На страже Заполярья. 1948 год. Апрель.
1 НА С Т Р А Ж £ З А П О Л Я Р Ь Я 7 апрели 1948 г., Л! 81 (3U7/J» Н А П О Л И Т И Ч Е С К И Х З А Н Я Т И Я Х Изучается биография великого вождя € большим воодушевлением матросы я старшины узнали, что они будут изучать биографию И. В. Сталина на политических занятиях. В библиотеке читатели спраши вают к и п у о вожде. В каюте политико- просветительной работы моряки читают подобр&нную литературу, посвященную И. В. Сталину, изучая ее, делятся мнения ми, оживленно беседуют. Командование корабля, партийная ор ганизация сделали все для того, чтобы создать необходимые условия матросам и старшинам для успешного изучения био графии И. В. Сталина. 1 «ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ РАДИОУЗЕЛ»... Окончив день боевой учебы, моряки собрались у репродукторов. Величественно звучит любимый мотив и волнующие слова «Кантаты о Сталине». Этим начата пере дача корабельвей радиогазеты, посвящен ная предстоящим политзанятиям по изу чению биографии И. В. Сталина. Собравшиеся у репродукторов услышали знакомый голос инженер-лейтенанта тов. Никитенко. Он лучший руководитель по литзанятий на корабле и сегодня, обра щаясь по радио к морякам, призывает их глубоко изучить биографию вождя, сове тует, ка^ую читать подсобную литературу, учит, как вести краткие записи прочи танного, делится опытом. Комсомолец инженер-лейтенант Ники тенко — уважаемый человек на кораЗле. Он всегда среди старшин и матросов, ко торые обращаются к нему за советами, разрешают возникающие вопросы по те мам политзанятий, интересуются текущи ми событиями в нашей стране и за ее ррбежом и всегда получают исчерпываю щие ответы. Комсомольцы избрали его членом бюро, и сейчас моряки вниматель но прислушиваются к каждому слову офицера, выступающего по радио. У микрофона выступили и отличники боевой и политической учебы. Матроса Исаева знают в группе политзанятий, как отличника. Он добросовестно готовится к учебе и всегда активно выступает на бе седах по изучаемым темам. Сейчас он де лится с матросами и старшинами своим опыток изучения биографии товарища Сталина. Рассказывает о том, что он уже оделал к предстоящим занятиям. Комсомолец матрос Пестряков пришел на корабль недавно, и с первых дней проявил трудолюбие и добросовестность к службе. Он передовик в боевой подготовке, отличник на политзанятиях, самый ак тивный читатель в библиотеке, высоко сознательный, дисциплинированный воин. И ему оказана честь обратиться по радио к своим товарищам накануне больших дней—-изучения биографии И. В. Сталина. Тов. Пестряков рассказывает о том, как он использует свое служебное и свободное от боевой учебы время, как проводит ча сы массовой работы. Он каждую минуту использует для повышения своих полити чески! знаний. 1 \ 4 Диктор, обобщая выступления участни ков радиопередачи, обращается с призывом: — Товарищи моряки, учитесь жить, бо роться и побеждать, служить нашей Со ветской Родине и народу по Лгнину, по Сталину! 2 «ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ КОРАБЛЯ» Так была названа тема политической информации, которую проводил лейте нант тов. Зорин. Он раз’яснил личному составv значение изучении биографии И. В. Сталина для миллионов советских людей, строящих великое здание комму низма, выполняющих грандиозный план сталинских работ послевоенной пятилетки в четыре года. — Советские люди построили социали стическое государство, отстояли свою Ро дину в боях, успешно преодолевают трудности и залечивают раны войны. Все это достигнуто потому, что народы Советского Союза воемтаны великой партией Ленина — Сталина, — говорит тов». Зорин. Моряки знают, чЪо большие задачи воз ложены на них в этот ответственный пе риод жизни вашей Родины. И поэтому каждый понимает, что жизнь и деятель ность вождя — это образец того, как нужно служить своей Советской Родине. Тов. Зорин напоминает об опыте прош лого учебного года, называет людей, ко торым изучение биографии вождя дало но вые силы на образцовое выполнение по вседневной службы, а также предупреж дает o f Недостатков и упущений, имевших место на политзанятиях. В конце политинформации моряки про сили лейтенанта тов. Зорина организовать лекции, доклады и беседы в помощь изу чающим биографию вождя. Провести политические занятия по изучению биографии И. В. Сталина образ цово и на высоком идейном уровне — :-*тпм были озабочены офицеры, коммуни сты, актив корабля. Здесь перед началом учебы был проведен сбор руководитеей политзанятий, где обращалось внимание на их личную подготовку. Предстоящим политзанятиям посвящен специальный но мер корабельной ст^тшой газеты, где вы ступили лучшие люди корабля: офицеры, старшины, матросы. Секретарь партбюро беседовал с активом коммунистов и ком сомольцев о их задачах в эти дни. Завтра день учебы — большое событие на кораб ле. 3 В ГРУППЕ ПОЛИТЗАНЯТИЙ В просторном кубрике светло. Заботливо расставлены столы, банки. Слушатели явились все. Перед ними висит географи ческая карта, на которой флажками руко водитель политзанятий отметил место рождения И. В. Сталина', города и пункты деятельности вождя, освещаемые в первой главе биографии. На столах перед слуша телями лежат фотоиллюстрации, справки, рисунки из альбома для изучения «Крат кого курса истории ВКП(б)», иллюстри рующие и материалы первой главы био графии И. В. Сталина. Занятия проводит пиженер-лейтенант тов. Никитенко. Он раз'яснил матросам порядок и методику изучения биографии. Коротко напомнив о значении этих заня тий, начал читать текст биографии П. В. Сталина. В результате большой подготовки к за нятиям многие матросы пришли сегодня с готовыми конспектами по биографии вождя. Комсомолец матрос Гаранин за конспектировал две главы, комсомолец старший матрос Макарьин — I главу биографии. Руководитель, читая текст, ос танавливается, раз’ясняет подробно от дельные события, описываемые в книге — краткой биографии Н. В. Сталина. Так, например, тов. Никитенко расска зал о «Союзе борьбы за освобождение ра бочего класса», созданном Лениным в Пе тербурге, детально раз’яснил роль «Союза борьбы», его задачи и заслуги «в создании : ------------------О ------------------- партии большевиков, а также деятель ность И. В. Сталина и его соратников по созданию большевистских организаций в Закавказье. Никитенко при этом приводит выдержки из воспоминаний тов. Берия. Слушатели в ходе чтения и об’яснения ру ководителя вносят в своп тетради записи, дополняют конспекты. Никитенко умело проводит занятие. Он обращается к географической карте, на звав жеста деятельности И. В. Сталина, показывает фотоснимки. Матросы с инте ресом рассматривали репродукцию с кар тины, изображающей политическую демон страцию батумских рабочих, во главе ко торой идет Сталин. Незаметно проходит время. В перерыве занятий слушатели рассматривают карту, оживленно беседуют, делятся впечатле ниями, разбирая фотоиллюстрации. В конце второго часа учебы тов. Ники тенко обратился к группе с вопросом: —Кто желает выступить? Слушатели активно подняли руки с просьбой разрешить им высказаться. Старший матрос Гаврющенко расска зал о детских и юношеских годах И. В. Сталина, матрос Исаев — о начале революционной деятельности. Сосвещением других вопросов из I главы биографии вождя выступили старшие матросы тт. Рогов, Деркач, Зилинец/ Руководитель политзанятия обобщил гыступления слушателей. Их высказыва ния свидетельствовали о том, что моряки хорошо усваивают биографию вождя. Инжееер-лейтевант тов. Никитенко рекомендует слушателям прочитать лите ратуру для глубокого закрепления полу- чениых званий. Он советует пользоваться сБраткам курсом истории ВКП(б)», сбор ником «И. В. Сталин» (к 60-летию со дия рождения вождя). Руководитель об’явил очередную тему политзанятий и дал методические советы по подготовке к ней. Заслуживает внимания подготовка само го руководителя политзанятий п умелое проведение учебы. Пнжгнер-лейтенант тов. Никитенко правильно распределил время занятий, изучил тему и сумел привлечь еще дополнительную литерату ру. Об’яснення давал четко, политически грамотно, что свидетельствует о большой предварительной подготовке. Наглядные пособия*, географическая карта, докумен ты из альбома по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)», фотоснимки н иллюстрации — все это заранее просмот рено самим руководителем, и оп в ходе занятий каждый раз обращался к этим пособиям. По окончании политзанятий замести тель командира корабля подробно беседо вал с руководителями групп, выслушал их мнения, просьбы и пожелания, интересо вался содержанием выступлении п вопро сов слушателей и как нз них отвечали руководители, а также просмотрел журна лы посещаемости занятий. Сейчас идет подготовка к очередной те ме. Для матросов и старшин подо брана литература в библиотеке и каюте политико-просветительной работы. Слуша-’ телей индивидуально консультируют ру ководители политзанятий. Партийное бюро поручило коммунистам тт. Максимову, Павлову, Пахмурко подготовиться прове сти доклады и беседы по историческим событиям из жпзнп и деятельности И. В. Сталина. Капитан А. СТЕПАНОВ. НА СНИМКЕ : отличник боевой к политической подготовки матрос М. Щеголев, сфотографированный у развернутого флага корабля. Фото Т. Григорьева. Оподготовке корабля к выходу в море примере молодые матросы убедились, к че му может привести невниматрльноеть в морском деле„ Теперь мычстремимся как можно более тщательно проверять исправ ность всех средств подема шлюпок. Немаловажное значение приобретает крепление различных предметов, находя щихся на верхней палубе. Как известно, плохо закрепленные предметы во время качки с силой перебрасываются с одного борта на другой, сами получают повреж дения, угрожают личному составу и, нако нец. могут быть омыты волной за борт. Как-то раз находился на борту нашего корабля катер соединения. Специальных блоков и приспособлений для его крепле ния мы не имели. Но, благодаря заботам матросов боцманской команды, катер был «намертво» закреплен. Даже при десяти бальном шторме он не тронулся с места. На занятиях и учениях этот факт мы при водили, как образец грамотного и умелого выполнения повседневных обязанностей. При подготовке к плаванию следует помнить, что от каждого матроса требует ся не только уметь готовить свое заведы- вание, но и самому быть смелым, наход чивым и расторопным. Надо обучать под чиненных, чтобы они в трудные минуты, не колеблясь, могли принять правильное решение и не допускали растерянности. О необходимости в морской службе на ходчивости и решительности говорит та кой факт. Однажды при спуске шлюпки корабль развернуло ветром и поставило бортом к волне. Шлюпка сильно раскача лась на талях. Находившиеся здесь ма тросы отошли в сторону, опасаясь как бы их не задело. Старший матрос Овсянников был у главной лебедки, на которую был подан ходовой конец горденя. Увидев, что шлюп ка может разбиться, Овсянников решил осторожно стравить трос и поставить шлюпку на кильблоки. Так он и сделал. Находчивость старшего матроса Овсянни кова спасла шлюпку. Подобных примеров в морской службе много. И чем труднее плавание, тем чаше они встречаются. Поэтому матросов надо прпучать действовать расторопно и реши- тсльио. Старшина 2 статьи С. ДЕМИЧЕВ. В подготовке корабля к выходу в море важная роль принадлежит боцманской команде. Хозяйство бопманов большое, и готовить его надо старательно, чтоэы в море ничего не случилось. В прошлый год мы имели промахи в этом деле: одни из них были допущены по малоопытности, другие по халатности матросов. Обучая своих подчиненных при готовлению корабля г. плаванию, я учи тываю все ошибки, которые допустились раньше. Например, был у нас такой сличай. Вы полнив задачу, корабль подошел к якор ной стоянке. Приказано было отдать ле вый якорь. Тут оказалось,» что у него не исправен подпалубный стопор. Пришлось отдавать другой якорь. Стоять па правом якоре тогда было хуже, чем на левом. Но иного выхода не было. Когда выяснили, оказалось, что причи на была простая. Подпалубный стопор от времени износился, был неотремонтиро- ван. От неисправности он не проворачи вался и отдать его было невозможно. Этот недостаток мы разобрали и. об судили. Матросы Наумов и Борисов осмот рели все якорное устройство и привели его в исправное состояние. Были отремон тированы стопора, заменены пришедшие в негодность шплинты, очищена и обновлена маркеровка якорцепи. Больше у нас та кого случая со стопорами не повторялось. Когда готовится корабль к выходу в море, надо внимательно осмотреть состоя ние блоков и скоб. Если замечается неис правность скобы пли блока, надо немед ленно заменить их. Мы испытали, какое значение имеет несвоевременное обнаруже ние непрочности скоб. Однажды старши на 2 статьи Смирнов не проверил состоя ние под’емного стропа шлюпки, на кото ром требовалось заменить сксбы. В море спустили шлюпку. Выполнив задание, подвели шлюпку под тали для под’ема на борт. Матрос Борисов, соединяя строп с цепным под’емом, не мог до места дослать болт и закрепить его шпилькой. Старшина Смирнов, принимая доклад подчиненного, не проверил его работу. В результате, когда стали поднимать шлюпку, незакреп ленный болт выскочил, шлюпка сорвалась и ударилась о привальный брус. Случай со скобами послужил уроком п для других матросов и старшин. На этом Старшина учит примером Матросы электромоторной группы стар ш и й 2 статыГСтепаиова добились успе хов в ремонте электрооборудования. С большим желанием ж прилежностью м*гр<к" Стезаев, Романее в Похлебкин врой ^5 л* переборку главяо-рааяидмп- тельных щитов, турбодинамо и ремонт моторов в судовой мастерской. Эту работу они выполнили качественно н юаныпе yet тановленного срока. Одним из лучпгих электриков в группе является матрос Цыганков. Он всегда ак куратно и четко выполняет приказания и во-время справляется с любцм заданием. Так, например, в момент ремонта глав ных холодильников потребовалось обеспе чить дополнительное освещение в маши: # С отчетно-выборных комсомольских собраний НЛКЯЗ НОВОМУ СОСТАВУ БЮРО Комсомольцы внимательно выслушали доклад заместителя секретаря старшего матроса Панютина о работе комсомольского бюро, после чего начали активное обсуж дение. Отчетный доклад был подвергнут суровой критике. Дело в том, что почти иесь доклад тов. Панютина был в основ ном построен лишь на недостатках в ком сомольской работе. — Недостатков, конечно, у нас немало, . — говорил на собрании старший матрос Степанов, — но в них повпнен не только бывший секретарь организации Шишкин, снятый с работы, но и члены бюро, в том числе и Панютин. Бюро слабо занималось вопросами идейно-политического воспита ния членов ВЛКСМ. Оно не продумало, как организовать это дело в условиях раз бросанности постов, где несут службу на ши комсомольцы. Несмотря на эти серьез ные упущения, в нашей организации вы росло немало передовых высокодиспиплн- нированных комсомольцев, которые хоро шо учатся и самоотверженно выполняют свой воинский долг, о чем докладчик умол чал. А о них следовало бы сказать, они вполне заслужили этого. Мачдо Курам», старшина 2 статьи .Григорьев и другие в своих выступлениях увззквали, что будущему составу бюро надо разработать организационные меро приятия по обеспечению идейного воспи тания кочеомольц-ев находящихся на от даленных ностах. В этой организации имеются связисты, как, например, Ведерников, Григории, Степанов. Смагии, Иванищев, Сорока, Ши- ков. Завалов и другие, которые образцово несут свою службу. В условиях пурги и частых штормовых ветров они, став на лыжи, не раз уходили в горы, преодоле вая за день расстояние в 40— 70 км и бо лее, быстро устраняли нанесенные урага ном повреждения, обеспечпвали беспере бойную связь. На этой работе они прояв ляли не только свое усердие, умение и физическую выносливость, но и самоот верженность. Комсомольцы живут на постах, отда ленных от культурных центров флота. РаЗотающим там комсомольцам не пред ставляется возможность быть в кино по году и более. — Многие из нас хотели бы глубже ознакомиться с жизнью п деятельностью товарнша Сталина, с его биографией, — говорил комсомолец Ведерников. — Вот посмотрите на этот шкаф. На его полках за стеклом лежит несколько экземпляров биографии товарища Сталина. По почему эти книги под замком? Почему они не до ходят до постов, то-есть туда, где ваши комсомольцы ждут эту книгу? — Не мешало бы нам иметь передвиж ную библиотеку, — дополняет Ведерникова комсомолец Кладков. — Каждые 2— 3 ме сяца такие библиотечки можно обмени вать между постами. Только следует нала дить это дело, что, несомненно, будет спо собствовать политическому н культурно му росту наших людей. Собрание прошло активно, деловито, па высоком идейно-политическом уровне. Вы ступающие не только вскрыли основные недостатки в работе бюро. Они высказали дельные мысли, посоветовав вновь избран ному бюро провести в жизнь такие орга низационные мероприятия, которые обес печили бы применительно к местным ус ловиям нормальную политическую и об щеобразовательную учебу комсомольцев, их культурный досуг. Комсомольское собрание тайным голосо ванием почти на 90 процентов обновило бюро, избрав в его состав отличников уче бы. Секретарем избран отличник старши на 2 статьи Григорьев. Было принято развернутое решение, направленное на устранение вскрытых недостатков. . Калитам И. ШАИРКО. Принимай вахту по всем правилам Матросам н старшинам приходится принимать и нести вахту при стоянке ко рабля и на ходу. Это два совершенно раз личных вида вахты и подходить к ним на до по-разному. Чтобы хорошо нести ходо вую вахту, надо особо серьезно отнестись к ее приему. Если плохо принять вахту, во время ее несения обязательно возникает много вопросов, на разрешение которых уйдет время, и новый вахтенный вынуж ден будет отвлекаться от своих обязанно стей. Внимательный п подробный прием вах ты на ходу важен для всех специально стей, в том числе и для сигнальщиков. На сигнальщиков корабля возложена большая обязанность — непрерывно вести наблюде ний за обстановкой и поддерживать по стоянную связь с кораблями и берегом. Поэтому каждому матросу, заступающему на сигнальную вахту, должно быть понят но, что принимать вахту надо строго по ин струкции. Опытный сигнальщик, войдя на мостик, обязательно выяснит обстановку на воде и в воздухе, на каком корабле находится флагман, какие приказания еше не вы полнены и какие не доложены семафоры. Не забудет он проверить и исправность средств связп. Насколько такая точность необходима, сигнальщики убеждаются на практике. Надо сказать, что п на нашем корабле были случаи невнимательного прпема хо довой вахты. Например, сигнальщик ма трос Денисов, будучи на вахте, не закрепил прожектор. В море поднялось волнение, корабль стало сильно кренить. От качки прожектор.ударился о поручни. От удара разбилась лампа. Денисов никому не доложил о случившемся. Принимающий вахту матрос Парпшков не проверил средств связи и доложйл вахтенному офи церу, что вахту принял в нопядке. Через некоторое время Паршиков полу чил приказание передать семафор прожек тором на флагманский корабль. Подошел матрос к прожектору, наиравил его на ад ресат и стал передавать. У него, конеч но, ничего не получилось. Паршиков про верил, включен ли прожектор в сеть. Ока залось, что включен. В чем же дело? По смотрел, а прожектор без лампочки. При шлось передавать семафор аварийным" средством связп. Но и зная уже о неисправности прожек тора, Паршиков не доложил об этом вах тенному офицеру. Он попытался скрыть это и при сдаче вахты. Хорошо, что новый заступающий на вахту сигнальщик Тимо феев, добросовестно отнесся к обязанно стям. Он проверил все средства связи и, обнаружив неработающий прожектор, до ложил вахтенному командиру, старшине отделения и записал в журнал. Только после этого переменили лампу, и прожектор стал действовать. Вполне понятно, на сколько серьезны проступки матросов Дг- нисова и Паршикова и к каким послед ствиям они могли привести в боевой обста новке. Бывает также, что при приеме ходовой вахты сдающий забудет передать, с какими постами и какими средствами деракит связь, а принимающий не спросит. Потом, после смены приходится вызывать старого вахтенного сигнальщика и уточнять 1 опол- нительно обстановку в то время, когда сигнальщик должен вести наблюдение. Старшине отделения надо учитывать все это, учить подчиненных правильно прини мать ходовую вахту. Мы на своем корабле каждый проступок сигнальщика, наруша ющего инструкцию, разбираем в присут ствии всех сигнальщиков и показываем, какие серьезные последствия могут про изойти из-за упущения даже одного чело века. Старшина 2 статьи К. ТУТОВ. нах. — Нам дано срочное задание, — ска зал старшина 2 статьи Степанов. — Не обходимо обеспечить дополнительным осве щением машины. Эту работу я поручаю вам. как опытному электрику. Надеюсь, что вы не подведете меня. — Есть сделать, — ответил матрое Цыганков. Через 30 минут он уже * был зашгг электропроводкой на линии, подвешивая электролампочки и прто:.р*а дополнитель ное освещение в машинных отделениях. К 12 часам ночи работа была полно стью закончена. — Ваше приказание выполнено: допол нительным освещением машины обеспече ны, — доложил электрик старшине. — Хорошо, молодец, товарищ Цыган ков! Утром Степанов проверил, как выполл~ нена работа матросом. Дополнительны» свет хорошо горел во всехМашинных от-; делениях. На вечерней проверке старшина поста вил в пример другим матросам электрика Цыганкова и об’явил ему благодарность за досрочное я качественное выполнение задания. Электрик матрос Цыганков — отлич ник боевой и политической подготовки. Он постоянно занимается! повышением своих знаний по специальности, самостоя тельно изучая на практике и по схемам электрооборудование. За короткое • время службы на корабле Цыганков завоевал ав торитет среди личного состава и добился больших успехов в своем деле. Примерными в службе являются там е электрики матросы Романов п Судаков. Недавно за отличный ремонт своих заведываний оба они получили по 10 су ток отпуска. Во всей работе помогает своим подчи ненным и учит их электроделу старлшна 2 статьи Степанов. Личным примером по казывает он матросам, как нужно ремон тировать механизмы, во-время и в срок сдавать их в эксплоатацию. * Например, требовалось сдать в эксплоа тацию телефонную станцию, которая дол го не работала. Когда предложили эту до вольно сложную работу Степанову, • он вместе с матросом Романовым хорошо вы полнил ее. Капитан Т. ЗАХАРОВ. Шлюпки готовы к занятиям Наступают теплые весенние дни. Уже недалеко то время, когда начнется подго товка к регулярным шлюпочным занятиям. Шлюпочные команды некоторых кораб лей сейчас уже готовятся к этому важно му мероприятию. Боцмана проверяют и оснащают шлюпки такелажем, вооружают их веслами, парусами и другими принад лежностями. Например, команда старшины Самойлова занялась проверкой вооружения и осна щения шестивесельной шлюпки. Матросы привели в образцовый порядок рангоут, паруса, укомплектовали шлюпку уключи нами, веслами, покрасили анкерки. Перед началом тренировок старшина 2 статьи Самойлов провел несколько за нятий с матросами по изучению шлюпки. Он рассказал об обязанностях каждого гребца. На-днях под руководством старшин матросы боцманской команды тренирова лись в спуске шлюпки на воду. Первый пробный выход шлюпки показал хорошее мастерство отдельных гребпов. Здесь было установлено, что гребпы старший матрос Кузнецов, матрос Чуеголь я старшина 2 статьи Самойлов знают шлюпку и хоро шо умеют ходить на ней. Скоро шлюпочные, команды приступят к ежедневным тренировкам. Напитан 3. ТАРАСОВ. Старательный юнга-связист Юнга Бобров готовится стать штатным специалистом. Он усиленно занимается, старательно изучает специальность ради ста. Первое время юнге трудно давался прием наслух и передача на ключе. Но благодаря систематическим тренировкам и желанию стать мастером-связистом Бо бров добился значительных успехов. Много работает юнга над изучением ма териальной части. Он внимательно слу- 1 пает об'яснеиня старших товарищей, со ставляет конспекты. В учебе ему оказы вает большую помощь командир отделения тов. Раэов. Старшина. 2. статьи Б. БАБУШКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz