанно комсомольцев в духе непре клонного выполнения воинских уставов привело к тому, что отдельные комсомоль цы не служили примером в боевой и поли тической подготовке. Член ВЛКСМ Зинчен ко совершал мелкие проступки, но долгое время оставался вне поля зрения бюро. А однажды он грубо нарушил дисциплину на политических занятиях, вступив в прере кания с руководителем политзанятий. Работа с Зинченко не велась. Поэтому он и по сей день отстает в политической под готовке. 1 В своем докладе тов. Белов много вни мания уделил вопросу воинской дисципли ны . Это необходимо. Но он очень мало рассказал о таком важном участке работы, как идейное воспитание комсомольцев. В своих выступлениях делегаты собра ния вскрывали недостатки э вдейно-поли тическом воспитании молодежи, остро кри тиковали бюро за слабую помощь визовым и первичным организациям. В прошлом году по инициативе секрета рей низовых комсомольских организаций в некоторых подразделениях были организо ваны кружки по изучению биографии то варища Сталина, Устава ВЛКСМ, во обще образовательной подготовке и другое,1 но только лишь кружок по щучеиию биографии товарища Сталина полностью закончил программу, остальные же по различным причинам прекратили свою ра боту. Об этом не могло не знать бюро ВЛКСМ гсорабля н сам тов. Белов, но мер никаких не было принято. Участники собрания справедливо упре кали бюро ВЛКСМ корабля за слабую по мощь комсомольски организациям подраа- деавнвй. . . —• Отчетно -выборные собрания визо вых и первичных комсомольских органи заций прошли несколько недель тому на- вад, — (говорит старший матрос Литви- ченко, — но мы до сего времени не полу чили никакой помощи. Ведь не секрет, что в состав бюро избраны (многие това рищи, которым впервые поручено руковод ство. Казалось бы, бюро должно было с первого же дня робрать вновь избранных комсомольских руководителей и рассказать нм о том, с чего начать работу. К сожале нию, этого не было сделано. Нашей орга низации, — продолжал тов. Литвиченко. — член бюро ВЛКСМ корабля тов. Смир нов деловой помощи не оказывал. О значении популяризации опыта пере довиков говорил офицер <Макарцев. — На корабле много комсомольцев — отличников боевой и политической подго товки, — сказал он. — Многие из них отмечены Почетными грамотами обкома ВЛКСМ. Оки служат примером в учебе п дисциплине. К сожалению, их знания и опыт не используются. В своем выступлении секретарь пер вичной комсомольской организации тов. Захаров указал, что отдельные комсомоль цы-офицеры, «как, например, тов. Карев, мало общались с молодежью, редко бывали з кубриках. Резкой критике была подвергнута ра5о- та отдельных членов бюро. Так, офицер Филимонов и старший матрос Кузнецов го ворили о том, что член бюро Колегов не интересовался жизнью низовых комсомоль ских организаций. Будучи прикрепленным к комсомольской организации пятой бое вой части, он редко бывал в ней. Из-за плохого руководства там два месяца под ряд не было комсомольских собрании, а Колетов даже не знал об этом. Комсомольцы говорили о слабой работе бюро по вовлечению несоюзной молодежи в комсомол. За последние три месяца в ком сомол принят всего лишь один человек!. Этот факт товорит сам за себя. Редко про водились открытые комсомольские собра ния, беседы с несоюзными воинами об истории ленинско-сталинского комсомола, о его заслугах ® деле строительства социа лизма в нашей стране и защиты Родины от иноземных захватчиков. Культурно-массовая и спортивная рабо та, как отмечали делегаты, была недо статочной. Если на корабле организовы вались шахматные турниры, команды по борьбе и боксу, то эти мероприятия прихо дилось проводить с большими трудностя ми. Отчетно-выборное комсомольское соб рание прошло активно. Комсомольцы по- деловому, самокритично вскрывали недо статки. Принято развернутое решение, направленное на улучшение всей работы комсомольской организации. Обсуждая кандидатуры в состав нового бюро, комсомольцы серьезно подошли к этому вопросу. Так, член ВЛКСМ Журин был исключен из списков для тайпого го лосования за личную недисциплинирован ность. / В состав бюро ВЛКСМ корабля избраны примерные в учебе и в поведении, актив ные общественники, лучшие комсомольцы. Были избраны также делегаты на конфе» ренцию. Старший лейтенант К. РУДЕНКО. Лейтенант Е. КОЗЛОВ. Семинар секретарей партийных организаций На-днях в подразделениях торпедных катеров состоялся семинар секретарей пер вичных я низовых партийных организа ций по обмену опытом работы после от четно-выборных собраний. Выступавшие Ев семинаре тов. Дорофеев и другие рас сказали, как они устраняют недостатки во аиутршарпЕйвой работе, вскрытые ком мунистами в ходе . отчетно-выборных собраний. Сениз ip показал, что парторганизация кораблей и подразделений заметно улуч шили политико-воспитательную работу среди Л 1 ЧН 0 ГО состава. Партайная органи зация, .руководимая тов. Дорофеевым, являем , боевым помощником командира в восшггашии личного совтава. Здесь все коммунисты повседневно работают с иаь тросами я старшинами, нацеливая их на отличны1 з успехи в боевой и политической учебе, (Наш корр.). Об одной политинформации Как обычно, у нас на корабле политин формацию проводит заместитель команди ра корабля по политчасти или секретарь парторганизации, а на этот раз по каким- то причинам поручили ее проводить сек ретарю первичной комсомольской органи- вации тов. Надыргулову. Тема политинформации была: «Подписа ние Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Советским Союзом и Народной республикой Болгарии». Вместо того, чтобы в форме сообщения рассказать старшинам н матросам значение этого ак та и сделать выводы, Надыргулов с газетой в руках приступил к чтению договора (ко торый все читали сами) между Советским Союзом и Народной республикой Болгарии. Прочитав приветственны» речи, произне сенные в дни подписания договора, он закончил на этом политинформацию. — Какие будут у кого вопросы? — спросил руководитель. — Как понимать термин «ратифика ция», — поинтересовался ставший матрос Леванович. То®. Надыргулов ®е знал, что отвечать, и, не дав обстоятельного ответа, -старался что-то сказать, отвечая не по существу за данного вопроса. Старший матрос Гурвич снова повторил вопрос старшего матроса Левановича. . - — Нас интересует содержание слова «ратификация», — сказал он. — На этот вопрос я вам ответить не могу, — прямо без стеснения ответил по павший в неудобное положение, смущен ный тов. Надрыгулов. — Есть ли еще вопросы?— поинтересо вался ен. Ответа не последовало. Политин формация закончилась. Личный состав неудовлетворенным ушел с политинформации, которая длилась всего 17 минут вместо поло женных 30. Спрашивается, какую пользу принесла, что дала и чем помогла командованию в воспитании личного со става и самим матросам и старшинам проведенная политинформация? Стаошина 2 статьи Г. ЗАХАРОВ. Участник Великой Отечественной вой ны отличник боевой и политической под готовки старшина 2 статьи П. Зебров. Фото Т. Григорьева. Комсомолец — примерный командир С первых дней службы на военком ко рабле старший матрос Демьяповпч проявил любознательность и настойчивость. Для овладения военной специальностью оп обычно использовал не только отведенное для учебы время, но и часы отдыха. Как один из примерных воинов, комсо молец Иван Демьянович был назначен командиром отделения. Недавно за отлич- пую сдачу отделением очередной бо^вей задачи старший матрос Демьянович полу чил 16-е по счету поощрение, приказом командира корабля ему присвоено зватгие отличника боевой и политической подготов ки. Старшина 2 статьи М. ДЕГТЯРЕВ. ЧТО ПОКАЗАЛА ИТОГОВАЯ БЕСЕДА _ Заботливый боцман Опытным специалистом считается на корабле боцман старшина 2 статьи Мус- тиев. Заботливо обучает он личный состав морскому делу и борется за наведение по рядка в боцманском хозяйстве. Во время приборок на корабле старши на 2 статьи Мусгпев всегда находится на верхней палубе. Оп всегда руководит при боркой, тщательно проверяет ее качество. Благодаря заботе главного боцмана Мустиева, в каждом кубрике корабля сей час имеются плетеные маты. В жилых помещениях постоянно соблюдается образ цовая чистота и порядок. Старшина 2 статьи Н. ТРАВКИН. Старший матрос Е. МАЛЫХ. * В группе политических занятий, кото рой руководит офицер тов. Скиба, прово дилась беседа по первому разделу учебно го плана. Беседа прошла активно и на высоком идейном уровне. Она показала, что подавляющее большинство слушателей по-серьезному относится к политической учебе, хорошо усваивает пройденный ма териал, свободно ориентируется во всех вопросах тем, которые в этот период изу чались. На вопросы руководителя ванятий боль шинство товарищей ответили на «хо рошо» и «отлично». Наиболее актив но выступали и давали содержатель ные ответы коммунисты. Члены и кандидаты ВКП(б) в большинстве своем являются ведущей силой на поли тических занятиях, идут в авангарде учебы. Особенно следует отметить таких коммунистов, как тт. Логинов, Рубанов, Слнмаковский, Савелов, Насьгров и др. Онп имеют твердые политические знания, хорошо знают географическую карту. Член ВКП(б) тов. Л огинов обстоятельно осве тил вопрос о боевых традициях Советской Армии и Военно-Морского Флота. Он рас сказал о героических подвигах русских | солдат-п полководцев, о победе под Пол тавой, при ГангуТе, замечательных побе дах великих русских полкоцрдцев Суво- рива, Кутузова, адмирала Нахимова и дру гих. Тов. Логинов подробно остановился на боевых и революционных традициях солдат и матросов в годы гражданской войны, о всемирно-исторической победе Советского Союза в годы Великой Отечест венной войны, о бессмертных подвигах славных защитников Москвы, Лсшшграда, Одессы и Севастополя. Правильные и исчерпывающие ответы на поставленные вопросы дали тт. Зотпков, Файлов, Савелов, Слимаковский, Насыров, Рубанов п другие. Все они настойчиво по вышают свой идейный уровень, читают Опытные мастера Когда потребовалось произвести ремонт мотора, командир подразделения поручил эту работу мотористам старшему матросу Курвосенко и матросу Фомичеву. В прз- дельно короткий срок и с хорошим каче ством выполнили ремонт мотора Курпосен- ко и Фомичев, за что получили благодар ности от своего к о -.. 1 д„. Оба они считаются авторитетными и знающими мотористами. Без участия мо тористов Фомичева и .Курносепко в под разделении не проводился ни один ремонт мотора и других механизмов. Хорошо потрудился также ефрейтор Козинцев, который, не считаясь со вре менем, обеспечил светом все жилые поме щения. Матрос С. БЫСТРОВ. дополнительную литературу, активно по сещают занятая. Одновременно на итоговой беседе вы яснилось, что отдельныеслушатели, вслед ствие плохой работы над собой, слабо ус воили пройденный материал, совершенно не знают географической карты. Старши на Твердохлеб не смог ответить на вопрос: ♦Какие территории отошли к Советскому Союзу после второй мировой войны?». Он не показал на карте страны новой демократии — Болгарию, Румынию, Поль шу, Венгрию, Югославию. На самые простейшие вопросы, кото рые задавались ему, он отвечал неуверен но. Плохо ориентируется по карте п тов. Гигашвили. Он не смог показать союзные республики, а тов. Косыченко совершенно не знает административного деления стра ны. Коммунист Иванов имеет поверхност ное представление о политических органах Вооруженных Сил, о структуре партийных п комсомольских организаций. Поверхно стное знание по пройденным темам пока зал тов. Алексеев. Когда его спросили: .Ка кие вы знаете постановления Центрально го Комитета ВКЩб) по вопросам идеоло гической р аб о ты ? та к он не мог на это ответить. Партийным и комсомольским организа циям нужно обратить серьезное внимание на тех, кто отстает в политической подго товке. Нельзя мириться с таким положением, когда отдельные коммунисты и комсомоль цы плохо усваивают пройденный материал, безразлично относятся к повышению сво их знаний, тем более, что [это имеет место среди старшин. Необходимо добиться того, чтобы все коммунисты и комсомольцы были передовиками на политических занятиях, шли в авангарде всего личного состава. Лейтенант Я. МАКАРОВ. Дорожить честью экипажа Как матрос Миронов потерял уважение своих товарищей Грамотный специалист Старший матрос Жарихин пришел слу жить в 'наше подразделение два года тому назад. С помощью опытных товарищей он быстро освоил технику и добился, что его поставили на самостоятельную вахту. Однажды вышел из строя вспомогатель ный мотор, требовалось полностью его разобрать и заменить некоторые детали. Эту работу Жарихин выполнил качествен но и раньше срока. Старшина отделения об’явил ему благодарность. Сейчас Жарихин является штатным специалистом. Он образцово несет вахту, за что имеет много благодарностей от командования. В подразделении есть молодые специа листы, которые часто обращаются с во просами к Жарихину. Грамотный моторист охотно помогает товарищам. Старший матрос П. ШУМИЛКИН. Каждый матрос, выполняя своп слу жебные обязанности, показывает, насколь ко хорошо он овладел своей специально стью, в каком состоянии у пего содержит ся заведыванне. Раньше у матроса Миро нова мотор работал исправно, без перебоев, и скисаний. При сдаче задач Миронов об наружил неплохие знания специальности, умение ухаживать за моторами и бороть ся за сохранение живучести боевого ио- ста. Оп много раз получал высокие оценки. Но, видимо, успехи вскружили голову матросу: Миронову. Весь личный состав, в том числе и мотористы, продолжали уче бу, пополняли своп знания. А Миронов, возомнив, что он все знает, стал к учебе относиться с прохладцей и, как и следова ло ожидать, отстал от товарищей. Па за нятиях Миронов был невнимательным, са мостоятельно не занимался. П оявились и нарушения дисциплины , неряшливое со держание заведывания. Когда он совершил первый проступок — нагрубил старшине, старший матрос Совершаев указал ему на недопустимость такого поведения и напомнил о требовани ях устава. Казалось бы, Миронов должен был учесть ошибки и исправиться, изме- | пить свое поведение. Но он и тут поступил недостойно. Старший матрос Растрыгпн был хоро шим другом Миронова. Онп оба вместе ра ботали. часто делились впечатлениями, совместно разрешали трудные вопросы. Растрыгйп тогда много помогал Миронову и поддерживал его разумную инициативу. К нсму-то и обратился Миронов за «под держкой» пли за сочувствием. Растрыгпн, как н следует поступать советскому вои ну, ответил ему: — Ист, вы, товарищ Миронов, непра вы. Когда вес отделенпо учится и работа ет, вы уклоняетесь от работ, перестати за- Бывалые учат молодых Большой опыт эксплоатацпи материаль ной части накопили за годы службы ком мунисты гг. Зайченко и Тугарев. Техника, обслуживаемая ими, работает в походах безотказно. С коммунистов берут пример все матросы группы. Зайченко и Тугарев — отзывчивые то варищи. Они охотно помогают осваивать специальность молодым морякам. Юнга Белкин, к примеру, часто обращается к Тугареву с непонятными вопросами. Бы валый специалист рассказал Белкину об устройстве механизмов, о взаимодействии частей, указывал на важность выполне ния каждого пункта инструкции. Стара тельный юнга добился успеха: сейчас он назначен на штатную должность мотори ста и является отличником боевой и поли тической подготовки. Матоос Л. КАЛИНИЧЕНКО нпматься и стали думать, что вамп все пройдено. Вы зазнались, нарушаете дис циплину*. Этим кладете темное пятно нз все отделение. Я вас не поддерживаю и никто не поддержит. Надо вам стараться работать и заниматься вдвойне лучше п больше, чем раньше. Резко осуждали Миронова и другие матросы. Ему все говорили о том, что он плохо, недостойно выполняет свой долг u нарушает присягу, перестал дорожить настоящей флотской дружбой. . Миронов действительно не дорожил нп напряженным трудом своих товарищей, ни большими результатами, достигнутыми отделением в боевой и политической под готовке. Он пошел дальше по неверному пути п совершил еще несколько проступ ков. В результате на матроса Миронова было наложено строгое дисциплинарное взыскание. Поведение комсомольца Миронова, позо рящего звание советского воина, встрево жило комсомольцев. Бюро решило обсу дить его поведение на комсомольском собрании. Собрание также показало, что матрос, вставший на порочный путь, всег да будет осужден коллективом. Миронова резко и справедливо критиковали за не дисциплинированность, за халатное отно шение к своим обязанностям, зз неуваже ние к своему командиру. На комсомольском собрании Миронов почувствовал всю силу общественного воз действия. Он окончательно убедился, что нарушитель воинской дисциплины не толь ко никогда не найдет поддержки у матро сов, а, наоборот, за свои проступки будет резко осужден. А это п есть настоящая помощь товарищей, забота о чести своего экипажа. Напитан Т. ЗАХАРОВ. УПОРСТВО ГВАРДЕЙЦА Гвардии старший сержант Сергей Тере хов считается лучшим стрелком-радпстом подразделения. Он трудолюбивый воин, от лично выполняет самыо сложные упраж нения по своей специальности. Настойчивость и любовь к специально сти помогли Терехову преодолеть все трудности и стать мастером -своего дела. Оп прочел несколько учебников по воз душной стрельбе. На занятиях вниматель но слушает руководителя, конспектирует материал, который преподают офицеры. Теоретические знания Терехов умело при меняет на практической работе. Он намно го перекрывает нормативы по приему и передаче наслух сигналов, а при выпол нении упражнений по стрельбе получает только отличные оценки. В карточке взысканий и поощрений у Терехова имеется 25 поощрений, среди них — денежная премия, внеочередной отпуск. За время службы Терехов не име ет ни одного взыскания. Гвардии старший сержант Терехов и теперь продолжает учиться с прежним упорством. Он отличник боевой и полити ческой подготовки. 0 сеЗе коммунист Те рехов говорит скромно: «Еще многому на до учиться, чтобы быть хорошим специа листом. Главное для воздушного стрелка — не прекращать никогда самостоятель ной работы, повседневно тренироваться и любить свою военную специальность». Эти слова гвардеец подтверждает делом. Гвардии старший лейтенант Н. ШИРЯЕВ. Готовится на младшего командира С приходом в подразделите старший матрос Данченко с большим желанием и настойчивостью взялся за изучение сво£Й специальности и приобретение командир ских навыков. На занятиях он внима тельно слушает преподавателей и делает подробные записи у себя в блокноте. Но это не удовлетворяет старшего ма троса Донченко. В часы самоподготовки он подробно конспектирует пройденную тему, пользуясь литературой и учебными пособиями. Благодаря упорной работе над собой и добросовестному отношению к за нятиям, его знания становятся более прочными и глубокими. Старший матрос Донченко является дисциплинированным бойцом в подразделе нии. Он всегда строго соблюдает уставные требования и борется еа образцовый поря док в отделении. Своей примерностью он добился у матросов общего уважения. Зная о том, что нужно не только хоро шо знать свою специальность, но и уметь работать над воспитанием своих подчи ненных, старший матрос Донченко систе матически -работает над повышением сво их политических знаний, готовится стать младшим командиром. Млддший сержант Г. ЗАРЕЦКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz