На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.

1 НА С Т Р А Ж £ З А П О Л Я Р Ь Я 7 апрели 1948 г., Л! 81 (3U7/J» Н А П О Л И Т И Ч Е С К И Х З А Н Я Т И Я Х Изучается биография великого вождя € большим воодушевлением матросы я старшины узнали, что они будут изучать биографию И. В. Сталина на политических занятиях. В библиотеке читатели спраши­ вают к и п у о вожде. В каюте политико- просветительной работы моряки читают подобр&нную литературу, посвященную И. В. Сталину, изучая ее, делятся мнения­ ми, оживленно беседуют. Командование корабля, партийная ор­ ганизация сделали все для того, чтобы создать необходимые условия матросам и старшинам для успешного изучения био­ графии И. В. Сталина. 1 «ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ РАДИОУЗЕЛ»... Окончив день боевой учебы, моряки собрались у репродукторов. Величественно звучит любимый мотив и волнующие слова «Кантаты о Сталине». Этим начата пере­ дача корабельвей радиогазеты, посвящен­ ная предстоящим политзанятиям по изу­ чению биографии И. В. Сталина. Собравшиеся у репродукторов услышали знакомый голос инженер-лейтенанта тов. Никитенко. Он лучший руководитель по­ литзанятий на корабле и сегодня, обра­ щаясь по радио к морякам, призывает их глубоко изучить биографию вождя, сове­ тует, ка^ую читать подсобную литературу, учит, как вести краткие записи прочи­ танного, делится опытом. Комсомолец инженер-лейтенант Ники­ тенко — уважаемый человек на кораЗле. Он всегда среди старшин и матросов, ко­ торые обращаются к нему за советами, разрешают возникающие вопросы по те­ мам политзанятий, интересуются текущи­ ми событиями в нашей стране и за ее ррбежом и всегда получают исчерпываю­ щие ответы. Комсомольцы избрали его членом бюро, и сейчас моряки вниматель­ но прислушиваются к каждому слову офицера, выступающего по радио. У микрофона выступили и отличники боевой и политической учебы. Матроса Исаева знают в группе политзанятий, как отличника. Он добросовестно готовится к учебе и всегда активно выступает на бе­ седах по изучаемым темам. Сейчас он де­ лится с матросами и старшинами своим опыток изучения биографии товарища Сталина. Рассказывает о том, что он уже оделал к предстоящим занятиям. Комсомолец матрос Пестряков пришел на корабль недавно, и с первых дней проявил трудолюбие и добросовестность к службе. Он передовик в боевой подготовке, отличник на политзанятиях, самый ак­ тивный читатель в библиотеке, высоко­ сознательный, дисциплинированный воин. И ему оказана честь обратиться по радио к своим товарищам накануне больших дней—-изучения биографии И. В. Сталина. Тов. Пестряков рассказывает о том, как он использует свое служебное и свободное от боевой учебы время, как проводит ча­ сы массовой работы. Он каждую минуту использует для повышения своих полити­ чески! знаний. 1 \ 4 Диктор, обобщая выступления участни­ ков радиопередачи, обращается с призывом: — Товарищи моряки, учитесь жить, бо­ роться и побеждать, служить нашей Со­ ветской Родине и народу по Лгнину, по Сталину! 2 «ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ КОРАБЛЯ» Так была названа тема политической информации, которую проводил лейте­ нант тов. Зорин. Он раз’яснил личному составv значение изучении биографии И. В. Сталина для миллионов советских людей, строящих великое здание комму­ низма, выполняющих грандиозный план сталинских работ послевоенной пятилетки в четыре года. — Советские люди построили социали­ стическое государство, отстояли свою Ро­ дину в боях, успешно преодолевают трудности и залечивают раны войны. Все это достигнуто потому, что народы Советского Союза воемтаны великой партией Ленина — Сталина, — говорит тов». Зорин. Моряки знают, чЪо большие задачи воз­ ложены на них в этот ответственный пе­ риод жизни вашей Родины. И поэтому каждый понимает, что жизнь и деятель­ ность вождя — это образец того, как нужно служить своей Советской Родине. Тов. Зорин напоминает об опыте прош­ лого учебного года, называет людей, ко­ торым изучение биографии вождя дало но­ вые силы на образцовое выполнение по­ вседневной службы, а также предупреж­ дает o f Недостатков и упущений, имевших место на политзанятиях. В конце политинформации моряки про­ сили лейтенанта тов. Зорина организовать лекции, доклады и беседы в помощь изу­ чающим биографию вождя. Провести политические занятия по изучению биографии И. В. Сталина образ­ цово и на высоком идейном уровне — :-*тпм были озабочены офицеры, коммуни­ сты, актив корабля. Здесь перед началом учебы был проведен сбор руководитеей политзанятий, где обращалось внимание на их личную подготовку. Предстоящим политзанятиям посвящен специальный но­ мер корабельной ст^тшой газеты, где вы­ ступили лучшие люди корабля: офицеры, старшины, матросы. Секретарь партбюро беседовал с активом коммунистов и ком­ сомольцев о их задачах в эти дни. Завтра день учебы — большое событие на кораб­ ле. 3 В ГРУППЕ ПОЛИТЗАНЯТИЙ В просторном кубрике светло. Заботливо расставлены столы, банки. Слушатели явились все. Перед ними висит географи­ ческая карта, на которой флажками руко­ водитель политзанятий отметил место рождения И. В. Сталина', города и пункты деятельности вождя, освещаемые в первой главе биографии. На столах перед слуша­ телями лежат фотоиллюстрации, справки, рисунки из альбома для изучения «Крат­ кого курса истории ВКП(б)», иллюстри­ рующие и материалы первой главы био­ графии И. В. Сталина. Занятия проводит пиженер-лейтенант тов. Никитенко. Он раз'яснил матросам порядок и методику изучения биографии. Коротко напомнив о значении этих заня­ тий, начал читать текст биографии П. В. Сталина. В результате большой подготовки к за­ нятиям многие матросы пришли сегодня с готовыми конспектами по биографии вождя. Комсомолец матрос Гаранин за­ конспектировал две главы, комсомолец старший матрос Макарьин — I главу биографии. Руководитель, читая текст, ос­ танавливается, раз’ясняет подробно от­ дельные события, описываемые в книге — краткой биографии Н. В. Сталина. Так, например, тов. Никитенко расска­ зал о «Союзе борьбы за освобождение ра­ бочего класса», созданном Лениным в Пе­ тербурге, детально раз’яснил роль «Союза борьбы», его задачи и заслуги «в создании : ------------------О ------------------- партии большевиков, а также деятель­ ность И. В. Сталина и его соратников по созданию большевистских организаций в Закавказье. Никитенко при этом приводит выдержки из воспоминаний тов. Берия. Слушатели в ходе чтения и об’яснения ру­ ководителя вносят в своп тетради записи, дополняют конспекты. Никитенко умело проводит занятие. Он обращается к географической карте, на­ звав жеста деятельности И. В. Сталина, показывает фотоснимки. Матросы с инте­ ресом рассматривали репродукцию с кар­ тины, изображающей политическую демон­ страцию батумских рабочих, во главе ко­ торой идет Сталин. Незаметно проходит время. В перерыве занятий слушатели рассматривают карту, оживленно беседуют, делятся впечатле­ ниями, разбирая фотоиллюстрации. В конце второго часа учебы тов. Ники­ тенко обратился к группе с вопросом: —Кто желает выступить? Слушатели активно подняли руки с просьбой разрешить им высказаться. Старший матрос Гаврющенко расска­ зал о детских и юношеских годах И. В. Сталина, матрос Исаев — о начале революционной деятельности. Сосвещением других вопросов из I главы биографии вождя выступили старшие матросы тт. Рогов, Деркач, Зилинец/ Руководитель политзанятия обобщил гыступления слушателей. Их высказыва­ ния свидетельствовали о том, что моряки хорошо усваивают биографию вождя. Инжееер-лейтевант тов. Никитенко рекомендует слушателям прочитать лите­ ратуру для глубокого закрепления полу- чениых званий. Он советует пользоваться сБраткам курсом истории ВКП(б)», сбор­ ником «И. В. Сталин» (к 60-летию со дия рождения вождя). Руководитель об’явил очередную тему политзанятий и дал методические советы по подготовке к ней. Заслуживает внимания подготовка само­ го руководителя политзанятий п умелое проведение учебы. Пнжгнер-лейтенант тов. Никитенко правильно распределил время занятий, изучил тему и сумел привлечь еще дополнительную литерату­ ру. Об’яснення давал четко, политически грамотно, что свидетельствует о большой предварительной подготовке. Наглядные пособия*, географическая карта, докумен­ ты из альбома по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)», фотоснимки н иллюстрации — все это заранее просмот­ рено самим руководителем, и оп в ходе занятий каждый раз обращался к этим пособиям. По окончании политзанятий замести­ тель командира корабля подробно беседо­ вал с руководителями групп, выслушал их мнения, просьбы и пожелания, интересо­ вался содержанием выступлении п вопро­ сов слушателей и как нз них отвечали руководители, а также просмотрел журна­ лы посещаемости занятий. Сейчас идет подготовка к очередной те­ ме. Для матросов и старшин подо­ брана литература в библиотеке и каюте политико-просветительной работы. Слуша-’ телей индивидуально консультируют ру­ ководители политзанятий. Партийное бюро поручило коммунистам тт. Максимову, Павлову, Пахмурко подготовиться прове­ сти доклады и беседы по историческим событиям из жпзнп и деятельности И. В. Сталина. Капитан А. СТЕПАНОВ. НА СНИМКЕ : отличник боевой к политической подготовки матрос М. Щеголев, сфотографированный у развернутого флага корабля. Фото Т. Григорьева. Оподготовке корабля к выходу в море примере молодые матросы убедились, к че­ му может привести невниматрльноеть в морском деле„ Теперь мычстремимся как можно более тщательно проверять исправ­ ность всех средств подема шлюпок. Немаловажное значение приобретает крепление различных предметов, находя­ щихся на верхней палубе. Как известно, плохо закрепленные предметы во время качки с силой перебрасываются с одного борта на другой, сами получают повреж­ дения, угрожают личному составу и, нако­ нец. могут быть омыты волной за борт. Как-то раз находился на борту нашего корабля катер соединения. Специальных блоков и приспособлений для его крепле­ ния мы не имели. Но, благодаря заботам матросов боцманской команды, катер был «намертво» закреплен. Даже при десяти­ бальном шторме он не тронулся с места. На занятиях и учениях этот факт мы при­ водили, как образец грамотного и умелого выполнения повседневных обязанностей. При подготовке к плаванию следует помнить, что от каждого матроса требует­ ся не только уметь готовить свое заведы- вание, но и самому быть смелым, наход­ чивым и расторопным. Надо обучать под­ чиненных, чтобы они в трудные минуты, не колеблясь, могли принять правильное решение и не допускали растерянности. О необходимости в морской службе на­ ходчивости и решительности говорит та­ кой факт. Однажды при спуске шлюпки корабль развернуло ветром и поставило бортом к волне. Шлюпка сильно раскача­ лась на талях. Находившиеся здесь ма­ тросы отошли в сторону, опасаясь как бы их не задело. Старший матрос Овсянников был у главной лебедки, на которую был подан ходовой конец горденя. Увидев, что шлюп­ ка может разбиться, Овсянников решил осторожно стравить трос и поставить шлюпку на кильблоки. Так он и сделал. Находчивость старшего матроса Овсянни­ кова спасла шлюпку. Подобных примеров в морской службе много. И чем труднее плавание, тем чаше они встречаются. Поэтому матросов надо прпучать действовать расторопно и реши- тсльио. Старшина 2 статьи С. ДЕМИЧЕВ. В подготовке корабля к выходу в море важная роль принадлежит боцманской команде. Хозяйство бопманов большое, и готовить его надо старательно, чтоэы в море ничего не случилось. В прошлый год мы имели промахи в этом деле: одни из них были допущены по малоопытности, другие по халатности матросов. Обучая своих подчиненных при­ готовлению корабля г. плаванию, я учи­ тываю все ошибки, которые допустились раньше. Например, был у нас такой сличай. Вы­ полнив задачу, корабль подошел к якор­ ной стоянке. Приказано было отдать ле­ вый якорь. Тут оказалось,» что у него не­ исправен подпалубный стопор. Пришлось отдавать другой якорь. Стоять па правом якоре тогда было хуже, чем на левом. Но иного выхода не было. Когда выяснили, оказалось, что причи­ на была простая. Подпалубный стопор от времени износился, был неотремонтиро- ван. От неисправности он не проворачи­ вался и отдать его было невозможно. Этот недостаток мы разобрали и. об­ судили. Матросы Наумов и Борисов осмот­ рели все якорное устройство и привели его в исправное состояние. Были отремон­ тированы стопора, заменены пришедшие в негодность шплинты, очищена и обновлена маркеровка якорцепи. Больше у нас та­ кого случая со стопорами не повторялось. Когда готовится корабль к выходу в море, надо внимательно осмотреть состоя­ ние блоков и скоб. Если замечается неис­ правность скобы пли блока, надо немед­ ленно заменить их. Мы испытали, какое значение имеет несвоевременное обнаруже­ ние непрочности скоб. Однажды старши­ на 2 статьи Смирнов не проверил состоя­ ние под’емного стропа шлюпки, на кото­ ром требовалось заменить сксбы. В море спустили шлюпку. Выполнив задание, подвели шлюпку под тали для под’ема на борт. Матрос Борисов, соединяя строп с цепным под’емом, не мог до места дослать болт и закрепить его шпилькой. Старшина Смирнов, принимая доклад подчиненного, не проверил его работу. В результате, когда стали поднимать шлюпку, незакреп­ ленный болт выскочил, шлюпка сорвалась и ударилась о привальный брус. Случай со скобами послужил уроком п для других матросов и старшин. На этом Старшина учит примером Матросы электромоторной группы стар­ ш и й 2 статыГСтепаиова добились успе­ хов в ремонте электрооборудования. С большим желанием ж прилежностью м*гр<к" Стезаев, Романее в Похлебкин врой ^5 л* переборку главяо-рааяидмп- тельных щитов, турбодинамо и ремонт моторов в судовой мастерской. Эту работу они выполнили качественно н юаныпе yet тановленного срока. Одним из лучпгих электриков в группе является матрос Цыганков. Он всегда ак­ куратно и четко выполняет приказания и во-время справляется с любцм заданием. Так, например, в момент ремонта глав­ ных холодильников потребовалось обеспе­ чить дополнительное освещение в маши: # С отчетно-выборных комсомольских собраний НЛКЯЗ НОВОМУ СОСТАВУ БЮРО Комсомольцы внимательно выслушали доклад заместителя секретаря старшего матроса Панютина о работе комсомольского бюро, после чего начали активное обсуж­ дение. Отчетный доклад был подвергнут суровой критике. Дело в том, что почти иесь доклад тов. Панютина был в основ­ ном построен лишь на недостатках в ком­ сомольской работе. — Недостатков, конечно, у нас немало, . — говорил на собрании старший матрос Степанов, — но в них повпнен не только бывший секретарь организации Шишкин, снятый с работы, но и члены бюро, в том числе и Панютин. Бюро слабо занималось вопросами идейно-политического воспита­ ния членов ВЛКСМ. Оно не продумало, как организовать это дело в условиях раз­ бросанности постов, где несут службу на­ ши комсомольцы. Несмотря на эти серьез­ ные упущения, в нашей организации вы­ росло немало передовых высокодиспиплн- нированных комсомольцев, которые хоро­ шо учатся и самоотверженно выполняют свой воинский долг, о чем докладчик умол­ чал. А о них следовало бы сказать, они вполне заслужили этого. Мачдо Курам», старшина 2 статьи .Григорьев и другие в своих выступлениях увззквали, что будущему составу бюро надо разработать организационные меро­ приятия по обеспечению идейного воспи­ тания кочеомольц-ев находящихся на от­ даленных ностах. В этой организации имеются связисты, как, например, Ведерников, Григории, Степанов. Смагии, Иванищев, Сорока, Ши- ков. Завалов и другие, которые образцово несут свою службу. В условиях пурги и частых штормовых ветров они, став на лыжи, не раз уходили в горы, преодоле­ вая за день расстояние в 40— 70 км и бо­ лее, быстро устраняли нанесенные урага­ ном повреждения, обеспечпвали беспере­ бойную связь. На этой работе они прояв­ ляли не только свое усердие, умение и физическую выносливость, но и самоот­ верженность. Комсомольцы живут на постах, отда­ ленных от культурных центров флота. РаЗотающим там комсомольцам не пред­ ставляется возможность быть в кино по году и более. — Многие из нас хотели бы глубже ознакомиться с жизнью п деятельностью товарнша Сталина, с его биографией, — говорил комсомолец Ведерников. — Вот посмотрите на этот шкаф. На его полках за стеклом лежит несколько экземпляров биографии товарища Сталина. По почему эти книги под замком? Почему они не до­ ходят до постов, то-есть туда, где ваши комсомольцы ждут эту книгу? — Не мешало бы нам иметь передвиж­ ную библиотеку, — дополняет Ведерникова комсомолец Кладков. — Каждые 2— 3 ме­ сяца такие библиотечки можно обмени­ вать между постами. Только следует нала­ дить это дело, что, несомненно, будет спо­ собствовать политическому н культурно­ му росту наших людей. Собрание прошло активно, деловито, па высоком идейно-политическом уровне. Вы­ ступающие не только вскрыли основные недостатки в работе бюро. Они высказали дельные мысли, посоветовав вновь избран­ ному бюро провести в жизнь такие орга­ низационные мероприятия, которые обес­ печили бы применительно к местным ус­ ловиям нормальную политическую и об­ щеобразовательную учебу комсомольцев, их культурный досуг. Комсомольское собрание тайным голосо­ ванием почти на 90 процентов обновило бюро, избрав в его состав отличников уче­ бы. Секретарем избран отличник старши­ на 2 статьи Григорьев. Было принято развернутое решение, направленное на устранение вскрытых недостатков. . Калитам И. ШАИРКО. Принимай вахту по всем правилам Матросам н старшинам приходится принимать и нести вахту при стоянке ко­ рабля и на ходу. Это два совершенно раз­ личных вида вахты и подходить к ним на­ до по-разному. Чтобы хорошо нести ходо­ вую вахту, надо особо серьезно отнестись к ее приему. Если плохо принять вахту, во время ее несения обязательно возникает много вопросов, на разрешение которых уйдет время, и новый вахтенный вынуж­ ден будет отвлекаться от своих обязанно­ стей. Внимательный п подробный прием вах­ ты на ходу важен для всех специально­ стей, в том числе и для сигнальщиков. На сигнальщиков корабля возложена большая обязанность — непрерывно вести наблюде­ ний за обстановкой и поддерживать по­ стоянную связь с кораблями и берегом. Поэтому каждому матросу, заступающему на сигнальную вахту, должно быть понят­ но, что принимать вахту надо строго по ин­ струкции. Опытный сигнальщик, войдя на мостик, обязательно выяснит обстановку на воде и в воздухе, на каком корабле находится флагман, какие приказания еше не вы­ полнены и какие не доложены семафоры. Не забудет он проверить и исправность средств связп. Насколько такая точность необходима, сигнальщики убеждаются на практике. Надо сказать, что п на нашем корабле были случаи невнимательного прпема хо­ довой вахты. Например, сигнальщик ма­ трос Денисов, будучи на вахте, не закрепил прожектор. В море поднялось волнение, корабль стало сильно кренить. От качки прожектор.ударился о поручни. От удара разбилась лампа. Денисов никому не доложил о случившемся. Принимающий вахту матрос Парпшков не проверил средств связи и доложйл вахтенному офи­ церу, что вахту принял в нопядке. Через некоторое время Паршиков полу­ чил приказание передать семафор прожек­ тором на флагманский корабль. Подошел матрос к прожектору, наиравил его на ад­ ресат и стал передавать. У него, конеч­ но, ничего не получилось. Паршиков про­ верил, включен ли прожектор в сеть. Ока­ залось, что включен. В чем же дело? По­ смотрел, а прожектор без лампочки. При­ шлось передавать семафор аварийным" средством связп. Но и зная уже о неисправности прожек­ тора, Паршиков не доложил об этом вах­ тенному офицеру. Он попытался скрыть это и при сдаче вахты. Хорошо, что новый заступающий на вахту сигнальщик Тимо­ феев, добросовестно отнесся к обязанно­ стям. Он проверил все средства связи и, обнаружив неработающий прожектор, до­ ложил вахтенному командиру, старшине отделения и записал в журнал. Только после этого переменили лампу, и прожектор стал действовать. Вполне понятно, на­ сколько серьезны проступки матросов Дг- нисова и Паршикова и к каким послед­ ствиям они могли привести в боевой обста­ новке. Бывает также, что при приеме ходовой вахты сдающий забудет передать, с какими постами и какими средствами деракит связь, а принимающий не спросит. Потом, после смены приходится вызывать старого вахтенного сигнальщика и уточнять 1 опол- нительно обстановку в то время, когда сигнальщик должен вести наблюдение. Старшине отделения надо учитывать все это, учить подчиненных правильно прини­ мать ходовую вахту. Мы на своем корабле каждый проступок сигнальщика, наруша­ ющего инструкцию, разбираем в присут­ ствии всех сигнальщиков и показываем, какие серьезные последствия могут про­ изойти из-за упущения даже одного чело­ века. Старшина 2 статьи К. ТУТОВ. нах. — Нам дано срочное задание, — ска зал старшина 2 статьи Степанов. — Не­ обходимо обеспечить дополнительным осве­ щением машины. Эту работу я поручаю вам. как опытному электрику. Надеюсь, что вы не подведете меня. — Есть сделать, — ответил матрое Цыганков. Через 30 минут он уже * был зашгг электропроводкой на линии, подвешивая электролампочки и прто:.р*а дополнитель­ ное освещение в машинных отделениях. К 12 часам ночи работа была полно­ стью закончена. — Ваше приказание выполнено: допол­ нительным освещением машины обеспече­ ны, — доложил электрик старшине. — Хорошо, молодец, товарищ Цыган­ ков! Утром Степанов проверил, как выполл~ нена работа матросом. Дополнительны» свет хорошо горел во всехМашинных от-; делениях. На вечерней проверке старшина поста­ вил в пример другим матросам электрика Цыганкова и об’явил ему благодарность за досрочное я качественное выполнение задания. Электрик матрос Цыганков — отлич­ ник боевой и политической подготовки. Он постоянно занимается! повышением своих знаний по специальности, самостоя­ тельно изучая на практике и по схемам электрооборудование. За короткое • время службы на корабле Цыганков завоевал ав­ торитет среди личного состава и добился больших успехов в своем деле. Примерными в службе являются там е электрики матросы Романов п Судаков. Недавно за отличный ремонт своих заведываний оба они получили по 10 су­ ток отпуска. Во всей работе помогает своим подчи­ ненным и учит их электроделу старлшна 2 статьи Степанов. Личным примером по­ казывает он матросам, как нужно ремон­ тировать механизмы, во-время и в срок сдавать их в эксплоатацию. * Например, требовалось сдать в эксплоа­ тацию телефонную станцию, которая дол­ го не работала. Когда предложили эту до­ вольно сложную работу Степанову, • он вместе с матросом Романовым хорошо вы­ полнил ее. Капитан Т. ЗАХАРОВ. Шлюпки готовы к занятиям Наступают теплые весенние дни. Уже недалеко то время, когда начнется подго­ товка к регулярным шлюпочным занятиям. Шлюпочные команды некоторых кораб­ лей сейчас уже готовятся к этому важно­ му мероприятию. Боцмана проверяют и оснащают шлюпки такелажем, вооружают их веслами, парусами и другими принад­ лежностями. Например, команда старшины Самойлова занялась проверкой вооружения и осна­ щения шестивесельной шлюпки. Матросы привели в образцовый порядок рангоут, паруса, укомплектовали шлюпку уключи­ нами, веслами, покрасили анкерки. Перед началом тренировок старшина 2 статьи Самойлов провел несколько за­ нятий с матросами по изучению шлюпки. Он рассказал об обязанностях каждого гребца. На-днях под руководством старшин матросы боцманской команды тренирова­ лись в спуске шлюпки на воду. Первый пробный выход шлюпки показал хорошее мастерство отдельных гребпов. Здесь было установлено, что гребпы старший матрос Кузнецов, матрос Чуеголь я старшина 2 статьи Самойлов знают шлюпку и хоро­ шо умеют ходить на ней. Скоро шлюпочные, команды приступят к ежедневным тренировкам. Напитан 3. ТАРАСОВ. Старательный юнга-связист Юнга Бобров готовится стать штатным специалистом. Он усиленно занимается, старательно изучает специальность ради­ ста. Первое время юнге трудно давался прием наслух и передача на ключе. Но благодаря систематическим тренировкам и желанию стать мастером-связистом Бо­ бров добился значительных успехов. Много работает юнга над изучением ма­ териальной части. Он внимательно слу- 1 пает об'яснеиня старших товарищей, со­ ставляет конспекты. В учебе ему оказы­ вает большую помощь командир отделения тов. Раэов. Старшина. 2. статьи Б. БАБУШКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz